Азбука верыПравославная библиотекапротоиерей Александр СулоцкийОбращение в христианство язычников енисейской епархии


протоиерей Александр Сулоцкий

Обращение в христианство язычников енисейской епархии

Русские с самого начала покорения Сибири старались обращать сибирских инородцев к вере во Иисуса Христа. – Когда только что учреждалась для Сибири в Тобольске епархия (в сентябре 1620 г.),

архипастырям ее уже поставлялось от правительства в непременную обязанность подражать просветителю зырян, св. Стефану, епископу велико-пермскому, – обращать сибирских неверующих к вере в истинного Бога. Об этой святой обязанности правительство и впоследствии напоминало почти каждому из сибирских преосвященных, в особенности при их назначений на

Тобольскую или другую какую-либо сибирскую кафедру.

И школы духовные и семинарии от Государей российских, начиная с Петра I, предписывалось сибирским архиереям заводить именно с тою целию, чтобы имеющие обучаться в них, с получением священства, могли не только учить вере и благочестию своих прихожан из русских, но и обращать к вере в истинного Бога неведающих Его сибирских туземцев. – С целию обращения в христианство сибирских инородцев и даже соседей их монголов и китайцев со времен Петра великого, Елисаветы Петровны и Екатерины II, учреждались и доселе учреждаются миссии духовные.

Обращения сибирских инородцев-язычников, а отчасти и магометан бывали и прежде, и бывали иногда в значительных размерах; напр. Тобольским митрополитом Филофием Лещинским с сотрудниками, с 1712 по 1727 год, было окрещено сибирских инородцев до 40 тысяч. От чего в настоящее время, да и довольно уже давно, исповедуют веру христианскую некоторые племена сибирских туземцев уже целыми массами. Таковы якуты, таковы вогулы и пр., да почти таковы же и остяки, а также тунгусы в особенности Якутской области.

Обращение неверующих сибирских инородцев к вере в Иисуса Христа, совершавшиеся прежде, совершаются и ныне, и совершаются иногда не отдельными только личностями или частными семействами, а вдруг целыми сотнями и даже более! Такие обращения, т. е., в больших количествах людей, были в недавнее время в иркутской епархии при преосвященных Ниле, Евсевии, Парееше и Мартиниане; такое обращение (- вдруг более 300 человек) было лет 8 или 9 тому назад, и в Тобольской епархии, совершенное покойным Сургутским священником Василием Алекс. Кайдаловым;1 такое же было раз в енисейской епархии во время одного обозрения ее первым тамошним преосвященным Никодимом; такое же, только в гораздо еще более обширных размерах, обращение инородцев в енисейской епархии совершилось и в истекшее лето настоящего года, при обозрении же епархии, управляющим ныне ею, епископом Антонием. Вот выписка об этом удивительном и для сердца верующего радостном событии из письма ко мне (от 31 июля) одного жителя города Красноярска, человека притом вполне знакомого с местными епархиальными делами...

«В проезд преосвященного нашего по епархии», пишет он,– «в Минусинском округе, в селении Аскыз, на юго-западной границе с томскою губернией, 14 июля, он встречен был coбpaниeм инородцев около 4000, из коих 3 тысячи были некрещенные. Сии последние единодушно желали и просили креститься. Назавтра – 15 июля, в местной церкви Литургия началась в 6 и окончилась в 10 часов; после сего совершен крестный ход на речку Аскыз, где приготовлен был помост, и где самим преосвященным, при участии 2-х протоиepeeв и 4 священников, совершено крещение этой трехтысячной (с малолетними и женщинами) массы людей. По возвращении в церковь, все новокрещенные удостоены приобщения св. таин, – и все богослужение окончилось в 4-м часу. В числе этих новопросвещенных братий наших 600 человек разных шаманов. Событие было до слез трогательное! Оно подготовлено инородческим учителем и писарем Катапсовым, нашим знаменитым коммерсантом золотопромышленником Петром Ив. Кузнецовым (имеющим в Аскызе свою резиденцию и сердечно любящим инородцев – этих детей природы), и еще родоначальником Думы.2 Петр Иванович был восприемником 6-ти инородческих родов. Сначала именно он и известил меня о всем этом по эстафете; но теперь подтверждено это извеситие письмом отца ключаря (Угрюмова), сопутствующего преосвященному, который сам должен возвратиться домой (в Красноярск) 2 иди 3 августа».

Замечателен день крещения аскызских инородцев – 15 июля. Ведь это день, в который Церковь празднует память просветителя России, св. равноапостольного великого князя Владимира. Дай Бог, чтобы крещение аскызцев послужило началом крещения и всех прочих их собратий, остающихся еще в язычестве, подобно тому как в 988 году крещение киевлян, совершенное по распоряжению св. Владимира, послужило началом крещения и всех русских славян и многих других племен, заселявших в девятисотых и тысячных годах Россию!

Странным может показаться крещение аскызских инородцев тотчас, на другой же день по заявлении ими желания креститься. Но когда крещение совершается целыми массами людей, то иначе и быть не может. Оставить тысячи людей, изъявивших желание креститься, некрещенными на год, на два, с целию приготовления ко крещению, с целию изучения и уразумения ими веры христианской,– это значило бы лишиться если не всех, то многих и многих из искавших крещения: ведь их родичи, оставшиеся в идолопоклонстве, непременно стали бы разными способами отвращать их от принятия веры в истинного Бога, и они, по влиянию сих идолопоклонников и по собственной с детства привычке к почитанию идолов, по прежнему остались бы чтителями их, и изменили бы обещанию, заявленному ими пред преосвященнным. Припомним, что и наши предки при святом Владимире также крестились, без особенного предварительного приготовления к принятию крещения; но из этого – большого зла не вышло: многие и из самих тогда крестившихся скоро новую веру полюбили и усвоили ее не только сердцем, но и умом; а их дети, внуки и правнуки и в гораздо большем количестве сделались настоящими христианами. Точно тоже будет и с тремя тысячами инородцев енисейской епархии, ныне крестившихся, а равно и с их потомками: сами новокрещенные, положим, в большинстве-то будут только крещенными, но их дети, внуки и правнуки сделаются и настоящими христианами, умом и сердцем верующими во Христа Спасителя. – Притом же, судя по вышеприведенному письму красноярца, можно с основательности полагать, что аскизкие инородцы заблаговременно, и до приезда к ним преосвященного Антония, были приготовляемы ко крещению. Там, в письме, между прочим говорится, что «событие (крещение многочисленных язычников), до слез трогательное, было подготовлено учителем инородческим Катапсовым». Быть же не может, чтобы учитель Катапсов, располагая аскызцев к принятию веры истинного Бога, ничего не говорил им (по крайней мере наиболее влиятельным и значительным из них) – и сам лично и чрез учеников своей школы, об этом Боге – и как о Творце миpa, и как о Промыслителе, и как Искупителе, о воплощении Христа Спасителя, об Его чудесах, страданиях, смерти, воскресении и вознесении, а также о рае и аде, которые ожидают человека в будущей жизни, смотря по его вере и делам в жизни настоящей; быть не может, чтобы этот учитель также не научил их делать на себе крестное знамение и не объяснил, что оно значит. – В письме говорится еще, что «событие трогательное до слез было подготовлено, кроме учителя, золотопромышленником Петром Ивановичем Кузнецовым, сердечно любящим инородцев, этих детей природы». Опять и при этом скажем: не может же быть, чтобы Петр Иванович, сердечно любящий инородцев, располагая их к принятия крещения и затем видя их расположенность к тому, не позаботился о сообщении им предварительно, если не все лично, то чрез подручных ему людей, и в особенности чрез местное духовенство, хотя каких-нибудь понятий о вере и жизни христианской. Не жалел он расходов, соединенных с восприемничеством от купели целых шести инородческих родов (на белые рубашки, халаты, кресты и разные подарки воспринятым), то нельзя думать, чтобы он пожалел заплатить несколько рублей тем, которые взялись приготовлять и приготовляли добрых детей природы к принятию крещения.3

4 сентября 1876 г.

Омск.

* * *

1

Странник, 1869 г., август. отд. IV.

2

Желательно бы о всех этих трех лицах получить несколько более подробные сведения.

3

См. известие об этом же событии в отделе хроники настоящей книжки «Странника».