Азбука верыПравославная библиотекапреподобный Александр СвирскийПреподобный Александр Свирский "новый чюдотворец" - русский подвижник XVI века
Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


Преподобный Александр Свирский «новый чюдотворец» — русский подвижник XVI века

К 450-летию со дня кончины

 
   Одним из самых замечательных севернорусских подвижников XVI века был преподобный Александр, основатель Свирской обители. Родился он в новгородских пределах. «Сего же блаженнаго отрока отець бяше именем Стефан, жительство же имеаше от предел славнаго и Великаго Новаграда, от страны же Обонежскиа, иже есть на рецы на Ояте, от села нарицаемаго Маньдеры, иже бе прямо Островъскаго монастыря»1. За богослужениями в этом монастыре было положено начало духовного воспитания будущего подвижника. Монашеский постриг Преподобного был совершен в Валаамском монастыре, основанном преподобными Сергием и Германом. «На Валааме, центре духовной христианской жизни русского Севера, кроме преподобных Сергия и Германа Валаамских, Александра Свирского, Германа Аляскинского, Арсения Коневского и Трифона Печенгского, положили начало своим иноческим подвигам и духовно возросли многие известные и неизвестные миру подвижники» (55, с. 20). Преподобный Александр подвизался первоначально в самом монастыре, а затем удалился на близлежащий безлюдный остров. «Первым обитателем этого пустынного острова был преподобный Александр Свирский. Жизнь угодника Божия дала название острову: «Святой». Доныне видны на острове следы пребывания боголюбивого отшельника: его пещера в расселине скалы и могила, осененная теперь гранитным крестом, ископанная, по преданию, святыми его руками» — читаем в описании Валаамского монастыря (41, с. 36. См. также: 10, с. 36, 250—251; 14, с. 19; 57, с. 14). После кончины своих родителей, перед смертью принявших по совету преподобного Александра иноческое звание, он переходит в Свирские леса и здесь подвизается в уединенной келье, построенной в непроходимом лесу. По мере увеличения числа иноков на этом месте появляется новый монастырь в северных пределах Русской Церкви.
   О жизни и подвигах преподобного Александра Свирского уже писалось на страницах «Журнала Московской Патриархии», о нем же можно прочесть в «Настольной книге священнослужителя» (см.: 13, с. 73—76; 38, т. 3, с. 776—780; 55, с. 20). Поэтому в своей работе мы хотим остановиться только на некоторых вопросах агиологии этого святого подвижника.
   Его почитание на Руси началось очень рано. Скончался он в 1533 году, а в 1545 году уже было написано его житие. Агиограф говорит о себе: «Аз грешный Родион и менший всех в обители святаго и блаженнаго отца Александра, от него же в монастырь приатн благословен быв, такоже и от самого того руку Преподобнаго острижен бысть и мнишескиа одежда сподоблен...» (л. 1168 об.)2. Далее говорится о времени составления жития: «Списано же бысть житие се у Живоначалней Троици в обители преподобнаго отца Александра в созданнем от него монастыре в лето 7053 в второенадесять лето по преставлении святаго отца Александра в христолюбивое царство государя великаго князя Ивана Васильевича всея Русии самодръжца, повелением господина пресвященнаго Макариа митрополита всея Русии и по благословению господина пресвященнаго Феодосиа, архиепископа Великаго Но- ваграда и Пскова» (л. 1168 об.).
   Русский историк В. О. Ключевский называет этот агиографический труд «обширным и обильным любопытными подробностями» (26, с. 263). В. С. Иконников говорит, что произведение игумена Иродиона «принадлежит к лучшим житиям по обилию подробностей и своей обширности» (22, с. 1724). «Житие написано языком живым и без излишнего многословия... Служба святому Александру — вероятно, сочинение того же игумена», — говорит архиепископ Черниговский Филарет (64, с. 153). Профессор Е. Е. Голубинский называет это житие «подробным и любопытным» (15, ч. 2, с. 187). Совершенно отлично от приведенных высказываний мнение И. Яхонтова. Изучая житие преподобного Александра Свирского, он выявил немало текстуальных совпадений с житиями преподобных Сергия, игумена Радонежского, Кирилла Белоезерского, Феодосия Печерского, Варлаама Хутынского. Это позволило исследователю сделать следующий вывод: «Чисто исторических сведений о преподобном Александре труд игумена Иродиона дает весьма мало; они совершенно залеплены красками, взятыми у Пахомия Логофета, и в большей части — так прочно, что отделить эту чужую окраску, чтобы приобрести хотя и незначительные, вполне верные, данные об этом подвижнике, — слишком трудно, да и едва ли возможно» (67, с. 86)3.
   Едва ли древнерусские книжники и читатели не замечали выявленных параллелей, слушая синаксарные чтения в храмах за утренним богослужением и зачитываясь ими при свете свечи или лучины в домах. Думается, что они могли бы увеличить перечень подобных параллелизмов, зная хорошо жития святых. Но подобные вещи нашим предкам говорили об ином. Святой подвижник, их современник, своими подвигами и святой жизнью достиг такого духовного совершенства, как и вышеназванные великие подвижники — всем известные преподобные Антоний, Варлаам, Сергий... Академик Д. С. Лихачев говорит об особенностях древнерусских произведений: «Было бы неправильно усматривать в литературном этикете русского средневековья только совокупность механически повторяющихся шаблонов и трафаретов... Все дело в том, что все эти словесные формулы, стилистические особенности, определенные повторяющиеся ситуации и т. д. применяются средневековыми писателями вовсе не механически, а именно там, где они требуются» (28, с. 90). «Перед нами творчество, а не механический подбор трафаретов — творчество, в котором писатель стремится выразить свои представления о должном и приличествующем, не столько изобретая новое, сколько комбинируя старое» (28, с. 91). Наибольшее количество сходных мест из жития преподобного Александра, выявленных И. Яхонтовым, приходится на житие преподобного Сергия, игумена Радонежского. Это позволяет нам думать о наибольшей духовной близости благодатного облика Свирского отшельника к подвижнику на горе Маковец. Преподобный Сергий, по выражению службы, «пустыню яко град соделав, в ней множество монахов собрал.., славити многопетую Троицу» (36, с. 629). Множеством учеников и почитанием Живоначальной Троицы прославился и преподобный Александр Свирский. Отмечается, что он имел также большое значение для развития северорусского монашества (39, № 16, с. 545).
   Первый, кто обнаружил подвизавшегося в одинокой келье подвижника, был боярин Андрей Завалишин, ставший затем его первым учеником. «Рассказ пустынника о своих аскетических подвигах произвел глубокое впечатление на душу боярина. Он заставил Андрея задуматься над своей судьбой и позаботиться о высших интересах своей жизни» (7, с. 2). Как и преподобный Александр, он принял постриг в Валаамской обители, а позднее на берегу Ладожского озера устроил монастырь в честь святителя Николая (18, с. 621—622)4. После того, как А. Завалишин нашел место подвигов Преподобного, сюда стали приходить желавшие подвизаться в иноческих трудах. Среди них духовно выросло множество подвижников. Наиболее полно они перечислены в «Настольной книге священнослужителя» (38, т. 3, 780) и в статье В. Русака (55, с. 20, 21). О некоторых других сподвижниках Свирского угодника мы узнаем из различных книг и житий.
   В житии святителя Московского Филиппа (U 1569) говорится о его монашеском постриге в Соловецкой обители. «И постригоша его во ангельский образ, он же со отъятием влас главы своея вкупе отлагает и плотьская мудрования и вся яже суть в мире и в Феодора место нарекоша имя ему Филипп. И на исправление предается в послушание и внимати чернечеству и благочинию монастырьскому некоему дивну мужу ермонаху, иж вторая правяще монастыря того, иже бысть сопричастник преподобному отцу нашему Александру Свирьскому (разрядка наша — И. М.). Богомудрый же Филипп живяше у того честна старца во благочинии мнозе, от негоже всяку заповедь и всяку добродетель во смирении душа делы научився: во дни убо в трудех и потех, в нощи же многащи без сна пребывая молящеся. Прорече же о нем от Бога дарованным пророчеством старец его, сей будет настоятель во святей обители сей, еже и бысть»5.
   О другом подвижнике, трудившемся вместе с аввой Александром, говорится в житии преподобного Кирилла Новоезерского. «Многа от многих слышах о сем преподобном Кириле Белом и о пустыни его за 30 поприщ от града Белаезера, живуща среди Новаезера преподобный Александр Сверский посла из обители Живоначальныя Троицы брата имянем Никифора, мудра и духовна, ко блаженному Кириллу по́вести ради духовныя...». Посланный старец-ученик «пред блаженным же поклонение творяще с началом и благословение сотвори ему от преподобнаго Александра игумена Живоначальныя Троица оному же рекшу тихим гласом благослови мя отче святыи и рабе Святыя Троица и свету жилище сияюще блаженному же чрез езеро... При беседе старец же Никифор рече ко преподобному, прости мя святче Божии посла мя преподобный отец наш игумен Александр Сверскии видети твое преподобство... Слышав же се блаженныи Кирил и подивися велми о пришествии старца и о духовной любви преподобнаго Александра и паки рече блаженныи: Благословен Бог, яко сподоби нас совокупитися духовнои любви в дале растоянии твоим пришествием, начеже и Владыка Господь наш Иисус Христос призвати имать нас во оном блаженьстве и в ли́це праведных со преподобным Александром, имяше же той старец Никифор на себе вериги тяжки и видев блаженныи Кирил и почюдися терпению старчю и посем же беседующим им о ползе душевнеи и паки же поиде старец Никифор со острова во обитель Живоначалныя Троица на Сверь ко преподобному Александру. Оному же преподобному Кирилу проводившу старца в лодницы в мале и отпустившу его с миром и на том месте преподобный Кирилл постави крест, идеже видеша свет велий осия их»6.
   Из жития преподобного Геннадия Костромского и Любимоградского мы узнаем, что его судьбу определила встреча с преподобным Александром. По его благословению он «направился в вологодские леса к преподобному Корнилию Комельскому и принял от него пострижение с именем Геннадий» (38, т. 2, с. 539—540).
   Преподобный Александр Свирский дважды являлся преподобному Никандру Псковскому, «наставляя и укрепляя его» (38, т. 2, с. 112). О других учениках Преподобного мы узнаем из «Книги, глаголемой описания Российских святых»: «Преподобныя отцы Игнатий, Леонид, Дионисий, Феодор, Ферапонт, Корнилий, Афанасий ученицы́ преподобнаго Александра Свирскаго, в задней пустыни на Ояте реце в монастыре Введения Богородицы от Свири реки 5 поприщь по Ояти вверх села Архангельскаго Сермакса, идеже отец и мати александровы погребены»7.
   Как и преподобный Сергий, Александр Свирский был почитателем Святой Троицы, Которая и явилась ему однажды во время молитвы в сиянии необычного света. «И зрит же Преподобный три мужа вшедша к нему, идеже блаженный молбы своя творяща в одежду белу оболчена чистотою лепа же... освещенны славою небесною неисповедимою и коегождо их жезл в руде своей держаща Егоже видев преподобный и страхом велий одержим бысть весь трепеща ино малу же в себе пришед подъщався и поклонися Има до земля» (л. 1154 об.). Явившаяся Святая Троица повелела ему воздвигнуть храм «в имя Отца и Сына и Святаго Духа, Неразделимыя Троица» (л. 1154 об.)8. Прославляя Святую Троицу, тем самым Преподобный уже здесь на земле сподобился узреть в трех Лицах почитаемого и поклоняемого Господа. Это необычайное, но кратковременное явление теперь продолжается для него на небесах, о чем неоднократно говорится в службе святого подвижника: «Ныне неизреченныя добро́ты зриши Неразделимыя Троицы, Александре премудре, питаяся присно Божественными добро́тами на небесех духом» (21, с. 190). В икосе службы говорится: «Радуйся, яко воистину обрел еси Божию благодать, и со ангелы присно зрети сподобился еси лицем к лицу Святую Троицу» (21, с. 213—214). «Тя паче ума из нерожденна Отца, прежде век рожденна Сына, славный проповеда Александр, и Духа Пресвятаго, Едину Троицу естеством ведый Божества» (21, с. 217). В акафисте Преподобному читаем: «Радуйся, причастниче огнезрачнаго Трисолнечнаго сияния» (1, с. 29).
   Историческая обстановка на Руси в XIV и XVI веках может подсказать различные акценты в почитании Святой Троицы. С именем Преподобного Сергия связано прославление на Руси Святой Троицы как символа неразделимости, единства и сплоченности русского народа. В «Настольной книге священнослужителя» читаем об этом: «Радонежский подвижник, его ученики и собеседники обогатили Русскую и Вселенскую Церковь новым богословским и литургическим ведением и видением Живоначальной Троицы, Начала и Источника жизни, являющей Себя миру и человеку в соборности Церкви, братском единении и жертвенной искупительной любви ее пастырей и чад».
   Духовным символом собирания Руси в единстве и любви, исторического подвига народа стал храм Живоначальной Троицы, воздвигнутый Преподобным Сергием, «чтобы постоянным взиранием на Неё побеждался страх ненавистной розни мира сего» (38, т. 3, с. 524; см. также: 66, с. 16). Во время же преподобного Александра, можно думать, почитание Святой Троицы было прежде всего символом чистоты православного учения. В 1508 году, когда было виде́ние Троицы, современники хорошо помнили, что в 1504 году были осуждены еретики-жидовствующие, отрицавшие Троичность Божества. К этому времени на берегу Онежского озера, невдалеке от места подвигов Александра Свирского, уже существовал Троицкий монастырь, основанный преподобным Ионою Климецким. Во время бури бывший посадник «услышал голос Господень, повелевший ему создать обитель во Имя Живоначальной Троицы, и на можжевеловом кусте чудесно обрел Ее святую икону» (38, т. 3, с. 398; 65, с. 202)9. В 1492 году преподобный Вассиан Угличский основал Троицкий храм, положивший начало монастырю (38, т. 2, с. 617). «Любовь русских подвижников к Святой Троице зримо низвела Саму Троицу на Русскую землю. Как ветхозаветному праведнику Аврааму, Она явилась в виде трех Ангелов валаамскому иноку преподобному Александру Свирскому (U 1533). Это событие в русской агиографии было объяснено как свидетельство непрерывности откровения Святой Троицы в мире, единство Древнего и Нового Заветов и неограниченность избранничества народов для служения Богу» (42, с. 58—59).
   Как и преподобному Сергию, Богоматерь являлась и Свирскому подвижнику, возлюбившему Её, о чем выразительно говорится в Богородичном тропаре второго канона: «Младо Отроча паче слова родила еси Ветхаго деньми, нову стезю на земли добродетелми показавша, Его же угодник присный Александр, Отроковице, любовию снедаем и храм Тебе создал»10. Родители обоих преподобных отцов закончили свою жизнь в монастыре11.
   Можно назвать еще одну особенность, объединяющую двух подвижников. Преподобный Сергий был близок к митрополиту Алексию, выполнял его поручения, и Святитель даже хотел видеть его своим преемником по кафедре. Можно также говорить об очень близких отношениях преподобного Александра Свирского к архиепископу Макарию, ставшему впоследствии митрополитом12. Построенный во Имя Святой Троицы храм в обители был освящен по благословению архиепископа Макария, как об этом говорится в Житии святого. «Молиша же иже тогда архиепископа Макария о освящении церкве, и того повелением церковь освящается в Имя Святыя Живоначалныя Троица» (л. 1158 об.). Святитель делал вклады в монастырь Преподобного. «Монастырь Александрова пустыня: пашни под монастырем восемь четей в поле, в дву потомуж, сена нет, а к монастырю архиепископ бывший Макарий дал пожен: на Коневом острову косят тридцать копен... Да архиепископ дал Александру пожен, на под монастырем две мельницы водяных, безоброчно» (57, с. 29; 39, № 16, с. 550—551). Писатель середины XVI века инок Зиновий Отенский говорит, что при архиепископе Макарии, великом книжнике Древней Руси, на всякий час читались книги (25, с. 215, 220). Между тем, В. Виноградов, исследователь древнерусских житий, отмечает: «В монастыре Александра Свирского чтение книг одобрялось и поощрялось наравне с такими монашескими трудами, как молитва» (12, с. 792). Позднее митрополит Макарий дал как вклад в монастырь книгу творений святителя Григория Богослова13. Перед своей блаженной кончиной Преподобный послал святителю следующую грамоту: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Се аз раб Божий пишу сию духовную грамоту, своим целым умом, государю преосвященному архиепископу Великаго Новагорода и Пскова, владыке Макарью. Нынеча, государь, Божиим посещением в болезнь впадох, и чаях к Богу своего отшествия; и старцы, государь, святыя Живоначалныя Троицы обители видя меня приспевша к кънцу, и начаша ми докучати о игумене: «Кого де ты нам прикажешь на свое место игумена?» и аз, государь, положу ли упованье на Бога да на тобя; а есть, государь, у Живоначалные Троицы во обители, в нашей пустынке, 4 священники, и аз приказываю, государь, Богу да тобе, которого, государь, ты благословишь в тех 4 священникех, то им игумен. Да тебе же государю приказываю преосвященному архиепископу владыке Макарью обители Живоначалные Троицы священноиноки и всю свою братью: Бога ради, государь, и Пречистей Его Матери, побереги и оборони от сильных людей, после моего живота... Мир тобе государю преосвященному архиепископу Великаго Новаграда и Пскова владыке Макарью о Христе; а меня, государь, грешнаго прости и благослови, а тебе государя, правителя истинному слову Отца и Сына и Святаго Духа и наставника заблужьдшим еже к спасению, Бог прощает» (2, с. 195—196)14.
   Через двенадцать лет после кончины Преподобного «по повелению» святителя Макария, ставшего к тому времени Всероссийским митрополитом, пишется Житие святого. А через два года, в 1547, на Соборе русских епископов под председательством митрополита Макария было установлено «...праздновати новым чудотворцам в Русской земли, что их Господь Бог прославил, Своих угодников, многими и различными чудесы и знаменми и не бе им доднесь соборнаго пения; мы же о Святем Дусе с сынми своими, со архиепископы и епископы и со всеми священными соборы, уставихом, на том Соборе, праздновати по прежеуложенному Уставу святых отец: праздновати в царствующем граде Москве в соборной церкви и по всем священным церквам и по всем святым монастырем и по всем градом великого царства Росийского пети праздновати повсюду... августа в 30 день, новому чудотворцу Новгородскому преподобному игумену Александру Сверскому» (3, № 213, с. 203). Через пять лет, во время казанского похода Ивана IV, митрополит, воодушевляя на брань, в послании царю и войску писал о предстательстве «святых чюдотворцев», и в частности преподобного Александра Свирского (45, с. 432).
   Самый первый построенный в Москве храм в честь «нового чюдотворца Александра Сверьскаго» был Покровский собор, воздвигнутый по случаю победы над Казанью, известный ныне как храм Василия Блаженного на Красной площади. Освящение его было совершено в 1560 году в присутствии царя, покорителя Казанского ханства, и множества бояр, «асвящал Макарей митрополит всея Русии во всем священным собором» (44, с. 320)15. «Северо-восточный придел посвящен Александру Свирскому, на день памяти которого 30 августа пришлась победа над войсками Епанчи» (23, с. 292). Об иконе Преподобного, написанной в это время для Успенского собора, известно следующее: «Бе же образ новопросиявшаго в чюдесех преподобного Александра Свирского, иже бе поставлен у столпа противу чюдотворнаго гроба блаженнаго сего Ионы митрополита, и от того образа многа тогда исцеления быша...» (27, с. 26). Незадолго до кончины святителя, когда во время Ливонской войны русскими войсками был отбит древний Полоцк, царь писал митрополиту, что это произошло по молитвам русских святых, и в частности преподобного Александра Свирского (46, с. 314, 315).
   Игумен Иродион, автор Жития своего учителя, оставил нам такую интересную повесть, в которой духовные связи преподобного Александра и святителя Макария — этих двух великих подвижников предстают наиболее зримо. Агиограф рассказывает о себе: «Во едину от нощей стоящу мне смиренному Иродиону в келлии своей во обычном своем правиле, и во убозей молитве моей воздремавшуся, возлегох на одре моем препочинути, и уснух: и абие явися внезапу в оконце келлии свет велий сияющ. Аз же воспрянух, и преклонихся ко оконцу, видети хотя: и видех лучу некую велию сиящу по всему монастырю, и от церкве Святыя Богоматере честнаго Ея Покрова видех грядуща преподобнаго отца Александра по монастырю круг церкви Святыя Троицы, и в руках несуща Животворящии Крест Господень; пред ним же идяху отроцы в одежду белу оболчены, в руках несуще свещи горящыя. И се слышах преподобнаго отца Александра тихим гласом глаголюща: О Макарие, гряди во след мене и покажу ти место на вратех монастыря, на немже хощу, да созиждется церковь Николаа Мирликийских чудотворца. Аз же прилежно внимах гласу тому: и се видех два мужа зело светолепна во след святаго идуща, и веду́ща конь впряжен в сани, и в них седяща Макариа митрополита Московского (иже прежде бысть архиепископ Великаго Новаграда, знаемь же бяше тогда Преподобному), в руках же своих держаща образ святаго Николаа Чудотворца, и око ему десное затворено бяше. Аз же сия видев страха же и радости исполнен быв, текох скоро из келлии, и едва достигох митрополита Макариа, и поклонихся ему, и вопросил его глаголя: О святый владыко, повеждь ми, како тебе затворилося десное твое око? Он же отвещав рече ми: чадо, грех ради моих сие сотвори мне Бог. И слышах паки преподобнаго Александра гласяща к себе митрополита, иже скоро грядяща во след Преподобнаго. Егда же Преподобный прииде ко дверем церкве святыя Троицы, и знамена́ Честны́м Крестом, абие отверзошася двери, и внидоста оба в церковь: и паки затворишася двери церкве, и к тому невидими быша. Аз же вся сия видев, вельми ужасохся о преславном видении сем» (21, с. 151 — 153; 39, № 19, с. 664)16. В рукописном тексте повести прославляется наряду с Преподобным и Святитель. Игумен Иродион говорит: «И тако прославих о сем Всемогущаго Бога и святых отец Александра и Макария...»17. Это чудесное явление, описанное игуменом Иродионом, свидетельствует, что и после кончины Преподобный был неразлучен с митрополитом Макарием, то же можно сказать и о времени после кончины Святителя. Знаком такого духовного и неразрывного их единства является большая икона с изображением преподобного Александра Свирского с Житием середины XVI века, находящаяся у гробницы Всероссийского митрополита Макария в кремлевском Успенском соборе.
   Служба преподобному Александру Свирскому, как предполагает литургист Ф. Г. Спасский, была составлена также игуменом Иродионом, а в XVII веке, после открытия мощей Преподобного, она была дополнена другим автором. Он говорит о гимнографии службы: «Два автора трудились над текстами: позднейшему принадлежат 4 огромнейших стихиры на литии, стихиры на «Господи, воззвах» вечерни, стихира по 50-м псалме и второй канон: в них говорится о раке мощей. Остальная часть носит на себе оттенок работы какого-то инока: эта часть пользуется как источниками службами преподобным Сергию и Афанасию Афонскому, 5 июля... Тропарь, кондак и икос составлены в выражениях служб преподобным Сергию и Варлааму Хутынскому» (61, с. 197). Привлечение рукописного материала позволяет внести некоторые уточнения. Оба канона, по-видимому, были написаны сразу, а в таком случае — одним автором. По крайней мере, в рукописи 1565 г., переписанной в Иосифо-Волоцком монастыре, мы уже встречаем в службе преподобному Александру два канона18. Составленные службы «новым чюдотворцам» сразу же получали и музыкальное оформление, т. е. тексты полагались на крюковые ноты знаменного распева и затем пелись в храмах за богослужениями. Как на замечательный и ранний памятник такого рода можно указать на крюковой Стихирарь середины XVI века кремлевского Чудова монастыря, содержащий песнопения службы преподобному Александру19. В «Окозрительном Уставе» архиепископа Новгородского Геннадия (U 1505), который был позднее доработан, говорится: «О празднике преподобнаго Александра Сверскаго месяца августа 30 день. Вечер — Блажен муж, на Господи воззвах стихиры на 8: Предтечи 4, Александру 4, слава Предтечи и ныне догматик и прочее по Уставу. На утрени на Бог Господь тропарь Предтечи 2-жды, слава преподобному, и ныне Богородичен и прочее по Уставу. Канон Предтечи на 6 и Преподобному на 8, катавасия начертав. По 9 песни светилен Предтечи и Преподобному, и прочее по Уставу. А иные уставщики поют вкупе среди святым патриархам, а иные поют напреди святым»20.
   В XVII веке в Новгороде совершался крестный ход в Сырков монастырь, за которым следовали каноны — причем на 4 статии — преподобному Александру Свирскому (30, ч. I, с. 608; 31, с. 26). В прошлом веке Преподобному был составлен акафист, автором которого является А. Ф. Ковалевский (33, с. 740—741; 48, с. 442—443), основатель Казанского Высочинского монастыря (18, с. 890)21.
   Память преподобного Александра празднуется 30 августа в день его кончины, 17 апреля — в день обретения его мощей и во вторую неделю по Пятидесятнице, Всех русских святых. В каноне этой службы читаем: «Радуйся, пустыне, прежде бесплодна и необитаема, послежде яко крин цветущая и инок множеством исполненная: взыграйте, горы Валаама и вся древа дубравная, хваляща с нами Сергия и Германа, вкупе же и Арсения с Александром Свирским, отцы всехвальныя» (59, с. 12).
   Финляндская Автономная Православная Церковь в начале ноября отмечает память карельских святых, в лик которых входит и Александр Свирский (55, с. 21).
   В Свирском монастыре с особым торжеством праздновался день Святой Троицы, когда совершалось перенесение мощей Преподобного, и в часовне, на месте Ее явления Преподобному, перед мощами читался акафист Живоначальной Троице (17, с. 442—443; 6, с. 15—16)22.
   За богослужением читалось и Житие, подробнее, чем в службе, повествующее о подвигах святого. Таким образом, гимнография, иконография и агиография — тесно взаимосвязанные формы православного почитания святых, особенно проявившиеся в русском обществе в середине XVI века.
   Митрополита Макария, управлявшего Русской Церковью в это время, исследователь И. Мысливец называет «первым распространителем и поборником почитания русских святых, о чем лучше всего свидетельствует целый ряд святых, канонизованных на Московских Соборах 1547 и 1549 гг. и образующих две группы: святых местных и святых, почитание которых было признано общерусским. Канонизация имела своим естественным последствием популяризацию почитания русских святых и распространение их изображений» (37, с. 424). Далее автор продолжает: «Изображения недавно живших святых писались по воспоминаниям. Давно жившие святые писались по выработанным типам: монах, епископ, князь, юродивый» (37, с. 425). К числу последних он относит и преподобного Александра, с чем нельзя согласиться, так как современники Соборов были очевидцами подвигов Преподобного, например тот же митрополит Макарий.
   Профессор А. Голубцов опубликовал опись Иосифо-Волоцкого монастыря, которая начинается словами: «Лета 7053-го переписывали старец Изосима да книгохранитель Паисея в большой церкви, в Успении Пресвятыя Богородици, иконы и кузнь у икон...». И в этой описи, относящейся ко времени написания жития преподобного Александра, мы встречаем упоминания о его иконах (16, с. 187, 194—195). Об иконе с Житием, написанной в 1592 году и бывшей у гроба Преподобного, говорится в монастырской вкладной книге: «Образ чудотворца Александра в деянии над гробом его, строения Семена Омеянова» (19, с. 2)23. Об иконах Преподобного в созданном им монастыре мы узнаем и из описания этой обители (57, с. 175—178). Одно из ранних изображений преподобного Александра Свирского представлено на новгородской иконе 1560 года, где он написан вместе с особо почитавшейся в Великом Новгороде двоицей святителей — Никитой и Иоанном24 и Мирликийским Чудотворцем Николаем (5, с. 26—27, табл. 7; 29, табл. 301)25. Пятью годами позднее ростовский мастер «Митя иконик Иванов сын Усова» пишет икону Воздвижения Креста Господня и Покрова Богоматери с избранными святыми, среди которых встречается изображение Свирского подвижника (5, с. 52—53, табл. 14). Интересна икона второй половины XVI века одного из северных писем, хранящаяся в Третьяковской галерее. Ее «композицию образуют отдельные сцены, не разделенные клеймами. Вверху, в земной круглой славе,— Богоматерь на престоле, окруженная ангелами. Слева, в верхнем ряду, Александр Свирский является ночью своему преемнику Исаии; ниже он призывает его быть свидетелем видения. Посредине Александр молится Богоматери и закладывает кирпич в фундамент восьмигранной одноабсидной столпообразной церкви. Внизу иноки несут кирпич и известь. Справа — Александр, сидя под иконой Богоматери (следы надписи), объясняет Исаии смысл видения. Слева внизу Александр возносит хвалу Богоматери за чудесную помощь; за ним стоит Исаия. Композицию замыкают тесовые монастырские степы с окованными медью воротами посредине» (5, с. 246, табл. 93).
   Кроме икон с изображением лика Преподобного26, встречаются иконы, где в клеймах изображаются жизнь и подвиги святого отца. Такова, например, икона XVII века из собрания древнерусской живописи в Государственном Историческом Музее27; на ней два клейма изображают посещение Преподобного боярином А. Завалишиным28. В Житии святого подвижника описано именно два прихода к нему в «пустыню» этого боярина. В клеймах иконы нашли отражение и чудесные события явления Преподобному ангелов, Богоматери и Пресвятой Троицы. Последний сюжет — необычайное снисхождение Триипостасного Божества — встречается и отдельно на иконах29.
   В собрании Церковноархеологического кабинета при Московской Духовной Академии имеется икона, на которой преподобный Александр в деисисной композиции предстоит Христу30, на другой — преподобные Александр Свирский и Макарий Калязинский предстоят Ветхозаветной Троице31.
   Изображения Преподобного встречаются в иллюстрированных списках его Жития32. Известен шитый покров на гробницу Преподобного со следующей надписью: «Лета 7090 (1581), месяца октобрия в 2 день зделан сии покров при державе государя царя и великого князя Ивана Васильевича вся Русии, и при его царице великой княгине Марии, и при его сыне государе царевиче князе Феодоре Ивановиче, и при его царице великой княгине Ирине. Положил сии покров на великого чудотворца Олександра Борис Федорович Годунов, а своею семьею Марь- ею» (4, с. 62, табл. 57; 40, с. 616; 56, с. 225).
   Иконография преподобного Александра Свирского могла служить основой для изображения других русских подвижников. Так, о преподобном Иове Ущельском (память 5 августа) читаем в «Иконописном подлиннике»: «Подобием насед, брода аки Александра Свирского, ризы преподобническия, в схиме, в руках свиток»... (Цит. по: 38, т. 3, с. 678). Одно из позднейших изображений Преподобного можно видеть в лике Карельских святых на иконе, подаренной Святейшему Патриарху Московскому Пимену в Финляндии в 1974 году (см.: «ЖМП», 1974, № 12, 1-я полоса вкл.).
   Храмы в честь преподобного Александра Свирского строились в Москве, Новгороде и других городах Русского государства. В середине XVI века в новгородском храме святого великомученика Прокопия Д. Сырковым был пристроен придел в честь Свирского подвижника, о чем свидетельствует надпись на антиминсе, найденном под срачицею престола: «Освятися олтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церкви преподобнаго Александра Свирскаго при церкви сея, при благоверном царе и великом князе Иване Васильевиче всея Руси и при архиепископе Серапионе великаго Новаграда и Пскова, лета 7060 (1552) года июля в 5 день на память преподобнаго отца нашего Афанасия Афонскаго» (30, ч. I, с. 274—275). В этот же день совершается память обретения мощей преподобного Сергия Радонежского. На основании указанных Ф. Спасским некоторых параллелизмов в службах Александра Свирского и этих святых, можно думать о большом торжестве в этом храме в тот день, когда освящался придел в честь «нового чюдотворца», прославляемого наряду с этими великими светильниками Православия. В конце XVI века в новгородском Свято-Духовском монастыре был надвратный храм во имя преподобного Александра Свирского (30, ч. I, с. 124). В этом же монастыре хранился «крест сребропозлащенный осмиконечный, с надписью на лицевой стороне: «Лета 7172 (1664) октября в 1 день сделал си крест в дом Духа Святаго архимандрит Киприян своими келейными денгами по обещанию». На исподней стороне: «Часть гроба Александра Свирскаго, крест Антония Римлянина"" (30, ч. 2, с. 179).
   Приведенные сведения о почитании Святого позволяют характеризовать Свирского пустынника как подвижника, известного своей высокой духовной жизнью. Об этом же говорит и сохранившаяся его молитва: «Моление преподобнаго Александра игумена ко Господу Богу и Пречистей Его Матери. Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. Создавый мя, Господи, помилуй мя и прости мя. Без числа согреших, Господи, помилуй мя и прости мя. Господи Боже, Спасе Милостивый, дай же ми, Господи, христианский конец с Пречистым Телом и с Честно́ю Кровию и со слезами и с покаянием. Избави, Господи, муки вечныя и огня неугасимаго и червей неусыпающих и смолы кипящия. Господи, Ты создал, Господи, Ты помилуй, Господи, Твое создание. Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, Всемилостивая Царице Небесная, помолися Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу, Сыну Своему за мене грешнаго и недостойнаго раба Твоего имярек, дай же ми, Госпоже, христианский конец с Пречистым Телом Христовым и с Честно́ю Кровию и со слезами и с покаянием. Избави мя, Господи, муки вечныя и огня неугасимаго и червия неусыпающаго и смолы кипящия. О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице, Ты Заступница, Ты Защитница еси от всякаго зла и супостата, не забуди, Госпоже Пречистая, нищаго Своего раба до конца»33. В одном рукописном сборнике среди аскетических назиданий читаем: «Воспомяни, душе моя, Александра Свирскаго, яко же сам рече Андрею Завалишину, имам, чадо, в пустыни сей седмь лет живый, и никого же от человек видех и в та лета не вкусих никогда же хлеба, но былие же от земля самовозрастшее смесих с перстию и когда же едину персть ядох токмо неколико время, еще же и бос хождаше. Ты же, окаянная душе моя, сладких брашен всегда ищеши и покою телесному радуешися и внимай себе како преподобнии отцы во иночестве пожиша, Богу угодиша не покоем, не сном, и не леностию, не сладкими брашнами, но трудом многим и воздержанием и всенощным стоянием, постом и молитвами»34. Преподобный Александр Свирский почитается целителем бесноватых (40, с. 616).
   Созданный им монастырь явился школой благочестия для многих подвижников и иноков. Даже суровый царь Иоанн IV в послании в Кирилло-Белозерский монастырь с похвалой отзывался о Свирском монастыре: «Во се при наших очех у Дионисия преподобнаго на Глушицах, и у великаго чюдотворца Александра на Свири, только бояре не стрыгутся, и они Божиею благодатию процветают постническими подвиги» (52, с. 173). Александро-Свирский монастырь, как говорит историк митрополит Макарий, был самым замечательным в Олонецком крае (32, с. 35).
   В книге о Российских святых читаем: «Преподобный Александр игумен Свирский чюдотворец, преставися в лето 7041 августа в 1 день, обретение мощем в лето 7149 апреля в 17 день»35. Родословие преподобного встречается в Синодиках XVII века36, но более полное находится в Синодиках Александро-Свирского монастыря: «Род чюдотворца Александра: инока Сергия, иноку Варвару, Феофана, Иванна, иноку Фетинию, Варвару, Устинью»37. Там же имеется помянник игуменов монастыря: «Помяни, Господи, души игуменов святыя обители сия: преподобнаго игумена Лександра, игумена Исаию, игумена Никодима, игумена Иродиона» ...38.
   Обширная агиография, гимнография и иконография преподобного Александра Свирского, всея России чудотворца, рисуют нам духоносный образ этого подвижника как благодатного почитателя Святой Троицы, глубокого молитвенника, великого аскета и угодника Божия, воспитавшего множество учеников. Преподобный поддерживал связи и с другими подвижниками своего времени — Кириллом Новоезерским, Корнилием Комельским и иными, посылая к ним своих учеников. Удивительны его духовные связи с митрополитом Макарием. О его почитании говорит большое количество списков житий (9, стб. 24—26), причем многие из них украшались миниатюрами. Тщательный анализ жития и службы преподобному Александру вскрывает новые обертоны богатого духовными дарованиями облика этого преподобного Отца. Приведенные ранние списки житий, служб, икон, а также построенные в честь Преподобного храмы показывают дух времени «новых чюдо- творцев», вызванный Московскими Соборами 1547 и 1549 годов. То было время, когда на Руси было написано множество житий и служб. Эту писательскую деятельность благословлял и направлял Всероссийский Митрополит Макарий, духовный друг преподобного Александра Свирского.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Акафист преподобному и богоносному Александру игумену, Свирскому чудотворцу. СПб., 1876.

2. Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею, т. I, 1334—1598. СПб., 1841.

3. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской империи Археографическою экспедициею, т. I, 1294—1598. СПб., 1836.

4. Антонова В. И. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина. М., 1966.

5. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи, т. II, М., 1963.

6. Афанасий, монах. Преподобный Александр Свирский и основанная им обитель. К 400-летию Свирской обители (1506—1906). СПб., 1905.

7. Барсов Е. В. Андрей Завалишин и его пустынь. Исторический очерк.— ЧОИДР, 1885, кн. 4.

8. Барсов Е. В. Олонецкий монастырь Клименцы, с приписными к нему пустынями, царскими и иераршими грамотами.— ЧОИДР, 1871, кн. 4.

9. Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882.

10. Валаамский монастырь. СПб., 1864.

11. Веретенников П., диакон. Святитель Макарий, архиепископ Великого Новгорода и Пскова (1526—1542).-"ЖМП», 1979, № 8.

12. Виноградов В. Жития древнерусских святых, как источник по истории древнерусской школы и просвещения.— «Богословский вестник», 1915, т. IV.

13. Вольгин А. Преподобный Александр Свирский.— «ЖМП», 1978, № 8.

14. Вяземский П. П. Монастыри на Ладожском и Кубенском озерах. СПб., 1881.

15. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. II, ч. 1. М., 1900; ч. 2. М., 1911.

16. Голубцов А. Материалы для истории древнерусской иконописи.— «Богословский вестник», 1910, т. II, месяц май. Сергиев Посад.

17. Громов В., свящ. День Святой Живоначальной Троицы в Александро-Свирском монастыре, Олонецкого уезда.— «Олонецкие епархиальные ведомости». 1902, № 12, неофиц. часть.

18. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи. М., 1908.

19. Древние акты. Выписки из рукописной вкладной книги Александро-Свирского монастыря.-"Олонецкие губернские ведомости», 1833, № 10, неофиц. часть.

20. Жарков Н. А. К истории московских пожаров 1547 года.— Исторический архив. М., 1962, № 3.

21. Житие, чудеса и служба преподобного и богоносного отца нашего Александра, Свирского чудотворца. Изд. 3. М., 1888.

22. Иконников В. С. Опыт русской историографии. Т. II, ч. 2. Киев, 1908.

23. Ильин М. А. О наименовании приделов собора Василия Блаженного.— В кн.: Новое в археологии. Изд. МГУ, 1972.

24. Иосиф, архимандрит. Подробное оглавление Великих четиих Миней Всероссийского митрополита Макария. М., 1892.

25. Клибанов А. И., Корецкий В. И. Послание Зиновия Отенского дьяку Я. В. Шишкину,— ТОДРЛ, 1961, т. 17.

26. Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871.

27. Кузнецов И., свящ. Еще новые летописные данные о построении Московского Покровского (Василия Блаженного) собора.— ЧОИДР, 1896, кн. 2, смесь.

28. Лихачёв Д. С. Поэтика древнерусской литературы. Изд. 3. М., 1979.

29. Лихачёв И. П. Материалы для истории русского иконописания, ч. I, 2. СПб., 1906.

30. Макарий, архим. Археологическое описание церковных древностей в Новгороде и его окрестностях, ч. I. М., 1860.

31. Макарий, архим. Древние церковные обряды в Новгороде, по указанию письменного архиерейского Чиновника или Устава.— ЧОИДР, кн. I. М., 1861.

32. Макарий, митрополит Московский. История Русской Церкви, т. VII, кн. 2, изд. 2, СПб., 1891.

33. Милорадович Г. Слагатель акафистов. Андрей Федорович Ковалевский. 1840—1901.— Русский архив, издаваемый Петром Бортеневым, 1902, кн. 4.

34. Мильчик М. И. Северный деревянный монастырь на иконах XVII-XIX вв.— В кн.: Памятники культуры. Новые открытия, 1978. Л., 1979.

35. Мильчик М. И., Ушаков Ю. С. Деревянная архитектура Русского Севера. Страницы истории. Л., 1981.

36. Минея Сентябрь. М., 1978.

37. Мысливец И. К иконографии русских святых,— Byzantinoslavica, г. IV, s. 2, Praha, 1932.

38. Настольная книга священнослужителя, т. 2. М., 1978; т. 3. М., 1979.

39. Никодим, архим. Преподобные Александр Свирский и его ученики-подвижники. (Исторические сведения о церковном их почитании.)-"Олонецкие епархиальные ведомости», 1902, №№ 16, 17. Отдел неофиц., 1903, № 19.

40. Н. М. Троицкий Александро-Свирский монастырь и его часовня в С.-Петербурге.-"Прибавления к «Церковным ведомостям"", 1891, № 19.

41. Описание Валаамского монастыря и скитов его. Изд. 4. М., 1913.

42. Питирим, архиепископ Волоколамский. Церковь как претворение Тринитарного Домостроительства.— «ЖМП», 1975, № 1.

43. Полное собрание русских летописей, т. VI. СПб., 1853.

44. ПСРЛ, т. 13, ч. 2. СПб., 1906.

45. ПСРЛ, т. 19. СПб., 1903.

46. ПСРЛ, т. 29. М., 1965.

47. ПСРЛ, т. 31, Летописцы последней четверти XVII в. М., 1968.

48. Попов А. Православные акафисты за Синодальный период русского церковного песнотворчества.— «Православный собеседник», X, Казань, 1902.

49. Протасьева Т. Н. Описание рукописей Синодального собрания, т. I. М., 1970.

50. Протасьева Т. Н. Описание рукописей Чудовского собрания. Новосибирск, 1980.

51. Пономарев А. Александр преподобный Свирский.— Православная богословская энциклопедия, т. I. СПб., 1900.

52. Послания Ивана Грозного. Подгот. текста Д. С. Лихачёва и Я. С. Лурье. М.-Л., 1951.

53. Ранняя русская гравюра. Вторая половина XVII — начало XVIII века. Новые открытия. Л., 1979.

54. Рукописи Александро-Свирского монастыря. Петрозаводск, 1901.

55. Русак В. Икона преподобных отцов, в земле Карельской просиявших.— «ЖМП», 1974, № 12.

56. Русская Православная Церковь. Изд. Московской Патриархии, М., 1980.

57. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь. Краткая история монастыря с приложением важнейших документов. Изд. 3. СПб., 1901.

58. Славянорусские рукописи XIII-XVII вв. научной библиотеки им. А. М. Горького Московского государственного университета (описание). М., 1964.

59. Служба всем святым, в земле Российской просиявшим. Изд. Московской Патриархии, М., 1946.

60. Снессорева С. Земная жизнь Пресвятой Богородицы и описание святых чудотворных Ея икон. Изд. 3. СПб., 1909.

61. Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. Париж, 1951.

62. Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877.

63. Тихомиров М. Н. Краткие заметки о летописных произведениях в рукописных собраниях Москвы. М., 1962.

64. Филарет, архиеп. Черниговский (Гумилевский). Обзор русской духовной литературы. Кн. Ï 862—1720. Изд. 3. СПб., 1884.

65. Филарет, архиеп. Черниговский. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Месяцы май-август. Изд. 3. СПб., 1882.

66. Флоренский П. А. Троице-Сергиева Лавра и Россия.— В кн.: Троице-Сергиева Лавра. Сергиев, 1919.

67. Яхонтов И. Жития святых севернорусских подвижников Поморского края как исторический источник. Казань, 1881.


1   Минея-Четья, составленная митрополитом Всероссийским Макарием, м-ц. август. ГИМ, Син. № 997, сер. XVI в., л. 1143 об. Описание Минеи см.: 49, с. 186—190; 24, II, с. 441—445. Далее ссылки на текст Жития Преподобного приводятся на строке.
2   Более полно имя этого составителя Жития известно из надписи на монастырском колоколе: «Слит бысть колокол сей в Живоначальной Троице в Александрову пустыню при великом князе Иване Васильевиче всея России, при архиепископе Феодосии Великаго Новгорода, по повелению игумена Иродиона Кочнева» (57, с. 28).
3   См. также: 51, с. 448. Подобные соображения были оспорены архимандритом Никодимом (см.: 39, № 16, с. 551 и сл.).
4   О духовных связях Андрусовского и Свирского монастырей говорит и то, что в первом хранился почитаемый образ преподобного Александра Свирского (7, с. 15). а в XIX веке много потрудился по благоустройству обители преподобного Адриана постриженник Святой Горы «иеромонах Александро-Свирского монастыря Феодор» (7. с. 13). О преподобном Адриане см.: 38. т. 3, с. 761762.
5   ГБЛ, ф. 256, № 361. Сборник XVII в., л. 205 об. 206.
6   ЦГАДА, ф. 181 МГАМИД, № 408, лл. 140 об-143. В другом списке XVII века рукопись содержит только жития этих двух подвижников — преподобных Кирилла Новоезерского и Александра Свирского, что в свете выявленных их духовных связей представляется неслучайным (ГИМ, собр. А. С. Уварова, № 422, в 4-ку. Описание хождения старца Никифора см.: лл. 50 об.— 52 об.). Старец Никифор — преподобный Никифор Важеозерский, см. о нем: 38, т. 2, с. 604.
7   ЦГАДА. ф. 181, № 536, л. 2; ГИМ, собр. А. С. Уварова, № 223, в 4-ку, л. 35; БАН. Друж. 83, л. 13—13 об.
8   См. также: ГИМ, собр. А. С. Уварова, № 3. Житие и служба преподобному Александру Свирскому, в 8-ку, л. 111; ЦГАДА, ф. 181, № 325, л. 106.
9   Е. Барсов относит основание монастыря к 1520 году (8. с. 4). Но хронологические выкладки автора не всегда вызывают у нас доверие. Приведем две цитаты из его труда: «Архиепископ Серапион сведен был на Москву 1502 г. в мае...» (8, с. 3— 4, прим. 7); «До ныне сохранилось в монастыре шестнадцать рукописных богослужебных книг, которые были пожертвованы в обитель в 1522 г., при царе и великом князе Иване Васильевиче и Серапионе, архиепископе Новгорода и Пскова» (8, с. 5). Между тем, годы управления архиепископа Серапиона Новгородской епархией 1506—1509; скончался он в Троицком монастыре в 1516 году (62, стб. 35).
10   ЦГАДА, ф. 381, библ. Синодальной типографии № 220, Богослужебный сборник 1565 г., л. 800.
11   У архимандрита Никодима встречается интересное свидетельство об изображениях родителей преподобного Александра. На месте его рождения была построена в 1820 году часовня. «При входе в часовню с наружной стороны, на отдельной небольшой доске имеется надпись: «Здесь было жительство родителей святаго Преподобнаго отца нашего Александра Свирскаго чудотворца схимонаха Сергия и схимонахини Варвары и рождение Преподобнаго». Внутри часовни, в виде иконостаса, на холсте, в средине поясной образ преподобного Александра Свирского, а по сторонам во весь рост изображены схимонах Сергий и схимонахиня Варвара. Эти изображения в прежние времена находились на сенях над гробницами преподобных» (37, № 17, с. 567).
12   Ранее это было нами только отмечено: 11, с. 72.
13   Давали в Александро-Свирский монастырь вклады книгами и другие лица. Так, известен вклад пресвитера кремлевского Благовещенского собора Сильвестра, о чем говорит запись в рукописном Октоихе, содержащем первые 4 гласа: «Лета 7050 (1542) дал в дом Святей Живоначальней Троицы во Александрову пустыню святую сию книгу благовещенской поп Сильвестр и сын его Анфим в вечной поминок по себе и по своих родителех» (ГБЛ, ф. 299. Собр. Н. С. Тихонравова № 629, л. 2 об.). Не ставя вопроса о библиотеке Свирского монастыря, можно сказать, что она была значительной и разнообразной по содержанию. В XVII веке олонецкий «дьячок Алешка Стефанов сын Мжорин» переписал монастырский Хронограф (58, с. 14—15). Известен случаи, когда из Свирского монастыря посылалась в другой рукопись с Житием преподобного Александра (БАН, Каргопольское собр. № 10, л. 132 об.). В 1713, 1717 годах свирский инок Иоасаф дважды переписал книгу Страстей Христовых (БАН, собр. Александро-Свирского м-ря, № 14, л. 178; собр. Археологического института, № 24, л. 123).
14   См. также: ЦГАДА, ф. 181, МГАМИД, № 365, Сборник, л. 388—388 об.
15   При освящении храма из присутствующих, в частности, называются казанские царевичи Александр и Симеон. Не был ли этот новокрещенный Александр одним из первых христиан, названных по имени недавно прославленного угодника?
16   Архимандрит Никодим указал источник своей публикации: рукопись СПбДА № 276, лл. 156 об.— 158 об. Эта повесть известна нам также по рукописи Румянцевского собрания, где о внешнем облике Святителя говорится еще более определенно: «око ему десное затворено бяше, но токмо едино ему око левое зряще беяше» (ГБЛ, ф. 256. № 364, л. 323). Историк Е. Е. Голубинский знал об этом, но воздержался от интерпретации данного известия (15, с. 874). Между тем, оно заслуживает внимания и доверия. Несчастье с митрополитом случилось в 1547 году во время великого московского пожара. «А егда ис пожару того бежавшу опалеста ему очи от огня и свезоста его свой ему монастырь к Пречистой на Новое»,— читаем мы в одной рукописи XVII века (ЦГАДА, ф. 181 МГАМИД № 365815, Летописный сборник, л. 257). Эта книга находилась в библиотеке Киевского митрополита Петра Могилы, о чем говорит его автограф на первом листе. Описание рукописи см.: 58, с. 77—79. Данная повесть о пожаре опубликована Н. Жарковым: 20, с. 224—226. Более ранний список Повести известен нам по рукописи, хранящейся в Библиотеке АН СССР: Собр. Арх. с. № 193, л. 365—366.
17   ГБЛ, ф. 256, л. 323 об.
18   ЦГАДА, ф. 381, библ. Синодальной типографии, № 220, Богослужебный сборник, л. 800 и сл. На последнем листе (1440 об.) рукописи имеется следующая запись писца: «Лета 7073-яго сия книга совершена бысть при благородном и богохранимом и Богом почтеным царе и государе великом князе самодержце Иваанне Васильевиче Московьском и Ноугороцком и Казаньскы и Полотьскым и всея Руси. А писал черньчишко Маркел Осифова манастыря Гарасимов ученичишко Ленькова».
19   ГИМ, собр. Чудова монастыря, № 60 (7), Стихирарь крюковой, сер. XVI в., лл. 345—347. Месяцеслов данной рукописи содержит песнопения «новым чюдотворцам», прославленным на Соборах 1547 и 1549 годов (50, с. 43—45). Полагались на ноты песнопения в честь преподобного Александра Свирского и в последующее время (см., например: БАН, Каргопольское собр. № 339, лл. 1—4 об.).
20   ГБЛ, ф. 98, собр. Е. Егорова, № 209, Устав большой. Нач. XVII в., л. 214 об. По Новгородскому Чиновнику известен следующий устав службы: «Святых патриарх Константинаграда Александра и Иоанна и Павла Новаго. И преставление преподобнаго отца нашего Александра Сверскаго чюдотворца. Вечерню и Утреню и Литоргио поют Александру Сверскому с Предтечею по Уставу. А патриархом на Павечерни. На Вечерни святитель облачается к молебну, а на облачении сак вседневной. А на молебне канон поют Троицы, да Александру Сверскому чюдотворцу» (БАН, 34.3.35. Новгородский Чиновник, XVII в., л. 168—168 об.).
21   О чудотворной иконе Казанской Божией Матери из этого монастыря см.: 38, т. 3, с. 543; 60, с. 408—415.
22   В этом монастыре отмечалось еще переложение мощей Преподобного в новую раку 5 декабря и праздновался день его мирского тезоименитства 15 июня (6, с. 15).
23   Об этой иконе см.: Э. С. Смирнова. Об одном литературном сюжете в живописи конца XVI в. (В кн.: Труды отдела древнерусской литературы. М.— Л., 1960, с. 365—373).
24   О почитании этих двух святителей как неразрывной двоицы см.: Веретенников П., свящ. Новгородский складень XVII века в собрании Церковноархеологического кабинета при Московской Духовной Академии.— Материалы Церковноархеологического кабинета. 1981 г. Машинопись, с. 32—84.
25   У Н. П. Лихачева же дана еще одна икона (29, ч. 2., табл. 567), имеющая на полях такие надписи: «СТ ПРЕД АЛЕКСАНДРЪ СВи». Преподобный изображен со свитком, рядом написан созданный нм монастырь. Над монастырем изображена Святая Троица и выше надпись «СТАЯ ТРОИЦА». На нижнем поле иконы помешена достаточно читабельная надпись: «Сей преподобный отец Александр родися во области града Белаезера отца земледельца сын, постриженик (б)е Кирилова монастыря преставнся преподобный... 7 года апреля в 20 день». Это — агиографические данные преподобного Александра Ошевенского. М. И. Мильчик считает, что Троица была на этой иконе написана позднее, когда была изменена надпись над преподобным (34, с. 337, 344, прим. 24—26).
26   ЦАК МДА, инв. 1а 956, 31, 6´28,0, XVIII в., дерево, темпера.
27   ГИМ ДРЖ, инв. 53054, И VIII 1592, 42,4´31,1, конец XVI в., дерево, темпера. Публикацию другой иконы XVII века — образ преподобного Александра Свирского с Житием см.: «ЖМП», 1978, № 6, 5-я полоса вкладки.
28   Правые клейма, второе и третье снизу.
29   ЦАК МДА, инв. 1а 96, 32,1´28,2, XVII в., дерево, темпера. Икона опубликована в цвете: Православный церковный календарь. Изд. Московской Патриархии, 1978, 6-я полоса вкладки. Аналогичную икону см.: 12, с. 75. Явление Святой Троицы преп. Александру Свирскому было распространено и в книжной гравюре (см.: ЦГИА, ф. 835, оп. 4, д. 122, д. 7, л. 17, № 71. Опубликовано в кн.: 53, с. 19, № 18).
30   ЦАК МДА, инв. 1а 265, 18´22 XVII в., дерево, темпера.
31   ЦАК МДА, инв. 1а 130, 61,6´47,5, XVII в., дерево, темпера.
32   Например, ЦГАДА, ф. 181, № 352; ГИМ, Муз. 344, Часть миниатюр этой рукописи опубликована в комплекте открыток: Древнерусская миниатюра в Государственном Историческом Музее. Вып. I. Труд и быт. Текст Т. Диановой. М., 1979. Миниатюру с изображением закладки деревянного храма Преподобным см.: 35, с. 43. Украшенные миниатюрами списки Жития имелись и в монастыре Преподобного (54, с. 9, № 35).
33   ГБЛ, ф. 218, № 890, Соловецкий летописец, сер. XVIII в., л. 17.
34   ГБЛ, Костромское собрание № 63. Сборник слов и поучений. XVIII в., л. 155— 155 об.
35   ЦГАДА, ф. 181, № 536, XIX в., л. 19 об.; ГИМ, № 17, в 4-ку, л. 16 об., 17; БАН, Друж. 83, л. 11. О кончине Преподобного говорится и в русских летописях: «Того же лета (1533), месяца августа в 30 день, преставися игумен Александр, иже созда честну́ю обитель на реце Свири; в ней велми трудолюбно пожив и отъиде к Богу, иже ныне зовется по его благословению Александрова пустыня» (43, с. 291; 47, с. 129; ЦГАДА, ф. 181, № 351, Никоновская летопись, XVII в., л. 488 об.).
36   ГИМ, собр. А. С. Уварова, № 880, в 4-ку, л. 107 об.; ЦГАДА, ф. 201, № 109, л. 18.
37   БАН, собр. Александро-Свирского монастыря, № 55, Синодик монастырский, л. 11 об.; № 56, л. 7 об.
38   Там же, № 55, Синодик монастырский, л. 11.

Помощь в распознавании текстов