Александр Иванович Успенский

“Святый Никита Епископ”

Святитель представлен без митры, в молении перед облачным Спасом, благословляющим двуперстно. На св. Никите фелонь, саккос и омофор. Руки святителя простерты как бы в рассуждении. Тип Его – безбородый, судя по форме и украшению одежд, двуперстию у Спасителя, икону можно отнести ко времени не позднее первой половины XVII века. Поступила она из Вознесенского монастыря. На иконе видны следы поправок. Небезынтересен рассказ жития епископа Никиты об обстоятельствах написания иконы этого святого и об установлении иконографического типа Его. – Епископ Пимен велел иконописцу Симону написать Богородицу, воображениу на престоле с Христом, а перед ними Никиту, молящегося с распростертыми руками. – Иконописцу, хотя он и знал, что епископ Никита был безбородый, почему-то захотелось его написать с небольшою бородою. Раздумывая об этом, Симон задремал. Во сне он слышит голос, приказывающий ему не писать епископа Никиту с бородою и сказать об этом другим иконописцам40. В 1669 году в Образной Палате было “Никиты Епископа Новгородского чудотворца сто сорок семь икон, оклад серебрен, золочен, басемной. Здесь же в коробочке деревянной круглой, писаной 11 красками, между прочим, находились мощи “Никиты Новгородского“. В подлиннике Новгородской редакции св. Никита указан лишь по списку Г.Ф. Филимонова под 31 января, где читаем: “Никита архиепископ Новгородский. Без брады, лицо морщиновато, ризы святительские во амофоре, шапка на главе41. В сводном подлиннике под тем же числом: “И иже во святых отца нашего Никиты, затворника Печерского, архиепископа Новгородского, нового чудотворца; подобием пишется стар, без брады, лице морщиновато, в шапке владычне, риза святительская с омофором, в руках Евангелие; преставися в лето 6609, по сем 450 лет преидоша, обретены блаженного Никиты мощи целы и весьма нерушимы в лето 7059”42.

* * *

40

       Рукопись Московской Синодальной Патриаршей Библиотеки. № 804, л. 1288.

41

       Иконописный подлинник Новгородской редакции. М. 1873. Стр. 68.

42

       Стр. 202.



Источник: Успенский, А.И. Иконы Церковно-археологического музея общества любителей духовного просвещения. Вып. 1: Пер. исполнены Р.Р. Шимановским / А.И. Успенский. – М.: Печатня А.И.Снегиревой, 1900. – 23 с.

Вам может быть интересно:

1. Памятники древнерусского канонического права – 11. Заповедь епископам о хранении церковных правил профессор Алексей Степанович Павлов

2. Путешествие по святым местам русским. Часть 1 – IV. Крестный ход на Крещатик в день Св. Владимира. Андрей Николаевич Муравьёв

3. Описание славяно-русских рукописей книгохранилища Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, и заметки о старопечатных, церковнославянских книгах того же книгохранилища, архимандрита Леонида архимандрит Леонид (Кавелин)

4. Профессор Московской духовной академии П.С. Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном протоиерей Андрей Беляев

5. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя (1855-1870) Александр Александрович Папков

6. Слова и речи священномученик Серафим (Чичагов)

7. Толкование на Апокалипсис св. Иоанна Богослова – Слово 17 святитель Андрей Кесарийский

8. Церковные торжества в дни великих праздников на Православном Востоке. Часть 1 профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

9. Четырехсотлетие российского государственного герба – II Евстафий Николаевич Воронец

10. Царство благодати, или Собрание истин и примеров из жития святых, по Четьи-Минеи: в помощь проповедникам слова Божия и для назидательного чтения православ. христианам протоиерей Василий Бандаков

Комментарии для сайта Cackle