Мой путь к монашеству. Протоиерей Александр Ветелев

Источник

Особенно дорого мне сегодня имя покойного профессора, протоиерея Александра Ветелева, который был другом моего дедушки, хорошо знал нашу семью и именно поэтому, как я сейчас понимаю, преподал мне однажды особый урок, запомнившийся на всю жизнь.

Отцу Александру было тогда около восьмидесяти лет, но он не оставлял учительства и пользовался большим авторитетом как богослов, получивший образование еще в дореволюционное время, и как добрый пастырь, щедро раздававший свой духовный опыт молодым семинаристам. Жил он в Москве со своей дочерью (и моей крестной матерью) Ольгой Александровной около гостиницы «Советская», и мне было поручено раз в неделю сопровождать его в поездках на лекции в Сергиев Посад (тогда еще Загорск). Рано утром я брал такси, привозил отца Александра на Ярославский вокзал в Москве, покупал ему свежую «Правду» или «Известия"», которые он тщательно прочитывал в электричке, обязательно начиная с передовицы. «Чтобы наше слово о Правде Божией было действенно, – говорил отец Александр, – мы должны хорошо знать, чем живет сегодня наш народ, что его волнует и какие планы он строит на будущее». Часто, наблюдая за старцем-профессором, я не мог скрыть своего удивления его поступками. В отдельном кармашке его пальто всегда находились «рублики», которые он щедро раздавал многим нищим, поджидавшим своего благодетеля у ворот и на аллеях Троице-Сергиевой Лавры. Однажды я попытался было убедить батюшку не подавать милостыню пьяному попрошайке, но в ответ услышал от отца Александра, что, прежде чем рассуждать подобным образом, нам полезно мысленно представить себя на месте просящего, и тогда всякая нерешительность нас оставит, ибо сказано в Евангелии: «Просящему у тебя дай». Следует подавать всегда, учил он, ибо нам не известны обстоятельства жизни просящего человека. И дело не в тех копейках, которые мы можем ему подать, а главное – во внимании к его беде. Поэтому непременно наше подаяние должно сопровождаться молитвой о несчастном, ибо то, что дарует ему Бог, несомненно значимее для него, чем наша милостыня,

Отец Александр живо интересовался моими занятиями, спрашивал, что я читаю и достаточно ли у меня литературы. И вот однажды он, узнав, что по катехизису у меня нет одной из книг, велел мне позвонить ему на неделе и взять нужную мне книгу. Я же, по молодости своей, отнесся к этому легкомысленно, решив, что успею взять эту книгу в другой раз. Но случилось так, что по какой-то причине не смог видеть отца Александра несколько недель. Когда же я с ним вновь увиделся, был готов, что он сделает мне замечание за мое легкомыслие и забывчивость.

Но то, что я услышал от него, было для меня столь болезненно, что я понял, что профессор всерьез озабочен моим духовным образованием. «Ты плохо воспитан», – сказал он. Эти слова ударили меня как электрическим током. Отец Александр был тонким психологом и потому определил во мне самую болезненную точку. Я был готов признать себя виновным, несовершенным, – ибо кто из нас без греха? Но я не мог допустить, чтобы упрек был направлен на моих родителей, против моих дедушки и бабушки, которые принимали активное участие в моем воспитании. Да, это был болезненный урок, запомнившийся мне на всю жизнь. Уже позже, став сам преподавателем духовной школы и наблюдая за молодежью, я неоднократно убеждался в мудрости своего первого духовного учителя.

Одним из самых больших грехов, поражающих душу человека, как учат нас святые отцы, является самомнение или гордыня. Человек часто приписывает себе то, что ему даровано от Бога, за что он прежде всего должен благодарить Создателя, и если другие этого не имеют, то это не их вина, а таков Промысел Божий о мире. И духовная опытность должна прежде всего проявляться в том (а этому и должны прежде всего учиться в семинарии будущие пастыри), чтобы уметь постоянно видеть источники добра в Боге и стараться свою волю ежеминутно согласовывать с волей Божией. Но эта опытность приходит со временем, и поэтому многие люди страдают грехом гордыни.

Не сомневаюсь, что отец Александр видел во мне этот недостаток   гордыню и постарался при первом же случае указать мне на мое духовное убожество.

Действительно, все, чем я мог гордиться – происхождением из семьи священника, музыкальным образованием и даже службой у Святейшего Патриарха, который в какой-то мере тоже был уже моим воспитателем, – от меня не зависело, а было лишь милосердием Божиим ко мне. И я должен был постоянно помнить об этом и не забывать благодарить Бога. «Ты плохо воспитан». До сих пор слышу я эти мудрые слова, за которыми стоит нечто гораздо большее: «Научись во всем, даже в мелочах, видеть благую волю Божию. Сказанное мимоходом слово, жест и даже телефонный звонок могут сыграть в жизни человека роковую роль. Ибо, как сказано в Священном Писании, – от слов своих человек оправдывается в день суда, но и от слов своих осудится». Я по сей день глубоко благодарен приснопамятному протоиерею Александру за его отеческий урок, тем более, что уже в том же году мне суждено было пройти через гораздо большее испытание, заставившее меня усердно молиться и собрать воедино все свои духовные силы.


Источник: Правдой будет сказать… : записки о пережитом / Епископ Сергий (Соколов). - Москва : СофтИздат, 2007. - 159 с. / Мой путь к монашеству. 8-25 с. ISBN 978-5-93876-037-0

Комментарии для сайта Cackle