Азбука веры Православная библиотека протоиерей Александр Виноградов Жития святых благоверных великих князей Александра Невского, Георгия, Андрея и Глеба и мученика Аврамия Владимирских чудотворцев

Жития святых благоверных великих князей Александра Невского, Георгия, Андрея и Глеба и мученика Аврамия Владимирских чудотворцев

Источник

Содержание

Житие Святого благоверного великого князя Александра Невского. Тропарь Святому Благоверному Великому Князю Александру Невскому, в день его памяти 23 ноября, глас 4-й Кондак, глас 5-й. Тропарь Святому Благоверному Великому Князю Александру Невскому в праздник перенесения святых его мощей в Санкт-Петербург, 30 августа, глас 4-й Кондак. Житие Святого Благоверного Великого Князя Георгия Всеволодовича. Тропарь св. благоверному Великому Князю Георгию, глас 8-й. Кондак, глас 8-й. Житие Святого Благоверного Великого Князя Андрея Боголюбского. Тропарь св. Благоверному Великому Князю Андрею Боголюбовскому, глас 8-й. Кондак, глас 8-й. Житие святого благоверного Князя Глеба, сына великого Князя Андрея Боголюбского. Тропарь Святому Благоверному Князю Глебу, глас 4-й. Кондак, глас 8-й. Житие святого мученика Аврамия Тропарь св. мученику Аврамию, глас 4-й. Кондак, глас 8-й.  

 

Житие Святого благоверного великого князя Александра Невского.

Святой Благоверный Великий Князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года, вероятно, в городе Переславле Залесском. Он был второй сын благочестивого Князя Ярослава Всеволодовича, который княжил то в Переяславле, то в Новгороде, недолго и в Киеве, а после нашествия монгольского сделался Великим Князем Владимирским и всея Руси – первым устроителем земли Русской после монгольского разорения1. Мать Св. Александра звали Феодосией, и она отличалась также благочестием2. Годы своего детства и отрочества Св. Александр провел то в Переяславле, то в Новгороде; при чем в Новгороде иногда, еще будучи отроком, был оставляем родителем своим на княжение вместе с братом своим Феодором. А потом и долго (лет около 16-ти), в молодые годы свои, Св Александр был Новгородским Князем. Писатель его жития говорит, что Благоверный Князь Александр от юного возраста и от младых ногтей всякому делу благому был научен, что вселился в сердце его страх Божий, что премного он чтил священнический чин, во все же время юности своей был смиреномудр воздерживаясь и бодрствуя, что во устах его непрестанно были Божественные слова, услаждавшие его паче меда и сота3. Наружное благолепие юного Князя отображало в себе внутреннюю красоту его души. Высокий рост и телесная сила также отличали его.

Престол велико-княжеский во Владимире занимал тогда мудрый и миролюбивый Великий Князь Св. Георгий Всеволодович; но страшные бедствия начали посещать тогда Русскую землю: то пожары, то голод, то мор. Необычайные солнечные затмения и другие знамения на небе, землетрясение, бывшее и во Владимире и в Киеве, еще более устрашали людей. Ждали конца мира. Но это было еще только предвестием великого горя Русской земли. Внезапно нахлынул на Русскую землю какой то неведомый народ – монголы (или татары) и овладел русским народом надолго. Кровь полилась, как вода. Множество городов русских было сожжено и разорено. Многих уводили в тяжкий плен, а кого оставили, обложили большой данью. Однако Новгород, где княжил Св. Александр, Господь сохранил от разорения татарского: сюда не дошли татары. В такое то время и возрастал Благоверный Александр, которому Господь судил защищать от врагов всю Русскую землю. И по благодати Божией Св. Александр приготовил из себя крепкого и надежного защитника отечества. Не только на Руси, но и в чужих землях прославлялись мудрость, мужество, добродетель и наружное благолепие Новгородского князя Александра. Один чужеземец знатного рода, нарочито приезжавший в Новгород только затем, чтобы видеть Новгородского Князя, по возвращении в свое отечество говорил, что не видал никогда подобного Александру по виду и по доблестям. И вот как на деле оправдал Св. Александр похвальные отзывы о нем.

Западные народы – шведы, немцы и литва, видя, что Русь порабощена и разорена татарами, захотели покорить себе важнейший из северных городов русских – Новгород, оставшийся неразоренным татарами и дотоле неподчиненным им. Первые напали на Русь шведы. В 1240 г. огромное войско их двинулось на Русскую землю. Александр не мог собрать большего войска, но, уповая на помощь Божию, усердно помолясь в Софийском Новгородском соборном храме, устремился навстречу врагам. Он встретил их на берегу р. Невы и начал готовиться к битве. На солнечном восходе 15 июля, в день памяти Св. Равноапостольного Великого Князя Владимира, в Русском стане один благочестивый военачальник, по имени Филипп, увидел чудное видение. Он увидел ладию, плывшую по заливу (при устье Невы), и в ладии двух благолепных мужей, одетых в пурпуровую одежду и держащих руки друг у друга на плечах, а гребцы были как бы в тумане. Один из порфироносных мужей сказал другому: «брате Глебе, повели грести скорее, да поможем сроднику нашему на сопротивных Великому Князю Александру» и другой отвечал: «добре, орате Борисе». Из сих слов узнал военачальник, что то были Св. мученики Борис и Глеб, сыновья Св. Равноапостольного Владимира, и поспешил возвестить о сем видении Князю. Св. Александр прославил Бога и вступил в сражение. Произошла ужасная сеча. Александр с шестью своими богатырями сражался впереди всех и нанес рану самому шведскому полководцу. Шведы были разбиты, и Русская земля была спасена от шведского рабства. За эту Невскую победу Александра и прозвали Невским. Таким же славным победителем явился благоверный, укрепляемый Богом, Князь и когда нападали немцы и литва. Так в 1242 г. он освободил от владычества немцев завоеванный ими пред тем город Псков и после того, 5 апреля он одержал над немцами особенно славную победу на льду Чудского озера, отчего и самая эта победоносная битва его с немцами названа «Ледовым побоищем». Услыхал о мужестве Св. Александра хан татарский Батый и захотелось ему подчинить себе Новгород и посмотреть на непобедимого Новгородского Князя. Он велел явиться Александру к себе в Орду для изъявления покорности. Св. Александр видел, что он не в со стоянии бороться с сильными и грозными татарами, понимал, «что рабство татарское – присужденная Самим Богом кара русским людям за их грехи, и поехал в Орду, чтобы умилостивить хана. Хан был поражен мудростью и величественным видом представшего пред ним Князя и с честью отпустил его в Новгород. Слава Св. Александра пронеслась по всей Орде татарской, и татарские женщины пугали даже своих детей именем Александра. Благоверный Князь ходил потом и еще несколько раз в Орду для умилостивлена хана и чрез то охранял русскую землю от новых татарских разорений.

Святой Александр явил себя и твердым исповедником православной христианской веры. Когда в первый раз он был в Орде, жрецы татарские принуждали его поклониться солнцу и огню, но Благоверный Князь с твердостью исповедал, что он христианин и не может поклониться твари. Хан не сделал никакого зла Св. Александру за это ослушание, потому что весьма проникся уважением к его доблестям.

Также, когда Римский папа прислал послов, чтобы уговорить Св. Александра принять Римское исповедание, Благоверный Князь ответил послам: «мы знаем истинное учение Церкви, а вашего не приемлем». Последние годы своей жизни (около 11 лет) Св. Александр был уже не Новгородским Князем, а Великим Князем Владимирским и всея Руси, непрестанно трудясь для блага Русской земли. Заняв престол великокняжеский после опустошения, произведенного в Суздальской земле Татарами в 1252 году, Св. Александр воссоздал разорение города, создал вновь в них церкви и собрал разбежавшийся народ в дома. Кроме путешествий в Орду, ему приходилось нередко ездить и в Новгород, то для умиротворения Новгородцев, то для защищения их от соседних враждебных народов. «Был он премного милосерд», говорит писатель его жития, «как и богохранимый отец его Ярослав, издерживая на пленников много золота и серебра, посылая к хану Батыю за пленных Русских людей, коих он выкупал и избавлял от лютой работы и от многих бед и напастей»4.

Весь русский народ любил своего мудрого, доблестного и благочестивого, милосердого к бедным, повелителя. И какое же великое горе омрачило всю землю Русскую, когда любимый ею Великий князь неожиданно, на 44 году своей жизни, почил навеки! Это случилось так: Великий князь предпринял путешествие в орду для умилостивления хана, разгневанного тем, что во многих русских городах жители выгнали и избили татарских сборщиков податей. И вот в 1263 г. возвращаясь из этого путешествия, Св. Князь сильно занемог и, приняв пострижение в схиму с именем Алексия, 14 ноября скончался в Городецком монастыре на Волге. В престольном городе Владимире о кончине его первый узнал, чрез чудесное откровение, Митрополит Кирилл. «Закатилось солнце земли Русской», сказал Святитель священному собору духовенства. Они не поняли его слов. Тогда он со слезами возвестил: «Благоверный и Великий Князь Александр преставился от жития сего». Быстро разнеслась во всем народе весть о кончине Св. Александра и всюду был неутешный плач. Жители столицы устремились навстречу почившему навеки своему благодетелю и труженнику за всю землю Русскую. В Боголюбове, в 10 верстах от Владимира, гроб Великого Князя встречен был Митрополитом и великим множеством народа и оттоле с благоговением несен был во Владимир в соборный храм, построенный Святым Великим Князем Андреем Боголюбским, где и совершено было отпевание пред гробом державного его родителя и других державных его родственников. При отпевании было дивное чудо. Когда Митрополит Кирилл хотел вложить в руку Князя рукописание разрешительное, почивший Князь сам простер руку и принял свиток от Святителя. По отпевании тело Великого Князя, как приявшего пострижение в иноческий чин, перенесено было в церковь Богоматери, воздвигнутую дедом его Великим Всеволодом, в монастырь Рождественский, где и погребено было в каменном гробе у стены, находящейся в южной стороне храма. И по успении своем Св. Великий Князь Александр, по дарованной ему от Господа благодати, не оставлял Русскую землю. Покровительство его своим соотечественникам особенно явно было в 1380 г. Тогда Великий Князь Дмитрий Иоаннович готовился вступить в битву с татарами, чтобы отвратить страшное их нашествие под предводительством Мамая. В ночь пред днем сражения 5 сентября, в Рождественском храме, где был погребен Св. Александр, свечи зажглись сами собою, увидел сие благочестивый служитель храма, инок-пономарь, спавший на папертях храма, и далее узрел – из алтарй вышли два благолепные старца, подошли ко гробу Великого Князя и сказали: «О господине Александре! Востани и ускори на помощь правнуку своему Великому Князю Димитрию, одолеваемому от иноплеменных». Александр возстал и тотчас стал невидимым вместе с благолепными старцами. Помощь небесных покровителей была сильна. Великий Князь Димитрий одержал решительную победу над нечестивыми на поле Куликовском. После этого чудесного видения открыли гроб Св. Александра и нашли тело его нетленным.

Подобным образом, в царствовании Иоанна Васильевича Грозного, в 1571 году, – когда России угрожала опасность от крымского хана Девлет-Гирея, но враги внезапно отступили, – благоговейный инок Антоний видел Св. Великого Князя Александра и с ним других Благоверных Великих Князей Владимирских, возставших на защиту отечества. Многочисленные исцеления прославили также Св. мощи Благоверного Великого Князя Александра. Слепые, хромые, расслабленные, бесноватые получали исцеления при его гробе. Все от простецов и до Князей и Царей чтили память Св. Александра. Более 450 лет честные мощи Св. Александра Невского пребывали во Владимире в обители Рождественской, но Император Петр I, построив на реке Неве новую столицу РоссииСанкт-Петербург, и в нем священную Лавру, исполненный особенного благоговения к святому защитнику Русской земли, повелел в 1723 году в сию Лавру Санкт-Петербургскую, наименованную Александро-Невскою, перенести Св. мощи Великого Князя Александра, чтобы Св. Князь, одержавший некогда победу над шведами на берегах Невы, защищал новый царственный град от шведов, которые и при Петре I тревожили Русскую землю.

Из жития Св. Благоверного Великого Князя Александра Невского, братие, мы видим, что сей Св. Князь был доблестным защитником нашего отечества и Святой Православной Церкви и во всю свою жизнь, был ревностным исполнителем учения Христова, истинно проповедуемого св. Церковью. Будем молиться Св. Благоверному Великому Князю Александру, да научит он и нас любить наше дорогое славное отечество – Русскую землю, да научит нас служить нашему отечеству и Государю нашему со всем усердием, верой и правдой, да научит также нас быть и верными истинными сынами Святой Православной Церкви нашей, повиноваться ее уставам, слушать ее пастырей, не колебаться никаким ветром учения, противного Церкви нашей, и во всей своей жизни быть исполнителями учения Христова, возвещаемого Святою Православной Церковью.

Тропарь Святому Благоверному Великому Князю Александру Невскому, в день его памяти 23 ноября, глас 4-й

Яко благочестивого корене пречестная отрасль был еси, блаженне Александре; яви бо тебя Христос, яко некое Божественное сокровище Российстей земли, нового чудотворца, преславна и богоприятна. И днесь, сошедшеся в память твою, верою и любовию во псалмех и пениих радующеся славим Господа, давшего тебе благодать исцелений; Его – же моли спасти град сей, и державе сродник твоих богоугодней быти и сыновом Российским спастися.

Кондак, глас 5-й.

Яко звезду тебя пресветлую почитаем, от востока возсиявшую, и на запад пришедшую; всю бо страну сию чудесы и добротою обогощаеши, и просвещавши верою чтущия память твою, Александре блаженне. Сего ради днесь празднуем твое успение, людие твои сущий: моли спасти отечество твое, и державу Православного Императора нашего Николая Александровича и вся притекающия к раце мощей твоих, и верно вопиющия ти: радуйся граду нашему утверждение.

Тропарь Святому Благоверному Великому Князю Александру Невскому в праздник перенесения святых его мощей в Санкт-Петербург, 30 августа, глас 4-й

Познай свою братию, Российский Иосифе, не в Египте, но на небеси царствующий, Благоверный Княже Александре, и приими моления их, умножая жита людем плодоносием земли твоея, грады владычествия твоего ограждая молением; и наследником твоим Благоверным Императорам нашим на сопротивные споборствуя.

Кондак.

Яко же сродники твои Борис и Глеб явишася тебе с небеси в помощь, подвизающемуся на Велгера Свейского и воев его: тако и ты ныне, блаженне Александре, прииди в помощь твоим сродником, и побори борющия ны.

Житие Святого Благоверного Великого Князя Георгия Всеволодовича.

Святой благоверный Великий Князь Георгий был сын благочестивого Великого Князя Владимирского Всеволода III Георгиевича и супруги его Великой Княгини Марии Шварновны. Князь Георгий родился в 1189 году и с самых юных лет воспринял благочестие своих родителей. В годы его детства благочестивым родителем его было построено несколько благолепных храмов во Владимире, именно: храм с мужским монастырем в честь Рождества Пресвятой Богородицы; храм в честь св. Великомученика Димитрия Солунского, где поставлена была принесенная из Солуня чудотворная икона св. Димитрия, написанная на его гробовой доске; храм в честь св. Иоакима и Анны над вратами ограды соборного храма и, наконец, тщанием Вел. Кн. Марии, обитель в честь Успения Пресвятой Богородицы5. В новоустроенные храмы каждодневно приходил юный княжич, внимал усердно чтению и пению и, как говорит писатель жития его, «стал часто размышлять в уме своем о том, что христианам подобает войти в Царство Небесное многими напастями. (Деян. 14:22)6.

Благочестивая мать его усердно занималась воспитанием своих сыновей. Самая жизнь ее с некоторого времени подавала им пример христианского терпения. Она впала в тяжкий недуг и пребыла, в нем семь лет до самой своей кончины, пред коей удалилась она в устроенную ей обитель и приняла пострижение. Это было в 1205 г. , когда княжичу Георгию был 16-й год. Перед своей смертью Великая Княгиня Мария много поучала детей своих жить между собой в христианской любви и не губить распрями Русской земли, и Георгий ближе всех принял к сердцу наставления своей матери.

В 1211 году Георгий Всеволодович вступил в брак с благочестивой княжной Агафьей Всеволодовной, дочерью князя Черниговского, Всеволода Чермного. Писатель жития св. Георгия, сказав об этом бракосочетании, похваляет сию чету, говоря, что св. Георгий и супруга его Агафия «благочестивого корене, добре научены были благочестию и были оба святы и праведны, и милостивы, и кротки, обидимых изымали из рук обидящих, и монашеский и священнический чин весьма любили, и подавали им милостыню, также и нищих весьма миловали и воздержанию прилежали, любили пост и целомудрие и чистоту и еще во многом угодили Христу добрыми делами своими, желая, по Господню слову, наследовать землю кротких и покой праведных обрести». (Мф. 5:5; Пс. 94:11; Евр. 4:3. ).

В следующем 1212 году, 15 апреля7, скончался Великий Князь Всеволод Георгиевич. По кончине его, несмотря на трогательное предсмертное завещание детям Великой Княгини Марии о хранении взаимного мира, между ними возникли несогласия, но в них невиновен был св. Георгий. Поводом к этим несогласиям было то, что Великий Князь Всеволод перед смертью назначил наследником своим не старшего сына своего, Ростовского князя Константина, а второго сына Георгия. Впрочем, в первые четыре года, по кончине Всеволода, поддерживался еще мир между братьями, благодаря тому, что занявший по воле родителя Владимирский престол кроткий Георгий всеми силами старался угождать брату, ездил к нему в Ростов и праздновал с ним его семейные и церковные торжества, да и Константин Всеволодович, любя просвещение и мирные занятия, сам по себе не склонен был к вражде и войне. Но вот в 1216 г. , по возбуждению от других князей, Константин захотел вооруженной силой отнять Владимирский престол у Георгия. Георгий также вооружился на защиту своих прав, но Константин и союзник его князь Торопецкий Мстислав Удалой разбили его под Юрьевом и принудили удалиться в небольшой городок на Волге – Радилов. Но добросердечный Константин скоро раскаялся в своей вражде против брата. Он стал звать его к себе во Владимир для примирения, и Георгий, забыв всякую обиду, радостно поспешил к брату. Трогательно было примирение братьев. Они, по рассказу жития св. Георгия, обнялись и плакали «на мног час». При этом Константин дал во владение Георгию Суздаль и, кроме того, чувствуя слабость своего здоровья и близость своей кончины, обещал ему после своей смерти и престол великокняжеский. Так братья стали жить мирно, и была радость во всей земле Суздальской, «плакал лишь один диавол о своей погибели», говорит летопись. Чрез два года после примирения, когда Константин скончался, Георгий, действительно, перешел во Владимир.

Утвердившись на великокняжеском престоле, Георгий Всеволодович управлял мудро и мирно и украшал свое княжение делами благочестия. По свидетельству летописи, он, нося в сердце своем страх Божий, не щадил имения своего, – раздавал его нуждающимся, строил церкви и украшал их драгоценными иконами и книгами. Так, например, он построил при усердии Епископа Владимирского Симона к сему делу, в Суздале соборный храм Богоматери. В 1220 году он победил Камских Болгар и в следующем году на пограничном пункте с землей Болгар, при впадении Оки в Волгу, построил Нижний-Новгород, воздвиг здесь храмы; Преображения Господня, Архистратига Михаила и Богородичный монастырь. В 1230 году из столицы Болгарской он перенес во Владимир св. чудоточащие мощи Страстотерпца Авраамия, родом болгарина, замученного своими соотечественниками за исповедание имени Христова, и положил сии св. мощи во Владимирском женском Успенском монастыре, где они и ныне. Владимирские Епископы: сперва Симон (до 1226 года), а потом Митрофан (с 1227 года), были у Великого Князя мудрыми советниками и духовными наставниками.

Но недолго земля русская благоденствовала. В 1224 году татары, пришедши из азиатских степей, явились на юге Русской земли и одержали над русскими князьями победу на р. Калке. В этой битве не участвовал Великий Князь Георгий. Татары на некоторое время скрылись в Азию; но различные грозные знамения как будто предвещали новую сильнейшую беду для России. В Смоленске был жестокий мор, в Новгороде – страшный голод, во Владимире и Киеве было землетрясение. И вот в 1237 году и в 1238 году разразилась ужасная гроза над Русской землей. Это величайшее бедствие – татарский погром. Несметные татарские полчища из азиатских степей нахлынули вновь и разорили сперва Камскую Болгарию, а потом разорили и покорили Русскую землю. Сначала татары разгромили Рязанское княжество, а потом пошли к столице Русской земли – Владимиру. Под Коломной они разбили войско Великого Князя Георгия, бывшее под предводительством старшего его сына Всеволода, который должен был бежать во Владимир; потом по дороге татары разорили Москву, тогда еще небольшой городок, и взяли здесь в плен бывшего на Московском княжении второго сына Великокняжеского Владимира Георгиевича. Между тем Великий Князь, видя, что у него недостаточно войска, отправился на Волгу собирать войска. Охранять же столицу остались сыновья Великого Князя Всеволод и Мстислав и воевода Петр Ослядюкович.

3 февраля 1238 года татары приступили к Владимиру, ведя с собой пленного сына Великокняжеского и убеждая жителей сдать город, если хотят видеть этого князя живым. Но князь Владимир Георгиевич, увидав братьев своих на Золотых воротах, закричал им: «не сдавайтесь, братья мои, лучше мне умереть пред Златыми воротами за Пресвятую Богородицу и православную христианскую веру, нежели быть воле их над вами». Татары тут же замучили его. В это время некоторая часть татарских полчищ, разорив город Суздаль, возвратилась ко Владимиру. После того, 7-го февраля, в мясопустное воскресенье, татары повели приступ на Владимир. Недолго длилась битва, к полудню враги ворвались уже с трех сторон в Новый город: с севера, от Лыбеди близ Ирининских ворот; с запада, около Золотых ворот, у св. Спаса; с юга, от Клязьмы, у Волжских ворот, а потом ворвались и в самый кремль. В битве с татарами пали сыновья Великого Князя – Всеволод и Мстислав, Великая же Княгиня Агафия, супруга Георгия, со своей дочерью, отроковицей Феодорою, тремя снохами и внучатами, женой брата8 и ее детьми, Епископ Митрофан и множество бояр и народа заперлись в Успенском соборе. Там Епископ постриг всех в схиму, приобщил Св. Таин и с великокняжеским семейством взошел на «всходные палаты» (на хоры). Татары долго не могли пробить крепких дверей храма, но потом, когда ворвались туда, разграбили дивное святилище Русской земли и, кого могли убить, убили, но на хоры проникнуть не могли, потому что вход туда был потаенный. В злобе и ярости они натаскали в собор хворосту и зажгли. От жару и дыму все бывшие на хорах погибли. Разгромивши столицу, татары разделились на несколько отрядов и начали грабить покоренную Русскую землю. В один месяц они выжгли 14 городов. Между тем Великий Князь Георгий был в пределах нынешней Тверской губернии, на берегу реки Сити. В последних числах февраля получил он известие о разорении своей столицы и о погибели своего семейства и Епископа. К Господу Богу обратилась тогда пораженная горестью его душа, и он воззвал: «Господи! это ли угодно было Твоему милосердию! Увы мне! лучше бы мне умереть, нежели жить на свете сем. Ныне для чего остался я один?» И продолжал молиться он, говоря словами псалмов: «Господи услыши молитву мою, и не вниди в суд с рабом Твоим, яко не оправдится пред Тобою всяк сясивый, яко погни враг душу мою. Господи Боже мой, на Тя уповах, спаси меня, и от всех гонящих избави мя»9. Летописец замечает, что великий Князь явился новым Иовом по терпению и по вере в Бога, и что более скорбел он о бедствии всей Русской земли и о запалении славного Владимирского храма, чем о личном горе своем, т. е. потере дорогих его сердцу – супруги и чад10. Не теряя присутствия духа, он продолжал делать военные распоряжения и посылал разведчиков выследить, где находятся татары. И вот принесена была ему весть, что татары обошли со всех сторон то место, где был он со своим войском. Продолжая слезно молиться Богу, Великий Князь приготовился к битве11. 4-го марта напали на него татары, войско его было разбито, и у Великого Князя Георгия была отрублена голова.

Спустя несколько времени, блаженный Епископ Ростовский Кирилл, возвращаясь от Бела-Озера, куда удалился во время погрома, прибыл на место битвы и нашел тело св. Великого Князя. С честью он принес его в Ростов и, при всеобщем плаче народном, положил его в Ростовском соборном храме Богоматери, воздвигнутом Великим Князем Константином Всеволодовичем, братом св. Георгия. Когда обрели и приложили к телу главу св. Георгия, то она дивным действием Божиим прилипла к телу и срослась. Вскоре в сей храм принесено было тело и другого страстотерпца, князя Василия, сына Константина Всеволодовича, усыновленного св. Георгием, сражавшагося вместе с ним на р. Сити, плененного татарами и замученного ими за исповедание веры Христовой.

Недолго были честные мощи св. Великого Князя Георгия в Ростове. Хотя и покарал Господь Русскую землю лютыми врагами и предал ее в рабство им на много лет, но не восхотел погубить ее. Татары не уничтожили самостоятельного княжеского управления у нас, и на престол великокняжеский во Владимире вступил брат св. Георгия Ярослав Всеволодович. В 1239 году он послал в Ростов за честными мощами страстотерпца Георгия. В некотором расстоянии от столицы встречены были сии св. мощи Епископом Кириллом и множеством духовенства и народа. «И понесли тело страстотерпца, говорит летопись, в город в сопровождении Епископа, игуменов, священников, монахов, и нельзя было слышать пения среди плача и вопля великого, ибо плакал весь город Владимир по нем, Ярослав и Святослав и (прочие) князья русские плакали по нем с дружиной своей, и множество бояр и слуг плакали о своем князе, и, певши обычные песни, положили его в каменном гробе в храме Святой Богородицы, в той усыпальнице, в коей лежит и отец его Всеволод». На правой стороне славного соборного храма, воздвигнутого св. Андреем Боголюбским, только запаленного, но не разрушенного татарами, положены были честные мощи страстотерпца, возле погребенных здесь же сыновей его, избиенных татарами, и под одной сенью с супругой, дочерью, снохами, внучатами, погребенными на левой стороне, и Епископом Митрофаном, погребенным на правой стороне к западу.

В 1645 году, Иосиф Патриарх Московский и всея Руси, который был уроженцем гор. Владимира, устроил на свой счет для святых мощей Великого Князя Георгия серебряную раку и положил в оной открыто св. мощи. Они поставлены были между двумя столпами около средины храма, где почивают и ныне.

Св. благоверный Великий Князь Георгий воспитал в сердце своем кротость, страх Божий и любовь к Господу Богу. Свою веру во Христа и любовь к Нему запечатлел он мученической кончиной от меча татарского. Будем же молиться св. стастотерпцу Великому Князю Георгию, чтобы он научил и нас воспитать свое сердце в тех же свойствах, чтобы и мы были способны безропотно переносить все тяготы жизни.

Тропарь св. благоверному Великому Князю Георгию, глас 8-й.

На высоте великого княжения седя, явился еси благочестием и верою сияя отечеству своему, яко солнце, по Святей Троице ревностью разжегся и за веру крепко пострадав, кровь свою пролиял тем и отсеченная ти за Христа глава свидетельствует яве о тебе, прилепшая по смерти к телеси твоему, с нею же и до днесь нетленны пребывают мощи твоя, от них же источаеши исцеления душам и телесем нашим, но яко дерзновение имея ко Христу, страстотерпче Георгие, непрестанно моли державу твою и сродник твоих безвредну сохраните молитвами.

Кондак, глас 8-й.

Христове смерти подобяся и Того испита чашу возжелев, яко живота, за Него же мужески подвизався, презрев земное царство, от безбожных варвар пострадав до смерти Георгие Богомудре, тем моли спастися Христолюбивому Императору нашему молитвами твоими.

Житие Святого Благоверного Великого Князя Андрея Боголюбского.

Св. Благоверный Великий Князь Андрей Боголюбский родился в 1111 году, вероятно, в городе Суздале. Он был второй сын Суздальского Князя Георгия Владимировича Долгорукого, впоследствии Великого Князя Киевского12. Название «Боголюбский», данное Князю Андреею современниками его и сохранившееся за ним и до наших дней, свидетельствует о том, сколько сиял он благочестием, и сколько преисполнена была душа его стремлением к Господу Богу13.

Еще в юности отличался Андрей Георгиевич особенным благочестием. Так, например, он построил церковь во имя своего Ангела-Святого Андрея и каждодневно молился в ней. Достигнув совершенных лет, Князь Андрей вступил в супружество с Иулиттой, дочерью Суздальского боярина Кучки, имевшего свои владения в Москве, тогда незначительном еще местечке.

Молодой князь отличался, кроме благочестия, особенным умом и мужеством, так что отец поручал ему важные дела. Дивно читать в летописях о воинских подвигах Князя Андрея, о его неустрашимости, как он в нескольких битвах один отбивался от окружавших его со всех сторон врагов. Однажды, когда под стенами города Луцка Князь окружен был врагами, лошадь его, смертельно раненая, истекала кровью, камни бросаемые в него из города уподоблялись дождю, и немец занес уже на него рогатину, благочестивый Князь призвал на помощь Свят. Мученика Феодора Стратилата, которого память совершалась в тот день, – и Господь спас Андрея Георгиевича14. Но, бившись с врагами по воле своего отца и для его защиты, Андрей Георгиевич не любил, однако войн, особенно же войн междоусобных с единокровными родственниками-Князьями, и иногда молил отца примириться с врагом и прекратить междоусобную брань.

В то время Русские князья спорили и воевали за великокняжеский престол – каждому хотелось быть Великим Князем в Киеве, бывшем в то время столицией всей Руси. Князь Георгий Долгорукий, наконец, достиг Киевского престола, а сына своего Андрея сделал князем в Вышгороде, недалеко от Киева. Но Андрея Георгиевича более привлекала родная Суздальская земля. Он задумал объединить истерзанную междоусобиями землю Русскую и поставить великокняжеский престол, который должен был чрез несколько времени по праву перейти к нему, не в беспокойном Киеве, а в отдаленной земле Суздальской. С этою целью он задумал переселиться на родину. Чудесные явления от бывшей тогда в Вышгороде в храме девичьего монастыря чудотворной иконы Богоматери, написанной св. Евангелистом Лукой, показали Благоверному Князю, что намерение его угодно Господу Богу. Св. икона несколько раз сама собою сходила со своего места и ее видели даже стоящей в воздухе. Богоматерь как бы требовала чрез эти явления перенести Ее икону на другое место, когда же Князь Андрей, услыхав о том и с мыслию о своем отъезде, пришел слезно помолиться пред этой св. иконой, он увидел лик Богоматери сияющим необыкновенным светом. Эти то знамения и были очевидным указанием для Князя, что Сама Богоматерь благословляет его переселение на родину и Сама желает сопутствовать ему, вверяя ему Свой чудотворный образ. И вот, взяв с собой величайшую святыню, Князь Андрей тайно от отца отправился в родную страну. Шествие Князя сопровождалось также чудесными явлениями от св. иконы. А когда он пришел в землю Суздальскую, то, по отъезде10-ти верст от Владимира, кони, везшие колесницу с иконой, вдруг остановились, и нельзя было их принудить идти далее, так что св. Князь решил остановиться на этом месте и ночевать. И вот ночью св. Андрей увидел Ботоматерь, Которая сказала ему «не хочу, чтобы ты образ Мой нес в Ростов (Князь там хотел поставить икону), но поставь его во Владимире, а на сем месте воздвигни церковь каменную во имя рождества Моего и составь обитель иноков. Св. Андрей исполнил волю Богоматери; он возвратился с свят. иконой во Владимир, а в память видения повелел изобразить Богоматерь в том виде, как Она явилась ему на иконе, на месте же видения основал обитель15.

Андрей Георгиевич избрал навсегда своей столицею Владимир и желал, чтобы Владимир сделался центром объединенной Руси. Поэтому он начал украшать и укреплять его по образцу Киева. В 1158 году св. Князь заложил во Владимире существующий и доныне, белокаменный златоверхий собор, долженствовавший сделаться святилищем всей Руси, дивно украсил его, сообразно его значению, поставил в нем св. икону Богоматери, написанную св. Евангелистом Лукой, и учредил епископство. При входе в новую столицу построены были Золотые вороты по образцу Киевских16. Чрез несколько времени Андрей Георгиевич получил и достоинство Великого Князя всей Руси.

Благоденствовали жители Владимирской области под мирным управлением мудрого и милостивого Князя. Особенно отличался св. Князь своим милосердием к бедным. Сирые, бедные, беззащитные видели в нем своего покровителя и отца. Каждодневно он раздавал милостыню. Не отвергал он ни одного нищего, приходившего к нему за помощью, потому что так разсуждал сам в себе: «быть может, это Сам Христос пришел испытать меня в лице единого из меньших Своих братьев». Замечательно также и то, что, неся бремя управления Государством, св. Князь служил Богу воздержанием, постом и подвигом молитвенным. В обители Боголюбовской, где он часто жил, и до сего времени сохранилась при самом храме устроенная небольшая опочивальня Князя; из нее окно сделано прямо в церковь; у этого окна в тишине ночи и молился Великий Князь.

Но хотя и не любил св. Князь войны; хотя и всеми мерами заботился о сохранении мира, однако для защищения Русской земли от вторжения соседнего народа – Камских Болгар он должен был два раза вести с ними войну и даже приходилось ему для водворения порядка в Русской земле посылать войска против непокорявшихся ему некоторых Русских Князей в Киевские пределы и против также иногда противившегося ему Новгорода.

Сам Андрей Георгиевич лично принимал участие только в одном из этих походов. То был примечательный по чудесной помощи Божией победоносный поход против Камских Болгар, В этот поход св. Андрей брал из Владимира и чудотворную икону Богоматери, все воинство его приобщилось Св. Таин, а в самый день сражения дивный свет от Животворящего Креста осиял все войско Великого Князя. Так как в тот же самый день и при подобном же знамении от Св. Креста победил своих врагов и Греческий Император Мануил, то по сношении сего Императора с Великим Князем Андреем, и в России и в Греции было постановлено праздновать день 1-го Августа в честь Спасителя.

Господь посылал праведному Князю и испытания для укрепления его веры. Во-первых, не все его походы против внутренних врагов были удачны, и затем св. Князь потерял одного за другим трех доблестных сыновей. Старший сын его Изяслав, доблестный участник в победоносном силой Божией походе на Камских Болгар, скончался вскоре по возвращении из этого похода. Второй сын Мстислав, доблестный предводитель в других походах войск Андрея Георгиевича, скончался по возвращении из другого похода на Камских Болгар – в 1172 году. Наконец, еще сын Глеб, доблестный не военной доблестью, а духовной, посвятивший всю свою жизнь Господу Богу, скончался в цветущей юности за несколько дней до кончины своего родителя17. Все сии скорби свят. Андрей Георгиевич переносил по крепкой вере своей в Господа Бога с терпением и великодушием.

Господь судил свят. Князю и увенчать свою праведную жизнь венцом мученическим.

Вот что нам известно о кончине св. Великого Князя Андрея.

Так как св. Андрей, преследуя свою великую мысль об утверждении для блага Государства великокняжеской власти, не желал, чтобы в дело управления вмешивалась дружина-бояре, то между последними явилось много недовольных. К недовольным принадлежали и братья жены Великого Князя – Кучковичи. Андрей Георгиевич вынужден был казнить одного из них, может быть, узнав даже о прямом заговоре на свою жизнь. Но тогда-то злоба врагов его достигла последней степени. Сама жена Андрея Георгиевича Иулитта, другой брат ее Яким Кучкович, зять их Петр , с ключником Князя Анбалом и другими сообщниками составили решительное совещание об убиении Великого Князя. Праздник свят. Апостолов Петра и Павла в 1174 году Андрей Георгиевич был в Боголюбове и ночь на следующий день, который был воскресным, остался ночевать в своей опочивальне при монастырском храме Рождества Богородицы18. И вот в ту ночь Яким Кучкович, зять его Петр и другие заговорщики подошли к той опочивальне и умертвили стражей. Но потом их объял ужас, они пошли и подкрепились в погребе вином. Пришедши вновь, они начали стучать в княжескую опочивальню. Князь спросил: «кто там?» «Прокопий», отвечали заговорщики, думая обмануть Князя, потому что Прокопием звали его любимого слугу. Но Андрей догадался и сказал бывшему при нем мальчику: «не отпирай». Тогда заговорщики выломали дверь и бросились на Князя. Андрей начал искать меч, который принадлежал некогда св. страстотерпцу Князю Борису, но меч был еще с вечера украден ключником Анбалом. Будучи силен, свят. Князь стал, однако, и без меча защищаться, поверг одного из злодеев на пол и сам упал на него. Другие злодеи, в темноте, вместо Князя стали поражать товарища и убили его; но скоро, увидя ошибку, бросились на Князя и мечами и копьями изранили его, так что он лишился чувств. Думая, что он убит, злодеи взяли труп товарища и вышли вон. Между тем князь, прийдя в чувство, собрал последние силы и, истекая кровью и стеная, пошел из спальни вниз по лестнице, чтобы кричать о помощи. Но вот один из удалявшихся злодеев услыхал стон Князя. Убийцы возвратились, а Князь укрылся за столбом под лестницей. Взойдя наверх, в опочивальню Князя и не найдя его здесь, они сперва пришли в ужас, думая, что Князь ушел совсем и созовет слуг. Но затем, засветив огня, они пошли с лестницы по кровавым следам и нашли Князя под лестницей, со слезами взывающего к Господу Богу: «Благодарю Тебя, Господи Боже мой, яко тако смирил еси душу мою. Аще и много согреших, не сохраня заповедей Твоих, но от Тебя не отступих; вем, яко милостив еси. Молю убо Тя, Милосерде, слез моих не премолчи, беззакония моя презри и грехи моя очисти». Жестокосердые не тронулись таким зрелищем, но с яростью устремились на мученика. Один из них мечем отсек ему правую руку, которою св. Князь хотел отвести удар, другие вонзили мечи в его сердце. Князь произнес только: «Господи! в руце Твои предаю дух мой» – и скончался. Тело его злодеи вытащили и бросили в огород. Пять дней продолжалось возмущение, произведенное убийцами, и сперва никто не смел подойти к телу Великого Князя. Один только верный слуга Андрея Косьма пришел на утро по убиении к телу Князя и долго горько плакал над ним. Увидя идущего Анбала, он стал просить у него ковра покрыть тело Князя. Анбал сказал: «не тронь его; он брошен на съедение псам». Косьма воскликнул; «Изверг! Помнишь ли, в каком рубище пришел ты к Князю? Теперь ходишь в бархате, а Князь, благодетель твой, лежит наг». Устыженный Анбал бросил ему ковер и епанчу. Косьма хотел внести тело Князя в церковь, но слуги не отворили дверей. Верный слуга положил тело Князя на паперти и, горько рыдая, говорил: «Господине! Вот уже и слуги твои не узнают тебя, а когда, бывало, приходил гость из ЦарьГрада, или из иных стран, или даже латинянин, кто-бы ни был, из христиан или из неверных, о каждом из них заботился, говоря: «ведите его в церковь на хоры, чтобы видел истинное христианство и крестился», что и случалось. . . , а они тебя самого не пускают в церковь твою!» Только на третий день Косьма-Дамианский игумен Арсений взял с паперти честное тело страстотерпца и, положив в каменный гроб, отпел в церкви с Боголюбовским духовенством. И лишь на 6-й день (5-го Июля), когда волнение затихло, Владимирское духовенство с игуменом Феодулом пришли за телом Великого Князя и с честью перенесли его во Владимир. Когда, по рассказу летописи, великокняжеский стяг (знамя) начал показываться от Боголюбова, люди, вышедшие встречать тело Князя, не могли сдерживать себя, но все возопили, от слез не могли видетьи вопль был слышен далеко. Плачущий народ начал взывать к почившему Князю: «Не в Киев ли поехал ты, господине, в ту церковь, которую послал соорудить на великом дворе Ярославовом в память своей отчины». Тело Великого Князя было с честью положено в созданном им самим златоверхом соборном храме Успения Богоматери. В 1702 г. мощи Князя мученика обретены нетленными и положены в открытую гробницу. Празднество в честь его совершается Июля 4-го дня.

Из жития св. благоверного Великого Князя Андрея Боголюбовского мы видим, что он был по истине боголюбивый. Из добродетелей Боголюбивого Князя нас всего более поражают его набожность, его усердие к молитве, его усердие к храмам Божиим и его милосердие. Мы ныне часто оскудеваем этими добродетелями: мало усердны бываем к молитве, тратятся деньги у нас нередко с крайним безразсудством на разные излишества, а на храм Божий или бедным уделяются часто и от избытка средств лишь малые лепты. Будем же молиться Боголюбивому Князю, да возгорится и в нас любовь к Господу Богу, да научимся усердной теплой молитве ко Господу Богу, да навыкнем употреблять избытки наши не на излишние удовольствия, а для Господа Бога, – на храмы Божии и бедным.

Тропарь св. Благоверному Великому Князю Андрею Боголюбовскому, глас 8-й.

Яко благоверен и праведен за любовь Христа Бога от своих смерть приял еси, кровь свою пролияв, яко же сродницы твои и страстотерпцы Борис и Глеб, их же кровем совопиет и твоя кровь, святе, к Богу, якоже Авеля и Захарии праведных, благоверный страстотерпче Андрее, с ними же Христа Бога моли о державе сродник твоих, еже Богоугодней быти и сыновом Российским спастися.

Кондак, глас 8-й.

В мире сем благочестиво и праведно пожив молитвою, милостынею и благостраданием Богу угодил еси. Он же сего ради по убиении твоем прослави тебя, источник чудес даровав тебе: ибо обретшияся мощи твоя нетленные даруют всем, верно тебе прославляющим, исцеления. Его же, святе Андрее, моли сохранити отечество твое, благоверного Императора нашего и всех людей, благочестно тебе почитающих.

Житие святого благоверного Князя Глеба, сына великого Князя Андрея Боголюбского.

Благоверный Князь Глеб был младшим сыном Великого Князя Андрея Боголюбского. На нем сосредоточилась любовь родителя его, после того как св. Андрей похоронил двух старейших своих сыновей – Изяслава и Мстислава. И юный Княжич восприял от боголюбивого родителя благочестивое настроение его души. С ранних лет возлюбил он Господа Бога всем сердцем своим и посвятил Ему чистую непорочную душу свою. Кончина старших братьев напечатлела в уме его память смертную.

Еще будучи 12 лет возымел он пламенное желание читать Священное писание и творения Святых Отцов. Из рукописного жития его также известно, что он любил беседовать с монашесвующими (которые тогда были самыми учеными, мудрыми и добродетельными людьми. Они собирали библиотеки, учились иностранным языкам и переводили книги на русский язык). Подчинившись влиянию сих благочестивых собеседников, юный Князь скоро усовершенствовался в добродетельной жизни. Он ни во что вменил все красоты мира сего и стяжал самые необходимые для спасениядобродетели – кротость и смирение. Он никогда не величался своим княжеским происхождением и оказывал равное расположение ко всем – к благородным и худородным. Особенную же любовь имел он, подобно родителю своему, к несчастным и бедным. Он каждодневно ходил молиться Господу Богу в новоустроенный родителем его дивный храм Успения богоматери и, несмотря на юность свою, нес подвиг воздержания и поста. Но недолго пожил праведный княжич, ранняя смерть прекратила его заботы о ближних и о собственном спасении. Господь восхотел взять его в Свои небесные обители.

Такое известие имеем мы о кончине его. Юный Днязь Глеб внезапно почувствовал отшествие свое ко Господу Богу и вот, помолившись за отечество и за всех православных христиан, возлег на смертном одре и произнес свое последнее молитвенное воззвание: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш, ненадеющихся надеждо, источник благоутробия! Тебе Творцу и Промыслителю моему предаю душу мою, приими ю и упокой со святыми Своими. Так скончался он 20 июня 1174 года. При кончине его не было при нем державного его родителя. Он был в Суздале. Получив же известие о кончине любимого сына, он немедленно прибыл во Владимир и с горьким плачем припал к телу любимого своего сына, которым он утешался, зря его, «яко Ангела Божия», как сам он говорил, плача. При погребении благоверного Князя Глеба от вопля народа, оплакивавшего своего милостивца и богомольца, нельзя было слышать церковного пения. Случившиеся тогда в храме иностранные гости (купцы) прослезились, видя такое зрелище, и сказали: «блажен еси воистинну граде Владимире, таковую красоту имевый в себе пред очима».

Неоднократно Господь Бог открывал о святости угодника Своего, Князя Глеба, чудотворениями, бывшими у его гроба. Так в 1238 году, когда монголы зажгли Успенский собор, гробница св. Князя, стоявшая поверх полу, не сгорела. Она была объята в это время каким то особенным чудным огнем, как сказано в житии Князя. В 1412 году, при разграблении города Владимира Талычем, татары открыли гробницу Князя Глеба, ища сокровищ, но были опалены вспыхнувшим из гробницы огнем и убежали из собора. В 1608 году, когда Литва подступила ко Владимиру, тогда уже пришедшему в упадок и едва укрепленному, Князь Глеб открыто явился тогда у своего гроба. В полночь соборные сторожа увидели в храме необычайный свет и разбудили по сему случаю соборного пономаря Герасима. Когда пономарь отпер двери и вошел в собор, то увидел юношу в княжеском одеянии, седящего у гробницы Глебовой, – увидел и ужаснулся. Юноша сказал пономарю: «не ужасайся человече, и не бойся; Бог не предаст град сей в руки врагов, мы бо его соблюдаем и молим Всемилостивого Спаса и Матерь Его Пресвятую Деву Марию; иди к протопресвитеру и всему причту и повеждь им вся сия реченная от мене, аз же есмь лежащий в гробе сем». Литовцы в ту же ночь отступили от города.

После открытия, в 1702 году, святых нетленных мощей благоверного Князя Глеба чудодейственная сила от св. Князя проявлялась также самым очевидным образом.

Дворянский сын Иван Тютчев, долгое время пробыв в расслаблении, не владел ни руками, ни ногами. Когда его после молебствия приложили к нетленным мощам Князя Глеба, больной вдруг почувствовал, что может владеть руками и ногами, встал и отправился домой и впоследствии совершенно выздоровел.

Иноземка Юлиания Детковская долго была весьма больна глазами, так что не могла видеть. Усердно помолившись и приложившись к мощам Князя – начала немного видеть, а впоследствии совершенно прозрела.

Спасского Владимирского монастыря служитель Феодор Степанов Маламахов долго был болен, лишился разсудка и бесновался. Когда его с трудом приложили к мощам св. Князя Глеба, он омертвел, но потом опомнился и скоро выздоровел.

Сын таглеца Ямской слободы Артемия Скорнякова так тяжко был болен, что не мог вставать с постели. Приложенный к мощам больной почувствовал себя лучше и скоро выздоровел.

Жена Владимирского кузнеца Василия Анна исцелилась от такой же болезни по молитвам св Князя Глеба. Блаженные памяти Император Павел I, приложившись к мощам Благоверного Князя, сказал сыновьям своим Александру и Константину: «Дети! молитесь угоднику Божию Глебу; впервые в России вижу так нетленно сохранившияся мощи».

Юношам особенно должно взирать на юного Благоверного Князя Глеба. Он первее всего своей жизнью напечатлевает пред ними великие слова Спасителя: Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят (Мф. 5:8). Да поучатся юноши от Благоверного Князя Глеба целомудрию, кротости, богобоязненности и любви к Господу Богу. Да поучатся они от него также и любви к поучению в священных писаниях, ибо чтение священных книг много способствует хранению чистоты сердца. Но и людей всех возрастов поучает Св. Князь Глеб своими добродетелями. В юности отвергнув страсти, он устыждает возмужавших и состаревшихся и однако одержимых недугами различных страстей. И всем он скорый помощник, исцеляющий души от греховных болезней. Помолимся же, братие, Благоверному Князю Глебу, да по его помощи возвысится наш ум от дольнего земного к горнему, небесному, да уцеломудрится, очистится наше сердце, да исцелимся от многих одержащих нас лютых грехов и страстей.

Тропарь Святому Благоверному Князю Глебу, глас 4-й.

Днесь светлокрасуется славнейший град Владимир, имея в себе пребогатое сокровище – чудоточащия честные мощи Великого Князя Глеба, ими же украшаяся и хваляся вселенную всю созывает к веселию и велегласно вопиет! о Владыко Христе, даровавый такую благодать угоднику Твоему, его молитвами помилуй нас.

Кондак, глас 8-й.

Взбранному и крепкому в праведницех православною мудростью сияющему великому чудотворцу, яко избавльшеся от страстей злых, благодарственная восписуем ти, Великий Княже Глебе, но яко имея дерзновение у престола Христова, верою чтущих тебя, град и люди молитвами твоими сохраняй: Ты бо еси крестоносному Императору похвала и утверждение.

Житие святого мученика Аврамия

Святой мученик Аврамий родился в Камской Болгарии, где ныне Казанская губерния, от магометанских родителей и потому был воспитан в правилах этой веры. Он был богатым купцом, но не жалел разделять прибытки свои неимущим. Раздавая многое из имения своего беднякам и нищим, он любил также принимать странников и посещать и утешать болящих. За такие добродетели Аврамия и за чистоту его сердца Господь призрел на него и привлек его к святой христианской вере. Благочестивому Аврамию приходилось слышать об евангельском учении Иисуса Христа, и вот, по действию благодати Божией, он так возлюбил это новое для него учение о высочайшей любви к Богу и ближнему, что не мог уже оставаться долее магометанином, а сделался истинным христианином, ревностным учеником Христовым и возымел желание проповедывать учение Христово своим соотечественникам. Во время ярмарки приехал он в самую столицу земли Болгарской, но не для торговли и прибыли, а для распространения Христова учения, учения кротости и терпения, любви к ближнему и к врагу. Озлобленные магометане, по невежеству своему, не могли потерпеть, чтобы единоверец их проповедывал новое учение, и всеми мерами старались отклонить святого Аврамия от его проповеди и заставить снова принять магометову веру. Первоначально они его уговаривали ласками, так как он был всеми любим за свою добродетельную жизнь. Затем они стали грозить ему отнятием имения, но Святой Аврамий отвечал, что ради Христа Спасителя он готов лишиться не только имения, но не пожалеет и самой жизни своей. После таких безплодных усилий своих болгары, наконец, схватили Аврамия и заперли в темницу и там многими мучениями снова старались склонить его отказаться от веры Христовой, Но Святой Аврамий, познав Сладчайшего Иисуса, не мог возвратиться к невежественному магометанству. Тогда зверские болгары присудили его к смертной казни и 1 апреля 1229 г. умертвили доблестного поборника веры Христовой, отсекнув ему сперва руки, потом ноги и главу. Болгарские христиане погребли его на своем кладбище. Над гробом мученика вскоре стали совершаться чудесные исцеления, а весть о новом чудотворце достигла и до соседней земли Русской, и Великий Князь Георгий Всеволодович, победив тогда Болгар, потребовал выдачи мощей страстотерпца Аврамия. Нарочное русское посольство приняло св. мощи, которые и были с торжеством перенесены во Владимир 9 Марта 1230 года и положены в Успенском женском монастыре, основанном материей Великого Князя Георгия. При гробе мученика совершились тогда многочисленные исцеления19.

Узнав теперь, сколько возможно было, житие св. мученика Аврамия, скажем: вот какова красота учения Евангельского, что плененный ею св. Аврамий презрел все богатства свои; ничтожной показалась ему угроза лишения их, и он самую жизнь свою положил за проповедание Евангелия. А из нас захочет ли кто расстаться с богатствами, многие·ли равнодушны к приобретению сих тленных богатств? О святый страстотерпче Аврамие! Возжги в нас хотя искру твоей любви к учению Христову, раскрой и пред нами красоту учения Евангельского, – даруй нам уразуметь, что только в поучении заповедям Господним и в исполнении их истинное благо для души нашей, что благо это превосходит безконечно все гибнущие тленные блага земли!

Тропарь св. мученику Аврамию, глас 4-й.

Днесь благовернии людие, сошедшеся восхвалим добляго сего мученика и страдальца Аврамия: сей бо укрепляем силою Божией, душу свою положи за Христа, много пострадав от зловерных Болгар. Сего ради от Господа венец прият, и ныне предстоит Ему и молится о граде сем и о всех нас чтущих память его.

Кондак, глас 8-й.

Яко многоценное сокровище, принесено бысть от Болгарские страны во град Владимир, пречестное тело твое, мучениче Аврамие, имже подаеши, всем чтущим преславную память твою, обилие исцелений, предстоя на небеси Христу Богу и моля Его о спасении душ наших.

* * *

1

Ярослав Всеволодович правнук Владимира Мономаха, внук Юрия Долгорукого, сын Всеволода III Великого, по прозванию «Большое Гнездо», брат Св. Георгия Всеволодовича, нетленно почивающего во Владимире.

2

Очень вероятно, что она была дочерью мужественного Торопецкого Князя Мстислава Удалого. Скончалась и погребена в Новгороде в 1244 году, приняв иночество с именем Евфросинии. Замечателен и старший брат Св. Александра – Феодор. Он скончался в юности, когда приготовлялись к его брачному торжеству, 10 июня 1233 года, в Новгороде; чрез четыре столетия мощи его были обретены нетленными.

3

Степенная книга.

4

Степенная книга.

5

Рождественский монастырь, храм св. Димитрия Солунскаго (Димитриевский собор), женский Успенский «Княгинин» монастырь существует и доныне. В первом ныне Архиерейский дом. Чудотворная икона св. Димитрия перенесена в Москву.

6

Служба св. благоверному Великому Князю Георгию и житие его – рукопись 1695 года, принадлежащая Владимирскому кафедральному собору

7

Или, м, б., 14 апреля.

8

Вдовой Владимира-Димитрия Всеволодовича.

10

Лаврентиевская летопись.

11

Рукописное житие св. Вел. Кн. Георгия.

12

Георгий Долгорукий был сын Великаго Князя Владимира Всеволодовича Мономаха.

13

Название «Боголюбский» правда было дано князю Андрею по тому поводу, что он построил город Боголюбово и в нем монастырь с тем же именем; но и самое название св. Андреем города Боголюбовом и монастыря Боголюбовым свидетельствует о его благочестии, а затем не сроднилось-бы с именем князя название «Боголюбский», еели бы не был он действительно боголюбивым.

14

Граждане Луцка доныне свято чтут память св. Андрея Боголюбского и на месте его подвига в честь св. князя воздвигли церковь.

15

Св. икона названа Боголюбскою и Боголюбивою, монастырь Боголюбовым. Основал здесь свят. Андрей и город, назвал его Боголюбовом; монастырь и в нем св. икона существуют доныне, а на месте города – село Боголюбово. Св. икона Божией Матери, написанная св. Евангелистом Лукой, со времени поставления ее во Владимире называется Владимирской. В 1395 г. она перенесена была в Москву, и в день перенесения ея Богоматерь чудесно защитила Русскую землю от нашествия Тамерлана. И ныне сия свящ. икона находится в Московском Успенском Соборе.

16

Золотые ворота – белокаменное здание, имевшее, вероятно, позлащенные ворота под аркой. Самое белокаменное здание существует и до сего времени, ныне на верху его церковь в честь положения ризы Богоматери. При открытии Золотых ворот, по устроении их совершилось чудо: своды их обрушились и засыпали камнями 12 человек, но по молитве Благоверного Князя пред св. иконой Богоматери, принесенной из Вышегорода, все засыпанные были вынуты из-под камней живыми.

17

Нетленные мощи Глеба Андреевича, причтенного церковью к лику святых, открыто почивают во Владимирском Успенском соборе. Был и еще у св. Великого Князя Андрея сын Юрий, которого он в 1173 или 74 г. послал на княжение в Новгород и который потом был на княжении в дальней Грузии, а где кончил жизнь, неизвестно.

18

По другому мнению св. Андрей был убит в ночь на 29 Июня.

19

В сборнике Троице-Сергиевой лавры XVII века при описании Владимирских храмов, их достопримечательностей и святынь, говорится: «на левой стране (Успенскаго храма девичьего Княгинина монастыря), в том же пределе, в стене, в каменном гробу мощи великомученика Аврамия Болгарскаго. Над гробом висят вериги его, кладут их на боляших, кто изступит ума, и поют молебная. По совершении ж молебна мнози приемлют здравие». По вере, душевные и телесные исцеления от мощей Св. Мученика подаются и ныне.


Источник: Жития святых благоверных великих князей Александра Невскаго, Георгия, Андрея и Глеба и мученика Аврамия Владимирских чудотворцев : протоиерей Александр Виноградов. - Владимир : Тип. Губернского Правления, 1913. - 48 с.

Комментарии для сайта Cackle