Избранные жития святых. Весна: Март. Апрель. Май
Содержание
Март Житие святой преподобномученицы Евдокии Страдания священномученика Феодота, епископа киринейского Страдания святых мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска Житие преподобного отца нашего Герасима Страдания святых мучеников Павла и Иулиании Память преподобного Адриана Пошехонского Страдания преподобного Конона и сына его Память святых мучеников, пострадавших в Аммории Память священномучеников, пострадавших в Херсоне Память преподобного отца нашего Феофилакта исповедника, епископа Никомидийского Страдания святых четыредесяти мучеников, в Севастийском озере мучившихся Страдание святого мученика Кодрата Никомидийского Память святого отца нашего Софрония, патриарха Иерусалимского Страдания священномученика Пиония, пресвитера Смирнского Житие преподобного отца нашего феофана исповедника Житие святого отца нашего Григория Двоеслова, папы римского Перенесение мощей святого Никифора исповедника, патриарха Цареградского Житие преподобного Венедикта Нурсийского Память святых мучеников Агапия, Пуплия, Тимолая, Ромила, двух Александров, двух Дионисиев и Никандра Житие преподобного отца нашего Алексия, человека Божия Память святого Кирилла, архиепископа Иерусалимского Страдания святых мучеников Хрисанфа и Дарии Страдания преподобных Иоанна, Сергия, Патрикия и прочих, избиенных сарацинами в лавре святого Саввы Житие и страдание священномученика Никона и 199 учеников его Страдание Стефана и Петра, мучеников Казанских Праздник Благовещения Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии Страдания священномученика Иринея, епископа Сирмийского Память святой Матроны Страдания святого преподобномученика Евстратия Печерского Страдания святого Марка, епископа Арефузийского Память преподобного отца нашего Иоанна Лествичника Память святого праведного Иосифа Прекрасного Апрель Житие святой Марии Египетской Память преподобного Тита Чудотворца Память святых мучеников Амфиана и Едесия Преподобный Никита Исповедник Житие преподобного Иосифа Песнописца, творца канонов Страдания святых мучеников Агафопода диакона и Феодула чтеца Память святого Евтихия, патриарха Константинопольского Страдания святого мученика Каллиопия Память святого Нифонта Память святых апостолов от семидесяти Иродиона, Агава, Руфа, Асинкрита, Флегонта и Ермия Страдания святого мученика Евпсихия Страдание святых мучеников Терентия, Африкана, Максима, Помпея, Зинона, Александра, Феодора и других Страдания священномученика Антипы, епископа Пергамского Житие преподобной Афанасии игумении Память святых мучеников Иоанна, Антония и Евстафия, пострадавших в Вильне Страдания святого мученика Саввы Готского Страдания святых мучениц Агапии, Хионии и Ирины Память святых соловецких чудотворцев Савватия и Зосимы Страдания священномученика Симеона, епископа Персидского Память святого мученика Иоанна Нового Память преподобного Александра Ошевенского Житие святого Феодора Сикеота Память святого великомученика Георгия Победоносца и царицы Александры Память святого мученика Саввы Стратилата и семидесяти воинов Житие и страдание святого Апостола и евангелиста Марка Память святого Василия, епископа Амасийского Житие святого Стефана, епископа Пермского Память святого Симеона, сродника Господня Память святого Кирилла Туровского Память святого Иакова Зеведеева Май Память святого пророка Иеремии Память святых страстотерпцев Бориса и Глеба, во святом крещении нареченных Романом и Давидом Память блаженного Бориса, царя Болгарского Страдания святых мучеников Еспера, жены его Зои и детей их Кириака и Феодула Житие преподобного Феодосия, игумена Печерского Страдания святой мученицы Пелагии Житие святой великомученицы Ирины Память праведного Иова многострадального Страдание святого мученика Акакия Житие преподобного арсения Великого Память святого пророка Исаии Перенесение мощей святого Николая Чудотворца Память блаженной Таисии Страдание священномученика Мокия Житие и труды преподобных Мефодия и Кирилла, просветителей славян Житие святого Епифания, епископа Кипрского Страдание святой мученицы Гликерии Память преподобного Серапиона Синдонита Житие преподобного Пахомия Великого Память преподобного Феодора Освященного Святой апостол андроник и Юния, помощница его Страдания святого мученика Феодота Анкирского и семи дев: Текусы, Александры, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Юлии Преставление святого князя Иоанна Угличского, в иноках Игнатия, вологодского чудотворца Память святых равноапостольных Константина и Елены Страдание святого мученика Василиска Память святого Леонтия Ростовского Житие преподобного Никиты Столпника, Переяславского чудотворца Память святой мученицы Феодосии Тирской Житие преподобного Исаакия Далматского Страдание святого мученика Ермия
Предисловие
Велика и, можно сказать, неисчислима польза от чтения житий святых. Уже одно то, что на чтении житий святых мучеников и других подвижников благочестия воспитывались древние христиане, отличавшиеся высоким благочестием, что чтение спасительных житий святых, в которых изображены высокие подвиги благочестия, многих грешников заставляло призадумываться над своей порочной жизнью и обращало их на путь христианской жизни, что чтение житий святых было любимым чтением наших предков, черпавших из них и страх Божий, и любовь к Богу, и сострадание к ближним, и полную преданность Промыслу Божию, и дивное терпение в перенесении самых тяжких испытаний, посылаемых им, уже одно это говорит о великой, несравненной пользе чтения духовных повествований о жизни святых.
Прекрасно говорит о воспитательном влиянии житий святых один глубокий знаток духовной письменности. «В сих книгах церковь ежедневно указует нам на высокие образцы духовного совершенства, стараясь пробудить в нас дух святого подражания святым людям; изображает деяния древних христиан, дабы смирить гордый дух века и нашей природы; выводит пред очи наши примеры строжайшего покаяния и самоотвержения, дабы с одной стороны предохранить нас от ежедневных грехопадений, с другой – опытно вразумить, как восставать нам от грехопадений, с глубоким сокрушением сердечным, но без отчаяния.
Ее священные сказания по местам обширны, дабы насыщать душу, в которой раскрылся ненасытимый вкус к духовному; по местам кратки, дабы не обременить души ленивой; по местам оразноображены краткими словами нравоучительными, дабы деяние находило свою основу в отвлеченном правиле и истине, а истина отвлеченная тотчас же подтверждалась деянием и примером; они почти всегда просты, потому что истинны, и люди, собиравшие сии сказания, обыкновенно поставляли себе правилом изречение: не буди ми лгати на святыя; в некоторых местах удивительно как простодушны, потому что люди, в них изображенные, были дети не света, а царствия Божия, упростившие природу свою до невинной природы младенческой, по слову Спасителя: аще не обратитеся, и не будете яко дети, не внидете в царствие Божие; повсюду назидательны и для благочестивого человека приятны, несмотря на простоту формы, на язык безыскусственный, заботящийся не о том, как он рассказывает, а о том, что повествует. Светский вкус, конечно, не найдет в них того огня, той живости и занимательности, какие любит находить в повествованиях мирских; но за то они не учат тому тонкому нечестию и благовидному разврату, которыми часто дышит плотская и страстная повесть света»1.
Но как надо читать жития святых и что следует соблюдать, чтобы чтение житий было и благоугодным, и душеполезным? Жития святых – не простое светское писание, а духовное и спасительное, а потому и читать их нужно не только со вниманием, но и благоговением. Неспешно читая, нужно прежде всего созерцать, то есть живо запечатлевать в уме и сердце дивные подвиги земной жизни и славу небесного прославления святого, а затем чаще останавливаться и предаваться благоговейному размышлению по поводу прочитанного.
Необходимо углубляться внутрь себя и чутко прислушиваться к голосу совести, обличающей нашу греховность, зорко присматриваться, какое мы ничтожество и какая у нас нищета духовная в сравнении с этими богатырями духа, исполинами веры!..
После этого пробуждайте в себе и укрепляйте добрые намерения идти по стопам святых наставников в вере и добродетелях.
Нельзя не привести здесь некоторых советов святителя Тихона Задонского касательно чтения вообще книг православно-христианского содержания: «Нет никакой пользы книгу читать и не делать того, чему книга учит…Когда ум от книги будешь только острить, а волю не будешь исправлять, то от чтения книги злейший будешь, нежели был. Понеже злейшие бывают ученые и разумные глупцы, нежели простые невежи. Помни, что лучше любить по-христиански, нежели разуметь высоко; лучше красно жить, нежели красно говорить»2.
Да даст нам Господь любовь к чтению душеполезных житий святых и подражание им!
Г. М. Дьяченко
1897
* * *
Примечания
Амфитеатров Я. К. Чтения о церковной словесности, или Гомилетика. Ч. 1. Киев, 1846. С. 263.
Из творений св. Тихона Задонского.
