Азбука верыПравославная библиотека профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский 5-е сентября. Служба (иная) святого пророка Захарии и святой праведной Елизаветы


профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

5-е сентября. Служба святого пророка Захарии и святой праведной Елизаветы

 

Как известно, в наших нынешних Минеях под пятым числом сентября месяца находится в честь пророка Захарии и праведной Елизаветы две службы: из них одна простая с стихирами на шесть и во всем почти сходная с своим греческим оригиналом1, а другая оригинально-русская, полная служба со стихирами на „Господи воззвах“  на восемь, с паремиями, с величанием, избранным псалмом с величанием и особым тропарем. История происхождения этой „иной“ службы весьма любопытна и поучительна, а посему мы и намерены проследить судьбу её на основании тех данных, которые содержатся в архиве типографской библиотеки.

Одно простое внимательное чтение нынешней службы: „и́на служба того же святого пророка Захарии и святой праведной Елизаветы“ ясно показывает, что служба эта составлена по особенно-важному торжественному случаю. Предпочтение в службе памяти Елизаветы пред пророком Захариею и обращение к праведной Елизавете большей частью, избранный псалом на величании ясно говорить нам о намерении составителя. Это намерение прямо высказано в службе этим святым, изданной, по распоряжению Святейшего Правительствующего Синода, в 1719 году и печатаемой без всяких изменений и до настоящего времени. Здесь в тропарях девятой и восьмой песней прямо говорится о тезоименитой2, т. е. о Елизавете Петровне, дочери Петра великого. Таким образом нет никакого сомнения, что настоящая служба составлена на Руси с целью день тезоименитства великой княгини Елизаветы Петровны, впоследствии русской императрицы, при строгом соблюдении царских дней в начале ХVII столетия отметить торжественною службою, т.е. полным всенощным бдением, чего существовавшая в ту пору служба праведным Захарию  и Елизавете, переведенная с греческих Миней, не давала. Упомянутые нами документы архива Московской Типографской библиотеки вполне подтверждают нашу мысль. В делах этого архива 1719 года мы читаем, по поводу напечатания этой службы, следующее: „Сего мая к президенту тайному советнику графу Ивану Алексеевичу Мусину-Пушкину в письме кабинет-секретаря господина Макарова написано: царское величество указал, которые книжки отдал отец архимандрит Феодосий3, напечатать здесь в друкарне о празднестве на день тезоименитства государыни царевны Елизаветы Петровны, и те книги отдать ему для рассылки по епархиям безденежно. И цех-директору (в типографии) Михаилу Авраамову о отдаче вышеписанных книжек отцу архимандриту Феодосию для посылки по епархиям учинить по сему его великого государя указу. А сколько будет отдано в штат-конторе коллегию подать ведение за рукою“4. Этот указ был прислан графом Иваном Мусин-Пушкиным на имя цех-директора С.-Петербургской типографии Михаила Авраамова, по распоряжению которого Синодальная Петербургская типография напечатала названную службу в количеств 600 экземпляров. 24 числа июля того же 1719 года книги эти в количестве 5975 экземпляров были переданы, по особому указу, подъячим Феодором Васильковым казначею Ивану Прокофьеву для передачи Александро-Невскому архимандриту Феодосию, который должен был разослать эти службы по епархиям6. Июля 26 числа того же года был отправлен указ в Московскую Синодальную типографию на имя главного её справщика Феодора Поликарпова следующего содержания: „По его великого государя указу, послана к тебе ныне напечатанная книга о празднестве на день тезоименитства государыни царевны Елизаветы Петровны для напечатания и продажи в народ указною ценою и для раздачи в Москве по церквам по одной книге в церковь безденежно“7. Указ этот был получен в Москве 10 августа вместе с экземпляром настоящей службы издания Петербургской типографии. С этой „присланной книги напечатано для раздачи в Москве по соборам и по монастырям и в ста сороках приходским церквам безденежно и для продажи  в народ“. Книга была напечатана Осиповскою азбукою, в количестве 1.200 экземпляров, в переплете в полдесть8 и выпущена в свет 1719 года августа 17 дня9. Назначенные книги для безденежной раздачи были отправлены из приказа книг печатного дела в тиунскую палату, и комиссия эта была возложена на судию тиунской палаты, златоустовского монастыря архимандрита Антония10. Так как количество соборов, монастырей и приходских церквей в Москве определялось в то время цифрою в 297 церквей, то эта цифра книжек службы в честь пророка Захарии и праведной Елизаветы и была в свою очередь прислана архимандритом Антонием в приказ церковных дел управителю градского благочиния девяти-мученической церкви священнику Михаилу Тимоеееву11, который и выполнил уже предписание указа 1719 года от 26 июля. Сентября 1 числа того же года архимандрит Антоний получил из приказа книг печатного дела снова 30 книг с приказанием, „разослать те книги с кем пристойно по епархиям, а именно: в Ростов, на Рязань, в Коломну по десяти книг в переплете в полдесть безденежно“.  Книги и указ были доставлены архимандриту Антонию через подьячего Перфилия Протопопова. Но архимандрит Антоний не взял на себя этой трудной и неприятной для него комиссии и не принял от Протопопова ни указа, ни посланных при нем 30 книг на том основании, что „такой-де указ и книги принять не подлежит, да и посылать-де те книги по епархиям не с кем, понеже-де не имеет он у себя посыльных людей и почтарей“12. Чем дело кончилось о рассылке этих служб из дела не видно, но несомненно известно, что с этого времени 5 числа сентября, ради „торжества тезоименитства благородной великой государыни царевны Елизаветы Петровны“ служба „ина“ праведным Захарию и Елизавете совершалась по всем епархиям, по этим вновь сочиненным архимандритом Александро-Невской лавры Феодосием книжкам.

Окончив печатание книги „Служба св. пророка Захарии и св. праведной Елисаветы“ того же 1719 года августа в последних числах наборщики печатного двора: Петр Иванов, Андрей Серебряков, Иван Петров с товарищами обратились к государю с просьбою такого содержания: „Державнейший царь, государь милостивейший! по твоему великого государя указу, набирали мы нижеименованные рабы твои и делали книгу службу Захария пророка и Елизаветы в полдесть и сделано той службы три листа осиповскою азбукою, а за набор и за дело столовое нам нижеименованным рабам твоим ничего не выдано, а делали ту службу не в очередь, в гулящие дни. Всемилостивейший государь! просим вашего величества да повелите Ваше державство нам нижеименованным рабам твоим за оную службу за набор и за столовое дело выдать против прежних дач“ 13. Так как „в Приказе книг печатнаго дела за набор и разбор и за всякое столовое дело набору осиповской азбуки мастеровым людям дается по семи рублей с полтиною за тетрадь“, а в настоящей книге бумаги три листа, то, по указу великого государя, состоявшемуся 27 августа велено: „мастеровым людям за вышеописанное дело указные деньги выдать и наложить на те же книги“14.

В 1722 году уже Святейший Правительствующий Синод сделал  распоряжение о напечатании службы святого пророка Захарии и Елизаветы вторично15, что и было исполнено в точности. Служба была напечатана в  „довольном числе“ экземпляров16. Вскоре после сего настоящая служба была внесена в Сентябрьскую Минею и заняла то место, на котором мы видим её в настоящее время. Случилось это приблизительно между 1724 и 1747 годами, так как в это время было три издания полного круга месячных Миней17, и когда было приступлено к четвертому изданию Миней 1763 года, то справщики прямо заявили (1763 г. 5 марта), что „оные книги общим чтением ими свидетельствованы и во всем имеются против прежних выходов и присланных из Святейшего Правительствующего Синода указов и данным им от типографской конторы соучиненным определениям копиям сходны и исправны“18.

Что же касается печатания богослужебных Миней 1763 года, то оно для нас весьма важно и близко касается рассматриваемой нами службы праведным Захарию и Елизавете. Документы типографского двора дают ясно понять, что в это время начинают уже подумывать об исключении настоящей службы из Сентябрьской Минеи, как „излишней“. Действительно, с кончиною императрицы Елизаветы Петровны в нашем царствующем дом не было лиц, носивших имя Елизаветы, а поэтому и не было никакой теперь надобности в подобной службе. Мысль эту высказали откровенно в своем доношении от 1 декабря 1763 года за № 752 справщики Синодальной типографии: Петр Рыбаков, Иван Евдокимов, Александр Ильин, Феодор Поморцев, Симеон Андреевский, Иаков Осипов, Николай Резанов, Осип Худяков, Серий Васильев, Иван Корякин, Алексей Феодоров и Алексей Маврицкий. Доношение весьма любопытно и мы приводим его целиком. „В силу присланного из Святейшего Правительствующего Синода в Московскую типографскую контору указа оною конторою определено, писали вышеназванные справщики, печатать Минеи месячные в четверть библейскою азбукою, токмо те Минеи в четверть преждепечатные против дестевых Миней имеются не полны и не сходственны: понеже в них служб как Димитрию, митрополиту Ростовскому, так и Нину Столбенскому, чудотворцам еще не внесено. Також в четвертых Минеях месячных службы дванадесяти апостолом и двум евангелистам Марку и Луке выпечатаны на шесть, и в дестевых Минеях каждому из дванадесяти апостолов и евангелистам службы выпечатаны с полиелеем, да сверх того в  дестевых Минеях месячных,  кроме рядовой службы, напечатана Другая с полиелеем служба пророку Захарии и праведной Елизавете, которая сочинена вновь при жизни высокоблаженной и вечнодостойной памяти государыни императрицы Елизаветы Петровны и оная служба в собственно в жизни её императорского величества тогдашнему прешедшему времени по кончину приличествовала,  как из напечатанных в той службе на 9 песни нижеозначенных стихов точно явствует, а именно: стих 1 „Веруяй пришедшаго Мессию быти Господа своего и заповеди Господня храма благоугодила еси ему Елисавета: моли убо всеблагого Владыку тезоименитая всех восхваляющих тя, спастися душам“, стих 2 „Иже заповеди Божии сохраняет того возлюбити и явитися ему обещавается Бог: в заповедех его ходившая, тем же Богом возлюбленная еси Елисавето, моли всеблагаго о тезоименитой да и возлюбит Бога и возлюбленна будет благоутробием Его».

Того ради Московскую типографскую контору просим о наставлении оных четвертных Миней месячных печатания в том, что те четвертные Минеи печатанием производить с четвертных ли оригиналов или с дестевых, и ежели с дестевых, то не внесенные службы Димитрию митрополиту и Нину Столбенскому чудотворцу, також и полиелейные службы двунадесяти апостолам и евангелистам в оныя вносить ли, а особливо новосочиненную святым Захарию и Елизавете службу печатать ли, понеже кроме тоя новосочиненныя службы рядовая служба пророку Захарии в тех четвертных Минеях месячных положена и затем новосочиненную, яко излишнюю, не приказано-ль будет печатанием обойти и вовсе отменить19.

С такими совершенно справедливыми доводами нельзя было не согласиться, и Московская типографская контора 2 октября того же года постановила поэтому поводу следующее решение: „По вышеописанном справщическом рапорте касающихся до печатания четвертных Миней месячных резонам, печатать оныя с дестевых ныне выпечатанных Миней месячных, кроме  упомянутой службы святым и праведным Захарии и Елизавете во всем непременно, и об оной службе, в силу полученного в прошлом 1747 году июня 16 дня20 из Святейшего Правительствующего Синода в типографскую контору указа, представить в Московскую Святейшего Правительствующего Синода контору с таковым типографской конторы мнением, что оную в четвертных Минеях месячных напечатать в сходственность дестевых, благопристойно учинив только в стихе первом исключению речений: „тезоименитой“ ... и „и“ ... и в конце-ж стиха второго пременение таковое: „моли всеблагаго о всех нас, да и возлюбим Бога и возлюблены будем благоутробием его“. В большее же благоразсмотрение и власть все оное предать Святейшаго Правительствующего Синода конторе и ожидать об оном ея ииператорского величества указа“21.

Затронутый Московскою Синодальною типографией вопрос о напечатании службы праведным Захарии и Елизавете в Минеях 1763 года и предлагаемых поправках в ней не был решен в Святейшем Синоде и к началу 1765 года. Под 15 апреля этого года в делах типографских находим такое замечание относительно интересующей нас службы: „донесть за известие и о ныне печатаемых вновь Минеях месячных, что оные вновь хотя и печатаются по сентябрь месяц, по напечатании до 5 числа, за представлением от типографской конторы сего 1765 году февраля 10 дня Святейшему Правительствующему Синоду и о службе святым и праведным Захарии и Елизавете в ожидании на то указа печатанием удержать22. Косвенным образом этого вопроса коснулась Московская Синодальная типография еще раз в том же 1765 году 18 апреля, когда, по требованию Св. Синода от 4 и 7 чисел того же месяца, посылала 15 годов Миней, содержащих в себе, между прочим, и рассматриваемую нами службу. „За отпустом имеется остаться в наличности 66 годов, ценою на 1444 рублей23 и оные соблаговолено ли будет, так как оне есть, или, исключив помянутую службу и перепечатав, как оне точно и прежде до привнесения той печатаемы были, один только лист, требователям, которых вседневно не мало является, для возвращения капитала отпускать в продажу“24. Св. Синод на сей раз в своем указе от 21 сентября того же года за № 1731 прямо и категорически заявил: „в означенных печатаемых ныне в оной Московской типографии Минеях месячных святым праведным Захaрию и Елизавете службу печатать так, как она прежде сочинения вышепредписанной при жизни блаженныя и вечнодостойныя памяти великия государыни императрицы Елизаветы Петровны вновь служба печатаема была25. Указ этот был объявлен справщикам Московской Синодальной Типографской библиотеки 5 октября того же года. В силу сего указа Сентябрьская Минея 1768 года вышла со службою праведным Захарии и Елизаветы в том виде, в каком эта служба была напечатана в первый раз в 1719 году, при жизни покойной императрицы Елизаветы Петровны. С этого же время, вопреки очевидной неуместности вышеприведенных выражений в 9 песни канона, печатается эта служба неизменно даже в настоящее время, как в Минеях Московской типографии26, так и Киевской27, вызывая некоторое недоумение у лиц, которым приходится пользоваться ею28.

Из сказанного нами вытекают следующие положения:

1) „Ина служба святого пророка Захарии и святой праведной Елизаветы“, находящаяся ныне в Минее под пятым числом месяца сентября, русского происхождения и с греческою службою тем же святым ничего не имеет общего.

2) Составлена эта служба в 1719 году для торжественного богослужения на день тезоименитства покойной государыни императрицы Елизаветы Петровны, в то время еще бывшей великою княжною.

3) Составителем настоящей службы был архимандрит Александро-Невской Лавры, в последствии, митрополит С.-Петербургский Феодосий.

4) Внесена эта служба в сентябрьскую месячную Минею между 1724 и 1747 годами и с тех пор, вопреки неуместности некоторых выражений в виду их несовременности, при полном отсутствии каких бы то ни было на нее указаний в нашем современном Типиконе или Церковном Уставе, продолжает доселе печататься в наших Минеях без всяких даже весьма нужных поправок, на которые указывали еще справщики 1768 года

* * *

1

Разница настоящей службы по греческим Минеям заключается в следующем: в стихирах на «Господи воззвах», на «и ныне» поется богородичен «Κύριε τῆς σἐ τεχούσης πρεσβείαις, περιφρούρησον τήν ποίμνην σον»…, крестобогородичен «Κύριε σἐ ό ἤλιος εἶδεν…» Стихиры на стиховне положены, как и в нашей Минее, из Октоиха, но здесь на произволящего имеются и особые стихиры на стиховне. Εἰ δε βούλει говорится здесь, εἰπὲ τα παρόντα προσόμοια τοδ αγἰον, ἦχος πλ δ. Стихиры эти следующие: ω τού ποραδόξου ϑαύματος, ό παρεστὼς τφ Θεφ εν ύψἰστοις ἀρχαγγελοις..., стих «εύφογητὸσ κὸριος ὸ Θεόσ..., стихира «ω τού ποραδόξου ϑαύματος τῆς παφαιᾶς σιγην»... стих «καἰ σύ παιδίον» и стихира «ω τού ποραδόξου ϑαύματος ὲν ἰερεδοι καἰ ὲν μὰρτοστν ἄριστος» на и ныне богородичен «ὅντοως ύνερήαν ὰφηϑὼς» и крестобогородичен «πόνους ύπομεἰνασα πολλούς ὲν τῆ τού Υἰοῦ καἰ Θεοῦσον»... ексапостиларий «`Αμαπτως ιερετεδσος...» богородичен «παρηλϑον μητροπάρϑενε» и крестобогородичен «Σταυρούμενον ὼς ἔβλεψας πόνους ύπομεἰνασα πολλούς ὲν τῆ τού Υἰοῦ καἰ Θεοῦσον (Μην. edit. Venet. 1628)

2

Служба св. пророка Захарии и св. прав. Елизаветы изд. Моск.тип. 1719 г. л. 11.

3

Александро-Невский архимандрит, составитель службы в честь праведных Захарии и Елизаветы.

4

Дела архива Московск. Синод. Типограф, библиот. за 1717–1721 годы № 18 л. 469.

5

Оружейная палата определила продавать экземпляр каждой из этих книг по 2 алтына и по 4 деньги. Общая сумма денег за все книги от продажи должна была получиться в 47 рублей, в 25 алтын и 2 деньги (Дела М. Типогр. библ. за 1721 – 1717 № 18 л. 469 об.). Продавались же книги так: книги в тетрадях по 2 алтына с деньгою, а в бумажном переплете по 3 деньги (Ibid).

6

Дела Моск. Типогр. библ. № 18 л. 470.

7

Дела арх. М. Типогр. библ. № 20 л. 32.

8

Дела арх. М. Тип. библ. 1719 г. № 20 л. 81 об.

9

Экземпляр этой службы настоящего издания хранится в библиотеке Моск. Типографской за № 1189 – 733 (171), который И. Каратаев (Хронолог, роспись славян, книг Спб. 1861 г. стр. 182, №1418) и А. Викторов (Хронолог, указ. славяно – русск. книг церковной печати с 1491 по 1864 год в. I изд. М., 1871 стр. 133, № 1596), очевидно, по недосмотру, считают изданием петербургской типографии.

10

Дела арх. Моск. Типогр. библ. № 20 л. 33 об.

11

Ibidem л. 34 об., 35.

12

Ibidem № 20 л. 36.

13

Дела 1719 г. арх. М. Типогр. библ. № 20 л. 81 об.

14

Ibidem л. 82.

15

Экземпляры этой службы 1722 г. хранятся во многих библиотеках, но все они издания буд-то бы петербургской типографии (Виктор. Хронол. указ. славян.-русск. книг церк. печати стр. 172 № 1684). Впрочем, И. Каратаев, со слов Сопикова, упоминает об издании этой службы и в московской Синодальной типографии (Хронол. роспись славян, книг Спб. 1861, стр. 191, № 1478). К глубокому сожалению нашему сами мы лично не видели ни одного экземпляра этой службы настоящего издания и не можем сказать, было ли два издания службы праведным Захарию и Елизавете в этот год или одно только. Из бумаг арх. Моск. Синод. Типогр. библ. несомненно, известно нам только о петербургском издании этой службы (Дела 1732 г. л. 184).

16

Дела арх. М. Типогр. Син. библ. 1732 г. л. 184.

17

Месячные Минеи изданий 1724, 1741 и 1747 гг. хранятся в библиотеке Троице – Сергиевской Лавры (Викт. Хронол. указ. славян.-русск. книг церк. печати стр. 173, 189 и 204).

18

Дела арх. М. Типогр. библ. № 290 л. 29.

19

Дела арх. М. Синод. Типогр. библ. 1803 г. № 50 л. 1.

20

В данном случае делается ссылка на указ за № 123, в котором повелевалось «справщикам в печатаемых с прежних оригиналов книгах никаких в речах вновь переправок собою без указа не чинить» (Реестр протоколов за 1747 г. арх. дела. Моск. Типогр. библ. л. 21).

21

Дела арх. Тип. М. Синод, библ. 1763 г. № 50 л. 3.

22

Ibidem л. 17 об.

23

Всего Миней месячных к настоящему году числилось на печатном дворе «переплетных 81 год ценою на 1804 рубля». Дела арх. М.Типогр. библ. л. 20.

24

Дела арх. М. Типогр. библ. 1763 г. №50 л. 20.

25

Ibidem л. 21 об.

26

В московской Синодальной типографии и после смерти императрицы Елизаветы Петровны служба праведным Захарии и Елизавете выходила еще отдельным изданием, напр., в 1760 г. мая 10 дня (Экземпляр хранится в Моск. Типогр. библ. под № 79– 2175)

27

См., напр., сент. Мин. изд. Киев. 1750 л. 28.

28

«Иною» службою праведным Захарии и Елизавете в настоящее время пользуются обыкновенно в храмах, посвященных этим святым. При чтении стихов на девятой песни канона, чтецы, имея в виду, что в настоящее время богохранимая Русь правится державною рукою Государя, а не Государыни выражение тезоименитая заменяют тезоименитого и тем искажают мысль песней и вызывают улыбку у внимательных богомольцев... Поэтому, при чтении двух тропарей девятой песни канона необходимо, по нашему мнению, сделать изменение которые указывали справщики 1763 года.


Источник: Руководство для сельских пастырей, 1885 года, Октября 27-го.