профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

III. Праздник Сретения Господня у гроба праведного Симеона Богоприимца в Катамонасе близ Иерусалима.

В истории настоящего праздника, весьма кратко рассказанной св. евангелистом Лукою (2:22–39), едва ли не самое видное место отведено св. праведному Симеону Богоприимцу. О нем боговдохновенный писатель замечает: „И се бе человек во Иерусалиме, ему же имя Симеон: и человек сей праведный и благочестив, чая утехи Исраилевы, и Дух бе свят в нем. И бе ему обещано Духом святым, не видети смерти, прежде даже не видитъ Христа Господня. И прииде духом в церковь: егда введоста родителя отроча Иисуса, сотворити има по обычаю законному о нем. И той прием его на руку своею и благослови Бога и рече: „Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко“... И бе Иосиф и Мати Его чудящася о глаголемых о нем. И благослови я Симеон и рече к Марии матери Его: се лежит Сей на падение и на востание многим во Исраили и в знамение пререкаемо: и Тебе же самой душу пройдет оружие: яко да открыются от многих сердец помышления“.

Ни до этого знаменательного события в земной жизни нашего Спасителя раньше, ни после него мы более не встречаемся с этою высокоправедною и пророчески-вдохновенною личностью иерусалимского старца Симеона в книгах Священного Писания. Кто были родители св. старца, из какого колена они происходили, где он жил в Иерусалиме, какое общественное положение он занимал, когда скончался и где погребен – все это покрыто мраком неизвестности, и на многие из этих вопросов, волнующих пытливые умы, возможны ныне ответы лишь предположительные, гадательные. Даже повод, почему ему „обещано Духом святым не видети смерти, прежде даже не видитъ Христа Господня“, – с величайшею трудностью, и то лишь до некоторой степени, уясняется церковным преданием.

Праведный Симеон Богоприимец был для своего времени весьма образованным человеком, прекрасно владевшим языками еврейским и греческим. Некоторые предполагают, что он был сыном еврейского патриарха Гилеля и якобы отцем знаменитого законоучителя апостола Павла Гамалиила. За свои глубокие богословские познания и широкое лингвистическое образование праведный Симеон был приглашен в числе прочих семидесяти двух старцев в Александрию известным любителем просвещения, египетским царем Птоломеем Филадельфом, для перевода св. Библии с еврейского языка на греческий. Перевод этот впоследствии получил название перевода семидесяти толковников.

На долю праведного Симеона Богоприимца выпало, между прочим, переводить книгу пророка Исаии. Когда он дошел до известного пророческого места о рождении Спасителя: „Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил“ (Исаии 7:14; Матф. 2:23), то глубоко задумался над словом „Дева“ и недоумевал, как передать его в переводе. По одной версии этого предания, он хотел было уже выскоблить слово „Дева“ и заменить его выражением „Жена“, но в это время его „сумнительных помышлений“ чудным видением ангела был удержан от исполнения своего намерения и получил от него даже „обещание: не видети смерти, прежде даже не видитъ Христа Господня“ (Лук. 2:26). По другой версии, праведный Симеон свое недоумение высказал своим спутникам, при возвращении уже на родину. Переходя в брод какую-то реку, он снял с своей руки перстень, бросил в реку и сказал при этом: „если найдут его, то могу поверить изречению пророка по букве“. Остановившись затем на ночлег в одном местечке близ этой реки, он купил себе на ужин рыбу. Когда, после приготовления, он сел есть ее с своими спутниками, то, к общему изумлению, нашел внутри ее свой перстень, брошенный в реку. Здесь-то, прибавляет вторая версия предания, – и произошло чудесное откровение Духа Святаго, обещавшего ему „не видети смерти, прежде даже не видитъ Христа Господня“.

По возвращении из Александрии на родину, праведный Симеон жил в Иерусалиме, „чая утехи Исраилевы“, а вместе с этим и конца своей жизни. Занимал-ли праведный старец какую-нибудь общественную должность в своем родном городе, или нет, на это точный ответ дать трудно. Православная Церковь в своих священных песнопениях нынешнего праздника прославляет праведного старца, как в „законе бывшего священнослужителя священнейшаго“. На эту мысль наводит и то обстоятельство, что святые родители Христа Спасителя Иосиф и Мария, „вознося“ в Иерусалим отроча Иисуса – „поставити пред Господем, якоже есть писано в законе Господни“ (ст. 22), „и еже дати жертву, по реченному в законе Господни“ (ст. 24) когда пришли в храм, то встретили здесь одного лишь приведенного Духом старца Симеона, который и принял „Его на руку своею“ (ст. 28), чтобы, конечно, „сотворити има по обычаю законному о нем“ (ст. 27). Но знаменитый вития и ученый патриарх константинопольский Фотий говорит о праведном Симеоне Богоприимце, что он „не былъ иерей, но гораздо больше иерея“. Некоторые поэтому делают догадку, что он был председателем иудейского синедриона. По преданию, св. старец скончался на 360 году своей жизнн. Его мощи были перенесены в Константинополь при императоре Иустине (565–578 г.г.) и положены там при Халкопратийском храме в приделе св. Иакова, брата Господня, построенном этим императором. Гроб Симеона Богоприимца видел здесь и наш паломник XII века архиепископ новгородский Антоний.

Вот все, что можно сказать, на основании краткой истории настоящего праздника и предания о личности праведного старца Симеона Богоприимца. К этому возможно сделать лишь одно добавление, что вдохновенная песнь святого старца: „Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко“ вошла в церковное употребление с очень раннего времени и пользовалась широкою известностью. С этою песнию на устах, как известно, отошла ко Господу преподобная Мария Египетская, после принятия из рук старца Зосимы св. Таин.

О том, где был погребен св, старец, тоже никаких определенных указаний не имеется. Среди обителей св. Града держится издавна опять лишь предание, что дом праведного Симеона с садом, а вместе с тем и семейные его склепы находились вблизи Иерусалима в местности, именуемой в настоящее время „Катамонас“.

„Катамонас“ лежит в долине Ахмеда, усаженной масличными деревьями и орошаемой прозрачною ключевою водою. Находится это место на юго-западе от Иерусалима, в полчаса езды, вблизи древняго монастыря св. Креста, в котором помещается ныне местная богословская школа. До 1859 года истекшего столетия местность эта стояла в полном запустении, но в этом году монах Авраамий, родом из Мадита, приобрел всю эту местность в собственность и произвел ее расчистку для разведения винограда и посадки масличных деревьев. При этих работах были обнаружены остатки древнейших зданий, мозаические полы, куски искусно обделанного мрамора, цистерны и т.п. Найденпый под развалинами продолговатый небольшой домик был превращен в церковку, о которой архимандрит Кирилл Афанасиадис, автор брошюры „Краткое топографическое описание обители св. Симеона Богоприимца, называемой „Катамонас“. М. 1882 г.», замечает, что „тут, как кажется нам, была и в древности церковь во имя святого Симеона Богоприимца“ (стр. 15). К произведенным насаждениям и постройкам настойчивый о. Авраамий присоединил высокую, в 9 метров, вблизи стоящую башню. Внутри ее в нижнем этаже он устроил кухню и кладовые, а наверху четыре комнаты для жилья. Путем покупки о. Авраамий приобрел соседние поля, взорвал порохом существующие здесь скалы, насадил до 600 масличных деревьев, множество деревьев фруктовых и виноградных лоз, устроил прекрасный огород а свободные земли стал засевать пшеницею, ячменем и бобами. Получилась, таким образом, великолепная загородная дача.

Монастырь Катамонас близ Иерусалима (Патриаршая дача)

Но предприимчивый о. Авраамий на этом не остановился. Предание о том, что дом с садом и семейными склепами пр. Симеона Богоприимца, „как это было в обычае у иудеев и других древних народов“ (названная брошюра, стр. 10) находились близ Иерусалима, ему хорошо было известно, и он попытался поискать этих „семейных могил» в пределах своей дачи, так как приблизительно к этой местности древнее предание и приурочивало дом праведного Симеона. В 1879 году о. Авраамий произвел новые и уже „научныя“ изыскания, результатом которых и было то, что под скалою внизу были открыты обтесанные могилы, наполненные камнями, землей и костями, которые, ,,по соприкосновении с атмосферным воздухом, обратились в прах“ (брошюра, стр. 20 прим. 17). Эти-то погребальные пещеры и были признаны за семейные могилы“ пр. Симеона Богоприимца, а вместе с тем и за место погребения сего праведного старца (там же, стр. 23). Так как названные пещеры оказались далеко за башнею, то о. Авраамий постарался включить и их в общую черту своих владений сооружением новой стены.

Храм в честь пр. Симеона Богоприимца устроен в древней башне, разделенной на две части, соединяющиеся широким портиком с дверью против самого гроба. Могила праведнаго Симеона помещается в боковом левом приделе, имея над собою искусно вырезанный деревянный кувуклий, опирающийся на каменную плиту из превосходного белого мрамора, которая, в свою очередь, покоится на четырех столбах. Могила ограждена изящною железною решеткою и над нею висят пять неугасимых лампад.

Главный храм небольших размеров, но своим изяществом и убранством производит на зрителя самое приятное впечатление. Алтарь от храма отделяет деревянный иконостас с художественною резьбою. Помост храма из белого и темно-краснаго мрамора. Стены покрыты белою штукатуркою. Иконопись в иконостасе на темы из жизни праведного Симеона Богоприимца сделана рукою незаурядного художника.

В правление иерусалимскою патриархиею блаженнейшего Никодима I, ныне пребывающего на покое на Халки близ Константинополя, в „Катамонасе“ был устроен дом для помещения патриарха, и это место сделалось с того времени любимым загородным местопребыванием иерусалимских патриархов.

Праздник Сретения Господня – праздник богословской школы при Крестном монастыре. Рано утром питомцы этой школы, под руководством ректора и наставников, отправляются в „Катамонас“ ко гробу праведного Симеона Богоприимца. Литургию здесь совершают ректор школы и наставники, имеющие священный сан, а питомцы поют и читают на клиросе. Патриарх стоит в троне и читает, по принятому обычаю, символ веры и молитву Господню. По окончании литургии питомцы школы, облобызав кувуклий над гробом пр. Симеона, получают от патриарха благословение и идут в особое помещение, где им приготовлено угощение, а потом гуляют по „Катамонасу“.

С высот здешней башни открываются прелестные виды на окрестности. Отсюда виден весь Иерусалим с колоссальными благотворительными постройками нашими, католическими и протестантскими, Елеонская гора с величественною русскою колокольнею и обширными сооружениями покойного о. арх. Антонина, грандиозный католический женский монастырь „Отче наш“, поле великанов с обителью св. пророка Илии, окружен- ною густыми масличными рощами, обширное здание австрийского консула с больницею и прекрасным садом и монастырь св. Креста в глубине долины Вади-иль-паша. Теплое весеннее солнце, чистый живительный воздух, тонкий аромат пробуждающейся природы, изумрудная зелень полей, усеянных разноколерными весенними цветами – все это увеличивает в значительной степени красоту данной местности и производит чарующее впечатление на гостей, с неохотою покидающих этот очаровательный уголок.

Наставники школы, после радушного угощения у патриарха и беседы с ним, вместе с питомцами, к обеду возвращаются в Крестный монастырь. Обитатели „ Катамонаса“ начинают усиленно приготовляться к празднику следующего дня, когда Церковь воспоминает памяти праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы, а вместе с тем и к приему многочисленных гостей и богомольцев, стекающихся ко гробу пр. Симеона. В эту вторую половину дня идет уборка храма для предстоящего торжественного патриаршего служения вместе с членами патриаршего синода, приготовление комнат для ночлега богомольцев, печение хлебов, варение „колива“ для панихиды по ктиторе обители и другие предпраздничные приготовления. Дорога из Иерусалима в Катамонас в течение этого и следующего дней переполнена толпами богомольцев, идущих ко гробу пр. Симеона Богоприимца и возвращающихся обратно на русские постройки.

Гробница пр.Симеона Богоприимца в Катамонасе

Торжественную вечерню 2 числа февраля и литургию на следующий день совершает сам патриарх с многочисленным духовенством и синодальными архиереями. Небольшой катамонский храм не вмещает и трети молящихся, являющихся сюда в этот день. Поэтому большинство из богомольцев размещается на открытом обширном дворе, а некоторые, удалившись под ветвистый сикомор и образовав живописные группы, мирно ведут беседы, в ожидании конца службы, о предметах житейских. По окончании литургии, патриарх благословляет для народа хлеб, который и раздает желающим. Предлагается для некоторых из богомольцев и угощение русским чаем в одном из помещений „Катамонаса“.

Целый день, 3 февраля, двери катамонского храма не закрываются. Многочисленные паломники спешат попасть внутрь его, облобызать кувуклий гроба пр. Симеона Богоприимца, поставит перед ним трудовую свечу, положить копеечку на неугасимую лампаду, отслужить молебен и т. п. Оживление и в монастыре и на всем пути до Иерусалима в этотъ день царит полное. Из „Катамонаса“ многие паломники по пути заходят в древний монастырь св. Креста. Сюда влечет их желание видеть и облобызать то место, на котором, по преданию, выросло древо, послужившее орудием казни для нашего Спасителя. Это место находится в алтаре под престолом и обложено серебром. Без различия пола и возраста, все богомольцы входят в алтарь и безпрепятственно прикладываются к данному месту, над которым теплится неугасимая лампада. Отсюда чрез боковую алтарную дверь, темным, узким и низким корридором, с зажженными свечами в руках, богомольцы спускаются в пещеру под алтарем, где проводник указывает им разселину скалы, в которой якобы прежде видны были корни сего древа. Здесь также теплится неугасимая лампада. Благочестивые богомольцы запасаются землею с этого св. места, которая якобы подает исцеление от различных болезней.



Источник: С.-Петербург. Типография В.Ф. Киршбаума (отделение), Новоисаакиевская ул., № 20. 1909.

Вам может быть интересно:

1. Путешествие по святым местам русским. Часть 1 – IV. Крестный ход на Крещатик в день Св. Владимира. Андрей Николаевич Муравьёв

2. Иконы Церковно-археологического музея Общества любителей духовного просвещения. Выпуск I Александр Иванович Успенский

3. Памятники древнерусского канонического права – 11. Заповедь епископам о хранении церковных правил профессор Алексей Степанович Павлов

4. Профессор Московской духовной академии П.С. Казанский и его переписка с архиепископом Костромским Платоном протоиерей Андрей Беляев

6. Борьба с сектантством – ΧΧΙV. Общецерковное пение, как могучее средство в борьбе с сектантством. протоиерей Александр Введенский

7. Предполагаемая реформа церковного суда – Выпуск второй архиепископ Алексий (Лавров-Платонов)

8. Руководство по истории Русской Церкви. Выпуск 3 (патриарший период 1589–1700 г.) – Глава III профессор Александр Павлович Доброклонский

9. Историческое описание Троицко-Варницкого заштатного мужского монастыря близ Ростова-Великого, Ярославской губернии Андрей Александрович Титов

10. Опыт издания греческих церковных писателей древнейшего времени в русской патрологической литературе – V. Схолии проф. Попова к творениям блаж. Диадоха, их прототипы и источники. профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс