Азбука веры Православная библиотека Алексей Михайлович Леонов Что «общего» и различного между Христом и антихристом?
Распечатать

Алексей Михайлович Леонов

Что «общего» и различного между Христом и антихристом?

См. также Христос и антихрист

Последнее время нередко предоставляет людям сюрпризы-предсказания о якобы имеющим вот-вот произойти окончании мира. Называются «точные» даты, причины и даже некоторые небиблейские детали грядущей «катастрофы». Как правило, подобные заявления организуются и распространяются представителями тех или иных тоталитарных религиозных общин (при этом нередко подразумевается, что сами адепты – вне зоны риска апокалиптических бедствий). Впрочем, случалось, что «точная» датировка данного события определялась и представителями Православной Церкви, как, например, это случилось на Руси в преддверии 1492 года...

Отметим, что хотя Божественное Откровение и не обозначает точной даты Парусии Искупителя, главные ее признаки – известны:

Проповедание Евангелия по всему миру: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (Мф. 24:14).

Колоссальное оскудение любви, возрастание злобы и взаимной вражды между людьми: «по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь... и тогда соблазнятся многие, и друг друга будут предавать, и возненавидят друг друга» (Мф. 24:12, 10).

Преумножение «малых антихристов: «многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят» (Мф. 24:5).

Активизация войн: «Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец: ибо восстанет народ на народ, и царство на царство» (Мф. 24:6–7).

Увеличение количества бедствий и природных катастроф: «и будут глады, моры и землетрясения по местам» (Мф. 24:7).

Но, главное, Второе Пришествие не случится прежде чем установится царство антихриста: «Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели» (2Фес. 2:3).

Итак, кем же будет антихрист? По мнению отдельных интерпретаторов Священного Писания, этим именем назовется сам диавол, облекшийся в плоть. Согласно иным рассуждениям, антихрист явится плодом соития женщины и сатаны. Другое, не менее оригинальное предположение, указывает на него как на аллегорический образ, поэтико-метафорическое олицетворение зла...

Божественное же Откровение учит ясно и определенно: «антихристом», «беззаконником», «сыном погибели» в полном значении перечисленных именований наречётся никто иной как человек, который, с одной стороны, будет «подражателем» Мессии (главным образом во внешних обстоятельствах жизни), с другой – Его ожесточенным противником (отметим, что и сама приставка «анти» (греч. – «ἀντί») имеет двойственное смысловое наполнение: «вместо» и «против»).

Вот, что по данному поводу пишет блаженный Феодорит Кирский: «Противник истины всячески будет подражать тому, что было в Владычнее пришествие, и, избрав человеческий сосуд, достойный его действования, и произведя ложные чудеса, будет во зло употреблять людей» [1, с. 66].

Как подлинный Мессия, Христос (от греч. Χριστός – Помазанник), воплотившийся Логос, исполнил Свою миссию тройственным образом – как Царь, как Пророк и как Первосвященник (напомним, что во времена Ветхого Завета вступление в эти виды служения сопровождалось особым обрядом – помазанием), – так и деятельность антипода Спасителя проявит в нем лжецаря, лжепророка и лжерелигиозного лидера.

Известно, что в силу особого ипостасного соединения в Лице Бога Слова Божественного и человеческого естеств Спаситель был изначально облагодатствован, свят: «в Нем обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2. 9). При этом воля Христа по человеческому естеству была всецело согласна с Божественной и никогда – с волей диавола.

Антихрист же, напротив, сделается добровольным, удопреклонным орудием лукавых демонических сил, клеветником и богопротивником; преисполнится не благодати и истины, а диавольской злобы, лукавства, гордыни и ненависти. «Ибо Бог, – по словам преподобного Иоанна Дамаскина, – наперёд зная наглость будущего произволения его», позволит, «чтобы диавол вселился в нем». Таким образом, антихрист «примет на себя» «все действие сатанино» [4, с. 268].

Очевидно, что стараниями ложного помазанника подлинный Мессия будет объявлен самозванцем: «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист (ὁ ἀντίχριστος), отвергающий Отца и Сына» (1Ин. 2:22)), а верующие в Него, христиане, – нарушителями Божественных установлений: «Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое» (Мф. 24:9). При этом обманщик постарается убедить окружающих в том, что все ветхозаветные мессианские пророчества осуществились именно на нём.

Однако далеко не все провозвестия, даже и при соответствующей хитроумной интерпретации, смогут служить «основанием» для признания псевдохриста.

Так, родословная Искупителя проходит, как известно, через колено Иуды, род царя и пророка Давида: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на Нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ве́дения и благочестия» (Ис. 11:1–2).

Антихрист же произойдет из колена Дана. Эта убежденность зиждется на ряде пророчеств, в частности, на пророчестве патриарха Иакова: «Дан будет судить народ свой, как одно из колен Израиля; Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь твою надеюсь, Господи!» (Быт. 49:16–18); на провозвестии Иеремии: «От Дана слышен храп коней его, от громкого ржания жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и всё, что на ней, город и живущих в нем» (Иер. 8:16), на отсутствии колена Дана в перечне «запечатленных» Израильских колен: «И я слышал число запечатленных: запечатленных было сто сорок четыре тысячи из всех колен сынов Израилевых. Из колена Иудина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Рувимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Гадова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Асирова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Неффалимова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Манассиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Симеонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Левиина запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иссахарова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Завулонова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Иосифова запечатлено двенадцать тысяч; из колена Вениаминова запечатлено двенадцать тысяч» (Откр. 7:4 – 8); на фрагменте Второзакония: «О Дане сказал: Дан молодой лев, который выбегает из Васана» (Втор. 33:23) (ср. св. Ипполит Римский: «Итак, Писание провозгласило Христа «львом и скимном львовым»; подобное же сказано и об антихристе. В самом деле, Моисей так говорит: «Дан – скимен львов, и изскочет от Васана»... Таким образом, как от колена Иудина родился Христос, так и от колена Данова имеет произойти антихрист» [2, с. 217]).

Особые трудности могут также возникнуть и с пророчеством Даниила, достаточно определенно указывающего на дату Рождества: «Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения. И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя» (Дан. 9:25–27).

Вероятно, что ко времени установления темного царства отдельные ветхозаветные провозвестия о грядущем Спасителе подвергнутся решительной корректировке и интерпретации, а некторые будут классифицированны как позднейшие библейские вставки и аннулированы из текстов «Писания»; что нередко случается и в настоящее время, в религиозных сообществах так называемых «малых антихристов».

Известно, что время время появления Иисуса предзнаменовалось напряженным ожиданием (Его пришествия в мир), причём, распространенность мессианских надежд не ограничивалась рамками исключительно еврейского народа. Примирителя чаяли увидеть и язычники. Так, по наблюдению одного из исследователей, «это ожидание уже в V веке до Р. Х. стало отчетливым и повсеместным. Согласно благочестивому Августу Николаю, “не было ни одного народа, у которого бы не было этого ожидания”» [5, с. 40]. Несмотря на сказанное, Искупителя признало лишь достаточно ограниченное количество людей.

В период же, предшествующий появлению антихриста, возрастут ЛЖЕмессинаские ожидания: «многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят» (Мф. 24:5). При этом признание объявившегося «истинного» псевдо-мессии, будет почти что всеобщим (ср.: преп. Ефрем Сирин: «Бесстыдный же, прияв тогда власть, пошлет бесов во все концы смело проповедовать: великий царь явился во славе, идите и видите его. У кого же будет такая адамантовая душа, чтобы мужественно перенести ему все сии соблазны?» [6, с. 62]).

Триумфу беззаконника будет способствавать чрезвычайное духовно-нравственное нездоровье людей, их податливость и удобопреклонность к воздействию лукавых демонических сил: «И за сие пошлет (попустит – А. Л.) им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи» (2Фес. 2:11). «Братоненавидение, – предупреждает святитель Кирилл Иерусалимский, – даёт уже место антихристу. Ибо диавол наперёд производит раздоры в народе, чтобы, когда придёт антихрист, удобнее приняли его» [7, с. 236]. Подобные суждения встречаем и у прочих Отцов. Вот, например, что пишет по данному поводу святитель Гигорий Богослов: «Ибо, конечно, нападает он не на здравых и не на совокупленных любовью, а надобно, чтобы царство само в себе разделилось, чтобы крепкий в нас рассудок подвергся искушению и был связан, чтобы сосуды были расхищены и мы потерпели то самое, что (как видим) терпит теперь враг от Христа» [8, т. 1, с. 288–289].

Зачатие и Рождество Сына Божия (по человеческому естеству) осуществилось особым сверхъестественным образом, от Чистой Непорочной Девы, лучшей из жен. Рождение же сына погибели произойдет от сквернейшией и худшей из женщин. При этом, согласно существующему мнению, зачатие антихриста реализуется ПРОТИВОестественным образом (представленным, можно полагать, не иначе как сверхъестественный). Об этом, в частности, повествуется в «посмертных вещаниях Нила Мироточивого»: «От нечистой блудной девы родится антихрист. В сей деве совокупятся распутства, она будет совкровищница прелюбодейства; всякое зло мира, всякая нечистота, всякое беззаконие воплотятся в ней, т. е. в зачатом ею от тайного блуда совокупятся воедино во чреве нечистоты и с обнищанием мира оживотворятся. Когда обнищает мир от благодати Всесвятого Духа, тогда сей оживотворится во чреве нечистоты, от самой сквернейшей и злейшей мнимой девы, худшей всех когда-либо бывших; зачнется от тайного противоестественного блуда плод, который будет вместилищем всякого зла, в противоположность тому, как Христос был совершенством всякой добродетели, а Пречистая Матерь Его была совершеннейшая в женах. Сей плод родится на свет тогда, когда обнищает мир добродетелями» [3, с. 100].

Вполне ожидаемо, что зачатие и рождение богопротивника, в соответствии с провозвестием Исаии: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14)), будет лживо преподано людям как чистое и непорочное.

Считается, что антихрист «объявится» также «внезапно», как это произошло со Спасителем: «Итак, … он рождается от блуда и тайно воспитывается, и внезапно возмущается, и восстает и царствует» (преп. Иоанн Дамаскин) [4, с. 268 – 269]. При этом, признанию Божественного достоинства псевдомессии будет способствовать деятельность псевдопредтечи, равно как признанию мессианского достоинства Иисуса способствовала проповедь святого Иоанна Креститля : «И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю» (Откр. 13:11–12) (ср.: толкование св. Андрея Кесарийского: «Предтеча отступника – лжехриста волшебством и обманом будет совершать всё к обольщению людей, чтобы антихриста считали за Бога, как прославленного совершителя таковых чудес и удостоившегося несомненной славы, наподобие Крестителя, приводившего верующих ко Спасителю: ибо и ложь для обольщения людей пытается подражать истине» [9, с. 108]).

Полагают, что возраст объявившегося «беззаконника» будет соответствовать возрасту вышедшего на общественную проповедь Христа. Опять же, продолжительность царствования ложного мессии будет соответствовать времени общественного служения истинного (3:5 года): «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца» (Откр. 13:5).

Мы помним, что деятельность Иисуса Христа ознаменовалась множеством чудес. Этим, помимо их буквального и непосредственного значения – помощи людям – подтверждалось мессианское, Божественное достоинство Спасителя: «Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам» (Ин. 14:11). Не удивительно, что и деятельность псевдо-спасителя будет отмечена комплексом небывалых чудес и знамений. Однако же те чудеса будут ложными, связанными, главным образом, с обольщением органов чувств и воображения. Так, по слову преподобного Ефрема Сирина, «в присутствии многлюдной толпы, которая будет восхвалять его за мечтательные чудеса, издаст он крепкий глас, от которого поколеблется место, где собраны предстоящие ему толпы, и скажет: “все народы, познайте мою силу и власть!” В виду зрителей будет переставлять горы и вызывать острова из моря, но все это обманом и мечтательно, а не действительно» [6, с. 66]; «в страшных призраках покажет он себя подобным Богу, будет летать по воздуху, и все бесы, подобно Ангелам, вознесутся пред мучителем. Ибо с крепостью возопиет, изменяя свой вид и безмерно устрашая всех людей» [6, с. 61]. Об этом, собственно, и предупреждает апостол: «пришествие (антихриста – А. Л.), по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением» (2Фес. 2:9–10)).

В отличие от чудес-исцелений и воскрешений, совершенных Спасителем, псевдомессианские знамения будут направлены не на добро, а на захват и утверждение власти богопротивника, на пагубу поклонившихся: «... народу представится, будто видит воскрешенного мертвеца, – отмечает по данному поводу святитель Кирилл Иерусалимский, – между тем как он не воскрешен; будто видит хромых ходящих и слепых прозирающих, тогда как не было исцеления» [7, с. 240–241].

Между тем, не исключается, что какие-то из совершаемых антихристом знамений окажутся «реальными» (объективно производимыми, результативными) действиями, а не ложным внушением. Это возможно, поскольку все они будут производиться при активной поддержке главы демонических сил. Насколько велики в этом отношении возможности диавола, видно хотя бы из нижеследующих библейских примеров. Так, однажды по действию сатаны, «огонь Божий упал с неба и опалил овец и отроков и пожрал их» (Иов. 1:16); в другой раз «большой ветер пришел от пустыни и охватил четыре угла дома, и дом упал на отроков, и они умерли» (Иов. 1,19). Разумеется, что и такие знамения – ложны, как по источнику происхождения, так и по предназначению (ср.: «Если восстанет среди тебя пророк, или сновидец, и представит тебе знамение или чудо, и сбудется то знамение или чудо, о котором он говорил тебе, и скажет притом: «пойдем вслед богов иных, которых ты не знаешь, и будем служить им», – то не слушай слов пророка сего, или сновидца сего; ибо чрез сие искушает вас Господь, Бог ваш, чтобы узнать, любите ли вы Господа, Бога вашего, от всего сердца вашего и от всей души вашей» (Втор. 13:1–3)).

Согласно убеждению святого Ефрема, на первоначальном этапе антихрист «придет... в таком образе, чтобы прельстить всех, придет смиренный, кроткий, ненавистник, как скажет о себе, неправды, отвращающийся идолов, предпочитающий благочестие, добрый, нищелюбивый, в высокой степени благообразный, постоянный, ко всем ласковый» [6, с. 65]. Сообразно вещаниям преподобного Нила Мироточивого: «люди... возымеют крайнее доверие к антихристу» [3, с. 101].

Как это ни странно, считается, что именно в сыне погибели жители увидят надежду на избавление от текущих бедствий и катастроф. В дальнейшем же, вопреки ожиданиям, их существование преисполнится куда более сильными бедствиями и страданиями, ужасом и печалью.

Не в последнюю очередь это будет связано с изменением формы правления богопротивника от внешне благочестивой к крайне непристойной и жестокой. Вот, как это описывает преподобный Ефрем Сирин: «Страх внутри, извне трепет; день и ночь трупы на улицах. Зловоние на стогнах, зловоние в домах; голод и жажда на стогнах, глас рыдания в домах. С рыданием встречаются все друг с другом, отец с сыном, и сын с отцом, и матерь с дочерью. И друзья на улицах, обнимаясь с друзьями, кончают жизнь; братья, обнимаясь с братьями, умирают. Увядает красота лица у всякой плоти, и вид у людей как у мертвецов. Омерзела и ненавистною стала красота женская» [6, с. 67].

Таким образом, вместо Царства Спасителя, которое «не от мира сего» (Ин. 18:36)), люди обретут худшее из когда-либо существовавших в истории царство «от мира сего».

Некоторые характеристики будущего мирового правителя и его монархии озвучены, в частности, в Книге пророка Даниила, в видении четвертого зверя: «После сего видел я в ночных видениях, и вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный; у него большие железные зубы; он пожирает и сокрушает, остатки же попирает ногами; он отличен был от всех прежних зверей, и десять рогов было у него. Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно» (Дан. 7:7–8). Рог с глазами и высокомерно говорящими устами – антихрист. Три рога, исторгнутые с корнем, – трое сокрушенных (воспротивившихся-таки властным притязаниям антихриста) царей. «Пожирание», «сокрушение», «попирание» – точные оценки, образно очерчивающие методы правления будущего мирового тирана: «тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» (Мф. 24:21–22).

Подобно тому, как правоверным христианам свойственно почитание богоугодных икон, богопротивник потребует почитания собственных изображений. Опять же, как верующие во Христа запечатлеваются печатью Духа Святого, так и последователи беззаконника будут запечатлены печатью антихриста: «И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. И дано ему было вложить дух в образ зверя, чтобы образ зверя и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» (Откр. 13:14–17) (ср.: св. Андрей Кесарийский: «Есть повествования, что волшебством бесы нередко говорили посредством изображений, статуй, деревьев, вод и проч., даже, быть может, и через мертвые тела, как римлянам показал Симон волхв в присутствии великого Петра, который обличил обман, показав, как восстают мертвые, через тех, коих воскресил он сам. Посему нет ничего несообразного, что и оруженосец или предтеча антихриста, действующий при помощи демонов, сделав изображение зверя, ложно покажет его говорящим, повелит избивать ему не поклоняющихся и постарается наложить у всех начертание пагубного имени отступника и обольстителя на правых руках, для пресечения делания правых и добрых дел, а также и на челе, чтобы научить прельщенных быть дерзновенными в обольщении и тьме» [9, с. 109]).

По истечении попущенного Богом срока правления беззаконника «Господь Иисус убьет (его – А. Л.) духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2Фес. 2:8)...

Леонов А. М. Преподаватель Догматического Богословия Санкт-Петербургского Православного Института Религиоведения и Церквовных Искусств.

* * *

1. Блаженный Феодорит Кирский. Творения. М.: Паломник, 2003.

2. Святой Ипполит, епископ Римский. О Христе и антихристе. СПб.: Изд. Библиополис, 2008.

3. Посмертные вещания преподобного Нила Мироточивого. Житомир. Изд. Ника, 2002.

4. Преп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной веры. М.: Изд. Сретенского монастыря, 2003.

5. Иисус Христос. Ожидание народов Земли. М.: Изд. Православного прихода Храма Казанской иконы Божией Матери в Ясенево; Православное изд. «Синтагма», 2001.

6. Преподобный Ефрем Сирин. Слово умилительное на пользу души. М.: Изд. Святитель Киприан, 2003.

7. Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский. Поучения огласительные и тайноводственные. М.: Изд. Благовест, 2010.

8. Святитель Григорий Богослов. М.: Изд. Сибирская Благозвонница, 2007.

9. Святой Андрей Кесарийский. Толкование на апокалипсис св. Иоанна Богослова. Изд. Музея Библии, 1992.

Комментарии для сайта Cackle