Источник

16. 1312–1315 г. Два послания к великому князю Михаилу Ярославичу тверскому: константинопольского патриapxa Нифонта I и русского инока Акиндина – о поставлении на мзде (против митрополита Петра)

Памятники эти известны в одном только списке, находящемся в Требнике 1505 года бывшей соловецкой библиотеки № 1085 (гл. 64 и 65). Отсюда они изданы были редактором настоящего сборника в «Правос. Собеседнике» 1867 г. ч. 2, стр. 236. Там же объяснены обстоятельства, при которых написано то и другое послание. В настоящем издании исправлены по подлиннику некоторые ошибки печатного текста.

Ι. Послание Нифонта, патриарха Константинограда, к великому князю Михаилу всея Руси

Богом прославленному и благочестивому сынови духовному нашего смирения Михаилу, великому князю всея Руси. Наше смирение молится Богови, да даст Бог княжению власти твоей благодать и благословение и великую милость. Донесли к нам послание от твоей власти грамоты княжения твоего, слышать есмь и все митрополиты и святители нашего собора, и много есмы утешились того деля, что еси писал к нам, яко благочестивый и благоверный христианин; понеже хочешь сам и все люди твои с всем усердием твердо держать закон Божий. Да подаст Бог дому и власти твоей благословение, и да соблюдет вы от всякого зла, и закона Божьего путь да сохранит вы, и да причастники будете царствия небесного и вечной жизни и всей благодати. Истинно видим, яко Богом дана ти есть власть и княжение, понеже тщишься и дерзаешь, да ходят люди по правде, в славу Богу. Написала власть княженья твоего послать устав и закон, и дать вам, благочестивым людям Христовым, да будет им возвращение на всякое дело благое и да отдалятся оттого, что пакостит душам и муке вечной предает преступающая заповеди Божьи и канонские и соборные предания святых и богоносных Отцов. Понеже митрополит много сотворил без закона, видели есмы и уведали от писанных к нам грамот и от послов ваших. Велико есть то дело и велми гневит 1041 Бога, еже от крови .ѕ҃. степень пращает и благословляет: аже .ѕ҃. степень отнюдь отсечено и запрещено; не бывало то дело николиже промежи христиаян, ни у тех 1042 , кто закона Божьего не имеет. Како же не будет обинен, иже .є҃. -й и .д҃. -й степень прашает и благословляет? То есть велико дело, и мног гнев от Бога восставляет на ны. Еще же паче горше того творит митрополит – мзды емлет от ставления, яко и корчмит есть, продает благодать Святого Духа: то есть преизлеше гнев от Бога; про то же не токмо изметают святые каноны, но отлучают и проклинают его. Про то наше смирение восписало к тебе и весь собор apxиерейский, истинный боголюбче, да придет к нам митрополит и даст ответ о всем, колико без закона сотворил. Пишем же княжению твоему и власти твоей, аже восхочет да придет семо и даст ответ, добро; не восхочет ли волей, а нужей пришли его, и кто ведает вины его, и послухи. Егда придет митрополит, или исправится, то тъ или другого поставим, кого восхочет боголюбство твое, мужа послушествовала добрыми делами от всех людей. Тогда с митрополитом пошлем уставлениe закона восписано, что просил ecи в славу Богу и душевную помочь христолюбивым людям. Да соблюдет Бог княжение твое, и молитва и благословенье мое да будет с тобой, apxиерейского собора с отцами твоими с епископами, ревнителями закону Божьему, с боголюбивой матерью твоей, и княгиней твоей и с чадами своими, и со всеми людьми; и да сподобит 1043 тя видеть чада чад своих в блазе устроении до третьего и четвертого рода, и да воздаст ти Христос, егоже возлюбил еси, в земных место вечная благая. Аминь.

ΙΙ. Написание Акиндина, мниха лавры Святой Богородицы, к великому князю Михаилу о поставляющих мзды ради

Богом сохраненному и благочестивому и благочестия держателю, великому князю Михаилу и честному самодержцу русского настолования. Изряден чин – всякому началу словеси от Бога начинать и в Бозе кончать, и всякому доброму делу. Имже богоносные они прежние отцы святые восследовавшие житием и словом самовидцем Слова, Иисус Христа Бога нашего – Апостолом, утвердиша боголепно соборными преданиями пресвятую церковь, на ней же Христос в главу основася, прис[но] растущи 1044 , напред спеющи 1045 , ейже обещася неподвижиме быть во веки, рекшего ради: не убойся малое стадо. И тех законными уставами и аз понужен от нынешних боящихся Бога и воследник заповедей Его возвестит тебе писанием, не яко ново что вводя, еже и ты, боголюбче, молчания же ради осуждения бояся, видя ересь растущу и множащюся, бесстыдне и непокровными устами износиму, наченшуся обычаем богоненавистным 1046 от старейших святителей наших и до меньших, непродаемую благодать [Духа] Святого в куплю вводить и взимать от поставления митрополиту от епископа, и от попа, и от дьякона, и от прочих причетников; такоже и епископу от сущего под ним всего причта, от первых и до последних, и от всякого священия, апостольскому и богоносных отцов соборному преданию поставленного на мзде и с поставльшим его обою от сана измещут 1047 , и отнюдь ктому непричастнома быть своего степени, и в проклятиe сводит. Понеже священием достойных святителей, молитвой и рукоположением Дух Святой приходяй освящает поставляемого, по Xристову слову к Апостолам: примете 1048 Дух Святой; имже отпустите, отпустятся им, а имже держите, держатся им. егоже свяжете на земли, будет связан на небеси; егоже разрешите на земли, будет разрешен на небесах. Тойже 1049 Дух и ныне действует и освящает: а хуляющим господство и продающим 1050 Дух Святой, како не горши есть Македониевы духоборне и проклятые ереси? Он бо зле глаголаше Духа Святого раба Божьего быть; си же не стыдящеся духоратием и студовитым обычаем себе в работу вводят, купяще и продающе. О горе, поистине, творящим таковая и помогающим несытство любоперными словесами! Да слышат 1051 на соборе глаголанное: поборницы злочестию да будут 1052 прокляты! Рукоположницы бо слуги суть Святого Духа, а не продавцы. Продающих же голуби, сиречь дар Святого Духа, сам Христос, свив бич от вервий, и изгнал из церкви, и столы торжником испрометал (се же есть, продающих от хужьшая причетнических степеней, и до ключаря церковного), глаголя: не твори дому Отца моего дому купленного; пишет бо ся: дом мой дом молитвы наречется; вы же сотвористе пещеру разбойничу, грабяще и насилующе. Сребролюбия страстью помрачившеся, хотящих поистине рещи что, злобой воспрещают, кривым изветом глаголюще: «сами вемы; не требе ны ваше исповедание». Петр же, верховный Апостолом, в Деяниях Симона волхва, хотевша сребром купить дар Святого Духа: «дадите ми, рече, cию власть, да на негоже возложу руце, Дух примет», – и слыша оного, «несть ти части [рече], ни жребия в словеси сем, и сребро твое с тобою в пагубу да будет». И потом не покаявшася с высоты воздуха сверже. Сему же последствующих святых отцов соборов вселенских с иными поместными весьзде прокляша и отвергоша сий обычай жидовский. Жидове бо, претыкающеся о плотское смотрение, Сына Божьего предаша хуляще на осужение смерти; си же Параклита, животворящего всяческая, единочестна с Отцом и Сыном, единосущне славима, под тварью полагают хуляще. Золчью бо горести и союзом неправды яти быша; ставя бо и взимая ставленое, то уже извержен; а отверженного и никоеяже имать пользы от поставления, и приобщаяся пречистых таин от него, ведая, с ним осудится. Занеже самовидец есмь и о тех вещах послан своим епископом к вселенскому патриарху Костантинограда и ко всему пресвятому сбору, председящу патриарху Нифонту и Афанасию иерусалимскому, и прочих митрополитов .лѕ҃. , и всех судом и ответом отвеща ми патриарх: «аще и до половины перепера, или ино мало что – село крови нарече и корчму; с Иудой равны суть, и не имут части с Христом ни зде, ни в будущем веке». 1053 Нивниманием бо святителей наших и человеческих угодников, а не Божьих, попраны быша апостольские заповедания и отеческие божественные уставы; ихже восхожениe к чистительству, по Богословцу, – благодати человеческой, а не Божьей, ничтоже добродетели не принесшим, ни принести могут 1054 , ихже Апостольская нарече враги креста Христова, имже бог – чрево, и слава их – студ, и служение – кумиру сребролюбия. Слышах бо некие безочеством 1055 известующа вины в грехах, поганского ради насилия се творящее – пресвятое и не продаемое продают и купят, ихже Апостол суесловники и ум погубивша нарече. Какo не стыдитеся се глаголюще? Поганый бо, ли тать, ли разбойник, где видит богатство, то 1056 всяко тщание творит пограбить 1057 , ли покрасть, ли разбить; а идеже нищата Христова смирения, ту не надеется ничтоже приобрести: то и не насилит и не томит. Апостолы ци богатством от конца и до конца вселенной проповедью слова притекоша? но вся уметы мнеша, да Христа преобрящут. Тогда бо идольское бесование всюду с упованием и честью многою всю обдержаше землю, а церкви Божьи, яко и кораблю в пучине нужей волненью, от бури кумирьскыя 1058 стужаемы 1059 , и всяка возраст, именуема христианска, без милости пожинашеся 1060 от злочестивых царя и мучителя, то в такой нужи Апостолы и по тех отцы святые, Христовы язвы за исповедание Его на телесе своим носяще, уставиша и утвердиша церковные законы. Нынешние же како не стыдятся, изветы кривыми мнящеся поганские деля нужа се творяще? 1061 А церкви Христовой благодатью от нужи приреченное свобожишися от благочестивых царей и князей наших, [и] изрядных иереев яко крин в благоухание Христови процветши. Святительство бо и царство соединением и без порока законные уставы твердо и неподвижимо должны суть держать и творить: ово бо божественным служа, ово же человеческими обладая; единым же началом веры и законом обое происходя, человеческое украшает житие.

Тако да будет тщание и тебе, державный боголюбче, еже святитель чистота и к Богу дерзновение, аще право и подобно имут житие и добр имуще разум божественных писаний, [мог]уще еретикам заградить уста и священные каноны видеть и творить. Се бо удобрениe есть всецерковному исполнению, а не еже зваться именем точию святителю, и чистительскими ризами украшаться, и множеством предстоящих кичиться, многонародным восследованием чтить себя, и запрещать без правды, мучительски, а не святительски, и злобой покрываться от обличающих, не хотяще держать на себе главы своей – Христа, рекшего: яко кроток есмь и смирен сердцем; и по словеси верховного Апостола: пасете стадо Божье не нужею, но волею, не яко обладающе во всем стаде своем. И: тако да просветится свет ваш пред человеками, яко да видевше дела ваши добрые, прославят Отца вашего, еже есть на небесах. Несть ино ничтоже величие правоверным христианам, якоже правила церковные крепко держат. Егда бо святые и божественные церкви без ереси и без порока пребывает, тогда Бог дает нам мир в земли и обилие всяких плодов и врагом одоление, по глаголу Господню к Моисееви: «аще по заповедям моим ходите и повеления храните, дам вам дождь во время свое; земля ваша даст плоды свои, и дам мир земли вашей, и рать не пройдет сквозь ню; аще и пройдут, то падут пред вами смертью. И призрю на вы с милостью и благословлю вы, и буду вам Бог, и вы будете ми люди изрядные. Аще ли ослушается заповедей моих, то наведу на вы меч, отмещающ суды мои; вбегнете в грады ваши, и послю глад и смерть на вы, и снесть плоть кождо ближнего своего. И предам вы в руце врагом вашим и пусты сотворю грады 1062 ваши, и труды ваши иные поедят. Омерзиша бо ми ныне святилища ваша, яже в корчму сведосте и в купелища». Убойтеся, чистители, прещения Господня, по пророку нареченого на вы: Ангелы! начнете от святых моих, cецете и не пощадите. Имя Божье вас деля хулится в языцех.

Разумей, боголюбче, державный княже, яко преслушания ради божественных номоканон святых Апостолов и соборных отеческих все злое приходит на ны. Не падоша ли сильные наши и ерееви наши острием меча? не преданы ли быша в полон и чада наши в скверней руце? не осквер[не]на ли быша святая наша в опустение? Быхом в смех же и в поругание живущим окрест нас языком. Повелено и тебе, господине княже, не молчать о сем святителем своим. Поручение Христово, реченное к Апостолам его и по тех настолником их святителем: туне приястe, туне же и дадите, а не продавайте в священии Духа Святого, давшего вам свободу от грех. Како ли возмогут вас научить мзды не взимать? Мзда бо, рече, ослепляет очи мудрых, – а сами мздою от священия слепи суще! А по великому Афанасию, всяк человек, приим от Бога разум рассуждать, последовав невежи пастуху, муку приимут, по реченному: слеп слепа ведя, оба в яму впадетася, рекше в бездну. Или речеши, господине, кривым изветом: «сами ся управят, како хотят, а аз в се не вступлюсь». Царь еси, господине княже, в своей земли; ты истязан имаши быть на страшном и нелицемерном судище Христове, аже смолчишь митрополиту. А возьмет хотя и мало что от поставления, то уже твой епископ не епископ, и приобщающиеся от него с ним осудятся. А мы со своей души снимаем на твою душу. Правила святых отцов слышал еси. Или помыслиши cебе: «время не то, что стати за се»?. – Всегда бо время доброму делу и Бог помощник.

Молитва и благословение святых отцов, аже управишь се. Веде и верую Богови моему, и время ти поведется, и от Бога великую мзду примешь, и зде мирная лета живота своего, всех благих исполнена, а по животе – в веки вечные памяти и жизнь бесконечную в царствии Христа Бога нашего. Бог наш, превосходя всяка ума, да сблюдет тя в мире и в правде, здрава душой и телом, препущая в роды видеть чада чад своих до третьего и до .д҃.– го рода, добре восследующа заповедям его и храняща суды Божьей истины. Здравы, боголюбче. 1063

* * *

1041

В рукописи: гневити.

1042

В ркп.: утеха.

1043

В ркп.: сподобят.

1044

В ркп.: приⷵрастущи.

1045

над предспеющи. Начало этого послания взято из первого правила тульского собора, которое в Кормчих т. наз. софийской редакции начинается так: «Чин изряден всякому начинаемому слову и вещи от Бога же начинати и в Бозе скончавати. Темже и благочестию от нас яве проповедаему и церкви, в ней же Христос основася, присно растущи, на преждь спеющи».

1046

В рукописи: богоненавистными.

1047

измещущу?

1048

В рукоп.: примет.

1049

тоже.

1050

ркп.: продающих.

1051

ркп.: слышит.

1052

ркп.: будь.

1053

С этим показанием русского инока плохо согласуются отзывы о том же патриархе Нифонте современного византийского писателя Никифора Хумна. См. его сочинение: κατὰ τοῦ κακῶς τὰ πὰντα πατριαρχεύσαντος Νύφωνος в Anecdota, ed. Boissonade, t. V, p. 255–283. Здесь названный патриapx обвиняется, между прочим, и в симонии.

1054

могущим?

1055

безочьство – бесстыдство.

1056

ту?

1057

ркп.: пограбите.

1058

ркп.: комирьскыя.

1059

стушаеми.

1060

пожишеся.

1061

творить?

1062

РКП.: глады.

1063

ркп. боговидче.


Источник: Памятники древнерусского канонического права / [Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908. / Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6).

Комментарии для сайта Cackle