профессор Алексей Степанович Павлов

49. Около 1420 г. Его же настольная грамота неизвестному епископу владимирскому на Волыне

Из синодальной рукописи № 562, л. 77 об.–78, в которой озаглавлена: «Послание о соединении митрополии киевской и московской». Издана была, по тому же списку, в I томе Актов Исторических под 1414 г. и с именем епископа Герасима (№ 18). Дата грамоты находится в самой рукописи, но имя епископа внесено в изданный текст по тому соображению, что на известном литовском соборе 15 ноября 1415 года, на котором поставлен был особый митрополит для киевской Руси – Григорий Цамблак, присутствовал владимирский епископ Герасим (См. № 38). Между тем самое содержание акта явственно указывает на позднейшее время (после 1419 г.), когда киевская митрополия опять воссоединилась с московской. Необходимо, поэтому, принять, что дата грамоты в синодальном списке испорчена; порча легко могла произойти чрез замену последнего численного знака .и҃. сходным знаком .к҃. (т.е. вместо ҂ѕц҃ви. = 1420 в позднейшем списке явилось ҂ѕц҃кв. = 1414 г).

Понеже благоволением и благодатью Божьей соединися церковь русская, и в первый мир приведена бысть и уставлена, и все раздвоения упразднены быша, и соблажнения и мятежи низложены быша, и по давному обычаю и законом укреплено бысть 2103 , единой митрополии быть во всей русской земли, якоже то изначала пошло от святого крещения, и един митрополит киевский и всея Руси, по древнему преданию и по соборной грамоте святейшего и вселенского патриарха (имярек) с 2104 боговенчанным царем, и весь священный и великий собор оправдаша 2105 мне мою митрополию, всю русийскую землю. И достояше убо, по толиким молвам и бури, русской 2106 митрополии в свой чин прийти. И того ради и аз, по благодати данной ми от Пресвятого и Живоначального Духа, избрах со еже о нас священным собором священнейших архиепископов и епископов священноинока (имярек) и поставих его епископа в святейшую епископию богоспасаемого града Владимира и на весь предел той епископии, елико из начала имеет, по давней пошлине: егоже ради должен есть боголюбивый епископ, о Святом Духе возлюбленный сын и сослужебник нашего смирения (имярек) приять порученную ему церковь и творить в ней, елика достоит своим епископам: чтецы знаменать, иподиаконы и диаконы и пресвитеры ставить, еще же и игуменов 2107 во обителях уставлять; учить же люди православные евангельским заповедям и закону христианскому, и заблудших наставлять к истинному пути. Сего ради должны суть благородные и христолюбивые князи послушать его и честь подаять 2108 , такоже и весь священнический и иноческий чин, и все христоименитые люди предала той епископии, ведяще же се, яко святителю честь воздаять – на самого Бога тая честь преходит, егоже есть наместник святитель. И се ведый аз, яко по моему слову творить имете, и писах к вам, да и моего благословения наследуете. Сего ради дана бысть сия моя грамота 2109 нашего смирения, во утверждение, боголюбивому епископу святейшей епископии, в лето 6922.

* * *

2103

В подлиннике после бысть стоить и – лишнее.

2104

В подлиннике и.

2105

В подлиннике опрадваша.

2106

В подлиннике русскою.

2107

В подлиннике игумену.

2108

В подлиннике поправлено позднейшей рукой поделять.

2109

В подлин. стоит далее ему – лишнее.



Источник: Памятники древнерусского канонического права: Ч. 1 : (Памятники XI-XV в.) / [Ред. А. С. Павлов]. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1908.

Вам может быть интересно:

1. Памятники древнерусского канонического права – 23. 1382 г. Грамота того же патриарха о возведении Дионисия, епископа суздальского, в сан архиепископа профессор Алексей Степанович Павлов

2. Руководство по истории Русской Церкви. Выпуск 3 (патриарший период 1589–1700 г.) – Глава V профессор Александр Павлович Доброклонский

3. Иллюстрированная история Русской Церкви. Часть 1 – Период второй. Русская Церковь под властью митрополитов московских. протоиерей Андрей Беляев

4. История православного монашества на Востоке. Часть 2 – Александрия и ее окрестности профессор Петр Симонович Казанский

5. Описание славяно-русских рукописей книгохранилища Ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим именуемого, монастыря, и заметки о старопечатных, церковнославянских книгах того же книгохранилища, архимандрита Леонида архимандрит Леонид (Кавелин)

6. Церковно-общественные вопросы в эпоху царя-освободителя (1855-1870) Александр Александрович Папков

7. Иконы Церковно-археологического музея Общества любителей духовного просвещения. Выпуск I Александр Иванович Успенский

8. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

9. Собрание сочинений. Том 3 – Речь Благочестивейшему Государю Императору АЛЕКСАНДРУ АЛЕКСАНДРОВИЧУ, произнесенная при посещении Его Величеством Спасова Скита, 11... архиепископ Амвросий (Ключарев)

10. Слова и речи священномученик Серафим (Чичагов)

Комментарии для сайта Cackle