Источник

66. Прежде 31 января 1451 г. Его же послание киевскому князю Александру Владимировичу о поставлении своем в сан митрополита, с убеждением охранять в Литве православие и с просьбой содействовать воссоединению киевской митрополии с московской

Из сборника графа А.С. Уварова 512 (прежде Царского № 366), л. 213–219; издано было в I-м томе Актов Исторических под № 47, по списку, находящемуся в синодальном сборнике № 562, л. 151–155. Варианты этого издания отмечены буквой А. Время написания определяется по сравнению с ниже следующим актом – № 67.

Посыльная от Ионы митрополита к князю Александру Володимеровичу, на Киев 2624

Благословение Ионы, митрополита киевского и всея Руси, о Святом Духе возлюбленному сыну нашего смирения, благородному и благоверному князю Александру Володимеровичу. Молится, сыну, смирение наше человеколюбцу Богу и пречистой его Богоматери, о многолетном вашего благородия здравие 2625 , яко да будет благородие ваше душевне спасительно и телесне многолетственно здраво 2626 и с еже о Святом Духе возлюбленной дочерью нашего смирения, благородною и благоверною твоею княгиней Анастасией, и с вашим сыном благородными благоверным князем Семеном, и с вашими детками, с нашими 2627 духовными чадами. Весте, сыну, известно ваше благородие, еже от коликих лет, по преставлении приснопамятного отца нашего и вашего отца, и кума вашего, святого митрополита Фотия киевского и всея Руси, великая Божья святая соборная и апостольская церковь, святейшая митрополия киевская 2628 и всея Руси, вдовствует; и в том, сыну, сам ведаешь, и пред вашими очами, колико ся починило и в господарствах смущения, и в православном нашем христианстве неустроения, и всякие христианские погибели и кровопролития. А то, сыну, сам же все веси, от чего ся то починило: что же 2629 по нашим грехам по христианским, по дьявольскому наветованию, а по Божьему наших ради грехов попущению, во Царском граде стадо в царях и в патриаршестве раздвоение и размышление, или, паче рещи, оскудение и насилование от Турок же и Латин на тот Царский град и на державы царьградского царя господство и на все царьрадское 2630 жительство. И в той великой Божьей и святейшей соборной и апостольской Константиноградской церкви, от царя и от патриарха, и на палате царевой почало быть написано 2631 папино поминовение 2632 , еяже от коликих прежних 2633 древних времен, по семи святейших вселенских соборах, то ся папино поминовение отложило в той святой и в великой Божьей соборной и апостольской и вселенской Константиноградской церкви и в прочих трех патриарх, святыми же прежними православными христианскими царями, святейшими всеми четырьмя патриархами и всеми святителями, и прочими преподобными духовными мужами, по латинскому 2634 от нашего православного христианства отступлению и еже от веры с нами разделению. А сам, сыну, веси, чтоже Божьей милостью и благодатью, опрично 2635 соборные церкви Святой Софии и царевы полаты, в Царьграде ни в монастырях, ни в единой ни в которой Божьей церкви, в всем Цареграде, и во всей Святой горе, нигдеже не поминается папино имя, а держать все милостью Божьей ту добрую старину, еже по Божьему повелению от 2636 святых Апостолов и от богоносных Отцов, по священным правилам и по всему божественному писанию нам преданную; а наибольше, сыну, вам то слышится от 2637 оттуда приходящих к вам человеков, понеже, сыну, к вам ближе есть от нас та страна. И сам, сыну, веси, чтож тех ради великих церковных неустроений 2638 , и до сего времени, в святейшей русской митрополии не было 2639 митрополита: не к кому было посылать (царь не таков, а ни патриарх не таков, иномудрствующе, к Латинам приближающися 2640 , а не тако, якоже православному нашему христианству изначала предано). А Сидорово 2641 , сыну, прихожение, и первое и другое, и дело его нынешнее его житие сам же потонку 2642 веси. Божьей пак, сыну, благодатью и освящением Святого Духа, господин наш и сын нашего смирения, благородный, благоверный, благочестивый, христолюбивый великий князь Василий Васильевич, поборая по Божьей Церкви, и по закону и по всему православному христианству 2643 , и по древнему благолепию, разжегаяся теплотой сердечной и ревнуя святым своим прародителям, благочестивому святому первому православному и равному святым Апостолам великому царю Константину и великому всей русской земли владателю, святому и равному же святым 2644 Апостолам великому 2645 князю Владимиру, взирая в божественные и священные святых Апостолов и богоносных Отцов святые правила и во все божественное святое писание, и с всеми святителями своей земли, с боголюбивыми епископами и с преподобными архимандритами и с честнейшими игуменами, и с многими духовными мужами с рассудными 2646 , и со всем священством беседуя и соединяяся доволне в многие времена, и с вами, православными князьями, объсылаяся во все места, а нашей русской земли обыскивая старину, по святым правилам и по рассужению святительскому и священническому и по старине обыскав того, чтож преже того в Руси было поставление митрополитом, аще не на Москве, ни в Владимире, но 2647 на Киеве: понеже, сыну, и ты сам добре веси, еже в тогдашние времена было господарство от того православного самодержца всей русской земли Владимира на Киев; а поставление было на Киев на русскую землю митрополитом, не токмо, якоже нынешнего ради еже в Царьграде церковного неустроения, но токмо еже в господарствах русских господарей с цареградскими царями негладости ради. Ныне же, сыну, Богу благоволившему по неизреченным его судьбам, а Духу Святому действующу, и по божественных, и священных правил освобождению, и по рассуждению святительскому, и по воле великого господаря великого князя Василья Васильевича, и по прежнему к нашему смирению еже в Царьграде нам благословенно, когда в Царьград шествовахом, и по воли Божьей тогда мы вмале не успехом, а Исидора уже поставили на митрополию, и о том велми поскорбехом, что ся нам не поспело. И отпущающи Сидора на Русь, а нас с ним, и святой патриарх 2648 и еже о нем божественный и священный вселенский собор Исидору тако заповедаша: аше когда Исидор или Божьей волей умрет, или каково инако о нем что ся станет, то мне грешному уже 2649 готово быть по нем в Руси митрополитом. И ныне те 2650 Божьи своды таковы починились: не но нашему недостоинству, но 2651 по Божьим неизреченным судьбам, поставили наше смирение на святейшую русскую митрополию митрополитом. И как Бог положил на сердце великому господарю, благородному славному превысокому, от Вседержителя Бога превозвышенному польскому королю и великому князю литовскому Казимиру, самодержцу великих двоих 2652 господарств, писал до нас, до своих богомольцев, свой лист, с великим своим жалованием, а хочет Божьей церкви церковные оправдания все учинить по старинe, а меня своего богомольца хочет жаловать, а к нам хочет послать свое ответствиe, как от своего господарства от лядских держав в своих же державах как будет в литовской земли, а нам бы быть тогда у него, как нам возвелит у себя быть. А тебя, своего сына 2653 , ведаю и о всем знаю, oт многих про тебя про великого человека слышу, якоже ecи предней православный христианин 2654 и церкви Божьей сын, и поборатель по Божьей церкви и по закону, и заступник всему православному христианству, и той державы литовской земли и всем христианам тутошним похвала и поможениe; якоже тя Бог вразумил во всех скорбных и радостных вещах 2655 , во всяко время ты еси начальник всему доброму: и о том тебя, своего сына, благодарю и благословляю, и прошу, якоже то творишь, а и напред бы еси то же делал; и надеяние имею, сыну, на человеколюбие Божье, да и в сем временном благоденствии наипаче о том воспрославит Бог вашего благородия 2656 , а вящьше в будущем в вечном благородии, и сторичную oт Бога восприимешь в века пребывающую мзду. Еще же и о том тебя, своего сына, благословляю, да имаши о том попечение 2657 яко да восприимет Божья церковь древнее свое благолепие и да совокупится, по-прежнему, святейшая киевская и всея Руси митрополия в едино, и нашего смирения дело, Божьей благодатью и вашего благородия попечением и споспешением и пристоянием, да исполнится свершен. 2658 А благодать Божья и милость и предстательство Владычица наша Богородица, и нашего смирения благословение и молитва да есть с вашим благородствием и со всем благословенным домом твоим и со всем вашим людством. Писана на Москве…

* * *

2624

В синодальн. списке озаглавлено: Послание от митрополита к князю Александру Володимеровичу на Киев, что поставлен на митрополию на Москве, а не на Киев.

2625

здравие из А.

2626

здраво нет в А.

2627

нашими из А.

2628

святейшие митрополии киевские А.

2629

чтоже нет в А.

2630

В подлиннике на все царьградские; исправлено по А.

2631

написано нет в А.

2632

В подлиннике повинование; исправ. по А.

2633

прежних нет в А.

2634

В подлин. пилатскому; исправ. по А.

2635

В подлиннике ѿпрⷵно .

2636

от из А.

2637

от из А.

2638

В подлиннике неустроениях.

2639

не бывало А.

2640

В подлиннике приближающимся.

2641

В подлиннике Сидорову.

2642

В подлиннике потому; исправ. по А.

2643

В подлиннике по всем православным христианством; исправ. по А.

2644

В подлиннике вм. равному же святым написано: равномужеством.

2645

Слов: всея рускыя земли владетелю… великому нет в А.

2646

рассудительными А.

2647

В подлиннике ни; исправлено по А.

2648

В подлиннике святые патриархи.

2649

В подлин. стоит далее то – лишнее.

2650

В подлиннике тебе; исправлено по А.

2651

В подлиннике не; исправлено по А.

2652

В подлиннике твоих; исправ. по А.

2653

господина А.

2654

В подлиннике преднее православный христианих; исправлено по А.

2655

В подлиннике вещей; исправлено по А.

2656

В подлиннике воспрославить Бога вашего благородие. исправлено по А.

2657

да имаши о том попечение нет в А.

2658

В подлиннике свершение; исправ. по А.


Источник: Памятники древнерусского канонического права / [Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908. / Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6).

Комментарии для сайта Cackle