Библиотеке требуются волонтёры

81. 1458–1459 г. Его же окружное послание литовским епископам, о соблюдении православной веры и несообщении с Исидоровым учеником Григорием, поставленным в Риме на киевскую митрополию

Из сборника синодальной библиотеки № 562, л. 130–133 об. Издано было, по тому же списку, в I-м томе Актов Исторических под № 63.

Послание от митрополита 2774 в литву ко всем владыкам, о православной вере, и о укреплении, и о Григорие митрополите, Сидоровом ученике

Благословение Ионы, митрополита [киевского и] всея Руси, во отчину и в великое господарство господина и сына моего великого короля, в Литву, о Святом Духе сыновом нашего смирения и сослужебником, всем боголюбивым епископам той великой державы. Мир вам и милость от Вседержителя Бога и того пренепорочной [Матери] Владычицы нашей Богородицы Девы Марии, еже есть прибежище всем христианам и пристанище тихое обуреваемым в грехах, и всем спасительное упокоение. И о сем, сынове, воспоминаем вам, а и сами добре известно ведаете божественные и священные святых Апостолов и святых богоносных Отцов правила, иже повелевают сице и запрещают нашему смирению, великим духовным настоятелям великой соборной апостольской церкви, еже Христос своей кровью искупи, каковое и нелестное о своей врученной нам пастве попечение иметь, и о истинной православной вере греческой, чтобы никакой плевел не всеялся межи истиннами пшеницами благочестия, но тако бы было, яко же прияша исперва святые вселенские семь соборов от святых верховных Апостолов, таже и нам предаша, утвердивше неподвижно, и ничтоже ново приимать, ни яже прияхом, отлагать, по реченному: «иже аще кто приложит или отложит, да будет проклят»; и якоже пишется в главизне третьего собора, глаголет сице: «кто убо когда осуждению и проклятью не будет достоин: не иже ли отъемлет и прилагает в вере? ибо исполнь правой веры, яже предана нам от святых Апостолов, ниже отъять, ниже прилог приять дерзнет; велика бо мука прилагающим или отлагающим». Такоже и по словеси святого великого верховного Апостола Павла: ["паче] преданного от нас 2775 , аще вам и ангел благовестит, и сам той анафема да будет»; и паки по Христову слову, глаголющему: «яко приидут в вас многие лжепророки, и многие лжеучителя». От нихже и сами своими очами видехом окаянного отступника от благочестия христианской веры, злого Сидора, преже бывшего митрополитом, ныне же отступника: како прииде в наше православное христианство, преже якоже некое кроткая овча, последи же променися и бысть злейший и лютейший всякого волка на святую Божью христианскую церковь. Но сия Бог на мнозе не попусти сему быть, но в paзум вложи благочестивому и христолюбивому господарю, великому князю Василию Васильевичу, и его велением и судом соборным, яко некий уд гнил прочь от здравого тела отвержеся 2776 , да прочие здравые уды не отпадут. После же, сынове, и сами весте, что тому Сидору отбегшу, иже преже в себе ересь таяше, своими делами, также и писаниями, сам себя обличи, яко истинно латинствует. Ныне же слышим, яко злого того учителя Сидора злейший ученик Григорий пришел в Литву от Рима и нарицает себя митрополитом киевским и всей Руси, поставление имея от нечестивого отступника православной веры Григория, преже бывшего патриapxa в Константинограде, иже той начат поминать во-первых папу римского, таже по сих всю свою ересь обнажил есть, якоже и свидетельствуют 2777 нынешние самые его писания, еже пишет сице: «Григорий 2778 , милостью Божьей арцибискуп константиноградский». Ино, сынове, сами того твердо порассудите: бывало ли то, такое писаниe, от святых вселенских патриархов преже бывших, отнележе прияхом святую и непорочную православную греческую христианскую веру, и до того, иже во Флоренции, оного окаянного и богомерзкого восьмого сборища. Который господин наш преже бывший патриарх константиноградский себя именовал «арцибискупом константиноградским»? Не окаянный ли той отступник и развратник нашему великому православию? Да еще и о нас пишет, называя «отступники». А ведомо вам, моим детям, что есмь от Бога и его милостью поставлен на той превеликой степени святительства соборно, и по первому изложению святых Апостолов и святых Отцов божественных священных правил и по иным многим правильным главизнам, еже пишут сице: «Tpи епископа должны суть, безо всякого извета, поставлять большого святителя». А сами, сынове, добре ведаете, как есмь вам и выше того писал, божественные писания; и вы поищите и четвертого правила иже в Никеи первого собора. Аз паки, по Божьей [милости], поставлен на той превеликий степени не от трех, ни от пяти епископов, но от всех apxиепископов и епископов здешнего православного великого самодержства господина и сына моего великого князя; и что тот отступник тем же своим именем наменяет и пишет, и то 2779 писание да будет с ним в пагубу, и с нынешним пришедшим развратником. Но и еще и о сем сами весте, сынове, колику преже беду подъя Царствующий град от Болгар, такоже от Персов, яко в мрежах держаще его семь лет; но донележе держаху, сынове, благочестие 2780 , ничтоже град не пострада; [егда] же своего благочестия отступи, весте, что пострадаше, каковы пленения и смерти различные быша (о душах же их Бог весть един). Темже, яко и преже писахом, [не приимайте] того предреченного злого отступника Григория 2781 , пришедшего от Рима и нарицающася митрополитом киевским и всея Руси; слышим же, яко некие тамо в вас приобщаются ему и служат с ним, забывше свое исповедание пред Богом в свое поставление; сиих же, того ради? [отлучает] православная церковь, ни имеет их за крестьян, но за отступников своей веры и пособников их epecей. Что бо может быть благое, идеже папино имя нарицается в церквах? Нe опресноком ли [служат], по Евномиевой ереси, плоть Господню глаголюще обоженну быть, а не одушевленну? И паки: православной веры во исповедании не раболепна 2782 ли исповедают Духа Святого Отцу и Сыну, по Македонию? Что есть много глаголать? И сами, сынове, божественные писания добре весте: отнележе они погрешиша своего православия и отлучишася православной веры, в тех пятисот и двадесятих летах колико просиявших в нашем православии великих и богоносных мужей, ихже Бог самих знаменами и чудесами прослави! Но никто же от тех от священных великоименитых мужей тех не приступи, ни приложися их службе: все бо приобщающиеся им подобны им суть всячески. Темже, сынове, воспоминайте слово апостольское, глаголющее: «внимайте себе и своему стаду, в немже постави вас Дух Святой», да не како от Господа будем поносимы, по глаголющему слову: «горе, имже соблазн приходит!». И паки: «вы есте соль земли, и аще соль воссмердится, то чем осолится? ничем, но да извержется». И паки: «аще будет пострадать нечто по вере, якоже святые мученики, но и се не велико есть противу тамошнего воздаяния: здешние бо мимоходят, тамошние же пребывают, яже получиша, веру соблюдше». Хотехом же и иное писать к вам: ино, как есмь и выше к вам, к своим о Святом Духе сыновьем, писал, так и ныне пишу: сами добре ведаете божественные писания, могущие вас умудрить. А Вседержителя Бога благодать и милость, и нашего смирения благословение и молитва, да есть с вашим боголюбием.

* * *

2774

В подлиннике на поле позднейшей рукой и другими (черными) чернилами Ионы чудотворца.

2775

В рукописи от него.

2776

В подлиннике отверже.

2777

В подлиннике свидетельствует.

2778

В подлиннике Георгий.

2779

В рукописи того.

2780

В рукописи это место испорчено; читается так: но по держаху донележе, сынове, благочестие.

2781

В рукописи Георгия.

2782

В рукописи раболепно.


Источник: Памятники древнерусского канонического права / [Ред. А.С. Павлов]. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Тип. М.А. Александрова, 1908. / Ч. 1. (Памятники XI-XV в.). - 1908. - 1466 с. и стб. разд. паг. (Русская историческая библиотека, изданная Императорской Археографической комиссией Т. 6).

Комментарии для сайта Cackle