профессор Алексей Степанович Павлов

9. Послание владимирского епископа к местному князю

Соображения о лице епископа, которому может принадлежать это послание, и князя, к которому оно писано, см. в Истории Русской Церкви преосвящ. Макария, т. V, стр, 385 и 391–393. Издано было в Правосл. Собеседнике 1861 г. кн. III, стр. 467 и в Харьковских Материалах для Истории Русс. Церкви № III, стр. 14–15. Здесь издается по Чудовской пергаменной Кормчей (л. 190 об.), в которой статья эта непосредственно следует за предыдущим «поучением» (№ 8).

Милостью Божьей и святой Богородицы, любителя благого Бога нашего, о нашем роде человеколюбия многы дал нам вины к спасению, и всегда зовет и благодарствует, больше же законодания и правила да соблюдаем, утверждаемы Богом. Законоданием первие знаем Бога, наставляемы Божьими заповедьми, идем путь в волю его и Матери его святей Богородицы володимирской. Вижь, сыну князь, како ти были великие князи, твои прадеды и деды и отец твой великий князь Олександр: украсили церковь Божью клирошанами и книгами, и богатили домы великими, десятинами по всем градам и судами церковными. А ныне, сыну князь, аз отец твой епископ вододимерский поминаю ти, сыну своему, о церкви Божьей. А сам, сыну, ведаешь, оже церкви та ограблена и домы ее пусты.

А се пишу ти другое слово: по правилам суды церковные во всех крестьянских людях: игумены и игуменьи, попы и диаконы, чернеци и черници, роспуст, смилное, умыкание, пошибание, заставанье, промежу мужем и женой что будет речь о животе, ведовство, зелье, урекание бляднею и зельи, еретичество, зубоежа, иже отца и матерь бьет сын или дчи, братья или дети тажются о задници, церковная татьба. То все суды церковные, даны законом Божьим и прежними царями и великими нашими князьями: князю и боляром и судьям в те суды не лзе вступаться, не прощено им от закона Божьего; но то дано клирошанам на потребу, и старости, и немощи, и в недуг впадших чад мног кормленее, нищих кормьленье обидимым помоганье, странным прилежанье, в напастех пособие, в пожаре и в потопе, пленным искупленье, в гладе прекормленье, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, худобе умирая покровы и гробы и погребанье, церквам и монастырям подъятие, живым прибежище и утешение, а мертвым память.


Источник: Памятники древнерусского канонического права: Ч. 1 : (Памятники XI-XV в.) / [Ред. А. С. Павлов]. СПб.: Тип. М. А. Александрова, 1908.

Комментарии для сайта Cackle