Азбука веры Православная библиотека Алексей Степанович Родосский К неизданным памятникам русского церковного проповедничества в XVIII столетии

К неизданным памятникам русского церковного проповедничества в XVIII столетии

Источник

«Проповеди, сказанные Сильвестром Архиепископом Санкт-Петербургским и Шлютелбургским и архимандритом Троицкою Александро-Невского Монастыря 1750 года»

Так озаглавливается рукописный сборник нашей библиотеки. Сборник этот в 4-ку, на 119 листах, писанный разными почерками половины XVIII века и содержащий в себе 13 слов и статью с «Краткими вопросами и ответами православного исповедания». Из 13 слов в означенном Сборнике 4 с надписью: «сказанный Сильвестром архиепископом»; затем, одно принадлежит «ректору честнейшему отцу Прокоповичу»1, другое Св. Димитрию Ростовскому2; далее 3 слова только с пометою: «написана 3 апреля (еще 10 и 25) 1750 года»; наконец остальные 4 без пометы. Некоторые и из этих 7 могут принадлежать преосв. Сильвестру. Но для нас особенно важны первые 4 слова, как, несомненно, принадлежащие Сильвестру и служащие доказательством того, что в 10-летний переход своего правления Петербургскою епархией преосв. Сильвестр говорил проповеди и что от этого периода, в противоположность мнению других3, сохранились его проповеди.

Сильвестр Кулябка, – второй с учреждения Петербургской епархии архиепископ С.-Петербургский, – родом из малороссов4 и высшее образование получил в Киевской академии, в которой по принятии вслед за окончанием курса в 1727 году монашества5, последовательно проходил должности префекта, профессора философии6 и с 1740 г. ректора академии. В начале 1745 года архим. Сильвестр отправлен был Киевским митрополитом в С.-Петербург для принесения поздравления Императрице по поводу бракосочетания наследника престола Петра Федоровича. Сказанная Сильвестром в присутствии государыни проповедь в неделю о Самарянине особенно понравилась Императрице, ранее этого ознакомившейся с проповедническим талантом Кулябки в бытность свою в 1742 году в Киеве, – и Сильвестр удержан был в столице на полгода, а 18 ноября того же 1745 года рукоположен во епископа Костромского. В 1750 году 25 апреля он переведен в С.-Петербург епископом с назначением членом Св. Синода, а 4 июля того же года велено ему именоваться архиепископом7; скончался 17 апреля 1761 года, 57 лет, и погребен в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры.

Преосвященный Сильвестр Кулябка, прозванный «злато-словесным учителем» (aureus benedicendus magister) отличался даром проповедничества, а по свидетельству одного современника, прот. И. Красовского8, «имел способность проповедовать слово Божие наизусть, без приготовления». В Невской академии, в качестве учителя риторики, Кулябка прилежно изучал церковное красноречие и оставил гомилетические правила в двух своих риториках: «Ргаеceptiones quaedam de eloquentia» и «Libri V de arte rhetorica»; обе сохранились в рукописи в библ. Киевской дух. академии9. Одновременно с составлением гомилетики началась и проповедническая практика Кулябки; она обнимает время пребывания его в Киеве (1727–1745 гг.), где он «систематически проповедовал слово Божие», – затем время его епископства в Костроме, где он ревностно занимался проповедничеством и «толковал новый завет, присоединяя к изъяснениям нравственные наставления для народа», – и, наконец, в Петербурге, где он сказывал в качестве архипастыря Петербургского (с 1750 г.) и нередко в присутствии Ее Величества. Таким образом, проповедническая практика преосв. Сильвестра была продолжительна; слов, речей и поучений было им сказано не мало и в Киеве, и в Костроме, и в Петербурге. Но до нас дошло их очень немного. Проповеди Сильвестра Кулябки не все печатались по произнесении, – и, замечательно, не печатались слова его, писанные и говоренные им именно до начала 40-х годов, когда он особенно занимался составлением слов и поучений по правилам своей же гомилетики, в которой в качестве примеров указывает на свои собственные проповеди10. Причина отсутствия в печати проповедей его за 30-е годы конечно та, что годы эти были страшным гнетом для духовенства и его пастырской деятельности, – когда, по словам преосв. Димитрия Сеченова, «самые проповедники слова Божия молчали и уст не смели о благочестии отверзти»; только смелые говорили проповеди, но о печатании их не думали. К числу смелых принадлежал и Сильвестр Кулябка; он довольно часто говорил проповеди в это смутное время, хотя избегал в них речи о современных обстоятельствах.11 Сколько печатных проповедей преосв. Сильвестра сохранилось и какие дошли до нас – определить трудно по неточным указаниям библиографии. По «Хронологич. Указателю» Ундольского, всего печатных изданий проповедей Кулябки сохранилось 15; но указание это и неясно, и неполно, ибо указание приводится без всякой гарантии, без проверки наличностью, а больше с ссылкою на Сопикова, на библ. Общества Истории, Озерского и др. Вот перечень проповедей Сильвестра – по Ундольскому12:

1. № 1926 – Слово в неделю о Самарянине, сказанное в 1742 году, – напеч. в Москве14 июня 1742 г. в 4-ку: 1 и 6 листов (на текст: Возведите очи ваша...).

2. № 1995 – Слово в день тезоимен. Имп. Елизаветы Петровны, – напеч. в Москве 1744 г. в 4-ку (по Сопикову).

3. № 34 (доп.). – Слово в день перенесения мощей св. Александра Невского, проповед. архим. Сильвестром Кулябкою, – напеч. в Москве 1745 г. в 4-ку: 11 листов.

4. № 2049 – Слово в день (св. и всерадостный) восшествия на престол Имп. Елизаветы Петровны, – напеч. в Москве 1746 г. в 4-ку (по Сопикову).

5. № 2116 – Слово на 25 апреля 1749 года, – напеч. в Москве 1749 г. в 4-ку13.

6. № 2119 – Слово в день коронов. Имп. Елизаветы Петровны, – напеч. в Москве 1749 года, в 4-ку (с ссылкою на библ. Общ. Истории).

7. № 2131 – Слово на тезоименитство Имп. Елизаветы Петровны, – напеч. в Москве 1750 года, в 4-ку (с ссылкою на Озерского).

8. № 2132 – Слово, проповеданное 8 дек. архиеп. Сильвестром Кулябкою, – напеч. в Москве 1750 года, в 4-ку (по Сопикову).

9. № 2133 – Слово, проповеданное 15 декабря архиеп. Сильвестром Кулябкою, – напеч. в Москве 1750 года, в 4-ку (по Сопикову).

10. № 2134 – Слово о том, что житие наше на небесах, Сильвестра Кулябки, – напеч. в Москве 1750 года, в 4-ку: 1 и 10 листов.

11. № 2135 – Слово о том, что добрые наши дела суть слава Богови, Сильвестра Кулябки, – напеч. в Москве 1750 года, в 4-ку (по Сопикову).

12. № 2162 – Слово на Новый год Сильвестра Кулябки, – напеч. в Москве 1751 года, в 4-ку: 1 и 6 листов14.

13. № 2163 – Слово на день восшествия на престол Имп. Елизаветы Петровны, проповед. 25 ноября 1750 г. архиеп. Сильвестром Кулябкою, – напеч. в Москве 1751 года, в 4-ку (по Сопикову).

14. № 2164 – Слово, проповеданное 8 февраля архиеп. Сильвестром Кулябкою, – напеч. в Москве 1751 года, в 4-ку (по Сопикову).

15. № 2165 – Слово, проповеданное 20 февраля apxиeп. Сильвестром Кулябкою, – напеч. в Москве 1751 года, в 4-ку (по Сопикову).

Из приведенного библиографического указания Ундольского видно, что всего напечатанных проповедей архиеп. Сильвестра Кулябки 1515 и что они относятся к разным годам, но преимущественно за период времени от 1742 по 1751 гг.. Количество проповедей весьма небольшое. Мы можем прибавить еще 4 печатных, но доселе неизвестных библиографии, именно: а) Слово в день тезоименитства Имп. Елизаветы Петровны при присутствии Ее Имп. Величества... Через ректора Сильвестра Кулябку в св. Чудотв. Киево-Печерской лавре. 1744. Сентября 5 дня. На текст: «И слышаша окрест живущии и ужики ея»... Начинается: «Аще по обычаю всех светло празднуемых угодников Божиих»... в 4-ку; б) «Краткое приветствие в святых вратах, сказанное Ее Имп. Величеству, когда изволила всемилостивейше в Киево-Богоявленский монастырь входить, от архим. и ректора того же монастыря Сильвестра Кулябка. 1744 года. Сентября 5 дня» (в 18 печ. строк, начин. «Егда уже трудное»..., в 4-ку); в) «Когда тот же, в Всевысочайшее Ее Имп. Величества присутствие уставления богословское, коими он праздновал Богооправданное возшествие на престол, Ее Имп. Величеству всеподданнейше освящал: сию краткую речь имел в начале диспута. 1744 года Сентября 8 дня» (в 4-ку, в 34 печ. строки; – начин. «Что мне вину подало богооправданное»...); г) «Слово для Высочайшего в академию Киевскую пришествия Ее Имп. Величества Благоч. Самодерж. Государыни нашей Императрицы Елизаветы Петровны сочиненное о том: коликое счастье государству бывает, где свободных учений любитель Государь, чрез всеподдан. раба Киево-Богоявленского училищного монастыря архимандрита и ректора Сильвестра Кулябку» (без означ. года сказывания, – в 4-ку, начин. «На всевожделеннейшее купно же всевысочайшее Твое к нам пришествие»...16. Вот и все доселе известные и неизвестные в печати проповеди Сильвестра Кулябки.

Также не велико число слов Сильвестра Кулябки, оставшихся в рукописях и сохранившихся в разных местах, при разных сборниках. Так, в недавнее время, г. Залесским в «Трудах Киевской дух. академии» описаны 12 «нигде неизданных» слов Кулябки по рукописному сборнику Киевской дух. академии за № 51, относящихся к раннему времени, именно от 1732 по 1740 гг.. Все сохранившиеся в сборнике 12 слов исследователь разделяет на три главные группы: слова на дни воскресные и праздничные, слова и речи на царские дни, наконец, надгробные слова и речи. После г. Залесского, профессором Г. А. Воскресенским разобраны в «Душеполезном Чтении» (за 1894 г. май – июнь, стр. 119 – 124) еще два «неизданных» слова Сильвестра Кулябки, сохранившиеся в рукописном сборнике Моск. дух. академии за № 163: эти два слова произнесены Кулябкою 5 и 8 сентября 1744 года в Киеве; но эти два слова и есть именно те, которые нами приведены выше (под № а и г) и которые напечатаны тогда же в 1744 году, но доселе не были известны библиографии, что и заставило профессора счесть их неизданными. Далее наш сборник, с названием «Проповеди, сказанные Сильвестром архиепископом...», содержит 4 слова, с надписью имени Сильвестра, из коих 3 совершенно неизвестны в печатной и рукописной проповеднической литературе XVIII стол., и составляют, таким образом, новый памятник проповеднической деятельности преосвящ. Сильвестра Кулябки в последний период его проповедничества – от 1750 года. Из первых 4-х проповедей в нашем сборнике с именем Сильвестра Кулябки три относятся к первым двум месяцам по вступлении его в управление С.-Петербургскою епархиею, именно к июню и июлю 1750 года, четвертая к ноябрю. Эта последняя в нашем сборнике поставлена после первой; очевидно, что сборник писан после 1750 года, а так как проповеди в нем писаны разными почерками, то ясно, что слова вносились в сборник в разное время. Могло быть, что первоначально собрание проповедей Сильвестра предполагалось для напечатания, почему первые 4 проповеди имеют полное заглавие с обозначением при каждом имени проповедника, числа, месяца и года сказывания, с киноварным оглавлением – «Краткая речь», «Слово» и проч., и даже с заглавным листом – «Проповеди, сказанные Сильвестром...». Затем, слова стали вноситься в Сборник без заглавия и надписания, не в порядке по времени и даже других авторов, как напр. св. Димитрия Ростовского и Феофана Прокоповича.

Сильвестр Кулябка отличался выдающеюся способностью к проповедничеству и был не столько придворным оратором-панегиристом современных лиц и событий, сколько в настоящем смысле проповедником слова Божия, вдохновенным учителем веры и нравственности христианской, живым преподавателем живого слова с церковной кафедры. «Сильвестр Кулябка, – говорит г. Залесский, – обладает тонким психологическим анализом и наблюдательностью, которые помогают ему проникать в тайны человеческой воли и разоблачать настроения мыслей и чувств своих слушателей. Оттого в проповедях его слышится серьезное, но живое слово живого человека. Его самого никогда не покидает сознание себя человеком, похожим на всех людей; поэтому в тоне его речи слышится близость его к поучаемым и, если угодно, задушевность, исключающая ту надутую и холодную «властительность», которую осуждал Прокопович. Мягкость и дружественная простота тона составляют очень привлекательную сторону проповедей Сильвестра Кулябки»17... Лучшего отзыва желать нельзя и отзыв без преувеличения. Но при всех достоинствах слов Сильвестра – их систематичности и простоты, «строгой нравственности и рассудительности», – слог проповедей Кулябки, как верно замечено другими, «весьма темен и неясен ко вреду многих хороших мыслей». Это зависело от многих причин, – по одним от того, что Сильвестр Кулябка «хотел говорить только простым языком христианского учителя», по другим – ясности и удобопонятности проповедей его несколько вредит латинская конструкция речи. То и другое вполне оправдывается: язык его представляет смесь и русских и славянских, польских и малорусских слов; а длинна периодов и расстановка слов указывают на латинское построение речи, считавшееся тогда даже образцовым. При этом нужно принять во внимание особенную способность Кулябки к восторженности, его живое и всегда юное воображение, увлекающее его к картинам, подобиям, сравнениям и проч. Впрочем, нельзя сказать, чтобы все его проповеди сплошь отличались необыкновенною темнотою и «неуклюжестью». Многие и особенно последние его проповеди гораздо чище по языку, свободнее от примеси разноречивых слов, чище по конструкции и яснее по речи. Если из последнего 10-летия его петербургского проповедничества и немного сохранилось слов его, то все-таки то, что дошло, говорит в пользу совершенствования его языка и речи: в проповедях его за это время гораздо более ясности и чистоты. Таковы и есть его первые 4 проповеди и несколько других сохранившихся в нашем Сборнике. Мы выключаем отсюда самую первую, именно «Краткую речь» Сильвестра, сказанную по поводу назначения его С.-Петербургским архиепископом, которая представляет собою образец речи панегирической, но в тоже время и единственный образец по необыкновенной темноте и «неуклюжести» языка, хотя речь эта не из ранних.

Эта «Краткая речь», сказанная Сильвестром Кулябкою 29 июня 1750 года в нашем Сборнике стоит на первом месте; она замечательна в том отношении, что написана и сказана им «в благодарение высокомонаршей милости» – по поводу перевода его на С.-Петербургскую епархию, и представляет образец речи панегирической. Сказание ее предназначено на 29 июня – в день праздника первоверховных апостолов Петра и Павла. Проповедник с ораторским искусством воспользовался повествованием книги Деяний Апостольских о чудесном освобождена ап. Петра из темницы и возвращении его в дом, куда служанка не пустила апостола, забыв от радости отпереть ему двери, и делает оригинальное сопоставление. К сожалению, панегиризм и особый склад речи Сильвестра затемняет смысл самой «Речи». Вот ее текст:

«Краткая речь Ее Императорскому Величеству от Сильвестра епископа Костромского в благодарение высокомонаршей милости, сказанная 1750 года июня 29 дня.

Радость или радости вина так нечто чудно действующее есть, что человека, в которого оно нечаянно войдет, забыть себя или во иного претворять крепко понуждает, благодушествовати не дает, не только что в благодушестве воспевать кому не допущает.

Роди18 отроковица в Деяниях апостольских изъясненная притча того, когда познала глас Петров, себе позабывшая, когда порадовалась Петрове, Петрове дверей отверсти вознерадевшая, от радости так родился страх, от нечаяния вошло малодушество, так что по отверзанию дверей Петрове тряслась руками, в узнании гласа Петрова крепилась устнами: того глас Петрова не при доме Мариином, но в доме своем стоящего познаю я, креплюся твердо, что то сущий глас Петров, твой глас познаю, о дщи Петрова, с крепостию высокомонарших твоих милостей воздвижеши, с самим же Божиим радостно творящая, в дом гласом не входа просишь себе, но сама в священнейший дом, ибо во освящении Богови твоему царствующий град Петров призвать и тем к высокомонаршим милостям твоим и болий вход мне преподать изволишь. Что ж, исповедуя оныя рабыни Роди, нечувственейший стал всеподданнейший раб Вашего Императорского Величества? Что ли в дар принести, трясуся руками? Что ли в благодарение сказать, нем я устнами? И было бы так то есть от радости трепетать мне; толику же без примерини милость ми Вашего Императорского Величества по убежденному отнюдь молчать приходил, аще бы не нынешний день святых Божиих, день Петров и день Павлов, и действо рукам сильное и слово устам довольное, от себе приискать мне не судили, то есть с Петром Богодаруемые мне Вашим Императорским Величеством милости, исповедую с Павлом, на всяком месте руце воздею к благодарению, руце воздею, аще ныне преподобством, которое в единых свят. Божиих апостол не в ней худости моей родитись обыкло, возносимые но в достоинстве. Однако сана сего освящение, которому якоже кадилу исправлятся в молитве, якоже в жертве благоухатися, в услышании сам изрече Христос достоинству сему всю власть свою привязавши ему послушание, самому себе послушание вменяющий: слушая вас мене слушает. Наконец, непремолчу устнами при бескровной жертве лутче (Павлу) нежели Авелевой к Богу вопиющей взывать: да будет престол Вашего Императорского Величества благословен, в поздейшия лета утвержден наследством в век неподвижен, толико обиднее высокомонаршей милости на нас изливающий».

Второе Слово в нашем Сборнике озаглавливается так:

«Слово в высокоторжественнейший день на Наследный Российский императорский престол Благочестивейшей Самодержавнейшей великой Государыни нашей Императрицы Елизаветы Петровны всея России вшествие в присутствии Ее Величества и Наследника Ее внука Петра I Благоверного Государя вел. кн. Петра Феодоровича и Супруги Его Благов. Государыни вел. княгини Екатерины Алексеевны, сказанное св. Прав. Синода членом преосвященным Сильвестром архиеписк. Санкт-Петербургским и Шлютелбургским, и архимандритом Троицкого Александро-Невского монастыря, в Зимнем Дворце, в придворной Церкви св. Богоприимца Симеона 1750 году Ноября 25 дня».

Слово без текста, – оно начинается: «Во имя Отца, и Сына, и св. Духа, аминь. Празднуя летний день возшествия на Российский престол Всеавгустейшия Государыни нашей дело воистинну вечными роды незабытое воспомянем...» По указанию Сопикова (№ 1203), оно напечатано в Москве, в 1751 году. Ундольский (№ 2163) упоминает о нем, но только по Сопикову, не обозначая числа листов. Г. Попов приводит (в «Летописях» Тихонравова, т. II, кн. 3-я, отд. III, стр. 24) из него небольшую выдержку, не указывая впрочем – по печатному ли изданию или по рукописи. Выдержка эта относится к характеристике правления Анны Леопольдовны, именно: «Вместо императорства правительство государствовало...» и проч. (по нашему Сборнику об. 4 листа). Слово это важно в том отношении, что в нем Сильвестр Кулябка касается современной политической истории России. Оно заканчивается так: «Да будет престол твой везде дивен, везде славен, во всех государствах преимущий, а наследством да не по движется во век. Аминь».

Третье Слово Сильвестра в нашем Сборнике озаглавливается так:

«Слово краткое при первом служении в соборе Казанской Богородицы по пожаловании во архиепископа, сказанное Сильвестром архиепископом Санкт-Петербургским и Шлютелбурским и архимандритом Троицкого Александро-Невского монастыря 1760 года июля 8 дня».

Оно написано на текст: «Вонь же аще дом внийдите, целуйте его глаголюще: мир дому сему», и начинается: «Царствия Божия проповедателем, всяких болезней, всяких язв, всякого рода и вида недугов целителям, по градом, по весем, по всякой стороне бесов изгонителям ничто же так приличествует, якоже мира при входех подаяше...» Слово это есть, собственно, приветственная речь архиеп. Сильвестра к новой своей пастве. Сказав сначала о существе мира – что в нем союз совершенства, проповедник поставляет след. вопрос: «Рассудим, что редчае мира в мире сем, за который всецелые государства многие и частые брани творят, в домах же и фамилиях мало случается, и в самих единоутробствах братних едва сыскуется, таковое только, что краем перста коснулись мы доброты его, благовонство от себе издает? И во обществе мир. Что ж буде самый его существенный, ибо преестественный дух откроем мы, и наименовать его ей недовольны. Ибо всякий ум человеческий (по Павлу) превосходящий мир той есть. За него токмо, что с собою обносили его, красны ноги стали апостолом. Се коль рече, красны, ноги благовествующих благая, благовествующих мир. Оный где-либо от апостолов изреченный не просто, но яко воздух разливался, но в самые уши Господа Саваофа входил...» Далее, охарактеризовав существо этого мира, его силу и значение и показав, что хранители его суть пастыри и архипастыри, оратор переходит к самому приветствию: «Тем миром епископству сему сродным, преемству апостольства сравным, при входе первом нашем целуем вас, слышателие! всех обще и всякого по имени. Темь миром благословим вы из дому Господня. Мир тебе, граде Божий, царствующий граде Петров! венче славы, венче доброты российския, отечества (и твоего) отца имя до окончания мира крепко соблюдающий! Мир тебе (и во-первых) Августо всероссийская, всемилостивейшая Государыня наша, всеблагоутробнейшая Мати отечества, пределы государства твоего глубоким миром оградившая, мира же Божия прежде всех и паче всех предостойнейшая главо, в ее же тишине мы безмолвствуем, благочестие благодушествует! Мир тебе Наследство Петрово и самым именем твоим крепость, и в последние веки неподвижно есть, престола российского обещающее! Мир тебе священство Божие Богу поспешествующее, Богу присоединяющее, Богу отраждающее начальство! Мир тебе высокое правительство, не лицеприятством правду меряющее, и тем Богу подобающееся, воутрие то есть скоро вся грешныя земли, то есть вредныя государству избивающее! Мир тебе светлое и превосходное благородство! Мир тебе достойно почтенное военачальство, мудростью и храбростью государству служащее! Мир тебе христолюбивое и благочестивое воинство, вере и верности кровью твоею работающее! Мир вам мужи и жены взаимнолюбством и честнолюбством ложа нескверного Бога нашего в телесех ваших святящии! Мир вам старцы и юноты, безпакостный роде! Мир вам юноши и девы ангелоподобная чистото, Богом назданную целость ваших телес создателеви своему блюдущии! Мир вам господие, умеющии прещение послабляти вашим рабам, и над собою Господа имети помышляющии! Мир вам (напоследок) раби не со страхом, но совестию господам вашим служащии, господам вашим послушнии! Мир вам всем старые и малые, всякий поле, всякий роде Христов! Вам убо мир, вам той бо (Павел рече) мир, нашу благодать, вам убо мир, вам любовь Бога и Отца, вам убо мир, вам прочее братия моя, елика истина, елика честна, елика праведна, елика пречестна, елика прелюбезна, елика достохвальна; аще кая добродетель, аще кая похвала, сия помышляйте, и Бог мира будет с вами. Аминь».

Четвертое Слово. Более удачная проповедь его более ясная и красноречивая, это – Слово в день св. Пантелеймона. Оно небольшое, но написано с воодушевлением, читается и понимается легче других. Слово это представляет собою панегирическую «священную» речь в похвалу мученичества. Приводим его полностью:

«Слово краткое, сказанное в церкви святого великомученика Пантелеймона преосвященным Сильвестром архиепископом Санкт-Петербурским и Шлютелбургским и архимандритом Троицкого Александро-Невского монастыря июля 27 дня 1750 году.

Во имя Отца, и Сына, и Св. Духа, аминь.

Дивный во святых, препрославленный во светлостях Божиих, великий в мученицех Пантелеймон созвал нас летнюю память свою оподвигнути собор сей. Аще убо кто благочестив, аще кто Христолюбив, почтив день его, слушателие: так бо прославим прославившего его, так дивен будет в нас управляющей вся хотения своя в святых! Чим же бы душевный ваши в день сей радостотворить ушеса, чим бы и сами вы почитанием мучениковым уползовавше себе внутрь духом образовались? Моя пастырская свирель начнет вам пети сонату сию, что мучеников почитать есть то собственно самого Христа Господа почитать. В мучениках ничего найти не можно, где бы Христос не был, чтоб Христово не было; мученики от утробы матерей своих на тое истое в мир сей изышли, дабы в позор миру были, на тое родились, дабы всегда умирали, на тое жили, дабы всегда мертвыми были, на тое мертвыми были, дабы некогда жить могли, присно бо мы живы на смерть предаемся Иисуса ради, да и живот Иисусов явится в мертвенной плоти нашей: мучеников живот Христов живот, мучеников уста Христовы уста, мучеников словеса духовижство Божие, мучеников повсевременная страдания недостатков страданий Христовых исполнение, мучеников в мире сем пребывание всебранство некое есть. Аще бо кому оное Иовлево слово, что брань есть житие человеческое, свойствует, в мучениках совершенно собылось: они с миром и с миродержителми, они с плотию и диаволом, они с кровию и с духами оными злобы поднебесными всегда брань имели: они до того и со всею стихиею мира сего дрались; их единою любовию Божиею разженных сердец всецелые моря угасить были несильны; к их телес истоплению вода нудилась; к их опалению огнь бедился им; в телесах их перстно или важном засыпании воздух ненужден был; им земля и аще кая земная непреодоленна. Для чего живот мучеников не внужду был? Ибо мир приобретение Христос, им смерть не страшна, ибо живот их и воскресение Христос; в мучениках и любовь Христова к человеком и любовь человеков ко Христу живо образовались; для того бо мученицы нещадного за Христа крови своея излияния поискали, дабы крови Христовой за мирский живот излиянной благодарными явились, дабы душ своих за Христа положением самому тому Христу за нас душу свою положившему ревнителми быть, дабы с Христом умирая, с Христом ожили. Наконец мученики и в житии своем ризы своя в крови агнчей испрали, и по смерти и на едину черту от агна неотступно присны ему последователи суть. Так в мучениках везде Христос, так в мучениках все Христово! Чим есть, что мучеников почитать, то есть во всем Христовых, самого Христа почитати.

Твоя сия и в обществе и в особенности похвалы, о святый великомучевиче Пантелеймоне, ныне празднуемый добропобедниче! И живши Христови, и глаголавши Христом, и страдавши за Христа, и умерши по Христе, и ныне вечно живущи со Христом! Твое особно сие, что в истоплении твоем море как бы землею вделалось, в опалении твоем телесе твоего огнь росою стал неопаляющий нестужающий, – что в усечении главы твоея меч согнулся, как бы убоялся твоей главы, которая по тяжких мучениях, по нестерпимых страданиях главу свою си есть Христа всецело соблюла. Тобою, о мучениче доблий, воздушные духи посмеяны, земля вся претренна! Почитать убо тебе, почитаем Христа, призывать тебе, призываем Христа. Ты же, о добляя главо, молимся тебе мы беднии, мы окаянии, мы безответнии, мир одолети не могущии, а страстем и сами отнуд нехотящии, да когда мы диавольской плени неопасуясь, лютого мучительства его не страшась, чрез все житие наше с ним так задружили, что ему вся хотения, вся действа наши в послушание совершенно отдали, совершенно повинули: ты умилосердися на немощь нашу, поминая твое подобараство(?) нам которым на земли живущ сам искуситися должен был еси! Твоим у Бога ходатайством сотвори сиe, да и нас некогда с победителями явит тот, который тебе собою победу дал – благословенный Христос Господь, ему же со безначальным его Отцем и пресвятым и благим и животворящим его Духом, слава во веки веков. Аминь».

Поименуем остальные 7 слов нашего Сборника, из коих, как заметили выше, некоторые могут принадлежать преосв. Сильвестру Кулябке:

1) «Слово в день св. и прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, си есть, в день Тезоименитства Ее Имп. Вел. Анны Иоанновны Самодержцы Всероссийския». На текст: Подобии мне бывайте, яко же аз Христу (начин. «Слово cиe Апостольское само собою рассуждаемое темно нечто кажется».., – лист 14).

2) Слово без надписи и текста, на тему о милости (начин. «Внятно то всякому и без долговременных рассуждений...» – лист 25; в конце помечено: Carmina digna typo...).

3) Слово без надписи, на текст: И изгнану бесу проглагола немый. Слово на тему о пагубном высокомерии фарисеев (начин. «Две сентенции весьма между собою противные о Христе Господе нашем произносимые...» – лист 59).

4) «Слово в день св. апостол Петра и Павла, на Тезоименитство Его Имп. Высоч. Благ. Государя и вел. кн. Петра Феодоровича». На текст: Кого мя глоголют человецы быти (начин. «Премногих мужей времена древние имели...» – лист 67, с пометою в конце: «Написана 1750 году апреля 3 дня»).

5) «Слово в день Коронации Благополучной Ее Имп. Величества Елизаветы Петровны. На текст: Видите-ли, его же избра Господь, яко несть ни един от вас подобен ему – 1 Цар. гл. 10 (начин. «Слово cие, благовернии слуш., Духом Святым чрез уста...» – лист 79, с пометою в конце; «апр. 25 д.»).

6) «Слово в неделю Самарянине». На текст; Даждь ми пити (начин. «И чтоб то сталось Сыну Божию...» – лист 86, с пометою в конце: «Написана апреля 10 числа 1750 году»).

7) Слово без надписи, на текст: Господи, человека не имам... (начин. «Покусился некто от древнейших любомудрцев Диоген...» – лист 93).

А. Родосский

* * *

1

«Слово Похвальное в день Св. Велик. Екатерины»... напеч. в Полн. собрании слов Феофана Прокоповича – в I томе (Спб. 1760, стр. 213).

2

Слово в день Мироносиц: «Воста, весть зде», напеч. в Полн. собр., Киев 1881 г., т. II, стр. 148; разбор ее у Костомарова – в «Рус. истории в жизнеописаниях»... изд. 3-е, т. II, стр. 526.

3

«Труды Киев. Д. А.» за 1883 г., т. III, стр. 49–50.

4

Родился в Лубнах, полтав. губернии – в 1704 году.

5

В Киевском Межигорском монастыре («Описание докум. и дел архива Св. Синода», т. VI, стр. 423).

6

Из философ. уроков С. Кулябки остался в рукописи Cursus philosophicus, а из богословских – его Theologiae scientiae summa и Tractatus de Sacramentis (обе рукописи хранятся в библ. Спб. д. акад, под № 78 и 95, Спб. ак: см. наше – «Описание 432-х рукописей». Спб. 1894 г., стр. 102–103 и 123–124).

7

По записи в рук. сборн. Спб. д. акад, за № 422, 2-й попов. XVIII века, стр. 162 значится: «Сильвестр епископ переведен из Костромской епархии 750-го апреля 25-го дня и того же года 4 июля велено ему именоваться архиепископом». О преосв. Сильвестре свящ. М. Архангельского – в «Страннике» за 1875 г. ч. I; о проповеднич. трудах его – у Залисского, в «Труд. Киев. духовн. акад.» за 1883 г. № 9 и 1884 г. № 2, и у проф. Воскресенского – в «Душепол. Чтении» за 1894 г. № 5–6.

8

Описание Ипат. монастыря Диева. М. 1858, стр. 45.

9

Подробно разобраны г. Залесским в «Трудах к. д. акад.» за 1883 г. № 9.

10

«Труды к. д. акад.» 1883 г. № 9, стр. 50.

11

Ibid. – 1884 г. № 2, стр. 223.

12

«Хронологич. Указатель славяно-русских книг». Вып. I, с доп. А. О. Бычкова и А. Викторова – Москва. 1871.

13

Тихонравов, Н. С. «Летоп. рус. литер.», т. II, кн. 3-я, отд. IV, стр. 17, прим. 2-е. Слово это Сопиковым (№ 1159) приписано Стефану, еписк. псковскому (впосл. архиеп. новгор.), – тоже и у Ундольского.

14

Слово это сполна помещено Сопиковым в 1-й части его «Опыта», на стр. 211–218.

15

У преосв. Филарета (в «Обзоре») и у других показано только 13 печатных проповедей Кулябки.

16

Все эти 4 слова Сильвестра Кулябки сохранились в сборнике, печатных слов разных авторов и годов, поступившим в акад. библиотеку в 1895 г. в дар из Исаак. соб. (№ 16), – гражд. печати.

17

«Труды к. д. академии», 1884 г., I, стр. 204.

18

Роди – имя отроковицы (служанки), вышедшей отворить двери ап. Петру, освобожденному ангелом из темницы, и от радости и страха не отворившей ему дверей дома Марии, в котором собрались мноние христиане и к которому пришел ап. Петр (Деян. Ап. гл. XII, ст. 4–17).


Источник: Родосский А.С. К неизданным памятникам русского церковного проповедничества в XVIII столетии // Христианское чтение. 1898. № 12. С. 913-927.

Комментарии для сайта Cackle