Азбука веры Православная библиотека архиепископ Алексий (Дородницын) Слово на святую Пасху. О плодах Воскресения Христова


архиепископ Алексий (Дородницын)

Слово на святую Пасху. О плодах Воскресения Христова

Христос Воскресе!

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа приносит душе христианина троякий плод: 1) оно умножает в нем веру в Бога; 2) укрепллет надежду на спасение, и 3) усиливает ревность к благочестивой жизни.

Воскресение Господа нашего Иисуса Христа есть главное непоколебимое основание нашей веры. В самом деле, почему мы верим тем истинам, которым научает нас св. евангелие? Потому что эти истины даны нам Самим Богом. Но откуда мы знаем, что их открыл нам Сам Бог? Этому научил нас Господь наш Иисус Христос. Почему мы должны верить всему тому, чему научил нас Иисус Христос? Потому что Он есть истинный Бог. Что убеждает нас в том, что Иисус Христос есть истинный Бог? Сотворенные Им чудеса. Но между чудесами Господа нашего Иисуса Христа самое величайшее чудо, чудо, которое сообщает силу и значение другим Его чудесам, есть Воскресение Его из мертвых... Да, это факт, факт очевидный, общественный, факт, который видели, который, так сказать, осязали, достоверность которого засвидетельствована множеством самых неоспоримых показаний свидетелей очевидцев, которые никак не могли ошибиться, свидетелей, которые далеко не были настроены в пользу Иисуса Христа и Его воскресения, но напротив враждебно относились к Нему, которым нужны были доказательства ощутимыя, осязательные, неотразимыя по силе их убедительности, непоколебимыя... И, однако, эти свидетели так внутренне, так глубоко, так непоколебимо и всецело убедились в факте воскресения Иисуса Христа, что потом за проповедь о воскресшем Христе они шли навстречу всевозможным опасностям, презирали всякия угрозы, подвергались всевозможным гонениям, пыткам, умирали на кострах, в страшных мучениях, как воду, проливали кровь свою... Если все это не есть доказательство достоверности факта воскресения Иисуса Христа, то тогда и вообще нет ничего достоверного под солнцем. Это свидетельство о воскресении Иисуса Христа было столь решительным, столь ясным, что великое множество иудеев и язычников, в интересах которых было отвергнуть его, всецело с радостью присоединялись к нему и отдали за него свою жизнь...

Да, Иисус Христос воистину воскрес! Нет ни одного исторического события, факта, более твердо и ясно установленного. И какия неизмеримо высокия последствия воскресение Христа имеет для всей христианской религии во всей ея совокупности. Если Иисус Христос воскрес, то следовательно Он есть Сын Божий, как об этом Он многократно говорил; учение, принесенное Им на землю, есть истинное учение, так как это учение не человека, а Богочеловека; св. Евангелие есть единственное правило истинной веры и благочестия; христианская религия есть единственная истинная религия, а св. Церковь Христова единственный ковчег спасения.

Но, умножая в нас веру, воскресение Иисуса Христа укрепляет в нас надежду на будущую блаженную жизнь. В самом деле, чтó питает в нас надежду на то, что обещание вечных благ в будущей жизни, которое Господу благоугодно было нам дать, непременно исполнится? Конечно, уверенность во всемогуществе и благости Господа нашего Иисуса Христа. Но между этими благами самое высшее блого это – наше собственное будущее воскресение. Как же мы можем сомневаться в том, что Господь воскресит нас, если Он воскресил Самого Себя? Как мы можем сомневаться в Его благом намерении дать нам это воскресение, если Он Сам сказал: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою кровь имеет жизнь вечную и Я воскрешу его в последний день (Иоан. 6, 54).

То же подтверждает и св. ап. Павел: Он уничтоженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все (Флп. 3, 21).

Наконец, третий плод Воскресения Христова это – усиление в нас усердия к подвигам благочестивой жизни.

Воскресение Иисуса Христа научает нас, что и мы сами должны духовно воскреснуть для жизни благоугодной и святой.

Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения зная то, что ветхий наш человек распят с Ним; чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху, ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с ним, зная что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, жавыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6, 4–11). Жизнь, в которую вступил после своего воскресения Иисус Христос, есть жизнь новая, небесная, святая, в которой нет места ни для чего нечистого, земного, греховного. Так и жизнь христианина, который в св. таинстве крещения умер для греха, должна быть жизнью новою, чистою, святою. Мы должны отказаться от служения плоти и крови и служить духом и истиною Богу; мы должны стремиться создать из себя нового человека, нового по мыслям, чувствам, желаниям и действиям. Мы должны устроить своего внутреннего человека и всю свою жизнь так, что бы тем, кто будет искать нас между грешниками, среди рабов гордости и плотских страстей, мы могли сказать то, что сказали Ангелы Мироносицам: Что вы ищете живого между мертвецами? Его нет здесь: Он воскрес (Лук. 24, 5–6). Итак, братие, воскреснем здесь на земле для добрых дел, чистоты и святости, чтобы в будущей жизни воскреснуть для вечной славы. Аминь.


Источник: Алексий, еп. Саратовский. Полное собрание сочинений. Том 2: Слова и речи. — Саратов, 1914. — С. 262-265.

Вам может быть интересно:

1. На первый день Пасхи в калмыцкой кибитке профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

2. Слово пред панихидой по П.А. Столыпине архиепископ Алексий (Дородницын)

3. «Да воскреснет Русь Православная!». Пасхальное послание 1940 года митрополит Анастасий (Грибановский)

4. Архиепископ Димитрий (Муретов), как церковный проповедник протоиерей Николай Гроссу

5. Слово в день Рождества Христова архиепископ Василий (Лужинский)

6. Павел (Конюшкевич), митрополит Тобольский и Сибирский Андрей Александрович Титов

7. Собрание слов и речей. Том 5 архиепископ Арсений (Брянцев)

8. Речь, сказанная в Кизическом монастыре, при пострижении в иночество Н. А. Ипатова, 18 июля 1913 года, за всенощным бдением епископ Анастасий (Александров)

9. Памяти высокопреосв. Сергия (Спасского), архиеп. Владимирского профессор Анатолий Алексеевич Спасский

10. Жизнь преподобной Марии Египетской епископ Александр (Светлаков)

Комментарии для сайта Cackle