архиепископ Алексий (Дородницын)

Слово перед причащением Святых Таин

Произнесено в академическом храме г. Казани перед причащением г.г. профессоров и студентов 1911 г. 26 февраля

Вот, из-под порога храма течет вода на восток, ибо храм стоял лицем на восток, и вода текла из-под правого бока храма по южную сторону жертвенника... И куда войдет этот поток, все будет живо там (Иез. 47, 1. 9).

Какой удивительно наглядный прообраз той реки божественной жизни, которая вытекает из подножия Голгоѳского Креста, которая должна покрыть всю землю и поглотить в своих волнах самое смерть! После того, как первые люди пали и грех стал господствовать в мире, поток божественной жизни на земле начал постепенно высыхать. И это вполне естественно, так как люди удалились от Бога, Источника чистой, святой и праведной жизни. То, в чем люди стали после этого полагать смысл жизни: власть, богатства, науки, искуства и проч., – подобно было, говоря образным языком пророка Иеремии (2, 13), потрескавшимся, дырявым водохранилищам, которыя не могли удержать «воды», и которыя горько обманывали тех, кто, умирая от жажды, приходил к ним напиться... Только Крест Христов снова открыл нам доступ к Источнику божественной жизни: он возвратил нам любовь Отца Небесного и снова привел нас в общение с Ним. Подобно скале в пустыне Син, по которой Моисей ударил жезлом, и откуда потекла чистая и в большом изобилии вода, спасшая сынов Израиля от смерти, Господь наш Иисус Христос, пригвожденный за нас ко Кресту, есть неисчерпаемый Источник божественной жизни, Который спасает нас от вечной смерти. Кто жаждет, говорит Христос, иди ко Мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой (Иоан. 7, 37–38). Всякий пиющий воду сию возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную (Иоан. 4, 13–14). Но какую же жизнь подает нам Иисус Христос с высоты Своего Голгоѳского Креста? Это Его собственная жизнь, та жизнь, которую Он, как добрый Пастырь, положил за Своих овец (Иоан. 10, 15). Он, Единородный Сын Божий воплотился, страдал, умер и воскрес, чтобы дать нам эту жизнь. Первый Адам истощил источник божественной жизни на земле: он, по своему самолюбию и гордости, хотел один быть обладателем ея, чтобы одному наслаждаться ею: он хотел быть богом; Второй Адам, Господь наш Иисус Христос, Которого ап. Павел называет духом животворящим (1Кор. 15. 45), снова открыл нам источник божественной жизни и по Своей безконечной любви к людям, желает, чтобы все приобщились этой жизни, чтобы и сама природа прониклась ею. И куда войдет этот поток все будет там живо. Это – жизнь чуждая самолюбия и гордости, чистая и святая; жизнь богатая духовными дарами и делами христианской любви; жизнь, в которой дух человека находит всю полноту своего бытия, в которой человеческое существо со всеми его силами достигает своего высшего совершенства. И залог этой жизни здесь на земле есть Пречистое Тело и Животворящая Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которыя подаются нам в Святом Таинстве Евхаристии... Братие, приступите-же со страхом Божиим и верою к этому источнику божественной жизни. Аминь.


Источник: Полное собрание сочинений : Т. 1-2 / Еп. Алексий (Дородницын). - Саратов : [скл. изд. у авт.], 1913 (обл. 1915)-. / Т. 2. : Слова и речи. - 1914 (обл. 1915). - 304, IV с. / Слово перед причащением Святых Таин. 144-145 с.

Комментарии для сайта Cackle