Алексий (Молчанов), Экзарх Грузии, архиепископ Карталинский и Кахетинский
Родился 5 октября 1853 г. в селе Люковском, Сарапульского уезда Вятской епархии. Отец Алексия имел большую семью и первые годы жизни будущего епископа протекали в довольно суровых условиях. Дальнейшую суровую школу жизни он прошел первоначально в Глазовском Духовном училище, а потом в Вятской Духовной семинарии.
Жизнь в холоде и голоде, при отсутствии какой-либо серьезной помощи со стороны бедного отца, была настолько трудной, что когда он на полдороге своей семинарской жизни попал в семинарскую бурсу, не отличавшуюся изысканными удобствами, бурсацкая жизнь для молодого богослова все-таки показалась «настоящим раем». Суровые условия жизни однако ж отнюдь не ослабили в Алексии ни любви к семинарской науке, ни энергии в изучении ее.
В 1876 году он окончил Вятскую Духовную семинарию в числе лучших студентов и мог бы без особых опасений отправиться в Академию, но отсутствие средств с одной стороны и желание испытать свои силы на поприще народного просвещения с другой, удержали его от этого шага. Первоначально он сделался учителем начальной земской школы в селе Сметанском, Яранского уезда, потом псаломщиком Николаевской церкви г. Царевосанчурска, затем заведующим двухклассного Кукарского сельского училища Министерства Народного Просвещения. Работа в вышеуказанных должностях обнимала собой период времени с сентября 1876 г. по август 1883 г.
Как и следовало ожидать, низшая школа с ее ограниченными запросами не могла удовлетворить любознательную натуру молодого человека, его потянуло в Академию.
В 1883 году он женился. Казалось, что женитьбой закрылись для него пути к высшему образованию, т.к. женатых студентов в то время в Духовные Академии не принимали. Но вот молодому учителю улыбнулся счастливый случай: в академической церкви освободилась должность диакона и эту должность предложили занять Алексию Молчанову с правом слушать лекции в Академии. В этом же году он поступил в число студентов Казанской Духовной Академии. Будучи студентом первого курса, он был рукоположен в сан диакона к академической церкви, а в 1885 году – в сан священника.
В 1887 году он окончил Академию в числе самых видных студентов, написавши ценную диссертацию на тему: «Св. Киприан Карфагенский и его учение о Церкви», за которую Советом Академии от 19 мая 1888 г. и был удостоен степени магистра богословия.
Известный патролог Д.В. Гусев писал о работе о. Алексия: «Сочинение священника А. Молчанова представляет собою труд, исполненный вполне добросовестно и с надлежащим знанием дела, обнаруживающий в его авторе основательное знакомство не только с личностью и церковно-общественной деятельностью св. Киприана, но и с той эпохой, к которой относится его деятельность. Он не только собрал и изучил весь доступный для него исторический материал о св. Киприане и об его эпохе, но и постарался надлежащим образом разобрать и осветить этот материал».
С этого времени начинается служение о. Алексия в качестве одного из самых видных законоучителей г. Казани.
С 1 сентября 1887 г. назначен законоучителем 3-й Казанской мужской гимназии.
С 9 ноября 1890 г. – законоучитель училища глухонемых детей.
С 12 августа 1892 г. – законоучитель Мариинской женской гимназии, а с 1 января 1895 г. – 1-й мужской гимназии.
Законоучительсвуя о. Алексий приобретает известность и, как умелый педагог-преподаватель, и как прекрасный выдающийся оратор – проповедник.
В 1897 году о. Алексию было суждено испытать тяжелый удар судьбы: он похоронил жену и остался с малолетним сыном. Это обстоятельство перевернуло весь строй жизни о. Алексия – его помыслы обращались к монашеству, но принять постриг никак не решался, не надеясь на свои силы, по его мнению, недостаточные для такого великого подвига. Но «на горе стоящии» знали лучше самого о. Алексия его годность к иноческому служению.
Как-то вечером он получил приглашение архиепископа Казанского немедленно явиться к нему. Архиепископ встретил меня, вспоминал о. Алексий, неожиданным приказанием: «завтра ты принимаешь пострижение». Постриг был совершен так быстро, что я не имел времени сделать себе монашескую мантию и клобук. И то, и другое подарил владыка».
4 сентября 1899 г. в крестовой церкви Вознесения Господня, что при загородном архиерейском доме, о. Алексий архиепископом Арсением был пострижен в иночество, и 7 сентября того же года был назначен ректором в Казанскую Духовную семинарию, крайне взбудораженную, после управления доброго и честного, но в то же время пылкого и неустойчивого бывшего в ней ректора. Достаточно было годичного тихого и ровного управления о. Алексия семинарией, чтобы в ней все успокоилось.
24 сентября 1899 г. назначен епархиальным цензором предполагаемых к печати брошюр и листков, а равно и проповедей.
Ректорствовать с семинарии о. Алексию пришлось очень недолго.
20 июля 1900 г. он был назначен Св. Синодом ректором Казанской Духовной Академии.
9 сентября 1900 г. хиротонисан во епископа Чистопольского, 1-го викария Казанской епархии.
Хиротонию совершали: Арсений, архиепископ Казанский и Свияжский; Владимир, епископ Нижегородский и Арзамасский; Гурий, епископ Самарский и Ставропольский; Никандр, епископ Симбирский и Сызранский; Василий, епископ Старицкий и Иоанн, епископ Чебоксарский в Казанском кафедральном Соборе.
Епископом Чистопольским Преосвященный Алексий прослужил до марта 1905 г.
Основные черты характера Преосв. Алексия обусловливаются всей предшествовавшей, в частности, юношеской жизнью. Бедная обстановка, в которой вырос и воспитывался еп. Алексий, делала для него вполне понятными все невзгоды окружающей жизни и обусловливала сочувственное отношение ко всем, для кого требовалась его как нравственная, так и материальная поддержка. Недаром около квартиры ректора-епископа каждый день можно было видеть обездоленных судьбой, которые выходили от него подкрепленными большей частью не только нравственно, но и материально. Бедная обстановка, постоянное обращение в простой среде обусловливали другую черту в характере преосвященного – его простоту, благодаря которой каждый без всякой боязни шел в его ректорскую квартиру, твердо уверенный в том, что здесь найдет он не строгую фигуру начальника заведения, а простого скромного сослуживца, который даст совет, ободрит, поддержит и проч. Вполне естественно, что Академия под управлением Преосв. Алексия представляла из себя дружественную семью, руководительным началом жизни которой являлся не начальственный режим, а взаимное доверие. Он не положил начало чтениям – беседы, которые проводили по церквам студенты академии.
С 1905 года, еще будучи ректором Казанской Духовной Академии, епископ Алексий был избран почетным членом Казанской Духовной Академии. С этого же времени состоял пожизненным членом попечительства при Михаило-Архангельской церкви Казанской Духовной Академии для вспомоществования всем служащим и служившим в ней. Кроме этого, Преосв. Алексий был председателем Совета миссионерских курсов, председателем комитета по устройству публичных чтений при библиотеке Св. Владимира и комиссии по наблюдению за преподаванием Закона Божия в учебных заведениях г. Казани, председателем общества вспомоществования недостаточным студентам Академии, членом Казанского Губернского Комитета, Попечительства о народной трезвости и почетным членом Казанского общества трезвости и общества книгопечатников. Управлял Спасским монастырем и заведывал делами Казанского и Чистопольского мужских духовных училищ.
В марте 1905 г. епископ Алексий назначается на самостоятельную Таврическую кафедру епископом Таврическим и Симферопольским. На этом новом поприще для своей деятельности он много способствовал умиротворению края в 1905 и 1906 гг. После издания манифеста 17 октября епископ Алексий произнес проповедь, в которой предостерегал, чтобы дарованные свободы не повлекли «свободу от совести».
В ноябре 1910 г. епископ Алексий был перемещен на кафедру Псковскую, епископом Псковским и Порховским.
Ввиду того, что деятельность епископа Алексия, как епископа Псковского, не отражена нигде в той периодической литературе, которой мы пользовались при составлении настоящего каталога, то мы почерпнули сведения по интересующему нас вопросу в книге Сергия Труфанова (бывш. иеромонаха Илиодора) под названием «святой черт» или «Записки о Распутине». Свободное печатание таких книг стало возможным только тогда, когда жестокая цензура значительно ослабла под влиянием нараставшей революционной волны и вековые устои самодержавия поколебались.
В этой книге Сергей Труфанов дает резкий обличающий материал на многих преосвященных и в числе их, на епископа Алексия.
Этот материал резко отличается от характеристик, помещенных в других источниках. Епископ Алексий Псковский рисуется человеком в высшей степени корыстолюбивым и любителем мзды неправедной, за деньги давшим возможность «черным воронам-иоаннитам» свить себе в Псковской епархии прочное гнездо. Это гнездо было устроено в Воронцовском Благовещенском монастыре.
«Русский Паломник» за 1912 год, в № 25, с. 331, говоря о переводе епископа Алексия на Тобольскую кафедру, причиной перевода выставляет обнаружение иоаннитского монастыря.
Синод тщательно рассмотрел все дело Воронцовского монастыря, находящегося в каком-то далеком углу Псковской губернии и после исследования сослал Алексия в Тобольскую губернию. (Сергей Труфанов, с. 116). В этой же книге на странице 160 мы находим еще несколько слов к характеристике епископа Алексия. Автор называет епископа «безобразным по телу, а еще более по душе» и называет его «жестоким, неверующим духовным лицом».
В захолустный сибирский город Тобольск епископ Алексий был переведен в апреле 1912 г. и пробыл на Тобольской кафедре только до октября 1913 г., т.е. всего полтора года, после чего он был назначен Экзархом Грузии и возведен в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского со званием члена Святейшего Синода.
По толкованию Труфанова, будучи сослан в Тобольскую губернию, епископ Алексий сообразил, что едет в епархию, где подвизается «блаженный» старец (Распутин). Он хорошо знал все темные дела Григория, знал расположение к нему царствующего дома, и учтя все это, он на епархиальном съезде Тобольского духовенства провозгласил Распутина «Божьим человеком».
Григорий не замедлил вознаградить своего высокого защитника и через короткое время Алексий, опальный простой епископ, из захолустья получил высокое выдающееся положение.
Трудно сказать, как это было в действительности, но нам кажется, что Илиодор весьма и весьма преувеличивает ошибки епископа Алексия и передает сведения о нем в сильно искаженном виде.
Неоспорим тот факт, что епископ Алексий был удален с Псковской кафедры в Тобольск вследствие вскрытия в Пскове иоаннитов, но это вовсе не означает, что преосвященный ради корысти дал возможность развиваться иоаннитам в Воронцовском Благовещенском монастыре. Иоанниты сами по себе представляли секту, а сектанты, в большинстве случаев – люди скрытые и вполне возможно, что они не были замечены епископом Алексием именно потому, что держали свое учение в тайне.
Возможно, что епископ Алексий, как простодушный человек, принимал какие-нибудь подарки от иоаннитов, не замечая за последними худых намерений и сам не имел при этом никакой корыстной цели. А на благотворительность в целях прикрытия самих себя сектанты, как известно, очень способны.
Умозаключения Илиодора о корыстолюбии епископа Алексия не соответствуют действительности.
То же самое можно сказать и относительно утверждения Илиодора о тесной связи епископа Алексия с Распутиным. Еще неизвестно, действительно ли он назвал Распутина «Божьим старцем», а главной причиной его назначения на Карталинскую кафедру в качестве Экзарха, как нам кажется, была его преданность к «царствующему дому», которая особенно видна из его проповеди, произнесенной по случаю манифеста 1905 года.
Период, в который был назначен епископ Алексий Экзархом Грузии, был периодом революционного брожения в Грузии. Вот туда-то и нужно было, по мысли «царствующего дома», назначить такого иерарха, который отличался бы преданностью государственной власти и имел незаурядные способности. Таким то иерархом и явился епископ Алексий, который и был назначен в сане архиепископа на кафедру Карталинскую в качестве Экзарха Грузии.
Будучи епископом Тобольским, Преосв. Алексий, подобно своему предшественнику архиепископу Антонию, трудился для прославления святителя Иоанна Максимовича. Он всенародно молился, да сподобит Господь Тобольск и Россию петь не «Вечную память», а «Величаем тя, святителю отче Иоанн». Это предсказание Преосвященного Алексия через несколько лет исполнилось.
На жизнь епископа Алексия два раза делались покушения: один раз стреляли в окно его спальни, а другой раз пытались поджечь тот дом, где он остановился на ночлег во время объезда епархии.
На кафедре Экзарха Грузии архиепископ Алексий пробыл меньше года, в последнее время своей жизни он страдал болезнью почек и горловой чахоткой, которые и привели его к преждевременной смерти.
Скончался 20 мая 1914 г. Отпевание совершал Преосвященный Ереванский Пимен. Погребен на своей родине в Вятской губернии.
На всех местах своего архипастырского служения архиепископ Алексий привлекал сердца пасомых сердечностью, добротой и простотой обращения, истовым служением, неустанной проповедью слова Божия, которою сопровождал почти каждое свое служение и, наконец, заботливостью о воспитании в духе Православной Церкви подрастающих поколений. Особенная его внимательность и самая нежная заботливость и отеческая попечительность направлены были на духовно-учебные заведения. Отношения его к духовенству были всегда в полном смысле слова пастырские. Справедливость и настойчивость соединялись в этих отношениях с пастырской любовью и милосердием. Во всех своих отношениях к подчиненному духовенству архиепископ Алексий проявлял ясное и верное понимание всех сторон жизни духовенства и уменье выбирать и отличать работоспособных людей. За время своего архипастырского служения архиепископ Алексий дважды в 1908 и 1913 годах вызывался в С.-Петербург для участия в делах высшего церковного управления.
Среди трудов и забот сначала по управлению Академией, а затем по управлению епархиями, Преосвященный Алексий находил время и для своих ученых занятий, печатая статьи по разным богословским вопросам в «Православном Собеседнике», в «Известиях по Казанской епархии», в «Руководстве для сельских пастырей», в журнале «Деятель» и др.
Труды:
«Св. Киприан Карфагенский и его учение о Церкви». (Магистерская диссертация). Казань 1888 г., НЭС т. II, с. 11, «Прав. Собес.» 1888 г., февраль-декабрь.
О необходимости религиозного знания. «Прав. Собес.» 1888, ноябрь, с. 385–396.
Слово на день Архистратига Божия Михаила и прочих сил бесплотных. «Изв. Казан. епарх.» 1888, № 24, с. 557–564.
Поучение в Неделю Крестопоклонную. «Изв. Казан. епарх.» 1889, № 7, с. 144–148.
Слово на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. «Изв. Казан. епарх.» 1889, № 9, с. 211–218.
Значение христианского храма в деле воспитания и образования юношества. Казань, 1891, НЭС, т. II, с. 11 (Казань, 1891).
Поучение на 6 декабря перед кружечным сбором пожертвований в пользу школ. «Изв. Казан. епарх.» 1892, № 22, с. 650–654.
Христианский взгляд на бедствия и несчастия жизни. Казань, 1891.
Возможен ли истинно-христианский прогресс вне церкви. Казань, 1893, НЭС, т. II, с. 11.
Слово в Неделю Православия о прогрессе веры. «Изв. Казан. епарх.» 1893, № 4, с. 147–154.
Слово, сказанное 19 октября 1899 г. Нравственные условия материального благосостояния людей. «Изв. Казан. епарх.» 1899, № 23, с. 1029–1033.
Сила пастырского влияния. «Православный собеседник» 1900, декабрь, с. 596–598.
Мысли и думы о прощании с XIX веком. Поучение, сказанное 31 декабря 1900 г. за литургией в Спасском монастыре. «Прав. Собес.» 1901, январь, с. 1.
Увещание по поводу бывших студенческих волнений и беспорядков. «Прав. Собес.» 1901, май, с. 623–629.
Приветствие студентам по случаю начала нового учебного года. «Прав. Собес.» 1901, октябрь, с. 582–585.
Речь, сказанная 8 января 1902 г. дворянам Казанской губернии перед дворянскими выборами. «Прав. Собес.» 1902, февраль, с. 236–240.
Задачи питомцев духовной школы. Из поучения, сказанного 27 января 1902 г. в церкви Казанской духовной семинарии. «Изв. Казан. епарх.» 1902, № 4, с. 149–153 (Казань, 1902).
Поучение на день Рождество Господа нашего Иисуса Христа. «Изв. Казан. епарх.» 1902, № 1, с. 4–9.
Речь при пострижении в монашество Арсения Смоленца. «Прав. Собес.» 1902, апрель, с. 602.
Речь при прощании с почившим профессором Волковым. «Прав. Собес.» 1902, май, с. 728–729.
Поучение, сказанное в кафедральном соборе по случаю сбора пожертвований на казанских погорельцев 16 июня 1902 г. «Изв. Казан. епарх.» 1902, № 13, с. 587–589.
Крещение черемис-язычников в селе Мушерни Казанской епарх. «Изв. Казан. епарх.» 1902, № 16, с. 726–733.
Речь, сказанная перед собранием народных учителей и учительниц Казанского и Царево-Кокшайского уездов 29 августа 1902 г. «Изв. Казан. епарх.» 1902, № 18, с. 808–811.
Поучение, сказанное 15 сентября 1902 г. в 4-х классном городском училище перед началом занятий в мужской воскресной школе. «Изв. Казан. епарх.» 1902, № 19, с. 852–853.
Надгробная речь при отпевании Петра Михайловича Украинского. «Изв. Казан. епарх.» 1903, № 1, с. 25–26.
Св. Киприан Карфагенский как поборник учения о единстве Церкви. // «Православный собеседник». 1903. № 3.
Поучение, сказанное в Казанском кафедральном соборе 4 февраля 1903 г. в день 35-летия священства Высокопреосвященнейшего Архиепископа Казанского Арсения. «Изв. Казан. Епарх.» 1903, № 4, с. 114–118.
Поучение, сказанное Преосв. Алексием при освящении храма в окружной лечебнице. «Изв. Казан. епарх.» 1903, № 5, с. 170–172.
Речь перед защитой диссертации: «св. Киприан Карфагенский и его учение о Церкви». «Изв. Казан. епарх.» 1903, № 5, с. 339–354.
Приветственная речь новоприбывшему архиепископу Димитрию. «Изв. Казан. епарх.» 1903, № 6, с. 198–199.
Речь над могилою Павла Ивановича Ложкина. «Изв. Казан. епарх.» 1903, № 9, с. 357–359.
О новом пути. Речь на молебне перед началом занятий в Казанской духовной академии в 1903/1904 учебной году. «Изв. Казан. епарх.» 1903, № 20, с. 605–612. «Прав. Собес.» 1905, январь, с. 205.
Речь к окончившим курс студентам академии. Сказана при прощании со студентами 44 курса Казанской академии 1 мая 1903 г. «Изв. Казан. епарх.» 1903, № 24, с. 837–839.
Жизнь без Бога: Публичное богословское чтение. Казань, 1903.
Первозванные кандидаты священства. Казань, 1904. «Изв. Казан. епарх.» 1904, № 17, с. 544–557. «Православный собеседник» 1905, июль-август, с. 11.
Слово при проводах сестер милосердия на Дальний Восток. «Изв. Казан. епарх.» 1904, № 7, с. 196–198.
Речь новопосвященному архимандриту Феодору (Поздеевскому). «Изв. Казан. епарх.» 1904, № 9, с. 295–297.
Речь при прощании с преосв. Иоанном еп. Полтавским и Переяславским. «Изв. Казан. епарх.» 1904, № 9, с. 297–299.
Речь, сказанная 25 февраля на молебне по случаю открытия земской школы сестер милосердия и сиделок. «Изв. Казан. епарх.» 1904, № 10, с. 324–325.
Слово, сказанное в Казанском кафедральном соборе 4 апреля, в Неделю Антипасхии, после панихиды по вице-адмиралу С.О. Макарове. «Изв. Казан. епарх.» 1904, № 15, с. 455–456.
Речь, сказанная 23 мая 1904 г. в Казанском Епархиальном женском училище к окончившим курс учения. «Изв. Казан. епарх.» 1904, № 21, с. 665–667.
Речь, сказанная слушателям Казанских Миссионерских курсов после молебна перед началом занятий. «Изв. Казан. епарх.» 1904, № 37, с. 1254–1261.
Речь, сказанная при открытии в г. Казани Речного училища 22 октября 1904 г. «Изв. Казан. епарх.» 1904, № 42, с. 1422–1425.
К вопросу об упадке церковной проповеди. «Изв. Казан. епарх.» 1904, № 47, с. 1565–1570.
Высота и важность пасторского служения. «Изв. Казан. епарх.» 1904, № 48, с. 1597–1604.
Христианский пастырь у вифлеемских яслей. // «Православный собеседник». 1905, янв., с. 18.
Церковно-библейский образ женщины-христианки и действительность. Казань, 1904 год. «Прав. Собес.» 1905, январь, с. 205. «Изв. Казан. епарх.» 1904, № 4, с. 103–110.
Слабое ли существо женщина. «Прав. Собес.» 1905, июль-август, с. 42. (Казань, 1904.).
Современные отцы и дети. // «Православный собеседник». 1905, июль-авг., с. 41.
Память смертная. Из получения, сказанного во Владимирском соборе 7-го февраля 1904 г. «Изв. Казан. епарх.» 1904, № 8, с. 233–236. «Прав. Собес.» 1905, июль-август, с. 41.
Бесплодная смоковница. Из поучения, сказанного в полночь на 1904 новый год. «Изв. Казан. епарх.» 1904, № 2, с. 31–33. «Прав. Собес.» 1905, июль-август, с. 41.
Безблагодатная жизнь. Из поучения на день Богоявления. «Изв. Казан. епарх.» 1904, № 7, с. 208–212. «Прав. Собес.» 1905, июль-август, с. 41.
Поучение, сказанное в Бердянском соборе 6 декабря 1907 г. в день освящения и открытия памятника гос. императору Александру II. «Приб. к «ЦВ» 1907, № 51–52, с. 2291–2294.
Поучение Преосвященного Таврического Алексия. «Приб. к «ЦВ» 1907, № 51–52, с. 2291–2294.
Поучение, произнесенное 30 января в храме Псковской Духовной семинарии. «Приб. к «ЦВ» 1911, № 10, с. 411.
Поучение, произнесенное 26 мая 1911 г. в Святогорском монастыре пред панихидой по А. С. Пушкине, в день открытия Пушкинской колонии. «Приб. к «ЦВ» 1911, № 25, с. 1055.
Речь, произнесенная окончившим курс учения воспитанникам Псковской Духовной семинарии 15 июня 1911 г. «Приб. к «ЦВ» 1911, № 28, с. 1199.
Тайна преподобной жизни. «Приб. к «ЦВ» 1911, № 51–52, с. 2234.
Слово, сказанное в день 100-летнего юбилея Отечественной войны 26 августа 1912 г. «Приб. к «ЦВ» 1912, № 35, с. 1385.
Слово над гробом почившего Экзарха Грузии архп. Иннокентия. «Приб. к «ЦВ» 1913, № 39, с. 1765. «Прав. Собес.» 1918, с. 447–449.
Публичные богословские чтения. Тобольск, 1912 (1913?).
Хула на Духа Святого. «Православный собеседник» 1913, апрель, с. 535–549.
Сын Божий и Церковь Христова. «Православный собеседник» 1913, октябрь, с. 450–459.
О нравственных условиях научного образования. // Прибавления к «Церковным ведомостям». 1914. № 11, с. 577.
Антихрист. Москва, 1914 год.
Лекции: О значении доброй нравственности в жизни человека и нравственном законе.
О целомудрии.
О необходимости и важности религиозно-нравственных публичных чтений.
Простой ответ на вопрос, почему священнику не следует бывать на театральных представлениях. // «Руководство для сельских пастырей».
Прощальная речь к окончившим курс воспитанникам Казанской духовной семинарии в 1900 г. Казань, 1900.
Свидетельство о лице Иисуса Христа. // «Русский паломник». 1914. № 2.
Приготовление к миссионерству.
Отчего душа болит. Симферополь, 1905.
Послание пастырям Таврической епархии. Симферополь, 1905.
Отзывы его:
Отзыв епископа Алексия и профессоров Гусева, Терновского и Царевского о сочинениях заслуженного профессора протоиерея Ефимия Малова. «Прав. Собес.» 1904, июнь, с. 1, приложение 4-е.
Литература:
«Церк. Вед.» 1900, № 33, с. 302, 1905, № 14, с. 100, 1908, № 38, с. 291, 1910, № 46, с. 427, 1912, № 17, с. 101, 1913, № 41, с. 485.
«Приб. к «ЦВ» 1900, № 40, с. 1609–1611, 1905, № 14, с. 609, 1907, № 51–52, с. 2291–2294, 1912, № 17, с. 716, 1913, № 41, с. 1861, 1914, № 21, с. 972.
«Богосл. Вестн.» 1910, февраль.
«Прав. Собес.» 1900, сентябрь, с. 296, 1900, октябрь, с.437–455, 1900, декабрь, с. 596–598, 1901, январь, с. 1, 1901, март, с. 377–380, 1901, апрель, с. 603, 1901, май, с. 623–629, 1901, октябрь, с. 582–585, 1902, февраль, с. 236–240, 1902, март, с. 81, 1905, январь, с. 18, 205, 1905, май, с. 121–125, 169, 728–729, 1905, июль-август, с. 37, 41, 42, 1907, январь, с. 8, 1907, октябрь, с. 62, 68, 1909, март, с. 1, 1913, апрель, с. 535–549, 1913, октябрь, с. 447–449, 450–459, 1913, декабрь, с. 835, 1914, февраль, 1914, июль-август, с. 150, 1914, ноябрь, с. 8, 12–13.
«Русск. Паломн.» 1912, № 25, с. 381, 1913, № 43, с. 687, 1914, № 27, с. 432, 436, 1916, № 37, с. 514.
«Церк. Вестн.» 1908, № 12, с. 874.
«Симбирск. епарх. Вед.» 1900, № 18, с. 331.
Булгаков, с. 1401, 1410, 1414.
БЭС т. I, стб. 121, т. II, стб. 1936, 2168.
БЭЛ т. VII, стб. 728.
НЭС т. II, стб. 11.
НЭС т. XXVII, стб. 7 и дополн. т., с. 79.
«Изв. Каз. епарх.» 1888, № 21, с. 449, 1899, № , с. 804, 1900, с. 773–788, 1902, № 9, с. 386, 1902, № 22, с. 1006–1016, 1903, № 2, с. 138, 1903, № 17, с. 3, 1903, № 4, с. 294, 1905, № 17, с. 473, 1908, отчет попечительства 1907, с. 4, 1910, № 7–8, с. 22, 1912, № 16, с. 523, 1912, № 17, с. 558, 1913, № 39, с. 1166–1168, 1914, № 21, с. 629.
«Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1903 г., с. 46, 1905 г., с. 68, 1906 г., с. 186, 1910 г., с. 178.
«Русск. Инок.» 1911, вып. 45–46, с. 79–80.
«Красный архив» 1928, т.26, с. 12.
Заметки и дополнения Е. М. № 17.
Мануил, архиеп. Каталог Русских архиереев. Ч. 1. Чебоксары, 1959. с. 113–115.