Азбука веры Православная библиотека протоиерей Алексий Сперанский Сказание о чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери, находящейся в Исаакиевском кафедральном соборе

Сказание о чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери, находящейся в Исаакиевском кафедральном соборе

Источник

Содержание

I. Явление Тихвинской иконы Божия Матери II. Чудотворная Тихвинская икона Богоматери в Исаакиевском Кафедральном Соборе  

 

Благодати Твоея новое знамение дати восхотев, Петрову граду источник чудес отверзла ecu, Богомати, в иконе Твоей, да верующии вразумляются, труждающиися и скорбящии обретают готовое прибежище и заступление и прославляют Бога, даровавшего таковая (12 Кондак Акафиста).

Величественный и знаменитый по своему богатству и благолепию Исаакиевский Кафедральный Собор пресветло красуется, яко зарею солнечною, чудотворною иконою Владычицы Богородицы. С пришествием в сей храм Святой Иконы, в нем открылся неистощимый источник исцелений и небесных утешений для всех с верою прибегающих к Заступнице Усердной.

Пресвятая Богородица воистину неусыпающая в молитвах о роде христианском. Она, еще, будучи на земле, молилась за людей и по успении Своем предстоит престолу Всевышнего, изливая на род христианский бесчисленные благодеяния. Христиане с первых времен поручали себя покрову Матери Господа. Особенный покров Царицы Небесной распростерт над нашим отечеством, с самого начала его исторического бытия, Она, Небесная Заступница, дарует обильные целебные благодеяния, источает неоскудную благодать от неистощимого источника святых икон Ее. По особенной благодати Божией Россия получила множество чудотворных икон, которыми укрепляется вера русских в предстательство Богоматери. В каждом городе, во многих селениях, в многочисленных храмах Руси православной находятся чудотворные иконы Владычицы. Бесконечное разнообразие чудотворных икон Пресвятой Богородицы есть памятник бесчисленных Ее благодеяний к роду человеческому.

Дивную картину для благоговейного взора представляют самые явления чудотворных икон, великое утешение проливают сказания о бесчисленных чудесах, явленных от икон Богоматери. «Чудотворность является в иконах, – говорит знаменитый Святитель нашей церкви Филарет, – или ради молитв и совершенной веры избранных Богом, чтобы утешить и наградить их благотворными чудодействиями, или по вере некоторых человек начинающейся, чтобы ее подкрепить, или наконец по вере только предусматриваемой, чтобы ее возбудить, и расположенных на добро – к добру подвигнуть, а грешных привести к покаянию, исправлению и спасению. Молитва веры есть духовная сила, привлекающая благодатную и чудодейственную силу». Но вера, привлекая чудо, и сама возвышается чудом. Сказания о чудотворных иконах Богоматери в России укрепляют веру в необоримую Заступницу земли Русской, расширяют любовь к Ней, поддерживают упование на Ее заступление пред Богом.

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице.

Находящаяся в Исаакиевском Соборе чудотворная икона Богоматери, именуемая Тихвинскою, представляет собою точный список с первоначальной, чудесно явленной, находящейся в г. Тихвине. По неисповедимым путям Провидения Божия, часто и списки с чудотворных икон Сияют Божественным светом чудес и исцелений, как светильники, зажженные от первой свещи.

Скажем прежде о дивном явлении первоначальной Тихвинской иконы Богоматери, а потом о происхождении нашей Иконы и о чудотворениях, совершившихся от нее.

I. Явление Тихвинской иконы Божия Матери

Странно чудо явления образа Твоего, Владычице, и несказанно (Стихир. на мал. веч.).

Как солнце пресветлое воссияла над северными пределами земли Русской икона Богоматери, именуемая Тихвинскою. Как любящая Мать, Царица Небесная посещала сею иконою земнородных чад своих, освящая воздух Своим шествием, благословляя грады и веси земли Русской. Это дивное явление иконы было в 1383 г., при державе великого князя Димитрия Иоанновича Донского.

На великом Ладожском озере рыбаки закидывали свои сети. Вдруг осиял их необычный лучезарный свет. Взглянув к небу, они увидели, что над водою по воздуху шла икона Богоматери с Предвечным Богомладенцем на левой руке Ее. Икону со всех сторон обливал свет, подобный солнечному сиянию. Рыбаки бросили свое занятие и с удивлением и радостью смотрели вслед иконы, желая видеть: куда она идет и где остановится? Но икона сокрылась от очей их и явилась за 30 верст от озера, на месте Смольнове. Здесь поставили для нее часовню; многие болящие получили от нее исцеление, но скоро святая икона невидимо скрылась оттуда. Ее увидели версты за две от Смольнова, близ села Вымочениц: она и здесь стояла на воздухе и сияла неизреченным светом. Со всего села стеклись жители и усердно молились Царице Небесной. Икона спустилась на землю, народ с благоговением поклонялся ей, многие получили от нее исцеления. Скоро тут поставили часовню, а потом и церковь, но святая икона не долго оставалась в новом храме. Она преславно явилась за 19 верст от Вымочениц над горою Куковой, осенила cиe место своим прехождением и остановилась за версту оттуда, на месте Кожела, за 20 верст от Тихвина. По молитвам жителей святая икона ниспустилась на землю; тотчас же для нее построили часовню, а вскоре и храм; но и здесь пребывание иконы было краткое. Вскоре, как легкое облако, носимая по воздуху невидимою силою, она явилась на горе близ г. Тихвина. Стеклось множество народа, из соседних сел прибыли священники со святыми крестами и иконами и вместе с народом взывали к иконе Богородицы: «Пириди к нам, Царице! Прииди к нам, Владычице! Призри на нас, недостойных рабов Твоих, посети нас свыше и светозарным Твоим пришествием просвети нас, омраченных грехами!..»

Так молились они, и святая икона сошла с высоты воздушной к ним на руки; с благоговейною любовью они лобызали ее, а Матерь Божия изливала на них чудеса своего милосердия. Немедленно было положено основание храма на месте дивного явления иконы: стали рубить лес и в тот же день срубили три венца. На ночь была поставлена стража у святой иконы и все разошлись по домам. Всю ночь не спали стражи, но к утру заснули крепким сном, а когда проснулись, то увидели, что нет ни иконы, ни начатого сруба. Собрался народ и, в скорби сердечной о потери такого бесценного сокровища, рыдал и взывал к Богу: О, Владыко Человеколюбче, яви нам снова Божественный дар Твой! О, Владычице, милосердая Матерь! Куда Ты удалилась от нас, недостойных рабов Твоих? Вчера Своим пришествием Ты исполнила нас радости, а ныне удалением повергла нас в горькие слезы... Явись нам паки, Свет наш, обрати печаль нашу в радость! Не скрывай от нас бесценного сокровища, которым мы надеялись обогатить нищету нашу... С плачем и рыданиями разошлись все по горе и по всей соседней роще, ища желанное сокровище и по воздуху и по земле... Вдруг приметили свет к востоку, за рекой Тихвинкой, среди болотной пустыни, версты за две от горы. Пришли на то место, облитое светом, увидели святую икону, начатый сруб, все деревья приготовленный для постройки храма и даже малые щепы – все в целости, будто перенесено сюда самое место из-за реки... Святая икона стоит в срубе, среди восточной стены его, ничем не прикрепленная и сияет пресветлыми лучами. Со слезами радости народ припал к чудной иконе и благодарным сердцем взывал: «Слава Тебе, Христе Боже! Слава Тебе, Мати Божия: Ты не оставила нас; не оставь же нас и до конца!».

На том месте, где окончательно остановилась святая икона, был устроен (начатый прежде) деревянный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. Храм этот три раза был истребляем пожаром, но святая икона осталась невредимою. После третьего пожара князь Василий Иоаннович повелел построить каменную церковь. Церковь была построена, как вдруг обрушились своды и завалили 20 человек рабочих. Все считали их погибшими, но когда спустя три дня разметали камни, то нашли всех их живыми, по милости Царицы Небесной. В 1560 г., по повелению царя Ивана Васильевича Грозного, при храме Успения Пресвятой Богородицы, был устроен общежительный мужской монастырь.

Великие чудеса совершались от новоявленной иконы Богоматери: недужные получали исцеление, слепые прозрение, бесноватые освобождались, многие и в далеких краях призывавшие Заступницу Усердную получали избавление от бед и напастей.

Одним из славных и великих чудес Богоматери чрез Ее святую икону было защищение Тихвинской обители от шведов. В тяжкую для Русской земли годину междуцарствия, когда поляки и литовцы уже завладели Москвою, шведы захватили северные города Новгород и Тихвин. Отряд шведских войск уже занял (1613 г.) обитель Тихвинскую, но, при помощи Царицы Небесной, она была очищена от врагов. Чтобы отомстить обители за изгнание, шведский военачальник Делагарди двинул на Тихвин свои полки и приказал разрушить обитель до основания. Окрестные жители в ужасе бежали в монастырь и там вместе с иноками и воинами затворились в надежде на заступление Царицы Небесной. Шведские войска уже окружили обитель. Все были объяты ужасом: одни монахи с воинами бились с врагами на стенах, а другие с народом в церкви усердно молились пред чудотворною иконою. Во время этой осады одной благочестивой женщине Марии, за два года пред тем получившей прозрение от чудотворной иконы, явилась Пресвятая Дева и сказала: «Объяви всем находящимся в обители, да возьмут мою икону, обойдут по стенам вокруг и узрят милость Божию». Тогда радостью и упованием наполнились сердца осажденных. Чудотворная икона с молебным пением была обнесена по монастырским стенам; шведы внезапно были объяты страхом и, никем не гонимые, бежали от обители.

Злоба врагов не ослабевала и они вскоре еще с большими войсками окружили монастырь. У православных одна была сила, одна и надежда: все со слезами припадали к чудотворной иконе и умоляли Владычицу умилосердиться над ними. В монастыре в то время находился благочестивый Мартиниан, послушник Соловецкого монастыря.

В ночном видении ему явилась Матерь Божия с преподобными Варлаамом Хутынским и Зосимою Соловецким и объявила, что это святое место близко к погибели от греховных нечистот, оскверняющих его. Богобоязненный Мартиниан поведал в обители видение свое. Нераскаянные злодеи были изгнаны из монастыря, притвор церковный очищен и все со слезами умоляли Господа и Его Пречистую Матерь, да не предадут людей Своих в руки врагов. Милосердый Господь, предстательством Пречистой Матери Своей, претворил праведный гнев Свой на милость и осажденные победили врагов.

Но шведы не хотели умиротвориться, и чтобы отомстить за поражение свое, они с усиленными отрядами еще теснее обложили обитель и начали копать тайные рвы под врата и стены. 13 сентября, после нового явления Божией Матери Мартиниану и еще другому благочестивому человеку, Григорию, Господь поразил врагов страшным чудом: они увидали многочисленные полки, шедшие к обители из Москвы и сильно испугались, но надежда на подземные подкопы удержала их от бегства. Осажденные, укрепившись надеждою на небесную помощь, устремились на врагов. Шведов внезапно объял такой страх, что они побежали в беспорядке, поражая друг друга. Пленные шведы рассказывали, что все они видели многочисленное войско, выходившее из монастыря для нападения на них. Эти славные победы дарованы Богоматерью в ночь 14 сентября 1614 года.

Чрез год шведский полководец, в страшной злобе на Тихвинскую обитель, послал многочисленное войско с приказанием разорить монастырь до основания, чудотворную икону разрубить на части и церковь ее разметать по полю. Защитники монастыря испугались и даже хотели с чудотворною иконою удалиться к Москве, но все усилия вынести икону из монастыря были бесплодны: икона оставалась неподвижною. Тогда защитники, возложив упование на помощь Царицы Небесной, затворились в обители и ожидали нападения. Скорая Помощница не допустила врагов до обители. Шведы были поражены новым чудом: им показалось, что неисчислимое вооруженное воинство стремилось на них и они в страхе и смятении бросились бежать от монастыря. Православные воины с вождями и народом прославили Матерь Божию за невидимую и всесильную помощь. С тех пор враги не осмеливались более нападать на обитель. После такой чудесной победы в Тихвинский монастырь прибыли царские послы, пали пред иконою Богоматери, называя Ее Заступницею Русской земли, сняли список с чудотворной иконы и пред ним заключили мир со шведами в деревни Столбове, недалеко от Ладоги, 17 февраля 1617 года. Оттуда послы с тою же иконою отправились на принятие из рук врагов Новгорода, бывшего семь лет во власти врагов. С благодарными слезами весь Новгород встречал Небесную Защитницу. В память чудесного явления Тихвинской иконы и одоления врагов предстательством Богоматери установлен церковно праздник в честь Тихвинской иконы 26 июня.

Откуда же пришла святая икона Богоматери в пределы Новгородские? Древнее предание говорит, что эта икона пребывала в Цареграде и за 70 лет до падения Константинополя явилась в пределах Новгородских. Основанием этому преданию послужило следующее повествование. Когда чудотворная икона прославилась в Тихвине, в то время некоторые новгородские купцы были в Цареграде и беседовали с Патриархом. Патриарх, между прочим, спросил: «Нет-ли в России слухов о чудотворной иконе Богородицы, бывшей в Цареграде и скрывшейся неизвестно куда?». Купцы рассказали ему об иконе Тихвинской, и Патриарх, соображая это явление со временем исчезновения, решил, что это должна быть их икона. По его словам, икона несколько раз скрывалась из Цареграда и опять являлась на своем месте: «ныне же за гордость нашу и неправды она совсем оставила нас». Он водил купцов во храм и показал место и киоту, где стояла икона. Купцы, по возвращении в Россию, рассказали о сем, и тогда Тихвинскую икону, по образцу Константинопольскому, поставили у первого столба на правой руке от входа.

Тихвинский храм никогда не бывает без поклонников. Если храм заперт, то богомольцы чрез открытое окно видят чудотворный образ и воссылают молитвы к Царице Небесной.

II. Чудотворная Тихвинская икона Богоматери в Исаакиевском Кафедральном Соборе

Чудотворная икона Богоматери, чудесно явленная в пределах Новгородских и невидимо силами небесными с места на место переносимая, сделалась рассадником многих церквей и монастырей. С течением времени с сей иконы снимали точные изображения, из коих некоторые, по милости Божией, сделались чудотворными. В самый год освящения Исаакиевского Собора (1858 г.) прославилась чудотворениями Тихвинская икона Божией Матери, находящаяся в сем Соборе.

Сия святая икона была родовою в семействе Ивановых, живших в 50-х годах по 2-й улицe Песков, в собственном доме. По смерти болезненного брата, сестра Иванова продала свой дом и наняла маленькую комнатку у бондаря М. Фролова, жившего по соседству. Пред своею смертью девица Иванова поручила напутствовавшему ее приходскому священнику взять в церковь находящуюся у нее икону Тихвинской Божией Матери, уверяя, что эта икона издавна принадлежала роду их, что она древняя и чудотворная. Так как законного акта на передачу святой иконы в церковь по смерти Ивановой не оказалось, то ее имущество вместе со святою иконою осталось у бондаря Фролова. Вскоре бондарь занял квартирку в небольшом деревянном домике купеческого сына Ершова, по 3-й улиц Песков. По расстроенным обстоятельствам бондарь Ф. задолжал за квартиру Ершову и хозяин, будучи сам бедным, принужден был отказать ему от квартиры. Не имея денег на переезд с квартиры, жена бондаря, Ксения Ф., обратилась к тетке хозяина, Марии Денисовой Востоковой, квартировавшей в том же доме на чердаке, с просьбой одолжить ей 3 рубля на переезд и при этом предложила принести ей икону Тихвинской Божией Матери, величина которой (1 арш. 2 вер. длины и 14 верш. шир.) стесняла их при частых переездах. У Востоковой было денег только 2 рубля, но желая помочь ближнему, 3-й она сама заняла у знакомых и дала 3 рубля жене бондаря. Обрадованная помощью К., Ф-ва принесла икону в квартиру Востоковой, поставила на стол и сказала: «Ну, слава Богу, что икона досталась тебе! По крайней мере, я знаю, что она будет в подобающей чистоте!..»1.

Востокова неоднократно напоминала бондарю об уплате долга, но всегда слышала один ответ: «пусть образ останется у тебя, а нам выкупить его нечем». Сделавшись владетельницею иконы, Востокова озаботилась обновить ее, так как доска была покороблена и во всю икону показалась от течи и сырости трещина2. В Страстную Субботу Востокова приняла от иконописца образ в обновленном виде и после церковного освящения поставила его на столе в своей квартире.

Мария Денисова, по своей бедности, ходила по временам обедать в странноприимный дом у Знаменского моста. Здесь она однажды встретила сборщика из Рязанской губернии, который говорил, что в их селе сгорела церковь со всею утварью и иконами. М. В., тронутая таким бедствием прихожан, предложила сборщику взять у нее икону Тихвинской Божией Матери. В то же время к племяннице Востоковой, М. Ершовой, пришла неизвестная женщина и, вручая ей 6 рублей, сказала, «отдай деньги своей тетке; да скажи, чтобы своей иконы не отсылала, а купила бы для посылки в меру ее другую такую же икону». Мария пошла в лавку. С нее запросили за икону 15 руб., а она предложила только 6 и при этом подумала: «если не отдадут за эти деньги, я пошлю свою икону». Но купец тотчас же согласился взять 6 рублей, и Мария отправила эту икону к сборщику.

Первое знамение благодати Божией от святой иконы совершилось над двухлетним сыном Ершовых Анатолием, расслабленным от рождения (он не мог ни ходить, ни сидеть) и страдавшем припадками английской болезни. По молитвам матери пред сею святою иконою, малютка, не получавший никакой пользы от врачебной помощи, начал ходить и сделался совершенно здоровым (3 июля 1858 г.).

3 сентября, совершенно неожиданно, в убогую комнатку Востоковой пришла неизвестная ей женщина и, помолившись Царице Небесной, дала Востоковой 6 рублей со словами: «купи ты киот для святой иконы, а что останется – употреби на масло». – «Как тебя зовут?» спросила Востокова. – «Господь знает, как меня зовут?» отвечала незнакомка, – «а ты исправь, что тебе велено». Мария В. подумала, что это кто-нибудь из знакомых, не желая быть узнанным, послал ей деньги с неизвестным лицом, – купила на рынке киоту за 4 рубля, а на остальные лампаду и масло. В праздник Рождества Пресвятой Богородицы (8 сент. 1858 г.) впервые затеплилась неугасимая лампада пред святою иконою.

С тех пор, неизвестно как, по всему Петербургу разнесся слух о пребывании у М. Востоковой чудотворной иконы. Разные лица стали посещать ее убогую квартиру для поклонения Святой Иконе. Постоянное стечение богомольцев с каждым днем увеличивалось от чудесных исцелений, совершавшихся нередко после молитвы пред святою иконою.

Генеральша Б., двухлетняя внучка которой, дочь кн. Ш. Ш., не ходила, узнав чрез монахиню П. об исцелении мальчика Ершовых, поручила передать Востоковой денег на масло пред чудотворным образом. Когда В. зажгла пред святою иконою масло, приобретенное на деньги Б., в тот же день и час внучка Б. начала ходить. Родители ее, убедившись в исцелении дитяти чрез Тихвинскую икону Божией Матери, прибыли в квартиру Востоковой, совершили благодарственное моление Царице Небесной и поведали о совершившемся исцелении дитяти.

Крестьянка Ярославской губернии, Ростовского уезда, села Воронина, Феоктиста Матвеева, с 1841 г. (38 лет от рождения) была одержима беснованием: в храме Божием делались с нею припадки, дома она кричала, рвала на себе волосы и платье, кусала руки свои; такое состояние повторялось раза три в месяц и продолжалось 2–7 суток. В 1857 г. М. приехала в Петербург к мужу своему, который служил приказчиком. Матвеева боялась ходить в церковь, потому что припадки с нею повторялись. Узнав о чудотворениях от иконы Божией Матери, находящейся у М. Востоковой, Матвеева пошла вместе с Е. Гогиной помолиться. Во время молитвы Матвеева лишилась чувств и лицо ее почернело. Придя в себя, М. снова со слезами стала молиться Царице Небесной, приложилась к святой иконе и получила совершенное исцеление.

Вдова С.-Петерб. мещанина Екатерина Васильева Гогина, 65 лет, страдала сильною головною болью, от которой не имела покоя ни днем, ни ночью. Усердно, помолившись пред иконою Тихвинской Божией Матери, она помазала голову маслом из теплившейся пред иконою лампады; боль тотчас прекратилась и не возобновлялась.

В том же 1858 г., за несколько дней пред праздником Рождества Христова, пришла к М. Востоковой другая, неизвестная ей, женщина и вручила ей 25 рублей на венец Божией Матери. Вскоре – третья принесла 100 рублей. Востокова стала было отказываться от денег, но пришедшая незнакомка сказала: «мне в сонном видении велено отдать эти деньги на ризу к иконе Тихвинской Божией Матери, находящейся у Востоковой». Много неизвестных лиц разных сословий и обоего пола приходили в квартиру Востоковой, жертвовали деньги на масло и свечи к чудотворной иконе, и сами брали масло из ее лампады, а некоторые рассказывали о чудотворениях.

Особенно с первой недели Великого Поста 1859 г. усилилось стечение богомольцев. Приезжающих и приходящих с утра до вечера было так много, что иной раз трудно было подойти к воротам дома Ершова. Опасались даже, как бы не упала лестница на чердак в квартиру Востоковой, да и как бы самая квартира по ветхости здания не осела вниз, – но ничего подобного не было... 27 февраля на чудотворную икону была возложена богатая серебряная вызолоченная риза, стоимостью около 1.000 руб. (вес. 11 ф. и 6 зол.), устроены к ней серебряная лампада и резная вызолоченная киота; все это – на добровольные приношения богомольцев.

Видя большое стечение народа, Востокова просила приходское духовенство перенести святую икону в Христо-Рождественскую церковь. По распоряжение почившего преосвященного Митрополита Григория, 2 марта 1859 года, после вечерни, святая икона была перенесена в церковь местным благочинным, протоиереем Ф. Сперанским с приходским причтом, при многочисленном стечении народа, причем некоторые недужные получили исцеление. В числе других была мещанская вдова Ирина Васильева Канарейкина, страдавшая беснованием с выхода в замужество. Она почувствовала в себе непреодолимое желание поклониться чудотворной иконе и вошла в дом Востоковой вместе с прибывшим для перенесения святой иконы духовенством. Лишь только К. воззрела на лик Богоматери, с нею сделался сильный болезненный припадок. Поспешно бросилась она к двери и была отброшена сверху мезонина в толпу народа с криком. Долгое время Канарейкина оставалась в бесчувственном положении, потом, пришедши в себя, она не могла говорить от чрезвычайной слабости. Пробравшись в Христо-Рождественскую церковь, она, в числе последних богомольцев, около 10 часов вечера, при помощи служителей, приложилась к святой иконе и возвратилась домой совершенно здоровою.

В 10 час. вечера того же дня святая икона была взята в Александро-Невскую лавру, а 5-го марта, по распоряжению того же Митрополита Григория и, без сомнения, по милостивому соизволению Царицы Небесной, она была перевезена в новоосвященный Исаакиевский кафедральный собор и поставлена на аналогии, за правым клиросом. Стечение народа, по перенесении чудотворной иконы Богоматери в собор, сделалось чрезвычайным на продолжительное время. Не только в часы богослужений, но во всякое время дня до глубокого вечера храм ни на минуту не оставался без богомольцев пред чудотворною иконою Тихвинской Божией Матери. Молебные пения – то просительные, то благодарственные – совершались непрерывною чредою, при многочисленном собрании верующих.

Усердие богомольцев выражалось и денежными приношениями. В мае 1861 г. на икону Богоматери возложена золотая риза, украшенная драгоценными камнями. Внизу ризы значится следующая надпись: «Златая риза на икону Тихвинской Богоматери устроена в царствование Благочестивейшего Государя Императора Александра Николаевича, при Митрополите Новгородском и С.-Петербургском Исидоре, усердным приношением Боголюбивых дателей, тщанием соборного причта и старосты Г. И. Руадзе, трудами же художника Ф. Верховцева, 1860 г. декабря 22 дня. Золота 84-й пробы 30 ф. 39 золотников».

Мера иконы совершенно одинаковая с подлинною в г. Тихвине, т. е. 1 арш. 2 вер. длины и 14 вер. ширины.

В 1863 году, на Страстной Седмице, чудотворная икона поставлена на юго-восточной стороне храма, против проповеднической кафедры, в великолепном бронзовом вызолоченном киоте, стоющем 8.725 р. Пред иконою в 1875 г. поставлен великолепный с площадкой балюстрад из белого мрамора, с вызолоченными бронзовыми балясинами и подсвечником, на котором постоянно теплятся десятки свеч, зажженных любовью и благодарностью к Царице Небесной. Риза, киот и балюстрад устроены на добровольные приношения богомольцев.

Из чудотворений, совершившихся в Исаакиевском соборе, пред Тихвинскою иконою Богоматери, объявлены в известность следующие: 1) Жена С.-Петерб. купца Матрена Семенова Мочалова страдала несколько лет ногами, чувствовала страшную ломоту, появилась и опухоль. Врачи признали болезнь, по летам Мочаловой, неизлечимою. 8 марта 1859 г., на третий день по перевезении иконы в Исаакиевский собор, Мочалова, не говоря никому ни слова, отправилась в собор помолиться пред чудотворною иконою. «При входе в святой храм – писала Мочалова – я чувствовала что-то необыкновенное: точно все суставы трепетали во мне и колыхались... Ноги мои едва переступали с места на место; я боялась упасть, но ободряемая крепкою верою я подошла к чудотворной иконе, молилась пред нею Пресвятой Богородице, отслушала молебен и потом, приложившись к святой иконе, почувствовала всю легкость и бодро встала с колен на ноги. Тотчас я поняла, что мне, грешной, дано исцеление от моей тяжкой болезни. Со слезами возблагодарив Матерь Божию, я с радостно, совсем здоровою, возвратилась домой».

В том же 1859 г. дочь сенатского печатника Анна Петрова, во время молебна пред чудотворною иконою, получила совершенное исцеление от расслабления и сухости левой ноги.

Особенно поразительно было чудесное исцеление в 1860 г. 16-летней девицы Екатерины Левестам, дочери доктора медицины, лютеранского вероисповедания, засвидетельствованное, кроме самой исцеленной, многими врачами, пользовавшими Левестам в ее страшных недугах.

Екатерина Левестам от рождения своего была здоровья слабого, страдала кровохарканьем, головною болью и беспамятством. 14 лет, по смерти родителей, она отдана была в частный пансион в Гатчине. На 16-м году у нее появились спазмы, судороги и правая сторона тела была парализована. 8 августа 1859 – она была помещена к надзирательнице лазарета Гатчинского сиротского института Шаховской. Спазмы, делались два раза в день и, кроме того, левая нога подверглась параличному состоянию, так что больная не ощущала боли от пропускаемой в ногу иголки. С 29 ноября по 9 декабря она находилась в бесчувственном состоянии и никакие медицинские пособия не могли привести ее в сознание; только около 7 час. вечера ежедневно она просила пить и, принявши глотка два, снова засыпала. При окончании припадков она часто повторяла: «Отец, мать в могиле, возьмите меня!». Потом говорила: «Что я ропщу? Спаситель не такие страдания терпел; а что я в сравнении с Ним? Должна терпеть за мои грехи и за родительские. Прости меня, Господи, прости, что я ропщу на Тебя!» – и с тем просыпалась. Родные ее не могли без слез слышать эти воззвания страдалицы. В половине декабря у нее появились сильная мигрень и признаки пляски св. Витта; в феврале присоединилась каменная болезнь, – камни отделялись со страшною болью. Припадки случались по 4 раза в день и были столь сильны, что больную подбрасывало вверх аршина на полтора и в сторону на несколько аршин. После бросанья она оставалась в бесчувственном состоянии часа по два, а когда приходила в себя, то всякий раз из гортани шло крови чашки полторы чайных.

В комнате, где лежала больная, был повешен образ Тихвинской Божией Матери, а чрез две комнаты – икона Святителя Николая. Больная часто, и особенно во время припадков, молилась пред святыми иконами, клала земные поклоны, читала на память акафист Божией Матери и молитвы Богоматери и Святителю Николаю. Надобно заметить, что девица Левестам, будучи лютеранкою, по внутреннему влечению своего сердца исполняла православные обряды: молилась пред святыми иконами, правильно изображала крестное знамение и делала поясные и земные поклоны, строго соблюдала православные посты и по средам и пятницам не принимала скоромной пищи. Несколько раз она приглашала православного священника для совершения молебнов Божией Матери и Святителю Николаю.

Но несмотря на все медицинские пособия, болезнь ее постепенно усиливалась и ее, как неизлечимо больную и напутствованную, по ее собственному желанию, молитвами Православной Церкви, перевезли в сентябре 1860 г. в больницу святой Ольги, что близ Смольного монастыря. Здесь пляска св. Витта значительно усилилась, припадки повторялись чрез каждые 5–10 минут. Раздражение спинного мозга было столь сильно, что самое легкое прикосновение к позвоночному столбу вызывало продолжительную и мучительную икоту; малейший и внезапный шум возбуждал у нее судорожные припадки. Сила припадков была так велика, что больную подбрасывало вверх почти на аршин, причем все тело представляло то прямую горизонтальную линию, то дугу, выпуклостью обращенную кверху. Иногда тело больной изгибалось назад в виде колеса, так что затылок ее прикасался к пяткам, или же тело сгибалось наперед и голова помещалась между коленами, а иногда бывало искривление туловища и шеи на ту или другую сторону. В продолжение 12 дней она не принимала никакой пищи.

В самом сильном развитии болезни, 18 октября, больная, забывшись на короткое время, увидела во сне старца-монаха, который сказал ей: «Встань и поезжай в Исаакиевский собор. Там есть чудотворная икона Тихвинской Божией Матери; отслужи Ей молебен и поставь свечи: Ей, Николаю Чудотворцу и образу всех Святых, и при выходе из церкви удовлетвори всех нищих. Скорей, скорей поспеши, – и ты исцелишься». Сновидение повторилось. Больная рассказала сон брату-чиновнику и со слезами умоляла его свезти ее в Исаакиевский собор. Брат обещал прислать за ней карету. Затем больная рассказала сновидение больничному священнику и долго с ним беседовала; священник советовал ей не медлить исполнением сновидения. Начальство больницы дозволило ей ехать в присланной братом карете, вместе с двумя сиделками и фельдшером. На пути к собору были с нею два припадка столь сильные, что едва могли держать ее; почти на руках сопровождавших она была внесена в церковь, в бесчувственном состоянии. Было это перед вечернею, во время которой она пришла в сознание и сидела, поддерживаемая сиделками. По окончании вечерни она сама, чрез сторожа, просила священника отслужить молебен. Во время молебна она стояла с помощью сиделок. Молилась она усердно, и делала земные поклоны, с верою и упованием на милосердие Божие и заступление Царицы Небесной. При чтении евангелия над преклоненной ее главою, она почувствовала, как будто кто облил ее самою холодною водою и в это время ощутила дрожь во всех членах своих. По окончании молебна, когда священник осенил ее святым крестом, она решилась, чувствуя в себе силы, сделать шаг вперед. Сделав его без затруднения, она подошла к священнику и приложилась ко кресту; потом, без посторонней помощи, она подошла к Тихвинскому образу Богородицы. Приложившись к пречистому лику Царицы Небесной, она почувствовала крепость в силах и отошла от образа совершенно здоровою. Потом с земными поклонами приложилась к местным иконам во храме, оделила всех нищих милостынею, вышла из собора западными дверями, обошла его почти кругом и села в карету. Возвратившись в больницу святой Ольги, она сама поднялась в 4-й этаж, в свою комнату. Больные зная, что Е. отправилась для выполнения чудесного сновидения, с нетерпением ожидали ее возвращения и, увидев ее совершенно здоровою, вознесли горячие молитвы к Царице Небесной, исцеляющей немощи душевные и телесные. Это было 19 октября 1860 года. На другой день по исцелении девица Левестам пригласила больничного священника отслужить благодарственный молебен Спасителю, Тихвинской Божией Матери и всем Святым и чрез несколько недель выбыла к родным совершенно здоровою.

Слух о чудесном исцелении Е. Л. быстро распространился по всей России и даже за пределами ее. Брат исцеленной, Авг. Ю., тоже лютеранского вероисповедания, бывший ближайшим свидетелем болезни и исцеления Е., заверяя подлинность вышеизложенного, дополняет, что «болезнь сестры была гораздо сильнее и момент исцеления гораздо чудеснее».

Cиe чудесное событие, удостоверенное многими свидетельствами, ясно говорит, что достойно есть во истину блажити Богородицу, что много может моление Матернее ко благосердию Владыки, а равно и о том, что Православная Церковь есть столп и утверждение истины, что ее учреждения святы и спасительны, что она обладает полнотою благодати Христовой, плодами которой, по особенному промышлению Божию, могут пользоваться чрез молитву веры и инославные христиане, с уважением в сердце относящиеся к учреждениям Церкви Христовой и пребывающие в живом общении с нею.

Кроме вышеизложенных чудотворений от Тихвинской иконы, память о многих из них хранится не на бумаге, а в благодарных сердцах верующих, видевших на себе чудеса милости Божией и при случае с благоговейным чувством поведающих о них во славу Царицы Небесной. Так, пишущий сии строки, в июле месяце 1897 года, был приглашен со святою иконою Богородицы в квартиру (Мучной переул., угол. набережн. Екатерин, кан.) некоего 60-летнего старца, по занятно артельщика, Петра Платонова, имеющего жену и двух взрослых сыновей. По окончании молебна, старец поведал причину благоговейного почитания своего к сему святому образу. Вскоре по перенесении святой иконы Богоматери с Песков в Исаакиевский собор, он, Платонов, после большой размолвки с одним из близких ему людей опасно заболел, слег от нестерпимой боли в боку и ожидал смертного исхода. Когда ему рассказывали о благодатных знамениях от иконы Тихвинской, то у него явилось желание отправиться в Исаакиевский собор, а при сем желании силы его настолько окрепли, что он мог подняться со своего болезненного одра и понемногу дойти до собора. В собор Платонов пришел во время литургии, отстоял молебен пред чудотворною иконою и возвратился совершенно здоровым.

У тех же Платоновых был четырехлетний сын Сергий, который жестоко заболел воспалением мозга. Доктор Коб... признал болезнь неизлечимою и даже назначил время смертного его исхода, сказав, что завтра он не застанет его в живых. Скорбевший отец, испытавший на себе благодатную помощь Царицы Небесной чрез Ее святую икону, отправился в Исаакиевский Собор и подал на молебен записку о здравии болящего младенца. Малютка в то время, как совершался молебен в соборе, открыл глаза, которых прежде не открывал, потом начал вставать, а вечером уже сидел и занимался игрушками, когда вошел доктор К. с целью написать скорбный листок. Конечно, Доктор сказал: «удивительно! Это кризис совершился». Благодарные же родители с радостно поведали, что «это чудо совершилось заступлением Владычицы, по молитвам пред Ее чудотворным образом». Сергий потом прожил до 18-ти лет и умер от другой болезни.

В начале 1896 г., в одну из палат при Клинике Виллье, к изувеченному больному Ис. Троицкому пригласили для молебна священника В. С-на с Тихвинскою иконою Богоматери. В той-же палате среди других больных находился один тяжко больной, лежавший на одре без всякого движения. То был офицер Владимир Иванович Зеленин, служивший до болезни в Спб. Петропавловской крепости (со слов которого пишущий предлагает сие повествование). Во время молебна З-н вдруг поднялся с постели, стал на колена и усердно молился Царице Небесной, пред Ее святою иконою. Предстательством Заступницы Усердной З-н быстро совершенно выздоровел и, вскоре по выходе из Клиники, опять поступить на службу вне Петербурга. Бывая в Петербурге, З-н считает своим священным долгом из глубины благодарного сердца вознести молитву Царице Небесной в Исаакиевском соборе пред Ее цельбоносным образом.

***

Источник исцелений и благодатных утешений от святой Тихвинской иконы Богоматери и доныне обильно струится для всех, усердно притекающих к нему. Об этом ясно говорят частые обращения к священнослужителям собора с просьбою о совершении просительных и благодарных молебнов пред чудотворною иконою Богоматери, усердные приношения к ней многочисленных свечей и различных драгоценных украшений, а равно и нередкие приглашения святой иконы в дома благочестивых христианских семейств.

О, какая великая отрада открыта нам, грешным, в ходатайстве за нас Матери Бога нашего! О, какое утешение является при мысли, что у нас есть пред престолом Всевышнего Милосердная Заступница, внимающая молитвам нас грешных, вливающая успокоение и утешение в скорбные сердца! О, какое счастье быть в сем величественном храме под благодатною сению чудотворной иконы Владычицы мира! Мы чрез сию Святую Икону осязательно можем прикасаться ко всемощному покрову Небесной Заступницы, находить в нем подкрепление нашей слабой вере и утверждение нашей надежны, прибежище и заступление в скорбях и несчастиях наших.

Для удовлетворения религиозной потребности прихожан и богомольцев Исаакиевского собора, пред Тихвинскою иконою Божией Матери еженедельно по субботам, в 11 часов утра, соборне совершается молебствие с пением акафиста, при участии всего певческого хора. Особенно торжественно совершается богослужение в самый праздник в честь Тихвинской иконы 26-го июля: вечером бывает всенощное бдение с трогательно-умилительным пением акафиста Богородице, а утром литургия с молебном пред Чудотворным образом. После того многочисленные богомольцы непрерывною вереницею до самой вечерни текут облобызать святую икону Богородицы, при непрерывном также совершении молебных пений Царице Небесной.

***

Заключим наше сказание, благоговейно посвященное прославлению Божией Матери, церковными песнопенями и молитвой к Ней.

Тропарь

Днесь яко солнце пресветлое возсия нам на воздусе всечестная икона Твоя, Владычице, лучами милости мир просвещающи, юже великая Россия, яко некий дар Божественный, свыше благоговейне восприемши, прославляет Тя, Богомати, всех Владычицу, и от Тебе рождшагося Христа Бога нашего величает радостно. Емуже молися, о, Госпоже Царице Богородице! да сохранит вся грады и страны Христианския невредимы от всех навет вражиих и спасет верою покланяющихся Его Божественному и Твоему пречистому образу, Дево неискусобрачная.

Кондак

Притецем, людие, к Деве Богородице Царице, благодаряще Христа Бога, и к Тоя чудотворней иконе умильно взирающе припадем и возопием Ей: о, Владычице Марие! присетивши страну сию Твоего честнаго образа явлением чудесно, спасай в мире и благовременстве вернаго Императора нашего и вся Христианы, наследники показующи небесныя жизни. Тебе бо верно зовем: радуйся, Дево, мира спасение.

Молитва

К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Госпоже Царице Небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, надеждо христианом и прибежище мне грешному? Кто паче Тебе в милости? Приклони, о Пресвятая Владычице, ушеса Твоя к молению моему. Мати Бога моего, не презри требующа Твоея помощи, услыши стенание мое и вопль сердца моего внуши, о Госпоже Царице Богородице! и подаждь ми радость душевную, подкрепи мя нетерпеливаго, унылаго и нерадиваго к Твоему хвалению, вразуми и научи мя, како Тебе молитися, и не отступи от мене, Мати Бога моего, за роптание и нетерпение мое: но буди ми покровительница и заступница в жизни моей, и приведи мя к тихому пристанищу блаженнаго онаго покоя, сопричти мя к лику избраннаго Твоего стада, и тамо удостой мя с ними воспевати и славити Тя во веки, аминь.

Протоиерей А. Сперанский

* * *

1

Востокова была вдова мещанина Троице-Сергиева посада; в супружестве она была короткое время. По смерти мужа, В. (с 14 сентября 1853 года) постоянно жила в Петербурге, в Христо-Рождественском приходе, по 3-й улице Песков, в доме Ершова, и чтением Псалтири по умершим доставала себе насущный кусок хлеба.

2

Икона, во время отъезда бондаря на родину, стояла вместе с прочим имуществом его в сыром сарае.


Источник: Сказание о чудотворной Тихвинской иконе Божией Матери, находящейся в Исаакиевском кафедральном соборе / протоиерея А. Сперанского. - Санкт-Петербург : Изд. С.- Петерб. православ. Исаакиевского братства, 1898. - 31 с., [2] л. ил.

Комментарии для сайта Cackle