Источник

Человек

За что мне одиночество?26

Человек может задавать один и тот же вопрос: «Почему со мной так происходит?» – в совершенно разных, диаметрально противоположных случаях. Одно дело – какие-то бытовые, текущие неприятности, досада на себя, на неумение справляться с элементарными вещами. Другое – глобальные, серьезные, экзистенциальные вопросы, такие, как одиночество, потеря близкого. Одно дело, когда каблук сломался, а женщина спешила на встречу с боссом, в итоге – опоздала и лишилась великолепной вакансии. Тогда на вопрос: «Почему со мной так случилось?» – отвечать бессмысленно и глупо, потому что... бессмысленно и глупо. Но нельзя пройти мимо серьезных вопросов. Например, женщина очень хочет иметь семью, стремится к браку, сохранила целомудрие, живет среди хороших и добрых людей, не обделена, в общем, ничем по сравнению с другими. Но что-то не клеится. Что с ней не так и почему? Как она должна принять эту волю Божью? Является ли это вообще волей Божьей?

Возникает еще один вопрос – есть ли вообще воля Божья на страдания, на одиночество, на что-то, приносящее человеку боль? И это кардинальный вопрос. Я не думаю, что есть воля Божья, чтобы люди страдали. Нет воли Божьей на то, чтобы маленькие дети умирали от страшных болезней. Нет воли Божьей на то, чтобы люди оставались одиноки и мучились от этого, потому что Сам Господь сказал: нехорошо быть человеку одному (Быт.2:18). Нет воли Божьей на то, чтобы люди были инвалидами. Нет воли Божьей на то, чтобы люди были несчастными, чтобы рождались в неполноценных семьях и чтобы дети страдали, потому что их родители не любят. Так что нельзя ставить вопрос: «Как принять волю Божью?» Если вопрос ставить так, то можно не удивляться, что люди со стороны спросят: «Почему у вас такая странная вера?»

Если мы допускаем, что есть воля Божья на какие-то негативные, трагические явления, мы так должны и отвечать: «Все происходит потому, что на это есть воля Божья». И насколько кощунственно это прозвучит, что есть воля Божья на смерть младенцев, на раковые заболевания, на жестокие убийства невинных людей, на войны, на ложь, на обман, на предательство, на измену, на преступления. Разве может быть на это воля Божья?!

Изменить картину мира...

Вспомним евангельскую историю об исцелении слепого, про которого ученики спросили Господа: Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин.9:2–3).

Господь приходит, чтобы его исцелить. Но Господь приходит не для того, чтобы исцелить одного слепого, и не для того, чтобы исцелить всех слепых на свете. А для того, чтобы изменить картину мира. Чтобы вообще слепота, глухота, немота и все другое перестали быть законом, нормой этого мира.

Господь берет на Себя грехи этого мира на Кресте, искупает этот мир Своей Кровью, воскресает и дает этому миру Вечную Жизнь, где нет ни болезней, ни печали, ни воздыхания, а только великое блаженство пребывания человека в полноте, красоте, счастье и любви.

Люди не перестали после Воскресения Христова рождаться с болезнями, они не перестали враждовать, убивать друг друга. Но люди могут прекратить этим заниматься, если станут наконец-то христианами. И вообще, когда люди становятся христианами (по-настоящему, не номинально), меняется жизнь.

Может быть, не меняется их внешняя оболочка, люди не перестают быть людьми со всеми последствиями человеческой жизни. Но человек, который по-настоящему соединен с Богом, меняется сильно. Он перестает внутренне быть слепым, глухим, немым, потому что – оживает. Хотя физическая жизнь остается прежней. Может быть, тяжести этой жизни физически для христиан усугубляются. А внутренне христианин со дня на день обновляется. Как говорит апостол Павел: если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется (2Кор.4:16).

Больше вопросов не будет

Когда человек оказался в непростой ситуации или когда с ним произошло нечто экстраординарное и при этом он сумел ощутить присутствие Божье, почувствовать, что Бог с ним, рядом, он вопросов Богу больше не задает. Не спрашивает, почему это с ним произошло.

Так получилось, что в последние несколько лет мне приходится часто общаться с детишками, больными раком в тяжелой стадии. Многие за это время уже отошли к Богу.

Я говорю с ними о Царствии Небесном, о том, чувствуют ли они присутствие Бога в своей жизни. И для меня всегда открытие, чудо, когда я от этих совсем еще маленьких, но самых настоящих христиан слышу, что они это присутствие Божье ощущают очень ярко, очень близко. Например, когда им приходится терпеть страшные боли, а они стараются не показать этого своим родителям. И главное, что эти дети (это не будет открытием тайны личной исповеди) каются на исповеди в том, что у них не хватает сил терпеть боль и родители, видя их страдания, страдают сами. Мне понятно, что они с Богом очень близки.

Конечно, ситуации бывают разные. Есть дети, которым шестнадцать-семнадцать лет, они находятся в очень сильной депрессии от происходящего. Они не могут до конца многого принять, но стараются. Стараются, понимая, что час смерти близок. Стараются и их родители.

Недавно я говорю одной матери: «Крепитесь», а она мне отвечает с улыбкой: «Да что вы, я давным-давно все приняла». И виден такой мир, покой в ее душе от того, что для нее Бог – рядом. При том что у нее – трагедия, на ребенка, в его стадии болезни просто страшно смотреть постороннему.

Если человек не врач, не священник, не родитель, тяжело находиться рядом больше нескольких минут, видя такие страдания маленького человека.

Есть на это страдание воля Божья?

Нет.

Можно ли принять это как волю Божью?

Нет.

Можно ли принять Бога в свою жизнь?

Да.

Как это сделать?

Не знаю.

Как это делают эти люди?

Не могу сказать. Нет у меня метода, волшебной формулы, готового рецепта.

Очень важно, если человек окажется способным в ситуации скорби, непонимания Бога, в ситуации, когда жизнь кажется ему совершенно бессмысленной и бесполезной, подумать: «Как мне с Богом поближе познакомиться, как мне Бога принять, как мне получить от Него этот Свет, чтобы Он, просветив, снял с меня этот вопрос». Потому что этот вопрос нельзя решать. На него нет ответа. И если его задавать постоянно, ответа все равно не будет, но будет постоянно уныние, чувство душераздирающей безответности. Но можно снять этот вопрос с повестки дня.

Мир, в котором мы живем, весь искажен, он как минное поле, как поле битвы. Где тут можно найти что-нибудь такое, какой-нибудь оазис, где можно спокойно пересидеть до Страшного суда? Да нет такого места на Земле.

Для меня очень важны слова Кьеркегора о том, что если человек относится к Богу как к Силе, как к Разуму, как к Чуду, на Которое надо все время ориентироваться, то человеку как-то надо все время стараться Бога понимать: почему так, почему эдак происходит. Чтобы не ошибиться перед таким Могущественным, Разумным, Сверхсправедливым и таким Правильным Богом. Но если Бог есть Любовь (1Ин.4:16), то совсем не страшно Его не понимать. Просто надо научиться эту Любовь чувствовать, суметь к этой Любви приблизиться, чтобы она по-настоящему глубоко коснулась человеческого сердца. Потому, что если она коснется сердца, человек к Евангелию начинает по-другому относиться, к жизни своей религиозной, к самому себе. И конечно, он к Богу начинает по-другому относиться.

А дальше Кьеркегор говорит, что если Бог не есть Любовь всегда, везде и во всем, то тогда вообще нет никакого Бога.

Так что человеку надо решиться и принять Бога в свое сердце.

Фольклорное

Мысль, что Бог посылает какие-то испытания тому, кого Он больше любит, – это фольклор вроде присказок-частушек. Вроде того, что нет креста не по силам, Бог посылает нам лишь испытания по силам.

Простите меня, Евангелие – это что, по силам?!

Как мы можем говорить такую чушь, что крест не бывает непосильным?

Да, крест всегда непосилен. Не бывает посильного креста.

А вот эти слова: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк.8:34), – это по силам?

По силам человеку слышать такие слова?

Он что-то может сам, не впустив Бога в свою жизнь?

Если да, тогда, наверное, есть какое-то другое «евангелие», которое всем по силам. Существует такое адаптированное в умах человеческих «евангелие», где христианство и национальные идеи – это примерно одно и то же; где наши народные традиции и вообще традиции веков и жизнь во Христе – это одно и то же. Да, если «евангелие» – такое, то оно вполне по силам. «Евангелие» традиций, «евангелие» уставов, «евангелие» имперско-державного сознания, «евангелие» чего угодно. Только Христос в Своем Евангелии ни о традициях, ни о национальных идеях ничего не говорил.

Когда все правильно

Нередко человек думает: «Я все делаю правильно, почему же в итоге так со мной происходит?»

Но наша жизнь не зависит от того, что мы делаем правильно или неправильно.

Конечно, приятно читать Ветхий Завет, где написано, что если вы будете поступать так-то, так-то, то у вас все будет в порядке, а если преступите заповеди, то будет очень плохо.

Да, в категориях ветхозаветной справедливости подобное установление, так сказать, правил дорожного движения, конечно, работает. Пойдешь налево – это потеряешь, пойдешь направо – потеряешь то. Иди лучше прямо. Тяжело, но, по крайней мере, правильно. Смотрите, поступайте так, как повелел вам Господь, Бог ваш; не уклоняйтесь ни направо, ни налево; ходите по тому пути, по которому повелел вам Господь, Бог ваш, дабы вы были живы, и хорошо было вам, и прожили много времени на той земле, которую получите во владение (Втор.5:32–33).

Но что плохого и неправильного сделали апостолы, что каждого из них казнили с жуткими, страшными пытками, что в течение всей апостольской жизни их непрестанно побивали камнями, унижали и сажали в тюрьмы, гнали? Почему у них не было нормальной семейной жизни? Почему у них не было хорошей квартиры, дачи недалеко от Москвы, хорошей машины, работы, зарплаты, пенсии и уважения населения?

Повторяю, что они сделали неправильно? Кто сумеет ответить на этот вопрос, наверное, ответит, что правильно или неправильно делает он сам.

Что же касается главного вопроса, который мы обсуждаем: «Почему это случается в моей жизни?» – повторяю, на него нет ответа.

Есть только одна возможность – снять этот вопрос с повестки дня. Снять его можно только тогда, когда человек очень близок с Богом.

Преодолеть одиночество

Одиночество – это все-таки тема глубокого философского осмысления, и не стоит низводить ее до бытового уровня, из серии: «Мне сегодня одиноко. Не выпить ли мне рюмочку? Не сходить ли мне на дискотеку?» Это одиночеством никак не является.

Если говорить о некоем состоянии духовного одиночества, то это очень серьезный вопрос, ведь одиночество имеет и благое звучание. Потому что пока человек не останется глубоко одиноким, он с Богом не начнет разговор. Настоящий разговор с Богом происходит в глубине человеческого одиночества. С Богом надо остаться наедине, чтобы ты сумел отойти от всего сиюминутного и проникнуться... Так же как и с творчеством. Оно – дело одинокое, когда человек в этом одиночестве принадлежит только самому себе.

Мы должны понять, что есть такое одиночество, которое необходимо человеку в какой-то момент, иначе не произойдет встречи ни с Богом, ни с творчеством, ни с чем-то столь же глубоким. Есть другое одиночество, о котором сказал Господь, увидев Адама: нехорошо быть человеку одному.

Делить себя

Человек должен себя делить. Если человек становится неделимым, таким индивидуумом, тогда одиночество может наступить в очень жесткой форме, и человек все время будет чувствовать, что ему не с кем делиться, не хочется этого делать, и вот эта тоска по полноте все время будет его съедать. Поэтому он чувство одиночества всегда будет вытеснять каким-то шумом, гамом, какой-то мишурой, внешним, что будет создавать иллюзию присутствия все время в оживленном обществе, в полноценном мире, среди интересных людей, интересных дел, интересных идей. Вот это – страшное одиночество. Оно навязчивое, как наркотическая болезнь.

Способ исцеления один – его дает Христос: Он берет человека и делит его, получаются Адам и Ева, как некая полнота двух или многих, собранных во имя Христа. Там Церковь существует, как такое сообщество, как единение людей, которые все время друг друга взаимодополняют. Общество глупых и умных, богатых и бедных, здоровых и инвалидов. Потому что мы все оказываемся друг другу нужны. Потому что если кто-то скажет: «Мне не нужны инвалиды», или: «Мне не нужны дураки», – он перестанет быть человеком, лишится очень важного свойства, которое делает его похожим на Бога. Бог все время Собой делится, Бог все время для всех открыт, Бог все время Себя всем раздает.

Это не значит, что человек в Церкви сразу становится таким счастливым и не одиноким, но это – путь преодоления одиночества. На этом пути человек свою автономность, неделимость пытается преодолеть. Это трудно дается, потому что мы все так сформированы грехом, что нас все время тянет уйти в себя, отгородиться от других. Уйти в какое-то такое состояние камня, состояние неживого, состояние, что «я сам по себе, а вы существуете постольку, поскольку я могу вами немножко попользоваться». Из этого состояния потом очень тяжело выходить.

Мы живем в обществе, сформированном такой культурой, таким отношением к жизни, когда человек все время жизнь присваивает, делает ее своей, не делимой ни с кем. Такие процессы могут происходить и в Церкви, потому что люди приходят в Церковь со своим, нередко хотят этого своего. «Дай мне мое!» – это лозунг неделимого человека, который, как блудный сын, говорит отцу: «Дай мне мое!» Если вдруг выйти из этого состояния зацикленности на себе и услышать слова Господа, Который говорит: «Все Мое – твое», тогда человек может сказать в ответ: «Все мое – Твое». Это и есть преодоление одиночества.

Разное одиночество

Человек бывает не понятым, не разделенным в своих чувствах. Вопрос в том, чего он пытается достичь? Каким образом он эту неразделенность чувствует, хочет ли он сам делиться или просто ждет, что все будут отделять ему, а он будет присваивать.

Думаю, что одиночество бывает разным. В том числе – одиночество одиноких людей, брошенных, забытых, от которых все отвернулись. Если человек действительно настолько одинок, что он от этого страдает и никто не может ему помочь, – это страшнейшее состояние. Человек не должен быть одиноким, а если он одинок, то ему необходимо принять это одиночество как желание быть одиноким, желание некоей пустыни, потому что «пустыня внемлет Богу».

Это желание «пустыни, которая внемлет Богу», происходит от стремления быть наедине с Богом, быть таким, чтобы только Богу в этот момент принадлежать, не миру и никому, даже не своей жене любимейшей, ради которой человек готов и на смерть, и на все, что угодно. Такие минуты, такие мгновения обязательно бывают у человека, который жаждет Бога. Человек сотворен Богом таким образом, чтобы быть не одиноким. Нехорошо быть человеку одному. С другой стороны, мы понимаем, что это – «монос», от которого произошло монашество, и одиночество может быть благом, из которого рождаются молитва, музыка, поэзия, живопись, научные открытия...

Как узнать волю Божию?27

Как воля Божья может проявляться в нашей жизни?

– Думаю, она может проявляться через обстоятельства жизни, движение нашей совести, размышления человеческого ума, через сопоставления с заповедями Божьими, через прежде всего само желание человека жить по воле Божьей.

Чаще желание узнать волю Божью у нас возникает спонтанно: пять минут назад нам она была не нужна, и вдруг бах, срочно требуется понять волю Божью. Причем чаще всего в бытовых ситуациях, которые не касаются главного.

Здесь же главным становятся какие-то обстоятельства жизни: жениться – не жениться, налево идти, направо или прямо, что потеряешь – коня, голову или еще что-то, или, наоборот, приобретешь? Человек начинает, словно с завязанными глазами, тыкаться в разные стороны.

Я думаю, что познание воли Божьей – одна из основных задач человеческой жизни, насущное делание каждого дня. Это одно из основных прошений молитвы «Отче наш», на которое человек не обращает достаточного внимания.

Да, мы говорим: «Да будет воля Твоя», минимум пять раз в день. Но самим внутренне хочется, чтобы «все было хорошо» по нашим собственным представлениям...

– Владыка Антоний Сурожский очень часто говорил, что когда мы говорим: «Да будет воля Твоя»: на самом деле очень хотим, чтобы была наша воля, но чтобы она на тот момент совпала с волей Бога, была санкционирована, одобрена Им. По сути своей это лукавая мысль.

Воля Божья не является ни секретом, ни тайной, ни каким-то кодом, который надо расшифровывать; чтобы познать ее, не обязательно ездить к старцам, не надо вопрошать о ней специально у кого-то еще.

Преподобный Авва Дорофей пишет об этом так: «Иной может подумать: если кто не имеет человека, которого он мог бы вопрошать, то что в таком случае должно ему делать? Если кто хочет истинно, всем сердцем, исполнить волю Божию, то Бог никогда его не оставит, но всячески наставит по воле Своей. Поистине, если кто направит сердце свое по воле Божией, то Бог просветит и малое дитя сказать ему волю Свою. Если же кто не хочет искренно творить волю Божию, то хотя он и к пророку пойдет, и пророку положит Бог на сердце отвечать ему, сообразно с его развращенным сердцем, как говорит Писание: и пророк аще прельстится и речет слово, Аз Господь прельстих пророка того (Иез.14:9)».

Каждый человек в той или иной мере страдает некой внутренней духовной глухотой. У Бродского есть такая строчка: «Я глуховат. Я, Боже, слеповат». Развивать внутренний слух – одна из главных духовных задач верующего человека.

Есть люди, которые рождаются с абсолютным музыкальным слухом, но есть такие, кто в ноты не попадает. Но при постоянных занятиях они могут у себя музыкальный слух развить. Пусть и не до абсолютного. То же самое происходит с человеком, который хочет знать волю Божью.

Какие духовные упражнения здесь нужны?

– Да никаких специальных упражнений, просто нужно огромное желание слышать Бога и доверять Ему. Это серьезная борьба с самим собой, которая называется аскетикой. Здесь основной центр аскетики, когда вместо себя, вместо всех своих амбиций ты ставишь в центр Бога.

Как понять, что человек действительно выполняет волю Божию, а не самочинствует, прикрываясь ею? Вот молился дерзновенно святой праведный Иоанн Кронштадтский о выздоровлении просящих и знал, что выполняет волю Бога. С другой стороны, так легко, прикрываясь, что действуешь согласно воле Божьей, совершать непонятно что...

– Конечно, понятие «воля Божья» само по себе может использоваться, как все в человеческой жизни, просто для каких-то манипуляций. Слишком легко самочинно привлечь Бога на свою сторону, волей Божьей оправдать страдания чужого человека, свои собственные ошибки и свое собственное бездействие, глупость, грех, злобу.

Мы многое на Бога списываем. Бог нередко находится под нашим судом, как обвиняемый. Воля Божья нам и неизвестна только потому, что мы не хотим ее знать. Мы подменяем ее нашими вымыслами и используем для реализации каких-то ложных устремлений.

Настоящая воля Божья – ненавязчивая, очень тактичная. К сожалению, каждый легко может использовать это словосочетание в своих интересах. Люди манипулируют Богом. Нам легко свои преступления или грехи все время оправдывать тем, что с нами Бог.

Мы же видим, как это происходит на наших глазах сегодня. Как люди с надписями «Воля Божья» на майках бьют по лицу своих оппонентов, оскорбляют их, посылают в ад. Это что, воля Божья, бить и оскорблять? Но некоторые люди считают, что они сами и есть воля Божья. Как их в этом разубедить? Я не знаю.

Воля Божья, война и заповеди

– Но все-таки, как не ошибиться, распознать истинную волю Бога, а не нечто самочинное?

– Очень многое чаще всего совершается по нашей собственной воле, по нашему желанию, потому что когда человек хочет, чтобы была его воля, она и совершается. Когда человек хочет, чтобы была воля Божья и говорит: «Да будет воля Твоя», и открывает дверь своего сердца для Бога, тогда мало-помалу жизнь человека берется в руки Божьи. А когда человек не хочет этого, тогда Бог ему говорит: «Да будет воля твоя, пожалуйста».

Возникает вопрос о нашей свободе, в которую Господь не вмешивается, ради которой Он ограничивает Свою абсолютную свободу.

Евангелие повествует, что воля Божья заключается в спасении всех людей. Бог пришел в мир, чтобы никто не погиб. Наше же личное познание воли Божией заключается в познании Бога, которое для нас тоже раскрывает Евангелие: «да знают Тебя, единого истинного Бога» (Ин.17:3), говорит Иисус Христос.

Эти слова звучат на Тайной вечери, на которой Господь омывает ноги Своим ученикам, предстает перед ними как жертвенная, милующая, спасающая любовь. Господь раскрывает волю Божию, показывая ученикам и всем нам образ служения и любви, чтобы и мы поступали так же.

Омыв ноги своим ученикам, Христос говорит: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его. Если это знаете, блаженны вы, когда исполняете (Ин.13:12–17).

Тем самым воля Божия о каждом из нас раскрывается как задание каждому из нас быть похожим на Христа, быть Ему сопричастным и соприродным в Его любви. Его воля и в той первой заповеди – возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф.22:37–39). Его воля и в этом: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк.6:27–28).

И, например, в этом: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете (Лк.6:37).

Евангельское слово и апостольское слово Нового Завета – это все есть проявление воли Божьей о каждом из нас. Нет воли Божьей на грех, на оскорбление другого человека, на унижение других людей, на то, чтобы люди убивали друг друга, даже если на их знаменах написано: «С нами Бог».

Получается, во время войны происходит нарушение заповеди «Не убий». Но, например, солдаты Великой Отечественной войны, защищавшие Родину, семью, неужели они шли вопреки воли Господа?

– Очевидно, что есть воля Бога на защиту от насилия, на защиту в том числе своего Отечества от «нахождения иноплеменных», от разорения и порабощения своего народа. Но вместе с тем нет воли Божьей на ненависть, на убийства, на месть.

Надо понимать, что у тех, кто защищал свою Родину, не было другого выхода. Но любая война является трагедией и грехом. Справедливых войн не бывает.

В христианские времена все солдаты, возвращаясь с войны, несли епитимью. Все, несмотря ни на какую, как казалось, справедливую войну, в защиту своей Родины. Потому что невозможно сохранить себя в чистоте, в любви и в соединении с Богом, когда у тебя в руках оружие и ты хочешь или не хочешь, но обязан убивать.

Я хотел бы еще заметить вот что: когда мы говорим о любви к врагам, о Евангелии, когда мы понимаем, что Евангелие есть воля Божья о нас, то нам иногда очень хочется оправдать свою нелюбовь и нежелание жить по Евангелию какими-то чуть ли не святоотеческими изречениями.

Ну, например: привести цитату, вырванную из Иоанна Златоуста, «освяти свою руку ударом» или мнение митрополита Филарета Московского о том, что: люби врагов своих, бей врагов Отечества и гнушайся врагами Христа. Казалось бы, такая емкая фраза, все встает на свои места, я имею право всегда выбирать, кто же враг Христа среди тех, кого я ненавижу, и с легкостью назвать: «Да ты просто враг Христа, и поэтому я тобой гнушаюсь; ты враг моего Отечества, поэтому я тебя бью».

Но достаточно просто взглянуть в Евангелие и увидеть: а кто Христа распял и о ком Христос молился, просил Своего Отца: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк.23:34)? То были враги Христа? Да, это были враги Христа, и Он о них молился. Это были враги Отечества, римляне? Да, это были враги Отечества. Это были Его личные враги? Скорее всего, нет. Потому что лично у Христа не может быть врагов. Человек не может быть врагом для Христа. Единственное существо, которое только и может по-настоящему называться врагом, – это сатана.

И поэтому да, конечно, когда твое Отечество окружили враги и твой дом сожгли, ты должен за него бороться и должен отбиваться от этих врагов, ты должен их побороть. Но враг тут же перестает быть врагом, как только он складывает оружие.

Вспомним, как относились к пленным немцам русские женщины, у которых немцы убили близких людей, как делились с ними скудным куском хлеба. Почему в этот момент они переставали быть для них личными врагами, оставаясь врагами Отечества? Любовь, прощение, которые увидели тогда пленные немцы, они помнят до сих пор и описывают в своих мемуарах.

Если кто-то из твоих ближних вдруг оскорбил твою веру, наверное, у тебя есть право от этого человека перейти на другую сторону улицы. Но это не значит, что ты освобождаешься от права за него молиться, желать ему спасения души и всячески употреблять свою собственную любовь на обращение этого человека.

Воля Божья на страдания?

Апостол Павел говорит: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес.5:18). Значит, все, что совершается с нами, по Его воле. Или мы действуем сами?

– Думаю, корректно привести всю цитату: Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе (1Фес.5:16–18).

Воля Божья для нас в том, чтобы мы жили в состоянии молитвы, радости и благодарения. Чтобы наше состояние, наша полнота заключались в этих трех важных действах христианской жизни.

– Болезни, беды человек себе явно не желает. Но все это случается. По чьей воле?

– Если даже человек не хочет, чтобы в его жизни совершались беды, болезни, он не всегда может их избежать. Но нет воли Божьей на страдания. Нет воли Божьей на горе. Нет воли Божьей на смерть и мучения детей. Нет воли Божьей на то, чтобы шли войны или бомбили Донецк и Луганск, на то, чтобы христиане в том страшном конфликте, находящиеся по разные стороны линии фронта, причащаясь в православных храмах, после этого шли убивать друг друга.

Богу не нравятся наши страдания. Поэтому, когда люди говорят: «Бог послал болезнь», то это ложь, богохульство. Бог не посылает болезни.

Они существуют в мире, потому что мир лежит во зле.

Трудно все это понять человеку, особенно когда он оказывается в беде...

– Мы много чего не понимаем в жизни, надеясь на Бога. Но если мы знаем, что Бог есть любовь (1Ин. 4, 8), нам не должно быть страшно. Не просто знаем из книг, а понимаем своим опытом жизни по Евангелию, тогда мы можем Бога не понимать, в какой-то момент даже не слышать Его, но мы можем Ему доверять и не бояться.

Потому что если Бог есть любовь, то каким бы странным и необъяснимым не казалось нам что-то, происходящее с нами, мы можем доверять Богу, знать, что с Ним никакой катастрофы быть не может.

Вспомним, как апостолы, видя, что они тонут в лодке во время бури, и думая, что Христос спит, ужасались, что все, уже конец, сейчас они утонут, и никто их не спасет. Христос сказал им: что вы так боязливы, маловерные? (Мф.8:26). И остановил бурю.

То же самое происходит и с нами. Нам кажется, что Богу до нас нет дела. А на самом деле мы до конца должны пройти путем доверия к Богу, если мы знаем, что Он есть любовь.

Но вот все-таки если взять нашу повседневную жизнь. Хочется понять, где Его замысел о нас, в чем заключается. Вот поступает человек упорно в вуз, с пятого раза его принимают. А может, надо было остановиться и выбрать другую профессию? Или бездетные супруги лечатся, тратят много усилий, чтобы стать родителями, а может, по замыслу Бога, им не нужно этого делать? А бывает, через годы лечения бездетности супруги вдруг рожают тройню...

– Мне кажется, что у Бога может быть много замыслов о человеке. Человек может выбирать разные пути, и это не значит, что он нарушает волю Божью или живет по ней. Потому что воля Божья для человека может быть разной в разные периоды его жизни. И иногда бывает воля Божья на то, чтобы человек плутал, через неудачу познавал что-то важное для себя.

Воля Божья – воспитывающая. Она не является тестом по ЕГЭ, где надо заполнить нужную клеточку галочкой: заполнил – узнал, не заполнил – ошибся, и тогда у тебя вся жизнь наперекосяк. Неправда. Воля Божья с нами свершается постоянно, как некое движение нас в этой жизни на пути к Богу, по которому мы плутаем, падаем, заблуждаемся, уходим не туда, выходим на чистый путь.

И весь путь нашей жизни – потрясающее воспитание нас Богом. Это не значит, что если я поступил куда-то или не поступил – это уже воля Божья обо мне навсегда или отсутствие таковой. Этого не надо бояться, вот и все. Потому что воля Божья – это проявление любви Божьей к нам, к нашей жизни, это путь к спасению, а не путь поступления или непоступления в институт...

Нужно довериться Богу и перестать воли Божьей бояться. Человеку кажется, что воля Божья – это так неприятно, невыносимо, когда надо забыть обо всем, все бросить, всего себя переломать, всего себя перекроить и лишиться свободы прежде всего. А человеку очень хочется быть свободным. И вот ему кажется, что если воля Божья, то это как раз лишение свободы, такая мука, невероятный подвиг.

А на самом деле воля Божья, она и есть свобода, потому что, слово «воля» – это синоним слову «свобода». И когда человек по-настоящему это поймет, он ничего бояться не будет.

Что такое настоящее сочувствие?28

Сопереживание очень важно и необходимо. Правда, под ним мы иногда имеем в виду немножко другое: нам кажется, что если человек находится в тяжелом состоянии, то сопереживание является неким потаканием его состоянию. Я прочел интересную мысль у Дитриха Бонхеффера29 о том, что есть люди, которые любят чувствовать себя несчастными, – таким людям сопереживать вредно. А точнее, нужно сопереживать по-другому, таких людей нужно возвращать к реальности, помочь им понять, что случилось, что произошло.

Лишение иллюзии, что «я бедный, несчастный и все мне должны сопереживать», – не безболезненно. Выход из этой ситуации – в трезвенности, и человек при этом становится агрессивным и ополчается против того, кто пытается его вывести из состояния иллюзии. Ведь все любят сопереживание как потакание жалости к себе в беде, но твоя беда – это, может быть, твоя ошибка, твоя ложь, которая к несчастью и привела.

Когда в твоей жизни что-то рушится, очень часто виной бывает твое собственное поведение, и тебе требуется не сопереживание, а понимание, что ты наделал, что с тобой случилось. Если ты что-то натворил, от чего произошла беда, то не жалеть тебя надо, а иногда, может быть, выпороть, так, по-отечески. Тебе необходимо слово правды.

Например, женщина плачет: «Он ушел к другой, я осталась одна...» Нужно понять, почему он ушел, и может оказаться, что человек ушел от нее не просто так, а она выдавила его из своей жизни.

Если человек будет все время ждать, что его будут бесконечно жалеть, а он будет свою рану бередить, то вряд ли жалость к нему будет настоящим сопереживанием. Иногда сопереживание заключается в том, чтобы человек умел отрезвить другого, вывести его из истерического состояния, в которое человек любит себя загонять и эксплуатировать свою беду, чтобы все вокруг него ахали, охали. Человек в состоянии истерики всех держит на коротком поводке и заставляет сопереживать тому, чего, собственно говоря, и нет. Глупо сопереживать человеку, у которого, скажем, болит зуб! От этого зуб не пройдет – надо идти к врачу. Если у человека болит зуб, нужно просто сказать: «Иди к врачу!» Если человек начинает отнекиваться: «Нет, я боюсь идти к врачу!» – какое тут может быть сопереживание?

Как научиться сопереживать, я не знаю. На самом деле, в настоящей серьезной беде, такой, как потеря близкого, никто человеку помочь не может. Никакими словами, никакими сопереживаниями. Пока человек как-то правильно к Богу не обратится, ему вообще помочь невозможно. Поэтому сопереживание часто заключается в том, что человек помогает другому почувствовать или увидеть присутствие Бога в его беде.

Тогда переживание может быть деятельным, не словесным. Деятельное – это когда человек включается в жизнь другого человека. Сопереживать – это значит вместе проживать, вместе жить, а не говорить слова, не подыскивать утешительные фразы. Войти в чужую жизнь, пожить вместе с человеком этой жизнью – и есть сопереживание.

* * *

26

Ответ на письмо читательницы портала «Православие и мир». 31 марта 2014 г.

27

Ответы на вопросы читателей интернет-портала «Православие и мир». Записала Оксана Головко. 24 ноября 2014 г.

28

Видеоколонка. 2 апреля 2012 г.

29

Дитрих Бонхеффер (1906–1945) – немецкий теолог, антифашист, казненный нацистами.


Источник: Мы с тобой одной крови : лекции, беседы, проповеди / прот. Алексий Уминский ; сост. А.А. Данилова. - М. : PRAVMIR.RU ; ДАРЪ, 2015. - 480 с. ISBN 978-5-485-00530-6.

Комментарии для сайта Cackle