Профессор И. В. Попов*
Святой Амфилохий, епископ Иконийский1

Беседа 1. На Рождество

Veterum testimonia

Содержание

Беседа 1. На Рождество Беседа 2. На Сретение, о Богородице, Симеоне и Анне Беседа 3. О Лазаре четверодневном Беседа 4. О жене грешнице Беседа 5. В Страстную Субботу Биография Амфилохия иконийского Сочинения Амфилохия Крещение Покаяние Церковный календарь Иконы и реликвии Нравственное учение Брак Содержание фрагмента, изданного Фиккером Отношение фрагмента к Священному Писанию Источники автора отрывка О Церкви Опровержение апотактитов Критика учения апотактитов Принципы истинно церковного отречения и воздержания  

 
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Lib. de Spiritu Sancto, can. I) хвалит в Амфилохии постоянное стремление учиться и не оставлять неисследованным ни одного речения о Боге.
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Ер. 188, can. I): «Вопросы мудрого умудряют глупого. Это случается с нами, когда получаем твои письма. Я учусь, отвечая на твои вопросы. Итак, пусть будет для меня наукой забота об ответе».
ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ (Ер. 199, can. II): «Удивляюсь и твоему стремлению учиться и твоему смирению, потому что, поставленный учить, ты хочешь учиться, особенно от меня, чуждого великой учёности».
ИЕРОНИМ (De viris illustribus, cap. 133): «Амфилохий, епископ Иконийский, недавно читал мне книгу «De Spiritu Sancto», в которой доказывает, что Дух Святой – Бог и достопоклоняем и всемогущ».
Он же (Ер. 70 (col. 84) к Магну Оратору, §4): «... Книги каппадокийцев: Василия, Григория, Амфилохия, в которых не знаешь чему удивляться, светской ли учёности или знанию Писания».
ФЕОДОРИТ (Hist. eccl. Lib. IV, cap. 11): «Подобным образом Амфилохий, которому была вверена для управления митрополия Ликаонская и который управлял всей провинцией, когда узнал, что эта зараза достигла туда, снова изгнал её и охранил от этой заразы вверенное ему стадо».
Он же (Hist, eccl., cap. 30): «В Писидии Оптим, Амфилохий в Ликаонии, защищая веру, преподанную от праотцов, отразили нападение противников».
Он же (Hist, eccl., V, cap. 8): «Были мужи достойные удивления, наделённые исключительным рвением Божественным и мудростью: Амфилохий – предстоятель Ликаонии...»
Он же (Hist. eccl. Lib. IV, cap. 16) в описании случая с Феодосием и Аркадием по поводу требования Амфилохия изгнать ариан из города.
ФАКУНД ГЕРМИАНСКИЙ (Lib. IX, cap. 3): «...Из слов блаж. Амфилохия, которого признавал честнейшим учителем и мудрейший Иоанн Антиохийский с собором восточных и императоры Грациан и Феодосий Старший считали таким же, потому что они постановили, чтобы удерживали за собой только те Церкви, которые находятся в общении с ним».
КОЗЬМА ИНДИКОПЛОВ (Lib. VII): «Амфилохий Иконийский – близкий друг Василия Великого».
На Втором Вселенском (Никейском) Соборе патриарх ТАРАСИЙ назвал Амфилохия святым и великим.
ФОТИЙ (Biblioth., cod. LII): Собор в Сиде против ереси евхитов, или адельфиан. На Соборе председательствовал Амфилохий, присутствовали, кроме него, 25 епископов.
ЗОНАРА (к 27 канону Карфагенского Собора) к каноническим книгам (употребляемым в Церкви) причисляет и книги: Афанасия Великого, Григория Богослова и святого Амфилохия.
Почти то же у ВАЛЬСАМОНА.
РИМСКИЙ МАРТИРОЛОГИЙ: «Амфилохий, епископ Иконии в Ликаонии, общник Василия Великого и Григория Богослова в пустыне и их коллега в епископстве, после многих подвигов за кафолическую веру, славный святостью и учением, почил в мире».
ГРЕЧЕСКИЙ МЕНОЛОГИЙ ВАСИЛИЯ, под 19 октября: «Был посвящён не человеческим рукоположением, а ангелами». Случай с Феодосием и Аркадием в связи с изгнанием ариан.
МЕНОЛОГИЙ, под 23 ноября: С юности прошёл все степени посвящения, известен монашескими подвигами и знанием Священного Писания. Общим избранием стал епископом Иконии в царствование императоров Валентина и Валента, прожил до времени Феодосия Великого и его сыновей. Много потерпел за борьбу против ариан и евномиан. В числе 150 епископов Второго Вселенского Собора опровергал Македония и учеников Ария в учении о Духе Святом. Просил Феодосия изгнать из столицы ариан. Случай с Феодосием и Аркадием. Изгнание ариан. Много лет был епископом, составил много книг в защиту православного учения, умер в глубокой старости.
То же в другом Менологии.
В ГРЕЧЕСКОМ АНФОЛОГИИ (Цветной книге), под 23 ноября – гимн и стихи.

* * *

Св. Амфилохий, епископ Иконийский.

* * *

*Иван Васильевич ПОПОВ родился 17 января 1867 г. в г. Вязьме Смоленской губернии в семье священника. По окончании Смоленской духовной семинарии в 1892 г., а затем Московской духовной академии в 1896 г. он был оставлен при академии стипендиатом по кафедре Патрологии. В 1897 г. успешно защитил магистерскую диссертацию и был назначен экстраординарным профессором по кафедре Патрологии. В последующий период И. В. Попов принимал живое участие в издании журнала «Богословский вестник» и в течение нескольких лет состоял его редактором. Одновременно, вплоть до 1919 г. читал лекции по Истории средневековой философии в Московском университете. В 1917 г. за труд «Личность и учение блаженного Августина» получил учёную степень доктора церковной истории. В 1918 г. И. В. Попов задумал написать обширный труд по церковной истории, всесторонне освещающий личность и труды каждого святого отца. Он успел сделать очень многое, но из всего огромного его материала сохранились только две работы: «Св. Иларий, епископ Пиктавийский» и «Св. Амфилохий, епископ Иконийский». В личной жизни И. В. Попов отличался кристальной честностью и высокой религиозно-нравственной настроенностью. Все знавшие его отзывались о нём как о простом, добром и светлом человеке, до конца преданном Церкви и богословской науке. «Для меня в жизни, – говорил он, – самое основное и ценное – интересы Святой Церкви и родной мне академии, которая воспитала меня, дала образование и поставила на ноги. Я всем обязан ей и благодарен до смерти». Скончался И. В. Попов в 1938 г.
1Эта работа написана автором в 1929 г., поэтому в ней не могли быть использованы труды последних лет. – Ред.

Беседа 1. На Рождество