А. Храбров

схиархимандрит Амвросий Балабановский (Иванов), 1879–1978

Один из последних Оптинских старцев схиархимандрит Амвросий Балабановский (в миру Василий Федорович Иванов) родился в 1879 году (по другим данным в 1882 году) в с. Копыл Борисоглебского уезда Тамбовской губернии в крестьянской семье. В детстве с родителями Василий посетил Оптину пустынь и по некоторым сведениям, получил благословение старца Амвросия. Он рано лишился отца. В 1897 году по совету матери поступил в Оптину пустынь, где провел послушником более семи лет. Обладая хорошими музыкальными способностями, нёс клиросное послушание. По просьбе настоятеля Пафнутьев-Боровского монастыря архимандрита Венедикта был переведен в Боровск, где был назначен регентом. Послушник не только руководил хором, но и давал уроки пения в школе при монастыре, учил пению псаломщиков приходов.

11 марта 1911 года на 28 году принял постриг (на два года ранее положенного по уставу срока в награду за примерное жительство и отличное выполнение послушания – регентства). В том же году был рукоположен в иеродьякона, еще через год – в иеромонаха.

За усердное старание по руководству хором и обучению церковному пению отец Амвросий имел много благодарностей и наград.

После закрытия в 1923 году монастыря служил священником в селе Иклинском.

В 1930 году отец Амвросий был арестован, в тюрьмах, а затем в ссылке в Семипалатинске провел три года. В тюрьме священника подвергали пыткам: часами заставляли стоять в ледяной воде, требуя отречения от Бога.

В 1933 году вернулся в Иклинское, где продолжил службу в местном храме.

Зимой 1941 года, во время боев за освобождение с. Иклинское, церковь была разрушена, в ходе авианалёта от зажигательной бомбы сгорел дом священника.

1 марта 1942 года, после гибели храма в Иклинском, отец Амвросий был назначен в храм Преображения Господня с. Спас-Прогнань, где служил до последних дней жизни.

Жил о. Амвросий сначала на квартире в деревне Киселевка, потом купил домик в деревне Софьинка. На кладбище у д. Софьинки похоронена мать о. Амвросия, умершая 14 апреля 1943 года.

К сельскому батюшке, хранителю духа и традиций Оптиной пустыни, обращались за советом и утешением со всех концов России.

В годы гонений на Православную Церковь старец Амвросий основал тайный женский монастырь в миру, совершив более 800 постригов. На совершение постригов старец имел благословение двух патриархов – Московского и Иерусалимского.

Однажды к нему приехала проверяющая из райкома партии. На ее вопрос, правда ли, что он совершает монашеский постриг, батюшка ответил: «Всех постригаю и из райкома тоже. Мать, тащи ножницы, сейчас постригать буду!» Инспектор почти бегом покинула старца, с тем его и оставили в покое.

Игуменьей монастыря являлась старица схимонахиня Серафима.

В последние годы жизни у старца болели отмороженные в тюрьме ноги. Прихожане сделали деревянную тележку, на которой возили батюшку в храм.

Известно множество случаев благодатной помощи и чудесных исцелений, происходивших по молитвам угодника Божия.

Скончался старец Амвросий 15 октября (на Покров) 1978 года, похоронен справа от входа в храм Преображения Господня с. Спас-Прогнань.

Нина Замахина.

Газета начала публикацию материалов по истории Балабанова для следующего сборника с тем, чтобы читатели, ознакомившись с ними, могли дать свои замечания, дополнения и указания на неточности (ошибки), если таковые будут обнаружены. Воспользуемся этой возможностью.

В публикации редактора будущей книги Н. А. Замахиной «С древнейших времен...» (№ 22 за 09.06.2010 г.), в частности, сообщается, что «в середине XVI века Пафнутьеву монастырю принадлежали в Малоярославецком уезде лишь три поселения – д. Олопово, слц. Киселево, с. Спас-на-Прогнани». Сведения не точны: не три, а два поселения – Олопово и Киселево. В приправочных книгах 1587–1588 гг. и 1613 г. упомянут лишь погост Прогнани (т. е. кладбище с церковью), села ещё не было. Впервые оно упоминается в 1660–1661 гг.

Существует весьма правдоподобная, но не подтверждённая документами, версия происхождения названия «Прогнани», связанная с разгромом полчищ крымского хана Девлет-Гирея во время его последнего похода на Москву в 1572 году. А исследователь истории Малоярославецкого уезда Л. В. Митрошенкова опубликовала составленную ей карту Заячковского стана, на которой нанесён погост Преображенский – тот самый, который впоследствии получил название Прогнани. Так не в честь ли изгнания супостата он был переименован?

Далее в публикации читаем: «Можно предположить, что деревня Болобоново была основана во второй половине 16 века на землях, пожалованных Пафнутьев-Боровскому монастырю...». Это было бы бесспорно, если бы речь шла о д. Ерохино, которой в середине века ещё не было, а к 1587 году она уже стала пустошью. Однако наша дер. Болобоново, в отличие от подмосковной, ни в одном документе 16 века не упоминается.

В конце публикации – утверждение: «Деревня Болобоново, как выясняется, первоначально носила другое название – Ерохино...». Об этом мы были извещены в газете «Балабаново» ещё 4.06.2008 г.: «Со временем она (деревня – А. Х.) получила двойное название – Ерохино, она же Болобоново (Ерохино Болобоново тож)». Впоследствии первая часть двойного названия вышла из обихода». Такое бывало. Например, в Приправочной книге 1613 г. упоминаются несколько селений с двойным (и даже тройным) названием. Однако в данном случае утверждение – лишь ничем не подтверждённая гипотеза и выдавать её за непреложную истину негоже. Тем более, что есть и другая версия.

В Приправочной книге 1587–1588 гг. упоминается только бывшая д. Ерохино. Когда она стала пустошью – неизвестно. В Приправочной книге 1613 г. – только д. Болобоново, тоже к этому времени превратившаяся в пустошь. Но, если предположить, что эта деревня была основана на месте когда-то исчезнувшего Ерохино, то становится понятно, почему на пустоши Ерохино пашни паханной и перелогом (т. е. оставленной «отдыхать») было 23 чети, а на пустоши Болобоново – лишь три чети: новая деревня была еще малочисленной, и больше освоить не могла. Логично?

Очевидно также, что у Ерохино никогда не было двойного названия (Ерохино Болобоново тож). Потому-то и нет об этом никаких сведений ни в документах XVI века, ни в материалах дозора 1613 года, где им непременно надлежало быть в случае двойного названия деревни Ерохино. Её история к 1587 году бесследно закончилась, а деревня Болобоново к концу XVI века восстановилась. В описи владений Пафнутьева монастыря, по состоянию на 1701 год, читаем: «За Пафн. же м-рем поселено вновь на пуст. Болобонове, а кр-не перевезены из Торуского уезду из села Татьянинского с деревнями. Всего 9 дворов кр-нских, людей в них 35 ч-к». Ерохина в названии пустоши нет. Итак, в описании упомянута существующая деревня, восстановившаяся на своём месте, не меняя ни названия, ни владельца. И после 1613 года в её истории «белых пятен» нет.

Монастыри были надёжным местом хранения документов, но Пафнутьеву не повезло: в 1610 г. Лжедмитрий II, захватив его, сжёг всё, что могло гореть. Поэтому по просьбе игумена и были выданы в 1621 и 1624 годах жалованные грамоты, подтверждавшие полученные ранее монастырём права «всякими угодьями владети». Но в его владениях были и пустошь Ерохино и деревня (затем пустошь) Болобоново, находившиеся в разное время на одном и том же обособленном осколке Заячковского стана. Ну и как его следовало упоминать? Да только так, как в грамотах (особенно лаконично в грамоте 1624 года: «п. Ерохино Болобоново тож»).

Подведём итог. Версию, что Ерохино (Ерихино) никакого отношения к истории Балабанова не имеет, игнорировать нельзя. Право на существование у неё ничуть не меньшее, чем у категорично высказанной в конце газетной публикации. И уж совершенно бесспорно, что самый ранний документ, в котором упомянуто Болобоново, датируется 1613 годом. С этого времени, согласно канонам исторической географии и надлежит вести отчёт юбилейных лет населённого пункта, независимо от изменений его статуса и периодов временного небытия. Так что жители Балабанова, даже если оно станет частью промзоны «Ворсино-Обнинск», будут иметь в 2013 году законное право торжественно отметить своё 400-летие, несмотря на дебаты по поводу Ерохино.


Источник: Храбров А. Схиархимандрит Амвросий Балабановский (Иванов), 1879–1978 // Газета "Вехи Балабаново". 2010. № 45 (488). С. 11.

Комментарии для сайта Cackle