Заключение
В заключении нам не приходится быть многословным после всего того, что мы изложили во вводной части настоящей книги. Поэтому мы и ограничимся только несколькими словами относительно значения св. Амвросия, как моралиста.
Значение св. Амвросия, как моралиста, находится в тесной связи с значением его, как богослова. Какое же значение имело его богословско-этическое учение с исторической точки зрения?
Богсловско-историческая заслуга св. Амвросия заключается в том, что, познакомившись с богословием Востока, он не только поспособствовал пробуждению и развитию замершей было богословской мысли на Западе, но и обогатил её приёмами, содержанием и духом восточного богословия; а своими исследованиями в области тех и других богословских и этических вопросов он положил основание западному богословию, как науке, – достигшей весьма высокого развития уже у блаженного Августина,4114 – и тем обеспечил себе право на внимание к его взглядам и воззрениям со стороны позднейших богословов.4115 В частности, что касается этики, то заслуга св. Амвросия в этой области заключается в том, что отрицаясь от стоико-христианской популярной морали, он (хотя и не совсем уверенно и решительно) пролагает путь специально христианской этике,4116 являясь проповедником и защитником новой, покоящейся на Св. Писании, нравственности.4117 Закреплённые им в De officiis ministrorum – этом первом опыте научного изложения христианской этики – его нравственные формулы продолжают жить на Западе весьма долго (можно сказать , и доселе, и после него).4118
И всё же историческое значение св. Амвросия не столько в нём самом, сколько в том, что ближайшим образом он4119 подготовил Западу блаженного Августина,4120 «в комплексе идей которого развитие религиозных воззрений Запада имеет свой центральный и высший пункт».4121 Блаженный Августин, который относился к св. Амвросию – и как к человеку,4122 и как к богослову4123 – с глубочайшим уважением,4124 принял христианство Запада в том самом виде, в каком оно было представлено св. Амвросием, хотя, впрочем, потом обработал его по всем направлениям.4125 В частности, блаженный Августин (просто буквально) повторяет св. Амвросия в своём учении о грехе, плоти, вере и благодати.4126 Так, он говорит, что грех Адама был смертельным для всего его потомства,4127 которое погибло в Адаме,4128 что первородный грех врождён нам,4129 почему и дети нуждаются в крещении, очищающем их от наследственного греха,4130 что зло само по себе не есть начало самостоятельное, но только недостаток добра.4131 Вслед за св. Амвросием, и блаженный Августин учит, что человек должен стремиться к тому, чтобы привести к подчинению закону ума воюющий против того закон плоти,4132 что последней цели не мог достигнуть ветхозаветный Закон, который только осуждал поступок, но не уничтожал зла.4133 Повторял также блаженный Августин св. Амвросия и тогда, когда утверждал, что вера человека в Бога и следование Христу есть дело воли и благодати Божией,4134 что без Бога человек ничего не может делать,4135 так как не в нашей власти сердце и его помышления,4136 – что человек только содействует благодати Божией в деле своего личного спасения.4137
* * *
Cp. Dr. J. Nirschl, 385 – 386. Dr. I. F. Pruner (S. 3) ставит в заслугу св. Амвросию то, что между западными отцами он первый объединяет греческий и римский дух и, благодаря этому, образует переход от латинской церкви первых столетий к латинской церкви IV и V веков.
Ф. В. Фаррар, II, 95; cp. I. B. Keller, 166.
A. Harnack, 29.
Dr. W. Möller, 508.
A. Harnack, 29.
Cp. Dr. R. Seeberg, 330: «Новое здание, которое построил Августин, было во всех своих частях перестройкой, и именно на этом основывается объём его исторических влияний. Отсюда догматико-историческое исследование в этом пункте требует ориентировки в предавгустиновских богословских течениях Запада. При этом приходится иметь дело прежде всего с Амвросием, а потом и с другими писателями Запада». A. Harnack, 28 – 29.
A. Harnack, 29; Dr. W. Möller, 504.
Dr. R. Seeberg, 330.
Cp. A. Harneck, 47.
Cp. Ep. 46, 14, 32; Contr. lul. Pel. VI, 23, 70; I, 3, 10.
Cr. Dr. Peter Asslaber, 51 – 59; A. Baunard, 289.
Dr. R. Seeberg, 360. Cp. MPL t. XIV p. 26 (pracfatio): ...fere omnium quae docet sanctus Augustinus, semina reperiri apud Ambrosium.
Cp. R. Thamin, 440; A. Harnack, 47.
Contr. lul. Pelag. I, 3, 10; 7, 32; Contr. sec. lul. resp. II, 36; IV, 104; Ambrosius, In Luc. IV, 67.
lul. Pelag. I, 3, 10; Contr. sec. lul. resp. I, 47, 48, 112; II, 36, 164 – 176; IV, 104; VI, 26; Ambrosius, In Luc. VII, 234.
Contr. duast. epist. Pelag. IV, 11, 29; Contr. lul. Pelag. I, 3, 10; Ambrosius, Apol. proph. Dav. 11, 56.
Contr. lul. Pelag. I, 3, 10; Contr. sec. lul. resp. IV, 121; Ambrosius, In Luc. 37.
Contr. lul. Pelag. I, 8, 44; Confes. III, 7, 12; De civit. Dei XI, 9; Ambrosius, De Isaac, 7, 60.
Contr. lul. Pelag. II, 5, 13. Ambrosius, De paradiso, 15, 77.
Contr. duas epist. Pelag. IV, 11, 30; Ambrosius, De fuga saeculi 7, 39; 3, 15.
De natur. et grat. 63, 75; De dono perseu. 19, 49. Ambrosius, In Luc. I, 10.
De grat. Christi 44, 48. Ambrosius, II, 84.
De dono perseu 19, 48. Ambrosius, De fuga saeculi 1, 1.
Contr. duas epist. Pelag. IV, 11, 30. Ambrosius, In Luc. II, 84.