Г. В. Прохоров

Тезисы, извлечённые из сочинения «Нравственное учение св. Амвросия, епископа Медиоланского»

1. Св. Амвросий (340 – 397) был ревностнейшим заступником церкви от нападений как внешних, так и внутренних врагов, а также человеком необыкновенной нравственной высоты.

2. Довольно многочисленные творения св. Амвросия появились в период с 375 по 397 годы.

3. Обращение св. Амвросия к восточному богословию, вызванное историческими обстоятельствами, привело св. Амвросия к известной идейной зависимости от Востока как в области богословия вообще, так и в области этики в частности.

4. Св. Амвросий указывает четыре периода этического развития и вообще нравственной жизни человека.

5. Библейское сказание о рае и сотворении человека св. Амвросием не всегда понимается буквально.

6. Не отличаясь в своём учении о духовном начале в человеке ни определённостью, ни последовательностью, св. Амвросий склоняется в своей антропологии к двухчастному делению человеческого существа на душу и тело, причём первое – духовное и божественное начало в человеке он бесконечно возвышает над материальным и смертным вторым.

7. Образ Божий, по которому сотворён первый человек, проявляется в духовном начале человека (невидимой его субстанции), ближе всего в его разумности, свободе воли и господстве над неразумными тварями.

8. Представление св. Амвросия об отношении между образом и подобием Божиим, как равно и его учение о совести, не отличается ясностью и определённостью.

9. Первый человек был создан с той целью, чтобы путём личного совершенствования и развития уже имевшихся у него добродетелей он, при помощи данных ему Богом благодатных средств, приблизился в своём Богоподобии к своему Творцу.

10. Несмотря на стремление св. Амвросия быть верным библейскому сказанию и рассматривать прародительский грех, как акт свободной воли, поддавшейся искушению со стороны диавола, св. отец в учении о происхождении греха, однако, весьма близок к филоновской концепции, полагавшей начало греха уже в самом факте принятия чувственного тела.

11. Зло не имеет cубстанциональности и есть лишь недостаток добра, допущенный Богом в провиденциальных целях.

12. Грех первых людей повлёк за собой тяжёлые последствия для прародителей, коснувшиеся не только их души, но и тела.

13. Колеблясь в своём учении о первородном грехе между учением восточных и западных отцов, св. Амвросий больше, однако, склоняется в сторону последних и рассматривает первородных грех, как действительную греховность (iniquitas), вменяемую каждому человеку в качестве его собственной вины.

14. Изменившиеся с грехопадением людей условия их нравственной жизни не изменили целей творения человека. Для успешного достижения последних Бог дал людям закон Моисеев. Сверхъестественный закон не упразднял, впрочем, естественного нравственного закона и не отрицал при этом помощи человеческого разума.

15. Искупить павшего человека мог только Христос, который принял на Себя, как второго Адама, грехи и проклятие человечества, вознёс их на крест и через это оправдал человека пред Богом, т. е., снова сделал его невинным или безгрешным.

16. Искупленного и оправданного человека Христос делает членом того благодатного царства, Основателем, Главой и Путеводителем которого является Он Сам.

17. Причастником царства Христова человек делается лишь чрез посредство благодати Божией и затем своей живой веры, свидетельствуемой добрыми делами.

18. Непосредственное и ближайшее своё проявление вера человека находит в благодатном таинстве крещения, совершаемом во имя Св. Троицы.

19. Крещение, оправдывающее человека, ставит последнего на путь невинности. Дальнейшая задача христианина сводится к тому, чтобы путём постоянного доброделания, путём постепенного совершенствования не только сохранить приобретённую им в крещении чистоту, но и развить её до степени действительного нравственного совершенства, до «меры возраста исполнения Христова».

20. Совершенствование или добродетель человека бывает или отрицательной, или положительной.

21. Отрицательное совершенствование имеет ближайшее отношение к борьбе человека со всем чувственным, ближе всего, с плотью, как источником греха, и миром, как царством диавола.

22. Для успешного хождения человека путями добродетели Бог ниспосылает искупленному человеку Свою благодатную помощь (Слово Божие, благодать Св. Духа, церковь и её таинства).

23. Добродетель, имеющая своим источником Бога и, именно, Христа, в существе своём есть Богоуподобление, постулирующее к состоянию известной мистической близости ко Христу.

24. Добродетель, единая по существу, разделяется на несколько отдельных видов, причём все частные добродетели соединены между собой столь тесной связью, что имеющий одну добродетель имеет и все другие.

25. Формальными условиями добродетели являются разумность человека и его свободная воля.

26. Добродетели делятся на два класса: теоретические (с главнейшей из всех добродетелей – мудростью или знанием) и практические. Первого рода добродетели, в свою очередь, делятся на логические и созерцательные, а вторые – на добродетели в отношении к Богу, ближним и самому себе.

27. Логическая добродетель или мудрость, проистекающая из Божественной Мудрости или Христа, есть познание истины вообще, но ближе всего познание религиозно-нравственных обязанностей человека.

28. Из практических добродетелей на первом месте стоит добродетель в отношении к Богу. Обязанности человека к Богу должны основываться не на страхе пред Богом (это низшая ступень Богопочтения), а на любви к Нему, соединённой с безусловным послушанием Ему и готовностью пострадать за Него. Непосредственное своё выражение любовь человека к Богу находит в постоянной молитве.

29. Обязанности христианина к ближним должны покоиться на чувстве любви к ним (не исключая и врагов). Христианская любовь к ближним (называемая также справедливостью) своим источником имеет любовь к Богу и основывается как на естественном родстве людей (разумных существ) между собой, так, главным образом, на той мистической связи, которая соединяет всех христиан в одно мистическое тело или церковь, возглавляемую Христом.

30. Любовь к ближним проявляется в молитве за них, в помощи им советом и, наконец, в делах милосердия.

31. Обязанности человека в отношении к самому себе должны проявляться в его отрицательном отношении к плоти с её прельщениями и к миру – царству диавола и вообще ко всему чувственному (соумирание со Христом миру и плоти). Особое значение в этом случае имеют добродетели воздержания и смирения.

32. Христианин отрицательно относится к благам этого мира и, в частности, к богатству, которое, если и может иметь для него какое-либо значение, то только как средство для проявления добродетели милосердия.

33. Все страдания и бедствия этого мира и, в частности, смерть – ничто для христианина, так как удел истинных последователей Христа быть скорбными в этом мире и блаженствовать в будущем. С надеждой на благодатную помощь здесь и будущее блаженство в том веке христианин с радостью переносит все бедствия и постигающие его искушения, будучи уверен также в том, что этими страданиями и искушениями очищается и укрепляется его вера.

34. Христианские нравственные обязанности делятся на низшие и высшие. Высшими христианскими добродетелями являются любовь ко врагам, нищета, девство и мученичество.

35. Достигший высшего нравственного совершенства называется у св. Амвросия праведным (оправданным) или мудрецом. Мудрый обладает всеми добродетелями и ни в чём не имеет недостатка или нужды. В частности, только мудрый истинно свободен и наслаждается блаженством, которое ему даёт мистическое божественное ведение и созерцание.

36. Оправдание человека совершается благодатью Божией по вере христианина, свидетельствуемой добрыми делами.

37. Между грехами св. Амвросий различает «грехи мысли, действия и утверждения». Разрастаясь количественно и изменяясь качественно, грехи не только совлекают с человека те благодатные дары, которые ему принесло Христово искупление, но и разрушают в нём образ Божий, а в дальнейшем доводят до духовной смерти.

38. Лёгкие грехи человек покрывает своими добрыми делами; тяжкие же может уврачевать только в таинстве покаяния.

39. Христианин не достигает на земле полного нравственного совершенства, а в зависимости от этого и полного блаженства.

40. Полное блаженство (высшее благо) возможно только в будущей жизни. Оно заключается, прежде всего, в лицезрении Божества, в удостоении «причастия божественной природы», небесной свободы, радости чистой совести, вечного покоя и т. д.

41. Блаженная или вечная жизнь только количественно отличается от того блаженства, которые праведные испытывают ещё здесь, на земле.

42. Небесное блаженство имеет различные степени. Степень блаженства каждого праведного стоит в зависимости от славы его земного подвига.

43. Полное блаженство праведных, а равно и страдание грешных и нечестивых, настанет после воскресения мёртвых, в день всеобщего суда, хотя и до этого суда ни праведные не остаются без награды, ни грешные – без наказания.

44. Мучение грешников характеризуется св. Амвросием чертами, противоположными тем, которыми изображается блаженство праведных. Так же, как и блаженство, мучение грешников имеет различные степени. Страшные мучения грешников в адском огне (понимаемом св. Амвросием, большей частью, буквально) будут продолжаться вечно.

45. В своём творении De officiis ministrorum св. Амвросий заимствует из De officiis Цицерона различные стоические мысли и положения.

46. Ближайшее сопоставление нравственного учения св. Амвросия с таковым же Цицерона доказывает, что между De officiis ministrorum и De officiis существует глубокая пропасть как в основных принципах этики, так и в понимании отдельных добродетелей.

47. Заимствования св. Амвросия из De officiis Цицерона не мешают быть De officiis ministrorum произведением христианским.

48. Обращение св. Амвросия в De officiis ministrorum к помощи Цицерона объясняется особыми условиями, в которые св. отец был поставлен. При том уважении, которым Цицерон пользовался у христианских писателей первых веков, заимствования св. Амвросия из цицероновского сочинения не представлялись предосудительными.


Комментарии для сайта Cackle