Азбука веры Православная библиотека архимандрит Амвросий (Погодин) Рассуждение Михаила Пселла относительно определения смерти
Распечатать

архимандрит Амвросий (Погодин)

Рассуждение Михаила Пселла относительно определения смерти

Сочинение Михаила Пселла относительно вопроса «определения смерти» имеет некоторую неясность в своем заглавии. Издатели этого небольшого, но весьма содержательного трактата, озаглавили его с предельной краткостью, в результате чего – и неясность. И только изучив текст этого сочинения, можно выяснить, чтó является его темой.

Сочинение это посвящено теме предведения Божиего и предопределения. В сочинении изучаются следующие вопросы: определилъ-ли Бог каждому человеку время и вид его смерти, или же это остается вне определения Свыше, остается, так сказать, «неопределеннымъ»? Действительно ли Бог знает всё? И если знает – что должно признать, – то с определенностию ведения Божиего можно ли сочетать и предопределение со стороны Его судьбы (в данном случае – смерти) каждого отдельного человека? Можно-ли говорить, что предведение у Бога является вместе с тем и предопределениемъ? И если это так, то можно ли говорить о свободе воли у человека и о моральной личной ответственности?

Вопросы эти являются древними. Еще Ориген, отвечая на вопрос: почему Христос допустил Иуде быть Его учеником, определенно зная, что тот Его предаст, – говорит так в 3-й книге «О началахъ»: Иуда, как всякий человек, обладал свободой воли. Как и все люди, он имел возможность сделать выбор между Богом и злом. С другой же стороны, конечно, у Бога есть предведение. Но то, что предвидено, не обязательно должно совершиться. Бог предвидит то, чтó должно совершиться, но это не «судьба», которая играет с человеком, это не «всемогущий рокъ»: Бог предоставляет человеку – актом его свободной воли при всемогущей помощи Божией – изменить то печальное и тяжкое, что человека должно встретить, если он не исправится 1.

На поставленные выше вопросы Михаил Пселл отвечает так: Бог знает и предвидит в с е; нет ничего, чтó остается или могло бы остаться неизвестным для Него; для нас, смертных, существует настоящее, прошлое и будущее: настоящее мы знаем отчасти, будущого же совершенно не знаем; для Бога же нет таких разделений во времени, потому что Он объемлет в с ю полноту времени. Но ведение (или: предведение) Божие не есть предопределение; судьба человека хотя и находится под Промыслом Божиим, но также подвластна и физическим законам и принадлежит власти свободы воли в человеке. Предведение Божие не связывает человека, не властвует над ним и отнюдь не определяет насильственно его судьбы или вида кончины. Да, Промысл Божий является благой заботой о человеке, но о таком человеке, который не отступил от Него и не ушел «в землю, далекую» от Него, но продолжает пребывать в «Отчем Доме» Его неги. В одном своем письме Пселл пишет следующее: «Все в жизни зависит от Божественнаго Промысла и решения Его, и ничего нет неразумного или неопределеннаго. За всем следит Неусыпное Око, Которое щедро воздаст за земныя лишения и страдания» 2. И однако Промысл Божий насильственно не принуждает человека быть добродетельным, но всецело способствует ему в делании добра и в спасении его души.

Сочинение Пселла – это ответ на письмо одного монаха, которое не сохранилось и на которое Пселл ссылается лишь в общих чертах.

Ученнейшаго Пселла ответ на вопрос некоего монаха относительно определения о смерти.

* * *

1

См. нашу статью «Духовный путь Иуды Искариотского / Православное обозрение. 1978. № 46. Декабрь. С. 41.

2

Цитата взята из статьи Я. Н. Любарского «Михаил Пселлъ» / Византийский временник. 1969. С. 84.


Источник: Богословские сочинения / Михаил Пселл; Пер. с греч., предисл. [с. 5-32], примеч. архим. Амвросия; [Рус. христиан. гуманитар. ин-т]. - СПб. : Изд-во Рус. христиан. гуманитар. ин-та, 1998. - 383 с. : ил. (Серия "Византия"). / Рассуждение Михаила Пселла относительно определения смерти. 96-97 с.

Комментарии для сайта Cackle