Азбука веры Православная библиотека епископ Анастасий (Александров) Слово за Божественной литургией 2 февраля 1916 года в храме Императорского Александровского Лицея в Петрограде
Распечатать

епископ Анастасий (Александров)

Слово за Божественной литургией 2 февраля 1916 года в храме Императорского Александровского Лицея в Петрограде

Возлюбленные, братья и сестры!

Кто слышал сегодняшнее евангельское чтение, у того, конечно, запали глубоко в сердце следующие дивные слова святого благовествования: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видеста очи мои спасение твое (Лк. 2:29–30)… Эти слова сказал праведный старец Симеон, живший на рубеже ветхого и нового завета и заканчивающий уже свой земной жизненный подвиг, когда, просвещенный Духом Святым, он воспринял на руки свои Богомладенца Иисуса. Он был счастлив, что узрел Христа, принесшего собой спасение людям, – Христа, просветившего всех светом своей Истины, – Христа, давшего сияние Правды святой, искру чистой любви небесной в мир.

Да любите друг друга (Ин. 13:34) – заповедал Христос своим ученикам, а через них и всем нам.

Да, святая любовь к ближнему, свет чистого благородства, честность и справедливость, проводимая в жизнь, воссияли нам со Христом и во Христе.

О, как высоки и как святы эти начала! Чье сердце не горит особым, святым огнем при этих дивных словах? Кто не пламенеет горячим желанием проводить эти начала в жизни своей? Все чувствуют себя высоко счастливыми – осуществить бы хоть частичку этого дивного целого в своей деятельности. И блажен тот, кто, действительно, искренне и объективно справедлив, кто честен и благороден в жизни своей.

К сожалению, возлюбленные, и мы, воспитанные уже на истинно-христианских началах, часто только много говорим о своей справедливости, честности и благородстве, или больше для видимости поступаем так, чтобы только о нас побольше хорошего говорили другие, чтобы люди считали нас таковыми... Наше гордое самолюбие, кичливость и собственное благо, а не истинная деятельная любовь к ближним, заложенная в нас Христом, Спасителем нашим, на благо ближнего, для которого мы живем и которого должны возлюбить, как самого себя, к прискорбию, влечет нас часто к этому возвышенному идеалу. Да не будет этого с вами, возлюбленные!

Образ жизни в смирении и самоотречении, что дал нам сам Господь Иисус Христос – вот жизнь во Христе – истинно-христианская жизнь. Это есть истинный свет человеком. И такая жизнь – наше счастье.

Итак, Христос – источник нашего спасения, друзья мои. Христос смиренный да будет и вашим путеводным светочем на всю вашу жизнь. Здесь вы увидите правду и истину; в Нем, исполняя Его законы, вы найдете себе благополучие и счастье, сделавшись потом полезными членами общества и деятелями, на всех поприщах жизни истинно просвещенными, ставящими выше всего не свое личное благо и благополучие, а благо ближних своих и, значит, всего общества.

Человечество теперь, пережив настоящую великую и тяжелую борьбу за правду, должно будет вступать в обновленную жизнь. Стоя по возрасту своему на грани старого и этого нового положения, вы, молодые люди, вступая в деятельную жизнь, особенно будете близко чувствовать эту свежесть обновленной жизни. Торжество правды и истины Христовой да поставит вас, возлюбленные, в условия, когда и вы, исполнив истинно христиански свой жизненный путь на земле, путь развития в людях правды и добра Христова, можете каждый сказать вместе с праведным Симеоном: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видеста очи мои спасение твое (Лк. 2:29–30), еже Ты уготовил дорогому нашему Отечеству, славянству и всем любящим Тебя и творящим Волю Твою, верным сынам Твоим – христианам!

Епископ Анастасий.


Источник: Анастасий (Александров), епископ. Слово за Божественной литургией 2 февраля 1916 года в храме Императорского Александровского Лицея в Петрограде // Христианское чтение. 1916. № 2. С. 129-130.

Комментарии для сайта Cackle