Азбука верыПравославная библиотекапрофессор Анатолий Алексеевич Спасский[Рец. на:] Функ Ф. К. История христианской Церкви от времен апостольских до нашего времени
Распечатать
Скачать как mobi epub fb2 pdf Оригинал (djvu)
 →  Чем открыть форматы mobi, epub, fb2, pdf?


профессор Анатолий Алексеевич Спасский

[Рец. на:] Функ Ф. К. История христианской Церкви от времен апостольских до нашего времени

Библиографическая заметка

    Ф. К. Функ, профессор Тюбингенского Университета. История христианской церкви от времен апостольских до нашего времени. (В русском переводе с значительными изменениями, дополнениями и предисловием Н. В. Гидулянова ординарного профессора Московского Императорского Университета. Москва.) 1911.
   Имя покойного профессора Тюбингенского Университета Функа, заявившего о себе солидными трудами в деле критического исследования важнейших источников канонического права древней церкви и разносторонними этюдами в области древней церковной истории, составившими три объемистых тома, известны всякому занимающемуся изучением правового строя и внутренней организации древней церкви. Католик по своему происхождению, в своих главнейших ученых работах он служил исключительно науке и его исследования, сделанные в области изучения источников канонического права, по своей научной ценности не имеют пока ничего равного себе в западной науке1.
   Научный метод работ Функа, его обширные познания в области церковной истории, нажитое, навыком умение разобраться в сложных и запутанных вопросах, — все это ручается уже и за научную значимость составленного им учебника по истории христианской церкви. Хронологический объем его очень обширен; по своему содержанию он простирается от апостольских времен до наших дней. Но умение сжато излагать свои мысли, в немногих словах высказать многое, в кратких выражениях скомбинировать исторические факты, воспроизвести их историческую индивидуальность и взаимную связь, — талант, которым, кажется, обладают одни немецкие умы, — все это ярко сказалось и на учебнике Функа. Лучшую характеристику учебника предлагает сам издатель его: «Учебник Функа, — это сочинение живое, свежее, движущее мысль. Как с методологической стороны, так и по богатству содержащегося в нем материала, труд этот является образцовым. В легкой и доступной форме ему удалось дать всю сумму знаний, необходимых для всякого образованного богослова и историка. Стремясь к краткости, Функ выбросил все обременяющие другие учебники многословные размышления; у него говорят сами факты... Разносторонне освещая факты, он сводит их в одну стройную систему, облегчая читателю более успешное усвоение всего изложенного церковно-исторического материала (предисл. IV)». Научное и педагогическое значение такого рода учебников многосторонне: излагая на 514 стр. все по-видимому необозримое разнообразие фактов, наполняющих хронологическое пространство от апостольских времен до наших дней, но воспроизводимых в учебнике во всей широте полноты церковной жизни, они не требуют от читателя какого-либо особого напряжения умственной энергии или продолжительной траты времени, и невольно увлекают постоянно сменяющейся картиной лиц, событий и всего многообразия церковной жизни, и предносясь пред умственным взором читателя, как чудная панорама, вызывают не одно умственное, но и эстетическое наслаждение. Они будят мысль читателя, вызывают в ней новые церковно-исторические проблемы и порождают новые мотивы к самостоятельной работе в области церковно-исторического познания. Учебник Функа в отношении ко всем этим достоинствам является образцовым. Для русских читателей изданный проф. Гидуляновым учебник Функа привлекает к себе интерес и в том отношении, что автор его «с особенной обстоятельностью и любовью, редко встречающейся на Западе» излагает историю восточной церкви, конечно, в том кратком объеме, какой определялся самыми задачами учебника.
   Но при всех своих достоинствах Функ все-таки католик (Предисл. V). Если в своих ученых трудах он и стоит прочно па почве научного критизма, чуждого всяких посторонних тенденций, где ему не приходилось касаться католического учения о приматстве папы, то здесь, в учебнике, католическая закваска не могла не оказать влияния на его религиозное миросозерцание. Переводчик поставил своей задачей «вытравить этот папежский дух», целиком написал вторую главу первой части (церковное устройство в первые три века), вообще изменить те места книги, где говорится о развитии римского примата, а также смягчить и отчасти пополнить те параграфы, кои посвящены истории русской церкви (Пред. V).
   Практическая пригодность учебника Функа еще более увеличивает его ценности; к нему приложены хронологические таблицы, датирующие время правления пап, царствования римских и византийских императоров, западных особенно германских, французских государей и королей Англии и Испании (580—581), и алфавитный указатель обсуждаемых в учебнике лиц и предметов. Уже в своем немецком подлиннике он снабжен обстоятельными примечаниями, содержащей в себе достаточный перечень существующей на западе ученой литературы по каждому более или менее затрагиваемому в учебнике вопросу, в русском же переводе он пополнен издателем учебника еще библиографическими сведения существующей на русском языке литературы. На нашем книжном рынке и притом в книге, изданной светским ученым, о котором ео ipso предполагается полное незнакомство даже с названиями духовно-богословской письменности, — этот каталог богословской литературы, присоединенный трудами издателя, является не только приятной новостью, но и ценным подарком для русских читателей, интересующихся церковно-историческими вопросами. «Возможно, — пишет издатель, что специалисты богословы найдут здесь много почти неизбежных для первого опыта пробелов. Причина этому хаотическое состояние нашей духовной литературы и отсутствие сколько-нибудь научно постановленной библиографии (Предисл. VI)». — Это правда, но такой упрек должен падать не на одну духовную литературу. И наша ученая литература, выходящая из университетских стен, должна довольствоваться лишь случайными рецензиями, помещаемыми притом в разных органах печати. Специального же критико-библиографического журнала, какие во множестве расплодились в западе, она не имеет. Проверка русской церковно-исторической литературы, отмеченной в указании пр. Гидулянова, сделанная нами лично, показала, что все имеющее более или менее научное значение в русской церковно-исторической литературе, отмечено им. Недоступной для него осталась только журнальная литература, но указатели к этим журналам представляют собой такую антикварную редкость, которая едва знакома даже специалистам.
   Полных научно составленных и в то же время при полноте и всеобъемлемости содержания, отличающихся краткостью и метологичностью учебников у нас в России пока нет (ср. Предисл. IV.) В этом отношении переведенный проф. Гидуляновым учебник Функа заполняет собой пустое место, и заполняет так хорошо, что пустое место исчезает. Он является не только хорошим руководством при изучении церковной истории, но и незаменимым справочным пособием, где читатель без всякого труда, пользуясь только указателем найдет нужный для него отдел по истории церкви и всю необходимую ученую литературу как иностранную, так и русскую.
   Поэтому и русская церковно-историческая наука может приветствовать появление этого учебника в русской печати и его переводчика проф. Гидулянова русским: спасибо и пожелать изданному им учебнику большого распространения среди читающей публики.

1   Разумеем: Die apostolisclie Oonstitutionem. 1891; Das Testament miseres Herrn und verwandten Schriftem, где он подводит последние итоги всем научным исследованиям по истории самых малейших канонических документов (Mainz 1901; и последнее критическое издание: Didascalia et constitutiones apostolorum. Padesbornae. 1906 г.

Помощь в распознавании текстов