Азбука веры Православная библиотека протоиерей Андрей Хойнацкий Как относились к царской власти святые мученики первых времен


протоиерей Андрей Хойнацкий

Как относились к царской власти святые мученики первых времен христианства, и какие уроки отсюда следуют для нас в настоящих обстоятельствах?

Слово в день храмового праздника институтской Свято-Александровской церкви в городе Нежине, сказанное 14 марта 1881 года1

Поминайте наставники ваша, иже глаголаша вам Слово Божие, ихже взирающе на скончание жительства, подражайте вере их. Евр. 13, 7.

Когда в государстве или народе падает дух гражданского мужества или семейных и общественных добродетелей, когда нравственная немощь частных лиц или отдельных обществ достигает крайних пределов своего развития и проявления, то в числе средств для устранения этих недостатков, падений и немощей обыкновенно издревле советуют обращаться к примерам древних мужей, хранителей нравственной чистоты и благочестия, дабы, одушевляясь их живым, внушающим поведением и деятельностью, желающие могли снова возвратиться на потерянный путь веры, долга и совести, с которого они имели несчастие сбиться по тем или другим причинам, внушениям или обстоятельствам.

Такой именно момент переживаем мы, братие, в настоящее время, под впечатлением последних обстоятельств ужасной, мученической кончины усопшего Государя, нашего благодетеля и отца, убиенного Императора Александра Николаевича. Теперь между нами нет ни одного честного, благородного человека, ни одного более или менее благонамеренного, добросовестного повременного издания, которые бы не вопияли во всеуслышание о современных наших, так называемых общественных недугах, о нашем падении и развращении в жизни религиозно-нравственной, общественной и промышленной, призывая вкупе всех и каждого к исправлению, перевоспитанию и обновлению, под опасением неминуемой, страшной ответственности за наше будущее, за наших детей и за собственное благо и преуспеяние наше.

Что же нам делать? С чего начать и куда идти?

Чтобы долго и напрасно не задумываться над решением этих вопросов, воспользуемся настоящим нашим праздником, и, воспоминая жизнь и подвиги ублажаемого ныне церковью, богодарованного хранителя и покровителя сего священного храма нашего, святого священномученика Александра пресвитера2, вопросим его и всех, подобно ему пострадавших за Христа, как они вели себя по отношению к власти предержащей, и что в этом отношении заповедали нам своею жизнью, словом и примером, – дабы, взирающе, по апостолу, на скончание жительства их, запечатленного их собственною честною кровью, мы могли безпреткновенно подражать им для нашего собственного блага и спасения о Господе.

Мы знаем, что как св. Александр, так и все подобные ему страстотерпцы первых времен христианства, жили и действовали под властью императоров и царей языческих, из коих большая часть почти всю свою жизнь проводили в том, ЧТО ИЗМЫШЛЯЛИ лютейшие и ужаснейшие казни для истребления исповедников Евангелия и веры Христовой. Что же делали эти исповедники? Как они вели себя по отношению к своим мучителям?

Вы можете прочесть все мученические акты первых веков, христианства, всю историю этих веков, и не найдете в них ни одного примера, ни одного малейшего даже намека, чтобы тогдашние христиане производили какие-либо возмущения и беспокойства в государстве. «Сколько жестокостей оказывали вы христианами?» спрашивает язычников?.. известный христианский учитель третьего века, Тертуллиан; – «сколько раз народ, не выждав даже вашего приказания, бросал в нас камнями и зажигал наши домы? Во время неистовства, вакханалий не бывает пощады даже умершим христианам. Трупы их извлекают из могил, чтобы над ними поругаться, чтобы истерзать их в куски и раскидать в разные стороны. Но заметили ли вы когда, чтобы мы старались отомстить за такую жестокость, тогда как достаточно было бы одной ночи, чтобы воздать злом за зло, если бы это было дозволено нам? Но не дай Бог, чтобы божественная религия употребляла когда-нибудь человеческие средства или бы изнемогла от испытания»3.

Напротив того, та же история несомненно свидетельствует, что все святые мученики были в тоже время самыми лучшими верноподданными своих государей, оставляя за собою только одно святое право – беречь свою христианскую веру вопреки всем усилиям и преследованиям мучителей. Но и в тех случаях, когда нужно было отстаивать драгоценное звание христианина, святые мученики показывали такую покорность и почтительность к врагам своим, что приводили в изумление самих мучителей, всегда готовые скорее быть замученными без сопротивления, чем обнаружить малейшее возмущение против власти.

Так кротко и безропотно преклонил под меч святую главу свою и наш священномученник Александр приведши этим в скорбь самого своего мучителя, жестокого императора Максимилиана, по повелению и пред глазами которого он был усечен, – до того, что пораженный терпением святого, Максимилиан, вопреки тогдашнему обычаю, повелели христианам погребсти честное тело страдальца4. – Когда же этот самый Максимилиан велел умертвить в известном Фивском легионе, состоявшем из шести тысяч христианских воинов, каждого десятого, за то, что они отказались убивать невинных своих братьев христиан на западе, думая тем устрашить остальных, то оставшиеся в живых, писали императору: «мы видели, как умерщвляли товарищей наших трудов и опасностей, обагряя нас кровью их. Но эта крайняя опасность нашей жизни не возмутила нас против тебя, император; это крайне отчаянное положение не вооружило нас против тебя. На что бы ты ни решился, чему ты ни подвергнешь нас, огню ли то, истязаниям, мечу, мы все готовы претерпеть; только мы христиане преследовать христиан не можем»5.

Вместе с этим, повинуясь безропотно властям своим, святые мученики поставляли для себя священною обязанностью молиться о них ко Господу, да укрепит Он и сохранит их в служении их. «Живя под римскими законами, ты должен любить наших императоров», говорил проконсул Марциан антиохийскому епископу Ахатию. «Кто же более и любит императора, как не мы – христиане? – отвечал Ахатий. Постоянно молимся мы о нем, о благоденствии его жизни, о правосудном управлении народами, особенно о мире его царствования, о здравии войска его и о состоянии всего мира». – «Мы днем и ночью молимся Богу о себе, обо всех людях и о благоденствии самых императоров», говорил священномученик третьего века Киприан, епископ карфагенский проконсулу Патерну, и это свое исповедание тут же запечатлел страдальческою смертью. «Ежедневно приношу я жертву за спасение кесаря и всей империи, ежедневно возношу пред Богом жертвы духовныя за благоденствие государства», говорил св. мученик 3-го века Виктор в длинной речи своей за веру Христову, и в доказательство истинности своих слов мирно предал себя в руки палачей, умертвивших его6. Подобно этому в Афинах говорил известный апологет третьего века Афинагор императору Марку Аврелию и сыну его Коммоду: «мы, христиане, молим Бога за твое государство, просим Его, дабы сын твой, как подобает, вступил на престол после тебя, дабы обоим вам счастье благоприятствовало во всем, чтобы расширялись пределы царства вашего; просим Господа, дабы под Его водительством и заступлением тихо и мирно совершали мы все на пользу свою, и могли каждый исполнять повеления ваши»7.

Этого мало; соединяя вместе с повиновением предержащей власти молитву о ней, святые мученики в то же время старались со всею строгостью исполнять все государственные постановления и нести все государственные повинности наравне с прочими подданными своего отечества. «Что касается до общественного спокойствия, писал св. Иустин философ и мученик второго века, то мы содействуем вам, т. е. язычникам, и способствуем в том более всех людей; подати и повинности постановленным от вас чиновникам мы везде стараемся взносить прежде всех, потому, что так научены Христом»8. «Мы одинаковы как к нашим государям, так и к ближним нашим, говорит Тертуллиан... Мы с вами плаваем по морям, ходим на войну, обрабатываем землю, ведем торговлю, выпускаем в свет свои труды и рукоделия для вашего употребления»9. Стоит заметить, что по новейшим открытиям, самый даже знаменитый римский Колизей, в котором погибло столько святых мучеников под ударами палачей и клыками и когтями диких животных, построен рукою мученика10.

И таким образом поступали, так жили и действовали св. мученики и все современные им первенствующие христиане, потому что всегда неизменно имели пред очами своими святую заповедь и образ своего Спасителя, всегда оставались верными завету святых апостолов и учителей церковных. Святой Ефрем, отец четвертого века, современник нашего священномученика Александра, пишет: «счастлив тот, кто дает доказательства искреннего и совершеннейшего послушания власти, потому что таковой идет по стопам своего Господа, который послушлив был даже до смерти, смерти же крестные. Кто же повиновением идет во след Иисуса Христа, тот пойдет по следам Его и в достижении воздаяния вечного. Послушливый никогда не сопротивляется тем, которые ему приказывают, не гневается, когда бывает наказан, всегда готов на всякое благое дело»11. Если сам Сын Божий платил подати, говорит учитель того же века святой Амвросий Медиоланский, как же осмеливаешься ты говорить, что не должен платить их? Он платил подати, не взирая на то, что не имел, где главы преклонить; почему же ты, гоняющийся за мирскими приобретениями, не должен с послушанием подчиняться светской власти? Когда император требует от вас дани, вы не должны ему отказывать, потому что, кто желает пользоваться покровительством власти, тот должен доставлять и средства для ее содержания»12.

Пусть же попробуют сравнить свое поведение с этими заветными примерами и наставлениями все те, кои не только производят разные крамолы и безурядицы в нашем отечестве, но и в припадке своего крайнего безумия и опьянения греховного дерзнули нападать на самую священную особу своего Государя, – и какого Государя? – Государя такого великого и доброго, каков был покойный Император Александр Николаевич, убиенный ими беспощадно в адской злобе их. – Что они сделали? Чего еще хотят и к чему стремятся?!! Замечательно, что святотатственные руки злодея поразили покойного Государя в первую неделю Великого поста, которая иначе называется издревле неделею Православия, потому что в эту неделю церковь анафематствует всех нераскаянных еретиков и врагов веры и церкви Христовой, в том числе и «глаголющих, яко цapи не поставляются Богом, но дерзающих против них на бунт и измену»... Да будет же эта страшная, православная анафема отныне и до века на всех злодеях и врагах Царя и царства нашего, на всех этих безбожных крамольниках, на всех этих разбойниках, не устыдившихся пролить царственную кровь среди белого дня; да пребывает она на них и на всех клевретах их вечным, несмываемым позором, чтобы всякий, как от Каина, отворачивался от них, бежал от них, как от заразы, и боялся даже помышлять о них, как об исчадиях ада и отребьях человечества.

Мы же, братья, оставаясь неизменно верными завету своего божественного Учителя и Господа и Его святых апостолов и мучеников, постараемся навсегда запечатлеть в умах и сердцах своих их живые трогательные примеры уважения к царю и его царской власти, и в особенности отныне дадим твердый, незазорный обет пред Господом Богом и ублажаемым нами святым покровителем храма сего, взирая на икону угодника Божия или молясь ему, непрестанно вспоминать о его, и всех ему подобных св. мучеников, неизменной любви и преданности власти предержащей, чтобы эта любовь и преданность от постоянного, искреннего напоминания вошла, что называется, в плоть и кровь нашу, сделалась нашею второю природою, нашим вечным достоянием и путеводительницею во всей жизни, во всем поведении и, делах наших.

В частности же слово мое к вам, юные друзья мои и питомцы наши о Господе, у которых души еще чисты от губительной заразы, и сердца в святой простоте своей по преимуществу способны к восприятию добрых примеров и наставлений от жизни и деятельности святых Божиих для ближайшего уподобления им. Вы – цвет русского юношества; на вас почивают все лучшие чаяния дорогого нашего отечества и возлюбленного Благочестивейшего Государя Императора нашего. Покойный Государь для того так отечески и заботился о вашем образовании, столько сделал для этого образования, чтобы воспитать в лице вашем лучших слуг и верных помощников себе в управлении и благоустроении земли Русской.

Учитесь же, учитесь, дети, у святых Божиих и у всех, у кого можно и должно учиться, учитесь искренно, благочестно чтить Царя, помня при этом раз и навсегда, что в лице yбиенногo Государя и ныне царствущего возлюбленного сына его, Императора Александра Александровича, мы имели и имеем не врагов своей веры и блaгoдeнcтвия, как это было во времена мучеников, а богодарованных, верховных представителей и хранителей этой святой веры, и державных покровителей и носителей всей нашей жизни, всякого благоденствия нашего в настоящем и преуспеяния в будущем. – Если же св. мученики так повиновались во всем царям неверным и гонителям своим, то какой же страшной ответственности должны подлежать пред Богом и судом Его страшным, пред своею совестно и судом истории мы, если не будем, как должно, благоговеть пред властью Царя своего православного, которому еще так недавно клялись мы в верности пред святым Крестом и Евангелием, не будем любить всем сердцем, всею душою и всем помышлением того, кто неусыпно печется о чести и счастья России на страх ее врагам, внешним и домашним, кто относится к нам, как родной отец к детям?

прот. А. Хойнацкий

* * *

1

Состоящая ныне при Институте князя Безбородко в г. Нежине церковь посвящена во имя священномученика Александра Пресвитера, иже во Пидне, в память основателя бывшей гимназии Высших Наук князя Безбородко (преобразованной сначала в Лицей, а потом в Институт), светлейшего князя Александра Андреевича Безбородко, который в этот день родился и был именинником.

2

В нынешних полных Святцах память этого святого полагается 15 марта; но в прежних киевских она значится 14 марта, как и празднуется с 1824 г. в Нежине.

3

Тертуллиана Аполог, гл. 36, 47.

4

Полный месяцесл. А. Сергия, т. II стр. 79–80.

5

Акты мучен. Маврикия у Руинарта. Духовная Беседа 1858 г. № 51.

6

Дух, Беседа 1858 № 52, стр. 528.

7

Афинагора Аполог.

8

Иустина Аполог. I, гл. 12, 23.

9

Аполог. Тертул. гл 32, 37, и др.

10

Мученики Колизея.

11

S. Ерhrеm. de virtute, t. 1.

12

S. Ambros, ad cap. 5 Luc.


Источник: Из Майск. книжки Душепол. Чтения 1881 года. Печатать позволяется. Москва. Апреля 22 дня 1881 года. Цензор пpoтoиepeй С. Зернов. В Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре.

Вам может быть интересно:

1. Соглашение библейского сказания о миротворении с научными данными и выводами естествознания профессор Митрофан Филиппович Ястребов

2. Сельская община профессор Афанасий Прокофьевич Щапов

3. Православие и уния в лице двух своих защитников, преподобного Иова Почаевского и Иосафата Кунцевича протоиерей Андрей Хойнацкий

4. Русским ли правительством узаконено иноземное идолопоклонническое ламство в православной России Евстафий Николаевич Воронец

5. Брайтэм. Восточная и западные литургии. Т. 1: Восточные литургии протоиерей Александр Петровский

6. К истории недавнего прошлого: вопрос о Соборах в Русской Церкви протоиерей Андрей Беляев

7. Учение западных вероисповеданий об оправдании протоиерей Александр Рождественский

8. Поучение, сказанное при посещении города Волоколамска в соборе 6 июля [1890 года] епископ Христофор (Смирнов)

9. Новое сообщение из Афин по старокатолическому вопросу профессор Анатолий Алексеевич Спасский

10. Опыт цивилизационной характеристики духовной культуры: Византия протоиерей Андрей Кириллов

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс