Источник

Выпуск 4-й. О совершении Таинства Елеосвящения

Из чтений по предмету практического руководства для пастырей)

Отделение I. О лицах, над которыми совершается Таинство Елеосвящения

Какого рода именно больные могут прибегать к Таинству Елеосвящения? – Можно ли совершать это Таинство над дряхлыми стариками? – Можно ли совершать оное над больными младенцами, над преступниками, осужденными на смертную казнь, над воинами, идущими на сражение, и над некоторыми другими лицами? – Замечание о совершении Елеосвящения над больными, находящимися в умопомешательстве или неистовстве и т.п. – Что нужно сказать о совершении Таинства Елеосвящения в некоторых местах в Великий Четверток для больных и здоровых?

§1. Над кем именно должно быть совершаемо Таинство Елеосвящения в нашей Церкви православной, на это отвечает св. апостол Иаков, когда говорит об установлении сего Таинства: болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковные, и да молитву сотворят над ним, помазавше его елеем во имя Господне... и т.д. (Иак. 5:14, 15). С греческого: болит ли кто в вас (ασθενεί τις) означает вообще человека слабого, истощенного в силах, т.е. больного в собственном смысле этого слова (Иак. 5:14). Таков напр. был Лазарь, брат Марфы и Марии (ασθενών), близкий к смерти (Ин. 11:1–7). Вследствие этого, по учению нашей Церкви, Елеосвящение должно быть совершаемо над больными находящимися в опасности смерти, или говоря точнее, над больными в собственном смысле этого слова (Сравн. Догм. Богосл. Пр. Антония, стр. 389, и др.). Впрочем это вовсе не значит, что для совершения сего Таинства непременно надобно ожидать, чтобы больной потерял всякую надежду на выздоровление, как это вообще принято в церкви западной. Напротив того, по ясному учению самого слова Божия, одною из главнейших целей Таинства Елеосвящения служит выздоровление больного: и молитва веры спасет болящаго, и воздвигнет его Господ (Иак. 5:15). А потому в нашей Церкви и принято со времен апостольских «преподавать сие таинство не только больным отчаянным и приближающимся к смерти, но и одержимым легчайшими болезнями“ (Сим. Солунск. гл. 285), и вообще немощным, чувствующим физическую слабость и изнеможение, для исцеления их во славу Божию (Новая Скр. ч. IV, гл. 14, §3).

§2. На основании вышесказанного, к числу больных, над которыми может и должно быть совершаемо Таинство Елеосвящения, надобно отнести также и дряхлых стариков, которые, по самому закону природы, имеют основание ожидать со дня на день смерти, и потому, разумеется, должны по-христиански готовиться к оной. Таковые могут быть напутствуемы этим Св. Таинством, хотя бы не страдали какою-либо особенною болезнью; ибо самая старость есть болезнь даже по обыкновенному взгляду человеческому (Требн. П. Могилы, о таинстве елеосвящ. Догм. Богослов. преосв. Филарета, ч. II, §276).

§3. Не должно быть совершаемо Таинство Елеосвящения: 1) над младенцами, не достигшими раскрытия разума, ибо по ясному учению св. Апостола, вместе с исцелением от болезни, благодать этого Таинства простирается и на отпущение грехов (Иак. 5:15); а известно, что Таинство отпущения грехов не совершается у нас над детьми до семилетнего возраста (см. выше о Таинстве Покаяния). 2) Не принято у нас совершать Таинство Елеосвящения над воинами, отправляющимися на войну, ни над путешественниками, отправляющимися в далекое (морское или сухопутное) странствование, а также над преступниками, осужденными на смертную казнь пред совершением оной. Ибо никто из поименованных лиц не может подходить под одно из условий, которые апостол поставляет необходимым для приятия этого Таинства, а именно не находится в состоянии болезни, и потому не имеет нужды, чтоб молились об его выздоровлении. В частности, по отношению к преступникам осужденным на смерть, было бы несправедливо молиться об избавлении их от заслуженной ими казни (Требн. П. Могилы о елеосв. стр. 448. Догм. Богосл. пр. Филар. ч. II, §276). 3) Равным образом «над умершими маслоосвящение да не дерзнет творити (священник) отнюдь» (Номокан. при больш. Требн. пр. 164); ибо по смерти нет покаяния, ни возможности выздоровления (подробн. постановл. о сем издано патриарх. Никифором исповед. Pitra, Juris t. II, стр. 324, 325, cap. VIII). Впрочем, если бы случилось, что преступник, осужденный на казнь, заболел смертельно за несколько времени до совершения над ним казни, то священник, призванный для исповеди его и причастия Св. Таин, может по желанию его, удостоить его Таинства  Елеосвящения, как всякого больного вообще, – ибо не принято казнить больных до их выздоровления.

§4. Кроме сего Таинство Елеосвящения не совершается над нераскаянными грешниками и явными безбожниками, ибо кроме других условий для его действенности, требуется сознание грехов своих, вера в Бога и надежда на Его милосердие, а сего-то именно не бывает и быть не может у людей неверующих и нераскаянных (Иак. 5:15. Требн. П. Могилы, стр. 447. Догм. Б. пр. Филар. §276). Сюда же надобно отнести также и тех больных, которые потеряли употребление рассудка и находятся в беспамятстве. Ибо апостол Иаков предполагает в больных, принимающих Таинство Елеосвящения, столько силы и присутствия духа, чтобы они сами могли призвать пресвитеры церковные и молиться ко Господу молитвою веры (Иак. 5:15). Впрочем, если бы священник заранее узнал от больного о желании его принять Таинство, или родные сего последнего сказали священнику об этом, или больной сам, не будучи в состоянии выражаться словом, дал бы знать об этом каким-либо знаком, –  движением руки или глазами, и т.п., – то хотя бы больной после этого и впал в совершенное беспамятство, священник однако может совершить над ним Елеосвящение в надежде на милость Божию и всепрощение небесное (Требн. П. Могилы, стр. 447).

§5. Опасно совершать Таинство Елеосвящения над такими больными, которые, находясь в состоянии умопомешательства или исступления, предаются неистовству, и своими неблагопристойными поступками могут нанести оскорбление святыне Таинства и ее служителям. Над такого рода больными Таинство это не должно быть совершаемо, пока они не успокоятся и не будут в состоянии принять оное в мире души и спокойствии, необходимом для сознания грехов и обращения к Богу (Требн. П. Могилы, о елеосвящ. стр. 447).

§6. Священник в своей ставленной грамоте читает, что «елеопомазание нужно над болящими совершати; над здравыми же, никако же да не дерзнет творити “. Между тем есть в некоторых местах нашего отечества обычай, унаследованный с востока, в силу которого Таинство Елеосвящения иногда совершается торжественно в церкви, именно в Великий Четверток или субботу, не только для больных, но и для здоровых, и в этом случае священники, совершающие Таинство, помазывают самих себя и всех присутствующих без разбора. Об этом обычае нет постановлений в типиках церковных. Но в катехизисе свят. Димитрия Ростовского, о Елеосвящении, в ответе пятом, читаем: «я сказал, что елеосвящение преподается только немощным, и кроме больных – никому более; только в великий четверток, или в великую субботу могут принимать оное и здоровые, по древнему впрочем обычаю, а не по писанному преданию. И так как в великий четверток Христос установил новый завет тела и крови своей, то не неприлично причаститься и сей тайне хотя и здоровому человеку, но не ведущему ни дня, ни часа кончины своей“ (Сравн. Нов. Скриж. ч. IV, гл. ХIV, §3). Обычай совершать торжественное Елеосвящение для всех в Великий Четверток, как один из древнейших обычаев нашей Церкви, без сомнения, заслуживает глубокого внимания и благоговения. Но само собою разумеется, ни один священник не имеет права самопроизвольно вводить его везде, где бы ему ни захотелось, и где его никогда не было. Кроме того, и в тех местах, где этот обычай совершается от древности, он должен совершаться не иначе, как по древнему же учреждению, т.е. не иначе, как в присутствии семи законных совершителей Таинства; ибо это не экстренный случай, когда, как увидим далее, Таинство может быть совершаемо даже и одним священником, – а действие заранее предвиденное (Сравн. ниже, отд. II, §§7, 8).

Отделение II. О главных и существенных принадлежностях, условливающих совершение Таинства Елеосвящения в Церкви Православной

О лицах совершающих Таинство Елеосвящения. – Сколько именно священников необходимо для совершения Елеосвящения? – Может ли один или два священника совершить оное в случае надобности? – Как смотреть на совершение Елеосвящения одним священником без особенной необходимости? – О елее, употребляемом для совершения оного. – На каком основании у нас во время Елеосвящения елей смешивается с вином? – Можно ли вместо красного вина при этом употреблять другое вино? – Какие именно части тела помазываются у больного в Таинстве Елеосвящения? – Можно ли иногда не помазывать персей у больной женщины при совершении оного? – О совершительной молитве в Таинстве Елеосвящения, и главных условиях для ее действенности. – О времени и месте совершения Елеосвящения.

§7. В своем послании св. апостол Иаков говорит только, что для совершения Таинства Елеосвящения, больной должен созывать к себе пресвитеров церковных, т.е. священников, и следовательно отнюдь не диаконов или кого-либо из низших клириков (Иак. 5:14). Но сколько именно надобно священников для совершения оного, Апостол не определяет. Согласно с практикой древней Церкви православной, для совершения Елеосвящения нужно созывать семь священников, по числу семи даров Духа Святого, или по примеру пророка Елисея, молившегося над дитятей соманитянки семь раз, и т.п. (Сим. Солунск. гл. 283). В случае надобности, когда нельзя собрать семи священников, можно призывать и трех во имя Пресв. Троицы; а по свидетельству Симеона Солунского не запрещается созывать для совершения Елеосвящения и больше семи священников «в большее показание веры и усердия“ (Сим. Сол. гл. 283).

§8. Что касается до совершения Елеосвящения одним священником, то древний Устав Церковный определяет, что сие возможно только «беде смертной належащей“, т.е. в самой крайней необходимости, когда больной находится в опасности смерти, а другого священника найти нет возможности (Требн. Петра Могилы, о тайне елеосвящения, стр. 445). И в сем последнем случае, как изъясняется наша Новая Скрижаль, священник один «исполнит (или совершит) таинство силою всей Церкви, которой состоит служителем, и лицо которой представляет, ибо вся власть Церкви и в одном священнике содержится“ (Нов. Скриж. ч. IV, гл. XIV, §2). «Когда же нет нужды, два или один священник ни под каким условием да не дерзают совершать сие таинство под грехом смертным“ (Требн. П. Могилы, о елеосвящ. стр. 445). В сельских приходах всего чаще приходится, за отсутствием других священников, одному приходскому совершать Елеосвящение, и тогда совершение этого Таинства имеет силу, как если бы оно было совершено определенным числом семи священников. Но безответны пред судом Церкви священники, состоящие в больших городах или местечках, где всегда можно найти несколько священников, когда они без крайней надобности, решаются совершать это Таинство одни, не призывая других для участия с собой. Вина их впрочем ослабляется тем, что сами больные не решаются приглашать много священников из опасении лишних расходов (на уплату священникам); хотя едва ли кто из священников откажется принять участие в соборном совершении Таинства, единственно по корыстолюбию.

§9. Веществом для Таинства Елеосвящения, как видно из самого его наименования, служит елей, именно деревянное масло. Само собою разумеется, что по важности и достоинству Таинства, елей для него должен быть употреблен свежий, чистый, не прогорклый. Кроме этого, по примеру милосердого самарянина, издревле принято к елею присоединять вино, именно обыкновенное красное вино, какое употребляется для совершения литургии. Елей употребляется в образ щедрот Христовых, а вино в образ крови Его излиянной на кресте во спасение верующих (Нов. Скр. ч. IV, о елеосв. §5). Впрочем в крайности можно употреблять и другое вино, белое или желтое, какое случится под рукою, а в особой нужде священник не согрешит, если совершит Таинство и без всякого вина, вообще по глаголу Апостола, упоминающего об одном только елее (Иак. 5:14).

§10. По православному чину в Таинстве Елеосвящения помазуются следующие части тела больного: 1) чело, 2) ноздри; 3) ланиты; 4) уста; 5) перси, и 6) руки на обеих сторонах. Некоторые из священников, недоумевают, нужно ли непременно, и прилично ли, когда совершается Елеосвящение над больною женщиною, вместе с остальными частями тела помазывать перси ее? Устав Церковный, говоря о помазании известных частей тела у больного, не делает при этом никакого исключения, заповедуя помазывать эти именно части как у мужчины, так и у женщины неотложно. «Ибо голова, говорит Петр Могила, есть седалище разума“, остальные части суть орудия чувств, а перси помазываются потому, что они суть вместилище «сердца, из негоже исходят все помышления злые, похоти лукавые“ (Требн. Могилы, стр. 446). Впрочем, если бы случилось так, что по женской стыдливости, или по другим каким-либо причинам, священнику не совсем удобно было помазывать у больной женщины перси, он может и не делать этого, а вместо этого, следуя указаниям Могилинского требника, помазывать у нее глаза, как орудие зрения, или уши, как орудие слуха (Требн. Могилы, стр. 445).

§11. Что до молитвы: Отче святый, Врачу душ... то об ней рассуждает Новая Скрижаль так: «Эта молитва, объясняющая все главнейшие, и по большей части обещанные от Христа-Законодателя плоды (елеосвящения), т.е. отпущение грехов и исцеление недуга, хотя и не упоминает ясно о помазании елеем, которое достаточно изображено в предыдущих молитвах, но она произносится в соединении с помазанием, посему есть не что иное, как последствие предыдущих молитв, упоминающих о помазании, и указывающих на оное, и как бы заключение их“ (Нов. Скриж. ч. IV, глав. XIV, §7). Молитва эта называется совершительною в Таинстве Елеосвящения, но для настоящей ее действенности нужно, чтобы она непременно соединяема была всякий раз с установленным помазанием; «ибо, если не вместе с молитвою, но прежде или по молитве совершается помазание, говорит Могила, то и священник в таком случае согрешит смертно, и таинство не совершится“ (Требн. Могилы, о елеосвящ. стр. 446).

§12. По Уставу Церковному, Таинство Елеосвящения можно совершать и в церкви и в доме, где как придется, смотря по состоянию больного, приемлющего Таинство. Вследствие этого больные, находящиеся в тяжкой болезни, и не могущие выходить из дому, приемлют Елеосвящение в собственных домах. Те же больные, которые могут ходить, по желанию своему, могут быть приводимы или привозимы в церковь, «дабы, как говорит Новая Скрижаль, на священном месте возъиметь отраду душе, и посредством некоего чудесного действия возвратить здравие телу“ (ч. IV, гл. XIV, §3). Само собою разумеется, что дом, где должно совершаться Елеосвящение, должен быть по возможности прибран, пометен, а равно и больной должен находиться по крайней мере в чистом белье, как этого требует достоинство Таинства.

Отделение III. О совершении Таинства Елеосвящения по чиноположению церковному

Об устроении стола и других принадлежностей необходимых для совершения Елеосвящения. – О соединении с Елеосвящением исповеди и приобщения Св. Тайнам. – О чтении молитвы: «Господи милостию и щедротами Твоими“, при соборном совершении Таинства. – О чтении на память совершительной молитвы. – Сколько именно раз должны быть помазываемы больные во время Елеосвящения? – Об отирании помазанных частей тела у больного. – О возложении Евангелия на голову больного по окончании Елеосвящения. – Можно ли совершать Елеосвящение над несколькими больными вместе? – Может ли быть повторяемо Елеосвящение над больными?

§13. По уставу совершение Таинства Елеосвящения предваряется приличною постановкой сосудов и других принадлежностей Таинства в следующем порядке: «поставляется столик, и на нем блюдо с пшеницею, а поверх пшеницы сосуд для елея; в ту же пшеницу вставляются семь так называемых стручцов, т.е. небольших палочек, обернутых сверху хлопчатою бумагою, для помазания больного, а на столе кладется Евангелие“ (Требник о елеосвящ.), и св. крест (Требн. Могилы). Здесь же поставляется и вино, необходимое для соединения с елеем. Но в случае нужды вместо пшеницы, можно употребить другие хлебные зерна, а стручцы, вместо хлопчатой бумаги обвязать сверху чистою паклею пеньковою или льняною. Кроме сего П. Могила в своем требнике постановляет, что для отирания помазанных св. елеем частей тела больного должны быть приготовляемы также семь небольших пучков или клубочков ваты или пакли, которые тут же кладутся на столе (Требн. Могилы стр. 469). А для того, чтобы священнику удобнее было помазывать больного, тот же Могила советует священникам употреблять два сосуда, один для освящения елея вообще, а другой меньший, в который отливается небольшая часть освященного елея, для помазания больного (там же, стр. 446–447). Само собою, совет этот не обязателен.

§14. И древний обычай и положительные постановления Церкви православной требуют, чтобы Таинство Елеосвящения непременно соединяемо было для больного с двумя другими Таинствами, а именно с Покаянием и Св. Причащением. При этом елеопомазание должно следовать за исповедью и предшествовать Причащению, т.е. больной, желающий принять Елеосвящение должен прежде исповедать грехи свои пред священником и получить от него разрешение, потом принять Таинство Елеопомазания а после сего наконец причаститься Телу и Крови Господней (Требн. П. Могилы, стр. 446. Сравн. Правосл. Исповедание его же, ч. I отв. на вопр. 90; там же отв. на вопр. 118. Преосвящ. Евсевия Беседы о седми спасит. таинств. стр. 535–536). При сем, причащение больного должно быть совершаемо также как и в других случаях, по уставу особенного в Требнике чина, како причастити больнаго.

§15. Священники участвующие в совершении Таинства Елеосвящения должны помнить, что в то время, когда первый священник читает молитву освящения елея (Господи, милостию и щедротами), то и все другие должны читать оную совместно, только тихо; потому каждый из них должен иметь свою книгу, чтобы удобнее было делать это, не стесняя других и не производя беспорядка.

§16. Для того, чтобы по уставу (см. выше §11), священники могли произносить молитву: Отче Святый врачу и телес... и в тоже время помазывать больного, они должны непременно изучить эту молитву всю наизусть: ибо, как справедливо замечает Петр Могила, «тяжко есть, паче же и не удобно и книгу в руце держати, и на ню чтя зрети, купно же и помазовати.“ – При сем, советует тот же Архипастырь, священник не должен начинать помазание больного вместе с началом молитвы, «но когда прийдешь к этим словам: исцели помазанием сим раба твоего имярек от обдержащия его душевныя и телесныя болезни..., помазуй во первых чело, а потом и другие члены, но не спеши окончанием молитвы, так чтобы, помазывая другие члены, вместе окончить и молитву“ (Требн. Могилы, стр. 446–447).

§17. На западе России, некоторые священники, не следуя буквально ясному уставу православных требников, а придерживаясь постановлений, унаследованных из требников униатских, когда совершают Таинство Елеосвящения в единственном числе, без участия других священников, то помазывают больного только один раз после последнего Евангелия. Но сие положительно противоречит и древнему преданию и обычаям Церкви православной, и есть ни что иное, как явное подражание церкви западной, в которой больные действительно помазываются только однажды (срав. богослужебн. благочин. зап. церкви, прот. Т. Серединского, стр. 132); а потому этот обычай, само собою разумеется, не должен быть соблюдаем священниками православными без ущерба Православию и его уставам и преданиям (Новой скр. 7. IV, гл. XIV, §8).

§18. Что до отирания помазываемых частей тела, то о сем требник Могилы заповедует следующее: «Когда помазывает первый священник, в то время диакон или другой священник отирает хлопчатою бумагою помазанные части тела больного, и истерши все, полагает первый клубок бумаги или льняных паклей на блюде“, – и так за каждым помазанием, пока не совершится Таинство по уставу. – После этого все семь клубков, оставшихся от отирания, сжигаются и пепел их высыпается или в алтаре под престолом, или в омывалное место в церкви, или в реку, подобно тому, как и пепел, остающийся, в случае сожжения пакли или бумаги, которым стираются уканувшие капли Крови Христовой (срав. наше практ. руководство для свящ. о таинстве причащения, отдел. XIII, §§82–86, стр. 105–107; Требн. Могилы, стр. 469). – Впрочем, когда один священник совершает Таинство, и притом без диакона, то он может ограничиться однократным отиранием тела больного после последнего помазания, чтобы не растягивать обряда, и без того длинного, и не утомлять и больного и себя без особенной надобности. – Но употребляемые при этом для отирания пакли или бумаги должны быть также сожжены, по указанному.

§19. По окончании помазаний больной, принимающий Елеосвящение, если может, то сам входит посреди священников, а если нет, то его вводит сюда его ближний, и священник, положив на голове его Евангелие письменами вниз, читает над ним заключительную молитву: Царю святый, благоутробне»... Но если больной не может подняться с постели, то священники сами окружают его постель и читают над ним молитву по указанному. – При сем все священники, участвующие в совершении Таинства, должны полагать свои руки на Евангелие, за исключением впрочем настоятеля, который один не делает этого, а только читает заключительную молитву велегласно (Требн. о елеосвящ.). Само собою разумеется, когда один священник совершает Елеосвящение, без участия других, то он должен в одно и то же время читать молитву и возлагать руку на Евангелие. Возложение руки, хотя и не составляет сущности Таинства, но относится к нему, как необходимое дополнение, по заповеди Спасителя: на недужные руки возложат и здрави будут (Мк. 16:18; сравн. Нов. скриж. ч. IV, гл. XIV, §9). К тому же следует заметить и сие, что священники не должны возлагать на Евангелие какую руку попало, а по наставлению Петра Могилы, левою рукою поддерживать Евангелие на голове больного вместе с настоятелем, а правую полагать на Евангелие (Требн. Могил, стр. 504). – В тех случаях, когда Елеосвящение совершается для всех, напр. в Великий Четверток, то под Евангелие должны подклонить свои головы лица, стоящие вблизи священников, а остальные благоговейным наклонением голов долу должны свидетельствовать, что они также, хоть мысленно, желают участвовать в этом.

§20. Само собою разумеется, что если допускается совершать общественное, так сказать, Елеосвящение в Великий Четверток даже и над здоровыми, то тем более не может быть препятствия совершать это Таинство над несколькими больными вместе, сколько бы таковых ни было, лишь бы только все они были проникнуты одною общею верою в действенность Таинства и христианским желанием принять оное. Священники должны только при этом, там, где говорится об одном болящем, поминать всех приемлющих таинство. Совершительную молитву: Отче святый, Врачу душ и телес, каждый священник должен читать над каждым больным отдельно, по способу, уже указанному нами выше (см. §§11 и 16).

§21. По уставу Церкви, в одной и той же болезни, продолжающейся непрерывно, Елеосвящение может быть совершаемо только один раз, – и «только, когда больной проболевши долго, выздоровеет, и потом опять заболит, Елеосвящение может быть повторяемо“ (Требн. П. Могилы, стр. 448). Впрочем сие надобно разуметь по преимуществу о болезнях, так называемых спорадических, или перемежающихся, т.е. случающихся и продолжающихся неожиданно и в неопределенное время. – Но и в том случае, если больной страдает какою-либо болезнью хроническою (каковы напр. чахотка, катар горла, и т.п.), т.е. продолжающеюся непрерывно, Елеосвящение может быть совершаемо над ним всякий раз, когда болезнь станет принимать угрожающие размеры, и больной пожелает принять благословение и напутствие в сем свящ. Таинстве (Из обычной практики).

Отделение IV. О преподавании Елеосвящения умирающим, и о елее, остающемся от совершения Таинства

В каком порядке должны быть соединяемы Таинства Причащения, Покаяния и Елеосвящения в случае смертной опасности? – О сокращении чина Елеосвящения в случае смертной опасности больного. Совершится ли Таинство Елеосвящения, если больной будет помазан однажды, и потом тут же умрет? – Что должен делать священник, если больной умрет тотчас после первого или второго помазания? – Что нужно делать с елеем, в случае, если он остался по совершении Елеосвящения от помазания больного? – Можно ли употреблять этот елей на другие какие-либо надобности? – Как смотреть на обычай некоторых сохранять елей, остающийся от помазания больного, до смерти сего последнего и потом возливать оный на него во время погребения?

§22. Случается нередко так, что священника приглашают совершить Таинство Елеосвящения над больным, находящимся в смертной опасности. Тогда священник не должен придерживаться правила, указанного выше (§14), т.е. не должен откладывать Причащения больного до совершения над ним Елеосвящения, а прежде исповедать больного и тут же непосредственно причастить его Св. Тайнам, и только после этого начинать над ним совершать Елеосвящение, «да не продолжения ради времени, как говорит Могила, больной, не причастився божественных Таин, тела и крове Господней, умрет “ (Требн. Могилы, стр. 446).

§23. В крайней надобности священник может сокращать совершение Таинства Елеосвящения над опасно болящим, «да не долгих ради молитв, сицевые Божия благодати, тайною сею подаваемые, лишен преставится“. В таком случае, по указанию Требника Могилы, священник может, по обычном начале, «оставив псалмы, канон и тропари“, продолжать прямо с ектении: миром Господу помолимся.., затем должна следовать молитва над елеем, Апостол и Евангелие, и молитва первая, разумеется в сокращенном виде, и помазание больного по обычаю (Требн. П. Могилы, стр. 448).

§24. Если больной умрет после первого помазания, то он может считаться принявшим вполне Таинство Елеосвящения, как и при полном его совершении, «ибо, как замечает Могила, первый иерей и елей освящает, произнося первую молитву над елеем, т.е. Господи милостию и щедротами Твоими.., и тайну совершает, когда помазуя больного елеем, вместе произносит молитву совершения: Отче святый“.... и т.д. (там же, стран. 448).

§25. Если же больной не умрет после первого помазания, то священник должен возвратиться тотчас назад и восполнить все, что было оставлено с начала; потом уже читается второй Апостол и Евангелие, и второй священник помазывает больного, и т.д. Если же больной умрет во время совершения Таинства, то священник должен тотчас остановить богослужение, и совершив обычный отпуст, или отслужить краткую панихиду по усопшем, или отправиться домой (Требн. Могилы, стр. 448).

§26. Остающийся от помазания елей не может быть употребляем для другого какого-либо помазания, ни для другой надобности (Требн. Могилы, стр. 447). Не дозволяется также вливать этот елей и сожигать в лампаде, хотя бы даже пред образами. Напротив того П. Могила в своем требнике прямо заповедует, что с елеем этим также надобно поступать, как и с Кровию Господнею, в случае ее пролития, т.е. нужно слить его в чистую хлопчатую бумагу или в паклю, сжечь в алтаре на чистом камне или кирпиче, и потом пепел высыпать под престол или умывальное место, или в реку (там же, стр. 447–448).

§ 27. Что касается до обычая, существующего в некоторых местах, в силу которого елей, остающийся от помазания больного в Таинстве Елеосвящения, хранят до смерти больного, и затем возливают его на умершего во время его погребения, то обычай этот, узаконяемый впрочем в старинных, времен московских патриархов, требниках, без сомнения произошел вследствие известного постановления Церкви вообще возливать елей на больного, во время его погребения (Сравн. Требн. о погреб.). И как, по уставу самого даже Могилы, пепел, остающийся от сожжения бумаги или пакли, напоенной оставшимся от помазания больного елеем, можно также вкапывать в землю под престолом (Требн. стр. 447), то ничего не может быть предосудительного, разумеется, и тогда, когда он будет закопан на освященной земле кладбища вместе с погребением больного. Само собою, разумеется, что когда больной останется жив, то с оставшимся от помазания его елеем, надобно поступать по вышеуказанному (§26).

Свящ. А. Хойнацкий

Конец о Елеосвящении

 


Источник: Практическое руководство для священнослужителей при совершении церковных треб, [с указанием церковных правил, гражданских постановлений и принятых в церковнобогослужебной практике обычаев и наставлений, необходимых священнику для правильного совершения святых тайн и других священнодействий и молитвословий церковных : Ч. 1-] / Свящ. А. Хойнацкий. - Чернигов : Губ. тип., 1873 (обл. 1874)-. - [2], 199 с.

Комментарии для сайта Cackle