архиепископ Андрей Кесарийский

Глава 52

Откр.16:17–21. О излиянии седьмого фиала на воздух.

Откр.16:17–18. Был, говорит, с неба ангельский голос, т. е. совершилось Божественное повеление. – Гласы, молнии и громы, подобные бывшим в явление Божие на горе Синайской, указывают на ужасающую силу происходящего во время будущего пришествия Христова. – Землетрясение означает перемену существующего, как сказал и апостол: еще единою Аз потрясу не токмо землею, но и небом (Евр.12:26).

Откр.16:19. Город, же думаем, великий не по количеству и величине зданий, но древнейший и величайший по благочестию и благоверию Иерусалим, поистине страданиями Христовыми возвеличенный перед городами языческими. – Разделение его на три части указывает, полагаем, на живущих в нем христиан, иудеев и самарян; или означает твердо верующих осквернивших греховными делами крещение и иудеев, вовсе не принявших проповеди, – их несдерживаемое, дерзкое исполнение своих желаний и обречение или низвержение в соответствующие каждому из них места. Ибо ныне Иудеи и самаряне, боясь благочестивых царей, скрывают свои нечестивые желания и, не осмеливаясь перейти к своей секте кажутся принадлежащими к нам, как будто и они истинные христиане, ибо носят общее с нами имя. Когда же разжжение искушений их обличит, тогда произойдет разделение их на три части – благочестивых, нечестивых и грешников, и все пойдут к единомысленным с ними и согласующихся с их сектою. – Падение языческих городов означает или их разрушение, или уменьшение и прекращение языческой жизни с пришествием Божественного царства, которое, по Даниилу, восприимут святые (Дан.7:27).

Откр.16:19. Вавилон же великий, рассеянный собственными житейскими заботами и напастями и возвеличившееся неправедным богатством многолюдное число его, как бы из забвения, по причине долготерпения, придет на память и за попрание праведного и за нечестивые слова и дела испиет чашу гнева Божия.

Откр.16:20. Что под островами нужно разуметь святые церкви, а под горами – начальствующих в них, сему мы научены из Божественного Писания. А что они побегут во время нахождения, сказанного прежде, о сем слышим от Господа, говорящего: тогда сущие от востока убегут на запад и сущие от запада на восток. Будет бо скорбь велия, яковаже не бысть от начала мира доселе, ниже имать быти (Мф.24:21), когда одни в наказание за грехи, другие для испытания добродетели будут терпеть несчастия не только в мучении от антихриста за Христа, но и в бегстве, и в злостраданиях в горах и пещерах, что предпочтут они пребыванию в горах, ради сохранения благочестия.

Откр.16:21. Под градом, как сходящим с неба, разумеем мы Богом посылаемый и свыше сходящий гнев Его. А что сей град величиною с талант, сие означает полноту гнева по причине тяжести греха и крайнего преуспеяния в нем, означением чего служит талант, как видел то и Захария (Зах.5:7). А что поражаемые им не к покаянию приходят, но к хулению, сие показывает ожесточение сердца их. В этом будут они подобны Фараону, но ожесточеннее его. Он, по крайней мере, сколько-нибудь смягчался от посылаемых на него от Бога язв и признавал свое нечестие, а эти будут хулить в то самое время, когда будут подвергаться ударам.


Источник: Св. Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской толкование на Апокалипсис св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в 24 словах и 72 главах / с греч. яз. на русский пер. Владимир Юрьев. - Изд. 2-е. – Москва : Типо-литография Торгового Дома Евдокия Коновалова и К°, 1911. – 140, IV с.

Комментарии для сайта Cackle