святитель Андрей Кесарийский

Глава 53

Откр.17:1–5. Об одном из семи ангелов, показывающем апостолу Иоанну суд над великой блудницей.

Откр.17:1–3. Некоторые принимали эту блудницу за древний Рим, как расположенный на семи холмах; семью же главами носящего ее зверя считали семь нечестивейших из всех царей, которые от Домициана до Диоклетиана преследовали Церковь. Мы же, руководствуясь и сообразуясь с последовательностью происходящего, думаем, что блудницей называется вообще земное царство, как бы в одном теле представляемое, или же город, имеющий царствовать даже до пришествия антихристова. Ибо прежний Рим лишился царской державы еще с давнего времени, разве только предположить, что прежнее достоинство снова к нему возвратится. Но если это допустим, то уничтожится город, владычествующий ныне, ибо апостол говорит: и жена, юже видел еси, град есть великий, иже имать царство над цари земными (Откр.17:18). Но об этом, если поможет Бог, поговорим впоследствии. Теперь же следует изъяснить, что должно разуметь под пустыней, в которую видевший это, был приведен духом. Пустыней в духовном смысле считаем всякий вообще город или многочисленное, или многолюдное общество, порицаемое Богом за душевное опьянение, прелюбодеяние и другие подобные преступления. Можно истолковать это и иначе: что апостол Иоанн в духовном созерцании видел запустение пред указанной блудницы, представленной под образом женщины по причине женственности, наклонности и слабости к греху. – Она сидела на звере багряном, потому что по лукавым делам почивает на диаволе, увеселяющемся убийствами и кровию, и тем становится в хулениях на Бога помощницей отступника. Ибо самый зверь и багряный вид его служат указанием суровости, жестокости и предрасположения к убийствам. – О значении семи голов и десяти рогов узнаем, с помощью Божией, из последующего от Божественного ангела.

Откр.17:4. Облечена жена в багряницу и порфиру – эти принадлежности и символы самодержавшие над всеми; по той же причине украшена драгоценными камнями и бисером.

Откр.17:4. Чашею показывается сладость лукавых деяний пред вкушением их, а золотом их драгоценность. – Как некто сказал об Иове, что он пил поругание, якоже воду (Иов.34:7), так и здесь показывается, что она следует злу не для насыщения, но по жажде своей погибели. Посему она и умножила свои мерзости, т. е. мерзостные для Бога дела, которыми напояется грехолюбивое общество, вкушая, как сладкое питье, мерзостное опьянение греха и блудного осквернения.

Откр.17:5. Начертание на челе показывает бесстыдство неправды, полноту грехов и сердечное смущение; она мать, ибо в подначальных городах руководит душевным блудодеянием, пораждая тем мерзкие пред Богом беззакония.


Источник: Св. Андрея, архиепископа Кесарии Каппадокийской толкование на Апокалипсис св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в 24 словах и 72 главах / с греч. яз. на русский пер. Владимир Юрьев. - Изд. 2-е. – Москва : Типо-литография Торгового Дома Евдокия Коновалова и К°, 1911. – 140, IV с.

Комментарии для сайта Cackle