Источник

Глава 21

Статья шестьдесят пятая

О новом небе, новой земле и о вышнем Иерусалиме

Откр.21:1. И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет.

Здесь тоже говорится не об уничтожении твари, а о перемене на лучшее, по свидетельству апостола: «сама тварь свободится от работы истления в свободу славы чад Божиих» (Рим. 8:21). И божественный Псалмопевец говорит: «яко одежду свиеши я, и изменятся» (Пс. 101:27). Обновление старого значит не уничтожение, но только устранение устарелости и морщин. И о людях, сделавшихся почему-либо лучшими или худшими, говорят: «и тот, да не тот», то есть изменился. Заметим также, что и евангелист, считая изменение прежнего состояния и перемену к лучшему за некоторого рода смерть, употребляет слово «преидоста», вместо изменились, а о море сказал: «и моря несть ктому». Потому что море будет не нужно, когда людям не нужно будет плавать по нему, ни перевозить и доставлять произведения земли в отдаленные страны. И тогда не нужно его, если оно означает бурную и полную волнений жизнь. Ибо у святых не останется тогда ни малейшего страха или смущения. Это подтверждает и Василий Великий в своем толковании на слова Исаии: «глаголяй бездне: опустееши, и реки твоя иссушу» (Ис. 44:27).

Откр.21:2. И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего.

Видение новым святого города Иерусалима означает переход к светлости, которую получит горний Иерусалим, нисходящий к людям от бесплотных горних сил, потому что глава их всех – Христос, Бог наш. Этот город, имеющий краеугольным камнем Христа, составляется из святых, о которых написано: «камение свято валяется на земли его» (Зах. 9:16). Он называется «городом», как обиталище Святой Троицы, ибо по обетованию Она обитает и ходит в нем (2Кор. 6:16). «Невестою» этот город называется, как прилепляющийся Владыке и соединяющийся с Ним в совершенном и нерасторжимом союзе; «украшенною» – как имеющий, по слову Псалмопевца, «славу и красоту» (Пс. 44:14) в разнообразии добродетелей.

Откр.21:3. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их.

Откр.21:4. И отрет Бог всякую слезу с очей их,

«Голос с неба» поучает святого, что это есть истинная скиния. Ее образ, или, лучше, предобразование образа было показано Моисею, а ныне образом ее является Церковь. В этой скинии нерукотворной не будет ни плача, ни слез, потому что Податель вечной радости всем святым дарует непрестанное и вечное веселие.

и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло.

Это согласно со Священным Писанием, которое говорит, что оттуда «отбеже болезнь и печаль и воздыхание» (Ис. 35:10). Слова «первая мимоидаша» означают, что гордость нечестивых и страдания святых будут иметь соответствующий конец.

Статья шестьдесят шестая

О том, что сказал Сидящий на престоле

Откр.21:5. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны.

Откр.21:6. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец;

Истинны эти слова, потому что произнесены Самою Истиною и познаются по делам, а не в символах. «Начаток и конец» – Христос, первый по Божеству и последний по человечеству, и обнимающий Своим Промыслом все – от первой бесплотной твари до людей.

жаждущему дам даром от источника воды живой.

Он обещает подать жаждущему правды благодать Святого Духа, которую обещал ниспослать верующим в Него. «Туне» или потому, что «недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися во святых» (Рим. 8:18), или же потому, что ее нельзя приобрести за имущество, но только за добрые дела, по человеколюбию Подателя.

Откр.21:7. Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.

«Побеждающий» в брани с невидимыми бесами получит эти блага, когда соделается сыном Божиим, и будет наслаждаться духовными удовольствиями.

Откр.21:8. Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.

Бог, желающий нашего спасения, направляет и обращает всех благодеяниями и скорбями к наследию Своих благ, предоставляя нам светлость горнего Иерусалима и тьму и ужасы огня геенны, чтобы делали добро, пока есть время, или по желанию вечной славы, или из боязни бесконечного стыда. Поэтому-то об отверженных, боявшихся и слабых в борьбе с диаволом сказано, что они будут осуждены на «вторую смерть». Умилостивив добрыми делами Подателя милости, не желающего смерти грешника, но обращения его, да получим же и мы дары Его, заслуженные не словесными поучениями, а делами и страданиями. Ибо от Него было достаточно лишь обещаний благ и предостережений от зла, чтобы потом удостаивать почести или наказывать достойных славы или наказания. Но Он еще соизволил и пострадать за нас, чтобы не казалось, что для нашего исправления и уврачевания Он пренебрег чем-либо. И потому не будем принимать вотще благодать Божию, но чрез обращение и добрые дела достигнем обещанных благ во Христе, Господе Нашем, с Которым Отцу вместе с Животворящим Духом слава и держава ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Статья шестьдесят седьмая

Об Ангеле, показавшем город святых и измерившем стену его с вратами

Откр.21:9. И пришел ко мне один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца.

Этим указывается, что Ангелы не только наносят язвы, но иногда производят сечения подобно врачам, а иногда подают и смягчающие боль лекарства и уврачевания, потому что как раньше Ангел посылал наказания достойным, так и теперь показывает святому блаженство Церкви.

«Невесту» Христа правильно называет «женою», ибо закланный Агнец Христос уневестил ее Себе Своею Кровию. И как Адаму была создана во время сна его жена из взятого у него ребра, так и Церковь чрез излияние Крови из ребра Христова во время Его вольной смерти на Кресте сочеталась с Ним, уязвленным ради нас.

Откр.21:10. И вознес меня в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога.

Откр.21:11. Он имеет славу Божию.

Святой был веден «духом», и это указывает на устремление мысли его от земного к небесному. «Гора великая» означает высокую и премирную жизнь святых, которою будет украшена и прославлена Богом жена Агнца, горний Иерусалим.

Светило его подобно драгоценнейшему камню, как бы камню яспису кристалловидному.

«Светило» Церкви – Христос, Который называется «ясписом» как присно растущий, цветущий, Податель жизни и чистый. Вообще же Он представляется под многоразличными образами, как многообразные Его благодеяния к нам не могут быть выражены в одном слове.

Откр.21:12. Он имеет большую и высокую стену, имеет двенадцать ворот и на них двенадцать Ангелов; на воротах написаны имена двенадцати колен сынов Израилевых:

Стеною церковною великою, высокою и охраняющею жителей святого города, называется Христос; двенадцатью вратами его – святые апостолы, чрез которых мы имеем приведение и вход к Отцу, в чем нам помогают двенадцать Ангелов, начальствующих над другими и более близких к Богу по своему ведению и святости, ибо если за каждым верующим следует Ангел-хранитель, то с большею уверенностию мы должны думать, что основателям Церкви и сеятелям учения евангельского первейшие из Ангелов сопутствуют в евангельской проповеди. На апостольских входах написаны имена колен израильских, духовного Израиля, подобно тому как на наперснике (нагруднике, принадлежности облачения – Ред.) древнего архиерея были написаны имена чувственного Израиля. Это написание имен означает апостольское попечение о верных, как и апостол сказал, что он печется о всех церквах и сердце его расширено и вмещает всех, кого он породил «благовествованием» (2Кор. 6:1–12; 1Кор. 4:15).

Откр.21:13. с востока трое ворот, с севера трое ворот, с юга трое ворот, с запада трое ворот.

На четыре стороны «врата», и по трое на каждой; это обозначает исповедание четырьмя концами земли Пресвятой Троицы, которое они получили чрез Животворящий Крест. Положение врат наподобие креста, по примеру двенадцати волов, державших море Соломоново, устроенное из меди (2Пар. 4:4), означает троичную четверицу апостолов, проповедников Святой Троицы, и распространение четырех Евангелий на четырех сторонах света. Чрез это образуется духовное море святого крещения, устроенное мысленным Соломоном и очищающее грехи мира. «Золотая трость» означает честность (чистоту и высокое достоинство – Ред.) измеряющего Ангела, явившегося в образе человека, и честность города измеряемого, стеною которого означается – Христос. Ради чистоты и премудрости надмирных естеств он измеряется не человеком, но Ангелами, знающими величие и благолепие светлого города. Мы думаем, что «стена» здесь означает Божественное ограждение и покров, которые будут охранять святых.

Откр.21:14. Стена города имеет двенадцать оснований, и на них имена двенадцати Апостолов Агнца.

Основания стены с написанными именами апостолов суть блаженные апостолы, на которых утверждена Церковь Христова.

Откр.21:15. Говоривший со мною имел золотую трость для измерения города и ворот его и стены его.

Откр.21:16. Город расположен четвероугольником, и длина его такая же, как и широта. И измерил он город тростию на двенадцать тысяч стадий; длина и широта и высота его равны.

Устройство города в виде четырехугольника означает его твердость и прочность, ибо равность широты, высоты и долготы называется кубом и означает, как говорят, твердость. «Двенадцать тысяч стадий», которыми измеряется город, может быть, означают его величину, ибо, по словам Давида, живущие в нем будут «многочисленнее песка» (Пс. 138:18), а может быть, насчитываются по числу двенадцати апостолов, чрез которых тот город и населяется. Искомое получается и при делении этого числа на таинственное седмеричное число, потому что, если разделить двенадцать тысяч стадий на семь, то получается тысяча семьсот четырнадцать мер, называемых милями. Тысяча означает совершенство жизни бесконечной, семьсот – совершенство покоя, а четырнадцать – двойное субботствование души и тела, потому что четырнадцать содержит в себе два раза по семи.

Откр.21:17. И стену его измерил во сто сорок четыре локтя, мерою человеческою, какова мера и Ангела.

Высота стены «сто сорок четыре локтя». Это число получается, если означающее апостольское учение число двенадцать взять двенадцать раз.

Откр.21:18. Стена его построена из ясписа, а город был чистое золото, подобен чистому стеклу.

Устроение стены из «ясписа» означает, как говорили об этом нередко, вечно цветущую и неувядаемую жизнь святых. Город – «чистое золото» по причине светлости и честности его жителей.

Откр.21:19. Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд,

Откр.21:20. пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист.

Двенадцать оснований – двенадцать дорогих камней; восемь камней древний первосвященник носил на нарамнике (одна из одежд, возлагаемых на рамена, то есть на плечи – Ред.), а четыре – новые, чтобы указать на согласие Ветхого и Нового Завета и на преимущество просиявших в Новом. И это верно! Потому что апостолы, означаемые драгоценными камнями, украшены всеми добродетелями.

«Основание первое Иаспис». Яспис, подобно смарагду, зеленоватым цветом означает верховного Петра, который мертвость Христову носил в теле, показал непрестанно цветущую и неувядаемую любовь к Нему и наставил нас своею теплою верою на место злачное.

«Второе сапфир». Сапфир, подобный телу небесному, из которого, говорят, бывает и лазурь, означает, как думаю, блаженного Павла, восхищенного «до третьего неба» (2Кор. 12:2) и привлекающего туда, где он имеет свое жительство, всех его слушающихся.

«Третие халкидон». Халкидон не носился на нарамнике первосвященника, но анфракс, не упоминаемый здесь. Поэтому мы думаем, не назван ли этим именем святой анфракс. Анфракс же – уголь и означает блаженного Андрея, возжженного Духом.

«Четвертое смарагд». Смарагд имеет зеленый цвет, питается елеем и получает от него блеск и красоту; означает он проповедь евангелиста Иоанна, умягчающего наше душевное от грехов сожаление и уныние Божественным елеем и даровавшего нам неослабную веру своим Богословием.

«Пятое сардоникс». Этим камнем, имеющим цвет блестящего человеческого ногтя, означается Иаков, прежде других умерщвленный за Христа, на что и указывает ноготь, не испытывающий боли при обрезывании.

«Шестое Сардий». Оранжево-блестящий по цвету и целебный при опухолях и ранах от железа, сардий обозначает, как я думаю, красоту добродетелей блаженного Филиппа, просвещаемых огнем Духа Божия и врачующих раны душевные, получаемые от диавольского уязвления.

«Седьмое хризолиф». Хризолиф, блестящий как золото, быть может, означает Варфоломея, украшенного многоценными добродетелями и блистающего Божественною проповедию.

«Осмое вирилл». Этот камень цвета моря и воздуха, как я думаю, обозначает Фому, совершившего далекое путешествие для спасения индийцев.

«Девятое топазий». Топаз, подобный анфраксу по черному цвету и источающий, по рассказам, млекообразный сок, исцеляющий глазные болезни, может быть, обозначает душу блаженного Матфея, объятую ревностию и украшенную пролитою кровию за Христа; она врачует Евангелием слепых сердцем и предлагает млеко новорожденным в вере.

«Десятое хрисопрас». Превосходящий блеском золото, хрисопрас означает блаженного Фаддея, благовестившего царю эдесскому Авгарю Царство Божие, означаемое золотом, и мертвость в нем, знаменуемую просом».

«Одиннадцатое иакинф». Гиацинт лазоревого или небесного цвета означает Симона, как ревнителя Христовых дарований, получившего небесную мудрость.

«Двенадцатое амефист». Аметистом, багряным по цвету, означается Матфий, получивший огонь Божественный при разделении языков и заменивший отпавшего апостола за пламенное благоугождение Христу, избравшему его.

Это мы заимствовали из слов о камнях блаженного Епифания в применении к начальникам колен израильских и здесь повторяем, как лишь предположения и гадания об истине, известной только Открывшему ее, для упражнения читателя. Но во всяком случае истинно, что основания и камни драгоценные суть апостолы, обладающие свойствами камней, каждый своего, а все вообще – отличительным и лучшим во всех камнях. Поэтому данные рассуждения не нужно считать вымышленными самопроизвольно. Указывая частные свойства добродетелей каждого апостола, мы не отрицаем их единства и общности, но желаем лишь раскрыть полное тождество, которое соединяет их всех наподобие цепи.

Откр.21:21. А двенадцать ворот – двенадцать жемчужин: каждые ворота были из одной жемчужины.

«Двенадцать врат» очевидно означают двенадцать учеников Христа, явивших нам дверь и путь жизни. «Двенадцать бисеров» – тоже они, как получившие блеск и просвещение от единого бисера Христа.

Улица города – чистое золото, как прозрачное стекло.

Благ горнего города нельзя с точностию объяснить одним сравнением. Поэтому площадь города представляется подобной золоту за свою многоценность, а за чистоту – подобной кристаллу. В нашем представлении оба эти свойства не могут быть выражены одним словом. Совершенное же знание вышнего города превосходит и слух, и взор, и мысль.

Откр.21:22. Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель – храм его, и Агнец.

«И храма не видех в нем». Нет нужды в храме для города, имеющего своим покровом и охраною Бога, Которым мы «живем и движемся и есмы» (Деян 17:28). Ибо, по обетованию, Он есть и храм святых, и обитатель, как в них живущий и ходящий (2Кор. 6:16). «Агнец» означает Агнца Божия, за нас закланного, с Которым существенно соединен и Животворящий Дух, представленный ниже под образом «реки».

Откр.21:23. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец.

Город не нуждается в солнце, потому что не нужно чувственного солнца там, где светит мысленное Солнце правды; Оно есть слава и его светило (Ис. 60:19), в свете которого пойдут спасенные народы.

Откр.21:24. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою.

Откр.21:25. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет.

Мы видим, таким образом, что «спасенные народы будут ходить во свете его» и, увенчанные победою над страстями, принесут в него честь и славу добрых дел. И «врата его не имут затворитися» – это указывает или на твердость и безопасность для жителей, или на то, что для полнейшего научения всех там будут открыты Божественные врата апостольского учения. Там будет только день, а не ночь, ибо ночь будет лишь для грешников.

Откр.21:26. И принесут в него славу и честь народов.

Откр.21:27. И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни.

«Слава и честь народов» означает, что в нем водворятся благоугодившие Христу из народов, но все скверное и нечистое не войдет туда, ибо «кое общение свету ко тме?» (2Кор. 6:14).


Источник: Толкование на Апокалипсис святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова [Текст] : в 24 словах и 72 главах : [12+] / святитель Андрей архиепископ Кесарии Каппадокийской; [пер. с греч. В. Юрьева]. - Москва : Сибирская Благозвонница, 2016. - 347, [1] с. : ил.; 18 см.; ISBN 978-5-906793-42-3

Комментарии для сайта Cackle