Азбука веры Православная библиотека Андрей Александрович Титов Два поучения Тимофея Каменевича-Рвовского, мологского проповедника XVII века


Андрей Александрович Титов

Два поучения Тимофея Каменевича-Рвовского, мологского проповедника XVII века

Содержание

Автограф Тимофея Каменевича-Рвовского 1. Слово на день Святой Пасхи 2. Слово на Крещение Господне  

 

В собрании рукописей И.А. Вахрамеева под № 451 помещен сборник статей исторического и духовного содержания, написанный разным почерком скорописью XVII–XVIII в., в 4-ку, на 260 л. Этот сборник ранее принадлежал известному ярославскому ученому В.И. Лествицину и описан нами во II т. описания рукописей Вахрамеева (Москва. 1892, стр. 238).

В этой рукописи помещены два нижеприводимые слова Тимофея Каменевича-Рвовского, до настоящего времени еще не появлявшиеся в печати. Заслуживает внимания и обстоятельство, что первое из поучений – «Слово» на день святой Пасхи в рукописи заканчивается собственноручною подписью автора: «7200 (1692-го) году марта 30 дня иеродиакон Тимофей Рвовский, Слова Божия проповедник, власною правицею Каменевич»1.

Так как личность Каменевича-Рвовского сравнительно еще мало известна в области духовной литературы, то мы считаем не лишним привести здесь несколько биографических и библиографических сведений относительно автора нижепомещаемых проповедей.

Тимофей Каменевич-Рвовский был иеродиаконом мужского мологского Афанасьевского монастыря, который лежит в нескольких стах сажен от г.Мологи (Яр. губ.) и в двух верстах от места впадения р. Мологи в Волгу. Когда и кем он основан – неизвестно. Относительно наименования этого монастыря Холопьим сохранились два предания. По первому из них, раздраженные новгородцы, победив возмутившихся «холопей», построили этот монастырь и заключили в него своих неверных жен, изменивших им вместе с холопами. Другое – позднейшее и более достоверное преданиее гласит, что прежде на этом месте был склад иностранных товаров, привозимых на ярмарку, в городок Холопий, стоящий при устье р. Мологи. Более же достоверные и полные сведения об этом монастыре начинаются только с конца XVI в.2

В первой половине XVIIIв. Холопий монастырь был упразднен; в конце этого же столетия (1795 г.), по Высочайшему повелению и просьбе местных жителей, был восстановлен, но при восстановлении обращен из мужского в женский.

Иеродиаконом этого монастыря и состоял Каменевич-Рвовский в последней четверти XVII в. К этому же времени относится и его писательская деятельность. Год смерти его, равно как и год рождения неизвестен.

Относительно литературной деятельности Каменевича-Рвовского в «Обзоре русской духовной литературы»3 сказано: «Тимофей Каменевич-Рвовский, иеродиакон Холопьяго монастыря (на р. Мологе), написал: повесть о семи мудрецах 1692 г. (Толстого II, № 370, 181 –215); в 1684 г. историю греко-славянскую; в 1699 г. о начале славяно-российского народа и летопись о зачале Москвы (Синод. библ. № 92, 259). То, что писал он о начале Москвы, взято им из сказания времен, предшествовавших ему (см. Времен. общ. ист. т. XII, стр. 25–29). Мы не приводим здесь полных заглавий вышеуказанных сочинений в том виде, как они приведены в Библиологическом словаре П.М. Строева (С-П-Б. 1882, стр. 16l-163), но позволим себе обратить внимание читателей на одно из более любопытных произведений Каменевича, – на его послание к Kaриону Истомину, известному проповеднику и составителю знаменитого букваря. Послание к Кариону Истомину – одно из первых произведений Каменевича-Рвовского, написанное им в 1680 – 81 г., отличается строгим обличительно-увещевательным тоном, замечательно витиеватым и непонятным слогом, соединенным с самыми разнообразными видами диалектики и формами доказательств.

Это послание сполна помещено нами во II т. (в приложении) Описания рукописей Вахрамеева, а потому повторять его мы считаем излишним. Приведем здесь для примера две выдержки из него, заключающие в себе загадки об имени автора послания.

«Бога умна соименный,

И премудрости тезоименны

Божественнейшая честь

Числительная четырих

Сотериц, толиких же

И десятериц, богопочтеннейший

Кенселир Божий и дражайший

доброполучнейшего царствия философ, в

немь же тии царствуют, и любомудрейшего

государства богомолец» . Ниже: «Пятьдесят равны шестерицами осморечным да исполниши единощи, четыредесятное седмицею совершеннейшею десятериц почитай, с нимже девятое число с пятым присовокупляй, четверосугубным исполнение восприемлют».

«Властною правицею (собственноручно) начертах» и т. д.

Повидимому, трудно понять, что именно хотел сказать этими словами автор; но, внимательнее прочитав эти строки, мы получаем следующее. «Числительная четырих сотериц» – 100x4=400; «толиких же и десятериц» – 10х4=40. Сложа эти два числа, мы получаем 440; а имя К. Рвовского – «Тимофей» заключает в себе именно это число, если буквы перевести на славянские цифры и сложить: 300+8+40+70+9+5+8 (Тимофей)= 440. Также точно должно понимать и сдледующие слова: «пятьдесят равны шестерицами осморечным да исполниши единощи» – 50x6=300+8; «четыредесятное (40) седмицею совершеннейшею десятериц почитай» – (40+10x7); «с ним же девятое число с пятым присовокупляй» – 9+5; «четверосугубным (4x2) исполнение восприемлют»; следовательно, 300+8+40+ 70+9+5+8=440, т.е. здесь как самое расположение чисел, так и общая сумма обозначает имя «Тимофей», если, вместо арабских, взять славянские цифры.

Но возвратимся к проповедям Каменевича. По своему содержанию нижепомещаемые поучения относятся к разряду догматико-нравоучительных, причем первое отличается характером более догматическим, второе – нравоучительным. В раскрытии догматов автор не держится никакой определенной системы, да и самое раскрытие не отличается глубиною и сделано далеко не полно и обстоятельно, сравнительно с внешним объемом поучений. Нравоучительная часть проповедей отличается совершенно общим характером, ни мало не соприкасаясь с нуждами и требованиями современного общества, с его пороками и добродетелями. Вообще, заметно, что автор мало приспособлялся к нравственному и интеллектуальному развитию слушателей, а когда делал попытки к этому, то ничего не выходило, кроме того, что речь становилась до невозможности растянутою, периоды принимали грандиозные размеры, а мысль окончательно терялась в потоке слов. Тон поучений ровный, полемического и обличительного элемента незаметно. Автор не касается здесь жгучих современных вопросов, которые так часто затрагивали его современники и собратья в своих трудах. Да и зачем их было касаться «смиренному кенселиру» небольшого монастыря в отдаленном уездном городке, держащему речь к «препростому» народу.

По внешней своей форме проповеди Каменевича-Рвовского представляют собою обыкновенные плоды пресловутой схоластики, которой нечужды были даже лучшие писатели того времени, не говоря уже о посредственных. И наш проповедник, конечно, заплатил полную дань своему веку. Exordium, conclusium, импровизированная молитва, обильно приводимые тексты св. Писания, повествования от житий, разсказы из естественной истории с чудесным характером (общая характеристическая черта проповедей того времени) – все это здесь имеется и занимает надлежащее место. Из подбора текстов во втором поучении видно, что автор пользовался при составлении проповедей так называемыми „симфониями» и „конкорданциями». Конструкция – латинская. Цветистая и витиеватая речь является „широковещательною и много шумящею», но малосодержательною. Она изобилует неологизмами (для того времени), плеоназмами, тропами, фигурами и т.п. перлами схоластической пластики, нередко совершенно затемняющими смысл речи. Встречаются выражения неупотреблявшияся и непонятные, напр. „ диавол кусательный», „набодошася», „приизоблещеть», „птическия» и т.п. Вообще же, надо заметить, что автор, желая удовлетворить требованиям современной ему гомилетики, нередко жертвовал содержанием для формы.

Таковы общие характеристические черты проповедей Тимофея Каменевича (Кифич) Рвовского. О прочих достоинствах и недостатках предлагаемых поучений мологского витии мы предоставляем судить самим читателям.

А. Титов.

Ростов-Великий, 1892г. февраля 23.

Автограф Тимофея Каменевича-Рвовского

7200 год марта 30 дня иеродиакон Тимофей Рвовский,

Слова Божия проповедник, власною правицею Каменевич.

1. Слово на день Святой Пасхи

(Тимофея Каменевича-Рвовского)

Поучение на пресветлый день торжества христианского, праздника праздников, всего мира и вселенной радости, во святую и великую неделю Пасхи, еже есть упокоения, верных Божиих сынов истинного спасения, составлен смиренным кенселиром, Божия чести соименным.

Красноцветущий венец исплетаю Христу не от подобных жидовских и ниже таковых: они бо животными кровми возомневше умолити Бога, мы же словесные прияхом жертвы, агнца и юнца не обыкохом приносити, но яко пчела, обретающая медовые источники, по росным летающая цветам, собирает благоухание, днесь процветает и подобный пажити приносит плод: сице и мы, легкости премудростным крылом возлетевши и по евангельским и пророческим словесем от многосличных и песнопетных словес исткавше меры, сею разумноумною честию Бога нашего умилосердствим. Трудну убо и порочну сему быти словеси и ужасаюся, еда не буду доволен повеленная вами, православнии роди, духовне произвествовати и истиною бо о Бозе беседовати непостижно, но обаче не весьма велит сам Господь обленятися или пререковати, како о искании книг глаголет: испытайте писания, в тех бо имате житие вечное. Некто же, по евангелию, хотев сын ся сотворити, не постигл. Таковою убо приповестию научает нас Христос не восходити в недостижная, рекше своего ума в вышшая над разум не попускати, но измеривше, спытавше свою силу прежде таже недоведомых, о разумных глаголати же и учити. Обаче верую Господу, яко мощен есть во мне родити повести полезныя слово, прихожду на труд и начинаю, дерзаю глаголати: отрыгну сердце мое слово благо. Еже пророк сице и о Отце глагола и о Сыне, но и в подобных и чистых человецех рождает Святый Дух слово благо и разузмения божественная.

Ты же, о душе послушная, притяжи упование к Богу и освятися светом ведения, поучайся в законе Господни день и нощь, подражай благонравия глаголющего: страха Твоего ради, Господи, во чрево приях и возболезновах и породих дух спасительный. Темже и мы, братие, помолимся великодародателю Богу Иисусу Христу и о Святом Духе, возставляюшу от гноя нища, дабы наставил ны на истинный разум. И Ты убо, Господи, пославый свою мудрость на воплощение, единородное Слово Божие, молютися Господом Иисусом Христом о Духе Святом: очисти сердце мое и Святого Духа сотвори жилищу быти. Время бо се уже глаголати. Како же кто очистит себе, рожденный от жены? Человек бо гной и сын человеческий червь, и ад ему есть дом и тьма ему есть постеля и отец ему смерть, мати же и сестра ему истление. Како смею глаголати о совете Отца к Сыну? Зри, что творит и что глаголет Отец к Сыну, якоже глаголет святой Иоанн Златоустый: достоит Ти, о единородный Мой Сыне и Слово, осияние Моея славы, достоит Ти во тлеемого человека облещися и восприяти всего Адама в себе; достоит Ти и распяту быти и пострадати и во ад снити и оттуду человека извести, и яко же диавол прехитрил Адама, тако подобает Ти прехитрити диавола премудростию своею и что бывает, понеже требоваше человеческий род большего споможения, большего и получает. Се же Бог сам, Божие Слово, превечный и невидимый, необъемный, бестелесный, еже от зачала зачало, от светa свет, источник жизни и безсмертия, изображения первообразного, иже от живота живот, Отчий устав и Слово, нас ради бывает человек и в плоть облачится и души умной человеческой привмещается, яко да своею душею наши душы посвятит и своею пречистою плотию нашу плоть падшую и оскверненную ея исцелит и весь бывает человек кроме греха, родился без семене от Девы чистыя и от Духа Святого, ея же и душу и плоть прежде очистил пресвятым Духом. Архангелу Гавриилу, благовествовавшу ей о рождестве Его и о звезде на небеси, показавшей волхвам персидским поклонитися Ему, и пастырем вифлиемским ангела благовестиша. Крестившужеся ему от Иоанна, Отец с небес глаголаше: Се есть Сын Мой возлюбленный, Того послушайте, и Дух Святой в видении голубине сниде на Него. Оттоле нача чудеса творити: мертвыя воскрешати, слепыя просвещати, разслабленныя и глухия исцеляти и бесы изгоняти, и учеников избрал 12, повеле человеком проповедати небесное новое жительство. Диавол же двоемысля и недоумевашеся о Нем, зря Того яко человека, плоть носяща, и яко Бога дивная содевающа: утаибося от диавола несказанным своим смотрением того ради, яко да не уведав, познав, отбегнет и не приидет на Него, яко на единаго от многих; сего ради прикровенно и во внутрь души своея невидимо божество сокрываше. Диавол же, зря Его наказующа и учаща человеки добродетельному пути и от злого сожития отводяща и к вечному животу приводяща, распалився яростию, яко и на прочих святых, прииде на Того, яко на человека препроста, и научи архиереев и книжников. Тии же осудивше смертию умерети безгрешного Бога по человечеству. И убиен был неправедно и сведена была смертию и диаволом душа Его во ад, имущи в себе потаенное божество яко на удице льщения. Они же, безстуднии беси, мневше снедь себе сотворити душу Его, яко единую от праведных, и тако на страшную молнию божества Его ужасне набодошася и попалишася. Тогда бо во ад показа и объяви им Господь божество свое, каково есть, и рече к ним во гласе своем внезапно и страшно и яко громом велиим возустрашив их: Аз есмь вечный Бог, от Бога сшедый с небесе и быв человек. Предпоставите Мне грех Мой, коея ради вины Мене убисте и душу Мою зде осудисте? Сим же устрашившимся и удивляющимся недоуменно и ничто же могущим отвещати: постыдешабося. Он же божественным своим величеством осуди их самих и во огнь и тартар заверже, связав ручными оковы железными, и воскресил Адама и всех от ада изведе и воскрес в третий день и вознесся на небеса с плотию земнородною нашею и посла Духа Святого на святыя своя ученики и апостолы. Они же весь мир просветиша и к богоразумию приведоша, и тако человецы спасошася вси и до днесь спасаются научением их от востоков солнечных даже и до западов их Спаса нашего благодатию и вочеловечением Его и неизреченною премудростию ею же преухитрил самого диавола: якоже ловцы искуснии сотворяют рыбам червь на удицу вознизают и тако удобны уловля извлачают рыбу из глубины, сице и Христос плотию обложив, яко на удице льщения, и благокозненною премудростию своею уловил врага и не нечаянно уловлен бывает змий вселукавый. И тако избавил Бог Собою от диавола род человеческий и мучительства его. Послушаем же, братие, и приточного речения о сем, якоже глаголет святой Иоанн, Златоустый языком и усты: яко же бы некто человек истязуя должники своя и бия их жестоко и во узилища или в темницу вметая, и паки ничем же должна суща некоего в туюжде темницу и томление введе, и тако он, иже без вины долга истязан бывый и мучим, может и иные оправдати, иже праведно в темницу всаженных. Или: якоже некто мучитель, лютый вельми, всех впадающих в руки его убиваше и, сице тако творя, убиет сына царска безвинно, – и оного царева сына смерть может и иных оправдати: убиет бо его самого царь, яко повинна, и темницу его рушит, раззорит и связанных изведет и свободно почествует держимых. Тако и о Христе сбышася святыя, понеже безгрешный был Господь и без правды, еже есть без вины греховныя, убиен бывает, – и одоле божеством своим диавола и тако свободил Адама от смерти, иже праведно принесена и предана бывша ему, яко согрешивша пред Богом. Убо воистинну высота велия есть и слава Христова был крест: им же бо мняху осудити Его, сим и сами осудишася от него. Свободи же человека от насилия вражия и избавил нас, иже уже не быти в порабощении к тому нам у диавола и еже нуждою мучительства и неволею согрешати человеку, и очистив нас от всякого греха святым крещением и подаде нам отпущение грехов, даде же нам и власть, еже творити доброе, аще восхочем, точию и не к тому привлачатися нуждою на злое, аще мы сами не восхощем волею согрешати; и аще по святом крещении не согрешим и заповеди его святыя непорочно соблюдем, будем безбоязненны и безстрастни, паче же и святы, якоже были святые пророки и апостолы и мученицы и святители и преподобные и праведные, им же дастся от Него владычество наступати на змия и на скорпия и на всю силу враждотворную нам и чудеса творити и знамения являти. Очистиша убо себе святые от всякого осквернения плотского и духа лукавого сохранением заповедей божественных и были безстрастны, здесь пожили божественную жизнь, по преставлении же отсюду царствия наследовали небесного сподобишася. И не до сего точию Бог наш стал, иже всем хотяй спастися и в разум истинный прийти. Весть бо Той Сам, яко належат человеку помышления на лукавые дела от юности и зане по крещении мы имамы согрешати, – сего ради даст нам святое покаяние и заповеди пресвятые свои, очищающия нас не только от грехов наших, но и от страстей злых, и паки устроил нас святыми быти и праведными, якоже свидетельствуют о сем мнози тии, иже по крещении и согрешившии и покаянием и заповедей Христовых соблюдением и паки были святы, потом же и чудеса содеяша и при разлучении от телес своих от сея жизни душами их сладостне с велию и несказанною радостию ангелы Божии возводители себе на небеса усретоша и первые части, из нее же грехопадением своим испадоша, еже есть жизни блаженных сподобишася. И паки ведый человеколюбец и премилостивый Бог наш, яко трудно есть вельми обрестися кому в первой части целу, еже есть безгрешну, по нужди и вторую приведе, иже всегда человеком любезно прекланяется и не точию ради наших дел праведных, и покаяния дела истинного, но и веры ради чистой и несомненной многих прежде спасл есть своим милосердием и ныне спасает, Сам бо глаголет: вера твоя спасе тя, и паки рече: веровавый и крестивыйся уже спасен, таковый и свят есть, и паки: велиа вера твоя; будет тебе, якоже хощеши. Аще ли же кто речет, яко ныне чудеса и знамения не действуются и благодати от Бота никто же получил есть в веце сем, якоже древние святые, иже чудеса и знамения творяху, того ради не спасаются ныне, якоже прежде спасахуся, таковые невежды и яко безверны суть, зле глаголют и уставляют: не бо есть неправда у Бога нашего и лжа и премена. Ни, да не будут ему отнюдь сия. Да яже нами и малые творения любезные Ему воздашася и исправлена были, Он же не брежет ли о нас? Ей, брежет с велиим и неисповедимым милосердием си: аще бо чашу студеныя воды жаждущему и алчущему, мал уломок хлеба и нагому худу одежду – не без мздовоздания вся сия судил был милостивым здесь и во грядущем веце неистленными богатствами даровати, кольми наипаче иже Тому прилежащим, день же и нощь служащим и молящимся обещанных своих благ, еже есть всех добр или рещи красот небесных, не воздаст ли ей стократно и тмократно усугубит? Токмо да будет наше к Нему прилежнейшее любление и еже подвизатися и тщатися по силе и верою искати его и Господеви прилеплятися любовию и молитвою и боголюбезным завещанием и паки верою твердою без всякого сомнения и обретися тогда, егда душа человеча от телесе сего разрешается, подвизающися и обетования ждущи. И аз вам глаголю смиренный: да внемлете о сем реченном прилежно. Тако убо глаголет великий Макарий: Не неверуй, но веруй с радостию убо и с велиим веселием, о правоверный и богулюбезный человек, яко отъидеши и царствия небесного покажешися достойный снаследник. Многии ибо от людей благочестивейших даже до кончины своея в делательстве чистейшем пожиша и заповедьми святыми, яко звездами некиими, озаряются и вере и страху Господню повсегда внемлюще, ради же неведения и распленения от страстей ума их или немощи ради некой телесной не приобщишася благодати, еже живи суще, некоторых ради смотрительных судеб божественных, и таковые убо при смерти своей извещение всяко приимут и на деятельное дерзновение к Богу воздаяние же и в будущем получат; иные же по смерти от телес своих благоуxaниe испустиша в явствуемое показание, верных же ради спасения. Не всем ибо вся равна суть воздаяния, недостатка ради потщания и изнеможения силы; зане же не вси суть делателие, ниже един путь шествоваша, но якоже свечи некия многи воспаляемы от единого огня, но неравно свет свой испущают или якоже и многие звезды в небеси, но не равно светят, якоже рече Павел апостол: Звезда бо звезды преизобилует во славе, глаголет бо и Григорий Богослов: Не еже убо не мука се и царство, ни еже не царство се и мука, по ленивым довольно есть и на сем, еже бы и мук им убежати. Того ради сведый Владыка немощь естества человека: иные, рече, во сто плод принесоша, иные же в шестьдесят, иные же в тридесят. И паки великому апостолу Павлу глаголющу к Римляном: Не делающему же блага, верующу же на оправдающего нечестива причитается, или рещи, приемлется вера его в правду, се есть да будет вам разумно; не делающу же, иже и хотяще, но не можаще делати – ли старости ради, ли недуга, ли нищеты ради не милующу, или времене ради злополучного и непраздньства бывающего, якоже блаженному разбойнику, вменися едина веpa, кром дел, творимых в правду; добро же убо во нстинну и дела киа – сиа: пощение, бдение и милостыни без оскудения и иные труды и поты многие, великие и малые, еже и есть истинное се наше и всесвятое покаяние и щедротство. Аще ли же кто от напасти некой в нужде своей приемет, сих не стяжет или от немощи за безсилие не сотворит, отъидет же отсюду; но иже за человеческие грехи сострадательно умерый и днесь воскресый Иисус Господь и словесное наше покаяние приемлет и устен исповедание не отметщет, вельми бо согрешающим нам и кающимся велие изливает и море своего к нам без прикладного милосердия, погашающе огонь всех зол наших, глаголет бо: Яко аще и уканет ярость гнева Моего на кого и паки исцелю того, то есть и еще помилую его. Приемлет бо создавый нас Бог хотящих желательно спастися, не тольо мученическое страдание и постническое воздержание имущих, но и сокрушение, бывающее в нас за грехи наши, и толчение чела и биение персей и колен преклонения и рук воздаяния с болезнием сердечным и светованием безпрестанным и во гласе воздыхание из глубины сердечное плачевное рыдание, токи и капли слезные и умную совесть с болезнию вопиющу и плод устный исповедающихся имени Господа нашего Иисуса Христа и уста по Давиду глаголюща: Согреших Господеви Богу моему и злое пред Ним сотворих. Велика убо есть покаяния сила, велико же и неисповедимо, еже есть несказанно, и спасение создавает кающимся, якоже снег сотворяет и яко ярину убеляет, глаголет бо Бог Пророком своим к людем кающимся: Стойте на земле разумы яко осуждены и унылы, и напишу сетование ваше во утешение и надеяние дерзновенное и яко праведницы венчавшеся отъидете, и паки: Преклоните Ми души ваши из глубины яко осужденицы и тыяжде венцы праведных восприимете, и тако из смирения вашего спасетеся человеколюбием Божиим Моим, а не детельными добродетельми вашими, но сокрушением сердца и глубиною смирения и теплою верою. Глаголет же и святой Григорий Амиритский: яко противу сего отвещавает диаявол оклеветуяй Богови на тех, по псалмографу, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, тоесть не обхудит и не осудит, иже веры ради единой спасающихся и без дел, и глаголет: коея ради вины, еже есть образы, или рещи, чесого ради велика есть вера их и почто спасаеши их туне, то есть, кроме дел их, верою единою? И Господь наш отвечает ему: предана Мя слышат и связана и заплевана и на кресте распята и копием прободена не стыдятся страстьми Моими пречистыми и не смущаются сердцами своими твердыми н ниже соблажняются, но веруют Мя Бога быти от Бога и исповедают Мя Царя и Создателя и Творца своего и Господа Мя без лукавства исповедают; и аще был Аз нагим, божеством Моим пришел на землю к ним и чудесами страшными и знаменьями ужасными, и аще веровали были, ничтоже дивно бы было, ныне же и ничто таковое у Мене видевше, вероваша в Мя и покаяшася и плакашася и оскорбешася о согрешениях своих. Воистипну глаголю тебе, противниче Мой и завистниче злой спасения их, проклятый диаволе, велиа вера их предо Мною, сего ради приемлю и милосердую о них и небесного царствия живота Моего к ним почествования сподоблю их и венчою десницею Моею высокою и силою своею всепрекрепкою, И яко не точию в житии сем дел ради наших праведных спасает и покаяния ради и веры в Него святой и православной соборной, но и по смерти спасает преблагий и милостивый Господь и Бог Наш, милостинами же и священнодействием божественных Тайн в дароприношениях Ему на алтаре святом, яже во церкви святой, через Его избранных и святопомазанные рабы, пресвитеры святые, на сие тайнодействие страшное и ужасное древле и ныне суть предуставленные. И сия вещь великая и страшная, удивительная, ангелом человеком ужасная тайна, глаголю всесвятая, безкровная жертва, служба красная и священнейшая литургия, многих успех и вящшую милость приносит усопшим и многих спасл есть тоя ради всещедрый и премилостивый Господь и до днесь спасает, якоже свидетельствует Иоанн Златоустый: Аще, рече, недоспел еси аще в житии твоем сем о душе своей управити по ней, на скончание жития твоего заповедуй своим родовом по смерти воздати тебе ради благих дел творением, милостынею, глаголю, и приношением, и сим Избавителя твоего примириши, то есть умилостивиши и от бездны самой адской свободишися. Только, о правоверный, уверствуй сему слову правде быти: приятна бо та самому Богу и зело любезна суть приношения сия. К сему же и святой Иоанн, Дамаскинского града светлосиятельное солнце, сице глаголет: яко кийждо от человеков, иже аще и мал початок добродетелей стяжав, не успев же того дела в совершенство привести или исполнити, но восхотев убо и невозможе или лености ради, или нерадения, или немужества ради, или еже день от дне отложения до исправления своего, достижен же был внезапно и пожат смертными серпом, чрез надежду свою ей-ей не забвен будет таковый от правосудного и нелицеприятного Господа своего и Владыки страшнаго Судии и всемирного Бога, но возставит ему и по смерти его же он неувест хотящаго исполнити прилежно недостаточество его. Cия же глаголются только о верующих во истинного Бога Господа нашего Иисуса Христа, воскресшего из мертвых тридневно и дарующего верующим ему живот вечный. Глаголют бо иже от Бога просветившиеся мужие святые, яко в мерило, еже есть на весы, при послднем издыхании живота нашего человеского деяния вся свидетельствуются и в мерлиле полагаются; и аще убо десная сторона от левой превыше будет, яве есть, яко в десных благих умерший уже есть, аще ли же равны обе – одолевает всяко божественное человеколюбство, аще и мало мерило на шуюю сторону претягнет, и тогда милость Божия исполнит вся сие трие владычнии суди: первый убо праведен, второй же человеколюбив и третий преблаг. Дивен ecи, Владыко, и чудны дела Твоя, и Твое мы неизглаголанное благоутробие славим, зане всегда и человеколюбно преклоняшися и научил еси нас Сам Собою и своими угодниками благодетельства творить и друг и о друге молиться за общее спасение наше и велию пользу во оставление грехов наших, яже содеяся; и днесь на нас смиренных рабов Твоих превелия милость Твоя и щедротство: в сей день великий и всепресветлый и пресвятой живоносной Пасхи, воскресения Твоего, Господи, от грехов наших мы тобою свободу улучихом. Глаголет бо Златоустый: Да никто же днесь рыдает нищеты ради, явибося общее царство; никтоже да плачется прегрешений своих, отпущение бо, купно и оставление грехов, от гроба Спасова возсия нам; никто же да убоится смерти, есть бо некоторое надеяние и упокоение в день воскресения усопшим верным человекам, прохлаждение и свобода: свободи бо нас Спасова смерть на все дни светлой недели, яко един день празднуется; небо же и земля и преисподняя да веселятся и вся тварь видимая и невидимая. Се нам новый свет настал есть: древняя ибо и ветхая мимо идоша и вся нам днесь нова была. Тем же вси и веселитеся, богатые и убогие друг с другом ликуйте, воздержницы и ленивые день сей святой почтите, постившиеся и непостившиеся возвеселитеся вси днесь: ад ибо упразднися, смерть умертвися, клятва разрушися, бесовская держава вся попрася, ад сокрушися и попран был, тьма просветися, жало смертное притупися, грех разрешися, благословение умножися и рай нам паки отворися, небо отверзеся и очистися и освятися от разбежания множества воздушных духов, земля очистися и обновися и освятися от сокрушения кумирских и поганских богов, воды и крины, древа и злаки и вся иже на земли освятишася кровию и водою, источенною от пречистого ребра Спасова, и живот вечный верным христианам даровася. Мы же ожихом, тем и воспевающе вопием: Христос воскрес из мертвых, смертию смерть поправый и нам даровавый живот вековечный, безконечный и никогда неизменный: преодоле ибо человеческой немощи умноженному греху нашему божественная благодать Божия. Все стало свято и всепресвято, все светлость, все свет, все царство небесное, во всем Бог, вся Тому возможна, вся творит, елика хощет, зане Бог велий есть, и кто же может противитися ему? Рай, заключенный страшным херувимом, ныне пространно отверзе нам райския двери на принятие праведных душ и первородному отцу нашему Адаму, Аврааму, Исааку и Иакову и разбойнику и всем от веков усопшим правоверным христианам на вшествие душам их оттоле и до зде и до скончания века, Христе, Его же верные увержедия надежду имуще мы, верные, радуемся. Егда же сошел еси, Господи, во преисподние страны земныя и тамо оставил еси, Христе, в сий всесвятый и пресветлый день Твоего воскресения, во аде на всякое лето всепревеликую светлость Твою в память одоления своего Божества, яко был еси Ты Сам, Христе, во ад для уверения нечестивых еретиков и самому сатане во ужас велий и удивительство от блистания Твоего величества, истления же не виде во аде пречистое тело Твое. Мы же, верные Твои рабы и сынове Тебе по благодати и бози по обожению Твоему к нам, благодарим Тя великой ради Твоея к нам смиренным радости и милости и мили Teбe деемся, никогда же отступающе и иного Бога разве Тебе не знающе и имя Твое святое и тресвятое во вся дни живота нашего призываем во веки вечныя и безконечныя. Аминь.

Таковые всепресветлые радости аз смиренный, общей моей и вашей святой любви желатель и Бога моего молителъ, все вы, во православии сущие братия моя, мужи и жены и дети, здравствуйте о Христе! Аминь.

7200 год марта 30 дня иеродиакон Тимофей Рвовский, слова Божия проповедник, власною правицею Каменевич.

2. Слово на Крещение Господне

(Тимофея Каменевича-Рвовского)

Тако убо глаголет святой пророк Иезекиль: Воскроплю на вы воду чистую и очиститеся от всех нечистот ваших. Во время закона естественного, прежде потопа всемирного, виде Бог разными грехами людскими землю всю осквернившуюся и восхоте ее паки Бог из таковой скаредной проказы, то есть скверны, очистить, давед на нее воды потопные, толико великия, яко те воды прокрыли все горы земные, слушатели православные. Тако повествует Писание Святое: вода содержашеся на земле и покрыла вся горы высокие, яже была под небесами. Навел на нас прародитель наш Адам скверну не только греха первородного, но и иных от него, яко от корени и главы исходящих много грехов, ими же яко души, тако и телеса наши помаруем, овоже на обмовение таковой скверны во время благодати, когда явися благодать Божия спасительная всем людям, дает нам Христос Спаситель наш воду богоявленскую святого крещения, еюже дабы мы таковые вся скверны наша очистити возмогли. Тако сам глаголет Бог к нам усты святого пророка своего Иезекиля: Воскроплю на вы воду чистую и чистые будете от всех нечистот ваших. О сей богоявленской чисточной и святой воде и о крепости силы ее чистительной и о воде покания святого cие мое повестословие проповеди, да любви вашей возъимети обещаю. Только о сем едином прошу вас и молю о охотное ваше ко мне смеренному слышание.

Воду сию всесвятую, глаголю, богоявленскую, на ней же днесь с нами невидимо Бог сам явися, в сей воде и образуется тайна крещения нашего святого, кто сию воду не назовет водою чистою? Ей назовет всяк веруй был в ней крещен Сын Божий, егда она в себе нынешнего дня покрыла Того, иже истинно самою называетса чистотою. Слушатели православные! в сей убо воде богоявленской благоволила сама всепренасвятейшая Троица образом трех лиц показатися: Отец – небесным гласом, Дух Святой – голубем, Сын Единородный Божий – во плоти; очистил сию воду святую Отец гласом своим, понеже словеса Господня – словеса чистая, очистил ее и Дух Святой дыханием голубиным, Сын же Божий очистил ее погружением всепречистого тела своего. И тако днесь всякий священник на очищение и освящение воды сей святой трех дел потребствует: гласодыхания, погружения в ней руки своей, зане и Бог при очищении и о освящении воды сей святой богоявленской трех сопроизволил благоволений своих: гласа в Себе, егда рекл: «Се естъ Сын Мой возлюбленный», – дыхание во голубе, погружение руки в Сыне, Его же псалмограф Давид святой называет и рукою, глаголя: Посли руку Твою свыше. Сею водою богоявленскою, яко егда покропился Христос Спас наш, всех нас ныне чистыми учинил, всех нас вознесл, сии рекл, возвеличил, вся грехи наша уморил. Тако глаголет Амвросий: Есть един Христос погрузился, но омыл всех; един сниде, дабы мы вошли все; един все грехи взял, дабы в нем все грехи умерли.

Кто же ныне не назовет воду иорданскую счастливою? Кто ее не наименует и благословенною сего ради, понеже она, вода, приняла в себе Христа Спасителя нашего, дабы не только в ней все грехи наша уморил и не только для того, дабы окрестился в ней, всем иным водам в благословениe подал, яко глаголет Августин: Всем водам Христос дал благословение, егда в воды иорданские самопроизвольною своею благостию сниде, – но дабы сию воду святую нам и девицею чистотою учинил, ни единой в себе не имеющей скверны или порока через погружения в ней пречистого своего тела, из чистой своей и святой Матери Девы Maрии приятого. Пишет Касиодор святой о некоей воде, еже имя нарицается дево; а таковым именем та вода названа девою того ради за светлость чистейшую, превосходящую чистотою вся очи человеческие и зверские и птические и паче снеучистейшие, та есть вода дева имянуема. Но премного больше того прозрачно светлые и чистолитныя воды – девы имать в светлость свою благодать святую вода богоявленская, наипаче воистинно может назватися здесь водою, егда не только она сама собою чиста, но и крещение в ней приемлющих чистыми творит; и кто сей воды святой крещения, глаголю, святого требует и пиет, бывает чист, яко дева; убо баня крещения очищает от всех грехов, тако и вода богоявленская ради своей великой чистоты, уже есть девою чистою. Таяжде по истинне вода богоявленская освященнейшая может отчасти приуподобити себя и до Maрии пречистой Девы, родшей Спасителя Христа. Показала Его пречистая Богородица Maрия, из себе рожденного, с великими чудесами: изыде ибо из нее, не разрушив ее девства, изыде пресветло яко солнце, звезда Его царем показала, ангел пастырем возвестил. Но и вода богоявленская во струях своих показует Его при великой тайне окрещенного: убо Дух Святой и в тот час был Ему единопостасный, то есть единообразный, невидимый, днесь же Его во струях иорданских освятил видимо, Иже возблаговести Марию очистил Той же днесь и струи водные освятил; Отец, Иже в тот час осенил силою, днесь благоволил во гласе вещати, глаголя: « Сей есть Сын Мой возлюбленный». В Вифлееме граде родился при целомудренном Иосифе, во Иордани крестился при великом пророке и предтечи Иоанне. Теже воды богоявленские крещения святого, яко присвоением своим и погружением очистил Христос Спаситель, тако их и сладостными и приянными да напитися нам подал, иже все христиане к приятию оных святых вод с радостию приходят, исполняя оное пророчество: Почерпите воду со веселием от источных спасения. Како же не имамы с радостию и веселием велиим приимати и пити воды богоявленские, иже силою своего тело наше омывает, по глаголу псалмографа: Омыеши мя и белее снега убелюся, и души наши к первобытной красоте приводит и нас самих на новый живот пораждает и вины Богу присвояет. Тако глаголет Кирилл святой: Порождением Господь именовал святое крещение, дабы мы ведали, яко того ради бываем причастники благодати Божия и Духа Святого на себя приемлем, им же в стародавную красоту нашу обновляемся и в живот новый пораждаемся и Богу в сыны усвоены бываем. Пишет Тертулиан любопремудрый о душе воспомин: водых источниках, из единого их вода пиющего ее скоро чистым и измовенным творит, другого же источника вода пиющего ее мертвым творит. А вода богоявленская неумерщвляющая нас есть, но оживляющая животом вечным; имяше она в себе силу такую: пиющего оную со бдагодарением и любивию и страхом Божиим такого она измывает, из нечистого чиста сотворяет. Егда же изыде и се от вод иорданских, тогда возгремел гласом божественным своим, то есть поучением, приводя людей к покаянию, и начет проповедати глаголя: Покайтеся, то есть познайтися, или рещи обратитеся, приблибожеся царство небесное. И в тот час даде вышний Бог глас свой, егда рече: Аз не приидох да сужду мирови, но да спасу мир, когда и до иного рече: возми одр твой и ходи, до иного же: вера твоя спасе тя, иди в мире. Елицы есть мы вси, православные христиане, во Христа крестихомся, во смерть Его крестихомся; уже бо умрохом греху, како к тому поживем в нем? или не разумеваем, яко вода богоявленская нас от земли на небо возносит? Тако сам Христос рекл: Аще кто не родится водою и духом, не может внити в царствие Божие. Ибо якоже при первом сотворении твари от воды роды сотворены, то есть, птицы скоро возлетали на воздух, такожде и при обновлении света, то есть сего ради человека пришествием на землю Сына Божия из сих святых вод богоявленских, крещения святого, отродишеся люди и возносятся богомышлением с разсуждением из добродетельных своих дел разцветением веры, правды и любви друг ко другу, милосердием шествие творят в самое небо, идеже есть Христос, одесную Бога сидяй. Повествуют тако некоторые учителя, яко во Вританиской стране при брегах единой реки родятся и растут древа, с тех древ спадшее листья в воду той реки скоро во птицу те листья обращаются и на воздух возлетают и в незнаемое место те птицы отлетают. Во церкви же, матери нашей, при водах богоявленских крещением святого показалось вам днешного дне древо жизни, Христос Спаситель наш, мною проповедуем, с него же самого, егда апостолы святые, яко листья, пустиша себе в туюжде воду крещения святого, скоро претворился во птицы разумные, иже вознесошася от земных попечений на воздух богомышления и разсуждения, принесошася до незнаемых стран, глаголю небесных краев. Тако пишет святой Павел: Ибо о сем воздыхаем, в жилище наше небесное облещися желающе. Но егда уже, возлюбленная моя братия, по сей воде богоявленской крещения святого, паки каковыми грехами лучитца нам осмрадитися и очернети, тогда имамы на омытие наше и другую воду, покаяние святое, то бо нас покаяние, яко второе крещение, от скверн греховных очищает. Тако сам Бог через пророка Иезекиля рекл: Воскроплю на вас воду чистую и очиститеся от всех нечистот ваших. Егда кого изъяст уж ядовитый, скоро от угрызения его распухнет, или скот, если водою себе не завитит сущею из целого камня текущую, иже есть таковая вода вельми целительна; тако и диавол кусательный, яко уж жальный проклятый, той людей, яко ядом смертоносным своим, различными грехами обыкл убивати: единому убо впущает в сердце, яко жало яда своего, гордыню, иному тщеславие, другому лакомство, кому объядение, кому же пианство и иныя грехи смертные. Что же сему церковь, мать наша, и которое нам лекарство подает от того дипсаса, сии речь ужа проклятого диавола, яко льва, зело люта, ищущего и рыскающего, когождо хотящего нас поглотити? Дает воду покаяния святого, которая вода яко из камня Христа Спасителя емлет силу целительную на обмытие того злого яда, якоже учит нас святой апостол Петр: Покайтеся убо и обратитеся, да очиститеся от грехов ваших. Есть же камень на свете дорогой вельми, енедрос именуемый, иже безпрестанно из себе каплет капли. В таковой дорогой камень покание святое обращает человека, иже кто из сокрушения сердца своего и плача за грехи своя безпрестанные слезы из себе издает. Тому камню уподобился богоотец Давид, царь и пророк чудный, иже рече о ceбе: Исходища водная изведоша очи мои, понеже не соблюдох закона Твоего, Господи. Таковым же камнем был и Петр святой апостол, егда во время страстей Христовых изыде вон и плакал горько. Дала нам церковь, мать наша, по богоявленской воде, воду покаяния святого в таковой образ, дабы мы прежде измылися ею, потом приступали до божественных Таин Христовых, во образ себе приемлюще зверя львицу. Егда убо львица от своего льва сотворит чужеловство со зверем рысем, яко премудрые естествословцы пишут, тогда оная львица зверь в сомнении великом бывает, егда с рысем поемлется и размышляет последи сама, яко бы зло сотворила и мужа своего льва уязвила; к нему дотоле не обращается, даже прежде в водах не измыется и тако паки с ним, львом, поемлется. Сице же и птица лебедица белая, яко чистая девица есть, егда не только блуда гнушается, но егда с своим истинным мужем, лебедем, совокупление будет имети, сии речь потолчется, якобы злое дело некое соделала, егда же прежде в водах не искуплется, никогда пищи не приемет во уста своя; егда же вод не обрящет, итако гладом умирает и чистоту свою законную тако сама собою соблюдает. Но да устыдятся днесь те, иже в роде христианском таковые есть, яко в великие блудодеяния и тяжкие грехи впадают и не омывся водою святого покаяния, приступают без страха к пречистому телу Христову, не ведая о том, что апостол Павел глаголет: Да искушает же человек себе, то есть испытуется и разсуждается, и тако от хлеба сего да ест и от чаши сей да пиет. Но, о вы, слушатели православные, понуждайтеся на воды шествовати Иордана реки и в нем со главы Христовы Духа Святого на себе восприимите и аще отвещаете ми тако, яко до Иерусалима далеко идти и пришествие к нему не без попечения великого есть и имения на се много надобно, отвещаю и аз к вам: имамы мы в себе самих Иерусалим – душу нашу, не далеко же при ней имамы Иордан – очи, глаголю, наши, из них же, яко из некоего источника, от сердца нашего взыскав сокрушение сердечное, наполним слезами и будет из двоих очей, яко из двоих рек, Иордан; учиним Иордан и тако восприимем на себя Духа Святого, да речет и нам всем Отец наш небесный днесь: Сей есть Сынь Мой возлюбленный, о Нем же благоволи душа Моя. Дух же Святой жилище себе иметь во смиренных и сокрушенных сердцах обретающихся и плачущих за грехи своя, егда чем прогневили престол Божий, и из таковых слез своих сами в себе творят Иордан, якоже сам Христос рече: Блаженны плачущие, яко те утешатся. Радуемся же днесь, православные Христиане, душами нашими и веселимся: яко возмогли, укрепихомся семы от Христа, спасения душам нашим, егда избавительной и чистой сподобихомся сей святой воды; и ныне всякий человек, яко в некоем сосуде злате, в душе своей да имеет сию чистую воду и да глаголет со Давидом: Спаси мя, Боже, яко внидоша воды до души моей. Дождалися мы есмы, Господи, той святой Твоей богоявленской воды, в ней же тело Твое пренасвятейшее погрузилося. Восприяхом сей дар Твой всесвятой, нам с радостию и веселием вечным данный. Но о сем прошу и молю аз, раб Твой, и народ сей со мною во храме Твоем Троичном собравшийся, со страхом предстоящий величеству непостижимой славы Твоей: спаси нас через благодать Твою, Господи, сокрываемую в сей воде твоей богоявленской, в тайне крещения святого. И кто ее в душе своей хранит, обрящет живот вечный, якоже рекл еси Ты Сам, правда и истина, Христе Боже наш: Вода, юже Аз дам ему, будет в нем источник воды, текущий в живот вечный. Сего живота вечного, ради ходатайства Твоего и Матере Твоей всепречистой Богородицы Марии и иерархов Афанасия и Кирилла и всех святыхТвоих, подажд всем нам восприяти. Аминь.

Еще паки прошу и молю предражайшую вашу любовь ко мне: аще кто из вас и в тяжчайшия грехи впал, якоже аз первый во вас, отнюд да не отчаяемся нашего спасения и да не гордимся пред Богом нашим, но покоримся Ему святым и истинным покаянием и припадем пред Ним и восплачем, а не сотворим тако, якоже дух злой и лукавый диавол имеет в себе гордость высокую, за нюже и с небес спаде и затвердился мыслию своею, яко не хощет Богу покоритися и поклонитися. Познал се о диаволе святой Макарий египетский, иже молился о диаволе Богу, дабы принял Бог сатану в первый его чин. Глагола к нему Бог: сотворю ти, только злой дух да покорится мне и прощение да попросит. Потом показался диавол святому Макарию и рекл ему: что Бог тебе сказал на молитве твоей о мне? Святой глагола ему: обещался Бог тебе и паки прияти в твой чин, только хощет, дабы еси ты покорился Богу и прощение попросил. Но злой дух не хотел Богу покоритися и отказал: да мне Бог покорится, яко нам учинил неправду. Тако ради Христос днесь в водах и крестился, дабы в водах иорданских того гордого змея убил, иже он людей в неволю к себе сводил, и тако Бог Сам диавола и силу его Собою победил и крестился в водах.

* * *

1

Автограф приложен

2

Рукоп. Вахрамеева № 276, л. 91.

3

СПБ. 1884 г. I, 258.


Источник: Титов, А.А. Два поучения Тимофея Каменевича-Рвовского, мологского проповедника XVII века : (По рукописи И.А. Вахрамеева № 451) / А.А. Титов. - М. : тип. А.И. Снегиревой, 1892.

Вам может быть интересно:

1. Митрополит ростовский Арсений Мацеевич и его указ по поводу пожара в Ярославском успенском соборе 1744 г. Андрей Александрович Титов

2. Хозяйственная деятельность митрополита Платона протоиерей Андрей Беляев

3. Собрание слов и речей. Том 2. Книга 1 архиепископ Арсений (Брянцев)

4. Юбилей 300-летия Брестской унии во Львове и столетняя борьба против нее в Галицкой Руси профессор Иван Саввич Пальмов

5. Приветствие Казанской общине сестер милосердия Красного Креста, в день 25-летия ее существования, принесенное за литургией, 22 октября 1911 г., архимандритом Анастасием, инспектором Казанской духовной академии епископ Анастасий (Александров)

6. Навертень XVII столетия Измаил Иванович Срезневский

7. Слово пред панихидой по П.А. Столыпине архиепископ Алексий (Дородницын)

8. Слова, речи и поучения. Часть II епископ Александр (Светлаков)

9. Преосвященный Виссарион, епископ Костромской профессор Иван Николаевич Корсунский

10. Историко-статистическое описание Николаевского Корельского третьеклассного монастыря архиепископ Макарий (Миролюбов)

Комментарии для сайта Cackle