Источник

Псалом 3. Утренняя молитва к Богу окружённого врагами праведника


а҃. Ѱало́мъ Даві́дꙋ, внегда̀ ѿбѣга́ше ѿ лица̀ а҆вессалѡ́ма сы́на своегѡ̀ 1. Псалом Давида, когда он бежал от Авессалома, сына своего.

Псалом 3 есть молитва преследуемого многочисленными врагами (ст. 2–8), но уповающего на Бога праведника (ст. 4–5, 8–9), произнесенная после благополучно проведенной им ночи (ст. 6) и в ожидании нападения многочисленного ополчения (ст. 7). Других, более ясных указание лица писателя и времени написания этого псалма не представляется в его содержании; но надписание псалма свидетельствует, что это «псалом Давида», воспетый им «когда он бежал от Авессалома сана своего» (ст. 1). С достоверностью можно полагать, что эта молитва произнесена была Давидом в Маханаиме утром (2Ц.17:22 и 24), после той опасной ночи, в которую Ахитофел советовал сделать нападение на него ( – 17:1–3 и 16) и когда Давид, успокоенный разрушением совета Ахитофелова, как видимым явлением ему помощи Божией (ср. 2Ц.15:31 и Пс. ст. 6), уже безбоязненно и с полным упованием на милость Божию ожидал в следующий день нападения многочисленного войска Авессалома (ср. Пс.ст. 7–8 и 2 Ц. 17:11–13 и 24 и 18:1–2).

Как утренняя молитва древнего праведника, псалом этот в христ. правосл. церкви издавна читается на утреннем богослужении, занимая первое место в так называемом шестопсалмии. В развитии мыслей он распадается на четыре строфы, – каждая по два стиха (2–3, 4–5, 6–7 и 8–9), из коих первые две и последняя заканчиваются знаком се́лаг (см. выше стр. 28–29). Место этого знака мы будем обозначать в русском тексте псалмов звёздочкою.

1. Указание времени и обстоятельств происхождения псалма, в его надписании, – как подобные же указания и при других псалмах (см. выше стр. 31, п. 4), – судя по их летописной форме, вероятно, составлены первоначально кем-либо из современных Давиду летописцев, которых сказания дали материал для книг Царств и Паралипоменон (1Пар.29:29).

В некот. греч. списках в конце надписания читаются еще слова ἐν τῇ ἐρήμῳ – в пустыне (напр., в Венец. изд. 1867 и указ. в Замеч. на текст Пс. Боголюбского). Вероятно, они прибавлены кем-либо из схоластов в том предположении, что псалом воспет был еще вечером до прихода в Маханаим, когда Давид с своими людьми находился на равнине иорданской пустыни (2Цар.17:16). Встречающаяся в некотор. греч. описках еще другая прибавка к надписанию κατ’ ὄρθρον (у Боголюбского) = на заре, рано утром, – есть, вероятно, заметка из богослужебного устава об употреблении псалма при утреннем богослужении, соответственно времени написания его утром в Маханаиме.


в҃. Гдⷭ҇и, что́ сѧ ᲂу҆мно́жиша стꙋжа́ющїи мѝ; мно́зи востаю́тъ на мѧ̀, 2. Господи! как умножились враги мои! Многие восстают на меня;
г҃. мно́зи глаго́лютъ дꙋшѝ мое́й: нѣ́сть спⷭ҇нїѧ є҆мꙋ̀ въ бз҃ѣ є҆гѡ̀. 3. Многие говорят душе моей: «нет ему спасения в Боге». *

2–3. Псалмопевец, обращаясь в Господу, жалуется на чрезвычайное множество врагов своих и на обидная с их стороны замечания, будто Бог совершенно лишил его Своей помощи. Таково именно и было положение Давида во время Авессаломова восстания, когда вместе с недостойным сыном восстали на «его многие из самых приближенных и доверенных его царедворцев, как Ахитофел и Амессай, старейшины избравшего его на царство, родственного ему, колена Иудина (2Цар.19:11) и, за исключением небольшой части войска, почти весь народ Израильский. Число врагов Давида в это время, по выражению Хусия, представлялось, «как песок при море», и нападение их на Давида с горстью его защитников уподоблялось падению росы на землю (2Цар.17:11–12). Захваченный внезапно таким широким восстанием, и вынужденный поспешно бежать из Иерусалима в пустыню, спасающийся от руки собственного сына, недавний прославленный Богом Царь-победитель, теперь невидимому совершенно оставлен Богом и лишён Его помощи. Таким он мог казаться особенно врагам своим, из которых один прямо с злорадством говорил ему: Господь обратил на тебя вою кровь дома Саулова и предал царство в руки Авессалома, сына твоего... (2Цар.16:8). Давид и сам в постигшем его бедствии видел конечно исполнение предвозвещённого ему пророком Нафаном наказания Божия за его грехопадение (2Цар.12:10–12); тем болезненнее должны были отзываться в его скорбной душе подобные замечания врагов о том, что он, как грешник, оставлен Богом. В общеназидательном смысле – это изображение состояния всякого верующего, обуреваемого соблазнами, которые, увлекая ко греху, внушают ему отчаяние в милости и помощи Божией.

Сл.-гр.-лат. «что» מָהִ не выражение вопроса о причине умножения врагов, которая сана собою была понятна Давиду, на выражение изумления пред их множеством и жалобы на это к Богу, = коль ( = тарг., сирск. и русск.: как), как то же еврейское слово и греческое τί переводится по слав. в Пс.21:20; ср. Пс.65:3; 83:2=греч ὡς. глаго́лютъ дꙋшѝ мое́й, – гебраизм = говорят мне, в отношении ко мне.


д҃. Ты́ же, гдⷭ҇и, застꙋ́пникъ мо́й є҆сѝ, сла́ва моѧ̀, и҆ возносѧ́й главꙋ̀ мою̀. 4. Но Ты, Господи, щит предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.

4. Караемый правосудием Божиим за свое грехопадение, но уже раскаявшийся в нём, Давид сохраняет твердую уверенность, что Господь не отринул его навсегда, не лишил его благоволения и ниспошлёт ему свою помощь и избавление. Он выражает эту уверенность, называя Господа своим щитом, своею славою и возносителем главы своей. Господь его щит, потому что укрывает и охраняет его от нападений врагов его, и от угрожающих ему опасностей (слав. застꙋ́пникъ мо́й є҆сѝ). Господь его слава: лишенный престола, царской чести и достоинства, внешне униженный и поруганный, он в Господе полагает свою честь и достоинство, твердо веруя, что в Его власти снова восстановить прежнюю славу его. Господь призрит на уничижение мое и воздаст мне благостию за теперешнее злословие (2Цар.16:12), говорил он в ответ на ругательства Семея. Господь возносит голову его: – от глубокой скорби и крайнего унижения голова его поникла на грудь; но он уверен, что Господь изведёт его из состояния унижения, утешит его своею помощью и избавлением от постигшего бедствия и тем применит его печаль на радость, так что он снова бодро поднимет свою голову (ср. Быт. 40:13, Пс.26:6 и Лук. 21:28).


є҃. Гла́сомъ мои́мъ ко Гдⷭ҇ꙋ воззва́хъ, и҆ ᲂу҆слы́ша мѧ̀ ѿ горы̀ ст҃ы́ѧ своеѧ̀. 5. Гласом моим взываю к Господу, и Он слышит меня со святой горы Своей.

5. В твёрдом уповании на милость Божию, он громко и усердно (= гласом) взывает к Господу о помощи и уверен, что, не смотря на удаление от святой горы Сионской, которую Господь, с устроением на ней скинии, избрал местом видимого Его присутствия (2Цар.15:25) и молитвенного призывания имени Его (ср. Втор.12:11; 3Ц. 8:29 и 4Цар.21:4), Он слышит, – буквально с евр. отвечает или отзывается, т. е. милостиво принимает и исполняет молитву его. Так, Давид во время своего бегства от Авессалома усердно молился Господу, чтобы Он разрушил совет Ахитофела (2Цар.15:31) и – к вечеру того же дня видел доказательство сложности своего упования на Господа, получив известие о том, что совет Ахитофела не был одобрен Авессаломом и народом (16:14–21).


ѕ҃. А҆́зъ ᲂу҆снꙋ́хъ, и҆ спа́хъ, воста́хъ, ꙗ҆́кѡ гдⷭ҇ь застꙋ́питъ мѧ̀. 6. Ложусь я, сплю и встаю, ибо Господь защищает меня.
з҃. Не ᲂу҆бою́сѧ ѿ те́мъ люді́й, ѡ҆́крестъ напа́дающихъ на мѧ̀. 7. Не убоюсь тем народа, которые со всех сторон ополчились на меня.

6–7. Если бы Авессалом последовал совету Ахитофела, на Давида в ту же ночь было бы сделано нападение (2Цар.17:1) и хотя этому совету предпочтен был совет Хусия – отложить нападение до следующего дня, чащобы сделать его многочисленнейшими силами (ст. 11–14), тем не менее сам Хусий не был вполне уверен, что ночью не будет сделано нападения, и посылая извещение Давиду о принятом решении, советовал ему вместе с его людьми немедленно переправиться чрез Иордан, а не проводить ночь на открытой равнине Иорданской пустыни, чтобы не погибнуть и ему и всем людям, которые с ним (ст. 16). Давид действительно переправился с своими людьми за Иордан и, видя помощь Божию себе в неодобрении Ахитофелова совета, уже не боится ночного преследования, спокойно ложится и проводит во сне эту ночь и, вставши утром, без страха ожидает предположенного нападения тем народа, т. е. десятков тысяч Авессаломова войска, которым по-видимому, нельзя было противиться и которые грозили Давиду и его защитникам совершенною гибелью (ср. 2 Ц. 17:11–13). Так искушаемый, но уповающий на Бога праведник не падает духом при умножении искушений и не ослабевает в борьбе с врагами своего спасения, твердо веруя, что Бог не попускает искушения свыше сил человеческих, но по мере искушений ниспосылает свою благодатную помощь (1Кор.10:13 и 2Кор. 12:9).


и҃. Воскрⷭ҇нѝ, гдⷭ҇и, сп҃си́ мѧ, бж҃е мо́й: ꙗ҆́кѡ ты̀ порази́лъ є҆сѝ всѧ̑ враждꙋ́ющыѧ мѝ всꙋ́е, зꙋ́бы грѣ́шникѡвъ сокрꙋши́лъ є҆сѝ. 8. Восстань, Господи! спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих; сокрушаешь зубы нечестивых.

8. Бесстрашно готовится Давид выступить с своим небольшим войском против громадных полчищ Авессалома (2Цар.18:1–4) и, зная из многочисленных опытов прежних войн Израиля и своих собственных, что успех сражения зависит не от многочисленности войск или военного искусства, а единственно от помощи Божией, он обращается в Господу с мольбою невидимо стать с его войском на его защиту и, вопреки уверениям врагов в безнадежности его положения, явить ему спасение, подобно тому, как прежде всегда спасал его от их ярости, беспощадно разбивая им челюсти и зубы, как кровожадным зверям, готовым пожрать его (ср. Пс.26:2). Молитвенное воззвание: восстань (воскрⷭ҇нѝ) Господи, – ведёт начало от Моисея, который во время странствования евреев в пустыне, когда поднимали ковчег завета, чтобы нести его впереди войска, обыкновенно обращался в Господу с молитвою: «восстань, Господи, и рассыплются враги Твои и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!» (Числ.10:85). Эту молитву любил произносить и Давид, когда выступал на войну (Пс.67:2–3) в сопровождении ковчега завета (2Цар.11:11). Хотя в походе против Авессалома с Давидом и не было ковчега завета (2Цар.15:24, 25:29): но уверенный, что Господь и в удалении от видимого жилища Его, св. горы Сионской, слышит молитву Своего помазанника (ст. 5), он вполне убеждён, что Господь и без видимого образа Своего присутствия одинаково может выступать с его войском и поражать врагов его. Выражение: Ты поражаешь в ланиту всех врагов моих – указывает на крайнее посрамление врагов его от Господа, так как удар по щекам и вообще по лицу, как благороднейшей части тела, есть самая грубая обида, самое тяжкое оскорбление для человека (ср. Иов.16:10; Пл.3:30; Мф.26:67 и др.). а слова о «сокрушении зубов» указывают на совершенное обезоружение его врагов и доведение их до невозможности вредить ему. «Образ выражения заимствован от зверей, которые, если лишены зцбов, ни мало не опасны и удобно одолеваются» (Феодорит). Врагов своих Давид называет нечестивыми (слав. грешниками) потому, что они совершенно, напрасно, по одной только злобе“ (Зигабен) восставали против праведника и в лице его против начал истин и благочестия, которых он был представителем, и против Божественного Промысла, которому угодно было возвысить и прославить его (ср. 1Цар.18:12, 28–29).

Словам русск.-евр. поражаешь в ланиту всех врагов моих, – в переводе 70, лат. и слав., соответствуют слова: «Ты поразил всех враждующих против пеня напрасно (всꙋ́е, ματαίως)». Разность эта объясняется или тем, что 70 слово לְחִי = ланита, читали לְחֵן, принимая его в смысле לְחִנָּם= даром, напрасно (=אֶל־חִנָּם Иез.6:10), или же тем, что чтение ματαίως (=лат. и слав.) образовалось по ошибке переписчиков из первоначального μαθοίας, что по Исихию зн. челюсти и щеки.


ѳ҃. Гдⷭ҇не є҆́сть спⷭ҇нїе, и҆ на лю́дехъ твои́хъ блгⷭ҇ве́нїе твоѐ. 9. От Господа спасение. Над народом Твоим благословение Твое.

9. Уверенный неоднократными опытами заступления Божия псалмопевец уповает, что и в настоящем его положении, не смотря на все усилия врагов и их гордую уверенность в своём успехе и в полной будто бы беззащитности Давида, Господь и может, и благоволить спасти его: от Господа спасение. Но как истинный царь, не отделяющий своего блага от блага своих подданных, он не может представлять своего спасения отдельно от спасения своего народа и, как бы опасаясь, чтобы Господь, спасая его от врагов его, не поразил его мятежного народа, который тогда стоял на стороне врагов, с молитвою о своём спасении соединяет молитву о том, чтоб Господь ниспослал и на этот народ свое благословение: над народом Твоим благословение Твое, т. е. да будет Господи! Таким образом псалом, начавшись печальною жалобою на множество врагов, оканчивается торжественною молитвою за тех же врагов, давая христианину в образе окружённого врагами молящегося псалмопевца видеть прообраз Христа Спасителя, молившегося за своих распинателей (Лк.23:34).


Источник: Толкование на Псалтирь / Сост. свящ. Н. Вишняков. - Санкт-Петербург : тип. Ф.Г. Елеонского и К°, 1880-. (Толкования на Ветхий Завет, изд. при Санкт-Петербургской духовной академии; Вып. 3, 4, 8, [11]. Вып. 8 напеч. в тип. А. Катанского и К°) / Вып. 3. - 1880. - С. 1-173; Вып. 4. - 1882. - С. 175-335; Вып. 8. - 1891. – С. 337–522.

Комментарии для сайта Cackle