преподобный Антоний Великий

Письма

Письма I II III IV V VI

 

 

Письмо Первое

Мир вам и милость о Господе!

Я думаю, братья мои, что души, мужские ли они или женские, стремящиеся к любви Божественной, бывают трех родов.

Первые из них, те души, которых призвал внутренний закон любви, заложенный в их естестве при сотворении.

Когда слово Господне коснется их душ, они следуют ему, ни в чем не сомневаясь, подобно Аврааму патриарху, ибо когда Господь увидел, что не из поучений человеческих познал он Божественную любовь, но из заложенного внутри его божественного закона, то только тогда Он явился ему и сказал «Пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12:1).

И внимая зову Божию, без колебаний и сомнений, Авраам пошел. И всем, кто хочет следовать по его стопам, он является прекрасным примером. В поте лица своего, в терпении и в безмолвии обретают они страх Божий, и ведя праведный образ жизни, души их всегда готовы следовать зову божественной любви.

Вот таков зов Божий, который слышат эти души.

Второго вида души обращаются к Господу, когда услышат слова написанного Закона, свидетельствующего о муках и страданиях, приготовленных для грешников, и о наградах, обещанных праведным, ходящим в страхе Божием. И внимая свидетельству написанного Закона, они стремятся следовать зову Господню, согласно словам Давида: «Закон Господен непорочен, обращаяй души: свидетельство Господне верно, умудряющее младенцы» (Псал. 18:8). А в другом месте говорит: «Явление словес твоих просвещает и вразумляет младенцы» (Псал. 118:130).

Третий вид души и призвания, это те души, которые были в начале жестоки сердцем и упорны в грехах своих, а затем милостивый Господь послал им как наказание, скорби и огорчения, и они, уразумев свои грехи, покаялись всем сердцем, и так достигли праведной жизни, как и те прежние, о которых мы уже говорили.

Вот эти три пути, которыми душа достигает глубины покаяния и нисхождения благодати Сына Божия.

Что же касается тех, которые всем сердцем вступили в борьбу с вожделениями плоти, мужественно претерпевая все, им, я верю, Дух Святой поможет и облегчит их борьбу, усладит труд их покаяния, и научит их как вернуться к Богу, создавшему их.

Сперва тело должно очиститься длительным постом, бдением и молитвой, отвергнув все вожделения плоти, и тогда дух истинного покаяния станет его путеводителем, испытывая его все время, чтобы враг не соблазнил его опять.

А тогда Дух-Путеводитель начнет открывать и очи души, чтобы и она покаянием очистилась. И ум начнет различать движения тела и души, их различия и, Духом обучаемый, научится как покаянием очищать их. Наставляемый Духом ум становится нашим проводником в борьбе со страстями тела и души, очищая их непрестанным трудом.

И он удаляет от нас злые плоды плоти, которые оскверняют все члены ее с начала грехопадения, и приводит их в их первобытное состояние, уже освобожденное от всех козней сатаны.

И плоть подчиняется теперь уму, наставляемая Духом, как говорит апостол Павел: «Ибо если делаю это добровольно, то буду иметь награду» (1 Кор. 9:17).

И я думаю, что в теле находятся три вида движения.

Итак, надо знать, что возбуждение телесного вожделения бывает троякое: одно естественное, вложенное природой, и оно подчиняется душе. Два других – привходящие; из этих двух одно происходит от излишества в пище и питии, другое производится демонами.

По этому поводу апостол сказал: «Не упивайтесь вином, от которого бывает распутство, но исполняйтесь Духом» (Ефес. 5:18).

И Господь предостерег Своих учеников: «Смотрите же за собой, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно» (Лук. 21:34).

И особенно тем, кто стремится к чистоте, надо помнить слова: «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным» (1 Кор. 9:27).

Третье движение производится демонами, которые по зависти стараются соблазнить нас и возбудить в теле вожделение нашествием помыслов и мечтаний.

Итак, мои возлюбленные, если мы пребудем в терпении и в постоянной борьбе, наша душа и тело очистятся от всякой скверны. Но если ум не будет внимать поучениям Духа Святого, то дух нечистый возбудит снова в теле страсти, и душа, сделавшись больной и страждущей, возопиет о помощи, каясь и стараясь исполнить все заповеди Духа, и излечивается. И находит покой свой в Господе, и Он становится ее утешением.

Все это я вам говорю, дорогие мои, для того, чтобы вы познали, что требуется от человека, желающего очистить тело и душу. И если ум окажется в этой борьбе победителем, то тогда он молится в Духе и начинает изгонять из тела душевные страсти. И Дух поучает разум как исцелить душевные раны и освободиться и от тех, которые находятся в теле, и от тех, которые пришли извне, по собственной воле. И глазам Он также дает указание, как надо видеть все чисто и праведно, без лукавства.

И ушам Он дает также правило, внимать всему в мире душевном, не имея желания слышать о падении и унижении людей, но радоваться, услышав о добрых и милосердных поступках, сказанных всему творению.

Поучает Дух Святой и язык, ибо орган сей особенно болен; болен он тяжелой, трудно излечимой болезнью. Ведь болезнь эта, поразившая душу, выражается в словах при помощи языка, которым пользуется душа, как своим орудием, и вот потому глубокую рану и тяжкую болезнь приносит душе язык. Апостол Иаков, свидетельствуя об этом, говорит: «Если кто из вас думает, что он благочестив, а не обуздывает своего языка, он обольщает свое сердце, у того пустое благочестие». «Так и язык – небольшой член, а много делает» (Иак. 3:5).

Но если ум укреплен Духом, то он очищается, и освящается, и научается различать слова, которые произносит, чтобы они не были самовольны и чтобы исполнялись в них слова Соломона: «Все слова уст моих справедливы, нет в них коварства и лукавства» (Притч. 8:8), и в другом месте он говорит: «Язык мудрых врачует» (Притч. 12:18).

После этого Дух врачует движения рук, которые раньше двигались в безпорядке, следуя воле ума. Но теперь ум, очищенный Духом, ведет их по пути благотворения и молитвы, и в них исполняются слова псалма: «Воздеяние рук моих – как жертва вечерняя» (Псал. 140:2), и «рука прилежных – обогащает».

Также Дух очищает движения желудка, в его стремлении к пище и питью, ибо как долго желания и страсти души действенны в нем, он никогда не может удовлетвориться пищей и питием, и таким образом демоны имеют возможность нападать на душу. Об этом Дух словами Давида говорит: «гордого очами и надменного сердцем не потерплю» (Псал. 100:5).

Подвизающимся о чистоте, и хранящим себя от всех нечистот, которые несвойственны естеству, помогает Дух Святой, указывая им правила воздержания в пище и питье, остерегаясь похоти: и в них исполняются слова апостола Павла: «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор. 10:31).

Что же касается половых чувств, которые возбуждаются в нижней части тела, то также и по отношению к ним, ум обучается Духом Святым – различать между различными телесными вожделениями, о которых мы уже упоминали. Об этом говорит ап. Павел: «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение» (Кол. 3:5).

И ногам Он тоже дает очищение. Раньше они не ступали согласно Божией воле, но теперь, когда ум, руководимый Духом Святым, направляет их, и они творя добрые дела, изменяют и обновляют все тело, движимые Святым Духом.

И я предполагаю, что когда все тело очистится и получит полноту Духа, оно приобретет какую-то часть и духовного тела, которое в полноте получат праведники в воскресении мертвых.

Вот что я хотел вам сказать о болезнях души и ее действиях в телесных членах. И таким образом душа становится проводником злых демонов, которые теперь имеют возможность проникнуть в тело.

Но я также говорил вам, что душа имеет и свои собственные страсти, независимые от тела, и это мы сейчас покажем. Так, гордость – это уже душевная болезнь, также леность, хвастовство, зависть, ненависть, нетерпение и излишний отдых. Но если душа полностью отдастся Богу, то Он смилуется над ней и пошлет ей Духа покаяния, который укажет ей все ее грехи, и она уже больше не вернется к ним.

И если душа непрестанно будет бодрствовать над собой, и будет во всем послушна Духу, и вытерпит все искушения, то тогда Творец смилостивится, видя труд, усилие, покаяние глубокое, молитвы, пост, поучение в слове Божием, отвержение мира, смирение, слезы, постоянство в раскаянии, то тогда Он сжалится и избавит душу эту от всякого зла.

Письмо Второе

Мои возлюбленные и чтимые о Господе братья! Я, Антоний, приветствую вас!

Истинно, возлюбленные мои, не один только раз посещал Бог создания Свои, но с самого дня сотворения мира каждой душе, желающей приблизиться ко Творцу всего сущего, согласно заложенному в ней завету, подавал благодать Святого Духа.

Но разумно мыслящие твари, те, у которых сознание завета ослабело и разумное восприятие действительности заглохло настолько, что они уже не в силах были сознавать себя теми, кем они были первоначально созданы, становились неразумными и начинали поклоняться вместо Творца – Его твари.

Однако Творец всего бытия, безсмертный и вечный, щедрый и милостивый, не забывал Своего завета с нами и продолжал посещать нас.

А когда некоторые из людей, благодаря заложенному в них божественному закону, возрастали духовно, поучаясь Духом Святым, становились достойны Господа Своего, усыновлялись Им, и давалось тогда им истинное знание, как славить Творца Своего. О них и сказал апостол Павел: «И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного» (Евр. 11:39).

Итак, Творец всего сущего, не сожалел и не раскаивался в Своей любви к нам, а продолжал посещать нас, страдающих в болезнях и душевных смятениях. Он призвал Моисея законодавца, который дал нам закон, написанный на скрижалях, и основал для нас Дом Истины, который и являлся прообразом Церкви кафолической, приближающей нас к Богу.

Ибо Господь желал, чтобы мы вернулись к нашему первоначальному истинному состоянию. Но Моисей, построив «Дом» свой, умер, не закончив дела своего.

Тогда Господь призвал сонм пророков, которые тоже пытались продолжать дело Моисея, но тоже ушли, не закончив «Дома».

И все они, облеченные Духом Святым, видели и сознавали, что раны человеческие неизлечимы, и что никто из смертных не в состоянии излечить их, а только Единородный Сын, Образ Разума Бога-Отца, Который по образу Своему создал всякое разумное существо, может принести спасение и излечить неизлечимые раны.

Ибо они знали, что Спаситель – Великий Врач, а потому и молились за нас, взывая: «Разве нет бальзама в Галааде? Разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего?» (Иер. 8:22). «Врачевали мы Вавилон, но он не исцелился, оставьте его и пойдем каждый в свою землю» (Иер. 51:9).

Но Бог в Своей неиссякаемой любви сошел к нам и устами Своих святых говорил: «Сын Человеческий, изготовь Себе нужное для переселения» (Иез. 12:3).

Но «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам, и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних» (Филип. 2:6-11).

Поэтому, возлюбленные мои, пусть слова эти воплотятся в вас, а именно – что любовь Божия не пощадила даже Сына Своего, но предала Его для спасения всех нас, «Который отдал Себя Самого за грехи наши» (Гал. 1:4), «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем и ранами Его мы исцелились» (Исаия 53,5). И силой слова Своего Он собрал нас со всех концов мира, и воскресил наш разум, и простил грехи наши, и научил нас познать то, что мы члены один другого.

И я умоляю вас, братья, – уразумейте эту божественную милость, что Он подобен нам был во всем, кроме греха.

И пусть каждый разумный человек, для которого и пришел Спаситель, пересмотрит всю свою жизнь, познает свой разум, и научится различать добро от зла, для того, чтобы быть освобожденным от греха и искупленным Его пришествием. А те, кто освобождаются Им от греха, называются рабами Божиими. Но это еще не совершенство, а праведность, которая и ведет к усыновлению. Иисус Христос, наш Спаситель, знал, что они недалеко от получения Духа Усыновления, и что они познали Его, будучи поучаемы Духом Святым, и потому сказал им: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его, но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Иоан. 15:15).

И познав себя и свою разумную сущность, они могут теперь с дерзновением воскликнуть: «Если и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем» (2 Кор. 5:16). Получив же Духа Усыновления, они говорят: «Мы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа Усыновления, которым взываем: Авва Отче! Сей Самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» (Рим. 8:15-16).

Пусть эти слова воплотятся и в вас, мои возлюбленные братья, и пусть тот, кто не исправился, кто не потрудился, пусть знает, что пришествие Спасителя будет ему в осуждение. Ибо для некоторых будет «запах смертоносный на смерть, а для других запах живительный на жизнь» (2 Кор. 2:16).

Ибо о Нем сказано: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» (Лук. 2:34). И потому я умоляю вас, мои возлюбленные, именем Христа, спасайтесь, «и раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши и обратитесь ко Господу», ибо для чего тогда носим это монашеское одеяние, как не для того, чтобы приготовляться к Последнему Суду. Внимайте, ибо и сейчас время уже близится, в котором будут судиться дела каждого из нас. А что касается тех подробностей, о которых я говорил, то есть еще много, о чем бы я хотел написать вам. Но написано: «Даждь премудрому вину ) и премудрейший будет» (Притч. 9:9).

Я приветствую вас всех, от самого последнего среди вас до самого высшего. И пусть Бог мира сохранит вас всех. Аминь.

) В греческом – «повод, исходную точку». Мысль здесь та, что мудрому человеку не нужно все подробно объяснять, достаточно дать только идею, а он ее разовьет сам.

Письмо Третье

Тот человек, который понял свою внутреннюю разумную сущность, тот истинно приготовил себя к свободе, благодаря пришествию Христа. Ибо тот, кто познал себя, тот и понял пути и средства, которыми Творец исцеляет Свои создания.

Дорогие о Господе друзья мои, я прошу вас во имя Господа нашего Иисуса Христа, чтобы Бог даровал вам дух рассуждения и вы бы поняли, что любовь моя к вам не плотская, а духовная. Что же касается ваших земных имен (плотских), то нет и надобности писать, что они преходящие. Но если человек познал свое истинное имя, то он познал тогда саму истину (ее имя). Так, пока Иаков всю ночь боролся с ангелом, его имя было Иаков, но когда пришло утро, он был назван Израилем, что означает «Ум узревший Бога» (Быт. 32:24-30).

Я думаю, что вам известно, что враги добродетели ведут и вели извечную борьбу против Истины. И по этой причине Бог не раз посещал Свои создания, но уже с самого начала были приготовлены те, в сердцах которых были написаны законы Его завета, и им они были научены как праведно славить своего Создателя.

Однако, с распространением немощей, ростом господства плоти над духом, как и ростом злых привычек и житейских забот, закон, вложенный в сердце, ослабел, так же как и ощущения души, и люди совершенно потеряли чувство сознания, какими им следовало быть согласно замыслу их Творца, а именно, что их безсмертная сущность не может быть уничтожена со смертью и исчезновением тела, но и также понять, что освободиться от греха своими собственными усилиями и праведностью нельзя.

По этой причине Бог дал людям Свои законы, чтобы научить их как надо им славить Бога-Отца.

Вы должны знать и видеть, мои возлюбленные, что повсюду, где нет мира и гармонии, люди воюют между собой.

И когда Создатель увидел, что раны их настолько увеличились, что требуют уже вмешательства особого врача, то Господь наш Иисус Христос послал им Своих предтечей. Мы не сомневаясь можем сказать, что Моисей, давший писанный закон, был одним из предтечей, и что тот же Самый Дух, Который посетил Моисея, присутствовал и во многих святых, и все они молились Единосущному Сыну Божию.

И Иоанн Креститель был также одним из Его предтечей, и «Царство Небесное силой берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Матф. 11:12).

И все они, исполненные Духа Святого, поняли, что никто между созданиями не в силах излечить эти тяжкие раны, никто, кроме Того, Кто обладает полнотой благодати Божией, то есть никто, кроме Единосущного Сына, Которого Он и послал, чтобы спасти мир.

Ибо Он – единственный и великий Врач, только и может исцелить эти страшные неизлечимые раны. И взмолились они тогда ко Господу, к Его милосердию, чтобы Он не пощадил для спасения созданий Своих Своего Единосущного, но предал «Его за всех нас, за наши немощи» (Рим. 8:32). И Он смирил Себя, и «Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; и ранами Его мы исцелились» (Филип. 2:8; Исаия 53,5).

И словом Своим, исполненным власти, Он созвал нас со всех концов земли и вознес сердца наши от земли к небесам, научив их познанию того, что мы все члены один другого (т.е. одной Церкви – переводчик).

Я прошу вас, мои возлюбленные о Господе, уразумейте, что Священное Писание – и есть заповедь Божия. Ибо это великое откровение – полностью уразуметь – какой образ принял ради нас Господь Иисус Христос: «Который подобно нам, искушен был во всем, кроме греха» (Евр. 4:15). А потому и праведно, чтобы и мы благодатью Его пришествия освободились бы от греха, ибо Своим смирением Он образумил нас, Своей нищетой обогатил нас, Своей слабостью Он укрепил нас, и лишил «власти и силы имеющего державу смерти, то есть диавола» (Евр. 2:14), и удостоил нас воскресения. И мы должны, поняв все это, не переставать обращаться ко Христу и просить о наших телесных нуждах. Ибо пришествие Христа помогает нам утвердиться в добре и пребывать в нем до тех пор, пока мы не искореним все наши пороки. А тогда Господь скажет нам: «Я уже не называю вас рабами, но друзьями» (Иоан. 15:15). Вот поэтому, когда апостолы удостоились получить Духа Святого – Духа Усыновления, тогда Дух Святой научил их, как следует истинно славить Бога Отца.

И мне, жалкому рабу Господню, наше время принесло и радость, и горе, и плач. Ибо многие из нашего поколения, облекшись в монашескую одежду, отвергли, однако, ее силу. Но радуюсь о тех, кто благодаря пришествию Спасителя освободился от страстей. Но плачу над теми, кто прикрываясь именем Христовым, исполняет только волю своего сердца и своей плоти.

Над теми, которые не воспользовались данным им на земле временем, и которое не изменило их сердце – над теми я сокрушаюсь. И знайте, что второе пришествие Спасителя будет им в осуждение.

Но вы, возлюбленные мои, познайте себя, осознайте данное вам время на земле сей, и приготовьте себя как жертву, приемлемую Богом. Истинно говорю вам, как людям разумения, которые способны были познать себя, знайте, что познавший себя – познал и Бога, а кто знает Бога, разумеет и тот дар – свободы от греха, который Он даровал нам – Своим созданиям.

И пусть это слово проявится в вас, ибо не плотскую любовь я чувствую по отношению к вам, а духовную: «И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых» (Псал. 88:6).

Приготовляйтесь пока у вас есть еще ходатаи, которые молятся о вас Господу, о вашем спасении и о том, чтобы Он низвел огонь в ваши сердца, который низвести на землю пришел Иисус Христос (Лук. 12:49). Низвел для того, чтобы вы могли упражнять сердца и чувства в различении добра от зла, правое от левого, реальность от нереальности (действительность от иллюзии – переводчик), чтобы видели жизнь не затемненным от греха взглядом.

Спаситель, зная, что свою власть над миром диавол получает от любви людей к материальным благам, потому, призвав Своих учеников, сказал им: «Не собирайте себе сокровищ на земле», и «не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем» (Матф. 6:19; 6,34).

Истинно, мои возлюбленные, вы знаете, что когда ветер попутный, капитан судна хвалится своим умением управлять корабль, но именно в моменты сильного, угрожающего ветра, именно тогда и выявляются способности капитана. Так что познайте время, в котором мы находимся.

Я приветствую вас, каждого из вас от самого великого до самого малого, приветствую о Господе. Аминь.

Письмо Четвертое»

Антоний желает всем своим дорогим братьям радость о Господе.

Я никогда не перестану думать о вас, вспоминать вас, родные члены Церкви. Я хочу, чтобы вы знали, что любовь, которая единит нас, не есть земная любовь, а духовная. Ибо влекомая чуждыми ветрами – земная дружба и плотская любовь не могут иметь постоянства. Но каждый, имеющий страх Божий и исполняющий Его заповеди, тот и является истинным рабом Божиим. А в подобном служении не внешнее совершенство и исполнительность, а внутренняя праведность приводит к усыновлению. Вот почему пророки и апостолы, Богом избранные святые, призванные Им для апостольского служения, по милосердию Бога-Отца, сделались узниками Господа Иисуса Христа. Ибо вот слова апостола Павла: «Для сего-то я Павел сделался узником Иисуса Христа» (Ефес. 3:1), для того, чтобы мы исполнили закон, поборов страсти, и сделались бы совершенными в исполнении апостольского служения и приобретения добродетели.

Ибо когда человек приблизится к благодати, то тогда Господь Иисус Христос скажет ему: «Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его, но Я называю вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего» (Иоан. 15:15). Ибо наставленные Духом Святым, они смогли познать свою внутреннюю духовную сущность, свою безсмертную душу. А познав себя, они воскликнули: «Мы не приняли духа рабства, чтобы жить в страхе, но приняли Духа Усыновления, Которым взываем: Авва, Отче» (Рим. 8:15), и мы уразумели, что Бог даровал нам: «А если мы дети, то и сонаследники Божии, сонаследники Христу» (Рим. 8:17).

Мои дорогие братья и сонаследники святых. Если вы не обременены больше плотскими страстями, то и не чужды вы больше добродетелям – они ваши, и вы являетесь чистыми перед Господом. Ибо Дух Святой не войдет в оскверненную душу, ни в тело грешное: это – Сила Святая, обольщению не подвержена.

Я пишу вам, мои возлюбленные, как людям познавшим себя и свою духовную сущность. Ибо тот, кто знает себя, знает и Бога, а познавший Бога, достоин и славить Его истинно и праведно.

Поэтому, мои возлюбленные, познавайте себя, ибо тот, кто познал себя, уразумел и время свое, а кто познал свою эпоху и смысл этого времени, тот будет тверд в своей вере, и не будет колебаться ни под каким влиянием (то есть под влиянием различных мнений и идей современных времени, в котором живет).

Вот, например, Арий, который появился в Александрии, и проповедовал странные учения о Единородном Сыне, поучая, что Тот, Кто безначален и вечен, обладает и началом и концом, и Тот, через Кого все произошло, подвержен Сам законам движения (природы). Что тут делать? Ведь «если же человек согрешит против человека, то помолятся о нем Богу, а если же человек согрешит против Господа, то кто будет ходатаем о нем ?» (1 Цар. 2:25).

Вот почему этот человек, приняв на себя такую огромную ответственность, получил неизлечимую рану.

Ибо если бы этот человек познал себя по-настоящему, то его язык не стал бы произносить то, о чем он не имеет никакого понятия. В этом его поведении обнаружилось его полное незнание самого себя.

Письмо Пятое»

Антоний пишет своим дорогим детям, своему святому, духовному Израилю. И нет надобности упоминать ваши земные имена, временные, проходящие, ибо вы дети духовного Израиля. Во истину, любовь, соединяющая нас, не есть земная, плотская, а духовная. А потому и молюсь я о вас неустанно день и ночь, чтобы и вы познали ниспосланную вам благодать.

И не однажды только Бог посетил свои создания, но от начала сотворения мира Он заботился о них, посылал им в каждом поколении пророков и учителей. Поэтому, дети мои, не переставайте и вы взывать ко Господу день и ночь, прося Его милостей, и Он пошлет вам помощь с небес, научая вас тому, что полезно и что добро для вас.

Истинно, дети мои, мы обитаем в теле смертном, в доме разбойничьем и связаны вечными узами смерти. А потому «не дам сна очам моим и веждам моим дремания» (Псал. 131:4), чтобы принести себя в жертву Господу в истинной святости, которую никто не может приобрести без очищения души. Итак, мои возлюбленные, пусть эти слова мои осуществятся в вас и вы, сотворив добро, обрадуете этим святых, и ангелов и радостно встретите пришествие Спасителя.

И мне также, жалкому творению, обитающему в этом доме из глины, вы доставите вашим усердием большую радость.

Поверьте мне, дети мои, наша болезнь, наше падение причиняет много горя святым. И потому плачут они и рыдают непрестанно перед Господом. И за то, что они так страдают за нас, и видя наши злые дела, Господь гневается на нас. А наше преуспевание в праведности, наоборот, приносить радость святым, и тогда они молятся восторженно перед Творцом. И Он Сам, Творец всего сущего, по свидетельству святых, радуется нашим трудам и усилиям, и одаряет нас щедро Своею благодатью.

Любовь Господня к Своим созданиям, души которых безсмертны и не уничтожаются со смертью тела, вечна и неизменна. Но узрев, что дух их (их разумное, безсмертное естество), сделавшись мертвым, устремилось в бездну гибели и внутренний закон завета в сердце засох, по милосердию Своему послал им Моисея.

Моисей, желая излечить их глубокие раны, и вернуть людей к их первосозданной чистоте, основал дом Истины. Но как и Моисей, так и пророки, которые стремились продолжить его дело, не смогли излечить глубоких ран рода человеческого. Тогда, видя все свои усилия тщетными, святые взмолились к Создателю, говоря: «Разве нет бальзама в Галааде ? Разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего? Врачевали мы Вавилон, но он не исцелился; оставьте его, и пойдем каждый в свою землю, потому что приговор о нем достиг до небес и поднялся до облаков» (Иер. 8:22; 51, 9).

И все святые воззвали тогда ко милосердию Господа, говоря, что никто не сможет излечить ран человеческих, кроме Единородного Сына Его. И Отец по Своей великой милости сказал: «Сын человеческий, изготовь себе нужное для переселения, (плен) и добровольно иди туда» (Иез. 12:3).

И так, Отец не пощадил Сына Своего Единственного, «но предал Его за всех» (Рим. 8:32). «И Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши» (Исаия 53, 5). Он собрал нас со всех концов земли, воскрешая ум наш плененный земным и возвышая его к небесам, и поучал, что мы все «члены одни другого» (Ефес. 4:25).

Поспешите же творить благо, дети мои, дабы не исполнились в нас слова апостола Павла: «Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:5).

Раскроем сердца наши, и заплачем перед Ним, говоря: «Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне?» (Псал. 115:3).

Истинно, дети мои, я обращаюсь к вам, как к людям благоразумным, способным понять слова мои и вот мое свидетельство: «до тех пор, пока каждый из вас не возненавидит все земное богатство и власть, и не отвергнет все дела мира от всего своего сердца, и не прострет руки сердца к небесам, к Отцу всех, не может быть спасен».

Но если он сотворит все то, что я сказал, Бог сжалится над ним, глядя на его труды, и ниспошлет на него невидимый огонь, который сожжет все нечистое в нем, и дух его будет полностью очищен. И Дух Святой тогда водворится в нем, и Иисус Христос поселится в нем, и мы все, сподобившиеся сей благодати, сможем славить Бога, как подобает.

Но до тех пор пока мы сохраняем привязанность к миру сему, мы – враги Бога, Его ангелов, и всех святых.

И потому, я умоляю вас, мои возлюбленные, заботьтесь о вашем спасении, и чтобы привязанность к этой временной жизни не лишила вас жизни вечной, и чтобы это тленное тело не отняло бы у вас Царства неиссякаемого Света, и чтобы греховность ваша не повредила бы вам на суде праведности. Истинно, дети мои, я полн изумления, и дух мой ужасается, что мы как жалкие пьяницы упиваемся вином, наслаждаемся здешними радостями, и по собственному выбору не желаем поднять глаз к небу и взыскать небесной славы, и взирая на труды святых, не идем по их стопам.

И уразумейте истину сию – будь то ангелы, херувимы или серафимы, патриархи, пророки, апостолы, злые духи, мужчина или женщина – все мы существа сотворенные – все, кроме Пресвятой Троицы – Отца, Сына и Святого Духа. Из-за злых дел некоторых творений, необходимо было дать им особые наименования (и разделить их), а тем, кто достиг совершенства, Господь даровал и изобилие славы.

Письмо Шестое»

Антоний посылает привет всем возлюбленным братьям в Арсиное и всем с ними пребывающим. Я приветствую всех вас, приготовивших себя идти ко Господу, и мужчин, и женщин, истинных по духу детей Израиля. И поверьте, дети мои, – великая благодать и милость снизошли и посетили вас, и все ваше поколение.

И поэтому следует вам, ради Того, Кто посетил вас, не ослабевать в трудах ваших, но принести себя в жертву Богу во всей святости, без которой никто и не получит духовного наследия.

И это радует меня, мои возлюбленные, что вы спрашиваете и хотите понять, что есть наша разумная, духовная сущность, в которой нет ни мужского, ни женского (начала), ибо она безсмертна, имея начало, но не имея конца. И вот – эту безсмертную, духовную сущность постиг позор и стыд, а с ней и мы всё впали в немилость. Но несмотря на все это, она пребывает безсмертной и не уничтожается с телом. И Господь, видя, что рана эта неизлечима, посылал святых и пророков, а также Моисея, давшего людям закон.

Но так как здание, начатое Моисеем, осталось незаконченным, святые собрались и обратились к Божьему милосердию, умоляя послать нам Спасителя, могущего спасти нас всех. Ибо Он, являясь нашим великим Священником и истинным Врачом, один сможет излечить ужасные раны нашего естества.

И по воле Отца Он уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Фил. 2:7) и предал Себя за грехи наши «изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши, и ранами Его мы исцелились» (Исаия 53,5).

И поэтому, мои дорогие о Господе дети, из-за нашей безрассудности, из-за нашей немощи, Он «уничижил Себя, приняв образ раба», из-за нашей смертности Он стал смертен и претерпел многое ради нас. И вправду, возлюбленные мои о Господе, не дадим сна глазам своим и веждам нашим дремания (Псал. 131:4). Мы должны непрестанно молиться, взывая к милосердию Божьему, до тех пор, пока Он не смилуется над нами.

И таким образом обретем отраду и успокоение ко пришествию Господа, и поможем нашими усилиями молитвам о нас святых, которые не оставляют нас даже во дни небрежения, но непрестанно молятся, когда скорбим и страдаем. Ибо «сеющий и жнущие вместе радоваться будут» (Иоан. 4:36).

Мои возлюбленные, я обращаюсь к вам как разумным людям, которые способны познать намерения нашего Творца, открывающихся и в явных, и тайный проповедях. Однако, называясь разумными созданиями, мы часто действуем неразумно. А разве вы не знаете всех козней диавола, всех его замыслов?

Дети мои, я скорблю о вас, ибо предвижу великое смятение, которое снизойдет на всех нас, печалюсь и о молитвах святых, которые они возносят денно и нощно о нас Господу, о злых наветах дьавола и слуг его, стремящихся увлечь нас всех в бездну падения, и быть с ними в аду. Они желают нам гибели и хотят, чтобы мы разделили их участь в аду.

Ибо они завидуют нам с тех пор, когда мы познали глубину своего падения, и стали стремиться избегать их дел. И не только многие отвергли их дела и советы, но и стали подсмеиваться над ними. И они также знают, что Господь осудил их в этой жизни на смерть, а в следующей им уготована геенна огненная. И я молюсь о вас Господу день и ночь, чтобы Он открыл очи ваших сердец, дабы вы узрели безчисленные козни злых бесов, нападающих на нас непрестанно. Молюсь, дабы вы сподобились получить от Господа дар разумения сердца, и дух рассуждения и проницательности, и дабы вы смогли принести сердца ваши как чистую жертву Отцу Небесному во всей святости и непорочности.

Дети мои, надо очень остерегаться их прикровенной злобы, скрытых козней, обманчивой лжи, различных искушений, их кощунственных помышлений, которые они влагают в наши сердца, делая их жесткими, а также злобу друг против друга, горечь и осуждение ближнего, учат нас самооправданию, чтобы осуждая ближнего, мы оправдывали себя. Стараются увлечь нас гордостью, внушая нам презрение к ближним, уверяя, что все наши беды происходят от ближних, а в то же время как враг находится в нашем же доме (в душе).

Демоны надсмехаются над нами. Они заставляют нас смеяться, когда надо было бы плакать, и плакать, когда надо было бы смеяться; так в каждом случай заставляют нас делать что то обратное, тому, что следует делать.

И много других ложных путей существует, при помощи которых они нас обманывают, делая нас себе покорными рабами. Но обо всем этом невозможно и написать. И Господь видя, что низменный обман, посеянный демонами в сердцах наших, становится нашей пищей, Он посещает нас, освобождая от тяжести тела. А если злые дела наши проявляются в телах наших, в Своем терпении Он допускает и это «и бывает для человека того последнее хуже первого» (Матф. 12:45).

Поэтому не уставайте молиться ко Господу, чтобы милость Его снизошла бы на вас и тогда вы бы поняли, что есть истинно и праведно.

Истинно, говорю вам, дети мои, что этот сосуд, в котором мы обитаем, является гибелью для нас и домом, наполненным неурядиц и разрушения.

Дети мои, каждый человек, исполняющий охотно волю свою, подчиняясь своим мыслям, наслаждаясь ими, и воображая, что в сердце его скрыты великие, избранные тайны, постоянно оправдывая себя во всех своих поступках, – душа такого человека – есть логовище злых духов, советующих ему творить злое, а тело его собрание злых сил, над которыми демоны имеют власть.

Разве вы не знаете, что у них не один только способ борьбы с нами, мы должны понимать это и бежать от них. Ищите и не найдете видимых грехов и порочности, которые бы выражались явно, в плоти, ибо они невидимы телесно; но вы должны знать, что мы служим им телесно, ибо когда души наши воспринимают их порочность, тогда они проявляются, пользуясь телами нашими, в которых тогда обитают. И поэтому, дети мои, не впускайте их, а то Господь разгневается на нас, а они будут смеяться над нами.

Они хорошо понимают, что гибель наша зависит от наших ближних, но и жизнь наша тоже зависит от ближних.

Кто когда-либо видел Бога, и возрадовавшись смог удержать Его в себе? И кто когда-либо смог увидеть демона в его страшной борьбе с нами, в которой он противился всякому сделанному нами добру?

Ибо если бы увидели, то убоялись и бежали от него. Но они действуют тайно, невидимо, а мы своими поступками свидетельствуем о них.

Духовный источник у них общий, но когда они отпали от Бога, и благодаря различию в их деятельности, появилось у них разнообразие. И вот потому в связи с их деятельностью всем духам даны были различные наименования. Некоторые из них были названы Архангелы, Серафимы, Престолы, Власти и т.д. Все эти наименования им были даны тогда, когда они исполняли волю своего Творца. Злые же дела других заставили дать им другие имена: дьявол, сатана, демоны, нечистые духи, духи-искусители и князи мира сего. И надо знать, что между ними существует большое разнообразие. Но есть среди людей те, которые будучи еще во плоти, могут сопротивляться им. И они носят имена: патриархов, пророков, царей, судей, священников и апостолов. Названы же они согласно тем делам, которые творят.

По этой причине, если мы грешим против нашего ближнего, то по существу мы грешим против самих себя, если мы творим зло ближнему, то творим зло себе.

Кто же творит добро ближнему, творит это добро себе. Ибо кто бы мог причинить какое-либо зло или боль Богу, кто бы мог служить Ему достойно, или благословить Его, да как будто бы Он нуждается в чьем-то благословении, или в почести?

Итак, пока мы еще одеты в плоть сию, будем побуждать один другого жертвовать жизнью ради спасения душ наших и душ наших ближних.

И если мы будем так поступать, милосердие Божие снизойдет на нас. Не будем любить себя (то есть свою плоть), чтобы не стать предметом внимания злых сил. Ибо кто познал себя, познал и всех людей. И написано поэтому: «Он призвал все из небытия в бытие». Эти слова относятся к нашей разумно-духовной сущности, которая скрыта в этом бренном теле, но которая не принадлежит ему с самого начала, и должна быть от него освобождена.

И тот, кто любит себя истинно, тот и любит всех людей той же любовью.

Мои возлюбленные дети! Я молюсь о том, чтобы любовь к ближнему не стала в тягость вам.

Вознесите тела и представьте их как алтарь, положив на него все мысли и все злые помышления пред Господом, поднимите руки сердца своего к Нему, Создателю духа и мысли, и молитесь, чтобы Господь даровал вам великий и невидимый огонь, который сошел бы с неба, и истребил бы алтарь и все что на нем, и чтобы все священники Ваала, служащие демонам, бежали бы в страхе от лица вашего, как бежали они от лица пророка Илии. И тогда вы увидите облако в «виде руки человеческой» над морем, которое оросит вас духовным дождем, что есть утешение Духа Утешителя.

Мои возлюбленные дети, святые дети Израиля, не требующие земных имен. Вы знаете мою к вам любовь, не земную – плотскую, а духовную. Я уверен, что дано вам великое благо – познать свое собственное безчестие, и укрепить свой дух (свою разумную сущность), которая не исчезнет вместе с телом. И не считайте, что ваши успехи в религиозной жизни – это ваша личная заслуга, но что во всем вашем преуспевании вам помогает Божественная сила. Всегда стремитесь принести себя в жертву угодную Богу, обрадуйте эту Силу, которая вам помогает, а также обрадуйте и всех святых, да и меня, жалкого, обитающего в этом доме из глины и мрака. Вот потому говоря вам об этом, я молюсь и надеюсь, что раз мы все сотворены из одной и той же невидимой сущности, то мы и должны любить один другого одной истинной любовью. Ибо познавшие себя истинно, знают, что мы всё сотворены из одной безсмертной сущности.

Я хочу, чтобы вы ясно сознавали, что Иисус Христос, наш Господь, является истинным Словом (разумом) Отца. И вся полнота каждого разумного существа сотворена по Его образу и подобию, и «Он есть прежде всего, и все Им стоит и Он есть глава тела – Церкви» (Кол. 1:17-18).

Таким образом мы все члены один другого и Тела Христова, так что голова не может сказать ногам: «вы мне не нужны» (1 Кор. 12:21).

Не уставайте молиться ко Господу, чтобы милость Его снизошла бы на вас и тогда вы бы поняли, что есть истинно и праведно.

И если один член страдает, то и все тело страдает. Но если один член оторвался от тела и потерял сношение с головой, и предался страстям своей собственной плоти, то раны его сделались неизлечимыми, ибо он позабыл и о своем начале (происхождении), и о своем конце. И сострадательный Отец всех созданий, зная неизлечимость наших ран, послал Своего Единородного Сына, Который и «уничижил Себя Самого, приняв образ раба» (Фил. 2:7), но «Он изъязвлен был за грехи наши, и мучим за беззакония наши... и ранами Его мы исцелились» (Исаия 53, 5)». И Он собрал нас со всех концов земли для того, чтобы воскресить сердца наши, удаляясь всего земного, и поучая, что все мы сотворены из одной сущности (духа), и что должны любить один другого. Ибо тот, кто любит своего ближнего, любит и Бога, а кто любит Бога, тот любит и свою собственную душу.

Пусть эти слова проявятся в вас, мои возлюбленные дети, приготовьте себя как жертву Богу – в чистоте, которую никто не сможет приобрести без очищения от страстей. И разве вы не знаете, что враги истины (духи лжи) ведут постоянную борьбу против добродетелей. А потому, возлюбленные, «не давайте сна очам, и веждам дремания» (Псал. 131:4).

Взывайте день и ночь к Создателю Своему, чтобы Он облек ваши сердца и мысли Христом. Поверьте мне, дети мои, – мы находимся в разбойничьем доме и связаны узами смерти. И вправду, возлюбленные, наша небрежность, наше унижение, наша потеря правильного пути, является не только нашей личной горечью, но огорчает и ангелов, и святых. Действительно, наше падение приносит горе им всем, также как и наше спасение и слава принесет им великую радость. И не забывайте, что милосердие Отца Небесного никогда не может иссякнуть, с самого начала творения до нынешнего часа, если, конечно, мы по своей свободной воле не пойдем к погибели. Ибо написано: «Ангел Господень ополчается вокруг боящихся Его и избавляет их» (Псал. 33:8).

Дети мои! Я хочу, чтобы вы знали, что перед тем как Божия благодать и милость снизошли к нам, мы были лишены всякой добродетели, погрязали во зле и считались детьми сатаны. А те, кто принадлежал им, знают и понимают, как они стараются покорить нас своей воле.

Известно, что дьявол пал с небес из-за своей гордости и потому он сперва нападает на тех, кто полон тщеславия и гордости.

Возбуждая наше тщеславие и гордость, они отрывают нас от Господа, сея вражду среди нас и отчуждение друг от друга.

Также я хочу, дети мои, чтобы вы знали, что есть много таких, которые совершали великие подвиги в течение всей своей жизни, но их погубил недостаток рассуждения (благоразумия), трезвения. И не удивительно, дети мои, что если вы без трезвения будете совершать труды ваши, то попадете в руки дьявола, думая при этом, что приближаетесь к Богу, и в ожидании света, вместо него вас охватит вечный мрак. И подумайте только, для чего тогда надо было Господу Иисусу Христу брать полотенце и умывать ноги Своих учеников, как не для того только, чтобы показать нам пример смиренномудрия, и всем тем, приходящим к Нему за поучением. Ибо начало всех страстных движений в человеке – это гордость. И потому только с глубоким смирением в сердец, в мыслях, в душе и в теле вы можете наследовать царствие Небесное.

Дети мои о Господе! Я молюсь день и ночь Создателю моему, «Который запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» (2 Кор. 1:22), чтобы Он открыл глаза сердца вашего и вы познали глубину моей любви к вам, чтобы уши души вашей познали свое собственное смятение. Ибо тот, кто познал свое безчестие, взыщет снова обрести благодать, кто познал свою смерть, познает и жизнь вечную. Я говорю вам, как людям мудрым, чтобы голод не застал вас на пути к тому месту, которое должно было бы нас обогатить. И я радуюсь времени, которое уже близко, когда мы сможем узреть один другого лицом к лицу, узреть наше истинное «я»; когда печаль и воздыхание удалятся, а мы обретем вечную радость и веселие. И многое еще что я бы хотел вам сказать, но «дай наставление мудрому и он будет еще мудрее» (Притч. 9:9).

Приветствую вас всех, мои возлюбленные дети.

Помощь в распознавании текстов