священномученик Аркадий (Остальский)

Часть II. Проповеди

№ 1. О бытии Бога

I. Речи атеистов и ответы на них.

1) Неверующие говорят, что наука доказала несуществование Бога, и потому многие учёные не веруют в Бога.

Мы отвечаем:

а) Какая наука доказала, что Бога нет? Математика – наука о числах, а не о Боге; геология изучает землю и не говорит о Боге; медицина изучает жизнь тела, болезни его и лечение их; астрономия занимается поднебесными мирами и т.д. Одна только философия касается вопроса: есть ли Бог, и признаёт Бога; все же прочие науки не занимаются этим вопросом и, следовательно, неправду говорят те люди, которые утверждают, что наука доказала небытие Бога.

б) Что же касается того, что некоторые учёные не веруют в Бога, то мы должны сказать, что большинство учёных, и притом выдающихся, веруют в Бога. Но если бы даже учёные и не веровали в Бога, то это ещё не значило бы, что Бога нет, а означало бы другое – именно то, что эти учёные так заняты своей наукой, что не искали Бога. Пример: какой-либо человек углубится в землю, зароется глубоко и целые годы живёт в глубине земли, роя, ища там золото и драгоценные камни. И вдруг его спрашивают: «А звёзды ты видишь?» «Какие звёзды? Да, их и нет», – отвечает зарывшийся в землю человек. Так для человека, зарывшегося в свою работу, может не существовать не только Бог, но и семьи, друзей, театра, базара и всего прочего, что не имеет прямого отношения к его науке. Известно, что великие учёные в жизни похожи на детей; они не знают самых простых вещей. И не удивительно, что они не знают и Бога.

2) Атеисты говорят: «Бога никто из нас не видел, значит, Его и нет».

Отвечаем:

а) Невидимость не есть признак несуществования. Никто не видел ума человеческого, памяти, совести, но это не означает, что их нет. Вскройте самую умную голову, мозги в ней найдёте, а ума не найдёте.

Об уме, памяти и совести мы судим по речам и делам, хотя самих-то их мы и не видим. Так и о Боге судим по делам Его, не видя Его самого.

3) Атеисты говорят: «Если бы Бог существовал, Он наказал бы безбожников и защищал бы Свои храмы и иконы от поругания».

Отвечаем:

а) Ни одна мать не посадит в тюрьму и не убьёт своего родного сына, каков бы он ни был злой и непочтительный. Бог же любит людей больше самой нежной матери и посему ищет не погибели кощунников, а покаяния и исправления их.

б) К тому же всеведущий Бог знает, что некоторые из кощунников, покаявшись, станут верными Его детьми, как гонитель Савл сделался Апостолом Павлом, блудница Мария – преподобной Марией, Египетской подвижницей.

в) Святынь же своих Бог не вырывает из рук кощунников потому, что предоставил человеку свободу делать, что тот пожелает, а также и потому, что после совершения кощунства часто у грешника просыпается спавшая дотоле совесть, начинает его мучить и приводит к покаянию. Иной совести нужно великое преступление, чтобы она пробудилась.

II. Доказательства бытия Бога:

1) Существование богатой, прекрасно устроенной Земли. Как существование картины говорит о художнике, написавшем её, а дома – о его строителе, так и существование Земли свидетельствует о бытии Бога.

2) Существование надземных миров (Солнца, звёзд, планет), непрестающее, правильное их движение (точность в восходе и заходе солнца), порядок в их бытии – всё это свидетельствует не о простой случайности, а о том, что вселенной управляет Премудрый и Всемогущий Бог.

3) Стремление души человека к Богу, ощущение ею Бога. А раз огромнейшее большинство людей (почти все люди) и во все времена, не исключая и теперешних учёных, признают Бога, – то значит, Он существует.

III. Заключение:

Очисть себя от грехов – и узришь Бога.

№ 2. Иисус из Назарета есть Истинный Бог

«Что вы думаете о Христе, чей Он Сын?» (Мф. 22:42)

I. Когда мы хотим знать о ком-нибудь или о чём-либо правду, то мы спрашиваем очевидцев.

Начнём свою беседу об Иисусе из Назарета с очевидцев Его жизни и слушателей Его учения.

1) Выслушаем св. Апостолов, Его учеников, которые три года неотступно следовали за Ним, изучая Его, следя за каждым Его шагом.

а) Свидетельство Симона Петра: «Ты – Христос, Сын Бога Живого!» (Мф. 16:16).

б) Он, к ужасу Апостолов, одним мановением Своей руки утишает бурю на море.

в) Он благословением Своим умножает пять хлебов и две рыбы и ими насыщает пять тысяч человек.

г) Он исцеляет больных, очищает прокажённых...

д) Исповедание Апостола Фомы: «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28).

Итак, вот несколько свидетельств из того многого, что говорят нам Апостолы об Иисусе.

2) Но чтобы нас не заподозрили в неправде и не сказали, что мы берём свидетельства от доброжелателей своих, послушаем, что говорят об Иисусе недоброжелатели:

а) Жена Пилата называет Его Праведником: «Не делай ничего Праведнику сему, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27:19).

б) Сам Пилат, разобравши дело Иисуса, не нашёл ничего лучшего, как умыть руки свои и засвидетельствовать: «Неповинен я в крови этого Праведника» (Мф. 27:24).

в) Иуда предатель, следивший за Иисусом, видя Его страдания, бросает сребреники и заявляет: «Согрешил я, предав кровь невинную» (Мф. 27:4)

г) Римский сотник, видевший немало распятых, поражается всем бывшим у Креста Иисусова и восклицает: «Воистину Он был Сын Божий» (Мф. 27:54).

Вот вам свидетельства от недоброжелателей Иисусовых.

II. А вот вам свидетельства нехристиан и явных врагов христианства:

1) Иосиф Флавий, иудейский священник и историк первого века, в сочинении «Иудейские древности» пишет: «В это время жил Иисус, муж мудрый, которого едва ли можно назвать человеком, потому что он совершал чудесные дела, учитель таких людей, которые принимали истину с радостью. Он привлёк к себе многих последователей, как из иудеев, так и из греков. Он был Христос. И после того, как Пилат по доносу знатнейших наших мужей присудил его к крестной смерти, однако не оставили его те, которые и прежде его любили; он опять являлся им живой в третий день, как божественные пророки предсказали об этих и многих других, относящихся к нему делах»686.

2) Еврейский Талмуд, несмотря на всю свою ненависть к христианству, не может отрицать совершаемых Иисусом чудес, но объясняет их или силою диавола, или силою таинственного имени Иеговы, каковое Иисус будто бы похитил в Иерусалимском храме (Шаббат, 104, 2; Сангедрин 107, 2, «Толдот Ешуа»).

3) С уважением к Иисусу относится и Коран, священная книга магометан. Здесь мы читаем:

а) «Мессия, Иисус, сын Марии, есть апостол Бога и Слово Его, Которое Он низвёл в Марию. Он Дух Божий» (6, 169).

б) В другом месте Коран говорит, что евреям не удалось убить Иисуса; вместо Него убили другого, а «Его Бог вознёс к Себе» (5, 155–156).

III. Доказательства Божественности Иисуса в Его учении и жизни:

1) Его высокое, неземное учение выше всех философских и религиозных учений о Боге, небе, загробной жизни, страшном суде, ценности человеческой души, о братстве всех, нравственной чистоте, о любви...

2) Сила Его слова и нечеловеческая смелость в обещаниях...

Он учит «как власть имущий»; Он зовёт к Себе «труждающихся и обремененных» всего мира и всем обещает покой; всем «ядущим» Его плоть и «пиющим» Его кровь Он обещает «жизнь вечную»... Может ли это говорить обыкновенный человек, и будут ли люди слушать подобные речи обыкновенного человека?..

3) Святость Его жизни... «Кто обвинит Меня во грехе?» – спрашивает Он врагов, и те молчат, ибо на Нём нет и пятна греховного.

Он живёт согласно учения Своего. Никогда Его дело не расходится со словом. Уча раздавать последнее, Он сам «не имеет где главы подклонить»; проповедуя прощать врагов, Сам ноги умывает предателю...

4) Его чудеса. Он исцеляет больных, укрощает бурю, воскрешает мёртвых...

5) Его святая смерть: Голгофа... Стук молотков... хрустение святых костей... ругательства и оскорбления распинателей, поношения и насмешки толпы... и среди всего этого заботы о Матери и любимом ученике, милость к благоразумному разбойнику и прощение распинателям-мучителям: «Отче, прости им, – не ведят бо, что творят»...

IV. Наконец, последним свидетелем Божественности Иисуса является природа:

1) Солнце меркнет, ибо угасло Солнце Правды – Христос Бог...

2) Земля трясется, приняв в недра своего Творца и Вседержителя...

3) Гробы мертвецов отверзлись, и покойники вышли из могил, ибо Победитель смерти снизошёл до ада, «вереи адовы сокрушив»...

V. Заключение.

Итак, кто же Он, Коего ветры слушают, бесноватые трепещут, смерть свои жертвы отдаёт, земля трясется?

Кто Он, чьё учение прекраснее самой жизни, мудрость неземная, жизнь безоблачна, смерть – величайшая жертва и победа?

Кто Он, чьё рождение ангелами возвещается, вхождение во Иерусалим младенцами воспевается, а смерть самим небом (солнцем и звёздами) оплакивается?

Кто Он, не написавший ни одной строки, но заставивший о Себе писать миллионы книг?

Кто Он, чьё имя сделалось самым великим именем, за которое миллионы людей сложили свою жизнь на кострах, распяты на крестах, умерли в пасти зверей и погибли в страшных муках?

Кто Он, ради Которого и теперь лучшие люди оставляют радости жизни и живут в лишениях, подвигах поста, молитвы и делах милосердия?

Кто Он, Иисус из Назарета, как не Христос – Сын Бога Живого?

№ 3. Что дал человечеству Иисус Христос?

I. Во многом безбожники обвиняют христианство. Они считают его выдумкой буржуазии, царей и духовенства для того, чтобы народные массы держать в темноте и порабощении. «Христианство, – говорят они, – держит рабочие и крестьянские массы в дурмане, темноте; оно несёт один только вред. Его нужно уничтожить, ибо оно надело цепи рабства на рабочих, крестьян и на женщину».

II. Нет, это неправда.

1) Никто иной не дал человечеству столько света и любви, как христианство. Христос дал смысл земной жизни; Он объяснил страдания; Он один утирает слёзы плачущих, даёт терпение страждущим, спасает от ожесточения несправедливо гонимых, научает любви, спасает от отчаяния. Он вызывает ласковую улыбку на лице больного и даёт бодрость труженику. Посмотрите на мучеников. Сколько зла причинили им люди, и как они любят этих же самых людей... Этому научил их Христос... Жена-христианка кротко сносит своего мужа-пьяницу, не ссорится с ним, не подымает скандала, несмотря ни на что, остаётся верной ему; всё это от Христа.

2) Рабочим и крестьянам Христос – первый друг, родной Отец... До Него рабочие и крестьяне были рабами. Даже лучшие из язычников в рабе не видели человека, отрицали в нём душу. Христос первый сказал, что раб – человек и назвал его братом. Он учеников избрал из низшего сословия – рыбаков и хлебопашцев, и им даровал величайшую власть над душами человеческими.

Христос осудил рабство не предписаниями закона, а всею Своею проповедью, жизнью. Уничтожил саму идею рабства, пострадав за всех людей, и всем отверз дверь рая.

«Во Христе нет раба и свободного» (Гал. 3:28). Все рабы – во Христе свободны, и все свободные – Христовы рабы, купленные Его святою кровью.

3) А женщина кого должна благодарить за своё современное положение, как не Иисуса Христа. До Христа женщина была рабой или вещью мужа. Он имел над нею право жизни и смерти. Она не была ему подругой. Некоторые религии даже не признавали у женщины души и не допускали для неё загробной жизни. Христос первый возгласил равенство женщины с мужчиной в глазах Творца. Он освятил девство, возвысил материнство, поставив Приснодеву Марию выше не только мужчин, но и небесных ангелов.

Он дал миру св. мироносиц, равноапостольную проповедницу Марию Магдалину и Нину, просветительницу. Он не возгнушался блудницы, но очистив её, повёл к святой жизни...

Теперь хотят женщину унизить, низвести её на степень животного, игралища страстей, и говорят о правах её. Неужели же современные проповедники разврата, свободной, чувственной любви, разложения семьи и низведения женщины на степень чувственного страстного животного, неужели они дали женщине более Христа?

О нет, они стараются убить, уничтожить женщину-человека. А Христос зовёт её к истинному свету, к чистоте, к высокому назначению и служению здесь не земле и вечному блаженству в загробном мире...

III. Заключение:

Итак, благодарите Его за великие благодеяния, дарованные миру, за истинную свободу от греха, истинное нелицемерное братство и за то высокое положение, которое Он указал в мире всем, и женщине в особенности.

Христос – наш Свет, всеобъемлющая Любовь и Правда...

№ 4. Христос Воскресе

(Разбор возражений против воскресения Иисуса Христа)

I. Мы верим и убеждены, что Христос воскрес. На Его воскресении построена и вера, и жизнь наша.

«Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» (1Кор. 15:14).

II. Возражения неверующих воскресению Христову и ответ на них:

1) Ученики украли тело Иисусово и разгласили, что Он воскрес.

Ответ:

а) Что же делала стража, приставленная ко гробу? Почему она не наказана за сон на посту, тогда как воинов, не уберёгших Апостола Петра в темнице, Ирод приговорил к казни? (Деян. 12:19).

б) Можно ли допустить, чтобы разбежавшиеся от страха в Гефсимании ученики Христовы, несмотря на стражу, пришли украсть тело Иисусово?

в) К тому же, не все воины согласились на ложь (Мф. 28:11); нашлись, вероятно и такие, которые доложили Пилату правду, и Пилат шлёт Тиверию донесение о распятии и воскресении Иисуса Христа, говоря, что «об этом событии известно всем в Палестине».

г) Если Христос украден, а не воскрес, то почему враги Христа, запрещая Апостолам проповедь (Деян. 4:18), не разоблачают их обмана?

д) Для чего Апостолам было бы красть тело Распятого? Ведь, они не ожидали такого трагического конца. Видя торжественный вход во Иерусалим, они думали не о страданиях, а о престолах земных, владычестве мирском (Мф. 20:20–21). Крест разрушил все их надежды (Лк. 24:21).

е) Могли ли бы Апостолы с такой верой проповедывать о воскресении Иисуса и умирать за эту проповедь, если бы Он не воскрес, а умер как все и разложился?

2) «Христос не умер на кресте, а только на время замер, впал в летаргию», – говорят неверующие,

а) Профессор медицины А. Шилтов говорит («Мысли о Богочеловеке»), что бичевания, истязания и распятие Иисуса Христа должны были вызвать отёк лёгких (отсюда после прободения кровь и вода); сквозные же раны на руках и ногах и прободенное ребро – неминуемую смерть.

б) Если Иисус обыкновенный человек и на кресте не умирал, а только замирал, то Он не мог бы ходить с ранами на ногах на третий день после распятия, ибо эти раны, по мнению профессора Шилтова, заживают не ранее, чем через две недели. Христос же с ранами на ногах идёт в Эммаус и обратно, является одиннадцати Апостолам, т.е. преодолевает до двадцати вёрст. Это было бы невозможным, чудом.

3) Неверующие говорят, что Апостолы очень хотели во Иисусе видеть обещанного пророками Мессию и, хотя Он не оправдал их надежд, но они так поверили в Его Божественность, что невольно допустили Его воскресение и явления (явления галлюцинации).

Ответ:

а) Если допустить, что Апостолы галлюцинировали (им представлялся Христос, а не являлся в самом деле), то придётся их представлять людьми нездоровыми, нервными до истеричности, а это утверждать нет никаких данных. К тому же, веруют в воскресшего Иисуса не один-два с больным воображением человека, а двенадцать и семьдесят Апостолов. Воскресший является более пятистам братий (1Кор. 15:6).

б) На самом деле, у Апостолов мы не только не видим веры в воскресение Иисуса, а наталкиваемся на полное неверие (Мк. 16:13–14). Слова Апостола Фомы: «Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25).

4) Отрицатели воскресения говорят: «мы не можем допустить воскресение Иисуса потому, что оно противоречит законам природы и нам непонятно».

Ответ:

а) Разве вы знаете все законы природы, что утверждение о воскресении из мёртвых противоречит законам природы? Мы утверждаем, что смерть есть нарушение законов природы... Как часто бывает, что то, что кажется сегодня людям противоречивым законам природы и невозможным, через некоторое время станет фактом. Примерами сему: летание по воздуху, радиотелеграф, радио вообще, Х-лучи и многое другое, что ещё недавно казалось недопустимым, как «противоречащее законам природы», которых на самом деле человек и не знает.

б) Отрицать воскресение из мёртвых только потому, что мы сего не понимаем – неразумно. Тогда отрицайте и всё, чего вы не понимаете и не в состоянии объяснить. Не объясните вы, как и почему из двух одинаковых куриных яиц появляются цыплята и мужеского и женского пола; не объясните вы, как мой голос доходит до вас, рождает у вас те или другие чувства, вызывает улыбку радости или слёзы покаяния и скорби, и многое тому подобное...

III. Заключение:

Итак, Христос воскрес.

№ 5. Христианство основывается не на одной только вере, но и на опыте

I. Речи атеистов против религии:

«В религии всё держится на слепой вере. Верь и не рассуждай. Верь в Бога, в диавола, в существование души, рая, ада и многое тому подобное. Почему религия не покажет нам Бога, души, рая? Мы принимаем только то, что можем подтвердить собственным опытом. Вот мы верим науке, потому что она дала нам аэропланы, автомобили, радиотелеграф и т.п. Когда мы будем видеть Бога и душу так, как мы видим аэропланы, тогда мы и поверим, что есть Бог, душа» и т.п.

II. Ответ атеистам:

1) В области обычного и научного опыта есть нечто, видимое и понятное всем (например, все видят солнце, дышат воздухом), но есть немало и такого, что доступно только некоторым людям – специалистам, учёным. Так, например:

а) Существуют различные планеты, которых мы не видим, ибо не имеем телескопов (увеличительных стёкол). Мы не знаем, сколько вёрст к Солнцу, Луне и звёздам. Неизвестно нам всё то, что знают учёные о небесном пространстве, ибо мы этим не занимаемся, не имеем к сему ни средств, ни приборов, ни времени. И если что-либо говорим об этом, то говорим, слепо веря учёным, что то, что они нам рассказывают, действительно истина.

б) Так же обстоит дело и с медициной. Наше собственное тело для нас тайна: мы, обыкновенные люди, даже не знаем и не можем определить, почему мы заболели, что именно у нас болит, как вылечиться. Во всех этих случаях мы обращаемся к врачам, слепо доверяя им. Скажут они принимать яд – мы принимаем; велят делать прижигания – делаем; велят поститься (диету) – постимся; скажут, что нужно отрезать руку и вскрыть живот – повинуемся им. Мы, слушая около кровати больного речи врачей, пересыпанные латинскими словами, даже не смеем спрашивать, что обозначают эти непонятные слова.

в) Возьмём математику. Разве не тайной для большинства из нас являются различные математические формулы, вычисления и чертежи?

г) А что поймёт не специалист в непонятных формулах химии, чертежах и планах инженеров, рецептах врачей и т.п.?

д) Итак, большая часть научных знаний – есть достояние только учёных, и притом специалистов. Не каждый ученый всё знает: доктор, знающий различные болезни и средства лечения их, может ничего не понимать в технике, астрономии и механике. И наоборот, учёный – инженер или профессор ботаники могут быть совершенными невеждами в медицине, астрономии и других науках, не имеющих отношения к их специальности.

е) Для того же, чтобы всё знать в определённой науке, надобно усиленно заниматься этой наукой.

2) Точно также и в жизни духовной и в христианской религии.

а) И здесь есть нечто, что доступно всем. Так, все люди чувствуют «Нечто», какую-то «Высшую Силу»; чувствуют также, что человек не может окончательно уничтожиться, т.е. что он не состоит из одной только материи. Но кроме сего есть и большие знания, и высшие чувствования. Ими обладают специалисты, духовные учёные, т.е. подвижники, святые, посвятившие всю свою жизнь «духовному опыту».

б) Как врачи, изучая медицину, научаются распознавать различные болезни и излечиваться от них; как астрономы, исследуя небо, знают многие кометы и планеты; как химики, разлагая различные тела на составные их части, знают из чего что возможно создать, так и в духовной жизни только те люди знают тайны этой жизни (Бога, душу, ангелов и мн. др.), которые свою жизнь посвятили духовным подвигам и трудам. Как человек, не изучающий медицины, не будет доктором; не знающий арифметики, не станет математиком; не знакомый с математикой, не может быть инженером-строителем или астрономом, – так и человек, не отдающийся религии, не живущий по её законам, не сможет познать Бога, душу, рай, ад и др. духовные истины.

III. Как мы доверяем учёным, также и ещё более должны верить христианским подвижникам.

1) Оттого, что мы не видим многих планет, о которых нам говорят учёные или не знаем состава лекарств, приписываемых врачами, – от этого мы их не отрицаем. Мы этому не учились и принимаем всё со слепой верой. И как часто принимаем от врачей лекарство, которое вредит нам. Однако, несмотря на частые ошибки учёных и докторов, мы доверяем им, следуем их советам и указаниям, и на мир смотрим их глазами.

2) Так же должно поступать и в духовной жизни. Здесь должно довериться христианским подвижникам и пойти тем путём, каким шли они и какой указывают нам. Посвятивши всю свою жизнь духовным подвигам, они дошли до того, что видели Бога, душу человека, ангелов, диаволов и многое другое из духовного мира. Что они не обманывали, это видно из их святой жизни и из того, что перед самой смертью (когда нет никакой выгоды обманывать), они не отказывались от своих слов. Хочешь сам убедиться – иди путём, указанным святыми, и ты увидишь, правду ли они говорят. Те же, которые не живут так, как велят святые, и в то же время отрицают то, что они говорят, бывают подобны тем неразумным, которые стали бы отрицать существование электрического освещения только потому, что в их деревне его нет.

Хочешь ли проверить слова и советы святых Православной Церкви – иди путём христианской жизни; хочешь ли видеть Бога – исполняй евангельские заповеди о духовной нищете (смирении), плаче о грехах, кротости, алкании и жаждании правды, милосердии; и когда достигнешь чистоты сердца – тогда и Бога узришь.

IV. Заключение:

Итак, одного я хочу от вас: чтобы вы и в духовной жизни поступали также разумно, как поступаете в обычной.

Если вы верите доктору, прописывающему вам неизвестное лекарство, и принимаете его, то верьте и духовным врачам – подвижникам христианства, и их духовные лекарства и советы принимайте. Идя их путём, постом, молитвами, покаянием и многими подвигами, вы уготовите свою душу к тому, что она и Бога узрит и достигнет высшего, духовного мира.

№ 6. Почему Бог не наказывает богохульников?

I. Решение этого вопроса нецерковными людьми.

1) Атеистами: Бога нет, потому нас и некому наказывать.

2) Верующие, но не проникнувшиеся духом евангельского учения, хотели бы незамедлительного наказания грешников, как свидетельства бытия Божия, а также наказания их за содеянное зло для устрашения других. Не видя же сего, они недоумевают: почему Бог не наказывает кощунников; почему же они живут в большем довольствии и благополучии, нежели благочестивые христиане?

II. Решение этого вопроса опытом Православной Церкви Христовой.

1) Безнаказанность богохульников не есть доказательство небытия Бога. Ведь, если молния не сверкает, то это ещё не значит, что в это время вовсе нет в природе электричества; или, если добрый отец не наказывает злого сына, то это не свидетельствует о том, что отца нет в живых. Если Церковь не пользуется своею властью запрещать и отлучать грешников, то это не означает того, что нет Церкви или в ней не существует грешников. Так и многомилостивый Бог до времени терпит и не наказывает хульников и безбожников, но это не значит, что Его нет, или, что кощунники никогда не пожнут того, что сами сеют. Когда потребно наказание грешников или для уменьшения зла, или для вразумления и спасения многих, Бог наказывает грешников. Примеры:

а) Всемирный потоп – для уменьшения зла.

б) Гибель нечестивых городов: Содома и Гоморры; наказание взбунтовавшихся против первосвященника Аарона Корея, Дафана и Авирона; землетрясение на развращённом острове Мартинике – для вразумления других.

2) Не наказывает Господь кощунников в жизни сей и по справедливости Своей. Всякий грешник, даже и самый ожесточённый, когда-то и кому-то сделал добро. Правосудный Господь за это добро держит его на земле и награждает земными благами. За крупицы этого добра Бог посылает ему блаженство в земной жизни, которое по сравнению с блаженством праведных в вечной жизни есть только незначительная крупинка. За всё же содеянное грешником зло, он наследует в вечности страдания.

3) Кроме того, Бог есть любвеобильнейший Отец. Любовь побуждает Его творить добро и добрым, и злым (Мф. 5:45). Как мать, забыв все обиды и оскорбления, ухаживает за заболевшим сыном-обидчиком, или носит ему передачи в темницу, так и Господь готов всё стерпеть и простить, ибо Он ищет спасения грешника. Его беспредельная любовь всё покрывает, всё терпит.

4) Наконец, Бог – всеведущ. Он всё предвидит. Люди мало знают: от нас скрыто многое из настоящего, и мы почти ничего не знаем из будущего. Люди видят человека согрешающим, но никто не знает, что с ним будет через некоторое время, т.е. ожесточится ли он в своих грехах или раскается. Вот почему они и недоумевают, почему Бог терпит грешника и не карает его. Всеведущий же Господь о каждом из людей знает всё будущее. Так, например:

а) Люди видели Марию-грешницу, усердно служащую греху и к тому соблазняющую других, и недоумевали, почему Бог терпит эту великую развратительницу христиан. А Господь в это же время видел и будущее покаяние её, пост, молитвы. Другими словами, в Марие-блуднице Он зрел великую подвижницу Марию Египетскую.

б) В Савле-гонителе Господь видит и великого Апостола Павла.

Так и теперь. Мы видим только настоящее, т.е. как человек кощунствует и грешит, а Бог среди самых этих грешников прозревает и будущих добрых христиан, а иногда даже и подвижников. Мы знаем только согрешающего; например, человека, хулящего св. Крест; а Бог знает, что этот самый хулитель сделается безбоязненным проповедником Креста; тот, кто сегодня борется с Господом, через несколько лет умрёт за Господа.

Зная будущее, Господь долготерпит, соблюдая грешников на день обращения и покаяния.

III. Заключение:

Итак, не смущайтесь безнаказанностью безбожников и хулителей, а удивляйтесь долготерпению Божию и прославляйте Его крайнее снисхождение и неизреченную любовь к грешнику.

№ 7. Православная Церковь – училище благочестия

«Поминайте наставников ваших, которые проповедали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7)

В житиях святых указано, как можно спастись во всяком звании

I. Как спастись богатому?

1) Филарет Милостивый (память 1 декабря). Всё свое имущество раздаёт бедным; отдаёт последнего вола, корову с телёнком, ульи пчёл и последнюю меру пшеницы, а также верхнюю одежду. Когда его внучка стала царицей, Филарет даёт обед «царедворцам» – т.е. нищим.

Он исполнил завет Христов: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лк. 16:9), и по молитвам нищих был принят в «вечные обители».

II. Как спастись неимущему?

1) Симеон Верхотурский (память 12 сентября). Будучи сам неимущим, он бесплатно работает на полях у бедных вдов и сирот. Научившись портняжескому мастерству, из дома в дом переходил; обошьёт всех в доме и ночью уходит, чтобы не взять платы.

2) Мученик Фока – садовник (память 22 сентября). Содержит бедных плодами своего сада. Правитель города Синопа посылает воинов убить его за исповедание Распятого. Фока, встретив воинов на пути, приводит их к себе, кормит ужином. Ночью готовит себе гроб, делает все распоряжения, поутру открывается воинам и настаивает на том, чтобы они не подвергали себя опасности из-за неисполнения приказания. Воины убивают св. Фоку.

3) Св. Евлогий (память 27 апреля) на зарабатываемые деньги принимает и питает странников, большую часть ночи проводит в молитве.

4) Св. мученица Анастасия Узорешительница (память 22 декабря) посещает в тюрьмах заключённых за веру Христову, перевязывает им раны, укрепляет молитвою и беседами их дух, приносит им пищу; упрашивает стражу – и проводит к заключённым священнослужителей со Св. Тайнами. Наконец и сама сподобляется мученического венца.

III. Заключение:

Кто и в каком бы состоянии ни был, подвизайся достойно званию христианина, ходи вслед Христа – и спасёшься.

№ 8. О Церкви Христовой, как теле, в котором все соединены воедино

«И Я говорю тебе: ты – Пётр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют Её» (Мф. 16:18)

I. Совершивши дело нашего спасения, Христос создал Церковь.

1) Церковь Христова – это всемирная семья.

2) Церковь Христова – это тело Христово, в котором одна глава – Христос, а все верующие члены Церкви – суть члены тела Христова (1Кор. 12:12–27).

II. Отличие церкви от храма.

Когда мы говорим о Церкви Христовой, то мы разумеем союз верующих душ во Господе.

В обычных же разговорах церковью часто называется храм – дом молитвы.

Мы же в настоящей беседе под Церковью будем разуметь первое.

III. Образное представление Церкви Христовой.

1) Так как Церковь Христова есть Тело Его, то для ясного представления себе той связи, которая существует во вселенской Христовой Церкви между отдельными Её частями, просмотрим состав тела человеческого и взаимную связь его частей.

а) Тело человеческое есть подобие вселенской Христовой Церкви.

б) Члены тела (руки, ноги, глаза и прочее) суть образы Поместных Церквей: Иерусалимской, Константинопольской, Российской.

в) Малые члены (пальцы, зубы) – меньшие церкви – епархии.

г) Суставы на пальцах, волосы и т.п. – суть образы христианских приходов.

д) И, наконец, клеточки организма – суть образы душ христианских, составляющих церковь.

2) Взаимоотношения членов тела:

а) Загрязняется, заболевает и умирает малая клеточка организма; своим гниением она заражает соседние клеточки и болезнь переходит во весь организм. Так и грех одного заражает многих.

б) Здоровая клеточка помогает ближайшим исполнять свою работу, работает за них. Так и в духовной жизни – в церкви «страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1Кор. 12:26).

IV. Заключение:

Если мы едино тело и так тесно связаны между собою, то будем же жить одною жизнью, одними интересами. Поможем нуждающимся, бедным, утешим скорбящих, успокоим страждущих, поплачем с плачущими, разделим горе. Пусть же в Церкви Христовой и в нашем приходе будет то же, что в теле человека: когда болит зуб, с ним страдает всё тело и всё оно заботится о больном зубе.

«Иди к униженным,

Иди к обиженным,

По их стопам.

Где горе слышится,

Где трудно дышится,

Будь первым там».

№ 9. Характер научения христианского и учения человеческого

«Итак идите, научите все народы» (Мф. 28:19)

I. В чём обвиняют Православную Церковь?

Её обвиняют в том, что будто бы она в темноте держит народ, не даёт ему просвещения.

Выхватив из власти Церкви русский народ, «сыны века сего» стараются возможно больше его «образовать», т.е. умственно его развить, сообщить ему побольше знаний, потребных для земной жизни.

Поразмыслим же о том, действительно ли Православная Церковь враждебна народному образованию.

II. Православная Церковь не только не враг народного образования, но она первая занялась им и вела его до последнего времени.

1) Народное образование в древней Руси шло от монастырей. Монастыри обучали и грамоте, и земледелию, и ведению хозяйства, и рукоделиям; оттуда шла вся культура. Многие города своим появлением обязаны монастырям.

2) Да и до последнего времени в захолустных деревнях кто учил грамоте бедного крестьянина? – Псаломщик, священник и церковно-приходская школа, в которой дочь или сын того же священника или псаломщика за пять рублей в месяц отдавали школе своё здоровье и жизнь.

III. Современный мир нападает на Церковь не потому, что та не учила народа, а потому что она учила не тому, чего хотелось бы безбожному миру.

В направлениях учения Христовой Церкви и безбожного мира существует глубокая разница.

1) Учение мира сего:

а) Обучение «мира сего» целью своею ставит только настоящую земную жизнь. Не веря в загробную жизнь, мир обучает в своих школах лишь тому, что потребно для земной жизни: как добывать одежду, пищу, сооружать удобные жилища, пути сообщения, получать развлечения и т.п.

б) Вся культура мира сего сводится ко внешнему. Здесь обучаются вежливости, воспитанности, но не духовности; не развивается вера, не растится любовь, часто презирается и осмеивается смирение, кротость и другие христианские добродетели.

в) Этот род обучения делает «душевного человека», развивает в нём любовь к земле; устроив свою жизнь на ней, человек никогда не желает её оставить. Если же эта жизнь не даёт человеку того, что он от неё требует, то он становится озлобленным, ненавистником счастливцев, завистником и часто – вором, грабителем, убийцей. И как первый, так и второй умирают, ненасыщенные жизнью, с ужасом и со злобой.

2) Воспитанный в такой школе целью своей жизни ставит что угодно, но только не спасение души. Один предаётся науке, другой – искусствам, третий – земным наслаждениям. И кончают все они тем, что уготовляют себе участь евангельского богача в притче о богатом и Лазаре (Чит. Лк. 16:19–31).

3) Направление и характер христианского обучения.

а) Церковь Христова в обучении различает главное – это то, что относится к душе и важно для вечной жизни, и второстепенное, – потребное дня временной жизни.

На первом месте она ставит науку – как душу спасти, т.е. как избавиться от грехов и приобрести добродетели, а потом уже – как облегчить и украсить земную жизнь.

б) Допуская и благословляя научные занятия, Церковь в то же время внушает, чтобы люди не отдавали этим занятиям всего своего времени, а в особенности своей души, ибо мир сей со всеми достижениями культуры и техники погибнет, а есть единое на потребу, что вечно, и разумнейшая из наук есть та, которая обучает спасению души и уготовлению вечного блаженства.

в) Когда Церковь замечает, что люди увлекаются научными занятиями или устроением своей земной жизни до того, что забывают жизнь вечную, или когда научные занятия приносят миру зло (пушки, бомбы и т.п.), тогда она громит такое пагубное увлечение науками, предостерегает людей от гибели, которую они сами себе готовят, и делается непримиримым врагом такого направления науки.

г) Особенно же Церковь вооружается против такого обучения, во время которого вытравляется у детей вера в Бога, загробную жизнь, и человека превращает в зверя.

За это всё и ненавидит церковное обучение настоящий мир, который, поддавшись диаволу, творит его волю.

IV. Заключение.

Итак, Православная Церковь есть покровительница и источник истинного обучения и воспитания, дающая родителям – добрых, послушных и заботливых детей, отечеству – честных, трудолюбивых и терпеливых сынов, миру – истинных людей, и небу – ангелоподобных граждан и сожителей святым.

№ 10. Храните и соблюдайте уставы и обряды Православной Церкви

«Итак, братья, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2Фес. 2:15)

I. Церковь установила святые таинства и обряды.

1) Так как человек собственными силами, без помощи Божией (Ин. 15:1–27) спастись не может, то Господь подаёт ему таинственно Свою помощь. Те моменты, во время которых Господь подаёт нам Свою силу, Церковь назвала таинствами.

Чтобы приготовиться человеку к принятию помощи Божией, необходимо ему очищать от грехов своё тело и душу, делать себя способным воспринять благодать Божию и удержать её. Для сего Церковь указала чадам своим специальные телесные и духовные средства, т.е. упражнения, которые называются обрядами.

Как для спасения человека необходима помощь Божия и таинства, так и для получения этой помощи необходимы усилия человека, т.е. обряды.

2) Обряды употребляли св. Апостолы и все праведники: они воздевали руки в молитве, преклоняли колена, постились. Обряды употреблял и Сам воплотившийся Сын Божий, принявший обрезание, крещение, молившийся в Гефсимании и совершивший обряд пасхальной вечери.

II. Как современные люди относятся к христианским обрядам?

1) Одни совершенно их отрицают – «Мы, де, в них не нуждаемся. Мы выросли не из того, чтобы верить в силу и необходимость постов, поклонов, благословений. Мы верим в одного только Бога».

Ответ таковым: Если бы это говорили атеисты, мы не стали бы с ними спорить, ибо неверующему в бытие Бога не нужны и обряды. Но вам, верующим, так говорить нельзя. Ведь, вы верите, что человек состоит из души и тела; то, что испытывает душа, отражается на теле. Радость душевная выражается в блеске глаз, улыбке; встречаясь с любимым человеком, вы не можете не протянуть ему руки и не поцеловать его. Всё это житейские обряды. Есть обряды и религиозные: любовь и вера в Бога побуждает человека молиться, подымать к Богу глаза и руки; смиренная настроенность души выражается в поклонах; для порабощения страстной плоти необходим пост; крестным знамением защищается человек от козней лукавого и т.д.

2) Другие, по лености, не исполняют обрядов и, оправдывая себя, заявляют: «Самое главное – это верить в Бога, а не обряды. Можно быть христианином и без обрядов. Одни обряды без добрых дел не спасут нас».

Ответ: Но кто же говорит, что мы должны исполнять обряды и жить плохо? Обряды для того и даны, чтобы помочь нам жить по воле Божией. Конечно, обряды не главное, главное – Бог и жизнь с Ним. Обряды – суть средства для достижения Бога. Для путника сумка, палка и тёплая одежда не главное, но без них он не пойдёт в дорогу. Так и для воина главное победа врага, но для этого именно он не обойдётся без ружья, лопатки, ранца, патронташа и прочего снаряжения. Христианин – тоже воин. Жизнь его – непрестанная борьба с диаволом, а обряды – суть его вооружение. Так, например, крест и крестное знамение есть и щит духовный и посох, врага прогоняющий, молитва Иисусова – меч, для демона страшный.

3) Немало есть и таких христиан, кои говорят: «Как мы можем исполнять обряды, когда сами священники их не исполняют, а если и исполняют, то небрежно, невнятно и нерадиво».

Ответ: Не оправдываю священников: «Горе тому, через кого приходит соблазн» (Лк. 17:1), – горе священнику, не исполняющему св. обрядов. «Проклят всяк, творя дело Божие с небрежением» (Иер. 48:10), – подвергается суду Божию тот пастырь, который с небрежением совершает богослужения. Но не думайте, что из-за нерадения пастыря обряд перестаёт быть священным действием Самого Бога. Таинство не зависит от большей или меньшей религиозности священника. Например, крещение есть таинство, когда его совершает и обыкновенный рядовой священник, и святой жизни пастырь, ибо крестит ни тот или другой, а сам Бог. В каждом таинстве есть две стороны: одна невидимая, совершаемая Богом, а другая – видимая, творимая священником. В то время, когда крещаемый погружается в воду, невидимая Десница Всевышнего совершает освящение и возрождение его; то же самое, когда мы осеним себя крестным знамением, то в это время на нас кладётся невидимое, духовное, могущественное знамение, которого и бесы трепещут. Если священник нерадив, ты будь вдвойне усерден, и Господь ради твоей веры пошлёт тебе полноту Своей благодати. Помни же, что нерадивость священника вредна только ему самому (осуждает его пред Богом), но не тебе. Сколько мирских начальников нерадиво кладут свои подписи, но бумаги за их подписями исполняются. В таинствах нерадивость священника восполняется верой и молитвой святых, ангелами и милостью Самого Господа за веру приходящих к таинствам.

III. Заключение.

Итак, совершайте все церковные таинства и обряды с верою и благоговением, и они будут содействовать вам в трудном деле духовного совершенства, борьбы со страстями и достижении Царствия Небесного.

№ 11. Что даёт человеку вера?

I. Неверующие (безбожники) восстают на религию, говоря, что

1) вера лишает человека земных радостей; она запрещает, изгоняет веселье, театр, музыку;

2) вера делает людей преждевременными старцами; всё время твердит о грехах, требует от людей подвигов поста, молитв, умерщвления тела;

3) говоря неустанно о смерти и страшном суде, вера держит людей под тяжёлым гнётом ожидания смерти, суда и вечных мук;

4) посему «нам не нужна никакая религия, – говорят они, – мы не желаем изнурять себя; жизнь дана однажды и другой жизни не будет, а посему, хотя и недолго, но поживём вволю».

II. Религия (вера) – первый и незаменимый друг и спутник человека.

1) Жизнь человека не бывает непрерывным пиром веселья и радости. Болезни, неудачи, лишения, скорби и обиды – всегдашние наши спутники. После каждого очарования следует и разочарование, за каждой радостью идёт скорбь. В бедах и скорбях только вера укрепляет человека, утешает его, спасает от отчаяния. Скольких вера спасла от самоубийства в несчастьях и бедах. Указывая истинный смысл жизни, Господа и вечную загробную жизнь, религия освещает человеку путь его жизни.

2) Да, вера лишает человека греховных радостей, но она не лишает его святых радостей семейной жизни. Она эти радости делает прочнее и глубже. Кроме сего, она является источником и высших радостей: делая христианина сыном Божиим, она научает его любить всех людей, даёт радость всеобъемлющей любви. Она доставляет радость даже и там, где, казалось бы, должны царить только скорби, слёзы и страдания. Так, она исполняет блаженством души мучеников, находящихся за правду Божию в темницах и изгнаниях, мучающихся в болезнях, живущих в пустынях и лишениях, гонимых, оскорбляемых. Она же низводит в верующую душу неизреченное блаженство в молитве, в причащении Св. Таин Христовых.

3) Да, вера требует от людей и подвигов. Но в них она даёт и силы, и награду. Подвиги очищают ум, сердце, волю и тело; они дают лёгкость мысли, покой души, пламенную молитву, доброту сердца, приветливость и ласку глаз, ясность и мудрость ума, озарение свыше, созерцание мира духовного и чувствование Господа.

4) Религия напоминанием о смерти грешников возвращает на путь покаяния и исправления, а живущих по воле Божией укрепляет и утешает в скорбях и страданиях напоминанием будущих радостей в вечной жизни.

5) Хотя и не всегда, но вера спасает нас и от бед, болезней и различных несчастий. Когда это потребно дня души, то Господь по вере посылает и исцеления в болезнях, и защиту в напастях, и спасает от телесной смерти, и изводит из темницы.

6) Вера поддерживает всю жизнь христианина; она освещает ему и путь в вечность. Верующий человек не трепещет смерти, а готовится к ней, спокойно умирает и с печатью на лице мира и полного упокоения уходит в могилу.

III. Заключение:

Итак, вера – не враг наш, не обуза наша, а наоборот – наш добрый спутник, которой всю жизнь ведёт нас, держа нас за руку, принимая с нашего пути все камни и преграды, услаждая наши скорби, утирая слёзы, врачуя тело и душу. «Доколе свет с вами, веруйте во свет, да будете сынами света» (Ин. 12:36).

№ 12. Беспристрастное изучение природы приводит чистую душу к Богу

(На день великомученицы Варвары – 4 декабря)

«Невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от сотворения мира через рассматривание творений видимы » (Рим. 1:20)

I. Св. Варвара приходит к вере в Истинного Бога, наблюдая звёздное небо, восход и заход солнца, и спрашивает всех: «Кто это создал?» (Краткое сказание о том, как Варвара-язычница стала христианкой).

II. Природа вещает о Боге.

1) Мириады звёзд... многие из них величиной своей превосходят Землю... Кто повесил их в безвоздушном пространстве? На чём они водружены, и кто их поддерживает? Кто указал пути им в движениях, по которым они неудержимо мчатся, не задевая одна другой, не сталкиваясь?

2) Солнце... Откуда в его восходе и заходе такая поразительная точность, что в один и тот же день каждый год оно восходит и заходит в одинаковую минуту и час?

3) Кто так премудро орошает землю, подымая из морей воду, превращая её в тучи, и носит над землёй?

4) А сколь красив окружающий нас мир... Горы Швейцарии или Кавказа... Беспредельные морские пространства... Уголок нашей родной деревни, затерявшейся в лесу у подошвы горы, окаймляемой тихо журчащим ручейком...

Кто создатель сих прекрасных картин, Художник их?

5) А посмотрите, как мудро устроено тело человека...

Один глаз его премудрее по своему устройству, чем все машины и аппараты современной культуры...

III. Заключение.

Мир есть неумолкаемый проповедник о Своём Творце и Промыслителе. Восходом и заходом солнца, сменой дня и ночи и времён года, страшной грозой и прохладой тихого вечера, шелестом листьев в дремучем лесу и тихим журчанием ручейков, рёвом страшного зверя пустыни и звонким пением птичек, лепетом новорождённого младенца и мудрой речью старца, – всем этим вещается: «Есть Бог, Творец, Создатель и Промыслитель».

* * *

686

Флавий И. Иудейские древности. Кн. 18, гл. 3, отд. 3.


Источник: "Мы не должны бояться никаких страданий..." : творения : в 2 т. / священномученик Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий, викарий Тверской епархии ; [сост. диакон Игорь Кучерук]. - Житомир : издание Житомирской епархии Украинской Православной Церкви, 2007-2011. - (Духовное наследие мучеников и исповедников Русской Православной Церкви) / Т. 1. - 2007. - 543 с.

Комментарии для сайта Cackle