Азбука веры Православная библиотека архиепископ Арсений (Брянцев) Двадцатипятилетие служения в священном сане преосвященного Арсения, епископа Рижского и Митавского


Двадцатипятилетие служения в священном сане преосвященного Арсения, епископа Рижского и Митавского

2-го февраля с.г. исполнилось двадцатипятилетние служения Преосвященного Арсения, Епископа Рижского и Митавского в священном сане. Духовенство рижской епархии и служащие по духовному ведомству почтили этот день молитвою о здравии и долгоденствии Преосвященного Владыки и некоторыми знаками почтения и уважения к нему.

Несомненно, истории принадлежит подробная оценка деятельности Преосвященного, в летописи церковных событий, необходимо занести это событие и вместе с тем сообщить биографические сведенья об Архипастыря и коснуться некоторых сторон архипастырской деятельности Преосвященного нашего Владыки, на сколько для изображения оной имеется фактического материала в церковной жизни вверенной рижской епархии.

Преосвященнийший Арсений, в миру Александр Дмитриевич Бринцел, сын причетника с.Волсты, Смоленской епархии, Юхновского уезда, родился 27 августа 1839 г.; обучался сначала в Вяземском духовном училище, затем в Смоленской духовной семинарии и наконец, в Киевской духовной академии. По окончании академического курса со степенью магистра богословия, 26 июля 1867 г. определен был законоучителем гимназии в м. Белая церковь, Киевской губернии. В сан диакона он был рукоположен в» февраля, а в сан священника 4 февраля 1868 г. Порфирием, Епископом Чигиринским, Викарием киевской митрополии. Перемещенный в Киев в 1869 г. он приходил законоучительския должности в Киево-Подольской гимназии, в киевском училище для девиц духовного звания, в киевской владимирской военной гимназии и в киевском институте для благородных девиц состоя в то же время настоятелем церкви сначала Киево-Печерской Воскресной церкви, а затем церкви института благородных девиц.

В 1873 г. 19 марта указом Св. Синода он был назначен ректором Таврической духовной семинарии. В 1975 г. 26 апреля был подстрижен в монашество в Бахчисарайском успенском ските Гурием, Епископом Таврическим. В 1882 г. 17 апреля назначен Епископом Выборгским, а 3 мая – Ладожским, викарием Санкт-Петербургской епархии; в1883 г. 22 октября с высочайшего соизволения по определению Святейшего Синода назначен ректором и профессором Санкт-Петербургской Духовной Академии. В 1887 г. 28 марта назначен на самостоятельную кафедру Рижской епархии, – Кроме прямых должностей Преосвященный в различное время проходил и другия побочныя должности; как-то редактора Таврических епархиальных Ведомостей, председателя совета Симферопольского Александро-Невского Братства, Председателя Епархиального цензурного комитета; в Петербург – наблюдателя за преподаванием Закона Божия в светских мужских и женских учебных заведениях, председатели Санкт-Петербургского Епархиального Историко-Статистического Комитета, Комитета по заведыванию Александровским домом призрения бедных духовного звания, Совета Санкт-Петербургского Епархиального женского монастыря и др. За свои труды Преосвященный удостоил Высочайших наград: он имеет ордена: св. Анны 2 и 1 ст., св. Владимира 4, 3 и 2 ст., черногорский орден Даниила 1 ст. и знаки отличия различных обществ. Кроме того Преосвященный состоит почетным членом братства Санкт-Петербургской Пресвятой Богородицы и Прибалтийского Братства Христа Спасителя и Покрова Божией Матери. Литературные труды Преосвященного:

1) Путеводитель к святыне Киево-Печерской лавры,

2) Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для православной церкви,

3) Слова и речи, говоренные в разных местах служения и

4) Шесть книжек описания путешествия по Рижской епархии много мелких брошюр.

Деятельность Преосвященного в Рижской епархии направлена, прежде всего, к подъему духовно-посвятительного значения подведомаго ему духовенства. В этом отношении Преосвященный от духовенства желал и желает, чтобы оно всегда стояло на высоте своего

призвания, твердо и высоко держало знамя православия, было проводником церковности и русской гражданственности, бдительно оберегало своих пасомых от гибельного на них влияния иноверия, благоговейно и с должным внимание относилась к совершению богослужения, неустанно проповедовало слово Божие; жило для одного только блага церкви православной. В своих «благожеланиях духовенству Рижской епархии по случаю исполнившегося пятилетия управления его оной» он высказал ясно и отчетливо свой взгляд на значения духовенства в Приморском крае. В них, между прочим, Преосвященный, указывал стороны приходской жизни, на которыя должно обратить внимание духовенство рижской епархии, говорит: «В виду того, что Прибалтийский край преимущественно лютеранский, православное духовенство в оном должно особенно держать себя на высоте своего признания, твердо и высоко держать знамя православия, оберегать своих пасомых и быть миссионерами по отношению к окружающим нас, непринажлежашим к православной церкви жителями. Не видящих в своем глазу бревна, здесь старательно замечают в глазе православного священника малый сучек. Благоповедение и строгость по отношению к самому себе здесь – первое условие авторитетности православного священника. Замечанные действительные недостатки роняют православие в глазах неправославных, и погубить в данной местности дело миссионерства. Благоговейность и стройность в отправлении богослужения и убедительность в проповедания слова Божия возвышает православие в глазах лютеранства, а благочестие, любовь к пасомым, близость к ним и обходительность православного пастыря возвышает его пред лютеранскими пасторами. Осторожным, внимательны и усердным до самоотвержения должен быть пастырь. Риской епархии не только в виду того, что мы окружены лютеранами, но им в виду своих прихожан, которые хотя православные, но некоторые из них не чужды оставшихся в них лютеранских обычаев, а некоторые не чужды тяготения к лютеранству, другие же не тверды в православии, а иные хотя числятся православными, но уклоняются от православия».1

«Нам – пастырям церкви», – говорить он в том же благожелании, – «надобно быть проникнутыми апостольскою ревностью, искреннею любовию к святому делу миссионерства, быть чуткими в угадывании желаний народа, уметь повлиять на них и своею жизнию, и богослужением, и проповедью, и присоединения к православию из лютеранства никогда не прекратятся…. Да не будет между нами хладных и даже таких, которые не теплы, ни хладны, потому что таковые должны быть извержены"…2

В этом обращении к духовенству Рижской епархии Преосвященный Владыко уже намечались отчасти миссионерские задачи для духовенства среди своих пасомых. Действительно. В Прибалтийском крае миссионерские вопрос – вопрос насущный. В Прибайкальском крае многие из обращенных в православие иноверцев туземцев не утверждены еще в истинах православия, около 18 тыс. душ числятся уклонившимися от православной церкви и около 20 тыс. принадлежат к расколу безпоповщинскаго согласия. Отсюда утверждение обращенных в православие туземцев в истинах православной веры, воспитание юных чад православной церкви, возращение уклонившихся туземцев от возродившей их матери православной церкви, содействие обращению в православной церкви, содействие обращению к православной церкви заблуждающихся братий наших, именуемых старообрядцев – все это сделалось предметом постоянных забот нашего Преосвященейшаго Владыки. Многое в этом отношении уже сделано им. Так в 1888 г. им положено было основание миссионерской библиотеке, в 1888 г. 29 сентября Преосвященный поручитель о. ректору духовной Семинарии вместе с преподавателем обличительного богословия, истории и обличения русского раскола и местных сект составить список книг необходимых для названной библиотеки. Список книг вскоре был составлен, представлен на рассмотрение Владыки и был одобрен им. Изыскивая средства для приобретения противорасскольницеских и противосектанских книг в миссионерскую библиотеку, 26 Августа 1888 г. Архипастырь сделал предложению духовной Консистории разослать духовенству Рижской Епархии пригласительные листы к доброхотным пожертвованиям на указанный предмет. Духовенство сочувственно откликнулось на это доброе и полезное учреждение для Рижской Епархии. По подписным листами на нужды миссионерской библиотеке поступило 380 р. 69 к. Некоторые из священно-служителей сделали пожертвования книгами. Начальствующие и учащие в духовно-учебных заведениях также внесли свою посильную лепту на это доброе дело. После этого преступлено было к выписке книг, коих приобретено в настоящее время более100 наименований книг по истории и обличению раскола и русского сектантства. Но местные средства состоявшия в добровольных денежных пожертвований, не давали ещё возможности составить миссионерскую библиотеку в надлежащей полноте вследствие особенно высокой цены на некоторыя противораскольническия издания. Поэтому Преосвященнийший Арсений обратился к Его Высокопревосходительству, г. Обер-Прокурору. Св. Синода с ходатальством о безмездной высылке в учреждаемую миссионерскую библиотеку противораскольническия и противосектанских книг изданий. Св. Синода, братства св. Петра Митрополита и Московской Единоверческой типографии. Вследствие распоряжения г. Обер-Прокурор св. Синода в Рижскую миссионерскую библиотеку безвозмездно были высланы из Хозяйственного Управления при Св. Синоде 22, и из конторы Московского Синодальной типографии 53 наименований книг, а также издания Московской единоверческой типографии особенно уважаемых раскольниками книг. Затем в миссионерскую библиотеку поступило 32 рукописи, конфискованные полицией в 1885 г. в Рижской Таможне. Таким образом, создалась трудами Преосвященного Арсения миссионерская библиотека и тем дана возможность вести миссионерские беседы со старообрядцами3 – Миссионерские беседы, начатые в Риге в 1889 г., были вторым после основания, миссионерской библиотеки, шагом нашего ревностного пастыря

в области миссионерства. Для бесед в сказанном году Его Преосвященством приглашен был известный миссионер, афонский иеромонах Арсений. Оам Преосвященный открыл их своею речью и почтил их своим присутствием; беседы эти имели громадный успех и посещались усердно народом. После того в 1890 г. Преосвященный пригласил в Ригу для бесед Синодального миссионера о Прот. Ксенофонтов Крючкова. Беседы и этого миссионера имели громадный успех и посещались множеством народа. Все эти беседы опытно доказывали пользу и необходимость подобных бесед в местностях рижской епархии, заряженных расколом, и сделали миссионерский вопрос в Прибалт, крае еще более животрепещущим. В настоящее время наш Архипастырь озабочен вопросом об учреждении в Рижской епархии должности епархиальных миссионеров. По мнению Владыки, составившемуся на основании обстоятельного знакомства с Рижской епархией, для Прибалтийского края нужны три миссионера, из коих два со знанием местных языков – латышского и эстонского предполагаются для миссионерской деятельности среди латышей и эстонцев и один противораскольническия миссионер.

Прилагая неусыпная заботы о просвещении в истинах православной церкви, не утверждённых в них, уклоняющихся и заблуждающихся, Преосвященный Арсений не оставлял без забот о просвещении в истинах веры истинно-иравославныхъчадъ церкви Христовой. Для просвещения их Преосвященным были оживлены и расширены внебогослужебныя собеседования. Озабочиваясь в духе отеческой ревности религиозно-нравственным просвещением православного народа, Преосвященный Арсений открыл независимо от Кафедрального собора, внебогослужебныя церковный чтения во многих других храмах многолюдных приходов г. Риги, а именно: в старом город – в Алексеевской церкви, на Московском Форштадте – в Благовещенской и Всесвятской, на Петербургском Форштадте – в Вознесенской для латышского населения, и на Митавском – в Троице-Задвинской церкви, вменив в обязанность священнослужителям этих церквей вести по воскресным дням внебогослужебныя беседы по образцу соборных. Кроме того Преосвященный Арсений сделал распоряжение и об открытии вне богослужебных собеседований во всех городских и сельских приходах рижской епархии и о повсеместном заведении во всех православных храмах Прибалтийского края богослужебных журналов, в которых бы неопустительно, за подписью всего причта, отмечались предметы воскресных и праздничных поучений и вне богослужебных пастырских собеседований, а равно и катихизаций (Риж. Еп. Вед, за 1888 г. Ийе 21 и 22). Кроме того для той же цели просвещения пасомых но распоряжению Преосвященного Арсения были открыты склады книг религиозно-нравственного содержания при церквах: центральный – при Фирсовской церкви г. Риги, а отделения его при других церквах г. Риги, а также при Дерптской Успенской, Якобштадтской – Покровской, Митавской и Дибавской церквах. Склады книг на латышском языке открыты в 9 городах, а на эстонском – в 8 городах. Заведывание складами было возложено на настоятелей церквей. Преосвященным были одобрены и правила для книжных складов4.

Благопопечительное внимание Преосвященного обращено было и на церковно-приходские школы. Смотря на школу, как на проводник православия, греко-российской православной церковности и русской гражданственности, Преосвященный всегда требовал особенного серьёзного отношения к ним духовенства. „Школа в каждом приходе, – говорил он в своих благожеланиях духовенству, – после храма есть необходимая принадлежность прихожан. Хорошия школы в приходе составляют его украшение и честь приходского священника и его номощников – псаломщиков и учителей»5. Считая главными предметами школьного преподавания Закон Божий, церковное пение и русский язык, Преосвященный требовал от священников, чтобы они особенно обращали внимание на преподавание Закона Божия, как самого важного предмета и вели самое преподавание старательно, а относительно русского языка проводит чрез Училищный Совет, как его председатель, особые мероприятия к поднятию преподавания его на надлежащую высоту»6. Далее он желал, чтобы в школе не учили только, но и воспитывали. „Прочная основательная закладка в детскую душу веры и благочестия, развитие любви и усердия к храму Божию – вот главныя задачи, на которыя должно быть обращено все внимание и старание духовенства в устройстве и ведении дела обучения в церковно – приходских школах. Религиозно и нравственно воспитанные дети –это настоящие и будущие благочестивые христиане, это великая нравственная сила, которая может принести пользу церкви и отечеству»7. Преосвященный далее желал и желает, чтобы церковно-приходские школы были доступны и для детей других вероисповеданий. „Не должны быть школы наши закрыты, – говорит Преосвященный в своих благожеланиях,–и для детей других вероисповеданий, если они пожелают поступить в оныя: пусть они ближе знакомятся с нами; а полюбив нашу школу, они, быть может, полюбят и нашу церковь»8.

На ряду с заботою о просвещении паствы у Преосвященейшаго Арсения была и есть забота церковно-строительная. Предприняв в первый же год, но своем встунлѳнии на Рижскую кафедру, путешествие для обозрения епархии Преосвященный увидел собственными глазами убогость и бедность православных церквей, а в некоторых приходах и полное их отсутствие (церкви помещались в наёмных помещениях, неприспособленных к водворению в них храма Божия). Этот недостаток православной церковной жизни в Прибалт. крае произвел на Преосвященного особенно сильное и угнетающее впечатление. „С сожалением», – говорил он благочинным, собравшимся у него для домашней беседы, – „приходится говорить о наших сельских храмах Божиих; их не представительность внешняя и бедность внутренняя, отсутствие благолепных иконостасов и скудость вообще всей церковной утвари – вызывают, право, слезы. Нечего говорить уже о молитвенных домах и особенно о молитвенных домах новооткрытых приходов, помещаюицихся в наёмных, тесных и неудобных избах.. . . Конечно, в этом край нельзя быть слишком требовательным, – но вопиющая бедность некоторых приходских церквей поражает сердце православного». . . 9. Отсюда забота о построении церквей у Преосвященного сделалась постоянною. На настроение церквей им вызвана помощь правительства и частная благотворительность. На благотворительный средства построены храмы в ІІильтене, Суйслепе, Кроппенгофе, два в Риге, в Кикифере и козенгофе. Кроме того приобретена возможность строить чрез два-три года по одному храму на проценты с капитала в 100 тысяч, пожертвованнаго неизвестным благотворителем.

Сознавая важное значение печатного слова в деле выяснения церковных нужд в Прибалт, крае, Преосвященный Арсений в 1888 г. основал Епархиальный церковный орган: „Рижские Епархиальные Ведомости». Основав этот орган. Преосвященный всегда желал, чтобы он имел жизненное значение: был выразителем жизни и деятельности епархиального Начальства, епархиальных учреждений и приходского духовенства, его нужд, радостных и печальных событий. Он всегда желал и желает, чтобы посредством епархиального органа выполнялось взаимодействие между епархиальною властию и приходским духовенством, происходил обмен мыслей в приходском духовенстве друг с другом и сообщались нужды прихода: его пастырей и пасомых. Вот в каких словах в частности выразил свой взгляд Преосвященный в беседе с о. о. благочинными в 1888 г. на епархиальный орган: „Сообщение о тех или других выдающихся явлениях из церковной жизни и прихода в светские органы печати вообще дело не худое, если только последними они передаются верно. Поможет статься, да к сожалению бывает нередко, что светская печать, мало знакомая с внутреннею жизнью церкви, с ею обрядами, может пере-давать Факты, если не в извращённом вид, то или не полно, или пройдёт вскользь по темь предметам, которые для церкви более важны. Лучше, если пастыри церкви будут сообщать таковые в свой епархиальный печатный орган. Наша прямая обязанность, но мере сил и возможности, вносить свою лепту в его содержание, кто своими статьями историко-статистического и археологического описания церквей и приходов и другими богословскими статьями и поучениями приготовительно к нашему краю, а кто просто извещением о той или другой выдающейся стороне нашей церковной жизни.»10 Направляемый в таком духе ІІреосвященным епархиальный орган всегда стремился поэтому быть в полном смысле местным органом, служить выразителем местных интересов, предлагать статьи, имеющие местный характер и быть проводником православия и грекороссийской церковности. Полезная деятельность епархиального органа нашего в свое время была оценена компетентной в России газетой „Московскими Ведомостями.» Говоря о правительственных мероприятиях, совершившихся в 1889 г. в интересах обеспечения православия в нашем крае, Московские Ведомости в ст. „Русская церковная жизнь в 1889 г. « (в новогоднем M за 1890 г.) замечает: „достойно внимания личное участие, которое принимал в исполнении правительственных мероприятий Рижский Преосвященный и которое производить заметное ободряющее влияние на православную паству.... Опытно и плодотворно работает в защиту православия и редакция Рижских Епархиальных Ведомостей своими полемическими, апологетическими и историко-археологическими трудами». . . .

Сознавая важное значение церковно-исторических описаний церквей и приходов в деле уяснения нужд настоящего, Преосвященный Арсении обратил внимание на существующий пробел в изучении прошлого Рижской епархии. Поэтому в одно время с основанием Епархиальных Ведомостей Преосвященным был отрыт в Риге Епархиальный историко-статистический Комитет по описанию церквей и приходов Рижской Епархии, под председательством ректора духовной семинарии П. Дмитревскаго. Это дело ІІреосвященнаго в настоящее время иметь уже осязательный результат в много-численных трудах, представленных духовенством Рижской епархии в Комитет. Труды историко-статистическаго Комитета нашли свое место на страницах Епархиальных Ведомостей и в скоромь времени появится первый выноска этих трудов отдельною книгою.

Благодаря покровительству и поддержке Преосвященного при редакции Рижских Епархиальных Ведомостей, с затратою небольших средств редакции и личных Преосвященного на некоторыя издания, эісономическимъ образом изданы были полезный для края сочинения, имеющие исторический, апологетико-полемический, церковно-назидательный и миссионерский характер11. Многие из издании заслужили одобрительный отзыв со стороны духовной периодической печати и духовно-учебных учреждений (комитетов). Вообще Преосвященный старался дать движение умственной жизни духовенства и преподавателей Семинарии.

Видя великую пользу от православных церковных торжеств для возбуждения в пасомых ревности к православной, наш Архипастырь принимал самое живое и личное участие в этих торжествах. Таковыми были торжества в Пюхтице (Эстл. губ.) при перенесении чудотворной иконы Успения Божией Матери из с. Сыренца в Июхтицу, торжества освящения храмов в г. Якобштадте, Митаве, во вновь образованных приходах Эстляндии, празднован 900 летия крещения Руси, освящение в Риге часовни в память события 17 октября 1888 г., встреча чудотворной Псково-Печорской иконы Божией Матери, основание в Риге Свято-Троицкой общины и др. Все эти торжества, по описанию очевидцев, производили сильное действие на религиозное чувство не только православных, но и иноверцев и содействовали подъему нравственной силы православия на окраине.

Далее, постоянно выражаемый Преосвященным Арсением попечения о поднятии церковного православного пения и об освобождении его от замеченного им при обозрении епархии произвола и своеволия напевов, привели к открытию в Риге в 1891 г. „Общества любителей православного церковного пения». В своей речи при открытии Общества Преосвященным были высказаны пожелания, чтобы общество давало тов., характер и направление в духе православной церкви всем существующим в Рижской епархии хорам, помогало им и развивало по епархии строго православное церковное ныне, которое бы возбуждало религиозное чувство и молитвенность, а не питало чувственность; было цензурное и чуждое произвола и своеволия12.

Наконец, в ІІрибалтійскомъ крае издано много лютеранских-латышек их и эстонских книг, в числе их много книг с взглядами чуждыми и часто враждебными православной13. Чтобы предохранить чад православной церкви латышского и эстонского происхождения от чтения книг вредных в патриотическом и религиозном отношении, Преосвященным пред-принято было издание книг в истинно – православном дух для назидательного чтения туземцев, на что даже исходатайствована им правительственная субсидия.

Рижская православная паства, движимая чувствами глубокой признательности к своему Архипастырю, Преосвященнейшему Арсению за его неусыпная заботы и труды во благо пасомым» в день исполнившаяся 25-летия его служены св. церкви и отечеству 2 Февраля (это – день посвящены Владыки во диакона) во всех храмах г. Риги приходских и домовых вознесла благодарственный молитвы к Господу Богу, в течении четверти века даровавшему силы Архипастырю к совершенно многотрудного его служения и въ то же время молилась Всевышнему о продлении дорогих дней высокочтимая Владыки на пользу церкви и отечества. Въ этот день многая из светских высокопоставленных лиц и обществ гор. Риги, как то: г. г. ЛИФЛЯНДСКІЙ губернатор Зиноьье.з, попечитель Дерптского Учебного Округа с ближайшими своими сотрудниками по управлению округом и начальниками учебных заведены, Их Высокопревосходительства, г-жи Мансуровы, Рижское Николаевское купеческое общество, общество отставных воинских чинов, председатель Совета Рижская Петропавловская Православного Братства, комитет Рижской Садовниковской богадельни, Якобштадтское Православное Братство и из Митавы г. губернатор Свербеев – и многие друге почитатели Владыки, как светские так и духовные, приветствовали Его Преосвященство телеграммами с исполнившимся 25-летием его служения в священном сане, выражая ему свои благопожелания. К этому же дню для личного приветствия Его Преосвященства были отправлены в С.-Петербург со св. иконами от Рижскоградскаго духовенства, членов и чинов консистории протоиерей И. Динденберг и от Рижских духовно-учебных заведены– семинарии и училища ректор семинары протоиерей H. Дмитровский, а также сюда прибыл и Ревельский благочинный священник Иисонников.

Так Рижская православная паства почтила день исполнившаяся 25-летия служения своего Владыки в священном сане, не смотря на то, что сам Архипастырь избегал всякого повода к огласке этого дня.

Сам же Владыка день исполнившегося двадцати пяти-летия своего служения в священном сане отнес на 4 Февраля (4 Февраля он был посвящён во священника). В этот день Его Преосвященство в домовой церкви С.-Петербургского благовещенская подворья совершил Божественную Литургию в сослужены с архимандритом Иннокентием, прибывшими из Риги ректором семинары, о. протоиереем I. Линденбергом и священником ІІятницкимъ, a затем совершено было благодарственное молебствие о здравии и благоденствии Его Преосвященства. Немноголюдно было собрате молящихся во храме, но за то горяча была молитва почтивших день этот выражением своего благорасположения к Владыке: молились, воссылая благодарения Богу за великие милости, ниспосылаемые свыше Архипастырю в течение четверти века его служения св. церкви и отечеству, молились, чтобы Господь продлил на много лет .дни его жизни, сохраняя и укрепляя его силы на поприще многотрудного его служения. Скромно было торжество этого дня, но за то было преисполнено обилием искренних чувств признательности и благорасположения со стороны лиц, окружавших в этот день высокочтимая юбиляра. По окончании Божественной Литургии Владыка пригласил к себе на квартиру лиц, учавствавших в сослужены с ним, где и принял поздравления с исполнившимся 25-летием его служения в священном сане. При этом протоиерей Иинденбѳрг от лица Рижскоградскаго духовенства, членов и чинов консистории высказал Его Преосвященству следующего содержания приветствие:

Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец!

Духовенство города Риги и чины подведомственной Вам духовной консистории считают своим священным долгом усерднейше приветствовать Ваше Преосвященство, благоверный Отец и Архипастырь, с исполнившимся двадцатипятилетнем многотрудного и многополезнаго служения Вашего св. церкви и отечеству. Проникнутые чувством глубокой признательности за Вашу всегдашнюю отеческую архипастырскую любовь и благопопечительность, духовенство и чины консистории возносят горячая молитвы о продолжении дней жизни Вашей на многия и многия лета и поучительнейшее просят Ваше Преосвященство принять, как выражение сыновней преданности и уважения к Вам, сию святую икону».

Затем ректор семинарии протоиерей H. Дмитревский от лица Рижских духовно-учебных заведении так приветствовалъ Его Преосвященство:

Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь и Отец!

Исполнилось 25-летие служения Вашего Преосвященства в священном сане. В течении четверти века Ваше Преосвященство, по изволению Божию, проходили разные степени своего служения,–то в звании скромного священнослужителя, поставленного светом Христова учения просвещать юные сердца благородных отроковиц города Киева, то в качеств руководителя просвещения духовного юношества, готовящегося к пастырскому служению, то Господь, вручив Вам святительский жезл, поставил Вас во главе высшего духовного учреждения, имеющего задачею просвещать молодых людей, ищущих высшего богословского образования, теперь призвал Вас быть светильником на свещнице Рижской епархии, дабы здесь среди заботь о благ Богом врученной Вам паствы, послужили руководителем и для делателей воспитания местного духовного юношества.

Мы, начальствующие и служащее во вверенных Вам Рижских духовно-учебных заведениях – семинарии и училищ, взирая на деятельность Вашего Преосвященства, неустанно подвизавшегося в течении четверти столетия, не смеем обвивать трудов Ваших во благо Вами руководимых, но внутренним влечением наших сердец побуждаемся высказать наши искренние чувства к Вашему Преосвященству, как нашему начальнику, руководителю и Отцу. В Вас Милостивейший Архипастырь и Отец, мы имеем начальника, твердо держащего жезл правления и право правящая; в Вас мы видим опытного руководителя, в недоуменных случаях всегда готового слабость поддержать, немощь подкрепит, недоумение рассеет, опуицение исправить; в Вас мы чувствуем любвеобильного отца, пекущегося о преуспеянии просвещения местного духовного юношества: отеческое сердце Ваше радуется, когда видит успехи нашего дела, скорбишь, когда замечает ошибки в исполнении возложенного на нас призвания, спешит на помощь нашей деятельности, направляя ее на общую пользу. Дорога для нас прямота Ваших к нам отношений, чуждая прикрас утонченной обманчивой скрытности; в ней мы находим точность ваших требований и через то почерпаем облегчение к исполнению возложенных на нас обязанностей. Ваша твердость в исполнении намеченных Вами задач дает силу и нашей деятельности с надеждою, что Ваше отеческое око милостиво и снисходительно взирает на дело наших рук.

Ныне мы имеем счастье приветствовать Ваше Преосвященство с исполнением 25-летия Вашего служения в священном сане. В выражение признательности к Вашему Преосвященству, вызываемое в нас Вашими отеческими чувствами к нам, мы приносим Вам св. икону Пречистой Богоматери. Лик Пречистой Богоматери да послужит залогом к скреплению не одних только наружных отношений к нам Вашего Преосвященства, но внутреннею духовною связью отеческого попечения о нас с Вашей стороны и сыновней к Вам преданности со стороны нашей. Мы надеемся, что Ваше Преосвященство, взирая на лик Пречистая Богоматери, молитвенно вознесешь взор свой к Владычице мира, да подаст Она силы преуспеяния в исполнении нашего призвания. Мы же возносим и не престанем возносить наши молитвы к Пречистой Богоматери, да сохранить Она под своим покровом Ваше Преосвященство целым, здравым, невредимым, право правящим на многия лета».

После приветствий Его Преосвященству были поднесены св. иконы Спасителя и Божией Матери. Владыка видимо был тронут выражением чувств признательности со стороны своей паствы, благодарила, за выраженный ему чувства, призывая благословение Божие на свою, паству всех лиц почтивших вниманием, день его 25-летнего служения в священном сане.

Затем священнослужащие, при совершении Божественной Литургии участвовавшие в сослужении с Его Преосвященством, были приглашены им откушать с ним, хлеба-соли. Трапеза, предложенная Владыкою, чужда была какой бы то ни было официальной торжественности, но за то была преисполнена искренней задушевности. Здесь Архипастырь являлся как любвеобильный отец среди своих домашних, своею непритворною сердечностию располагая к, себе сердца его окружающих.

Но как желал Владыка, чтобы день исполнившегося день 25-летнего его служения в священном сане оставался без огласки, однако этот день и в Петербурге прошел не безызвестным. Его Высокопревосходительство, г-н, Обер-Прокурор, Св. Синода К. П. Победоносцев почтил своим вниманием Владыку, телеграммою, пожелав, ему здравствовать во благо церкви», Товарищ г. Обер-Прокурора В. К. Саблер и Управляющий Канцелярию Св. Синода С. В. Керский лично приветствовали Преосвященного.

Так, почтен был день иснолннвшагося 25-летия служения Преосвященного Арсения в разных степенях священного сана. Владыка вступил в новое 25-летие своего служения. От искреннего сердца пожелаем ему, чтобы Господь Бог продлил дни его жизни на новое 25-летие и более во благо святой церкви и отечества.

* * *

1

1 Благожелания духовенству Риской Епархии. (Рижск.Еп.Вед. за 1892 г. №9, стр. 330).

2

2 Там же стр. 335.

3

3 См. ст. В. Плисса «Рижская Епархиальная миссионерская библиотека и задачи православной миссии в Преб. Крае (Риж. Еп. Вед. № 21 и 24 1892 г.).

4

4 См. об этом в ст. свящ. И. Левитского: „Несколько слов о религиозно-просветительной деятельности в рижской епархии (Риж. Eп. Вед. 1892 г. № 20).

5

5 En. Вѣд. 1892 г. № 9, стр. 344.

6

6 Отчета о состоянии народных училииц Приб. края (Риж. Еп. Вед. 1889 г. № 4, стр. 110. и за другие годы.

7

7 Домашняя бесда о нуждах епархии Преосвящен. Арсения, Eп. Рижскаго и Мит. с благочинными XXI Епарх. съезда (Eп. Вед. 1888 г. № 22, стр. 702).

8

8 Благожелания (Eп. Вед. 1892 г. № 9, стр. 344).

9

Домашняя беседа (Eп. Вед. № 22, стр. 688, 1888 г.).

10

Домашняя беседа (En. Вѣд. № 22, стр. 688, 1888 г.).

11

Оделены были следующие издания:

а) По взаимообщению Архипастыря с подведомым духовенством: „Домашняя беседа о нуждах епархии Преосвященейшаго Арсения, Епископа Рижскаго и Митайского с благочинными депутатами XXI епархиального съезда» и „Благожеланиях Преосвященного Арсения духовенству рижской епархии по случаю исполнившегося пятилетия управления его оной»; б) проповеднические сборники: „Слова и речи Преосвященного Арсения, Епископа Рижского и Митавского». „Слова, поучения и речи Кафедрального протоиерея В. Князева», „Несколько проповедей свящ. А. Агрономова». в) по изучению протестантства и обличению его: сочинения бывшего настоятеля посольской церкви в Берлине, магистра богословия, протоиерея Т. Е. Серединского, „О протестантстве в сравнении с православием», „Общественное богослужение у протестантов» и „Сводная таблица христианских вероисповеданий и сект», г) по расколу: сочинения преподавателя духовной семинарии В. Плисса „Миссионерские чтения об антихристе», „Ложная тетрадка рижских безпоповцев апокалипсис седмитолковый пред Судом Слова Божия и старопечатных книг, уважаемых старообрядцами», „Миссионерские беседы в Риге, веденные миссионером Арсением» и „Синодальный миссионер протоиерей Кс. Крючков и его беседы», д) по изучению местных сект сочинение прот И. Линденберга „ Протестантские секты в Прибалтийском крае», е) по изучению местной святыни: ст. преподавателя семинарии И. Малышкина „Сказание о Пюхтицкой чудотворной иконе Божией Матери», ж) по местной истории: сочинения свящ. А. Агрономова: „Духовный журнал для туземцев в Прибалт. крае», „Свято-духовский храм в г. Якобштадте», „Православное церковное торжество в Пюхтице» и „Православная церковь в Кеммерне»; сочинение свящ. H. Лейсмана „Прибалтийское Православное Братство Христа Спасителя и Покрова Божией Матери (историческая справка) и имеет в скором времени появиться 1-й выпуск историко-статистических описаний рижской епархии; з) по описанию современной местной церковной жизни: пять книг обозрения церквей, приходов и Епископ Преосвященным Арсением, Епископом Рижским и Митавским; и) по церковному пению: сочинения инспектора духовной семинарии И. Вознесенского: „О современных нам нуждах и задачах русского церковного пения» и „Общедоступный чтения о церковном пении»; и) по назиданию православного народа: книжки, составленные свящ. А. Агрономовым „Благовещение Пресв. Богородицы», „Торжественный вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим», „Вознесение Господа И. Христа», „Св. Пятидесятница», „Преображение Господа Иисуса Христа», „Успение Пресв. Богородицы», „Рождество Пресв Богородицы», „Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня», „Покров Пресв. Богородицы», „Великое чудо милости Божией 17 Октября», „Введение во храм Пресв. Богородицы», „Рождество Господа И. Христа», „Крещение Господа И. Христа», „Сретение Господа И. Христа», „Страстная седьмица», „Светлое Христово Воскресение» и „Непобедимая и непостижимая сила Креста Господня»; книжки, составленные Прот. Г. Краснянским „Св. великий пост, как проповедник покаяния», „Всероссийская церковь есть воистину православная церковь» и „О значении крестных ходов и освящения воды»; книжка, составленная свящ. А. Аристовым „О почитании святых мощей»; к) по училищеведению сочинение Кизельбаша „Гигиенические условия для постройки и содержания сельских школ».

12

См. речь Преосвященного (Риж. Еп. Вед. 1891 г. стр. 701).

13

См. Благожелания духовенству.... (Епарх. Вед. 1892 г № 92), стр. 33.


Источник: Двадцатипятилетие служения в священном сане преосвященного Арсения, епископа Рижского и Митавского. - Рига : тип. Л. Бланкенштейна, 1893. - 20 с.

Комментарии для сайта Cackle