Азбука веры Православная библиотека епископ Арсений (Иващенко) Архиепископы и патриархи сербские с начала XIII до второй половины XVIII столетия


епископ Арсений (Иващенко)

Архиепископы и патриархи сербские с начала XIII до второй половины XVIII столетия

Христианская вера проникла к сербам двумя путями – чрез латинское духовенство из далматского побережья и чрез духовенство греческое и болгарское; архиепископ болгарский простирал свою власть на большую часть сербских земель. Но до времени св. Саввы-Просветителя христианское просвещение в землях сербских было весьма слабо, сами сербы колебались между латинством и православием, а иные увлекались и ересью богомилов; от того сербский народ начинает помнить о своем христианстве и своих иерархах только с того архипастыря, который своими подвигами и трудами стяжал славу «первого роду сербского просветителя, крепкой стены церкви своего отечества, разбивающей волны язычества и все стрелы еретические притупляющей»1. Он был не только первым архиепископом в своем отечестве, но и просветителем его. С него и начинается ряд архипастырей сербских в таком порядке:

1) Св. Савва, сын великого жупана Стефана Немани. Неманя еще в l143 году перешел из католичества в православие и крестился от Леонтия, епископа расского, первого известного по имени православного архиерея сербского; отнявши у греческой империи много городов, чрез то самое еще усилил в своем царстве влияние греческой иерархии, потому что епископы-греки остались на своих местах и в зависимости от патриарха константинопольского. Ростислав, третий сын Немани, после двухлетнего управления страною Кудвергов (позднейшею Герцеговиною), на 17 году жизни удалился тайно от родителей своих на Афон и в русском монастыре принял пострижение с именем Саввы. Около 1199 года он вместе с отцом своим, теперь монахом Симеоном, возобновил на Афоне запустевший монастырь Хилендарский, написал для него «устав», – затем уединился в Карее и здесь описал житие отца своего, скончавшегося в 1200 году.

Между тем в Сербии возникли смуты. Там царствовал после Немани старший сын его, Стефан; но другой брат, Вулкан, при помощи венгров утвердился в Далмации и Диоклеи и принял титул короля, признав верховенство папы. Тогда св. Савва перенес мощи отца своего с Афона в сербскую Студеницкую2 обитель, примирил братьев и предпринял путешествие по всей стране, с целью проповедать Слово Божие и утвердить в народе православную веру (ок. 1204 г.). Чрез несколько времени он снова возвратился на Афон, но не переставал следить за делами отечественной страны. Там еще с 1204 года епископы начали встречать затруднения в сношениях с патриархами, которые стали жить в Никее после завоевания Константинополя крестоносцами; влияние папы начало быть заметным и сам великий жупан Стефан в 1220 году посылал епископа Мефодия в Рим «испрашивать благословения» у Гонория III. Опасаясь за будущность православной церкви в своем отечестве, св. Савва отправился в Никею и просил императора и патриарха поставить независимого (автокефального) архиепископа для Сербии. Император и патриарх склонили самого Савву принять это достоинство, и Герман посвятил его в Никее 1221 г. Особою грамотою дал он право архиепископам сербским ставиться собором своих епископов, не относясь к патриаршему престолу, а в рассуждении тогдашних смутных обстоятельств лично Савве поручил назирать и другие, кроме сербских, епархии, подведомые патриаршему престолу.

Первым делом попечительного архипастыря было утверждение православной веры и прекращение связей с Римом: для того он созвал всех жупанов сербских, в их присутствии венчал Стефана королевским венцом, взял со всех обещание держаться православия, всю сербскую страну разделил на двенадцать епархий, сам много странствовал, исправлял погрешности и наставлял в вере. Кафедра его была в Спасском монастыре, устроенном Неманею в урочище Жича, верстах в пяти от города Карановаца; а епархии были следующия: 1) Захлумская, в городе Стоне, епископ жил в монастыре Богородицы. 2) Диоклейская, (или Зетская) – при церкви св. арх. Михаила. 3) Дабрскоя – при церкви св. Николая. 4) Будимльская – при церкви св. Георгия. 5) Расская (нын. Ново-Базар) – при церкви св. ап. Петра и Павла. 6) Студеницкая – в монастыре Богоматери. 7) Призринская – в монастыре Богоматери. 8) Грачаницкая, на Коссовом поле, в монастыре Богоматери. 9) Топлицкая, при монастыре св. Николая. 10) Браничевская, при впадении Млавы в Дунай, при церкви св. Николая. 11) Белградская – при церкви Богоматери, и 12) Моравская, в селе Моравце, при церкви св. Ахиллия. Без сомнения, не все из этих епархий основаны Саввою; некоторые, напр. расская, браничевская и диоклейская существовали и прежде, – но и эти последние получили от него определеннейшее устройство.

В 1228 году, по смерти Стефана Первовенчанного, св. Савва венчал на царство старшего сына его Радослава и отправлялся для посещения св. мест Афона и Палестины; в обители св. Саввы Освященного получил он в дар жезл его, хранимый и доселе на Афоне, как завещано святителем. По возвращении, прошел еще раз всю сербскую землю, утверждая святую веру, и заводя в ней то, что хорошего видел в чужих странах. Когда же недовольные вельможи изгнали Радослава и предоставили престол брату его Владиславу, то святитель убедил изгнанника и убедил его постричься в Студеницкой обители, а Владислава венчал на царство (1230 года). Наконец и сам решился отказаться от управления, объявил волю свою епископам и королю, посвятил вместо себя екклисиарха Арсения (1285 г.) и предпринял вторичный путь для посещения св. мест. Был в Иерусалиме, Египте, провел на Синае весь великий пост и, возвратясь в Иерусалим, странствовал в Антиохию, в монастырь св. Симеона Дивногорца и в Армению; отсюда прибыл в Болгарию к родственнику своему, королю Асеню. Здесь заболел и, предвидя близкий конец, отправил собранные святыни в Сербию, скончался в 1237 году, 12 января, в болгарской столице Тернове и положен в храме сорока мучеников. Но чрез полгода Владислав перенес нетленные мощи его в Сербию, в монастырь Милешевский – в пяти верстах от ІІрилепа, в нын. Герцеговине. В 1595 г. великий визирь Синан-паша разграбил монастырь, а мощи приказал несть до Белграда и там сжечь, на страх сербам3.

2) Арсений 1-й, родом из сремской области, в юности принял монашество и св. Саввою определен екклисиархом к монастыре Жича; первосвятитель поручил ему избрать более удобное место для архиеп. кафедры и Арсений избрал Печь. Здесь еще при жизни Саввы и в сане игумена Жичинского монастыря, он занялся постройкою и устройством монастыря св. апостолов Петра и Павла, куда, уже по смерти Саввы, и перенес кафедру и положил там полученную из Тернова раку с главами св. мучеников Евстратия, Авксентия, Мардария, Евгения и Ореста. Последние три года жизни своей был сильно болен и провел их на покое, посвятив вместо себя (1263) Савву; скончался 28 окт. 1266 года в основанной им обители, где и мощи его. Церковь сербская чтит память св. Арсения 28 октября4.

3) Св. Савва 2-й, сын Стефана Первовенчанного и племянник первосвятителя сербского, в мире Предслав, еще в молодости принял монашество, странствовал в Иерусалим и подвизался на Афоне. В сане архиепископа не долго управлял церковью и скончался 12 февр. 1268. Память его чтится 30 августа; мощи в Печской обители5.

4) Даниил 1-й, «некоторые ради вины, приключшияся ему, изменен бысть престола святительска; прочее время поживе честно и преставися». Так замечено об нем в «Гласнике» на 1854 г.; управлял он весьма не долго, потому что в 1269 году уже архиепископствовал.

5) Иоанникий, бывший игумен студеницкий, ученик св. Саввы 2-го. Когда Стефан Урош был лишен престола (1270) недовольными вельможами, признавшими сына его Драгутина, и удалился в Захлумье на жительство, то и сей преосвященный, из любви к изгнаннику, оставил престол и пошел с ним вместе; скончался скоро после Уроша в стране Пилотской (1271).

6) Св. Евстафий, родом из будимльского округа, в юности пострижен зетским епископом Неофитом в монастыре св. Михаила архистратига, странствовал по св. местам, игуменствовал в Хилендаре и наконец был епискомом зетским; по смерти Иоанникия вызван на архиепископию. Проразумев час отшествия своего, он собрал окрестных епископов и клириков, приобщился св. Таин, отдал всем последнее целование и скончался со словами: «ведый коегождо кончину жития, Боже богов и Господи господей! в руце Твои предаю дѵх мой». ІІочил он 4 января 1279, и похоронен, согласно собственному желанию, в Жичипском монастыре.

7) Иаков, седьмой архиепископ, известен только по имени; скончался 3 Февраля в 1285 году.

8) Евстафий 2-й, тоже малоизвестный; скончался в 1304 г.

9) Савва 3-й, из постриженников хилендарских, был епископом в Призрене. Ко времени его архиепископства относится учреждение новых епархий в Хвостне, Кончуле и Баньске (последняя называлась после Вучитернскою), возобновление и создание множества монастырей и церквей с больницами королем Милютином6. Скончался 1316 года. Преемствовал ему –

10) Св. Никодим, из игуменов хилендарских. Архиеп. Даниил пишет: «по преставлении Саввы 3-го, соборно избраша Никодима, иже во святей горе. Пришел он, повинуяся кралю и собору, ктому же убежден и от чернец святогорских. И егда прииде время посвящения, посвятиша его в день Вознесения Господня7, и возведоша на престол св. Саввы с многих лет приветствием, глаголюще: преосвященному архиепископу Никодиму всея сербския и поморския земли многая лета». В январе 1321 года венчал на царство старшего сына Милютинова, Стефана, так-называемого Дечанского. Обративши внимание на разнообразие богослужебного чина, он послал в цареградский монастырь св. Предтечи за типиком иерусалимским и в 1319 году перевел8 его с греческого на сербский язык; по его же повелению списываемы были и распространяемы по церквам богослужебные книги, а еретиков-богомилов он преследовал обличениями и гражданскими взысканиями. Скончался в мае 1325 года. В большой печской церкви находится и теперь рака с мощами его, а в южном приделе хранится под стеклом богатая его митра9.

11) Даниил 2-й, архиепископ, в юности служил при дворе короля Милютина; тайно ушел в монастырь Кончул и постригся там; чрез несколько времени архиеп. Евстафий 2-й назначил его игуменом хилендарской обители на Афоне, откуда король Милютин вызвал его на епископию баньскую; в 1317 году перевел в Холм. Правление церковью в сане архиепископа ознаменовал созданием многих церквей, заведением школ, устройством монастырей, заведением садов и заселением пустынь, а особенно учительностию в Слове Божием. В 1334 году король Стефан уступил дубровницкой республике Стон и Редь, но с уговором, «чтоб оставались там священники сербские и совершали богослужение в церквах.» Даниил скончался 19 декабря 1338 г.; от него остались жизнеописания архиепископов сербских и королей: Уроша 1-го, Драгутина, Милютина и Стефана Дечанского. Последний сконч. в ноябре 1336 года и назван Дечанским по устроенной им обители в Дечанах, верстах в 15 от Печи.

12) Иоанникий 2-й, с 1339 года управлял, церковью в сане архиепископа, а с 1346 года именовался патриархом. В этом году собор всех епископов, находившихся в державе Стефана Душана10, по желанию этого короля провозгласил его патриархом, a вслед затем 14-го апреля Иоанникий венчал Душана царским венцом. В его время православные подданные дубровницкой республики были сильно теснимы католиками; в 1347 году сенат нашел возможным вытеснить из Стона православных монахов и принадлежавший им монастырь св. Николая отдать францисканам; с того времени католицизм утвердился во всех владениях дубровницких. В 1349 году Иоанникий участвовал в составлении «Законника» Душанова и утвердил его соборне 27 мая в том же году; сентября 3 скончался. Мощи его покоятся в печском храме.

13) Савва 4-й, избран собором своих епископов, сербских и греческих. Патриархи константинопольские были так недовольны патриаршим титулом святителей сербских, что Каллист (1350 – 1354 и вторично 1356 – 1362) в своем округе не позволял служить сербским священникам, рукоположенным в Сербии, a Филофей в апреле 1368 сделал распоряжение «никого из святогорских монахов, посвященных сербами, не принимать в церковное общение доколе наши послы11 не воротятся и не возвестят, что сербы желают общения и повинуются святейшей нашей великой церкви»12. Но сие примирение последовало только в 1374 году, когда князь Лазарь, по совету с патриархом, отправил в Константинополь старца Исаию просить у вселенского патриарха разрешения анафемы «как прежде усопшим, так и ныне живущим в народе сербском». Посольство увенчалось успехом и патриарх Филофей соборне признал новый титул первосвятителей сербской земли (1375 года).

14) Блаж. Ефрем, пустынный старец, избран 3 октября 1376 года, посвящен вслед затем и венчал князя Лазаря на царство. Распадение царства между вельможами, кои не хотели повиноваться Лазарю, отразилось и на церковных делах; власть патриарха над епископами поколебалась и, отягощенный нестроениями, Ефрем посвятил на свое место Спиридона, а сам уединился в дечанской обители св. архангела Михаила (1382 г.).

15) Блаж. Спиридон называется в церковных песнях «цевницею духовною»; отсюда заключают, что он писал священные песни для сербской церкви. По кончине Спиридона и царя Лазаря (1389 г.), упросили старца Ефрема вновь принять на себя управление делами церковными, доколе не был избран

16) Даниил 3-й; в 1395 году он подтвердил грамоту деспотицы Евгении и сыновей ее русскому афонскому монастырю. Когда он скончался, неизвестно; преемствовал ему

17) Савва 5-й, при котором скончался блаж. Ефрем, бывший патриарх, 88 лет13.

18) Кирилл, патриарх, в день Пятидесятницы 1408 года освящал храм в обители пресв. Троицы на реке Рессаве (в вост. части нын. княжества сербского), устроенной деспотом Стефаном Лазаревичем14.

19) Никон, патриарх, ъ 1427 году приходил из Печи в Белград на погребение деспота Стефана Лазаревича и поручил монаху Константину описать жизнь его15.

20) Никодим 2-й, патриарх, коего имя только известно по списку в Гласнике на 1854 год.

21) Феофан, патриарх, в 1446 году подписался под определениями сейма боснийского. К сожалению, грамота короля Стефана-Фомы вместе с определениями известна теперь только в латинском переводе Х V Ш века; говорится там, что определения сейма составлены и утверждены ргаеsentibus... Theophano, Diocleae seu Pechinae patriarcha hostri regni Rasciae graecanici ritus. Печь уже с конца Х І V ст. принадлежала королевству боснийскому16.

22) Арсений 2-й, при коем турки окончательно овладели (1459 года) Сербиею и наложили большую дань на патриарший престол. За ним до половины XV I столетия были, вероятно, более, чем два патриарха; но, следуя указанию синодика сопочанского монастыря17, мы можем указать только на двух: 23 ) Павла и 24 ) Феодосия.

25) Св. Макарий, становится известным с 1557 года; в этом году напечатана в Милешевском монастыре Следованная Псалтырь «при архиепископе вьсее сербскыя земле и поморскые кир Макарие»; в 1562 году «трудом и усердием» его построена огромная «припрата» или трапеза в печском монастыре. Одно обстоятельство давало ему возможность сделать многое для церкви: брат его был визирем при султане. Это Мехмед-паша, из боснийского города Сокола попавший ко двору в юности и женившийся на дочери султана Селима. При его-то помощи Макарий получил «гаттишериф» султана на возобновление монастырей и церквей и сделал, без сомнения, что мог 18. Мощи его почивают в печском монастыре.

26) Антоний, скончавшийся в 1574 году19. За ним в Гласнике следуют: 27) Герасим, 28) Савватий, 29) Никанор, 30) Иерофей (сконч. 17 февр. 1591 г. Гласн. 1868 г., VI, 247).

31) Иоанн патриарх. В 1594 году он уже занимал патриарший престол, как видно из современной записи монаха ораховицкого Николаевского монастыря в Славонии, Матвея: «монастырь построен в 7102 году от создания мира, при пожечском митрополите Василии и сербском патриархе в Печи Иоанне, недалеко от крепости Ораховица»20. В 1606 году посылал он Дамиана монаха к Фердинанду, владетелю Штирии, после бывшему императору, для переговоров об освобождении от ига турецкого21. Умер в Константинополе 14 октября 1614 года22.

32) Пaиcий 1-й, из митрополитов Новобрда, избранный в Грачанице собором «митрополитов, епископов, клириков, властелей и иных знатных лиц»23. В 1641 году, по ходатайству митрополита скопльского Симеона, царем Михаилом Феодоровичем выдана жалованная грамота на имя сербского архиепископа Паисия в его «Петцкой Вознесенский монастырь» на приезд в Москву за милостынею после семи или восьми лет; но уже в июне 1643 г. прибыл на русскую границу, в Путивль, печский архимандрит Кентирион за милостынею. Из грамоты, посланной архимандритом к царю с Путивля, видно, как иго турецкое отяготело на патриархии. «Наш архиепископ стар, имеет около ста лет, и мы оставили его в турской земле в неволе, сидит в железах, ради дани впал в великий долг; долгу девять тысяч ефимков, а земля пришла в убожество от агарянского насилия, что и у вас слышно»24. Скончался Паисий после 32-х летнего правления в 1646 году, 2-го ноября. От него остались потомству – житие» царя Уроша и служба ему, также «Повесть вкратце» о праведном Стефане Щиляновиче, деспоте сербском (+ 1515).

33) Св. Гавриил, из фамилии Раичей, грамотою 1651 года поручил епархию никшичскую черногорскому владыке Василию25. По крайним нуждам кафедры пошел за милостынею в Валахию и отсюда в Москву, где присутствовал на соборе 1655 года, определившем исправить славянские церковные книги по греческим и древним славянским книгам. Возвратившись в отечество, нашел, что кафедра уже занята другим; турецкое правительство заподозрило Гавриила в измене и сослало в Бруссу, где он был (в октябре 1659 г.) удавлен после тщетных попыток довести его до отступничества26.

34) Максим занял престол еще до возвращения из России своего предместника. Посетил св. места в Иерусалиме и на обратном пути, по убеждению драгомана Порты, Панагиота Никосия, задобренного австрийским правительством, в Адрианополе венчал деспотским венцом Георгия Бранковича, потомка царствовавшей в XV ст. фамилии Бранковичей. Это было в 1668 году. Скончался 30 окт. 1681 года.

35) Арсений 3-й Черновичь, по случаю войны турок с австрийцами, внял воззванию (от 6 апр. 1690 г.) императора Леопольда и вывел в запустелые австрийские земли 38.000 семей сербских, кои разселились в Среме, Бачке, близ Офена и в других местах. Сам он остался в Венгрии, а турецкое правительство приказало избрать ему преемника в Печи. Таковым был.

36) Каллиник 1-й, патриарх, в 1696 году пришел из Царьграда с двумя греческими архиереями, кои и поставили его патриархом сербским; умер 16 августа 1710 г. в Темешваре. (Гласн. 1868 г., VI, 251.) За ним следовали: 37) Афанасий 1-й, митрополит скопский – с 6 янв. 1711 г. и 38) Моисей Петрович – с 6 октября 1712 г., перешедший в 1718 г. в пределы Австрии, в Белград. На место его султан изволил избрать другого, и избран 18 Февр. 1725 г.

39) Арсений 4-й Иоанновичь. По случаю вступления на престол нового султана, Махмуда, он представил ему на подтверждение «берат» прежнего, Ахмеда. Любопытный фирман Махмуда поясняет и обширность патриаршего округа, и отношения епископов к патриарху, и количество дани и пр., а посему помещаем его здесь27:

«Воля сего моего высокого фирмана такова. Счастливо вступивши на высокий престол царства Османского, оно же и калифат, я разослал высокие фирманы о том, чтобы все поновили свои бераты. Получивши тот мой царский фирман, избранный народом Мессии Арсений, патриарх печский и окрестных мест, поднес свой берат и просил меня обновить его. По этому случаю просмотрены епископские списки и найдено, что печская патриархия с округом дана тому патриарху Арсению на условии платить ежегодно 70.000 пиастров и 100.000 при выдаче берата. И поелику тот патриарх надлежащую дань и 100.000 отдал в казну мою, то я 19 ребаулевела 1143 года этот фирман выдал и повелел, чтобы гяуры, попы, калугеры, владыки и митрополиты, обитающие в Печи и окрестностях, в Крушевце, Лесковце, Урчубе, Коссове, в пределах Вучитрнского санджака, в пределах и окрестностях Скендерского санджака, в Приштине, Новом Брде, Янове и окрестностях, Кюстендиле и около, Дупнице, Казанлуке, Ихтимане, Самокове и его пределах, в санджаке Герцеговинском и пределах его, в Уштубе, Враньи, Егридере-Паланки, Калканделене и округе его, в Нише и округе его, Радомире с его округом, Новом Пазаре, Новой Вароши, Трговиште, Протиче, Митровице с округом, Преполе, Таслидже с округом, Ужице, Ршаве с окрестными округами, нахиями и селами, а также и латинское28 священство в Боснии, по правилам и гнусным29 законам их веры, все наконец великие и малые, живущие в показанных выше местах, признавали его за своего патриарха и слушались его речей, относящихся к их вере, и обращались к нему во всяком деле, касающемся закона их. Далее:

Чтобы вышеупомянутые 70.000 годовой подати не переставал уплачивать в казну.

В патриархии той никто не смеет мешаться в распоряжения патриарха и касаться его личности.

Никто не смеет беспокоить оного патриарха или его уполномоченных (векилей), ни владык и митрополитов, которых он с моим бератом будет отряжать для собирания с народа, попов и калугеров, живущих в его патриархии, мирии 30, платы за визитации, милостыни, платы за первое и второе венчанье, взноса 12 пиастров от всякого дома и по одному цесарскому дукату со всякого попа для патриарха, и 12 пиастров с дома и по одному дукату с попа для митрополита.

Заимы и тимариоты, какие есть в патриаршей области, не смеют освобождать живущих на их землях от вышепомянутого взноса.

Патриарх имеет власть по доселешнему обычаю наследовать всякое имение после смерти попов, калугеров, калугериц, владык и митрополитов, и в это дело не смеют мешаться бейтулмалы, войводы, субаши, тимариоты, заимы и остальные гражданские власти.

Митрополии не могут даваться по рекомендации кадия, а только по назначению патриарха, и это назначение должно быть подтверждено патриаршею печатью.

Попы, калугеры, владыки и митрополиты могут при смерти завещать свое имение своим сиротам, церкви и патриарху, и в таком случае принимается судом засвидетельствование гяуров 31.

Если какая гяурка убежит от своего мужа, или какой муж захочет жениться на другой гяурке, а первую отпустить, то в расследование и суждениѳ тех дел никто да не мешается, кроме патриарха и владык, кои имеют мой берат.

Приходские попы не смеют никакого гяура венчать без одобрения патриарха.

Заимы, тимариоты, спахии, янычары и прочие владельцы не смеют понуждать патриарха и говорить ему что нибудь противное поганой вере, как например: смести того попа, а церковь его отдай такому-то; или: ту жещину обвенчай с таким-то гяуром.

Если бы митрополиты, владыки, попы и калугеры не захотели уплачивать патриарху потребную мирию и остальные взносы, то он может сместить их и на их места поставить других людей, явивши это дело мне и сделавши нужное представление, а я по тому дам новоизбранным подтверждение своим бератом, за который они уплатят.

Если бы патриарх какого-либо владыку, митрополита, калугера или попа, за какую нибудь неправду и преступление, лишил сана и обрил ему бороду, в то дело никто пусть не мешается.

Если бы какой митрополит, владыка, поп или калугер воспротивился и не хотелъ платить патриарху мирию и остальные взносы, то он может об этом заявить мне, а я выдам потребный фирман, по коему дастся ему власть истребовать мирию и прочее.

Патриарх или митрополиты, когда пойдут собирать от гяуров годичную мирию, могут, путешествуя опасными местами, ехать на коне и оружие носить, и тогда никто не смеет препятствовать им и отнимать что нибудь у них или у людей и слуг их.

Когда реченный патриарх или митрополиты, кои имеют мой берат, придут в селение для сбора мирии и прочих доходов, то гражданские власти – емины, кадии и наибы – не смеют говорить им: доколе не дашь мне столько то, не пущу в свое село сбирать мирию.

Если бы патриарх по своей поганой вере отлучил какого гяурина, то никто другой не может мешаться в то.

Именованный патриарх имеет власть венчать и развенчать по своему закону, мирить свенчанных, если они поссорятся, приводить к присяге, отлучать, и за то кадии и наибы не смеют требовать с него отчета.

Когда патриарх выдет для сбора мирии, тогда гражданские власти не могут говорить, с целью обобрать его: «твои люди нас бранили», или: «мы дали тебе денег в заем, теперь возврати, иначе силою отнимем».

Патриарх, сбирая мирию, может по доселешнему обычаю иметь и провожатых, и в том никто ему не может препятствовать и никто не смеетъ говорить ему: «хотим дать своих людей в провожатые, а если их не примешь, не пустим тебя в свои села и нахию сбирать мирию».

Патриарх может носить жезл (штаку) и другие своему чину пристойные принадлежности, и в том никто не должен ему препятствовать.

Монастырские и церковные старшины, сбирающие мирию, не смеют ее прожить или затратить.

Патриарх имеет власть всякого бродячего калугера взять под присмотр и возбранить ему бездельное шатание.

Арсений патриарх, доколе будет платить в царскую казну 70.000 пиастров на год, может, по примеру прежних патриархов, иметь и распоряжаться церковными имуществами – виноградниками, садами, хуторами, водяными мельницами, нивами, плодовыми и дикими деревьями, источниками, монастырями, домами, лавками, стадами и другим имуществом, и в том никто ему препятствовать не должен.

Патриаршие процессы, если будут, подлежат рассмотрению в Царьграде.

Мирмираны, муселимы, войводы, субаши, баждары, мартилозбаши, заимы, тимариоты и другие люди, стоящие на мостах и в таможнях, не смеют коней и мулов, взятых патриархом и его людьми, отнимать и запрещать брать их, словом сказать: никто не смеет отнимать мирию патриархову. Всякий пусть знает это и веритъ моей святой печати! Писано в Константинии».

В перечислении городов патриархата не видим Белграда, Паракина, Столаца и некоторых других сербских; это потому, что с 1717 года Белград и верхняя часть Сербии по реке Мораве отняты были у турок австрийцами и в церковном отношении зависели от митрополита православного, жившего в австрийских пределах. Такое соединение австрийских сербов с задунайскими возбудило в последних большие надежды и при разгаре борьбы с турками в 1737 году самому Арсению Иоанновичу казалось возможным совершенно освободить народ свой от ига турецкого, признавать покровительство императора и, как говорилось в «воззвании» последнего, иметь в своем округе, кроме духовной, и светскую власть с правом присутствия и голоса на германском сейме 32. И он поднялся с народом своим, но, вследствие неудач австрийского оружия, должен был с тысячами сербов укрыться в Белграде, а отсюда, пред сдачею его туркам в сент. 1739 г., удалиться за Дунай – в Карловец.

Турки произвели страшные жестокости между сербами, увеличили дань с патриаршего престола и не дозволили сербскому клиру выбрать патриарха из своей среды. Таковой был прислан из Царьграда; и это был

40) Иоаникий 3-й, грек, которого в 1760 году видим на патриаршем константинопольском престоле, но он еще раньше оставил Сербию, потому что в 1750 году уже патриаршествовал здесь

41) Афанасий сербин, из Скопля. В 1750 году посвящал он в Белграде епископа черногорского Василия, племянника тамошнего митрополита Саввы, и 15 марта того же года отправил его с поручением в Россию. В 21-й день августа 1751 года написал он письмо митрополиту боснийскому Гавриилу с поручением ему посвятить иеромонаха Симеона Концаревича во епископа Далмации 33, а в июле того же года в Сараеве посвятил иеромонаха Авксентия Паликучу в митрополита Герцеговины. На грамоте потитуловался так: «Афанасий милостию Божиею православный архиепископ пекский, всех сербов, болгаров, Помория, Далмации, Босны, Хрватской, объон пол Дуная и целого Иллирика патриарх» 34. Когда скончался, неизвестно; за ним слеѣдовали:

42) Гавриил 2-й, сербин; 43) Гавриил 3-й, грек; 44) Викентий, сербин из Срема; 45) Паисий 2-й, из митрополитов ужицких, сербин; 46) Кирилл, грек, присланный из Царьграда, и 47) Гавриил 4-й, грек; о последнем замечает Гласник: «потурчися 1762 года и наречен Мехмед-ефенди». Затем

48) Василий Берчичь, бывший некогда архидиаконом Арсения IV в Карловце. Управлял церковью недолго; осенью 1763 г. пришел в Белград для свидания с родственниками своими из Карловца, но по этому случаю заподозрен турками в измене, схвачен и заточен на одном из островов Средиземного моря, бежал оттуда и укрылся в Черногории, где жил еще в 1780 году35. Из того обстоятельства, что на печском престоле после 1737 года сидели то греки, то сербы, видно, что клиру сербскому удавалось по временам пользоваться своим прежним правом – самому свободными голосами избирать патриарха. Но после Василия Берчича опять был прислан из Царьграда грек, – именно

49) Каллиник 2-й. Это был последний патриарх в Сербии. В Гласнике говорится: «испразднися патриаршия сербская по причине такой, что греки, прогнавше Василия Берчича, хотели впредь в патриаршии сербской греком бывати, а народ сербский не хотел того допустити, претили камением убити грека патриарха. Того ради греки родом епископи по Сербии (многи бо суть), воставше, идоша к патриарху константинопольскому Самуилу Мекнеду и обьявиша, что сербина не хотят имети за патриарха; таже патриарх шед возвестил сие султану турскому, что он платити будет таксу (т.-е. установленную дань, τáεіѵ) за патриаршию сербскую, только, чтобы она совсем упразднилась, и ни грек ни сербин не были там впредь патриархами»36. Следует вспомнить, что тогда греки задались идеею панэллинизма, и патриарх константинопольский, поборник ее, хотел сначала в своих руках сосредоточить судьбы православного народонаселения турецкой империи, впутать его в борьбу за еллинскую независимость и проложить путь к восстановлению греческой империи. Независимый патриархат сербский мешал затеям: и вот представился случай к уничтожению его. Сам Каллиник, вероятно, не сочувствовал этому делу, потому что сочли нужным низложить его (11 сент. 1766 г.) и прислать в Печь иного митрополита, бывшего амасийского, Гавриила. В Гласнике выставлен 1765 год годом уничтожения патриархии, но, кроме других свидетельств 37, 1766 год представляется и на надписи Введеиского калиничского монастыря в нынешнем княжестве сербском, как время, в которое Каллиник еще занимал престол. Говорится там, что монастырь совершенно обновлен разными благотворителями «тогда святейший престол славено-сербский правящу и содержащу господину патриарху хаджи кир Калинину при господину митрополиту белградскому кир Еремии лета от Адама 7274, от рождества же по плоти Бога Слова 1766».

Мы привели выше титул патриарха сербского; на многолетии же возглашалось ему: «всесвятейшему и всеблаженнейшему отцу же и господину нашему, архиепископу пекскому первой Юстиниании, патриарху же всем сербам и болгарам, Поморию, Далматии, Травунии и Вретанинским островам, и северным странам и белого Подунавия, господам господину». Гласн. IX, 257.

Игум. Арсений

6-го июня 1868 года.

Воронеж

* * *

1

Акафист св. Савве – Сербски Летопис. 1864

2

Студен, обитель – в 50 верстах от города Карановаца, в нын. княжестве сербском

3

Жизнь св. Саввы во 2-й кн. «Твор. св. отцов» 1849, и у Филарета «Святые южн. славян» 12 января.

4

Об Арсении см. Филарета «Святые южн. славян», 28 окт., и «Энциклоп. Словарь (1862, Спб.) кн. 5.

5

О св. Савве – «Гласник» на 1854 год и Филарета «Святые» 30 авг.

6

О Милютине см. Филарета «Святые южн. славян», 29 октября

7

13 мая 1317 года

8

См. «Рукопись архиеп. Никодима» в Гласнике 1859 г., кн. XI

9

Гильфердинга Босния..., стр. 17

10

В том числе архиепископа Охриды, с 1340 г. принадлежавшей Сербии, и патриарха терновского, пот. что болгарское царство состояло в зависимости от Душана

11

Во главе их стоял патриарх, бывший, Каллист, во время переговоров умерший 1368 г. Афон. Патер. 1,403.

12

См. письмо к епископу иериссийскому, близ Афона, в 5-м томе Ζύνταγμα τῶν ἱερῶν κανόνων. Αθήν. 1854 r

13

О Спиридоне и Ефреме «святые юж. Славян» 30 авг.

14

Раича История разн. Славян. нар. 2, 113.

15

«Святые южн. славян» 19 июля, прим. 12.

16

Kerczelich Notitial de regnis Daim., Croatiae, Sclavoniae (ed. 1772), pag. 272.

17

Гильферд. Босния стр. 152.

18

См. Филар. «святые юж. Славян» 30 авг.

19

Майкова История сербского языка стр. 52.

20

Czaplowicz Slavonion. 2, 207

21

Гласник 1866 г., XIX. стр. 81.

22

Гласпик 1867 г., XXII. стр. 210.

23

Там же.

24

Сношения России с Востоком 2, 237

25

«Сербско Далмат. магазин 1863 г., стр. 164.

26

О св. Гаврииле см. «Мученики на востоке» и «Святые юж . славян».

27

Серб, перевод с подлинника – в Гласнике, 1859 г., XI.

28

С какого времени латин. духовенство в Боснии подчинено было надзору патриарха, неизвестно; в 1762 году оно освободилось от него. Geschichte Bosnien – in Aligem. Weltgeschichte von Gebhardi, 15-го тома 3-е отд. стр. 793.

29

Такая любезность не должна удивлять нас после слова «гяуры«, то есть «неверные», собаки.

30

Т-ѳ. платы за св. мѵро, получаемое от патриарха.

31

Известно, что в мусульманских странах христиане не могут быть свидетелями против мусульман; тут делается исключение.

32

Ранке История Сербии (перев. Бартенѳвым, Москва 1857 г.) стр. 29

33

«Сѳрбско-Далмат. Магазин« 1862 г., стр. 152.

34

Помещена грамота в сборнике Гильфердита: Босния, Герцеговина и Ст. Сербия (1859 г. Спб.), стр. 664.

35

Русский Вестник 1841 г., кн. 3: «Журнальная записка происшествиям на Черной Горе в бытность там князя Юрия Долгорукова».

36

Гласник 1854 г.

37

В статье «Архиепископия Охридская». Чт. Моск. Общ,. Ист. 1866 г., кн. 4. Надпись калиничского монастыря – в Гласнике 1867 г., ІV, 46.


Источник: Печатать позволяется. Москва, сентября дня 1868 года. Ценсор Доктор Богословия Протоиерей П. Терновский. Епископ Арсений (Иващенко). Архиепископы и патриархи сербские с начала XIII до второй половины XVIII столетия // Православное обозрение. Т. 26. С. 487–506.

Вам может быть интересно:

1. Состояние Церкви в Африке в эпоху владычества вандалов епископ Арсений (Иващенко)

2. Памяти высокопреосв. Сергия (Спасского), архиеп. Владимирского профессор Анатолий Алексеевич Спасский

3. Значение высшей русской иерархии и исторические условия ее служения церкви и государству до XVIII века профессор Иван Михайлович Покровский

4. Когда пророчествовал Авдий? профессор Иван Степанович Якимов

5. В Бозе почивший митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) и его славянофильские воззрения профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

6. Прощание высокопреосвященного Владимира, митрополита С.-Петербургского с Московскою церковью Иван Георгиевич Айвазов

7. Филарет [Дроздов], митрополит Московский, как служитель слова профессор Николай Александрович Заозерский

8. Поучения настоятеля Архангело-Михайловской г. Таганрога церкви священника Василия Бандакова протоиерей Василий Бандаков

9. Четырехсотлетие российского государственного герба Евстафий Николаевич Воронец

10. О современных задачах воспитанников духовных академий в области философии Алексей Иванович Введенский

Комментарии для сайта Cackle