На 5-ый псалом. Слово 1-ое
«Глаголы моя внуши Господи, разумей звание мое» и пр.
Ожидающие блаженной кончины и желающие соделаться наследниками Бога, приидите, исследуем сообща в настоящем псалме, как в завещании, права наследования. Ведь рассматриваемый нами псалом надписан: «в конец о наследствующей»1. Кто же она (эта наследствующая)? Церковь. Почему же не сказано: «о наследнице?» Потому, что она всегда наследствует. Как царица, она наследует многое: души верующих, патриархов, пророков, Христа, небо. А выражение «о ней» указывает или на покровителя, или на просящего. Ибо как в документах, в даровых грамотах и в завещаниях вверху отмечается все содержание, а в конце документа подписывается сам руководитель дела, и вся хартия и документ не имеет никакой силы, если в конце не подпишется руководитель дела, так и после того, как завет Христов был предначертан пророками, как бы нотариусами, (и сам свидетель говорит: «приими свиток велик», Ис.8:1), и Церкви, составленной из народов, Христос завещал, как наследнице, многие дарования, – в конце Он смертью скрепил завет. Так как он диктовал завещание, то и говорит: «Завещах завет избранным» моим» (Пс.88:4). А чрез Осию сказал ей: «и обручу тя себе во век» (Ос.2:19). Когда же? Когда Павел писал: «обручих бо вас единому мужу, деву чисту» (2Кор.9:2). Чрез Захарию говорит: «зело веселися дщи Сионя, зане се аз гряду и вселюся посреде тебя, глаголет Господь, и прибегнут язы́цы мнози ко Господу» (Зах.2:10–11). Когда? В конце. И чрез Исаию: «богатство народов моря» (Ис.60:5). Когда? В конце. А чрез Иезекииля: «вся избранная Ливана дано ей» (Ис.35:2). Когда? В конце. Все эти записанные обетования оставались недействительными до тех пор, пока сам Господь «в конце» не подписался и не скрепил обетование. Поэтому, пророки молились: «в конец о наследствующей», чтобы Христос пришел в мир и Сам в Своем Евангелии подтвердил и исполнил данные наследнице чрез пророков обетования. «Не приидох бо разорити закон или пророки, но исполнити». (Ср. Мф.5:17). Полнота закона – Христос в правде (оправдании). И многие вместо начала письма рассматривают в конце подпись. А подпись в конце о ком? О наследствующей. Отсюда, так как в конце нужно было подписать, когда Он намерен был пострадать, Он берет в правую руку трость, символ подписывания, и облекается в порфиру, чтобы показать наследнице, что подписывает царь, а не простой человек. Вместо хартии, надпись делается на кресте, и вместе с разбойником Он говорит подвергавшейся грабежу, как наследнице: Желаешь ли, Церковь, и я прочту тебе надписание? «Аминь глаголю тебе, днесь со мною будеши в раи» (Лк.23:43). Ибо ныне я умираю, а ты вступаешь в права наследства. Как крест, бывший позором, Он соделал славой, ибо «прииде час, да прославится сын человеческий» (Ин.12:23), так дальше тростью Он написал отпущение и прощение. «В конец о наследствующей, псалом Давиду». Пророчество о деле, совершенном смертью Христа, так как, умирая, Христос оставил нам оружие и венец – крест. Поэтому, сказал в конце псалма: «Господь, яко оружием благоволения венчал еси нас», даровав печать креста на челе. Ибо крест есть оружие и венец, – оружие для сражающихся, венец для побеждающих, оружие для совместно трудящихся, подобно воинам, венец для соцарствующих. Но так как прекрасно наследство, ибо это было царство небесное, то прекрасна и наследствующая, ибо церковь из язычников была. «Вся добра, ближняя моя, и порока несть в тебе» (Песн.4:7). Поэтому-то и говорит: «глаголы моя внуши, Господи».
Впрочем, псалом «о наследствующей» иудей относил только к себе, говоря: со мною Бог положил заветы. Но ведь завещающий не раб своего завещания? Если кто из его наследников оказывается неблагодарным, он изменяет свое завещание и упраздняет наследников. А что вследствие неблагодарности иудеев Он изменил первый завет и написал другой новый, об этом свидетельствует он чрез пророка Иеремию: «се завещаю дому Израилеву завет нов» (Иер.31:31), но, «не вси, иже от Израиля, сии суть Израиль»2 (Рим.9:6), «не по завету, егоже завещах отцем их, изшедшим из Египта», и прибавляет: «яко тии не пребыша в завете моем – и аз небрегох их, глаголет Господь» (Иер.31:31–32). Если тобою пренебрегли, ты уже не наследник. Итак, посмотрим, что говорит заведующий о наследнике. Желаю и предписываю, чтобы наследником моим был тот, кто благоугодил мне во всем, хотя бы он был и иноплеменник. Если же у него есть сыновья, огорчавшие его, то он письменно указывает их пороки и лишает их наследства. – Иудей, пусть будет принесено завещание. Ты ведь получил его не как свое завещание, но как залог, ибо наследник никогда не получает завещания при жизни завещающего. Если же он получает, то завещание становится подозрительным и оспаривается исключенными наследниками. Так как ты получил завещание, как хартофилакс, то принеси его, посмотрим, что говорит о вас завещатель при свидетелях: «слыши небо, и внуши, земле, яко Господь возглагола: сыны родих и возвысих, тии же отвергошася мене» (Ис.1:2).
И чтобы ты не подумал, что это говорится о ком-то другом, Он прибавляет: «позна вол стяжавшаго, и осел ясли господина своего: Израиль же мене не позна, и людие мои не разумеша» (Ис.1:3). Наследник ли ты? А о язычниках, какую им благодарность он описывает? «Язык, егоже не ведех, работаша ми, в слух уха послуша мя» (Пс.17:44–45). О вас говорит: «вас ради присно имя Мое хулится во языцех» (Ис.52:5), а о язычниках: «зане от восток солнца до запад имя Мое прославися во языцех» (Мал.1:11). О народе же и о синагоге говорит: «изжени рабу и сына ее, не имать бо наследовати сын рабынин с сыном свободныя» (Гал.4:30). «Оставих дом Мой, оставих достояние мое» (Иер.12:7). Почему же ты оставил наследие свое? Потому, что «бысть мне достояние мое, яко лев в дубраве» (Иер.12:8). Что же оно сделало? «Даде противу мене глас свой» (Иер.12:8). Что оно говорило? «Возьми, возьми, распни Его!» (Ин.19:15). А о язычниках: «дал еси достояние боящимся имене Твоего» (Пс.60:6). Поэтому, взяв книгу Исаии, Он (Христос) читал ее, как завещание. Ибо Сам Он взял книгу и, прочитав, подписал: «днесь сбыстся писание сие» (Лк.4:21). Скажи же, иудей, вместо «в начале о наследствущей» не нужно ли «в конце?» Посмотрим, унаследовал ли ты «в конце?» Не изгнан ли ты из города? не потерял ли ты храм? не рассеян ли ты повсюду? не порабощен ли ты римлянам? не тем ли, к наследству кого ты простер руку, лишен ты наследства? В начале ты получил в наследство чужбину: «поразившему цари велия, и давшему землю их достояние, достояние израилю рабу своему» (Пс.135:17, 21–22). Народы «в конце» наследовали царство небесное. «Приидите благословеннии Отца Moero, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира» (Мф.25:4). Ты дочь Вавилона услышала: «дщи Вавилоня окаянная» (Пс.138:8). А вместо тебя язычница сделалась дочерью Бога: «слыши, дщи, и виждь и приклони ухо твое» (Пс.44:11).
«Глаголы моя внуши, Господи», – «Глаголы моя» – чистые и нескверные, нелицемерные, истинные и святые, чуждые хулы и свободные от болтливости, достойные Твоего человеколюбия. Глаголы моя, превосходящие всякое человеческое разумение, которые выше всякого ангельского языка, сильнее всякого старшинства святых, ценнее всякого ходатайства праведных, яснее солнца, приятнее фимиама и слаще меда для верных. «Глаголы моя внуши, Господи». И почему не сказал «речь мою», но – «глаголы моя?» Потому, что речь включает в себя много слов («глаголов»), а слова – части речи, подобно членам тела; речь есть некое собрание и сочетание многих слов, а слова – капли и частицы речи. И как многие капли образуют дождь, и дождь все же не приравнивается капле, точно также и многие слова составляют речь, а речь разделяется на имена и слова, и именуются (раздельно) слова и речи, и никогда – слова речами. Поэтому, пророк, прося Бога согласиться на частичное испытание своих слов и точно рассмотреть всякое его выражение, чтобы сообразно с полученными сведениями давать требуемое, не говорит; «речь мою услышь», но – «глаголы моя внуши, Господи», т.е. каждое выражение моей молитвы взвешивай тщательно. Не обращай внимания только на хартию, ибо не одно только прошение содержит моя молитва. Так как каждое выражение содержит особую просьбу (ибо богат и всемогущ Тот, Которого я призываю), то «глаголы моя внуши, Господи».
Как мы, представляя судье прошение, просим его, если в хартии много глав: «прочитай, господин, всю хартию дословно, чтобы ты, хотя мы просим о многом, не подумал, что написанное составляет как бы одно повествование,» – так и пророк, призывая Бога согласиться на подробное испытание просимого им, говорит: «глаголы моя внуши, Господи, разумей звание мое». О человеколюбие Божие! «Разумей», т.е. обрати внимание: «разумейте же безумнии в народе и буии, некогда умудритеся» (Пс.93:8). И мы, объясняя мудрого мужа, не осмеливаемся говорить: «пойми, что я говорю, чтобы не показался он человеком назойливым и глупым». Богу, который и до этого знает желания, пророк говорит: «разумей», обрати внимание. Однако, как тогда, когда говорит «внуши», пророк, конечно, не думает, чтобы у Бога были чувственные уши, так и когда говорит Богу, «разумей», он не обращается к Нему, как к Такому, Который должен приобрести знания и не сведущ, но как к Такому, который без слов и быстрее мысли знает о просимом даже прежде, чем попросят. Но так как праведник мысленно говорил с Богом и для него усиленная молитва была воплем, то он и говорит без слов и восклицает без звука. Никто из людей не знает о неслышных воплях души, а только один Бог. Поэтому, Единому, только слышащему не говорящих, он сказал: «разумей звание мое». – «Ибо ты, – говорит, – Един веси сердца людей», как сказал Соломон (3Цар.8:39). «Разумей», т.е. пожелай знать мою просьбу.
К этому прибавляем еще выражение: «вонми гласу моления моего». И однако же, голоса не слышно. Но и звук, когда он не письменно представляется, нуждается в слухе; когда же звук записан на хартии и приносится к царю, то он, как бы говоря чрез буквы, нуждается в глазах. Ибо архонт часто читает не вслух и смотрит на хартию, как на мольбу, и на записанные звуки, как на жалобные взывания, и слова, которые нужно вводить к разуму чрез дверь слуха, он вводит их чрез глаза, как бы чрез более почетные двери. «Вонми гласу моления моего». Как Ты видишь, так и слышишь, а как слышишь, так и смотришь, ибо Божество не имеет органов, нераздельно и просто. И так как он упомянул о просьбе, а писанной просьбы не принимает никто из архонтов, но только царь, то поэтому он обозначает и достоинство того, кого просит «Царю мой». Ибо Ты царствуешь над просителем и просимым. Назвавши царем, чтобы не подумали, что он обращается за помощью к человеку, пророк исповедует и силу и власть царя. В исповедании истины он предваряет Фому. Ибо как тот сказал: «Господь мой и Бог мой» (Ин.20:28), а не удовлетворился только тем, что сказал «Господь мой», так как и человек признается достойным такого названия. Так ведь об Аврааме говорила Сарра: «господин же мой стар» (Быт.18:12), точно также и Иаков сказал неосвященному Исаву: «господин мой весть, яко дети мои юны» (Быт.33:13). Но никто из святых не говорил: «мой Бог небесный». Отсюда, так как выражение «господин мой» применяется и к людям и не только к святым, а даже и к нечистым, но никто на людей не слышал от кого-либо из святых – «бог», то Фома для того, чтобы показать, что он Христа возвеличивает, не как человека, но исповедует, как Бога, не сказал просто: «Господь мой», но – «Господь мой и Бог мой», как искупивший своею кровью меня, проданного греху. «Бог мой», как даровавший мне оставление грехов, ибо никто не может прощать грехов, кроме единого Бога. «Господь мой и Бог мой», т.е. повелитель и создатель мой, ибо господствовать свойственно многим, а создавать – только Богу.
Итак, все это прежде Фомы исповедал и пророк. Ибо назвавши царем Того, Кого призывает, чтобы не казалось, что он служит человеку, но чтобы верили, что он умоляет Бога, поэтому говорит: «Царь мой и Бог мой». Надо мной не царствует грех. «Царь мой!» Мой Бог – не чрево, а Твое Величие. «И Бог мой». Не теперь только, не на короткое время, и не только при нужде, но и всегда и не при нужде я буду взывать к Тебе. «Яко к Тебе помолюся, Господи». Не сказал: «пред лицом Твоим помолюсь», но – «к Тебе », чтобы показать близость к Богу.
«Заутра услыши глас мой». Что ты говоришь, пророк? Разве в полдень Он не слышит? И как же ты в другом месте говоришь: «вечер и заутра и полудне повем и возвещу, и услышит глас мой» (Пс.54:18). Нο когда, отвечает пророк, я приношу мольбы за себя и за товарищей, тогда я прошу Бога в каждый час. «Благословлю Господа на всякое время» (Пс.33:2). А так как теперь я молюсь о наследствующей Церкви из язычников, а она вводится в наследство тогда, когда наследник Отца воскреснет заутра, и объявит ее сонаследницею, то поэтому, прося для Церкви обетования в «заутра», я говорю: «заутра услыши глас мой». Так и Мария, прообраз церкви, рано утром отправившись ко гробу, как к брачному чертогу, ищет жениха. Выражение «заутра» нужно понимать и в смысле скорой и готовой помощи Божией. «Поженем, еже уведети Господа: яко утро готово обрящем Его, и приидет нам, яко дождь ранний и поздний земли» (Ос.6:3). Ему-то подобает слава и сила, ныне и присно и в бесконечные веки веков. Аминь.
* * *
Примечания
