Источник

Высокопреосвященный Иосиф, Митрополит Скоплянский

(К его кончине в Югославии).

Сербские эмигрантские газеты принесли нам известие о том, что в первых числах июля с. г. в Югославии скончался Высокопреосвященный Иосиф, Митрополит Скоплянский, находившийся в течение ряда лет, после второй мировой войны, вдали от официальной церковной жизни, в монастырском заточении.

Мы не можем обойти молчанием кончины столь близкого нам по духу иерарха-исповедника братской нам Сербской Православной Церкви, оказавшегося способным на редкий в наши дни подвиг – иерарха, решившегося предпочесть изгнанническую смерть в заточении славе и почестям высшего служения в церкви.

Родом Ужичанин (из Ужицы в Старой Сербии), Митрополит Иосиф (Цвиович), по окончании Богословии (так называются в Сербии Духовные Семинарии) св. Саввы стал приходским священником, и в качестве такового ярко проявил уже тогда основные качества своего характера – необыкновенную живость, бодрость духа, неутомимость, готовность к полному самоотвержению. Истинный сын своего народа он стал подлинно народным пастырем, глубоко чувствовавшим и переживавшим все нужды своей паствы. Овдовев, он поступил в Киевскую Духовную Академию и закончил ее с успехом, прекрасно усвоив русский язык, которым владел совершенно свободно. Приняв иноческий постриг, он продолжал свое служение на духовно-педагогическом поприще, в качестве профессора Богословии св. Саввы, воспитанником которой сам был. Пережив столь трагичные для сербского народа ужасы первой мировой войны, он в годы эмиграции руководил Богословией, открытой им в Англии, а затем, по окончании войны, возвратившись на родину, снова вернулся на прежнюю должность в Богословии св. Саввы. Здесь застало его избрание на кафедру Епископа Битольского в Южной Сербии (Македонии). Благодаря его стараниям, на большую духовную высоту было поднято воспитание и образование в Битольской Богословии, в которую им были привлечены и русские преподаватели и, среди них, иеромонах Иоанн (Максимович), впоследствии Епископ Шанхайский, а ныне Архиепископ Брюссельский и Западно-Европейский.

Боле 30-ти карпаторусских юношей получили законченное богословское образование в этой Богословии и, возвратившись на родину, приняли священство, пополнив собою ряды старого карпаторусского духовенства, не имевшего, по большей части, никакого образования, кроме начального. Духовным наставником и воспитателем этих юношей в Семинарии был как раз иеромонах Иоанн (Максимович), воспитывавший их в строго-православном и национальном русском духе, о котором они постоянно потом сохраняли благодарное воспоминание.

В сане Епископа Битольского Преосвященным Иосифом было совершено дело величайшей важности – благоустроение возстановленной Православной Епархии Мукачевско-Пряшевской на Карпатской Руси, куда он был временно отправлен Священным Синодом Сербской Православной Церкви в качеств администратора. Епархия эта возникла в результате стихийного движения в так называемой прежде «Угорской Руси», присоединенной после первой мировой войны, на правах самой широкой автономии, к Чехословацкой Республике с официальным названием «Подкарпатской Руси». Этим стихийным движением было полное высокого духовного порыва массовое возвращение насильственно обращенной в унию части русского народа, обитавшей на южных склонах Карпат, в свою прежнюю отеческую православную веру. Благодаря добрым дипломатическим отношениям между Югославией и Чехословакией, Синоду Сербской Православной Церкви удалось взять это движение под свое покровительство и образовать там целую епархию под своей юрисдикцией, каковая епархия получила наименование Мукачевско-Пряшевской. Отправленный Сербским Синодом в конце 1930 г. на Карпатскую Русь Епископ Иосиф, с необыкновенной энергией и большой пастырской мудростью, в течение лишь одного года, провел все многотрудное дело организации этой епархии, образовав в ней около 120 приходов, признанных, в качеств таковых, чехословацкими государственными властями, и учредив постоянно действовавшее Епархиальное Управление с необходимым штатом служащих, которое регулярно получало от чехословацкого правительства необходимые денежные, суммы («субвенции») на административные нужды и на постройку новых храмов.

Пробыв на Карпатской Руси всего лишь около года, епископ Иосиф успел посетить все эти 120 приходов и во всех совершить торжественные архиерейские Богослужения. Всюду его радостно встречал народ, выходя навстречу, нередко многотысячными крестными ходами. Часто бывало, что Вечерня служилась им в одном селе, утреня и литургия на другой день – уже в другом ближайшем сел, а затем снова вечерня – в третьем селе. Предприняты им были и замечательные поездки на так наз. «Верховину» – в села Тютковцы и Прислоп на самом «водоразделе», где проходила чехословацко-польская граница и где вершины Карпат отделяли Карпатскую Русь от Галиции. Туда невозможно было добраться не только на автомобиле, но и на крестьянской телеге. Привели коней, и Преосвященный Иосиф мужественно возсев на них, вместе со своими спутниками – архимандритом и иеродиаконом – проделал целых семь километров такой «верховой езды» по крутым и обрывистым горным тропинкам, чтобы доставить великую духовную радость верующим крестьянам, еще никогда не видавшим у себя Епископа. В обоих селах были заложены, а потом освящены скромные деревянные храмы.

Весьма строг и требователен, но и предельно справедлив, был Владыка Иосиф в отношении к священнослужителям, стоявшим во главе этого стихийного православного движения, поощряя одних и наказывая других, оказавшихся недостойными. Главной заботой его было – увенчать все эти свои многообразные труды поставлением достойнейшего архипастыря, который смог бы плодотворно продолжать начатое им дело. И выбор его остановился, действительно, на достойнейшем кандидате – Протосингеле (впоследствии Архимандрите) Иycтине (Поповиче), строгом ученом монахе подвижнической жизни, также прекрасно владевшем русским языком и большом руссофиле. К общей скорби верующих карпатороссов, о. Иустин, пробыв на Подкарпатской Руси некоторое время, отказался от епископства и возвратился в Югославию, где сталь профессором Богословского факультета.

После избрания Скоплянского Митрополита Варнавы (Росича) Патриархом Сербским, Преосвященный Иосиф удостаивается избрания Митрополитом Скоплянским и на этой важной исторической кафедре развивает столь же неутомимую архипастырскую церковно-просветительную деятельность.

Но подлинным исповедническим подвигом являются последние годы архипастырского служены Митрополита Иосифа. Изгнанный из Скопле, во время второй мировой войны, болгарами, занявшими этот город, он и по окончании ее не смог вернуться на свою кафедру и остался в Белграде, где на него, как на старейшего оставшегося в живых иерарха был возложен тяжкий крест возглавления Сербской Православной Церкви до возвращения на родину находившегося заграницей Патриарха Гавриила. Мужественно и неустрашимо держал себя в отношении новой коммунистической власти Иосифа Броза-Тито не шедший ни на какие компромиссы с богоборцами Митрополит Иосиф. Бежавшие из Югославии сербы передавали нам следующий факт из этого периода его деятельности, ярко обрисовывающий его с этой стороны. Шедшая однажды по улицам Белграда антирелигиозная манифестация направилась к зданию Патриархии, где жил Митрополит Иосиф, и остановившись перед окнами начала кричать: «Долой Иосифа! долой Иосифа!» Нисколько не потерявший присутствия духа Митрополит вышел на балкон и зычным своим голосом, каким он обычно проповедывал перед многотысячными толпами верующих, воскликнул, как бы недоумевая, о ком идет речь: «Долой Иосифа? – Какого Иосифа: Броза или Сталина?»

По возвращении Патриарха Гавриила, Митрополит Иосиф естественно стал его ближайшим сотрудником по управлению Сербской Православной Церковью. С необыкновенною твердостью и непоколебимостью и, вместе с тем, с большим искусством отстаивал он права и свободу Сербской Православной Церкви от порабощения ее богоборческой коммунистической властью. После смерти Патриарха Гавриила всем верным чадам Церкви было ясно, что естественным и действительно достойнейшим преемником его должен стать Митрополит Иосиф. Но, конечно, боровшаяся с Церковью безбожная власть не могла допустить избрания Митрополита Иосифа в Сербские Патриархи. И вот перед самыми выборами он подвергается аресту и высылается из Белграда.

Очень мало что известно нам о дальнейших, последних годах жизни этого мужественного сербского иерарха. Известно только, что он тяжко болел, не имея возможности лечиться, и постепенно угас в своем изгнанническом заточении.

Покойный иерарх – высокий пример для всех современных иерархов Православной Церкви, пример непоколебимого стояния за истину, что и является самым главным для служителя Церкви, которая есть столп и утверждение истины  (1Тим. 3, 15). Он образец той твердости духа, которой – увы! – так многим не достает в наше лукавое время всяческих компромиссов и соглашательств с диавольской ложью. По образному выражению эмигрантской сербской газеты «Искра», поместившей прочувствованный некролог о нем, Митрополит, Иосиф «не был тестом, которое дает себя месить по воле других», а «еще менее он был человеком, который дает себя соблазнить почестями и притворно-ласковым отношением со стороны власти, ставящей себе целью уничтожить Церковь». Сану Патриарха, угодливо служащего безбожникам и богоборцам, он предпочел смерть в изгнании, лишь бы сохранить чистой свою совесть. Да будет вечная память об этом великом и мужественном исповеднике веры не только в родном ему сербском народ, но и среди всех верных чад Православной Церкви, ненавидящих всякую ложь и богопротивное лукавство, столь ныне многими похваляемое, и стремящихся остаться верными Христовой Истине до смерти!


Источник: Современность в свете Слова Божия / Архиеп. Аверкий (Таушев) ; [Сост., предисл. А.Д. Каплина]. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. - 713 с. (Русская цивилизация).

Комментарии для сайта Cackle