Источник

ТОЛЬКО БОГ – ИСТОЧНИК ПОДЛИННОГО НАСЫЩЕНИЯ!

Мысли на неделю 8-ую по Пятидесятнице!

«И ядоша вси и насытишася».  (Матф. 14, 20).

Так до умилительности просто повествует нам сегодняшнее евангельское чтение о великом чуде, которое совершил Господь наш Иисус Христос, напитав более пяти тысяч народа пятью хлебами и двумя рыбами: «И ели все и насытились!»

Сколько поразительной глубины назидания для нас заключается в этом безхитростном евангельском повествовании!

О чем только не говорит оно нам?

Оно говорит о необычайном милосердии и благости Творца всяческих, так трогательно снисходящего к нашим нуждам и немощам телесным, говорит оно и о Его царственном всемогуществе, для которого нет никаких преград и ограничений земных, красноречиво и убедительно говорит оно и о том, что Господь никогда не оставит Своею милостью и щедротами человека, всей душой к Нему стремящегося, и более, чем о хлебе земном, помышляющего о насыщении себя пищей духовной.

Описанный в этом Евангелии случай является ярким подтверждением трогательного учения Спасителя о Промысле Божием. Помните, братие, как говорил Он тогда в Своей Нагорной проповеди: «Что вы заботитесь о пище или об одежде? Не мучьте себя этой заботой. Не душа ли больше есть пищи и тело одежды? Воззрите па птицы небесныя, яко не сеют, ни жнут, ни собирают в житницы, и Отец ваш Небесный питает их – не вы ли паче лучше их есте?» Итак, говорю вам: не заботьтесь о том, что вам есть, или что вам пить или во что одеться, ибо всего этого ищут язычники. Знает Отец ваш Небесный, что вы имеете нужду во всем этом. Не томите же себя чрезмерно этой заботой! «Ищите же прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам»  (Матф. 6, 25–33).

В описанном сегодня случае это исполнилось буквально и так ярко и наглядно. Люди, охваченные духовным гладом, жаждущие слышать Божественные слова Христовы о Царствии Божием и правде Его, совсем как бы забыли о земной пище и в своем святом влечении устремились за Господом в отдаленные и пустынные места, где невозможно было найти хлеба.

И что же? Оставил их Господь голодать?

Нет! Их ревность к слышанию словес Божественных была немедленно вознаграждена. Когда ученики обратились к Господу с предложением отпустить голодных людей, дабы они могли пойти в села и купить себе пищи, Господь сказал им: «не требуют отъити; дадите им вы ясти!»  (Матф. 14, 16). «Но чем же накормим их», недоумевали Апостолы: «ведь у нас есть здесь всего только 5 хлебцев и 2 рыбки?»

Это возражение, однако, не могло быть препятствием к проявлению силы Божественного всемогущества. Христос, как сказано в Евангелии, «повелел народам возлещи на траве», и «прием пять хлеб и две рыбы, воззрев на небо, благослови и преломив даде учеником хлебы, ученицы же народом.

И ядошa вси и насытишася, и взяша избытки укрух, дванадесят кошя исполнь: ядущих же бе мужей, яко пять тысящ, разве жен и детей»  (Матф. 14, 15–21).

Вот где осуществилось в полной мере проречение пророческое: «Не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих»  (Второзак. 8, 3)!

Глагол Божий, исходивший из уст Иисусовых, напитав человека духовно, утолил и его телесный голод, напитав его и телесно.

Итак, братие, каких доказательств нам еще нужно?

Не убеждает ли нас сегодняшнее евангельское чтение и притом так образно и наглядно в том, что Господь никогда не оставит своего верного слугу и последователя, никогда не допустит его до крайности материальных лишений, не потерпит, чтобы верный слуга Его мог умереть с голоду.

«Я молод был и состарился», говорит Псалмопевец, «и не видал праведника оставленным, и потомков его просящих хлеба»  (Пс. 36, 25).

Тем более, братие, не оставляет Господь без утоления глада духовного. Наверное, каждому из нас ведомо это тягостное ощущение духовного глада. Является оно в виде гнетущего чувства какой-то внутренней пустоты духовной, даже при полном материальном довольстве и благосостоянии и изобилии всех благ земных. Душа словно куда-то рвется, о чем-то тоскует, чего-то ей недостает, и ни в чем земном не находит она себе покоя и удовлетворения. Это и есть «духовный глад» – стремление к насыщению себя пищей небесной.

Какая же это «пища небесная»?

Это – «Хлеб, сшедший с небесе, и даяй живот миру»  (Ин. 6, 31–33).

Это – Сам наш возлюбленный Спаситель.

Это к Нему сознательно, а то и безсознательно, не давая себе в этом отчета, стремится душа каждого из нас, по Нем тоскует, и без общения с Ним не находит себе ни в чем полного удовлетворения. Не напрасно выразился однажды один из великих апологетов христианской древности (Тертуллиан), что«душа человека – по природе христианка».

И сегодняшнее евангельское повествование, помимо изображения действительного события, есть также символический образ – прообраз духовного насыщения всего мира, погибающего от глада духовного, Господом-Спасителем чрез посредство Его 12-ти учеников и Апостолов. Люди того времени погибали от глада духовного, все человечество томилось смертельной мукой, лишенное общения с Богом. И вот Господь-Спаситель сказал Своим Апостолам: «дадите им вы ясти!» И эти бедные скромные рыбари, простые и необразованные, у которых в духовном смысле ничего не было, кроме «пяти хлебцев и двух рыбок», исполняя повеление Господне и просвещенные благодатью Святаго Духа, пошли «в мир весь проповедати Евангелие всей твари», и, силою почивавшей на них благодати Божией, духовно напитали весь мир, спасши его от окончательной гибели – смерти духовной.

«И ядоша вси от Божественных словес Христовых и чудотворных благодатных Таинств Его, и насытишася!»

Не есть ли это таинственное соединение всего мира со Христом через насыщение его «хлебом небесным» – Телом и Кровию Его, еще более удивительное и великое чудо, нежели насыщение пяти тысяч народа пятью хлебами?

Только в Боге – верный источник всяческого насыщения для человека и духовного и телесного.

Сколько для подтверждения этого назидательных примеров в жизни и во всей истории человечества! А для нас, православных русских людей, особенно. Когда русский человек более всего думал об утолении своего духовного голода, искал Царствия Божия и правды Его, каким и духовным и материальным изобилием всех благ небесных и земных отличалась русская земля, бывшая когда-то «житницей Европы». Но вот поддались русские люди обольщению диавольскому, отвернулись от своего Господа и Спасителя, погнались за материальным благополучием и земным «прогрессом», и что получилось? Не только общий для всех духовный голод и отчаяние, но и голод и всевозможные лишения телесные – даже хлеба своего нет, и приходится покупать его заграницей!..

Братие-христиане! Перед нами здесь в храме за каждым Богослужением – вся полнота Божественной благости, здесь Тело и Кровь Христовы, здесь таинственное веяние благодати Святаго Духа. Приходи всяк и насыщайся, утоляй свой духовный голод, чтобы не умереть тебе вечной смертью. И верь, что если будешь так делать, то что бы ни случилось с тобой в жизни, какие бы превратности судьбы тебя ни постигали, Господь никогда не попустит, чтобы ты умер от глада телесного. Все земное, в меру необходимости, всегда будет предоставлено тебе щедродательным Господом. И нельзя иначе назвать, как жалким безумцем, несчастным самоубийцей того человека, который бежит от Господа Своего, бежит от Матери своей Церкви, и в чем-то другом ищет себе сомнительного удовлетворения. Он его никогда не найдет и только, запутавшись, как серна в тенетах, обречет себя на вечную погибель.

Будем же, братие, во всю жизнь свою уподобляться этим благочестивым галилеянам, которые, все забыв, все оставив, вместе с женами и детьми, неотступно следовали за Господом, и тогда Господь возвеселит нас вкушением неизреченной таинственно-благодатной пищи, хлеба ангельского, вкушая который мы навсегда забудем о всех скорбях и лишениях земной жизни – сей печальной юдоли бытия земного, – ибо ни в чем истинно-ценном, истинно-добром и прекрасном никогда не будет у нас недостатка. Полнота подлинного счастия, полнота мира и радости – все, о чем только мы можем мечтать в лучшие мгновения своей жизни, – всем этим, по милости Божией, мы будем обладать в изобилии. Аминь.


Источник: Современность в свете Слова Божия / Архиеп. Аверкий (Таушев) ; [Сост., предисл. А.Д. Каплина]. - Москва : Ин-т русской цивилизации, 2012. - 713 с. (Русская цивилизация).

Комментарии для сайта Cackle