250 лет со дня рождения архиепископа Августина (Виноградского)
1766–1819
В этом году исполняется 250 лет со дня рождения архиепископа Московского Августина (Виноградского). Как по отцовской, так и по материнской линии будущий архипастырь принадлежал к духовному сословию. Один его прадед был священником в храме Рождества Христова на Петровке, другой – в храме Михаила Архангела в селе Архангельском, дед по матери служил викарным священником у Николы в Хамовниках, а дед по отцу – в Покровском храме на Лыщиковой горе. Мать владыки Августина звали Пелагеей Антиповой, а отца – Василием Михайловым.
Будущий архиерей родился 6 марта 1766 года, когда его отец служил дьяконом в Александро-Невском соборе Кремля, что на Тайницких воротах. Младенец был наречен Алексием, и примерно через 2 года у него появился брат, названный Александром. В 1771 г. Александро-Невский собор был упразднен, а дьякон Василий Михайлов рукоположен в священника в храму Димитрия Солунского на Ильинке. В том же году дети лишились матери, а спустя еще 4 года, остались круглыми сиротами и были определены родственниками в Перервинскую семинарию. Здесь они получили фамилию Виноградских.
Вскоре Алексей успехами в учебе обратил на себя внимание учителей и часто посещавшего семинарию митрополита Платона (Левшина). Особо он преуспел в латинском языке. Для дальнейшего обучения Алексей Виноградский был переведен в Славяно-греко-латинскую академию, которую закончил в числе лучших учеников в 1787 г. и был направлен учителем латинской грамматики на Перерву, а через год переведен учителем риторики в Троицкую семинарию. С этого времени его жизнь в течение 13 лет была связана с Лаврой Преподобного Сергия . В 1789 г. молодой учитель преподнес митрополиту Платону приветственное стихотворение на латинском языке, в котором описывал свою сиротскую жизнь. Архипастырю так понравились стихи, что он назвал их «золотыми» и дал указание напечатать и разослать их во все духовные учебные заведения. С этого времени Алексей Виноградский находился под непосредственным руководством митрополита Платона.
Его брат Александр по окончании курса наук на Перерве продолжил свое обучение в Троицкой семинарии и также провел в Лавре без малого 10 лет, будучи, как и Алексей, по окончании обучения, определенным в учителя.
Оба брата стали постриженниками Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и начинали в ней свой монашеский путь.
Алексей Виноградский в 1789 г. за особую любовь к книгам был назначен библиотекарем Троицкой семинарии, и оставался на этой должности все время своего пребывания в Лавре до 1802 г., даже когда стал префектом, а затем ректором семинарии. В это время в семинарской и лаврской библиотеках по повелению Екатерины II начали делать списки с древних рукописей по истории России. Перепиской занимались семинаристы, а в обязанности библиотекаря, ректора семинарии и наместника Лавры входила сверка списков с оригиналом и исправление ошибок. За этой работой Алексей перечитал все русские летописи и исторические сочинения того времени, что в дальнейшем оказало заметное влияние на содержание его проповедей.
Занятия в библиотеке также способствовали научной работе, к которой начал привлекать его Высокопреосвященный Платон, поручая делать выписки и высказывать свое мнение о различных богословских предметах.
В 1792 г., в возрасте 26 лет Алексей Виноградский был назначен в префекты семинарии, и, в соответствии с должностью, стал преподавать философию. Все свободное время он отдавал выполнению различных поручений архипастыря, жившего в это время по большей части в Лавре и, кроме административных епархиальных дел, занимавшегося богословскими трудами. В это время митрополит Платон всячески развивал у молодого учителя и талант проповедника.
Через два года 17 июня 1794 г.1 Алексей на 28 году от рождения был пострижен в монашество правящим должность наместника Лавры ректором семинарии иеромонахом Евлампием в Трапезном храме прп. Сергия Лавры; и наречен Августином, в честь блаженного Августина Аврелия, епископа Иппонийского, память, которого праздновалась накануне его пострига – 15 июня. В течение следующего года он был посвящен в иеродиакона и иеромонаха2, а затем в августе 1795 г. стал соборным иеромонахом Лавры и ректором семинарии. В 1797 г. иеромонах Августин, как ректор семинарии принимал в Лавре императора Павла. Он приветствовал Государя речью, и «в присутствии его и всей Царской Фамилии производил Богословские акты, удостоенные внимания Монарха, который любил рассуждать и даже писал о Богословских предметах». Митрополит Платон с похвалою представил Августина императору, который «изъявил ректору Высочайшее благоволение за порядок и успехи в учении», и позднее из Москвы прислал ему в награду золотые часы с бриллиантами, а на Семинарию – 2100 рублей. Вскоре для иеромонаха Августина последовало повышение: 21 ноября 1798 г., он был посвящен в сан архимандрита и получил в управление второклассный Можайский Лужецкий монастырь «с удержанием должности Ректора».
Все это происходило на глазах его младшего брата Александра, который двигался по служебной лестнице медленнее по причине слабого здоровья.
В феврале 1795 г. Александр стал учителем поэзии и риторики Троицкой семинарии, а в 1797 г. также решился на принятие монашества. В день празднования Тихвинской иконе Божией Матери 26 июня 1797 г. наместником Троицкой Лавры иеромонахом Назарием он был пострижен с именем Амвросия в честь Медиоланского святителя, и вероятно, в память о своем восприемнике при крещении – архиепископе Амвросии Зертис-Каменском. 5 июля того же года, в день одного из главных праздников Лавры – Обретения мощей прп. Сергия, он был рукоположен в иеродиакона, а через полтора года, в день Рождества Христова – 25 декабря 1798 г. посвящен в иеромонаха.
В декабре 1798 г. по указу Синода иеродиакон Амвросий был назначен в Славяно-греко-латинскую академию проповедником, и определен соборным иеромонахом Донского монастыря. В конце 1802 г. о. Амвросий был направлен во вновь созданную Саратовско-Пензенскую епархию ректором Пензенской семинарии и архимандритом Пензенского Спасо-Преображенского монастыря с обязанностью присутствовать в местной духовной консистории. В 1806 г. он был переведен в Можайский Лужецкий монастырь с присутствием в Московской консистории, а через год стал архимандритом Московского Данилова монастыря. Архимандрит Амвросий зарекомендовал себя талантливым проповедником и ревностным администратором, около года проходил послушание цензора, но в ноябре 1810 г. он скончался после тяжелой болезни.
Архимандрит Августин, после перевода его младшего брата в Славяно-греко-латинскую академию, оставался ректором Троицкой семинарии, и среди других послушаний, возложенных на него митрополитом Платоном, в 1800 г. почти год исправлял хлопотную должность наместника Лавры.
С наступлением царствования Александра I архимандрит Августин по назначению митрополита Платона участвовал в богослужении и торжествах при короновании монарха в Успенском соборе, а затем встречал Помазанника, как ректор в стенах Троицкой семинарии и приветствовал его благодарственной речью. Император выразил ему «благоволение за усердие и труды в образовании и воспитании юношества на службу Церкви и Отечества» и пожаловал орден Святой Анны 2-й степени, который в то время имели немногие из архимандритов.
В 1801 г. архимандрит Августин из второклассного и отдаленного Лужецкого монастыря был назначен настоятелем в первоклассный Московский Богоявленский. Но пребывание он по-прежнему имел в Лавре при митрополите Платоне. «Ты видишь, – говорил ему архипастырь, – я состарился: потерпи, и Бог не забудет твоей ко мне любви».
В конце того же года архипастырь все же вынужден был расстаться со своим помощником, переместив его «для пользы дела» в Москву на должность ректора Славяно-греко-латинской академии и архимандрита Заиконоспасского монастыря.
7 февраля 1804 г. в Благовещенской церкви Александро-Невской Лавры Санкт-Петербурга архимандрит Августин был рукоположен во епископа Дмитровского, викария Московской епархии. По своей должности он стал Присутствующим в Московской конторе Синода и вновь сделался главным помощником Высокопреосвященного Платона.
Епископ Августин с сыновней почтительностью обращался к старцу за решением в сложных делах, за советом и благословением, принимая его назидания с покорностью и благоговением. Впоследствии, он не раз говорил своим подчиненным: «При Платоне я ничего сам собою не смел сделать, хотя бы и мог: за мое послушание и терпение Бог меня и наградил».
Спустя два года по представлению митрополита Платона труды его 40-летнего викария были отмечены награждением орденом Святой Анны первой степени, и до Москвы стали доходить слухи, что епископ Августин будет вскоре переведен на самостоятельную кафедру в Воронеж или Нижний Новгород.
В декабре 1809 г. Москву посетил император, и митрополит Платон, будучи тяжело болен, поручил встречу монарха епископу Августину3, но затем, прибыв в Москву для последнего свидания с императором, старец-митрополит просил оставить Августина в Москве, чтобы тот, управляя при нем всей епархией, покоил его старость и мог «похоронить его кости». Александр удовлетворил его просьбу, а в июне 1811 г. по указу Синода старец-митрополит был освобожден от дел до выздоровления.
Епископ Августин показал себя ревностным и строгим блюстителем церковного благочиния. Пастве скоро полюбилось его величественное и благоговейное служение, которое «в возношении и движении возвышало дух предстоявших, внушая им веру в действительность невидимой силы». Ученик митрополита Платона унаследовал от него не только дар проповедника, но и торжественную размеренность в совершении Литургии. Он умел собственным примером молитвы увлечь и настроить сослужащих на чинное и благолепное совершение таинства. «Это второй Платон», – говорили в народе. Владыка Августин «имел стан ровный, осанку величавую, поступь смелую, звучный и гибкий голос». В юности худощавый, возмужав, он сделался дородным. «Круглое, полное и белое лицо его осенялось густыми темнорусыми волосами и небольшою бородою, – описывал Преосвященного Августина современник, – черты его были замечательны выражением ума и важностию характера, которая растворялась иногда улыбкою; небольшие с поволокой глаза его отличались проницательностью».
В период войны 1812 года преосвященный Августин управлял Московской епархией. Его проповеднический талант сыграл в это тревожное для России время важную роль. Своими патриотическими речами он воодушевлял москвичей на борьбу с неприятелем, чем снискал в народе имя «Златоуста 1812 года», по повелению монарха он написал «молитву об изгнании врагов из Отечества». Текст молитвы был напечатан и разослан по монастырям и церквям Московской епархии и читался ежедневно с коленопреклонением.
26 августа, в день Бородинской битвы, владыка Августин по примеру древних святителей с Крестным ходом обнес Владимирскую, Смоленскую, Иверскую иконы Богоматери вокруг Кремля. Перед приходом в Москву войск Наполеона Владыка делал распоряжения по сохранению московских святынь. Патриаршую ризницу и синодальную библиотеку отправил в Вологду. Чудотворные Иверскую и Владимирскую иконы Божией Матери вывез во Владимир, а затем в Муром. После освобождения столицы от неприятеля преосвященному Августину было поручено восстановить поруганную врагом святыню, что потребовало большого напряжения всех его сил, и было, в основном, выполнено за 2 года. При восстановлении Успенского собора Кремля владыка Августин испросил разрешение Св. Синода оставить вскрытые неприятелем мощи святителя Петра открытыми навсегда.
После кончины митрополита Платона, с 28 декабря 1812 года ему было вверено управление Московской митрополией, а 30 августа 1814 года он возведен в сан архиепископа Дмитровского и Управляющего Московской Митрополией, и сделан настоятелем Свято-Троицкой Лавры, а также назначен членом Св. Синода. В 1818 году стал архиепископом Московским и Коломенским.
В 1814 году Владыка Августин переведел Духовную академию из Заиконоспасского монастыря в Троице-Сериеву Лавру, и по его предложению она была помещена в Царских чертогах. По своему сану он был избран «Почетным членом академической конференции» и не раз участвовал в торжествах академии и посещении ее августейшими особами.
Из личных качеств преосвященного Августина можно отметить его хозяйственную распорядительность, благотворительность, инициативность и энергичность, прямодушие в словах, чем он наживал себе немало врагов. При этом он обладал излишней вспыльчивостью, мог наговорить опрометчиво много оскорбительных слов, но, быстро стихал и оказывал снисхождение даже виновным. Жизнь он вел очень простую. Кончина преосвященного Августина последовала в 3 ноября 1819 г. от туберкулеза. Перед смертью он исповедывался, причастился, соборовался, и сам начал читать отходную, но ослабев, сказал: «Продолжайте, силы оставляют меня, а я сию временную жизнь...» и скончался. Похороны его происходили при огромном стечении москвичей.
По его завещанию похоронен в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры справа от западных дверей.
«По духу, характеру и приемам прямо русский, природный москвич, Августин искренно любил свое отечество, знал его нравы и обычаи и, по сочувствию к нему народа, был им любим, как утешитель в его бедствиях, как восстановитель Московской святыни и проповедник торжества веры над нечестием, правды над неправдою», – писал о Преосвященном Августине профессор Московского университета историк И. М. Снегирев.
* * *
В этот день – 17 июня празднуется память мучеников Мануила, Савела и Исмаила. Эта дата пострига указана во всех сохранившихся документах (РГАДА ф. 1204. оп. 1. д. 1949. л. 1–7, д. 1974. л.21 об.). В жизнеописании преосвященного Августина И.М. Снегирева – 17 января.
Даты рукоположения не найдены. Из дел Ф. 1204 видно, что в октябре 1794 г. – марте 1795 г. он был иеродиаконом (РГАДА ф. 1204. оп. 1. д. 1979; д. 1983). В апреле и мае он подписывается «иер. Августин». (Там же Д.2000.) Указ о назначении его ректором семинарии подписан митрополитом Платоном 15 августа 1795 г., а 17 августа ректор иеромонах Августин принял присягу в Лаврской Троицкой церкви.
Слово на день коронации 15 сент 1809г: «нужны законы не на скрижалях каменных начертанные, но на скрижалях сердца…,законы, которые бы, истребляя в нас порочные склонности,силой скоей к единому добру побуждали и влекли душу нашу» «Надеяться на одну политику, основывать благоденствие общества на развалинах веры и благочестия, значит, презирать и оскорблять Провидение, значит вооружать против себя ту Десницу, Которая рано или поздно истребляет обитателей Содома и Гомморы».