Array ( )

схиархимандрит Авраам (Рейдман)
Теологические сонеты

(5 голосов5.0 из 5)

Стихотворения разных лет
1980-е – 2005 годы

* * *
Я избираю простоту
И знанье, чуждое дробленья,
Евангельское изумленье
И внутреннюю красоту.
В небесной высшей простоте
Ума с Творцом соединенье.
Но прежде самоотреченье
На аскетическом кресте.

* * *
Слова, слова летят сквозь времена,
Извивы букв, как перья дивной птицы,
В людских умах желают письмена
Согласьем оживотвориться.
Но только богословия орлу,
Парящему в Евангельских страницах,
Наперекор неверию и злу,
Достойно в размышленьях возгнездиться.

* * *
Каждый шаг, каждый миг, каждый вдох
Приближают нас к участи вечной,
И из жизни уйдём быстротечной,
И никто удержаться не мог.
Каждый шаг, каждый миг, каждый вдох
Неуклонное есть умиранье,
И бессмертия точное знанье
Иисус открывает как Бог
Каждый шаг, каждый миг, каждый вдох.

* * *
Как несколько скучнейших глав
Бывает в жизни день.
Платон в каком-то смысле прав,
Что мир всего лишь тень.
Перелистаешь возраст свой,
События внесёшь
И с рукописною судьбой
Законченной уйдёшь.

* * *
Я не боюсь сказать, что гробовая тишина
Приятней мне, чем леса благозвучье,
Я вижу в ней свое благополучье ―
Обогащает вечностью она.
Когда скрывает здешний мир ночная тьма,
Вещественное солнце исчезает с небосвода,
Является Христа надмирная природа
В молитве Иисусовой, в молчании ума.

* * *
Что есть начало подлинного знанья?
Есть Иисуса, истины живой,
Духовными очами созерцанье,
Когда объемлет ужас неземной.
Ужели, Иисусе вездесущий,
В пылинке человеческой живёшь?
На Херувимах с бурею грядущий,
Ты пред умом смиренно предстаёшь.
Что есть начало подлинного знанья?
Не изученье святости чужой,
Не богословских книг запоминанье,
Но пребыванье в Истине живой.

* * *
Повсюду унижение и зло,
И даже стены кельи искушают,
Но ми́нет всё, что ныне тяжело,
И мертвые об этом забывают.
Когда вкусишь в геенне иль в раю
Бессмертье, странное для слуха,
Ничтожную забудешь жизнь свою:
Все суета сует, томленье духа.

* * *
Я не хочу ни злых, ни добрых дел,
Себе хочу убожество в удел,
Как вран ночной сидеть в уединенье
В смиренном и невзрачном оперенье.
Меняться не хочу ни с кем судьбой,
Дорога сына блудного домой
Чрез собственное сердце пролегает,
И втайне Бог в объятья принимает.

* * *
Есть в микрокосмосе душевном
Движенье внутренних планет,
В душе, сокрытой телом бренным,
Таинственного солнца свет.
Суть мысли с чувствами ― планеты,
И солнце истины ― Христос,
И нет ни в ком другом ответа
На страшный вечности вопрос.

* * *
Избери одиночество с плачем,
На счастливых людей не смотри,
Понимать своё счастье иначе
Избери.
Ты всего лишь ничтожный и грешный,
Чем ты выкупишь вечность души?
Всё ненужное, мнимое, внешнее
Остаётся в могильной тиши.

* * *
Знание выше мышления
И памяти не подвластно,
Но истины внутрь явление,
Хранимое в сердце опасно.
Знание ― это присутствие
До удивления ясного,
Божественное предчувствие
Вечного и прекрасного.

* * *
Куда бежать от суеты свирепой,
От дружбы горькой и нелепой?
Сегодня, знаю, в целом мире
Молиться негде и молчать.
Смогу ль во внутреннем эфире
Молчанья монастырь создать?

* * *
Я убегаю от реальности
И обретаю мир как храм,
Где образ Божьей идеальности ―
Сквозь чувства явленное нам.
Я убегаю от реальности,
Людьми овеществленный бред
Иною заменяю крайностью ―
Ищу Евангелия свет.

* * *
Евангелие ― не книга,
И четки ― не сотня узлов.
Черты Иисусова лика
За тонкой завесою слов.
И чёточный круг бесконечный
Есть вечности образ простой,
Которую в космос сердечный
Молитва приносит с собой.

* * *
Я жизнь хочу прожить напрасно,
Не сделав ровно ничего,
Бесславно, просто и прекрасно,
Отрёкшись в мире от всего.
Какое суеты значенье?
И только славы Божества
Начало в сердце и лишенье ―
Причина слёз и торжества.
Стихотворения последних лет
2005 – 2021

* * *
Евангелие ― монастырь,
Пустыня и уединенье,
Святой любви распространенье
Одновременно вглубь и вширь.
Когда ты в келье ― целый мир
Душой охвачен через чтенье
И прочь тогда бежит сомненье,
И сердце наполняет мир.
Евангелие ― духовник,
Которого беспрекословно
Ты должен слушаться безмолвно
Всю жизнь, весь день и каждый миг.

* * *
…О том, что чëрный шрифт страницы,
Как чëтки чëрные в руках,
По белизне листа струится
И отражается в глазах:
Евангелие Иисуса,
Читаемое без конца, ―
И это всë не дело вкуса,
И не зависит от чтеца.
А после ― Иисуса имя,
Крещая Духом и огнëм,
Тебя молитвою обнимет,
Рассказывая вдруг о том…

* * *
Никого никогда ни за что не суди,
За собою одним непрестанно следи,
Размышляй о загробном суде впереди,
Иисуса Христа призывая в груди:
«Иисусе, гряди!»

* * *
Когда жизнь через край перельётся,
То погасит огонь бытия,
Но на веки собой остаётся
Моё я.

* * *
Три вещи драгоценны на земле:
Евангелие, литургия, чётки.
Чрез них сияет свет в житейской мгле ―
И это Ты, о Иисусе кроткий!

* * *
Я хочу умереть в воскресенье,
Причастившись Небесных Даров,
Рассмотрев до конца без сомненья
Многоцветность Евангельских слов,
И по четкам молением сладким
Упросить Иисуса Христа,
Чтоб туда отойти без оглядки,
Где сияет Его простота.

* * *
Евангельские строки
Пронзают бытие,
Как бы лучей потоки,
Несущих питие
Божественного света
Для жаждущей души…
Не объяснить мне это,
Хоть сотни слов пиши.

* * *
Быть может, мой последний миг ―
Не допишу стихотворенье!
А ты, читатель мой, не вник,
Что можешь не окончить чтенье?

На пандемию
Смерть приближается вплотную
К друзьям, к врагам,
Жизнь одинаково взыскуя
И здесь и там.
Услыши, Боже, литургию
За нас и тех.
Пусть мы ― одни, они ― другие,
Помилуй всех.

* * *
Я недочитанная книга.
Когда Господь меня прочтёт,
Тогда, разрушив плоти иго,
Над смыслом суд произведёт.

* * *
Неужто, вожделенный Иисусе,
Я встречусь непосредственно с Тобой
Сперва умом в Животворящем Дусе,
Потом в раю бессмертною душой?
Увы, я не святой апостол Павел,
Тебя чрез смерть желавший приобресть…
Но если б, Иисус, Ты мне оставил
С господского стола хоть крохи есть!

* * *
Невыносимо страшно жить,
Когда увидишь, что страданье
Всë проницает мирозданье,
И лучше, кажется, не быть.
Но вот, Евангелие есть,
Несущее освобожденье
И во Христе обожествленье, ―
Воистину Благая Весть!

* * *
Проходит жизнь, как пост Великий,
Но Пасху встречу ли в конце?
Иль в день обычный и безликий
Умру с печалью на лице?
Хвалиться нечем. Жизнь проходит
Так быстро, как Великий пост
Но чья душа сквозь смерть возводит
Молитвенный в бессмертье мост?

* * *
Когда же мы умрём?
Когда-нибудь потом.
Конечно, не сейчас,
Ведь в мире всё для нас.
О как прекрасно жить,
Смеяться и любить!
А если мы умрём?
Потом, потом, потом.

* * *
Сказал Игнатий Брянчанинов,
Что будущее так пройдëт,
Как прошлое исчезло, сгинув
За мигом миг, за годом год.

* * *
…И кажется, что жизнь кратка,
Течёт в бессмертье, как река,
Впадая в океан, тиха,
Как завершение стиха…

* * *
Спрошу того, чьё размышленье
О том, что скучно долго жить:
«Чрез смерть с Христом соединенье
Как Павел сможешь возлюбить?»

* * *
Иисус в твоей келье живёт,
Но проник в неё демон нечистый,
И сражение в келье идет
Между тьмою и Светом лучистым.

* * *
Моя Родина ― русский язык
И церковно-славянское пенье,
А расплата за то, что привык
Ими жить, ― клевета и хуленье.
Но Россию и Церковь люблю,
Постигая терпенья искусство,
И награда за всё, что терплю, ―
Русских инокинь чистое чувство.

Источник: Теологические сонеты / Схиархимандрит Авраам (Рейдман). — 2-е изд., испр. и расшир. — Екатеринбург: Ново-Тихвинский женский монастырь ; Москва : Паломник, 2012. — 57, [4] c. ISBN 987-5-94521-107-2

Комментировать