Источник

Грехопадение прародителей и изгнание их из рая

Блаженное состояние первых людей в раю продолжалось недолго. Дух тьмы, диавол, терзаемый завистью123, решился лишить их рая и любви Творца, как сам был лишён неба и отвержен от Бога. Вследствие этого, он вошёл в змея и, чрез это мудрое животное, стал соблазнять Еву вкусить от древа познания добра и зла, и тем самым нарушить заповедь своего Творца. Таким образом, «слова те (которые мы слышим из уст змия, – Быт., III, 1. 4. 5.) принадлежали диаволу, который возбуждён был к сему обману своею завистью; а этим животным (змием) он воспользовался, как способным орудием, к тому, чтобы, прикрыв обман своей приманкою, обольстить сначала жену, как всегда более способную к обольщению, а потом, через неё, и первозданного» 124. И действительно, «надмившись надеждою на равенство с Богом, Ева преступила заповедь» 125 и увлекла с собою Адама. – Едва прародители нарушили данную им заповедь, сбылись над ними слова Господа126: они и всё их потомство стали смертными. «Как в человеческих судах, когда кто-либо, быв приговорён на отсечение головы, затем посажен будет в темницу; то хотя бы он здесь и долго пробыл, ничем, однако же, не лучше будет мёртвых, будучи уже предан смерти приговором: подобным образом и прародители с того самого дня, в который получили приговор смертный, хотя и долго ещё прожили, но по приговору уже умерли (стали смертными)....» 127. «Так перевёл и Симмах: «с того дня, в который вкусишь от древа, будешь смертен»» 128, тогда как , не преступив заповеди, они могли бы быть бессмертными, так как «Бог сотворил его (человека) ни смертным, ни бессмертным, но, как сказали выше, способным к тому и другому, чтобы, если устремится он к тому, что ведет к бессмертию, исполняя заповедь Божию, получил от Него в награду за это бессмертие и сделался бы богом; если же уклонится к делам смерти, не повинуясь Богу, сам был бы виновником своей смерти. Ибо Бог сотворил человека свободным и самовластным» 129. Следовательно, «не дерево, как думают некоторые, было смертоносно, но преслушание заповеди» 130. Если бы человек устоял в искушении и не нарушил воли Божией, то, по мнению Св. Ефрема Сирина, это же самое дерево познания добра и зла не только перестало бы потом быть для человека вредным и опасным, а, напротив, – принесло бы для него несомненную и великую пользу. «Если бы змий, говорит Св. Отец, не вовлёк их (прародителей) в преступление, то вкусили бы они плодов древа жизни, и древо познания добра и зла тогда не было бы уже им воспрещено; от одного из сих древ приобрели бы они непогрешительное ведение, а от другого прияли бы вечную жизнь и в человечестве стали бы богоподобны» 131.

Но, к несчастию Адама и всего его потомства, преступление было совершено, воля Божия была нарушена; должно было явиться, следовательно, и возмездие за грех, как того требовало правосудие Божие. И оно явилось. Объявить наказание за грех преслушания заповеди благоволил явиться Тот же, Кто дал и самую заповедь. Но, «чтобы дать возможность прародителям приготовиться к молению (и покаянию), Судия (несколько времени, – до вечера) медлит прийти» 132. Когда же, за это время, стало ясным, что прародители нисколько не обнаруживают в себе чувства раскаяния, а только стараются скрыться от Вездесущего, Бог явился к ним и изрёк им Свой праведный суд. Сначала Бог обращается к Адаму, – «и (это) для того,... чтобы обвинение перешло на жену, и опять её спрашивает, чтобы перевести вину на змея..... А змея Он не спрашивал, ибо знал, что он виновник преступления» 133. С главного виновника преступления начинается и наложение наказания134. Правда, таким виновником был, собственно не змей, а диавол, но «как чадолюбивый отец, наказывая убийцу своего сына, ломает и нож, и меч, которым совершено убийство, и разбивает их на мелкие части; подобным образом и Всеблагий Бог, когда это животное (змей), как меч какой, послужило орудием злобы диавола, подвергает оное непрестающей казни, чтобы мы из этого чувственного явления заключили, в каком бесчестии находится и сам диавол» 135, уже давно наказанный Творцом за свою гордыню. – С другой стороны, в наложении наказания прежде всего на змея было у Бога ещё и иное побуждение, – именно, чтобы дать людям время придти в себя, покаяться и тем заслужить себе прощение. «Хотя и по самой справедливости, говорит Св. Ефрем Сирин, определение суда надлежало прежде изречь змию, – потому что, где начало преступления, там должно было начаться и наказанию; – но Бог начал с сего презренного, конечно, для того, чтобы, пока на него одного обращён был гнев правосудия, Адам и Ева пришли в страх и покаялись, и тем благости открылась возможность освободить их от проклятия правосудия» 136. Но так как в согрешивших, и после этого, не было замечено чувства раскаяния, то слово суда обратилось и на них. Еве было сказано: «Рождение детей, – источник великого утешения, – будет начинаться печалью, чтобы ты (жена) в страданиях и болезнях, неизбежных спутниках деторождения, имела постоянное напоминание о том, как велик этот грех и преслушание» 137 и как велики те бедствия, какие ты навела на всё своё потомство. Кроме того, «так как ты не умела начальствовать, то научись быть хорошею подчинённою» 138 своему мужу. Наконец, Бог обратился к Адаму и сказал: «За то, что ты послушал голоса жены твоей» и преступил волю Мою, «проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от нея во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит тебе она; и будешь питаться полевою травою. В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят; ибо прах ты и в прах возвратишься»139. «Впрочем и здесь, говорит Св. Григорий Богослов, (человек) приобретает нечто, именно смерть – в пресечение греха, чтобы зло не стало бессмертным. Таким образом, самое наказание делается человеколюбием» 140. «Бог задержал грех, полагая смерть и превращая грех и делая ему конец через разрушение плоти, которая должна быть в земле, дабы человек некогда, переставая жить для греха и умирая ему, начал жить для Бога» 141. Так что, «человек, подобно какому-то скудельному сосуду, опять разлагается в землю, чтобы, по отделении воспринятой им ныне скверны, воскресением мог быть воссоздан в первоначальный вид» 142. Также совместность премудрости и человеколюбия Творца обнаруживается и в том, что за грех прародителей проклята была земля. «Так как земля создана для человека, чтобы он мог наслаждаться плодами её: поэтому теперь Бог, из-за человека же, согрешившего, налагает на неё проклятие...... на весь век, чтобы не только сами прародители получили от этого пользу, но и последующие роды дознавали самым опытом, за что постигло их это наказание» 143. – Произнеся этот приговор, Господь изгнал Адама и жену его из рая, «чтобы не смел (он) более прикасаться и к этому древу (древу жизни), постоянно поддерживающему жизнь, и не грешил бесконечно» 144, и поселил их близ Едема, дабы, взирая на последний, «возненавидели грех, лишивший их стольких благ» 145. Как «море, когда в недрах своих увидит труп какого-либо животного, не оставляет его в себе, но выбрасывает вон» 146, так и Адам с Евою, умершие духовно, были изгнаны от Лица Господня. А чтобы они не сделали вторичного нарушения заповеди Божией, – не вернулись в своё прежнее жилище, Господь «поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающейся, чтобы охранять путь к древу жизни»147. «Правосудный видел, что послабление сделало бы Адама дерзким; Он знал, что если ослабить узду, то Адам прострется далее и преступит малую и слабую преграду. Поэтому, по необходимости, поставил ему новые преграды. Слово и заповедь были ограждением древа, а Херувим и острие меча стали оплотом рая» 148. – В том факте, что как вошёл в рай, так и вышел из него полный человек, состоящий из души и тела, Святые Отцы видят образ будущего воскресения. «Когда Господь, говорит Св. Ефрем Сирин, довершил создание Адама, тогда взял и поселил в раю. Ни душа без тела, ни тело без души не могли войти туда, но чистые и совершенные вошли вместе в эту совершенную обитель. Вместе и вышли из неё, соделавшись нечистыми. А это показывает , что вместе и войдут в день воскресения» 149.

Чтобы защитить смертное тело человека от воздушных перемен, Бог повелел ему носить «ризы кожанныя»150. Когда совершено было нарушение заповеди, «пришёл грех и преступление, и объял их (прародителей) стыд. Ибо нелицеприятный судия, т.е. совесть, восстав против согрешивших, стала вопиять громким голосом и упрекать их» 151; тогда «Адам на деле показал своё раскаяние152 чрез препоясание, покрыв себя смоковничными листьями153, хотя были многие другие листья, которые могли бы менее беспокоить его тело.... И он всегда бы носил эту одежду, смиряя себя самого, если бы Милосердый Господь не облёк их одеждою кожанною, вместо смоковничных листьев» 154. Стыд , побудивши Адама и Еву сшить себе одежду из листьев, был, однако же, далёк ещё от чувства полного сознания виновными пред Богом н спасительного, затем, раскаяния пред Ним во грехе: поэтому Господь «повелел им облечься в кожанные ризы для непрестанного памятования о преслушании» 155 и об их нераскаянности. – Кроме того, по учению Св. Григория Нисского, эти кожанные ризы, в которые были облечены наши прародители после падения, можно понимать и чисто в аллегорическом смысле. «Когда первые человеки, говорит он, коснулись запрещённого и обнажили себя от.... блаженства, тогда Господь налагает на первозданных «ризы кожаны», как мне кажется, не к сим именно кожам обращая смысл речи (ибо с каких закланных животвых сняты кожи и примышлено одеяние людям?), но, поскольку всякая кожа, отделённая от животного, мертва, то думаю, что после сего Врачующий нашу порочность, чтобы не навсегда в нас оставалась она, конечно промыслительно, наложил на людей возможность умирать, которая была отличием естества бессловесного. Ибо риза есть нечто, совне на нас налагаемое, служащее телу на временное употребление, не сродняющееся с естеством. Посему, по особому смотрению, с естества бессловесных перенесена мёртвость на естество, сотворённое для бессмертия, покрывает его внешность, а не внутренность, объемлет чувственную часть человека, но не касается самого Божия образа. Да и чувственное разлагается, а не уничтожается» 156.

Изгнанный из рая человек не был уже тем владыкою и царём окружающей его природы, каким он был в раю. «Как вошёл грех, то уже отнята была (от человека) и честь, и власть... Пока имел он дерзновение перед Богом, дотоле и страшен был зверям; а когда согрешил, то сам стал бояться и последних из сорабов своих...... (Но) Бог человеколюбивый и побеждающий благостью наши прегрешения, не всю честь отнял (от него) и не вовсе лишил его владычества, но тех только животных изъял из-под власти его, которые не весьма полезны ему для жизни; напротив, тех, которые нужны и полезны и много доставляют услуг нашей жизни, оставил в подчинении и покорности ему...... Он поступил точно так, как милосердый и попечительный господин, который, наказав своего раба, прилагает и врачевство к ранам. Так и Бог, наказав согрешившего, всячески хочет облегчить это наказание: осудил нас на постоянный труд и пот, но, для облегчения труда, дал нам множество бессловесных» 157. – Прожив 130 (230) лет, Адам умер158 и был, по преданию, погребён на месте Голгофы, и именно на том самом месте, где впоследствии был водружён Крест Христов, спасший потомков Адама от греха, проклятия и смерти, введённых в мир Адамом159. – «Если же кто захочет тщательно узнать, – в какой из семи дней умер Адам, то откроет это из устроения Господа. Ибо восстановляя в Себе всего человека от начала до конца, Он повторил и его смерть. Посему очевидно, что Господь, повинуясь Отцу, принял смерть в тот день, в который умер Адам, непослушный Богу... А Господь пришёл на страдание в день накануне субботы, т.е. в шестой день творения» 160, – следовательно, в тот же день умер и Адам. «Адам не умер в тот (самый) день, в который определено было ему умереть (т.е. в день вкушения от запретного древа); и сия же благость, отменившая такой приговор, сохранила ему жизнь, чтобы утешился он, увидев, как Энох входит в рай и получает его в наследие. Адам вкусил сию благость, уразумел, что и он может войти туда с помощью другой Евы, познал, что и ему есть надежда возвратиться в наследие своё. В Энохе увидел Адам образ Спасителя нашего, Который отверз рай и ввёл в оный изгнанного, увидел тайну Вертоградаря, Который блюдёт у Себя благодать – ключ от рая» 161.

Углубляясь в прообразовательный смысл истории грехопадения наших прародителей, Св. Кирилл Иерусалимский восклицает: «Подлинно, в удивление приводит меня истинность прообразований! В раю падение – в вертограде спасение; от древа грех, – и грех до древа. Пополудни скрылись от ходящего Господа, – и пополудни разбойник

вводится Господом в рай...... Адаму произнесено осуждение: «проклята земля в делех твоих; терния и волчцы возрастит тебе». Посему Иисус приемлет на Себя терние, чтобы уничтожить осуждение (проклятие). Для того погребён и в земле, чтобы проклятая земля, вместо проклятия, прияла благословение. Во время греха облеклись в смоковные листья; потому и Иисус концом знамений дал смоковницу. Ибо, готовясь идти на страдание, проклинает смоковницу, но не всякую смоковницу, а только ту (т.е. из листьев которой сделано было препоясание в раю) одну, в образе её говоря ей: «нектому от тебе никтоже плода снесть» (Марк. XI. 14). Осуждение да уничтожится! И поскольку тогда облеклись в смоковные листья, то (Иисус) приходит во время, когда не было на ней снедного. Кому не известно, что в зимнее время смоковница не приносит плодов, бывает же только покрыта листьями? Ужели же, что знал всякий, того не знал Иисус? Напротив того, Он знал, однако же приходит, как бы с намерением найти плод, очень зная, что не найдёт, но показывая, что смоковница сия образом проклятия служит только по листьям..... (Далее,) поскольку первою виновницею греха соделалась жена, созданная из ребра, то Иисусу, пришедшему даровать прощение вместе мужам и женам, прободено ребро за жён, чтобы им дано было разрешение от грехов» 162. Мысль о прообразовательном значении прародительницы нашей Евы особенно подробно рассматривается Св. Епифанием Кипрским. «Она (т.е. Дева Мария), говорит Св. Отец, предзнаменована была Евою, в прообраз получивши название «матери живущих» (Быт., III, 20). Та названа была матерью живущих, и притом после того, как, совершив преступление, услышала слова: «земля еси и в землю отъидеши» (Быт., III, 19). Удивительно, что после преступления получила она это великое наименование. И со стороны внешней, от той Евы получило начало всякое рождение человеческое на земле. Таким же образом и от Марии истинно родилась для мира самая жизнь, чтобы Мария, родив Живущего, соделалась и «Матерью живущих». Итак, «Матерью живущих» Ева названа прообразовательно. – Ибо о двух жёнах сказано: «кто дал есть» жене «мудрость или испещрения хитрость» (Иов. 38, 36)? Потому что первая мудрая Ева сшила чувственные одежды для Адама, которого сделала нагим: ей был дан этот труд. Так как чрез неё произошло обнажение, то ей же и дано было одевать чувственное тело вследствие чувственной наготы; Марии же дано было от Бога родить нам Агнца и Овча, и от славы этого Агнца и Овча, как бы от руна, мудро устроена нам Его добродетелью одежда нетления. Но и нечто другое удивительно в отношении к этим обеим жёнам: Еве и Марии, чтобы о том поразмыслить. Ева была причиною смерти для людей, ибо через неё вошла смерть в мир (Рим. V, 12). А Мария соделалась причиною жизни: через неё рождена нам жизнь. И ради этого Сын Божий пришёл в мир, и «идеже умножися грех, преизбыточествова благодать» (Рим., – 20 ст.), и откуда произошла смерть, там наступила жизнь, чтобы вместо смерти родилась жизнь, уничтожившая происшедшую от жены смерть, – т.е. Родившийся нам от жены, как Жизнь. И поскольку там Ева, ещё будучи девой, обнаружила уклонение к преслушанию; то и здесь опять чрез Деву явлено послушание благодати, когда благовещено было сошествие с неба Воплощаемого и Жизни Вечной. Там Бог говорит змию: «и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим, и между семенем тоя» (Быт. III, 15). Но семени жены нигде не оказывается; поэтому не иначе, как иносказательно, к Еве относится вражда между рождаемым от неё........... и бывшим в змие диаволом и завистью. – Но всё в совершенстве не может быть исполнено в Еве, а истинно имело быть исполненным в Семени Святом, избранном, единственнейшем, явленном только от Марии, а не от сопряжения с мужем» 163.

* * *

123

Прем. Сол., II, 24 с.

124

Тв. Св. Иоан. Зл., Бес. на кн. Быт., ч. 1, 252 стр., Бес. 16; тоже см. Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 37–38, Толк. на кн. Быт., вопр. 33; – Тв. Св. Епиф. Кипр., т. III, стр. 200, Об Оригене, гл. 65, – изд. 1872 г., Москва; – т. V, стр. 175, Прот. Димиритов, гл. I; – Св. Ирин. Еп. Лионск., Прот. ересей, кн. V, 24; Тв. Св. Григ. Бог., т. IV, стр. 160, Слово на Св. Пасху; – Св. Иоан. Дамаск., Точн. изл. пр. веры, кн. II, гл. 10. 30; – Св. Иуст. Фил. и Муч., Разг. с Триф., 103. 124; – Тв. Св. Григ. Нисс., толк. на II Ис.,– о том же см. Tertull. De patien., с. 5; – Origen, in. Ioan. XX, 21, – Ambros. De parad., с. 11, 9; – Enseb., Praer. Evang., VII, 10, – см. Пр. Догм. Бог. Пр. Мак., II, 174.

125

Тв. Св. Иоан. Зл., Бес. на кн. Быт., ч. I, стр. 257, Бес. 16.

126

Быт., II, 17.

127

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. I, стр. 300, Бес. 17.

128

Тв. Бл. Феодор., т. I, стр. 44, Толк. на кн. Бытия, вопр. 39.

129

Тв. Св. Феоф. Ант., к Автол., кн. II, 27, – см. св. П. Преоб., Соч. др. хр. апологетов, стр. 214; – о том же см. Тв. Св. Ефр. Сир , т. VIII, 282 стр., Толк. на кн. Быт., гл. III.

130

Св. Феоф. Ант., к Авт., кн. II, 25, – см. свящ. П. Преображ., Соч. др. хр. апол., стр. 212.

131

Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 287, Толк. на кн. Быт., гл. III.

132

Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 288, Толк. на кн. Быт., гл. III.

133

Тв. Св. Ирин. Лион., Прот. ерес., кн. III, г. XXIII, 5, – см. Пам. др. хр. письменности... стр. 394.

134

Быт., III, 14–15.

135

Тв. Св. Иоан. Зл., Бес. на кн. Быт., ч. 1, 286 стр., Бес. 17.

136

Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 293, Толк. на кн. Быт., гл. 14.

137

Тв. Св. Иоан. Зл., Бес. на кн. Быт., ч. 1, стр. 291, Бес. XVII.

138

Ibidem, стр. 294; – тоже см. Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, 293–294 стр., Толк. на кн. Быт., гл. III.

140

Тв. Св. Григ. Бог., т IV, стр. 160, Слово 45, на Св. Пасху; тоже см. Тв. Св. Епиф. Кипр., т. III, стр. 135, Об Оригене, гл. 31; – Тв. Бл. Феодор., т. I, Толк., на кн. Быт., вопр. 41.

141

Тв. Св. Ирин. Лион., Пр. ересей, к. III, т. XXIII, 6, – см. Памятники древн. хр. письменности, стр. 394–5; – Тоже см. Тв. Св. Гр. Нис., т. IV, 29, Большое огласит. слово, гл 8; – Св. Феоф. Ант., К Авт., кн. II, 26 – см. свящ. П. Преобр., соч. др. хр. апологет., стр. 213.

142

Тв. Св. Григ. Нисс., т. IV, 28–29 с., Больш. огл. слово, гл. 8; – тоже см. Тв. Св. Епиф. Кипр., т. III, 136 с., Об Оригене, гл. 32.

143

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. I, 297–8 стр., Бес. 17.

144

Ibidem, стр. 311, Бес. 18.

145

Тв. Бл. Феод., т, I, стр. 33, Толк. на кн. Быт., воп. 25; – тоже см. Тв. Св. Кирилла Иерусалимского, Слова Огласительные, Москва, 1855 г., стр. 29, 2-е Оглас. Слово.

146

Тв Св. Ефр. Сир., т. VII, стр. 68–69, О рае, 3–4.

147

Быт., III, 24.

148

Тв. Св. Ефр. Сир., т. VII, стр. 68–69, О рае, 3–4.

149

Тв. Св. Ефр. Сир., т. VII, стр. 89, О рае, 8; – тоже см. Св. Феоф. Ант., К Автол., кн. II, 26, – см. свящ. П. Преображен., Соч. др. хр. аполог., стр. 213.

150

Быт., III, 21.

151

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. I, стр. 271, Бес. XVII.

152

К сожалению, не полное.

153

По замечанию Филона (In Gen. I, 41), плод смоковницы приятнее других, но листья грубее. См. Памятники др. хр. письм. 394 стр. Прим.

154

Тв. Св. Ирин. Лионс., Прот. ересей, кн. III, гл. XXIII, 5, – см. Памятники др. хр. письм., 393–394 стр.

155

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. I, 306 стр., Бес. 18.

156

Тв. Св. Григ. Нисс., т. IV, стр. 29, Больш. Огл. Сл., гл. 8; – тоже см. Тв. Св. Епиф. Кипр., т. III, стр. 135, Об Ориг., гл. 31; – т. V, стр. 263, Прот. Антидикомарианитов, гл. 18.

157

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. I, стр. 136–138, Бес. 9-я; – тоже см. Тв. Св. Иоан. Зл., Бес. к Ант. нар., ч, II. 405–406 стр., Бес. на кн. Быт. IV.

158

Быт. V, 3. Такие сведения приводит автор в своем издании, что отличается от указаний книги Бытия (Быт.5:5) – примечание редакции «Азбуки веры»

159

Тв. Св. Епиф. Кипр., т. III, стр. 219, Об Оригене, 72 г.; – тоже см.– т. II, 288–289 стр.

160

Тв. Св. Ирин. Лионск., Прот. ересей, кн. V, гл. 23, 2 – см. Памятн. др. хр. письменности, стр. 643.

161

Тв. Св. Ефр. Сир., т. VI, стр. 417, Адам и Энох.

162

Тв. Св. Кирилла Иерус., Слова Огласительные, стр. 208. 207–208. 210. – ХIII Оглас. Слово.

163

Тв. Св. Епифания Кипр., т. V, 263–265 стр., Против Антидикомарианитов, гл. 18 и 19; – тоже см. Тв. Св. Иоан. Злат., Слова и Бес. на разн. случаи, ч. II, стр. 140, Бес. 1-я, в нед. Св. Пасхи; – Тв. Св. Ефр. Сир., т. VI, стр. 404. 415, Адам и Ева, – стр. 423, Мария и Ева.


Источник: Протопопов В.И. Библейские ветхозаветные события по толкованиям святых отцов и учителей Церкви. Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1896. - 202 с. Отдельный оттиск из Протоколов Казанской духовной академии за 1895 год.

Комментарии для сайта Cackle