Источник

Всемирный потоп

Как ни далеки были, в самом начале, потомки Сифа от потомков Каина, но впоследствии времени взаимные отношения образовали между ними тесную связь, и пороки, бывшие прежде уделом исключительно племени Каина, стали теперь общим достоянием. По выражению Слова Божия, люди стали «плотью»187, «потому что они совершенно предались плотским делам и не пользовались по-надлежащему способностями души, но вели такую жизнь, как будто бы облечены были только плотью и не имели души» 188. Когда Бог увидел, что на земле развращение между людьми достигло крайней степени, и что предметом мыслей их во всю жпзнь служит только зло; тогда Он положил истребить с лица земли человека, а с ним и скот, и гадов, и птиц, сотворённых для пользы человека. Правда, «строг был приговор» 189, но он был необходим. «Настало время, в которое надобно было употребить нож, чтоб остановить увеличение раны» 190. Свойство самой болезни требовало самого решительного и радикального способа лечения. «Поскольку вселенная имела нужду в полном очищении, и надлежало омыть её от всякой нечистоты и уничтожить всю закваску прежнего развращения, так, чтоб не оставалось и следа нечестия, но произошло как бы обновление стихий; то Господь поступил подобно искусному художнику, который, взяв сосуд, обветшавший от времени и изъеденный, так сказать, ржавчиною, бросает его в огонь, и, согнав с него всю ржавчину, переделывает его, преобразует и приводит в прежнее благообразие. Так и Господь наш, очистив вселенную этим потопом и, так сказать, освободив от человеческого нечестия, скверны и растления, сделал её прекраснейшею и снова явил нам светлым лицо её оттого, что не позволил остаться и следу прежнего безобразия» 191. Действуя таким образом, правосудный и премудрый Бог «хотел и на этих (допотопных) людей навести соответственное наказание, и последующих избавить от их заразы» 192. – Но, будучи правосуден, Бог в то же время и благ. По свойственному Ему человеколюбию Он и в данном случае не прежде навёл, однако же, потоп, как испытал все средства обратить грешников на путь покаяния. Средства эти были разнообразны и применялись в течение очень продолжительного времени. Ламех родит сына и даёт ему имя Ной193. «Усматривай опять и в наименовании родившегося теперь от Ламеха великие тайны, высокое пророчество и неизреченное человеколюбие благого Бога. Так как Он, по Своему предвидению, провидел будущее, то, усматривая, что нечестие людей умножается, наименованием сына (Ламехова) предсказывает бедствия, имеющие постигнуть весь род человеческий, дабы люди, вразумившись хотя страхом, удержались от греха и обратились к добродетели» 194. Поэтому, являясь покорным орудием в руках всеблагого промысла Божия и ««нарече (Ламех) имя ему (т.е. сыну) Ной, глаголя: сей упокоит нас от дел наших», упокоением называя потоп. Ибо, действительно, потоп, покрывши водами всю землю, отягчённую грехами тогдашних людей и носившую на себе всякую скверну, и пресекши всякое зло беззаконных людей, очистил землю, которая сделалась нечистою от злобы своих жителей, и их самих, чрез наказание, упокоил: «смерть бо», говорит Писание, «мужу покой» (Иов. III, 23)»» 195. И «вот, в течение пятисот лет, этот праведник вопиял и свидетельствовал своим именем о потопе, имевшем быть по всей вселенной за умножение нечестия; однако же они не захотели отстать от нечестия» 196. Да и не одним только именем своим Ной побуждал к покаянию. «Ной, возвещая тогдашним людям о будущем потопе, пророчествовал им, говоря: «идите, призывает (Δεύτε, – καλεί) вас Бог к покаянию!» почему, собственно, и назван (в мифологии язычников) Девкалионом» 197. Затем «постройкою ковчега опять дано было им немало времени на покаяние.... Каждый из них, видя, что праведник строит ковчег, должен бы был спросить о причине постройки, и, узнав о гневе Божием, – придти в сознание своих грехов, если бы только захотел. Но они не воспользовалась и этим» 198. «Стук секиры и молота (при постройке ковчега) возвещал о потопе, звук режущей пилы громко вопиял о наводнении, но они (современники Ноя) посмеивались стуку секиры, глумились над стуком долота, пока не был построен ковчег и не открылось карающее правосудие...... Смеявшиеся над стуком секиры наказаны гласом громов; смеявшиеся над звуком пилы ослеплены блещущими при грозах молниями» 199. Когда, таким образом, и это средство оказалось тщетным, «Господь предсказывает (потоп) за семь дней, желая вразумить тогдашних людей страхом и привести в раскаяние» 200. Наконец, видя, что люди продолжают по-прежнему вести свою греховную жизнь, Господь всё-таки не вдруг наводит потоп, а делает это постепенно, в течение 40 дней – «с намерением, желая в одно и то же время и усилить страх, и дать им (людям) возможность избегнуть наказания, хотя оно и было при самых уже дверях....... (и) чтобы (чрез то) отнять у них всякий повод к оправданию» 201. «Но так как и от этого (призыва к покаянию) не произошло никакой пользы, то необходимо уже (было) привесть угрозу в исполнение, вконец истребить их и уничтожить весь род их, как негодную закваску, дабы они и для последующих родов не сделались учителями нечестия» 202. Однако же и в самом наказании, последовавшем непосредственно за этим решением Правды Божией, видны следы милосердия Божия к погибшим. Выражаясь от Лица Иеговы, Св. Иоанн Златоуст говорит: «Вселенная уже нуждается в очищении. Но это да не смущает тебя.... Я, видя неисцельность язвы их, хочу остановить поток нечестия, чтобы они не сделались повинными ещё большим наказаниям. Потому и теперь, следуя Своему человеколюбию и умеряя гнев благостию, Я налагаю на них такое наказание, которое будет для них безболезненно и нечувствительно» 203. Наводнивши собою землю, потоп «истребил всякую плоть», «от человека до скотов и гадов, и птиц небесных»204. Таким образом, «как в начале за согрешение прародителя подпала проклятию земля; так и теперь, когда угрожает погибель человеку, делаются участниками наказания и бессловесные.... Как в доме, когда главный служитель подпадает гневу господина, обыкновенно и все сослужители его разделяют с ним скорбь: точно так и здесь, когда как бы в доме гибнут люди, то по необходимости и всё, находящееся в доме и подвластное им, подвергается тому же наказанию»» 205. С другой стороны, страдания неразумной твари при потопе должны были усугубить наказание тех, которые покорили её суете своей, и соделать бедствие их более разительным и поучительным для потомства206. – Ной не был свидетелем всех этих ужасов потопа. По повелению Божию, ковчег был закрыт наглухо, «чтобы праведник не мог видеть, как все погибало, и от этого чувствовать тем сильнейшую скорбь... Пусть погибавшие были злые люди, но души праведников, обыкновенно, чувствуют сильную скорбь, когда видят людей в несчастии..... (Это во-первых. Во вторых,).... Поскольку праведник и без того уже смущался духом и скорбел сердцем, то, чтобы самое зрелище (всеобщей гибели) не повергло его ещё в большее сокрушение, Бог заключил его в ковчеге, как бы в темнице, так что он не мог видеть происходившее (вне ковчега) и от этого приходить в робость. Ибо естественно, что он, видя чрезвычайное усиление воды, стал бы беспокоиться о том, как бы не потонуть и ему самому» 207. – В то время, как вне ковчега происходил хаос беспорядка и ужаснейших страданий, в самом ковчеге царили тишина, покой и ничем не нарушаемый порядок. Даже собрание самых разнообразных зверей, заключённых в небольшой, сравнительно, ковчег, не производило никакого беспорядка. Звери были послушны Ною, как и Адаму до падения, ибо Ной «старался восстановить в себе древней образ, хранил чистоту добродетели и являл глубокое повиновение заповедям: то (Бог) и возводит его в прежнее достоинство, как бы на опыте показывая нам великость власти, которую Адам имел до преслушания» 208.

Когда потоп кончился, беззаконие с земли было смыто, Бог повелел Ною выйти из ковчега со всем семейством своим. Эта небольшая кучка спасённых людей была как бы закваскою новых поколений, имевших распространиться по обновлённому лицу земли, и чуждых тех пороков и преступлений, за какие были смыты водами потопа прежние поколения. «Мне кажется, говорит Св. Иоанн Златоуст, что этот праведник (Ной).... разрешил своё воздержание и родил... сыновей, повинуясь Божию домостроительству. Так как, по увеличившемуся разврату и крайне усилившемуся нечестию, вселенной угрожала совершенная погибель; то Человеколюбец Бог благоволил оставить сего праведника, как некий корень и закваску, чтобы он, по истреблении тех (т.е. своих нечестивых современников), был зачатком будущих поколений. По сей-то причине, родив, после пятисот лет,... трёх сыновей, на них и останавливается, показывая самым делом, что он поступил таким образом, повинуясь Божией благости, имеющей открыться по отношению к роду человеческому» 209. – В благодарность за своё спасение Ной тотчас же по выходе из ковчега устроил жертвенник и принёс Богу жертву. Бог призрел на эту жертву, обещал Ною, что больше не будет потопа вовеки, благословил его и его семейство, и дозволил, кроме зелени и плодов, употреблять в пищу и мясо животных, но запретил питаться кровью, в которой заключается душа животных210. «С сего-то времени начинается употребление в пищу мяса, (разрешённое Богом) не для того, чтобы через это возбудить людей к чревоугодию, но, так как они должны были животных приносить в жертву и через это воздавать благодарность Господу, то, чтобы они не вздумали воздерживаться от употребления их, как посвящённых Богу, Он даёт людям позволение употреблять животных в пищу, и через это освобождает их от всякого недоумения» 211. С другой стороны, «предвидя, что впавшие в крайнее безумие будут всё боготворить, Бог, чтобы прекратить нечестие, дозволяет употреблять животных в пищу, потому что крайнего малосмыслия дело поклоняться тому, что употребляется в пищу» 212. Запрещение же вкушать кровь животных должно было внушать человеку уважение к жизни и отвращение к смертоубийству213, а также и потому, что она прообразовала собою спасительную кровь Христа214.

В качестве фактического данного в пользу исторического характера библейского повествования о всемирном потопе, во времена Св. Епифания Кипрского указывали на остатки ковчега. «Остатки Ноева ковчега, говорить указанный Св. Отец, и ныне ещё показывают в стране Кардиев» 215.

Останавливаясь на прообразовательной стороне факта всемирного потопа, Святые Отцы находили, что указанное событие прообразовало собою, во-первых, новозаветное таинство крещения, установленное в церкви Христом. «В потопе, говорит Св. Иустин Философ и Мученик, было таинство людей спасаемых. Ибо праведный Ной при потопе с прочими людьми, т.е. с женою своей, тремя своими сыновьями и жёнами их, составляя числом 8 человек, были символом того дня, в который наш Христос явился, восставши из мёртвых, и который есть по числу восьмой, но по силе всегда первый. Христос, перворожденный всей твари, сделался также началом нового рода, возрождённого Им посредством воды и веры, и дерева, содержащаго таинство креста, подобно как Ной спасся на древе, плавая по водам с семейством своим» 216. Таким образом, «прошедшее было прообразом будущего. Именно: ковчег (есть) церковь, Ной – Христос, голубь – Дух Святой, масличная ветвь – человеколюбие Божие...... Как ковчег бывших внутри его спас посреди моря, так и церковь спасает всех блуждающих; но ковчег только спас, а церковь делает нечто больше. Примерно скажу: ковчег принял в себя бессловесных – и спас их бессловесными; церковь приняла неразумных человеков и не только спасает их, но и переменяет. Принял ковчег ворона – и выпустил ворона; церковь принимает ворона, а выпускает голубя, принимает волка, а выпускает его овцой» 217. – Во-вторых, событие всемирного потопа предъизобразило собою истину будущего всеобщего воскресения мёртвых. «Где не говорило Божественное Писание о воскресении? восклицает Св. Епифаний Кипрский.... Ной устроил ковчег по повелению Божию, сделав в нём для себя и для дома своего как бы основание паки бытия» 218. И, наконец, всюду разлившиеся и всё потопившие собою воды потопа послужили образом неугасимого огня, имеющего явиться по втором пришествии Христа, – как Судии и Мздовоздаятеля. «Когда Христос придёт с неба, учит Св. Ефрем Сирин, тотчас неугасимый огонь потечёт всюду пред Лицом Христовым и покроет всё. Ибо потоп, бывший при Ное, служил образом сего неугасимого огня. Как потоп покрыл все вершины гор, так и огонь тогда покроет всё» 219.

Размножение рода человеческого посе потопа. Дети Ноя: Сим, Хам и Иафет

Когда первые и самые сильные впечатления от потопа улеглись, Ной перешёл к обычным своим занятиям. Он начал возделывать землю, и насадил виноградник. Однажды выпил он вина и подвергся опьянению, и лежал, раскрывшись, посреди шатра своего. «Всё случившееся с древними мужами, замечает по данному случаю Св. Иоанн Златоуст, если только мы захотим быть внимательными, может доставить нам величайшее назидание. Для того и описаны не только добродетели святых, но и прегрешения их, чтобы мы последних избегали, а первым подражали. Мало этого. Божественное Писание показывает тебе, что и праведники часто падали, и грешники являли великое исправление, чтобы от того и другого мы получали достаточное вразумление, чтобы стоящий в добре не предавался беспечности, видя, что и праведники падали, и пребывающий во грехах не отчаивался, зная, как многие грешники раскаялись и успели достигнуть самой высокой степени добродетели» 220. – Кроме того, по учению того же Святого Отца, «есть много обстоятельств, которые делают его (праведника) достойным извинения. Говорю это.... для объяснения, что праведник согрешил не по невоздержанию, но по неведению..., подвергся опьянению по совершенному неведению и по незнанию меры употребления вина221. Кроме сего, можно сказать и то, что он, чувствуя великую скорбь, хотел получить от того утешение......... А что этот праведник находился в печали и унынии, видя себя в такой пустыне и имея пред своими глазами поверженные трупы и людей, и скотов, и зверей, и землю, соделавшуюся общим для всех гробом, – кто будет спорить против этого? Ибо пророкам и всем праведникам свойственно скорбеть не только о близких к ним, но и о прочих людях» 222. По мнению же Св. Ефрема Сирина, «опьянение Ноя произошло не от того, что много испил он вина, но от того, что долгое время не пил вина. В ковчеге не пил вина, потому что в день гибели всякой плоти не мог и подумать, чтобы внести с собою вино в ковчег. Итак, Ной не вкушал вина в продолжении года, когда был потоп, не насаждал он винограда и в тот год, как вышел из ковчега, потому что вышел в двадцать седьмой день месяца иора, – в такое время, когда не могло быть даже незрелых гроздьев и нельзя было насаждать виноград. Посему, не ранее, как в третий год, Ной насадил виноград семенами из сухих ягод, взятых им с собой в ковчег, и ранее третьего или четвёртого потом года не мог получить от них грозди. Посему праведник не вкушал вина в течении шести лет» 223.

Хам, который не имел почтения и любви к своему отцу224, обрадовался, когда увидал, что тот, кто служил образцом строгой жизни и обуздывал его злонравие, теперь сам в неприличном положении. Он поспешил к братьям своим и имел преступную нескромность рассказать им, как видел своего отца. Сим и Иафет взяли одежду и оба, положивши её себе на плечи, пошли, оборотясь спиною, и прикрыли обнажённого отца. Когда Ной встал от сна и узнал, что сделал над ним Хам, то проклял сына его Ханаана225. Поступая так, «Ной хотел и наказать Хама за его преступление и нанесённое ему оскорбление, и вместе не нарушить благословения, данного уже Богом, ибо «благослови», сказано, «Бог Ноя и сыны его» (Быт. IX, 1). Итак, чтобы не показалось, что он проклинает того, кто уже получил благословение от Бога, Ной оставляет пока самого оскорбителя и налагает проклятие на его сына....... Но почему за грех отца подвергается наказанию сын? И это не без причины. В самом деле, Хам не меньше сына потерпел наказание и чувствовал мучение. Вы, конечно, знаете, как часто отцы готовы бывают вытерпеть наказание за детей своих и как для них гораздо мучительнее видеть детей страдающими, нежели самим страдать. Итак, сделано это для того, чтобы и отец по естественной любви к сыну, потерпел тягчайшую скорбь, и благословение Божие осталось ненарушимым, и сын, подвергшейся проклятию, понёс наказание за собственные грехи. Ибо, хотя он теперь подвергается проклятию за грех отца, но, вероятно, был наказан и за собственные грехи» 226. Проклиная Ханаана, Ной сказал: «проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих»227. Отсюда получает своё начало рабство, как социальное явление. «Брата, рождённого одною и тою же матерью, произшедшего из одной и той же утробы, грех сделал рабом, и, лишив свободы, привёл в подчинение; и отсюда-то уж началось рабство. Доселе и не было между людьми такой изнеженности и такой роскоши, чтобы один нуждался в услужении других, но каждый служил сам себе, все были в равной чести, и не было никакого неравенства. А как явился грех, то и нарушил свободу, и уничтожил достоинство, дарованное людям от природы, и ввёл рабство» 228.

Прокляв Ханаана и наказав, в его лице, самого Хама, Ной благословил Сима и Иафета, сказав: «Благословен Господь Бог Симов; Ханаан же будет рабом ему. Да распространит Бог Иафета; и да вселится он в шатрах Симовых; Ханаан же будет рабом ему»229. «Посредством этих благословений, изречённых Симу и Иафету, он, кажется мне, предвозвестил призвание двух народов, именно: через Сима – Иудеев, так как от него произошёл патриарх Авраам и народ Иудейский; а чрез Иафета – призвание язычников. Так вот какое предсказание заключается в этом благословении: «Да распространит Бог Иафета и да вселится в селениях Симовых». Это и в самом деле, как мы видим, исполнилось над язычниками. Ибо словом: «да распространит» он указал на язычников, а словами: «да вселится в селениях Симовых» (дал разуметь), что язычники воспользовались всем, что было предназначено и уготовано для Иудеев» 230.

Опустевшая, вследствие потопа, земля начала мало-помалу населяться. «Ной, спасшийся от потопа, ..... разделил весь мир троим сыновьям своим: Симу, Хаму и Иафету, бросив жребий в Ринокорурах, как показывает и последующая история, и тут нет ничего странного и вымышленного: ибо Ринокорурами переводится Неель, и так называют его местные жители, а в переводе с еврейского значит: жребии, потому что здесь Ной бросал жребии трём сынам своим. И выпал жребий Хаму от Ринокорур до Гадира231 и заключал в себе Египет, Мариандину232, Аммон233, Ливию, Мармарику234, Пентаполь235, Макату236, Макрону237, Лептиману238, Сирту239, Мавританию240, до так называемых Столбов Геркулесовых241 и внутреннего Гадира: эти страны лежали к югу; – к востоку же от Ринокорур жребий обнимал Идумею, Мадианитскую страну, Алавастроиду242, Омириту243, Аксамиту244, Вугею245 и Ливу246 до страны Бактрианской. Этот жребий определяет владения Симовы к востоку. В ширину же Симу выпал жребий: Палестина, Финикия, Келесирия, Коммагена247, Киликия, Капподокия, Галатия, Пафлагония, Фракия, Европа, Родоп248, Лазия249, Иверия, Каспия, Кардия250, до Мидии к северу; здесь этот жребий служит границею владений Иафета к северу, которые к западу Европы простирались до Испании и Британии и до соседних народов, каковы были: Венеты, Давны, Япиги, Калабрийцы, Латины, Оппики, Магарды, даже до владений Испании и Галлии, и страны выше Скоттов и Франков.

Когда таким образом разделены были жребии, Ной созвал трёх сыновей, клятвою обязал их, чтобы никто не вступался в жребий брата своего и не присвоял себе братнего владения. Но Ханаан, сын Хама, будучи любостяжателен, напал на Палестинскую страну и завладел ею, от чего она и названа землёю Ханаанскою, потому что в ней поселился, оставив свой участок, так как он казался ему (Ханаану) знойным» 251.

«После потопа опять положено было начало городам и царствам – следующим образом. Первый город был Вавилон, затем Орех, Архав и Халани, – в земле Сеннаар. Царь их был именем Невроф. Из них вышел так называемый Ассур; отсюда произошло название Ассириян. Невроф же построил города: Ниневию, Ровоон, Калак и Дасен, находившийся между Ниневией и Калаком. Ниневия был главный и большой город. Другой сын Сима, сына Ноева, именем Месраин, родил народ Лудуима, Энелоигима, Лавиима, Неффалима, Патросониима и Хослониима, от которых же произошел и Филистим» 252.

Но вместе с распространением народонаселения, начали распространяться на земле и пороки. Поэтому, «чтобы не возникли вновь (после потопа) злодейства, навлёкшие на землю столь ужасную казнь, и чтобы не способствовала к тому слишком долговременная жизнь людей, Бог заблагорассудил сократить мало-помалу таковую их жизнь и ограничить её 120 годами» 253.

Столпотворение Вавилонское. Смешение языков и рассеяние народов

«На всей земле был один язык и одно наречие. Двинувшись с Востока, они (племена) нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.... И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес; и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли». Но едва они приступили к выполнению своего замысла, как Господь снисшёл и смешал язык строивших254, «и из одного сделал семьдесят два» 255. «Отец Фалека, Евер, говорят, не участвовал с прочими в строении башни, и за это у него не было изменено наречие, но остался целым язык его, который от него получил и самое название своё. Он назывался Евером, потому и язык его назван Еврейским; это и служит величайшим доказательством того, что Еврейский язык древнее всех наречий. Ибо прежде смешения языков все употребляли этот язык» 256. По мнению же Блаж. Феодорита, самый древний язык не Еврейский, а сиро-халдейский. «Сие показывают имена. Ибо: Адам, Каин, Авель, Ной – имена, свойственные языку сирскому...» «Откуда же произошёл язык Еврейский? – Думаю, что это язык священный (не употреблявшийся в обыденной жизни). Ибо как в еллинских храмах были особенные некие начертания букв; так Бог всяческих чрез Моисея дал сей язык, не природный, но изучаемый» 257.

Не понимая друг друга, строившие оставили свою работу и должны были разойтись по разным странам. Это было Божиим наказанием за их гордые и строптивые замыслы. «Так как они не по-надлежащему воспользовались единством языка, то (Бог) хочет вразумить их разноязычием.... Итак, когда... люди, пользовавшиеся одним языком, употребили во зло данное им преимущество, Бог останавливает стремление их нечестия разноязычием...., чтобы, как единство языка совокупляло их в одном месте жительства, так разность языка заставила их рассеяться» 258. – В этом рассеянии народов по разным странам Лактанций усматривает «удаление их от корня истинного благочестия» и переходную ступень к идолопоклонству259. «Рассеялись, говорит он, люди по разным странам и населили острова. Тогда, отделясь как бы от корня истинного благочестия, они приняли другие нравы, по своему произволу. Египтяне первые начали всматриваться в небо и в звёзды и им поклоняться. Не имея ещё домов и наслаждаясь чистым безоблачным воздухом, они со вниманием рассматривали звёзды и замечали их течение и изменения. Вскоре после того разными мнимыми чудесами побуждены они были обожать и животных чудовищного вида. Люди, рассеявшиеся по другим странам, не преминули также удивляться небу, солнцу и стихиям, стали им также поклоняться и приносить жертвы, хотя не имели ещё ни храмов, ни статуй, которые выдумали уже после, в честь могущественных государей, принося им фимиам и закалая жертвы. Вот как отстали они от познания Истинного Бога и впали в ослепление язычества» 260.

После Ноя патриархи следовали в таком порядке: Сим, Арфаксад, Каинан, Сала, Евер, Фалек, Рагав, Серух, Нахор, Фарра, Авраам261.

* * *

187

Быт., VI, 3.

188

Тв. Св. Иоан. 3лат., Бес. на кн. Быт., ч, I, стр. 400, Бес. 22.

189

Тв. Св. Ефр. Сир., т. I, Москва, 1848 г., – стр. 226, Обличение себе самому и исповедь.

190

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. II, Спб., 1852 г., стр. 11, Бес. 24.

191

Ibidem, стр. 48, Бес. 25.

192

Ibidem, стр. 14, Бес. 24.

193

Быт., V, 29.

194

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. I, стр. 379–83, Бес. 21; – тоже см. Бес. к Антиох. народу, ч. II, стр. 522–523, Бес. о переим. имен III.

195

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. II, стр. 376, Бес. 39.

196

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. I, 382 стр., Бес. 21.

197

Св. Феоф. Ант., К Автол., кн. III, гл. 19, – см. свящ. П. Преображ., Соч. др. хр. апол., стр. 247.

198

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. II, стр. 13, Бес. 24.

199

Тв. Св. Ефр. Сир., т. VI, стр. 260. – На слова прор. Ионы: «Возстани и иди в Ниневию» (Ион., III, 2. 3).

200

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. II, стр. 22, Бес. 24.

201

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. II, стр. 24 и 40, Беседы 24 и 25.

202

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. I, стр. 406, Бес. 22; тоже см. Тв. Св. Кир. Иерус., Слова Огласит., стр. 30, II-е Оглас. Слово.

203

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. II. стр. 14, Бес. 24, – тоже см. Ibidem, стр. 55–56, Бес. 26.

204

Быт., VI, 17, 7.

205

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт. ч. I, стр. 407, Бес. 22.

206

Тв. Бл. Феодор., т. I, Толк. на кн. Быт., вопр. 57.

207

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Бытия, ч. II, стр. 41, Беседа XXV.

208

Ibidem, стр. 45.

209

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. II, стр. 7, Бес. 24.

210

Быт., VIII, 15–22; – IX, 1–17.

211

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. II, стр. 93, Бес. 27.

212

Тв. Бл. Феодор., т. I, стр. 56–57, Толк. на кн. Быт., воп. 56.

213

Ibidem, вопрос 55.

214

Curs. complet. V, 305, – См. Херасков. Руководство к последов. чтению и изъяснению Пятикнижия Моисеева, стр. 72.

215

Тв. Св. Епиф. Кипр., т. I, стр. 82, О Назореях, гл. 3; – тоже см. Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на разн. м. Св. Пис., ч. I, стр. 341, Бес. о соверш. любви.

216

Св. Иуст. Фил. и Муч., Разгов. с Триф. Иуд., 138 г. – см. свящ. П. Преобр., Сочин. Св. Иуст. Ф. и М., стр. 374; – тоже см. Тв. Св. Григ. Богосл., т. I, Москва, 1868 г., стр. 95, Слово IV, Облич. на царя Юлиана.

217

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. к Ант. нар., ч. I, стр. 177–178, Бес. о Лазаре VI.

218

Тв. Св. Епиф. Кипр., т. VI, стр. 164, Слово якорное, 94.

219

Тв. Св. Ефр. Сир., т. IV, Москва, 1850 г., стр. 126, Слово о суде и воскр.

220

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., II, 129, Бес. 29.

221

Ибо до Ноя, говорит Св. Отец в другом месте, неизвестны были употребление вина и польза винограда. „Самое выражение «начать» уже показывает, что он положил начало употреблению вина... (До тех пор) не было известно употребление этого растения (винограда)”. Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., II, 135. 137, Бес. 29; – тоже см. – Бес. к Ант. нар., II, 412, Бес. на кн. Быт. IV; – Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 57, Толк. на кн. Быт., воп. 57.

222

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., II, 135–136, Бес. 29.

223

Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 321, Толк. на кн. Быт. гл. 9.

224

„Священное Писание для того и означило, что это («обнажение») случилось (с Ноем) «в дому своем», дабы из последующего (поступка Хама) ты усмотрел крайность нечестья того, кто открыл наготу (отца своего) Ноя“. Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. II, стр. 141, Бес. 29.

225

Быт., IX, 20–25.

226

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. II, стр. 149–150, Бес. 29; – тоже см. Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 322–323, Толк. на кн. Быт., гл. 9; – Тв. Бл. Феодор., т. I, стр. 58–59, Толк. на кн. Быт., воп. 59.

227

Быт., IX, 25.

228

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. II, стр. 150–151, Бес. 29; – тоже см. – Бес. к Ант. нар. ч. I, стр. 176–179, Бес. о Лазаре VI; – Бес. к Ант. нар. ч. II, стр. 410–428, (о видах рабства, как социального явления, введённого грехом).

230

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. II, стр. 155, Бес. 29.

231

Кадикс, город в Испании.

232

В Вифании. Иные полагают – в Египте.

233

Аммон – область в Ливии.

234

Часть Киренаики, область, прил. к Египту.

235

Киренаика, область, смежная с Египтом.

236

На запад от Киринеи.

237

В Ливии.

238

Там же.

239

На бер. Ливийск. моря, в сев. части Африки.

240

Фец, Марокко и Алжир.

241

Гибралтар.

242

На берегу Арав. залива.

243

В счастливой Аравии.

244

Эфиопия.

245

В Сирии.

246

В Месопотамии.

247

В Сирии.

248

В Македонии.

249

В Колхиде.

250

В Херсонесе Фракийском.

251

Тв. Св. Епиф. Кипр., IV, 66–70, О Манихеях, гл. 83; – тоже см. – т. VI, 195–200, Слово якорное, гл. 112 и 113.

252

Св. Феоф. Ант., К Автол., кн. II, 31, – см. св. П. Преобр., Соч. др. хр. Апол., стр. 218; – тоже см. Тв. Св. Епиф. Кипр., т. 1, стр. 30–31, На 80 ересей т.н. Панарий, гл. 6.

253

Тв. Лактанция, в пер. Карнеева, Спб., 1848 г., ч. I, 161, Бож. Наст., кн. II, О происх. заблужд., гл. 14.

254

Быт., XI, 1–9.

255

Тв. Св. Епиф. Кипр., I, 29–30, Панарий, гл. 5.

256

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на разн. м. Св. Пис., I, 429 стр. Обозр. кн. В. З., Обозр. книги Бытия.

257

Тв. Бл. Феодор., I, 60, Толк. на кн. Быт., воп. 61. 62.

258

Тв. Св. Иоан. Злат., Бес. на кн. Быт., ч. II, стр. 172–173, Бес. 30; – Тоже см. Тв. Св. Ефр. Сир., т. VIII, стр. 326, Бес. на кн. Быт., гл. 11.

259

Впрочем, эта мысль прямо противоречит благим целям Промысла Божия, допустившего рассеяние народов для прекращения зачинавшегося зла и никоим образом не могшего содействовать зарождению нового зла.

260

Твор. Лактанц., в пер. Карн., ч. I, стр. 162, Божеств. наст., кн. II, О происх. заблужд., гл. XIV.

261

Быт., XI, 10–26.


Источник: Протопопов В.И. Библейские ветхозаветные события по толкованиям святых отцов и учителей Церкви. Казань: типо-лит. Имп. ун-та, 1896. - 202 с. Отдельный оттиск из Протоколов Казанской духовной академии за 1895 год.

Комментарии для сайта Cackle