Г.И. Вениаминова

Источник

Приложения

План Евангелия от Иоанна


Глава 1. Пролог (1–18). Проповедь Иоанна Крестителя (19–28). Крещение Господне (29–34). Первые ученики (35–42). Глава 2. Первое чудо (1–11). Христос в Капернауме (12). Первая Пасха. Изгнание торгующих из Храма (13–25). Глава 3. Беседа с Никодимом (1–21). Христос крестит в Иудее (22). Последнее свидетельство Иоанна Крестителя о Христе (23–26). Глава 4. Путешествие в Галилею (1–3). Беседа с Самарянкой (4–42). Исцеление сына царедворца (43–54). Глава 5. Вторая Пасха. Исцеление при купальне Вифезда (1–16). Беседа о Своем равенстве Отцу, о воскресении и суде (17–47). Глава 6. Насыщение 5000 человек (1–14). Чудо хождения по водам (15–21). Беседа о Хлебе Жизни на третью Пасху (22–71). Глава 7. Христос в Галилее. Братья Христа (1–13). Христос на празднике Кущей (14–53). Глава 8. Женщина, взятая в прелюбодеянии (1–11). Спор с иудеями на «другой день после праздника Кущей» (12–59). Глава 9. Исцеление слепорожденного (1–41). Глава 10. Притча о Добром Пастыре (1–21). Беседа на празднике Обновления (22–39). Уход Господа за Иордан (40–42). Глава 11. 1. Воскрешение Лазаря (1–46). Совет Каиафы (47–53). Христос в Ефраиме (54–57). Глава 12. Вечеря в Вифании (1–11). Вход Господень в Иерусалим (12–19). Встреча с еллинами (20–23). Последние наставления Иисуса Христа (24–36). Глава 13. Омовение ног на Тайной Вечери (1–20). Изобличение предателя, уход Иуды (21–30). Прощальная беседа с учениками (31–38). Глава 14–16. Прощальная беседа с учениками. Глава 17. Первосвященническая молитва (1–26). Глава 18. Взятие под стражу (1–12). Иисус Христос перед Анной, отречение ап. Петра (13–27). Иисус Христос перед Пилатом (28–38). Пилат пытается отпустить Иисуса Христа (39–40). Глава 19. Бичевание, Пилат вновь пытается отпустить Иисуса Христа (1–15). Распятие (16–24). У Креста Господня (25–30). Смерть Христова (30). Снятие со Креста и погребение (31–42). Глава 20. Мария Магдалина приходит ко Гробу Господню (1). Ann. Петр и Иоанн у Гроба Господня (2–10). Явление Господа Марии Магдалине (11– 18). Явление Одиннадцати в отсутствие ап. Фомы (19–24). Уверение ап. Фомы (25–29). Заключение (30–31). Глава 21. Явление при море Тивериадском (1–23). Заключение (24–25).

План Евангелия от Матфея


Главы 1–2. Пролог о Рождестве и первых годах жизни Спасителя. Главы 3–4. Иоанн Креститель и начало благовестил Царства. Учение об условиях стяжания Царства Небесного Главы 5–7. Нагорная проповедь. Главы 8–9. Раскрытие учения о Царстве делами. Десять галилейских чудес. Глава 10.      Приложение учения о Царстве к служению учеников. Наставления ученикам. Учение о Царстве Небесном по существу Главы 11–12. Служение Мессии. Вопрос Иоанна Предтечи. Глава 13.      Притчи о Царстве. Главы 14–15. Дальнейшее раскрытие учения о Царстве делами: великие чудеса насыщения пяти тысяч, хождение по водам и насыщение четырех тысяч. Перелом евангельской истории Глава 16. Исповедание ап. Петра. Главы 17–18. Преображение. Наставление о Церкви: (16:17–19) и (18:17–18). Главы 19–20. Путь на Страсти. Глава 21. Вход Господень в Иерусалим. Глава 22. Обличительные притчи и искусительные вопросы. Глава 23. Обличение фарисеев. Главы 24–25. Эсхатологическая речь и притчи о Суде. Главы 26–28. Страсти и Воскресение.

Уникальные места Евангелия от Матфея


1:18 – 2:23 Благовестив праведному Иосифу, поклонение волхвов, бегство в Египет, избиение младенцев, возвращение из Египта 5:1–7:29 Нагорная проповедь как замкнутое целое 9:27–31 Исцеление двух слепцов 9:32–33 Исцеление бесноватого 10:5–42 Наставления Двенадцати перед отправлением их на проповедь 13:24–30, 36–43 Притча о плевелах 13:44 Притча о сокровище в поле 13:45–46 Притча о драгоценной жемчужине 13:47–52 Притча о неводе 17:24–27 Чудо со статором 18:23–35 Притча о немилосердном заимодавце 20:1–16 Притча о работниках в винограднике 21:28–32 Притча о двух сыновьях гл. 23 Обличительная речь против фарисеев как замкнутое целое 25:1–13 Притча о десяти девах 25:31–46 Описание Страшного суда 27:3–10 Раскаяние и самоубийство Иуды 27:62–66 Установление стражи у гроба 28:11–15 Донесение стражи архиереям

Уникальные места Евангелия от Марку


4:26–29      Притча о невидимо растущем семени 7:32–35      Исцеление глухого косноязычного 8:22–26      Исцеление слепого в Вифсаиде 14:51–52      Нагой юноша в Гефсиманском саду

Уникальные места Евангелия от Луки


1:5–79 Благовестие праведному Захарии. Рождество Иоанна Предтечи. Благовещение Деве Марии. Посещение Девой Марией дома праведной Елисаветы 2:8–20 Благовестие пастухам. Поклонение пастухов 2:21–38 Сретение 2:41–52 Двенадцатилетний Отрок Иисус в Храме 5:4–9 Первый чудесный улов рыбы 7:11–17 Воскрешение сына Наинской вдовы 7:36–50 Христос и грешница в доме Симона фарисея 10:1–12 Отправление и наставление Семидесяти 10:29–37 Притча о милосердном самарянине 10:38–42 Христос в Вифании у Марфы и Марии 11:5–8 Притча о докучливом друге 12:16–21 Притча о безумном богаче 12:35–40 Притча о бодрствующих слугах 12:42–48 Притча о благоразумном домоправителе 13:1–9 Христос о галилеянах, казненных Пилатом, о падении Силоамской башни. Притча о бесплодной смоковнице 13:10–17 Исцеление скорченной женщины в субботу 13:31–33 Предостережение от Ирода 14:1–6 Исцеление больного водянкой 14:7–14 Притча о званных на брак 15:8–32 Притчи о потерянной драхме и блудном сыне 16:1–12 Притча о неправедном управителе 16:19–31 Притча о богатом и Лазаре 17:11–19 Исцеление десяти прокаженных 18:1–8 Притча о неправедном судии 18:9–14 Притча о мытаре и фарисее 19:1–10 Христос и Закхей 23:6–12 Суд у Ирода 23:39–43 Исповедание благоразумного разбойника 24:13–35 Явление воскресшего Господа ученикам по пути в Еммаус 24:50–53 Вознесение

Важнейшие места общесиноптического евангельского текста


Мф. 3:11–4:11; Мк. 1:1–13; Лк. 3:1–23; 4:1–13 Проповедь Иоанна Предтечи. Крещение Господне и искушение в пустыне Мф. 8:28–34; Мк. 5:1–20; Лк. 8:26–39 Исцеление бесноватых (бесноватого) в земле Гадаринской (Гергесинской)
Мк. 1:14–20;       1:29–45;       2:1–17;       Лк. 4:14–15; 4:38–5:32 и соотв. места в: 4,8–9 гл. Мф Начало общественного служения в Галилее. Призвание Петра, Андрея, Иакова, Иоанна. Исцеление тещи Петра. Исцеление расслабленного. Призвание Матфея. Мф. 9:18–26; Мк. 5:21–43; Лк. 8:40–56 Воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой
Мф. 10:1–11; Мк. 6:6–13; Лк. 9:1–6 Отправление Двенадцати на проповедь
Мк. 2:18–3,12; Лк. 5:33–6,19; Мф. 9:14–17; 12:1–21 Срывание колосьев в субботу. Исцеление сухорукого в субботу. Заговор против Господа Иисуса Христа. Вопрос о посте и ответ Христа о сынах чертога брачного Мф. 14:1–2; Мк. 6:14–16; Лк. 9:7–9 Ирод принимает Христа за воскресшего Предтечу
Мф. 14:12–21; Мк. 6:30–44; Лк. 9:10–17 Возвращение Двенадцати и насыщение 5000
Мф. 10:1–4; Мк. 3:13–19; Лк. 6:12–16 Избрание двенадцати апостолов Мк. 16:13–28; Мк. 8:27–9:1; Лк. 9:18–27 Исповедание ап. Петра и предсказание Спасителем Своей смерти и воскресения
Мф. 12:22–37; Мк. 3:22–30; Лк. 8:19–21 Исцеление бесноватого, богохульство фарисеев и ответ Спасителя о Царстве, разделившемся в самом себе и о хуле на Духа Святого Мф. 17:1–23; Мк. 9:2–32; Лк. 9:28–45 Преображение, исцеление лунатика, новое предсказание смерти и воскресения
Мф. 12:46–50; Мк. 3:31–35; Лк. 8:4–15; 13:18–19 Матерь и братья Иисуса Христа желают говорить с Ним Мф. 18:1–5; Мк. 9:33–37; Лк. 9:46–48 Спор учеников о старшинстве
Мф. 13:1–23; 31–32; Мк. 4:1–20; 30–32; Лк. 8:4–15; 13:18–19 Притчи о сеятеле, о зерне горчичном Мф. 19:13–30; Мк. 10:13–31; Лк. 18:15–30 Христос благословляет детей. Вопрос богатого юноши и ответ Спасителя
Мф. 8:23–27; Мк. 4:35–41; Лк. 8:22–25 Усмирение бури Мф. 20:17–19; Мк. 10:32–3; Лк. 18:31–34 Третье предсказание Спасителем Своей крестной смерти
Мф. 21:1–11; Мк. 11:1–11; Лк. 19:29–40 Вход Господень в Иерусалим Мф. 20:29–34; Мк. 10:46–52; Лк. 18:35–43 Исцеление слепцов (слепца) в Иерихоне
Мф. 21:33–46; Мк. 12:1–12; Лк. 20:9–19 Обличительная притча о злых виноградарях Мф. 26:26–29; Мк. 14:22–25; Лк. 22:19–20 Установление Таинства Евхаристии
Мф. 22:15–46; Мк. 12:13–37; Лк. 20:20–44 Искусительные вопросы Господу Мф. 27:31–34; Мк. 15:20–23; Лк. 23:26–33 Крестный путь Господа
Мф. 24:1–31; Мк. 13:28–37; Лк. 21:29–36 Пророчества Господа о разрушении Иерусалима, о последних временах и о Своем Втором Пришествии Мф. 27:35–38; Мк. 15:24–28; Лк. 23:33–34 Распятие
Мф. 27:50; Мк. 15:57; Лк. 23:46 Смерть Господа

С. С. Аверинцев. Комментарий к Мф. 5–710

(5:3) и далее. Блаженны, греч. μακάριοι – со времен Септуагинты нормальная передача древнеевр. cašrej (всегда только в форме status constructus pluralis, т.е. множественного числа семитской грамматической конструкции «сопряженного состояния»; см., например, в ряде псалмов, начиная с 1:1). Древнее выражение с неясной этимологией имеет отчетливый формульный характер. Тем более в лексической системе новозаветного греческого языка это маркированный библеизм, цитатно окрашенный, отсылающий и к семитской лексике, и к Септуагинте. Поэтому мы сочли уместным сохранить традиционный перевод как знак формульности выражения.

Нищий, греч. πτωχός. – традиционная передача весьма обильного коннотациями евр. cebjon «согбенный, угнетенный, убогий». В ветхозаветных контекстах оно означает того, для кого нет иной помощи, кроме помощи Бога, но который именно поэтому пребывает под непосредственной защитой Бога более, чем кто-либо другой (Втор 24:14). Так именуется, например, израильтянин, сохраняющий свою веру в условиях вавилонского пленения (Ис 25:4 и др.). В условиях «века сего» всякий праведник, отказывающийся от неправедных преимуществ, и предпочитающий быть жертвой, но не источником агрессии, может быть обозначен этим словом; характерно, что оно стало самоназванием иудеохристианской группы (так наз. эвиониты). По велению духа – этот перевод греч. πνεύματι основывается на некоторых кумранских параллелях; подобное понимание известно и святоотеческой экзегезе (например, в Кратком Правиле св. Василия Великого, 205, см. Migne, Patrologia Graeca 31, 1217); ср. также Исх 35:21, где идея добровольного и доброхотного пожертвования выражена следующим образом: «И приходил и... все, которых располагал дух, и приносили приношения Господу для устроения Скинии». В только что описанной семантике слова rebjon идея добровольности имплицитно уже присутствует, и постольку никого не должно смущать то обстоятельство, что в параллельном месте у Луки (Лк. 6:20) слово «нищие» дано без всяких разъяснений, а Евангелие от Матфея, напротив, раскрывает импликацию. Толкование, из которого исходит наш перевод, не находится в противоречии ни с акцентированием темы смирения, выходящей на передний план у свв. Иоанна Златоуста, Григория Великого и некоторых других Отцов (ибо добровольно избрать себе участь rebjon, несомненно, есть акт смирения), ни с пониманием «духа» как Духа Божия, встречающимся, например, у бл. Иеронима (ибо человеческий дух, с христианской точки зрения, в своих благих действиях получает внушение от Святого Духа). Древние тексты, как известно, не знали написания слова с прописной или строчной буквы. Читателю предлагается расслышать одновременно оба варианта: «духом» и «Духом».

(5:4) Скорбящие – греч. πενθοῦντες, слово, семантика которого связана с оплакиванием и трауром, т.е. с такой скорбью, которая является не просто эмоцией, но и долгом, а отказ от нее – предательством. Человек не может всерьез искать Царствия Божия и правды Божией, не испытывая вполне реальной боли от недолжного состояния мира и себя самого; только окончательный приход Царствия приносит конец этому трауру. Согласно Ис 61:2, мессианское утешение посылается «сетующим на Сионе». Св. Иоанн Златоуст в толковании на это место подчеркивает напряженный, волевой, активно – аскетический характер этой скорби, весьма отличной от пассивного огорчения, печали. Однокоренное слово πένθος (в традиционной передаче плач) стало важнейшим термином православной аскетики.

(5:5) Ср. Пс 36:11.

(5:15) Под сосуд – в старых домах Ближнего Востока принято было гасить светильник, непременно накрывая его сосудом, чтобы дым от тлеющего фитиля не наполнил плохо проветриваемое помещение.

(5:17) Греч. πληρῶσαι значит одновременно и «исполнить», и «восполнить». В данном контексте особенно важен второй смысл: мессианское время раскрывает всю полноту смысла предварительного Откровения.

(5:22) Гневается на брата своего – ряд рукописей добавляет «напрасно». Рака – арамейское бранное слово («пустой человек»). Безумный – в иудейской среде чрезвычайно резкое ругательство, имеющее в виду не только и не столько интеллектуальный недостаток, сколько нечестие и развращение (ср. Пс 13:1: «Сказал безумец в сердце своем: «нет Бога»). Геенна – первоначально название долины (евр. Хинном или Бен Хинном) к югу от Иерусалима. Дурную репутацию этой долине принесло то, что она бывала местом языческих обрядов, во время которых приносили в жертву детей (Иер 7:31). После того, как эти обряды были прекращены, место подверглось проклятию и превращено в свалку для мусора и непогребенных трупов; там постоянно горели и тлели огни, уничтожавшие гниение. Уже в Ветхом Завете эта непрекращающаяся работа червей и огня стала символом конечной погибели грешников: «...И увидят трупы людей, отступивших от Меня; ибо червь их не умрет, и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» (Ис 66:24). Отсюда метафорическое употребление этого топонима в Евангелиях.

(5:26) Кодрант (лат. quadrans «четвертушка») – очень мелкая римская монета в четверть асса стоимостью.

(5:31) Ср. Втор 24:1.

(5:37) «Да, да», «нет, нет»: возможно, двукратное повторение утверждения и отрицания употреблялось как формула заверения вместо запрещенной клятвы. От Лукавого – или «от лукавого», т.е. «от зла».

(5:39) Ударит тебя в правую щеку – ритуальный удар тыльной стороной ладони по правой щеке в традиции ближневосточных народов – одно из самых страшных оскорблений, несравненно более тяжкое, чем пощечина.

(5:47) Со своими – буквально «с братьями вашими»; имеется в виду любой, хотя бы весьма широкий, но замкнутый круг – родичи, свояки, друзья, соплеменники и т. д.

(6:2) Лицедеи – греч. ὑροκριταί, слово, нормально означавшее актеров. Традиционный перевод – «лицемеры». Однако слово «лицемер» несколько огрубело в своем значении; скажем, герой комедии Мольера «Тартюф, или Лицемер» – это тривиальный мерзавец, который начинает вести себя как скот, едва его покровитель на минуту отвернется. Что вести себя так – дурно, любой иудей и любой язычник знали и без Нагорной Проповеди; и фарисеи времен Господа, всерьез озабоченные пунктуальным и скрупулезным выполнением буквы Закона, примерно как наши старообрядцы, едва ли заслуживают одного имени с Тартюфом. Но в том-то и состоит духовный радикализм Нагорной Проповеди, что она отвергает всякое поведение «на публику», всякое исполнение социальной роли (даже «добросовестное») и всякое актерство, даже перед самим собой и перед Богом, как играет фарисей из притчи в Евангелии от Луки (Лк. 18:10–14).

(6:6) В некоторых рукописях добавлено: «явно».

(6:7) Не бормочите – в подлиннике тоже звукоподражательный глагол βαττολογεῖν.

(6:9) Святить Имя – ходовое иудейское выражение, обозначавшее то, что верующий ведет себя безупречно и тем побуждает неверующих хвалить его веру и его Бога.

(6:11) Насущный – греч. ἐπιούσιος вызывало затруднения уже в древности. Оно может значить: а) «необходимый», б) «на этот день» и в) «на грядущий день».

(6:12) Простили – в поздних рукописях «прощаем».

(6:13) См. примеч. к 5:37.

(6:24) Богатству – в подлиннике арамеизм «мамоне».

(6:25) Не хлопочите – греч. глагол μεριμνάω акцентирует эмоциональный момент тревоги и напряжения сильнее, чем русское «забочусь». Осуждается не рассудочная мысль о завтрашнем дне, но вкладывание в заботу своего сердца, – которое должно быть всецело отдано Богу и Его Царствию.

(6:27) К сроку жизни своей – подлинник допускает и другое понимание: «к росту своему».

(6:28) Цветы в поле – собственно, анемоны (в традиционном переводе – «лилии»).

(7:12) Так называемое Золотое Правило. Аналогичная, но отрицательная его формулировка – чего не хочешь для себя, не делай другому – приписывается некоторым талмудическим авторитетам (Гиллелю Sab. 31а; рабби Акибе Ab. R. Nachm. xxvi, f. 27 а). Для евангельского учения характерна формулировка положительная – не просто воздержание от зла, но активное добро.

(7:22) В оный День – терминологическое обозначение Страшного Суда.

Мф. 26:17 – 28:2011

(26:23) Опустить руку именно в блюдо, стоящее перед Иисусом (при очевидном наличии хотя бы еще одного блюда за столом) означает в традиционном кодексе Востока претензию на особую степень дружеской близости и доверительных отношений. Обычная древняя символика совместного вкушения еды в этом пункте особенно усиливается.

(26:29) Дня того – характерный случай, когда самое простое слово «день» выступает как эсхатологический символ и термин.

(26:30) Славословие – «халлель», входящий в обрядность иудейской Пасхи. Гора Маслин – высокий холм к Востоку от Иерусалима, отделенный от города оврагом реки Кидрон. В традиционном переводе – «Масличная гора»; церковнославянская транскрипция греческого топонима – «Елеон» («Елеоноская гора»). На холме до сих пор растут маслины (некоторые – очень старые).

(26:31) Ср. Зах 13:17.

(26:36) Гефсимания (евр. «Дом Точила», то есть место, где было устройство для выдавливания сока из виноградных гроздьев) – место на западном склоне Горы Маслин.

(26:47) Один из Двенадцати – высокое избрание Иуды еще раз многозначительно подчеркнуто. (На ином языке, чуждом миру Евангелий, это можно было бы назвать трагической иронией).

(26:50) Любезный – греч. ἑταῖρε. Так же обращается в притче царь к рабу, явившемуся на брачный пир без подобающего одеяния (Мф. 22:12).

(26:64) Ср. Дан 7:13; Пс 109 (110):1.

(26:73) В талмудической литературе встречается отголосок анекдотов о галилейском говоре, не всегда понятном жителям Иерусалима и забавлявшем их. Право приговаривать к смертной казни римские оккупационные власти удерживали за собой. Приговор, вынесенный иудейским Синедрионом, нуждался в формальном утверждении римского наместника.

(27:6) Обсуждение казуистических вопросов, касающихся пожертвованных Храму, но ритуально нечистых денег, характерно для исторического фона эпохи и среды.

(27:9–10) Ср. Иер 32:6–15; Зах 11:12–13.

(27:34) По–видимому, имеется в виду «одуряющая» и потому уменьшающая страдания смесь вина с миррой (ср. Мк. 15:23), которую набожные иудеянки (ср. Лк. 23:27) предлагали осужденным на мучительную казнь. Иисус отказался от этого напитка.

(27:46) Ср. Пс 21(22):2. Цитата отсылает к псалму в целом и постольку не должна быть понимаема как возглас отчаяния.

Пророчества Ветхого Завета о Христе,

упоминаемые в Четвероевангелии


Иисус Христос – от семени Авраама. Быт 12:3: Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные Исполнение этих пророчеств отражено в родословной Господа
Иисус Христос – от семени Исаака. Быт 17:19: Бог же сказал: именно Сарра, жена твоя, родит тебе сына, и ты наречешь ему имя: Исаак; и поставлю завет Мой с ним заветом вечным [и] потомству его после него. Иисус Христос – от семени Иакова. Числ 24:17: Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Иисус Христос – от колена Иуды. Быт 49:10: Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов. Иисус Христос – наследник престола царя Давида. Ис 9:7: Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это.
Иисус Христос рождается в Вифлееме. Мих 5:2: И ты, Вифлеем – Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле и Которого происхождение из начала, от дней вечных. Мф. 2:1–6
О рождении от Девы. Ис 7:14: Итак Сам Господь даст вам знамение: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил. Мф. 1:21–23
Об избиении младенцев. Иер 31:15: Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет. Мф. 2:16–18
Пророчество о бегстве в Египет. Ос 11:1: На заре погибнет царь Израилев! Когда Израиль был юн, Я любил его и из Египта вызвал сына Моего. Мф. 2:13–15
О приготовлении пути Господня Предтечей. Ис 40:3: Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему. Мал 3:1: Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф. Мк. 1:1–3
О галилейской миссии Христа. Ис 9:1, 2: Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но последующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую. 2 Народ, ходящий во тьме, увидит свет великий; на живущих в стране тени смертной свет воссияет. Мф. 4:12–16
Иисус Христос – утешение всех сетующих. Ис 61:1, 2: Дух Господа Бога на Мне, ибо Господь помазал Меня благовествовать нищим, послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, 2 проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего, утешить всех сетующих. Лк. 4:17–18, 21
Иисуса Христа свои не примут. Ис 53:3: Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Мк. 9:12
О Торжественном входе Господа в Иерусалим. Зах 9:9: Ликуй от радости дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной. Ин 12:14–16
О предательстве Иуды. Пс 40:10: Даже человек мирный со мною, на которого я полагался, который ел хлеб мой, поднял на меня пяту. Ин 13:18,20
О продаже за 30 серебренников. Зах 11:12: И скажу им: если угодно вам, то дайте Мне плату Мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату Мне тридцать сребренников. Мф. 25:14–16; 27:9–10
О безгласии перед обвинителями. Ис 53:7: Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. Мф. 26:63
О поругании и оплевании. Ис 50:6: Я предал хребет Мой биющим и ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания. Мф. 27:27–30
О враждующих неправедно на Иисуса Христа. Пс 34:19: чтобы не торжествовали надо мною враждующие против меня неправедно, и не перемигивались глазами ненавидящие меня безвинно. Ин 15:25
О причтении к злодеям. Ис 53:12: Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тоща как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем. Мк. 15:27–28
О пронзении на кресте. Зах. 12:10: А на дом Давида и на жителей Иерусалима изолью дух благодати и умиления, и они воззрят на Него, Которого пронзили, и будут рыдать о Нем, как рыдают об единородном сыне, и скорбеть, как скорбят о первенце Ин 19:34, 37
О ругающихся и смеющихся у Креста. Пс 21:8–9: Все, видящие меня, ругаются надо мною, говорят устами, кивая головою: «он уповал на Господа; пусть избавит его, пусть спасет, если он угоден Ему». Мф. 27:38–44
О напоении уксусом. Пс 68:22: И дали мне в пищу желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом. Мф. 27:34
О разделении одежд Христа. Пс 21:18–19: Можно было бы перечесть все кости мои; а они смотрят и делают из меня зрелище; делят ризы мои между собою и об одежде моей бросают жребий. Ин 19:23–24
О несокрушении костей Агнца. Пс 33:21: Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится. Ин 19:31–33, 36
О погребении у богатого. Ис 53:9: Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого, потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Мф. 27:57–60
О Воскресении и Вознесении. Пс 15:10: ибо Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление; Пс. 48:16: Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня; Пс. 67:19: приблизься к душе моей, избавь ее; ради врагов моих спаси меня. Лк. 24:46, 51

Минимум по Четвероевангелию

Студент должен знать: новозаветные свидетельства о евангелистах Матфее (Мф. 9:9 и пар.; Мф. 10:3 и пар.)12, Марке (Мк. 14:51; Деян 12:12; Деян 13:5; 13; Деян 13:13; 15:37–39; Кол 4:10; 2Тим4:11; 1Петр 5:13)13, Луке (Лк. 1:1–4 ср. с Деян 1:1; Лк. 24:13 –35; Деян 16:10идал.; Кол 4:14; Флм 1:23; 2Тим 4: ІО)14, Иоанне (Мф. 4:21 и пар.; Ин 1:35; 40; Мк5:37; Мф. 17:1; Мк. 14:33; МкЗ:17; Лк. 9:54; Мф. 20:20; Ин 13:23; Ин 18:15; Ин 19:26; Ин 20:1–10; Ин 21; Деян 3:1 и далее; Гал 2:9)15.

А также свидетельства церковного предания о времени и месте написания Евангелий: Папия Иерапольского и свщмч. Иринея Лионского о Евангелии от Матфея и от Марка; фрагмент Муратори о Евангелие от Луки; свщмч. Иринея Лионского и Евсевия Кесарийского о Евангелии от Иоанна16.

Отмеченное звездочкой (*) является обязательным для БФ и МФ.

Характерные тексты

(В этом разделе перечислены отрывки, которые студент должен знать близко к тексту или наизусть)

Благовестие праведному Иосифу (Мф. 1:18–25)

Благовещение Деве Марии (Лк. 1: 26–38)

Песнь Богородицы (Лк. 1: 46–56)

Крещение Господне (Мф. 3:13–17 и пар.)

Искушение в пустыне (Мф. 4:1–11 и пар.)

Блаженства (Мф. 5:3–12 и Лк. 6:20–23)

«Закон любви» (Мф. 5:43–45; 48)

Молитва Господня (Мф. 6:9–13; в сравнении с Лк. 11:1–4)

«Золотое правило» (полностью Мф. 7:12 с указанием, в чем «весь закон и пророки»)

Притча о сеятеле (Мф. 13:3–8; 13–23 и пар.)

Исповедание ап. Петра (Мф. 16:13–20 и пар.)

Три искусительных вопроса на Страстной седмице (Мф. 22:15–40 и пар.)

Установление Евхаристии на Тайной Вечери (Мф. 26:26–29 и пар.)

Чудо в Кане Галилейской (Ин 2:1–11)

Беседа с Никодимом (Ин 3:1–21)

Беседа с Самарянкой (Ин 4:7–26; 28–30; 39–42)

Беседа о Хлебе Небесном (Ин 6:22–59)

Воскрешение Лазаря (Ин 11:1–57)

Обетования Святаго Духа в Прощальной беседе (Ин 14; 15; 16)

Семь «слов» Господа на Кресте17

Явление воскресшего Господа в Галилее, «великое поручение» ученикам, Вознесение (Мф. 28:16–20; Мк. 16:14–19; Лк. 24:51–52; Деян 1:1–3)

Самонаименования Господа (по Ин) («Аз есмь хлеб животный; свет мира; пастырь добрый; дверь овцам; воскресение и жизнь; путь, истина и жизнь; истинная виноградная лоза»)

II. 1. Понятия

Царство Небесное (Царство Божие)

Мессия18

Христос19

Сын Человеческий (Дан 7:13–14; упоминание в Мф. 16:13,27 и др.)

Сын Давидов

Новый Завет20

Закон (Тора) – название книг Закона21

«Предания старцев»

«Ближний» (Лев 19:18; упоминается в Мф. 5:43 и др.)

Исагогика*

Экзегетика*

Герменевтика*

Текстология*

Апокрифы22

Канон (состав новозаветного канона)23

Кодекс*24

Синайский кодекс*

Пергамент*

Папирус*

II.2. Термины

Декалог

Евангелие25

Синоптические Евангелия26

Храм27

Пасхальный агнец Опресноки (день опресночный?)

Первосвященник

Старейшины28

Книжники

Фарисеи

Саддукеи

Иродиане

Зелоты

Мытари

Иудейский обряд погребения

Геенна (огненная) (Мф. 5:22) (М. п. с. 106)

Закон очищения (упоминание в Лк. 2:22)

Закон посвящения первенцев Богу (Исх 13:2; упоминание в Лк. 2:23)

Закон ужичества (левирата) (Втор 25:5–6)

Ветхозаветные праздники: Пасха, Пятидесятница, Поставления Кущей, Обновления, Суббота – история и время установления29

Синедрион

Синагога30

Притча

Эллинизм*31

Прокуратор

Кесарь

Претория

Тысяченачальник

Сотник

Легион

Реалии

1. Топонимы

(Топонимы нужно уметь находить на карте Святой Земли или описательно характеризовать их местоположение. А также дать краткую характеристику контекста священной истории, в котором они упоминаются)

Иудея: Иерусалим, Вифлеем, Вифания, Гефсиманский сад, гора Елеонская, Голгофа; Самария: Сихарь;

Галилея: Назарет, Капернаум, Кана, Наин;

Галилейское озеро (море) (Геннисаретское, Тивериадское);

Кесария Филиппова (Мф. 16:13).

ІІІ. 2. Языки Палестины*32

Ш. 3. Персоналии

Еммануил (Мф. 1:23)

Иисус (Мф. 1:20–22)

Иоанн Креститель (рождество; проповедь по (например,?) Мф. 3:1–12; свидетельство Христа о нем по Мф. 11:7–14; усекновение главы)

Апостол (имена 12–ти апостолов)

Братья Господа по плоти (имена Мф. 13:55; Мк. 6:3)

Никодим (Ин 3:1 и след., 7:50–51, 19:39–42)

Иосиф Аримафейский (Мф, Мк, Лк, Ин)

Анна (Лк. 3:2; Ин 18:13; 19–24)

Каиафа (Мф. 26:5 и след; Лк. 3:2; Ин 11:49 и след., 18:14; 24; 28)

Лазарь (Ин 11)

Марфа, Мария (Ин, Лк)

Мария Магдалина

Александр Македонский*33

Селевкиды*

Маккавеи*

Ирод Великий (Мф. 2:1–22; Лк. 1:5)

Ирод Антипа (Мф. 14:1–10; Лк. 23:6–12)

Август (Лк. 2:1)

Тиверий (Лк. 3:1)

Понтий Пилат (Мф. 27:2 и след.; Мк. 15:1 и след.; Лк. 3:1, 23:1 и след;

Ин 18:29 и след.)

ПІ. 4. Даты

Начало Римского периода правления в Палестине – 63 г. до н. э.

Смерть Ирода Великого – 4 г. до н. э.

Предполагаемая дата распятия и Воскресения Христова – ок. 30 г. н.э.

Ш. 5. Христианские праздники, установленные на основании евангельского текста

Благовещение Пресвятой Деве Марии ( Лк. 1:26–38);

Рождество Христово (Лк. 2:1–7);

Обрезание и наречение имени (Лк. 2:22);

Сретение (Лк. 2:23–39);

Крещение Господне (Мф, Мк, Лк, Ин);

Преображение (Мф, Мк, Лк);

Вход Господень в Иерусалим (Мф, Мк, Лк, Ин);

Воскресение Христово (Пасха) (Мф, Мк, Лк, Ин);

Вознесение (Мк, Лк, Деян)

ІІІ. 6. Переводы Священного Писания (язык и время перевода)*

Септуагинта (перевод Семидесяти)

Вульгата34

Славянский перевод35

Синодальный перевод36

Подписано в печать 23.07.2012. Формат 60 х 90/8

Объем 14,3 п. л. Тираж 1000 экз.

Издательство Православного Свято–Тихоновского

гуманитарного университета

115184, Москва, Новокузнецкая ул., 23, корп. 5а

Email: izdat@pstgu.ro

www.pstgu.ro

Отпечатано в ГУП МО «КТ» "Раменская типография» Московская обл.,

г.Раменскоѳ, Сафоновский проезд, д.1. Тел. (496) 46–393–65. Заказ №946

* * *

10

© Опубликовано в журнале “Альфа и Омега”, 1994. № 2. С. 5–16.

11

© Опубликовано в журнале “Альфа и Омега”, 1994. № 2. С. 5–16.

12

Емельянов А., прот. Введение в Четвероевангелие. М.: Изд–во ПСТГУ, 2010. П. 10.1.1.

13

Там же. П. 10.2.1.

14

Там же. П. 10.3.1.

15

Там же. П. 10.4.1.

16

Там же. Пп. Ю.1.2., Ю.2.2., Ю.З.2., 10.4.2.

17

Методическое пособие для практических занятий по курсу Четвероевангелия. М.: Изд–во ПСТГУ, 2012. С. 92.

18

Методическое пособие... С. 8.

19

Там же.

20

Емельянов А., прот. Цит. соч. П. 7.1.

21

Методическое пособие... С. 7.

22

Емельянов А., прот. Цит. соч. П. 7.4.

23

Там же. П. 7.3.

24

Там же. П. 9.1.

25

Там же. П. 7.2.3.

26

Там же. П. 11.

27

Там же. П. 6.1.3

28

Там же. П. 6.1.2.

29

Емельянов А., прот. Цит. соч. П. 6.1.4.

30

Тамже. П. 6.1.5.

31

Там же. П. 5.1.

32

Там же. П. 5.2.1.

33

Емельянов А., прот. Цит. соч. П. 5.1.

34

Там же. П. 9.4.

35

Там же. П. 9.6.

36

Там же. П. 9.7.


Источник: Четвероевангелие [Текст] : методическое пособие для практических занятий по курсу / Православный Свято-Тихоновский гуманитарный ун-т ; [сост. Г. И. Вениаминова]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2016. - 173, [1] с.

Комментарии для сайта Cackle