архиеп. Феоктист (Мочульский)

Отделение второе. О вере и любви, яже о Христе Иисусе

§ 13

Через Христианскую веру означается оная спасительная истина, что Иисус Христос есть Сын Божий, истинный Мессия, Праотцам обетованный, Пророками предвещенный, Иудеями чаянный и посланный от Бога в мир удовлетворить правосудию Божию за грехи человеческие, возвестить людям путь правый, сказать суд грядущий и уверить их о

жизни будущей. К сему о вере учению присоединяет Апостол Павел несомненное упование: вера, глаголет он, вера есть уповаемых извещение; (Евр. 11:1) есть сильное удостоверение о Божиих обетованиях и твёрдое чаяние исполнения оных; есть источник всех тех возвышенных побуждений, коими смертные одушевляются чистейшим услаждением к произведению всякого блага на земли, к несомненному упованию воздаяния на небесах.

Выше же, в § 2-м сказано, что создание мира, искупление человеческого рода и будущий всемирный суд объемлют, сближают и сосредоточивают всю окрестность, все части Христианского учения, и соединяя начало времён и самую вечность, подают нам спасительное вразумление о временном и вечном блаженстве нашем.

Все сии спасительные предметы объемлем верою и упованием, по Апостольскому учению; таково же учение о вере и в Символе веры.

§ 14

Символ веры начинается так: Верую во единого Бога и проч.; и по числу трёх Божественных лиц можно разделить Символ веры на три части, то есть на науку о Боге Отце, на науку о Боге Сыне, и на науку о Боге Духе Святом, и на четыре прибавления: о Церкви, о Святом крещении и других благодатных таинствах, о воскресении мертвых, и о жизни будущей.

§ 15

Символ веры о Боге Отце внушает нам: что Он всех видимых и невидимых тварей Создатель, Вседержитель и Промыслитель: ecu о Нем живем, движемся, и есьмы. (Деян. 17:28) Сии действия Божии всем трём Божественным лицам общие: но в Символе веры, для различия Божественных ипостасей, и внешними действиями к Богу Отцу относятся, яко первой в Божестве Ипостаси.

§ 16

Символ веры о Боге Сыне вещает нам: что Он от Бога Отца прежде век рожден, и есть Бог истинный от Бога истинного, яко свет от света, единосущен Отцу и Святому Духу; по пришествии своём на землю нас ради человек и нашего ради спасения от Преблагословенной Девы Марии, Духом Святым приосененной, родился, и есть совершенный Бог и совершенный человек, Искупитель и Ходатай всемирный; во удовлетворение правосудию Божию за грехи всего мира страдал, умер, в третий день воскрес, по четыредесяти днях своего из мертвых воскресения вознесся на небо, и паки приидет в последний миробытия день судить живых и мертвых для достойного коемуждо по делам воздаяния.

§ 17

Символ веры о Боге Духе Святом вещает нам: что Он есть Господь животворящий, предвечно от Бога Отца исходящий10, единосущен и равночестен Отцу и Сыну; Его вдохновением Пророки и Апостолы писали; Его благодатью и мы оживотворяемся и освящаемся.

Грешник когда грешит и во грехах пребывает; тогда мёртв есть душою хотя телом и здрав будет: Дух же Святой оживотворяет грешника, посылая ему благие мысли и желания к добродетельной Христианской жизни; что всяк на себе приметить может в случае какого-либо законопреступного предприятия, по обличении его в том собственною совестью для отвлечения его от зла. Дух Святой оживотворяет грешника, подав ему средство к раскаянию через чтение, пение и поучение Церковное, через примеры и советы добродетельных людей; освящает же Дух Святой грешника в благодатных таинствах, коих в Грекороссийской Церкви семь: Крещение, Миропомазание, Евхаристия, Покаяние, Священство, Брак и Елеосвящение.

§ 18

В Символе веры читает всяк православный Христианин: чаю воскресения мертвых.

Иисус Христос и Его Апостолы, для нашего в благочестивых подвигах ободрения, представили нам ясно сию спасительную о воскресении мертвых истину разными и сильными доводами, подобиями и примерами; представили нам и те восхитительные праведные радования, которые откроются по воскресении мертвых егда тленное тело сие облечется в нетление, и смертное сие облечется в бессмертие в жизнь вечную, прежде сложения мира уготованную. (1Кор. 15:54; Ефес. 1:4)

Се утешительное чаяние о воскресении мертвых и о жизни будущей!

Се неоспоримое доказательство, что Христианское учение, относительно веры и её высоких таинств превосходит все человеческие о том умствования.

§ 19

О любви, яже о Христе Иисусе.

1) Иисус Христос, поучая нас что любовь есть союз совершенства и утверждение истинного благочестия на все полезного имущего обетование нынешнего живота и грядущего, (1Тим. 4:8) и положа основание сие ко исполнению закона, ознаменовал изящество Своего учения сею толь превосходнейшею заповедью: возлюбиши, рече, Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всем помышлением твоим, и всею крепостью твоею, и возлюбиши ближнего твоего, яко сам себе. (Матф. 22:37–40) В сию обою заповедью весь закон и Пророцы висят.

Повелевает Христос первее всего и паче всего любить Бога, яко Бог Зиждатель всяческих, а мы творения рук Его, столько же преблагих сколько и всемогущих; мы Богу во всём принадлежим. По сей принадлежности требует от нас Бог законом непреложным: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим; Бог создав нас без нас утвердил в сердцах наших престол нашей жизни, да живём для Него, всем сердцем любя Его. – Возлюбиши Господа всею Душою твоею; ибо душа наша есть образ и подобие Божие. Возлюбиши Господа всем помышлением и всем умом твоим; ибо ум наш есть луч небесной премудрости, в котором Бог заключил связь наших мыслей, цель наших познаний и нашего бессмертия славу. – Возлюбиши Господа всею крепостью твоею; ибо тленности не могут удовольствовать ни малейшей части наших желаний: Бог есть упование наше и часть наша на земле живых. (Псал. 141:6) Часть наша, достояние наше, которого мы должны в жизни сей искать и для будущей жизни. Бог есть единственное и всесовершеннейшее наше блаженство, бесценными Христовыми заслугами нам приобретённое; и потому-то Христос каждому из нас повелевает: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем и прочее.

2) поелику же Бог есть единственное наше блаженство; то мы, по врождённой к добру наклонности, обязаны возноситься к нему чистейшим желанием с глубочайшим благоговением приклоняя мысли и сердца наши перед Его величеством; удаляясь всячески пагубного безбожия и многобожия, и из глубочайшего к Богу благоговения почитая святые иконы, мысль и сердце наше к Богу возносящие; ублажая и угодников Божиих, Богу соцарствующих и Богу о нас молящихся. Притом обязаны мы не в других каких случаях, но токмо в молитвах, в нужных и законных присягах, с сыновним страхом и благоговением воспоминать святейшее имя Его; обязаны мы охотно и усердно, а особливо в воскресные и праздничные дни, приходить в храм Божий на всеобщие молитвы и славословие, признавать пред Богом свои немощи и недостатки, и испрашивать у Него потребные нам помощи, являя тем сыновнюю к Нему, яко всех благ подателю, достодолжную любовь и привязанность.

3) От любви к Богу, яко из чистейшего источника, проистекает любовь и к ближнему: ибо кто привержен к Богу всею искренностью любви своей, тот достойным образом может любить и ближнего своего; а достойно любить ближнего не иначе можем, как только любя его по слову Христову, якоже и самих себя, то есть: чтобы мы столько же ближнему нашему желали добра сколько того желаем себе, и столько же благосостоянию его спомоществовали бы, сколько печёмся устроишь наше благополучие; чтобы друг друга тяготы носили, ущедряя неимущих от избытка нашего, наставляя невежу благим советом и примером добродеятельной жизни, и всякие возможные оказывая другим услуги: а особливо, чтобы мы воздавали родителям нашим должную честь и почтение, признавая их посредственниками Творческой благости; чтобы мы благоговели к своему Законному Государю, почитая в нём образ Царя небесного, и служа ему верно и ревностно; чтобы мы признательны были к своим благодетелям, лобызая в них десницу промысла Божия о нас; чтобы мы не ходили на совет нечестивых, к обиде ближнего устрояемый, уклонялись от путей ведущих на похищение чуждого, и соблюдая себя во всяком преподобии, целомудрии, правде и истине, убегали всех приманчивых к злодеянию случаев; чтобы не оскорбляли ближнего ни делом, ни словом, ни помышлением, сохраняя жизнь его и здравие, как собственное наше; чтобы мы наконец любили и самых врагов наших, и добро творили ненавидящим нас, благодушно прощая от них причиняемые нам обиды, в предохранение себя через то от мщения, вред обидящему и обиженному наносящего.

4) И так любовь к Богу и любовь к ближнему, учением Христианским внушаемая, есть единственный предмет всего Божественного закона; есть напоминание того, чтобы любя Бога, и представляя, что един есть Господь, иже над всеми, через всех и во всех нас, едина вера, едина Церковь, едино тело есьмы во Христе и между собою взаимные члены, представляя сие всячески, старались бы ecи тожде мудрствовати, тогожде хотети, тожде деяти и быти всем вся, для общего всех спасения, яко таковыми жертвами благоугождается Бог, и мы по степеням таковой деятельности восходим от временных благ к вечным. (Рим. 12:16; 1Кор. 9:22; Евр. 13:16)

* * *

10

Какое различие между исхождением Бога Духа Святого от Бога Отца, и между посланием Духа Святого от Бога Сына Иисуса Христа, объяснено в примечании под § 1-м.



Источник: Драхма от сокровищ Божественных Писаний Ветхого и Нового Завета. Сокращение правил, при чтении Священного Писания к знанию потребных. В пользу Священно и Церковно-служительских детей Курской Семинарии в высших классах обучающихся. Москва. В Синодальной Типографии, - 1809

Комментарии для сайта Cackle