архиеп. Феоктист (Мочульский)

Источник

Отделение третье. О разделении Священного Писания на Ветхий и Новый Завет

§ 20

Истины в Священном Писании, а особливо в Ветхом Завете, представлены так, как они в различные времена при различных обстоятельствах смертным предлагаемы были; и хотя оные Истины от средоточия и главного их предмета иногда удаляются до разных окрестностей: но всегда к своему средоточию, к главному своему предмету возвращаются явно или таинственно. Для того-то потребно различать главные Священного Писания предметы от случайных в нём находящихся происшествий.

При том надобно знать: какое различие между прообразованиями и прообразуемым; между Церковью Ветхозаветною и Новозаветною; между Церковью, на земли сущею и на небе верным от сложения мира уготованною; между смыслом Священного Писания простым и таинственным; между законом и Евангелием; между делами нашими и заслугами Христовыми между состоянием Христовым смиренным по воплощении, и между превознесенным по воскресении; и какие примечания о естестве человеческом поврежденном и обновляемом; о блаженстве человеческом начинательном и совершенном? и о прочем.

Святой Амвросий, Епископ Медиоланский, заграждал уста пререкателям объясняя им оспариваемые ими Священного Писания тексты приличными к тому разделениями.

§ 21

Священное Писание, по вдохновению Божию Пророками и Апостолами написанное, по Гречески БИБЛИЕЙ11 называемое, на Ветхий и Новый Завет разделённое, имеет одну и тужде цель, одно и тоже смертным предложение для временного и вечного их блаженства.

§ 22

Различествует Ветхий и Новый Завет, во-первых, тем, что Ветхий предвозвещал Мессию Иисуса Христа, в мир грядущего; а Новый провозвестил сего Мессию, в мир пришедшего и от Преблагословенной Девы, Духом Святым приосененной, воплотившегося.

Различествует Ветхий и Новый Завет и в рассуждении силы и действия.

Сотворил Бог небесные светила в начала дне и в начала нощи. (Быт. 1:16)

В ночи солнце освещает землю, луне сообщая лучи свои для освещения земнородных; а днём солнце освещает и согревает землю само собою собственными своими лучами, при создании от Бога ему данными: тако и в Ветхом Завете жертвоприношения очищали Праотцев силою обетований о пришествии Мессии в мир для избавления от грехов человеческого рода; а в Новом Завете сам дражайший мира Искупитель Иисус Христос совершил избавление, освящение и оправдание наше собственным самого Себя на жертву принесением, и Божественным своим учением просветив человеческие умы, согрел и человеческие сердца к творению всякого блага на земле, в надежде вечного воздаяния на небесах.

Различествует Ветхий и Новый Завет и содержанием.

В Ветхом Завете открыл Бог заповеди оправдания и суды; через заповеди разумеется закон естественный, через оправдания закон обрядовый, через суды закон судебный. (Втор. 6:1)

Ветхозаветный обрядовый закон был только сению (прообразованием) грядущих благ; (Евр. 10:1) был только пестуном во Христа, (Галат. 3:24) был только преднаставником Христианского учения; предрасполагал, вразумлял и руководствовал Ветхозаветных праотцов и потомков их Иудеев к принятию новой благодати. И так, когда Бог для Ветхозаветных праотцов узаконил многоразличные жертвоприношения: то узаконил оные единственно для прообразования Христовой жертвы; когда же Христос в мир пришёл и от века предположенную жертву совершил: то Ветхозаветные жертвоприношения не нужны уже стали.

Можно законодавца Бога, относительно древних прообразований и обрядового через Моисея Израильтянам данного закона, уподобить тому человеку, который, намеревая построить дом, заготовляет не только материалы, но и подмостки поставляет для хождения работникам с низу вверх с орудиями и материалами, а построивши дом ненужные подмостки от дома отбирает; так и Ветхозаветный на время данный закон, яко ныне ненужный, оставлен. Впрочем хотя Ветхозаветный обрядовый и судебный закон в Новозаветной Церкви, яко ненужный оставлен; но для доказательств о Христианском преимуществе, из Ветхого Завета взимаемых, в числе Божественных книг ненарушимо хранится: для того-то при чтении о Ветхозаветной Церкви, прообразовавшей Церковь Новозаветную, не должно нам быть без внимания; ибо Ветхий обрядный и судебный закон ежели читаем без внимания и без рассуждения о Христе, то кажется он нам странен и непонятен; соображая же его с учением Христианским открываются в оном дальновидные и важные предметы. Апостол Павел в посланиях своих, а паче в послании ко Евреем в каждой почти главе объясняя закон Ветхозаветный, обрядовый и судебный, извлекает из оного спасительное нравоучение и догматы Христианские, и объясняя Ветхозаветные прообразования и новозаветные события, заключает: что Иисус Христос насяй всяческая глаголом силы своея, есть Beтxoзаветного и Новозаветного закона Начальник и Совершитель, яко Он вчера и днесь, тойже и во веки. (Евр. 1:3; Евр. 12:2)

§ 23

Спасались о Христе Иисусе Ветхозаветные праотцы; поскольку Христос Агнец, закланный от сложения мира, (Деян. 15:11; Апок. 13:8) в предреченных о Нём от сложения мира обетованиях, прообразовательных жертвоприношениях и благодать Христова во всех веках от сложения мира спасительно действовала, как о сем в предуведомлении изъяснено: для того-то Иисус Христос предлагал Иудеям читать со испытанием Ветхозаветное писание: Испытайте, рече, писания, яко та суть свидетельствующая о Мне (Иоан. 5:39). Не было ещё тогда Новозаветного писания; следовательно Христос Иудеям предлагал писание Ветхозаветное, о Нем благовествующее; объяснял о Себе Христос и Апостолам из книг Моисеевых и Пророческих и Псалмов Давидовых и других Ветхозаветных книг. (Лук. 24:44)

§ 24

Иудеям оказывал Бог особенные Свои милости, дабы поощрить их к сохранению праотеческой веры для привлечения и других народов в тужде спасительную веру: но Иудеи, не внимая сему Всевышнего намерению, отступили от существенных веры предметов; не внимая Пророческим о Мессии внушениям, силились, по кичливости своих умов и развратности своих сердец превратить все Ветхозаветные о Христе прообразования и пророчества; и, в сообразность своим склонностям, ожидали такого Мессии, который бы доставил им одни временные выгоды; всё своё благочестие заключали в наружных и обманчивых святости видах; а особливо, тщеславясь своим от Авраама происхождением, презирали язычников как мерзостных, хотя не меньше и сами от язычников за свою гордость были презираемы. Когда же Иисус Христос пришёл в мир в смиренном образе, и обличая их высокомерие, притворство и суетность, учил их смирению, чистосердечию и истине, и обещевал им достойные награды: мир, радость и бессмертное на небесех блаженство; то они, работая страстям и различным похотям, не токмо не принимали Христова учения, но и самого Христа, обетованного и в мир пришедшего Мессию, презрели, отринули и на смерть предали; не воспоминая более здесь о Христоненавистных Иудеях, а паче Фарисеях и Саддукеях и прочих славы Божией пререкателях, скажем вкратце о способе проявления Ветхого и Нового Завета.

§ 25

Церковь Божия Ветхозаветная во первых миросотворения временах была в одном только известном месте и в не многих заключалась семействах, которых праотцы, нераздельно и долговременно жительствуя и удостаиваясь часто непосредственных Божиих откровений, могли и без писмен памятствовать небесные им внушения, и поступая по точности оных, наставлять чад своих и рабов в вере и законе: но когда человеческая жизнь начала сокращаться, память ослабевать, а Церковь умножалась; особливо же когда Израильтяне, живя в Египте и в других местах весьма повредились от бывшего с язычниками обращения: то дабы всяк , яко в зерцале , мог видеть правила веры и благочестия; Моисей и другие Пророки, по вдохновению Божию, преподали в писаниях вся от начала мира бывшая и вся до Богослужения и управления Божиим народом принадлежащая, особливо же относящаяся к обетованию о пришествии Мессии и Его знамениях; что всё заключается в Ветхом Завете.

Подобно сему, и в начале Нового Завета Евангельское учение преподаваемо было изустно же: ибо Церковь Христова была тогда ещё малочисленна и не в дальнем рассеянии. Притом Христос куда ни обращался, ученики Его, всегда восследуя Ему, поучались от Него; по вознесении же Христовом на небо и по сошествии Духа Святого на Апостолов, когда Апостолы возвестили повсюду имя Христово, и Церковь Христова распространилась до конец земли: тогда, по отдалённости мест, не удобно уже было учить всякого изустно; в следствие чего верховные Апостолы, по вдохновению Духа Святого, изобразив на хартии нужные ко спасению истины, предпослали оные верным тогда бывшим; и те же самые спасительные истины, от тогдашних времён доныне благовествуемые в Христовой Церкви, пребывают невредимо и всецело, и пребудут до скончания века силою обетования, Иисус Христом Апостолам изречённого пред вознесением на небо; аз, рече, аз есмь с вами до скончания века, аминь. (Матф. 28:20; Тим. 4:7)

Апостолы течение своё в мире сем скончали преселением в жизнь вечную: но живут они в мире сем и ныне и до скончания века жить будут; друг по другу преемники их Епископы и Пресвитеры.

О сем и Апостол Павел написал тако: Сшедый и возшедый превыше всих небес дал есть овы убо Апостолы, овы же Пророки, овы же Пастыри и учители к совершению святых в миру возраста и исполнения Христова, (Ефес. 4:10–13) чтоб Христиане младенчествовали только непорочностью жизни; в познании же веры и любви, яже о Христе Иисусе, были бы совершенно возрастны и доблестем Христовым удобоподражательны.

* * *

11

Священное Писание по Гречески названо Библией, то есть книгою; поскольку она содержит в себе такие истины, каковых прежде ни в каких книгах не было, и она как-бы одна в свете книга, яко в ней одной объяснено создание и искупление мира и прочие спасительные истины.


Источник: Драхма от сокровищ Божественных Писаний Ветхого и Нового Завета. Сокращение правил, при чтении Священного Писания к знанию потребных. В пользу Священно и Церковно-служительских детей Курской Семинарии в высших классах обучающихся. Москва. В Синодальной Типографии, - 1809

Комментарии для сайта Cackle