архиеп. Феоктист (Мочульский)

Отделение четвёртое. О смысле Священного Писания

§ 26

Смысл в Священном Писании бывает Грамматический, Риторический, Логический, Аллегорический, Исторический, Пророческий и Приточный, притом буквальный и таинственный, но во всех сих смыслах есть точный разум истины, самым Богом нам предлагаемой через слова тогожде Писания, или через означения оных. Скажем прежде о смысле Священного Писания буквальном и таинственном.

§ 27

Смысл Священного Писания буквальный означается непосредственно через самые тогожде Писания слова; таков смысл в догматах веры и в заповедях Господних.

1) Рече Иисус Христос Искупитель мира ко Апостолам своим: Шедшe в мир весь, научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа. (Матф. 28:19)

2) Прием Иисус хлеб и даяше ученикам рече: приймите и едите, сие есть тело мое; и прием чашу, даде им глаголя: пийте от нея вси, сия есть кровь моя нового завета. (Матф. 26:26–28)

3) Возлюбише Господа Бога твоего от всего сердца твоего, от всея души твоей, и всею крепостью твоею, и всем помышлением твоим, а ближнего своего яко сам себе. (Лук. 10:27)

Во всех оных текстах смысл буквальный, через самые слова означается; а ежели толковать оные тексты иносказательно к другому какому-либо значению: то таковое толкование, яко с Священным Писанием несогласное, православною Церковью неприемлемо.

§ 28

Догматы веры, заповеди Господни, благодатные таинства и Церковные обряды хотя иногда иносказательными словами в Священном Писании означаются: но смысл от Духа Святого в другом месте словами простыми предозначен, и нет ни единого догмата веры, нет ни единой заповеди Господней, которой не были бы объяснены буквально словами простыми

Напр.: первое в мире о Мессии, Божием Сыне, Иисусе Христе благовестие, от Бога первым праотцам нашим по их падении предвозвещённое: Семя жены сотрет главу змиину, (Быт. 3:15) объяснено в другом месте буквально простыми, словами: сего ради явися Сын Божий да разрушит дела диаволя. (1Иоан. 3:8)

§ 29

Есть ещё в Священном Писании смысл сложный, то есть буквальный и купно таинственный, а особливо в Ветхозаветных прообразованиях.

1) Буквальный смысл о Адаме, что он первый в мире человек Богом создан, от него весь человеческий род происходит в рассуждении земной и временной жизни; но Апостол Павел выводит из того смысл таинственный в следующих словах: первый человек от земли перстень, вторый человек (Богочеловек Иисус Христос) Господь с небесе; и якоже облекохомся во образ перстного, да облечемся во образ небесного: якоже бо о Адаме вси умирают; тако о Христе вси оживут. (1 Кор., 15:22, 47‒49)

2) Смысл буквальный: создав Бог Адама, сотвори ему жену в житии помошницу; и поелику Ева из Адамова ребра создана: то оба они едино тело. Апостол Павел из того выводит смысл таинственный о браке: тайна сия велика есть; аз же глаголю во Христа и во Церковь. (Ефес. 5:32)

Христиане при бракосочетании пред Богом произносят клятвенные свои обязательства; и Бог преподая им своё благословление, вразумляет их что брак есть во образ Христа и Церкви Его; якоже бо Христос един и Церковь Его едина, тако един токмо муж и одна токмо жена составляют супружеский союз.12

3) Смысл буквальный: когда потомки , от старшего сына Адамля Каина произшедшие, по своей к идолопоклонству склонности, безстудной развратности и нераскаянным законопреступлениям, были причиною всемирного потопа, о коем Бог праведному Ною за сто двадцать лет предвозвестил; и Ной через всё то время законопреступникам будущий потоп проповедовал, и устрояя по Божиему велению ковчег, предуверял их о будущем потопе за их законопреступления; но законопреступники, не внимая сему, беззакониями своими оскверняли землю; из всемирного же потопа Иисус Христос выводит смысл таинственный о втором своём в мире пришествии на суд, во время которого одни только те, кои пребывали непоколебимо в Церкви Христовой с верою и любовью, яже о Христе Иисусе, без сомнения спасутся так, как один только праведный Ной с семейством своим спасся в ковчеге во время всемирного потопа.

4) После потопа и паки распространилась вера в сынах и потомках Ноевых кои сохраняли внушённую им от их предков истинную веру с жертвоприношениями для прообразования жертвы Христовой: но вскоре и потомство Симово ослабело в соблюдении первобытной их веры; знание Бога и память о сотворении мира приходили в забвение; вместо древних отеческих преданий введены нелепые басни, а от того умножилось идолослужение. Но чтоб таковая язва не заразила всего человеческого рода; от сего всеблагой Бог предохранил Авраама, и восставил в нём праотеческую веру и Богослужение, и, воззвавши его из Месопотамии, обещал умножить семя его аки звезды небесные (Быт., 12:3) с предуверением, что от семени его имеет родитися Мессия, всемирный Избавитель, обещанный Адаму и Еве; должно было сему Мессии произойти от потомков неплодной Авраамовой жены Сарры; рождённый от неё сын Исаак по Еврейскому наречию усмех, а по обетованию утеха Израилева, младенец радости, когда взрос, отец его надеялся от него иметь детей ; внезапно повелел ему Бог принести Исаака на жертву; повинуясь велению Божию Авраам, повёл Исаака на гору, от Бога ему показанную, и готов был заклати сего от Бога данного ему сына, равно как и сын благодушно выю свою приклонял уже под нож держимый отцом его; но Бог, доволен будучи послушанием отца, равно как и сына, уже не требует того более. Таковым-то действием Авраам и Исаак дали живой и приснопамятный образ вольного жертвоприношения Иисуса Христа, духом вкусивши горести креста Его, и несомненно веруя воскресению Его и всех верующих в Него: и для того-то Апостол Павел называет Авраама отцом всех верующих и Ветхозаветных и Новозаветных, (Рим. 4:11) которые получили оправдание, по примеру Авраама, верою и повиновением триипостасному Богу, Создателю, Искупителю и Освятителю человеческого рода.

5) Возлюбленный Богом и человеки Моисей, его же память во благословенных: Уподобил есть его славе святых и возвеличи его в страсе врагов. В словесех его знамения устави и прослави его пред лицем царей. (Сирах. 45:1–3)

Апостол Павел, выводя из оных слов смысл таинственный, пишет: всяк дом созидается, от некоего, а сотворивый всяческая Бог. Моисей убо верен бе во всем дому его, яко слуга, Христос же, яко Сын в дому своем, Его же дом мы есмы, аще дерзновение и похвалу упования даже до конца известно удержим. (Евр. 3:4–6)

Здесь через дом разумеется Церковь, от начала мира триипостасным Богом устрояемая. Моисей извёл Израильтян из Египта, сотворив Пасху для прообразования пасхи нашей: Пасха наша за ны пожрен бысть Христос. (1Кор. 10:2) Переход Израильтян с Моисеем через Чермное море, яко по суху, предзнаменовал преселение наше из привременной сей многомятежной на земле жизни, в жизнь всеблаженную и вечную на небесах.

§ 30

О прочих Ветхозаветных прообразованиях обетованного Мессии Искупителя миру Иисуса Христа объяснено в книге Рассуждение о божественности Христианского учения:13 здесь ещё скажем о сложном Священного Писания смысле: буквальном и купно таинственном.

1) Был Иона во чреве китове три дни и три нощи, (Ион. 2:1) в сих словах смысл буквальный: поелику под именем Ионы разумеется тот самый Пророк Иона, который от кита быв поглощен, и после от оного освободясь, написал о себе самом сию историю; но в той же самой истории предозначен от Духа Святого и таинственным смысле для прообразования Иисуса Христа Сына Божия, три дни и три ночи имевшего быть во гробе , что и сам Христос изъяснил во Евангелии. (Матф. 12:40)

2) По повелению Божию, для исцеления Израильтян в пустыни от змеиных угрызений, медный змей повешен был на древе: (Числ. 21:8–9) сии слова, в буквальном смысле взятые, историю только изъясняют: но прообразованная оными словами истина и произнесённое от самого Спасителя подтверждение удостоверяет нас, что Дух Святой в той истории предозначил Мессию Иисуса Христа, долженствовавшего вознесену быть на крест, да через Него все смертные имут живот вечный. (Иоан. 3:14–15)

3) О Мелхиседеке, Царе Салимском, (Быт. 14:18) из буквального смысла выводит Апостол Павел смысл таинственный, объясняя через Мелхиседека таинство о Христе Сыне Божием, согласно с предметом Ветхозаветного Писания или паче с намерением Святого Духа в писании и через писания глаголющего; поелику предсказано о сем не в то только время, когда Апостолом Павлом писано послание ко Евреем, но и тогда, когда Моисей составил о Мелхиседеке историю, или паче тогда, когда в живых был Мелхиседек и принес в дар Аврааму хлеб и вино.

Мелхиседек без отца, без матери, без причта рода, ни начала днем, ни животу конца имея, уподоблен Сыну Божию; пребывает же Мелхиседек Священник выну; поелику пребывает выну им прообразованный Христос, безе матери по Божеству, без отца по человечеству; притом Ветхозаветные Священники приносили на жертву животных, но Мелхиседек принёс в дар Аврааму, отцу верующих, хлеб и вино для прообразования бескровной жертвы, Иисус Христом узаконится имевшей и во веки пребывающей.

Впрочем не надобно искать в Священном Писании таинственного смысла, где оного нет; а где он есть, должно принимать его с благоговением: притом должно знать, что буквальный смысл предшествует в порядке, а таинственный преимуществует в достоинстве: на пр. в рассуждении порядка, Иона прежде был во чреве китове, нежели Иисус Христос во гробе, но преимущество достоинства Иисуса Христа пред Ионою несравненно величайшее. И так несравненно больше достоинства и силы в прообразованном нежели в прообразовании: на пр. Моисей прообразовал Иисуса Христа в рассуждении ходатайства, но Моисей ходатайствовал у Бога об одних токмо Израильтянах, а Христос ходатайствует о всём человеческом роде; Моисей ходатайствовал словами, а Христос ходатайствует заслугами и удовлетворением правосудию Божию за грехи всего мира.

4) К сложному, буквальному и таинственному смыслу Священного Писания отнести можно и нравоучение из текстов Священного Писания приспособляемое. Апостол Павел пишет: Всяко писание Богодухновенно и полезно есть ко учению, ко обличению, ко исправлению, ко наказанию, ко утешению. (2Тим. 3:16–17; Рим. 15:4)

Да будет нам в том для примера сей из Святого Евангелия текст: се есть живот вечный, да знают Тебе единого истинного Бога и Его же послал еси Иисуса Христа; (Иоан. 17:3) из сего текста Логическое предложение: познание триипостасного14 Бога есть живот вечный, а из сего следующее нравоучение.

1) Учительное: блаженны люди, познавшие триипостасного Бога и поклоняющиеся Ему духом и истиною.

2) Обличительное: заблуждают убо те, кои по единому естественному Богопознанию думают получить живот вечный.

3) Увещательное: желающие наследовать живот вечный веруйте в триипостасного Бога.

4) Исправительное: слепотствующие по единому естественному разуму в познании истинного Бога, да пленяют разум свой в послушание Евангелия, вразумляющего всех о тайне Святой Троицы, при крещении и при других благодатных таинствах всех вразумляющего.

5) Утешительное: тесен и прискорбен путь, вводяй в живот вечный; но теснота и скорбь сия соразмеряется сладкою надеждою получения благ нетленных благодатными триипостасного Бога действиями. До зде о сложном смысле Священного Писания.

* * *

12

К сему присовокупить должно и то, что Адам и Ева за преступление заповеди Божия изгнаны из рая, и приставлен Херувим с пламенным мечом хранить путь древа жизни; и на основании сих слов Церковь святая узаконила явным законопреступникам не дозволять приступать к приобщению святым Христовым тайнам, донель не принесут они явно достойных плодов покаяния; но да не како многою скорбью пожерт будет таковой, то есть , запрещённый, утвердите к нему любовь. (2Кор. 2:7–8)

13

Печат. в Моск. Синод. Типографии 1801.

14

В Священном Писании действия Божии внешние, к человеческому роду относящиеся, принадлежат всем трём Божиим лицам, но воспоминаются иногда два только лица, а иногда одно лицо для означения, что во всех трёх Божиих лицах едино существо, едина воля, едина сила и едина власть: для того-то хотя в сказанном стихе воспоминается один Бог Отец и Бог Сын Иисус Христос; однако здесь разумеется и Бог Дух Святой.



Источник: Драхма от сокровищ Божественных Писаний Ветхого и Нового Завета. Сокращение правил, при чтении Священного Писания к знанию потребных. В пользу Священно и Церковно-служительских детей Курской Семинарии в высших классах обучающихся. Москва. В Синодальной Типографии, - 1809

Комментарии для сайта Cackle