И.Ц. Миронович

Лекция 1. Значение предмета. Общие предварительные сведения

Поётся: “Царю Небесный”, “Православный веры поборниче”, “Яко благочестиваго корене”, Слава и ныне. Господи, помилуй. Молитвами св. праведнаго пастыря Всероссийскаго Иоанна Кронштадтскаго и св. блаженный матере нашея Ксении Санкт-Петербуржския, св. благовернаго великаго князя Александра Невскаго, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец”.

Православно-богословские курсы в память св. Иоанна Кронштадтского были образованы по следующей причине. Когда началась перестройка и хлынули сюда всевозможные миссионеры, в школах началось невероятная тревога из-за учащихся, которые, полгода побывав в тоталитарных сектах, изменялись до неузнаваемости. Преподаватели школ, и особенно родители, не знали, что делать, что противопоставить им. И оказывается, что, к стыду нашему, мы не знаем своего Православия, своей Православной веры, хотя бы её основ. Поэтому эти курсы были образованы с тем, чтобы по окончании их слушатели стали миссионерами и работали, кого где Господь определит, в том числе и в школах, на поприще миссионерской деятельности с тем, чтобы знакомить слушателей: детей, подростков, взрослых – с основами православного вероучения. Вот такая предыстория всего. Но даже если бы и не было этих сект, этих зарубежных миссионеров, к стыду нашему, мы и без них плохо знаем своё вероучение, а оно всё базируется на Священном Писании Ветхого и Нового Завета.

И вот, к стыду нашему, или это менталитет наш такой, сектанты не выпускают из рук Библию, мы <же> её практически никогда не берём. За редким исключением тех, кто читает регулярно Священное Писание, <а так> оно стоит на полке, и люди практически никогда в него не заглядывают. И вот за 70, даже больше – за 80 лет такого безверия, образовался такой духовный вакуум, который не знаешь, как и заполнить. Ведь вера – от слышания, скажет Апостол Павел, а слышание – от слова Божия (см. Рим. 10:17), а это слово Божие кто-то должен преподавать, а преподавать вот так, самому, ни с того ни с сего, также невозможно. Надо получить образование – это первое; второе – надо иметь к этому призвание и третье – гореть желанием сообщить свои знания другим. Поэтому здесь очень большую роль играет и устное научение – проповедь.

К сожалению, в наших храмах она сведена просто к минимуму: к пересказу очередного евангельского чтения за Литургией, какие-то обкатанные фразы, призывы, а целостного учения о Церкви, о Её назначении нет. Ведь Церковь не только врачебница: во врачебницу бо пришел ecu, да <не> неисцелен отыдеши – говорится перед исповедью, но Церковь <ещё> и училище. И Христос называл Себя Учителем (см. Ин. 13:13). И первое, что Он сделал, набирал учеников с тем, чтобы они шли по всему міру, проповедуя Евангелие всей твари (см. Мк. 16:15). Назначение Церкви – миссионерское. Миссиология, миссионерство.

По существу, каждый прихожанин в предназначении своём должен быть миссионером. И если у него есть дар слова, какие-то знания, возможности, он должен эти возможности использовать. Не ходить по квартирам, как сектанты, не останавливать на улицах людей, и в переходах метро их дёргать и приглашать, не совать им какие-то бумажки, а проповедовать тем, кого будет Господь посылать навстречу на его жизненном пути, и, в первую очередь, нужно начинать с своей собственной семьи. «Врачу, исцелися сам» (Лк. 4:23).

Что из себя представляет семья? В идеале – это домашняя церковь. Поклон передаёт домашней церкви Апостол Павел: таким-то и их домашней церкви (см. Рим. 16:4). Если этого у нас нет, если это не практикуется, то о каком миссионерстве может идти речь? Итак, я думаю, что вновь поступившие сюда, на эти трёхгодичные курсы, горят желанием в какой-то мере послужить Церкви своей на поприще проповеди слова Божия. А в ней нуждаются все.

Вот вы не все почему-то принесли Священное Писание. Вас предупреждали, наверное, что на уроки Библейской истории нужно приходить с Библией. Причём желательно с Библией Московского издания, <иметь> полную, не протестантского издания, где многих книг нет (неканонические книги они не включают в состав Библии), а с полным текстом, чтобы вы могли смотреть, потому что, в первую очередь, нам нужно зрительно воспринимать эти священные тексты. Большего свидетельства, чем свидетельство Евангелия, нет, и быть не может. Если угодно, это почти что лицезрение Бога. Если вы не увидите Бога в слове Его, вы не увидите Его ни в себе, ни в окружающем міре. Господь везде оставил следы Своего присутствия: мір весь, космос весь свидетельствует о Нём. Человек, устроенный по Его образу, называется сыном Божиим по благодати. И, тем не менее, наш вероучительный источник – это Священное Писание. А оно в нашей жизни практически не играет никакой роли – так, от случая к случаю, и это наша беда. Это наша беда. Ну, можно было иметь какое-то оправдание до недавнего времени и говорить: а где можно было купить Библию? Не было их. Но сейчас во множестве всё это есть. Покупайте, никогда не поздно начинать своё обучение. Это вот так вкратце.

Я думаю, что здесь сидят люди, которые определились, во-первых, со своим міровоззрением. Сюда должны приходить люди, уже убеждённые, уверовавшие, <а> не искать веры, не искать истины. Истину ищут только философы. Истина для них – что: что есть истина? А истина – это Кто. Что есть истина? – говорит Пилат Христу и, не дожидаясь ответа, уходит (см. Ин. 18:38). Потому что он не верит, что истину можно познать, а перед ним стоит воплощённая Истина, Которая о Себе сказала: «Аз есмь путь, истина и жизнь» (Ин. 14:16). Поэтому мы не ищем истины, она не нами найдена, а она свидетельствует о Себе через Откровение. И вот запишите полное название нашего предмета:

Священная библейская история Ветхого и Нового Заветов.

Определимся с каждым словом. Сейчас происходит такая девальвация слов. Употребляются они не по назначению, профанируются. Мы должны с вами точно определиться, что мы называем священным. Для нас, как верующих людей, священным является всё, что связано с Церковью, с религией. Вот это есть священное. Сказать: священная война, память об этом для меня священна, эти битвы, эти воспоминания священны – нельзя. Нельзя так называть священным ничего, кроме того, что имеет отношение к Церкви, к вере. Вот это священно.

Библейская история: Это история, написанная отчасти свидетелями, как Апостолы, которые были и очевидцами того, что происходило, отчасти пророками, которых Бог призывал и открывал им Свои тайны. Слишком велика претензия человеческого разума на то, чтобы он собственными своими силами доходил до правильных понятий о Боге. Необходимо откровение. Поэтому писатель Священной Истории – это человек, избранный Богом быть свидетелем, и в то же время человек, который получает от Бога откровение. И записывает, и передаёт то и только то, что угодно Господу. Отсюда Писание, повторяю, это почти что лицезрение Бога. И у Святых Отцов взгляд такой был на Священное Писание: когда ты молишься – ты беседуешь с Богом; когда ты читаешь Писание – Бог беседует с тобой. Хотите пребывать в беседе с Богом? – Открывайте Писание и начинайте читать. Сразу же начинается непосредственный контакт с Существом, Которое невозможно определить, потому что Он выше всяких самых прекрасных представлений. И тем не менее, Он свидетельствует о Себе Своим личным присутствием в душе каждого из нас.

Только вот, как приёмник нужно настроить на определённую волну, чтобы услышать, что вызываемый хочет сказать, так и себя нужно настроить соответствующим образом, чтобы воспринимать и чувствовать этот голос Божий. Следовательно, одни из авторов книг Священных были очевидцами событий, другие описывали то, чего они не знали и при чём не присутствовали, – по откровению. И вот это таинственное соавторство Бога с человеком плодом своим имело Его слово. Оно дошло до нас, и весь объём Библии в его ветхозаветной части мы получили от Ветхозаветной иудейской Церкви.

Ну, а с момента, когда пришёл на землю Господь и стал учить, Его Апостолы учили устно, а потом появились первые записи. Сам Христос не писал. Он учил устно.

Ветхого и Нового Завета: Всё время мы делим на два периода. Мы не придерживаемся той периодизации, какая принята в науке: древние века, средние, новая история, новейшая. Для нас деление времени происходит таким образом: произошло какое-то событие, которое навсегда останется непреходящим по своему значению. И таким событием является Воплощение Бога Слова – Второй Ипостаси Пресвятой Троицы: Но когда пришла полнота времени, послал Бог Сына Своего Единородного, рождаемого от жены (см. Гал. 4:4). И весь период до этого момента есть Завет Ветхий, после этого – Новый Завет, берит – союз Бога с человеком. Нельзя здесь слова поменять местами и сказать – человека с Богом, повторяю – Бога с человеком. Бог открывает Себя, а не человек Его находит (ср. 1Кор. 2:10).

После падения в раю ум человека стал греховным, неспособным чисто воспринимать голос Божий. Человек, образно говоря, повернулся к Богу спиной. И что же он увидел? Повернувшись от Творца, он увидел Его творение. Творение – это прекрасно. И он постепенно стал его обожествлять. И вот натуралистические религии – это предел, до которого доходит философия в самых высших её проявлениях. Дальше за эту черту ум человеческий бессилен проникнуть. Всему есть предел.

За этот предел нас вывести может только божественное откровение, только Сам Господь. Он выходит навстречу его поискам и говорит на священном языке: вот Я. Этот голос человек не услышать не может, но не принять его может. Как свободное существо, он может сказать Богу – «нет». Итак, предполагается живой союз Бога с людьми. И вот, когда мы вступаем в союз или договор, каждая из договаривающихся сторон несёт какие-то обязанности и ответственность. Поэтому, вступая с Богом с союз, мы берём на себя великую ответственность. Господь знал, что этот завет нарушит человек. «Всяк человек ложь» (Пс. 115:2). И, тем не менее, зная это, Он идёт на этот союз. Поскольку человек будет Его просить в критические моменты: вспомни завет, вспомни завет, который Ты заключил с нами и помилуй нас. Вот, апеллирует к милосердию Божию через Его Завет. Вот, если так кратко сказать, наш предмет и значение каждого его слова. Краткая библейская история.

Теперь, я вам скажу, какие мы должны пройти этапы, чтобы хоть немного преуспеть в познании слова Божия. Здесь недостаточно образования, памяти, каких-то других интеллектуальных способностей – это все вторично. Вы – пяти пядей во лбу, на вас найдётся человек восьми пядей, на этого – двенадцати пядей. Посади вас за круглый стол и подай тему о природе божества, вы будете ввинчивать мозги друг другу до Второго Пришествия. Господь придёт судить, а вы ещё будете рассуждать о природе божества: чем Бог является по Своей природе. Вот здесь мы должны определиться с двумя вещами. Первое – с мерой веры, какая у каждого есть персонально, и второе – с даром, какой нам дан Господом (см. Рим. 12:6–8). Надо поэтому поступать в меру своей веры и служить тем даром, какой вы получили от Господа.

Безталанных людей в Церкви Христовой нет – все наделены дарами Святого Духа. И вот, надо определиться и узнать, а что же мне от Господа дано. А как это определить, определить то, что нам дано или что не дано? Откройте все Евангелие от Матфея, найдите 13-ю главу.

В 13-й главе собраны прекрасные притчи о Царствии Божием. И первая притча о сеятеле. Вот Господь сказал эту притчу о сеятеле, и дальше я читаю вам с 10-го стиха. То, что я буду здесь зачитывать, я буду говорить, с какого и по какой стих, чтобы вы записывали себе, во-первых, в тетради и после дома перечитывали. Итак, 13-я глава с 10-го стиха.

Мф. 13:10–17

«И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? [Притча – это самый распространённый литературный жанр, который использовался и в Ветхом Завете. И если вы возьмёте из Евангелия и соберёте все притчи, то у вас сложится впечатление, что 90 с лишним процентов всего текста есть притчи. Вот, Господь говорит таким поэтическим языком.

Притчи берутся, как правило, из окружающей действительности. Почему Он говорил притчами? С одной стороны, чтобы приблизить невыразимые тайны Своего учения к мышлению простых людей. Второе, чтобы через эти наглядные образы дать понять людям, что речь идёт о таких глубинных понятиях, которые скрываются за словом. Нельзя поэтому останавливаться на земледельце, на сеятеле, на семени. Он и добавляет в 9-м стихе: кто имеет уши да слышит. Но вот дальше мы читаем: для чего притчами говоришь им?]Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано [вот, как определить, кому дано, а кому не дано? Дальше], ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют; и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите [причина?], ибо огрубело сердце людей сих [всё-таки религиозному чувству в деле богопознания отдаётся первое место. И вот глубоким религиозным чувством Господь наделил женщину, женскую половину рода человеческого. А как происходит огрубение сердца? Огрубело сердце – да по многим причинам, по многим, и от внешних обстоятельств, и от внутренних], и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами [а вот дальше самое страшное], и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их».

Господь Дух Святой благодатью Своей может исцелить любой недуг, любой порок, но посмотрите, какое уже омертвение: и не хотят обратиться к Целителю своему – Я – Бог твой, целитель твой (см. Исх. 15:26)– чтобы исцелиться. Это уже состояние крайнего ожесточения, когда человек дошёл до предела. Дальше уже ад.

Отметьте это: 13-я глава, с 10-го стиха до 17-го, и дома почитайте внимательно. И вот, подумайте над текстом.

Этот текст эксплуатируют в свою пользу оккультисты всех мастей: им-де, дано знать тайны Царства Небесного (ср. Мф. 13:10–15). Вот Блаватская, Рерихи и им подобные, так и говорили: нам здесь Господь говорит о нас. Нам дано знать тайны Царства Небесного, а вам, как второсортным, только в притчах. Это, конечно, бесовская гордыня и ничего больше. Но всё-таки вы подумайте над вопросом – как бы вы ответили: как узнать, кому дано, а кому нет?

Серафим Саровский преподобный отчитывает своего келейника и говорит: никогда не беседуй с людьми, тебе этого не дано. Занимайся своим послушанием и спасёшься. Но наставлять людей, беседовать – не беседуй: тебе этого не дано. Итак, определяемся, дано нам или не дано.

Второе, с чем мы должны определиться – с мерой веры. Откройте 1 Послание к Коринфянам. 1 послание к Коринфянам, 3 глава. Это новозаветная часть Библии. Он < (Апостол) > написал им два письма. И там собственно основал, в этом Коринфе, Церковь. Вскоре после его ухода в этой небольшой общине – приблизительно такое количество, как мы сейчас здесь – произошли такие нестроения, такие разделения, что все между собою переругались и практически перестали общаться. Одни своим духовным лидером стали считать Петра, другие – Аполлоса, третьи – Павла. Вот он по этому поводу им и пишет. Читаю 1 Послание Коринфянам 3-я глава, 5-й стих:

1Кор. 3:5.

«Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, через которых вы уверовали, и притом поскольку каждому дал Господь».

Отметьте: 1Кор. 3:5.

Притом сколько каждому дал Господь. Поэтому дар веры – это не нечто статичное. Надо просить Господа, как просили Апостолы: умножь в нас веру (см. Лк. 17:5). Вот, перед сном грядущим добавьте к своему молитвенному правилу: Господи, умножь во мне веру. Потому что вера может возрастать, восходить от силы в силу, или обращаться в свою противоположность, вплоть до кощунства в самых отвратительных формах. Поэтому грехи против веры надо исповедовать: маловерие, сомнение, колебания всевозможные – вот об этом мы поговорим. И просить Бога, чтобы Он умножил нашу веру. И поверил Авраам Господу, и Он вменил ему эту веру в праведность (см. Быт 15:6). Это не какое-то было отвлечённое теоретическое убеждение: да, что-то там за небесами есть. У него вера перешла в вѣдѣние, в знание (ср. 1Кор 8:7). Вот мы сейчас на эту тему поговорим.

Откройте теперь 12-ю главу этого же I послания. Первые стихи говорят нам о дарах духовных. Я вам сказал, что никого из здесь сидящих нет, чтобы у него не было какого-то таланта. Вот этим талантом и надо служить Богу. Так вот, с чего начинает Апостол 12-ю главу. Читаю вам с первого стиха.

1Кор. 12: 1–11.

«Не хочу оставить вас, братия, в неведении и о дарах духовных [то есть я хочу, чтобы вы знали. Вот посмотрите, никакого эзотерического знания для каких-то посвящённых, никакого экзотерического внешнего знания для людей простых – нет. Это только в других религиях были посвящённые, и за их группу это знание не выходило. И вот дальше читаете:]. Знаете, что когда вы были язычниками, то ходили к безгласным идолам, так, как бы вели вас. [Т. е. в чём вы были воспитаны, то и исповедовали. Но вот пришёл он < (Апостол) >, полтора года трудился в этом публичном доме под открытым небом – это был портовый город, – и за эти полтора года образовалась небольшая община, церковь. Вот ей он и адресовал эти два письма, эти две эпистолы. Вот он пишет:] Потому сказываю вам, что никто, говорящий Духом Божиим, не произнесет анафемы на Иисуса, и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. [Вот эту фразу, вторую половину её запишите: и никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. И подчеркните. Это аксиома нашей веры. Чтобы вы не гордились и не впали в высокоумие: ах, я сама по себе пришла (или пришёл) к вере. Вот мифологическая теория. Сколько она существовала времени? Передать трудно. Иисус – вообще миф, и Евангелие – также миф. Затем несостоятельность её была настолько показана, что пришли, сделали шаг вперёд, так что признали историчность Иисуса, Иоанна Крестителя, некоторых Апостолов. Да, как исторические лица, они были, это отрицать здесь невозможно, но обросли этим ореолом божественности впоследствии. И это сделали их последователи.

Нет. И никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым. Вот в этом плане вы все должны рассматривать себя как носителей дара Духа Святаго и за этот дар благодарить. Дальше он говорит:] Дары различны, но Дух [их источник] один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому [каждому!] дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно».

Вот, Апостол не все дары перечислил, а только некоторые. Служений в Церкви не перечесть, разве дар утешения – это не дар Духа Святаго? Поэтому, например, блестяще сделать операцию – зависит от искусства хирурга, а вот утешать умирающего человека – не каждый умеет. Надо иметь особое к тому дарование. Так вот, надо определиться с мерой веры и с даром, какой вы получили от Господа. И на этом даре и куплю деяти, этим даром и работать Господу. Вот тогда и будет барыш, прибыль. Господь дал нам таланты не с тем, чтобы мы завернули их в чистый плат и потом предъявили, а потому, что, как купец Он ищет прибыли, <Сам> ни в чём не нуждаясь. Раб лукавый и нерадивый (см. Мф 25:26) – вот что мы услышим, если сохраним тот дар Его без увеличения.

Теперь откройте 15-ю главу 1-го послания к Коринфянам. В нём мы находим такие слова. Вот что он говорит тем же Коринфянам, 33-й стих.

1Кор. 15:33 «Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы. Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога».

Вот Силуан Афонский берёт эти слова и говорит: здесь на Афоне без веры жить невозможно. Все, кто населяют эту гору, – все верующие люди, неверующих людей здесь нет. Но из них только единицы знают Бога. Вот теперь и определимся, на какой мы с вами стоим ступени, или степени, веры или знания. Перешла наша вера в знание или так и стоит на этой зыбкой ступени, того и гляди оборвётся, любое какое-то испытание сразу колеблет нашу веру. К стыду вашему говорю, некоторые из вас не знают Бога. Ну, а из нас, сидящих здесь, – это абсолютное большинство. И нечего говорить вам и думать о себе высоко (см. Рим. 12:3), что мы знаем Бога. Не знаем мы. Вера-то наша на гнилых стоит подпорках. Вот поэтому надо просить Бога о том, чтобы Он умножил в нас веру (см. Лк. 17:5) и о том, чтобы дал познать Себя (см. 1Ин. 5:20), чтобы эта вера перешла в знание.

И вот посмотрите, какой уровень был у первых христиан. Когда читаешь, то поражаешься: неужели это всё было, и почему этого нет сейчас? Куда всё это так быстро ушло?

Откройте І-е Соборное Послание Иоанна Богослова. За книгой Деяний идут сразу Соборные Послания. Не Павловы, а Соборные.

Вот I Соборное Послание Иоанна Богослова, 2-я глава. И в этой 2-й главе я читаю вам с 18 стиха.

1Ин. 2:18–27.

Вот, во времена Апостолов было напряжённое ожидание Второго пришествия. Все считали, что с концом века закончится и жизнь – придёт Страшный Суд. И поэтому напряжённое ожидание Второго Пришествия держало людей на высоком уровне. Но человек долго ждать не может. Он хочет, чтобы Второе Пришествие было тогда, когда ему хочется. Вот на следующей неделе, в среду. Если не будет – ждать больше не буду. Значит, его вообще не будет.

«Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши. [Вот я помню, когда инспектор Петербургской Академии нашей отец Александр Осипов выступил через газету с отречением, то Патриархия отреагировала так: Святейший Патриарх Алексий І-й выступил и вот эти слова привёл: Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши. А вот дальше на ту тему, на которую мы с вами говорим:] Впрочем, вы имеете помазание от Святаго [а что это за помазание? Когда мы получаем это помазание? Помазание мы получаем в Таинствах.

И в первую очередь в Крещении и Мѵропомазании. Вот тогда-то и даются Дары] и знаете все. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца. Итак, что вы слышали от начала, то и да пребывает в вас; если пребудет в вас то, что вы слышали от начала, то и вы пребудете в Сыне и в Отце. Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. Это я написал вам об обольщающих вас [Уже тогда поднимались тринитарные ереси, и христологические придут к ним на смену]. Впрочем, помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас [вот какой был уровень. Если бы это можно было сказать о нас! Если бы мы с вами не имели нужды, чтобы учиться!], но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте».

Отметьте 1Ин. 2:18–27.

Чему научило вас, в том и пребывайте. Вот такой был уровень. А о чём этот уровень говорит? О том, о чём предсказывали ветхозаветные пророки, что Господь учит людей непосредственно, не нужны никакие преподаватели, а Он учит их непосредственно. Иоанн Златоуст в своём толковании на Евангелие от Матфея скажет: уже одно то, что мы имеем нужду в Священном Писании, говорит о нашей большой греховности – великой греховности. Мы должны бы вести жизнь такую, чтобы голос Божий воспринимать без всякого посредства. Через какое Писание Бог говорил с Ноем, с Авраамом, с Иовом? Через какое? Не было Писания. А они голос Божий слышали, как мы слышим друг друга. Почему? Да потому что Бог находил их ум чистым, а жизнь добродетельной. Но со временем люди стали утрачивать это чувство близости к Богу, стали уклоняться в заблуждения, вести греховную жизнь и утратили эту связь. Она перестала действовать. Появилась нужда в каком-то посредстве. Появилось слово писаное.

Так вот, мы уклонились настолько, что не можем непосредственно воспринимать, как пишет Апостол: чему научило вас помазание, того и придерживайтесь – это говорит как раз об учительстве без посредства. Дух Святый воздыханиями неизреченными учил человека непосредственно (см. Рим. 8:26). Вот и утратили это. Давайте изучать хотя бы то, что нам предложено – Его Слово.

Откройте Послание к Римлянам и найдите 12-ю главу. В 12-й главе Послания к Римлянам я вам читаю с 3-го стиха.

Рим. 12:3–8.

«По данной мне благодати [ну кто из вас может сказать: по данной мне благодати я говорю тебе то-то и то-то, и ты должен слушать. А ведь это не прелесть. Это свидетельство совести в Духе Святом (ср. 2Кор. 1:12). Дух Святый в него вселился. Вот он и пишет: по данной мне благодати. Что это значит? То есть это не моя рефлексия, не мои умозаключения, а то, что мне открыл Господь. Поэтому то, что я скажу дальше, нужно воспринимать как слова Самого Бога, а не критиковать их] всякому из вас говорю: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. Ибо как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело, так мы, многие, составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены. И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчествопророчествуй по мере веры [даже пророки должны поступать по мере веры]; имеешь ли служение – пребывай в служении; учитель лив учении; увещеватель лиувещевай; раздаватель лираздавай в простоте; начальник ли – начальствуй с усердием; благотворитель ли – благотвори с радушием».

Отметьте: 12-я глава с 3-го стиха по 8-й. А дома этот стих 3-й: не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил – выпишите и – к кровати, чтобы как проснулся, так глаза твои упали на эти слова. Не думайте о себе более, нежели должно думать; но думайте о себе скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил– выучите наизусть. Когда научимся этому, будет приходить и другое. Итак, какие же степени нам нужно пройти, чтобы успешно познавать Священное Писание.

Первое.

Ежедневное чтение Писания в качестве молитвы. Опыт показывает, что, если в среднем человек будет читать по одной-две главы в день, он за год прочтёт всю Библию. Но нам не нужно укладываться в год, не нужно читать по одной-две главы, а определитесь сначала – по 5–10 стихов. Не больше. И за этот предел не выходите. Но уже повторяйте его постоянно. Не упускайте ни одного дня, чтобы, стоя перед иконами, не прочесть 5–10 стихов. Это будет ваш дар Богу. За такое усердие Господь будет потом открывать и некие тайны.

Второй пункт.

Где с наибольшей глубиной раскрыт духовный смысл Священного Писания? С наибольшей, непревзойдённой глубиной он открыт в нашем Богослужении. Поэтому Литургику, литургическое богословие, уставы, церковное Богослужение, посещение этих Богослужений – и ставим вторым пунктом. Они и введут нас в глубину духовного понимания Священного Писания.

Церковь отобрала из множества <песнопений> гимнографии самое лучшее, то, что стало идеалом, эталоном. Посмотрите, Иоанн Дамаскин, Косьма Маиюмский, господин Феофан и прочие – какие они составляли службы!

«Я Минеи читал с детства» – говорит Иоанн Кронштадтский. Думают, что Четьи-Минеи Димитрия Ростовского. Да Четьи-Минеи церковные! Месячные книги на каждый месяц. Читал богослужебные книги. Вот поэтому он так прекрасно и знал, и понимал Священное Писание. Нигде с такой глубиной оно не раскрыто, как в нашем Богослужении. Возьмите эти ирмоса, тропари, кондаки, троичные, антифонные, экзапостиларии, всё это церковное гимнографическое наследие Церкви – это Её богатство. Оно (Богослужение) всё построено на Священном Писании.

Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство – ирмос, Ветхий Завет.

Воплощшееся же Слово всезлобный грех потребило есть – Новый Завет.

Препрославленный Господь, славно бо прославися – заключительный аккорд.

Камень нерукосечный от несекомыя горы Тебе, Дево, отсечеся, Христос, совокупивый расстоящаяся естества.

Да как же это понимать, если мы не воцерковлены, если не знаем церковно-славянского языка, Устава богослужебного? Поэтому без Литургики, без Устава, без Руководства для пастырей нечего и говорить, и толковать, и объяснять Священное Писание. Надо воцерковиться, надо быть человеком Церкви. Только в Церкви и обитает Священное Писание. Что раньше было – Церковь или Писание? Конечно, Церковь. Кто определил объём Писания? Церковь. Кто опознал в этих Книгах подлинное Слово Божие без всякой примеси лжи? Церковь.

Очень часто сбиваются внецерковные христиане. Люди не хотят себя связывать ни с какой Церковью, ни с какой конфессий – я и Бог. Вот и заблуждаются. Вот и заблуждаются, и погибают в водовороте собственных мыслей, в мудровании своём. Не в мудрости, а в мудровании. Поэтому: умертви, Господи, плоти нашея мудрование (см. Час девятый, молитва св. Василия Великого). И не мудрите, а лучше изучайте, прислушивайтесь. Если можно, пойте на клиросе, спрашивайте священников.

Вот прочла, что это такое: «Любити убо нам, яко безбедное страхом, удобее молчание: любовию же, Дево, песни ткати спротяженно сложенныя неудобно есть; но и, Мати, силу, елико есть произволение, даждь» (Празднование Рождества Христова, задостойник). Прекрасный задостойник. А что я сказал? Абракадабра, скажут, ничего не понимаю. Вот вам пример калькового перевода. Выкинули в одну строку греческий текст и сделали под каждым словом перевод. Вот ничего и не понять. Всё нужно менять местами. Законы языка – у каждого свои.

Теперь, следовательно, присутствовать за Богослужением, принимать в нём активное участие, читать Часы, Шестопсалмие, Каноны, Правило ко святому Причащению, петь, дома учиться петь, с семьёй разбирать и рассматривать всё это. Надо иметь дома в своём личном пользовании все богослужебные книги: Октоихи, как минимум; Постную Триодь, Пентиконстарион (Пятидесятница) – всё, что связано с Великим Постом. Затем Цветная Триодь – всё, что начинается с Пасхи. Все эти Служебники, Минеи – по возможности. Это всё должно быть в нашем обиходе, а не лежать каким-то мёртвым грузом за пределами нужности. Уж если и тратить денежку, то нужно знать – на что, и в первую очередь <– на то>, что нас созидает духовно, церковно. Это наше Богослужение и книги эти богослужебные.

Третий пункт.

Никто с такой глубиной не раскрыл духовного смысла Священного Писания, как святые отцы. Но за двухтысячелетнюю историю – вот уже третье тысячелетие началось – этих отцов было столько, что и перечислить их невозможно. Да и не в состоянии человек познакомиться с ними. Если бы он только вот сидел, обеспеченный всем, и читал. Ну, сколько человек может прочитать книг за свою жизнь? Прочтёт он 2000 книг? Я не знаю, прочтёт ли. Если бы только читал и больше ничего не делал, всё равно его возможности ограничены. Поэтому здесь надо себя сориентировать, чтобы не потеряться в этом море книг.

Вот святые отцы эпохи Церкви неразделённой. Вот это важно. Святые отцы эпохи Церкви неразделённой, те отцы, которые занимались истолкованием Священного Писания. И вот здесь уже индивидуальный подход. Возьмите кого-нибудь из восточных одного и из западных. И с карандашом проработайте этих двух отцов и вы станете богословами. Вот Иоанна Златоуста. Он истолковал практически всё Священное Писание. Если вы прочтёте его том «Толкование на Матфея», вы будете знать всё Четвероевангелие. Потому что он, касаясь Матфея, касался – делал экскурсы – во все Евангелия. А из западных возьмите или блаженного Августина, или блаженного Иеронима. Вот киты. Вообще святоотеческий период – прекрасный. Это третий <пункт>.

Четвёртый пункт.

Это старцы наши. Старцы и старчество. Духовники вот эти. Почитайте их эпистолярное наследие. Письма Амвросия, письма Макария, письма Никона. Это такое богатство! Они не уступают святым-то отцам. А поскольку они не так давно и жили, не так удалены от нас по времени, считай, что наши современники, вот и читайте: «Моя жизнь во Христе» Иоанна Кронштадтского, всё, что есть у Игнатия Брянчанинова, у Феофана Затворника. Даже если ими ограничиться, вы очень много приобретёте для себя.

И вот пятый пункт, последний.

Это религиозные философы, мыслители, богословы. Это последнее, и если вы не дойдёте до них, беды не будет. Это и путаники. Великие и блестящие, и в то же время и путаники. Вот они наполнят ваши головы различными теориями, прожектами. И запутались сами, и путают других, кто их читает. Поэтому читайте выборочно. Вот в каждой религии есть пищевые запреты: что считалось допустимым и что запрещалось вкушать как нечистое.

В духовном плане эти пищевые запреты имеют вот какое значение: мы не должны быть всеядными и читать всё, что выбрасывает рынок. Найдите в себе волевое такое усилие, чтобы, вот, не смотреть, и даже в руки не брать. Не нужно это. Вы потом <сами в этом> убедитесь, что, зачем вы всё это читали? По восточной такой духовности, по всем этим религиоведениям, разные философские доктрины – это не то чтение, каким мы должны увлекаться, имея такое богатство. Помните притчу: купец продаёт всё, чтобы приобрести поле, в котором зарыта одна драгоценная жемчужина (см. Мф. 13:45–46).

Вообще, после Евангелия говорить много не стоит: да будут слова ваши немноги (см. Мф. 5:37). Ну, о чём говорить после Евангелия? В слове человеческом силы нет. Запомните это и зарубите себе на носу. В слове человеческом силы нет. Сила есть только в слове Евангельском, в слове Библейском. Вот и питайте себя этим словом, и читайте. В каждой области есть своя классика. Вот святоотеческий период – это и есть классика. Если вы возьмёте Феодорита Киррского – экзегета – вы его из рук не выпустите. Григория Богослова – да прочесть его Пять слов о Боге-Слове, о богословии – я не знаю... А из наших читайте Лосского Владимира < Николаевича>.

Вот, следовательно, эти 5 пунктов вы должны учесть, и по ним должны подниматься, и возрастать от силы в силу (см. Пс. 83:8).

Теперь нужно будет уже перейти и положить начало непосредственно темам нашим.

I. Общие предварительные сведения:

1.               Понятие о Божественном Откровении.

2.               Мы уже с вами сказали, что человек собственными силами к правильному представлению о Боге прийти не может. Он нуждается в откровении, в открытии слышания. Откройте все Послание к Римлянам и найдите 1 главу.

Рим. 1:18–19

«Ибо открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою [На всякое нечестие и неправду. Человек может подавлять истину неправдой. Обладая очень большими интеллектуальными знаниями, он при этом может быть и неправедным, и нечестивым, и бороться с истиной]. Ибо, что можно знать о Боге, ясно для них, потому что Бог явил им».

Не только им, но и нам. Но одни люди загоняют себя на такой уровень полуживотного растительного существования, что их эти умозрительные вопросы не интересуют. Другие всё-таки интересуются, и изучают окружающий их мір, и делают какие-то выводы. Так вот, есть космологическое доказательство бытия Божия: окружающий нас мір так, как мы его воспринимаем, с очевидностью свидетельствует, что этот мір Кем-то создан – Творцом, – и отрицать это невозможно. Вот я дам вам 36 карт букв алфавита нашего и скажу: вот подбрасывайте их сколько угодно, чтобы они, упав, написали, чтобы из них сложилась какая-то фраза: «В начале было Слово» или «Книга родства Иисуса Христа». Сколько угодно подбрасывайте, никогда карты так не лягут, чтобы образовалась фраза. Нужен организующий ум. Нужно, чтобы вы взяли эти буквы и составили из них фразу. А тут такое міроздание – говорить, что оно существует от века само по себе, в силу каких-то присущих материи законов, это безумные глаголы. Ну, ладно, на этом остановимся. Я благодарю вас за внимание.

То, что я вам сказал, дома обязательно перечитайте.

И забыл сказать самое-то главное. С сего же дня вечером начинайте размышлять над темой сочинения. Она одна: Священное Писание в моей жизни. Вот вы мне должны подать реферат: Священное Писание в моей жизни.


Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс